Демографическая проблема генезис и содержание пути решения. Пути решения демографических проблем

В сравнительно недавнем прошлом, еще до начала эры антибиотиков и при повсеместном распространении голода, человечество особенно не задумывалось о своей численности. И было отчего, так как постоянные войны и массовый голод уносили миллионы жизней.

Особенно показательной в этом плане оказались две Мировые войны, когда потери всех воевавших сторон превысили 70-80 миллионов человек. Историки считают, что погибло более 100 миллионов, так как действия японских милитаристов в Китае и по сей день не изучены в должной степени, хотя они убили огромное количество мирных жителей.

Сегодня другие глобальные проблемы. Демографическая проблема - одна из наиболее серьезных и важных среди них. Впрочем, не следует считать, будто бы резкое увеличение численности человечества началось исключительно в наши дни. В далеком прошлом также происходили резкие скачки численности населения отдельных стран, причем все эти процессы зачастую приводили к весьма серьезным последствиям в общемировом значении.

К чему приводит демографический взрыв?

Считается, что у резких всплесков численности населения все же есть положительная черта. Дело в том, что в этом случае целые страны «молодеют», снижаются затраты на медицину. Но на этом все хорошее заканчивается.

Резко возрастает количество попрошаек, многократно растут расходы на образование, количество выпускаемых из учебных заведений специалистов возрастает настолько, что страна попросту не может обеспечивать их трудоустройство. На рынке труда появляется огромное количество молодых и здоровых людей, которые готовы выполнять работу за весьма скромное вознаграждение. В результате стоимость их труда (и без того копеечная) падает до минимума. Начинается подъем преступности, грабежи и убийства быстро становятся «визитной карточкой» государства.

Комплексное видение проблемы

Кроме того, во многих регионах Центральной Африки население уже доведено до столь нищенского состояния, что большое количество детей, которые будут работать на поле или попрошайничать - единственное средство выживания для семьи. Подрастая, они пополняют ряды бесчисленных вооруженных формирований, которые продолжают загонять весь регион в еще больший хаос. Причина - отсутствие даже элементарной государственной поддержи социального оразвития, отсутствие любых источников официального дохода.

Прочие опасности перенаселения

Известно, что уровень потребления современной цивилизации во много тысяч раз превышает уровень нормальных биологических потребностей человека. Даже беднейшие страны потребляют больше, чем они это делали пару сотен лет назад.

Разумеется, что при резком увеличении количества населения, общем обнищании большей его части и полной неспособности государственных структур установить над всем этим хоть какое-то подобие контроля лавинообразно возрастает нерациональное потребление ресурсов. Следствием этого становятся многократно увеличившиеся сливы токсичных отходов кустарных предприятий, горы мусора и полное пренебрежение хоть какими-то природоохранными мероприятиями.

К чему все это приводит?

В результате страна оказывается на грани экологической катастрофы, а население - на пороге голодной смерти. Думаете, современные демографические проблемы начались только в последние годы? В той же Африке еще с середины 60-х годов в целых провинциях люди начали страдать от нехватки питания. Западные медикаменты позволили повысить продолжительность жизни, но ее общий уклад оставался тем же.

Рождалось много детей, требовалось все больше земли для их пропитания. А земледелие там и по сей день ведется подсечно-огневым методом. В результате гектары плодородной почвы превращались в пустыни, подвергаясь ветровой эрозии и вымыванию.

Это все - глобальные проблемы. Демографическая проблема (как можно заметить) характерна для переходных культур, которые получили резкий доступ к благам современной цивилизации. Перестраиваться они не умеют или не хотят, в результате чего возникают жесткие социально-культурные противоречия, которые могут привести даже к войне.

Обратный пример

Впрочем, в нашем мире есть немало стран, в которых демографическая проблема представлена с совершенно противоположного ракурса. Речь идет о развитых государствах, в которых проблема как раз таки в том, что люди репродуктивного возраста не желают создавать семьи, не рожают детей.

В результате на место коренных народов приходят мигранты, которые зачастую способствуют полному уничтожению всей социокультурной составляющей того этноса, который до этого проживал на этой территории. Конечно, это не слишком жизнеутверждающий финал, но без активного вмешательства и участия государства подобную проблему решить не удастся.

Как может быть разрешена демографическая проблема?

Так каковы пути решения демографической проблемы? Способы решения логическим образом вытекают из причин явления. Во-первых, нужно в обязательном порядке повышать уровень жизни населения, улучшать медицинское его обслуживание. Известно, что в бедных странах матери зачастую вынуждены рожать много детей не только из-за традиций, но и по причине высокой

Если будет выживать каждый ребенок, будет меньше смысла рожать с десяток детей. К сожалению, в случае с теми же мигрантами в Европе хорошее медицинское обслуживание привело только к тому, что они стали рожать еще больше. Примерно то же самое наблюдается и в Гаити, где подавляющее число населения живет далеко за чертой бедности, но продолжает исправно рожать. Различные общественные организации выплачивают многим пособия, которых вполне хватает для выживания.

Медицина - превыше всего!

Следовательно, не нужно ограничиваться только лишь улучшением качества медицинского обслуживания. Необходимо предлагать материальное поощрение семьям, в которых не больше двух-трех детей, облагать их меньшими налогами, предлагать упрощенные схемы поступления в вузы детям из таких семей. Проще говоря, должны решаться комплексно.

Кроме того, крайне важна действенная социальная реклама о пользе контрацепции, подкрепляемая невысокой стоимостью таких препаратов. Нужно объяснять людям, что перенаселение влечет за собой плохие условия жизни для их детей, которые не смогут нормально жить в смоге крупных мегаполисов, лишенных зелени и чистого воздуха.

Как повысить рождаемость?

А каковы пути решения демографической проблемы, если бороться предстоит не с перенаселением, а с нехваткой этого самого населения? Как ни странно, но они практически те же. Рассмотрим их с позиций нашего государства.

Во-первых, чрезвычайно важно повысить уровень благосостояния населения. Многие молодые семьи не заводят ребенка только лишь из-за того, что не уверены в завтрашнем дне. Необходимо льготное жилье для молодых семей, налоговые льготы, значительно повышенные выплаты материальных пособий многодетным семьям.

Кроме прочего, в обязательном порядке следует предоставлять возможность получения льготных лекарственных средств и питания для детей. Так как стоит все это очень немало, многие молодые семьи просто истощают свои бюджеты, покупая все необходимое только на свои деньги. В этом же ряду стоит и снижение на молодые и многодетные семьи.

Разумеется, не стоит забывать также о пропаганде семейных ценностей. В любом случае решение демографической проблемы обязательно должно быть комплексным, с обязательным учетом всех факторов, которые и приводят к нарушениям рождаемости.

2.2 Пути решения демографической проблемы

1) Демографическая политика

Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику.

Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости .

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т.п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т.п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи .

2) Демографический коллапс

Ожидаемое снижение численности может принять несколько форм. Во-первых, решающим фактором может стать голод, вызванный сокращением пищевых ресурсов. Этот механизм хорошо известен, он и сейчас "работает" в некоторых странах. На планете только 500 млн. чел. имеют полноценную пищу в избытке, а 2 млрд. питаются плохо или голодают. Ежегодно от голода умирают 20 млн. чел. Численность же человечества увеличивается на порядок больше. Если число умирающих от голода возрастет всего на порядок, рост численности остановится, а если еще возрастет, численность начнет сокращаться. При этом люди будут умирать "далеко и нечасто", поэтому мировое сообщество может делать вид, что не замечает этого. Это самый "естественный" вариант коллапса.

Второй вариант небиологический: одна из ядерных стран попытается захватить остатки невозобновимых ресурсов, а другие начнут с ней ядерную войну. Именно к критическому моменту демографического взрыва человечество путем огромных усилий изобрело и накопило атомное оружие в достаточном количестве, чтобы в любое время довести себя до сколь угодно малой численности. Случайное ли это совпадение или безжалостное проявление неких законов эволюции? Пусть гадают философы. Есть надежда, что как ни примитивно мышление политиков, они все же не допустят такого сценария.

Третий вариант сугубо политический: страны сознательно вводят ограничение рождаемости и постепенно снижают численность населения. Но плодовитость человека определяется популяционными биологическими механизмами, и поэтому до сих пор все попытки государственного стимулирования или ограничения рождаемости оказывались безрезультатными.

И, наконец, четвертый сценарий коллапса, самый мягкий и потому самый желанный. Биосфера подает нам все более сильные сигналы о том, что мы опасно превысили свою численность. Но эти сигналы адресованы не политикам, ученым или вообще разумным людям. Они адресованы нам всем как биологическому виду и должны, минуя наше сознание, действовать на наши популяционные механизмы. Если человечество в целом и составляющие его популяции остаются нормальным биологическим видом, они должны реагировать на эти сигналы. Иное дело, что форма нашего восприятия и реакция будут внешне мало похожи на реакции других видов, поскольку замаскированы всем комплексом наших особенностей как людей цивилизованных. Но эколог в состоянии дать картину того, как может происходить демографический коллапс.

3) Римский клуб

Участники Римского клуба одни из первых известили Мировое сообщество о том, что перед человечеством встали новые сложнейшие глобальные проблемы. Римский клуб был создан в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи. Это международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира, занимающаяся исследованием глобальных проблем современности и ставящая своей целью оказать влияние на общественное мнение, добиться понимания трудностей на пути развития человечества и принятия соответствующих мер. Одновременно участники Римского клуба разрабатывают программы и рекомендации, способствующие преодолению кризисной ситуации

Неофициальные источники примерно так описывают цели Римского клуба:

Полное прекращение всякого промышленного развития и производства электроэнергии на ядерных станциях в так называемом "постиндустриальном обществе с нулевым ростом". Исключение составят компьютерная промышленность и индустрия обслуживания. Сохранившаяся промышленность будет перенесена в те страны где имеется в изобилии рабский труд.

Сокращение населения больших городов

Прекращение всех научно-исследовательских работ, за исключением тех, которые Комитет считает полезными. Основные усилия должны быть направлены против использования ядерной энергии в мирных целях. Особую ненависть вызывают эксперименты по холодному термоядерному синтезу, которые в настоящее время всячески дискредитируются и высмеиваются Комитетом и подчиненной ему прессой. Создание реакторов на основе холодного термоядерного синтеза не оставило бы камня на камне от концепции Комитета об "ограниченных природных ресурсах". С помощью таких энергетических установок при правильном их использовании можно создавать любые вещества и материалы из самых обычных горных пород. Возможности применения реакторов холодного термоядерного синтеза поистине беспредельны, и они могут принести человечеству такие блага, о которых люди пока не имеют даже отдаленного представления.

Путем ограниченных войн в развитых странах, а в странах третьего мира - посредством голода и болезней, осуществить уничтожение 3 миллиардов человек - тех, которых они называют "бесполезными едоками". По этому вопросу Комитет 300 поручил Сайрусу Вэнсу написать доклад о том, как лучше всего осуществить этот геноцид. Работа эта вышла под названием "Отчет Глобал 2000" и была одобрена и принята в качестве руководства к действию правительством США в лице президента Картера, а также госдепартаментом США в лице тогдашнего госсекретаря Эдвина Маски. Согласно положениям "Глобал 2000" население США к 2050 году должно быть сокращено до 100 миллионов человек.

Не допускать того, чтобы народы сами решали свою судьбу, искусственно создавая с этой целью различные кризисные ситуации с последующим "управлением" этими кризисами.

Организация всемирного террористического аппарата и ведение переговоров с террористами везде, где имеет место террористическая деятельность .

4) Регулирование численности населения

Т. Миллер в своей книге уделяет очень большое внимание проблеме регулирования численности населения на Планете. По его мнению, есть два пути, по которым можно контролировать прирост населения: воздействовать или на коэффициент рождаемости или коэффициент смертности. Во-первых, по его мнению, можно ничего не предпринимать, чтобы снизить прирост населения, и позволить миллиардам людей умереть после того, как будет превышен максимально допустимый уровень возможной численности населения. Во-вторых, можно разработать глобальную антикризисную программу по снижению прироста, с тем, чтобы предотвратить катастрофу и гибель людей. Миллер предлагает 3 способа снижения прироста и численности населения в рамках второго пути: регулирование через экономическое развитие, через планирование семьи, через социально-экономические изменения.

Ш Регулирование через экономическое развитие

Правительство может повлиять на общую численность населения, стимулируя изменения в трёх главных демографических категориях: рождаемости, смертности и миграции. Почти все страны, за небольшим, исключением, снижают прирост населения, ограничивая иммиграцию, а в ряде случаев, поощряя эмиграцию в другие страны. Увеличение коэффициента смертности не является приемлемой альтернативой. Таким образом, именно на снижении коэффициента рождаемости сосредоточиваются основные усилия по снижению численности населения.

Экономическое развитие и переходный период естественного движения населения. Демографы изучили темпы прироста и убыли населения западноевропейских стран, которые индустриализировали свою экономику в 19-ом столетии. На основе полученных данных они разработали модель снижения численности населения, получившую название "переходный период естественного движения населения". Её основная идея состоит в том, что, когда государства переходят в разряд промышленно развитых, сначала в них резко падает смертность, а вслед за этим рождаемость. В результате быстрый рост замедляется, а затем показатели рождаемости и смертности выравниваются и постепенно численность населения сокращается.

Таким образом, переходный период состоит из 4х ярко выраженных стадий.

Первая стадия - допромышленная. На этом этапе промышленное развитие на низком уровне, санитарные и гигиенические нормы очень низкие, эффективных лекарств и системы медицинского и социального облуживания плохи или отсутствуют - высокая смертность. Население - в основном в сельской местности, труд - тяжёлый физический, смертность - высокая. Люди стремятся иметь много детей т.к. нужны рабочие руки, много детей в будущем обеспечат родителям старость, нужно страховать высокую детскую смертность "лишними" детьми, очень сильны культурные и религиозные убеждения, восхваляющие многодетность, отсюда высокая рождаемость. Если из высокой рождаемости вычесть высокую смертность - получится низкий прирост.

Переходный этап. Население урбанизируется, развивается промышленность, экономика, санитарные условия и социальная система - резко падает рождаемость. Культурные традиции ещё очень сильны, сельского населения ещё много и оно может пользоваться достижениями цивилизации, тяжёлый физический труд перемещается в города и помощники в семье ещё очень необходимы, нет системы пенсий, и дети остаются единственной надеждой родителей на спокойную старость. Вычтем из высокой рождаемости низкую смертность и получим высокий прирост.

Индустриальный этап - население урбанизируется, санитарно-гигиенические нормы сильно улучшаются и систематизируются, тяжкий труд заменяется интеллектуальным - смертность стабилизируется на очень низком уровне. В городах людям занятых в интеллектуальном труде дети не подспорье, их обучение в конкурентной экономике довольно дорого, развивается система пенсионного обеспечения, смертность на низком уровне - страховаться не надо, отсюда быстрое снижение рождаемости. Вычтем низкую смертность из низкой рождаемости - получится низкий прирост.

Постиндустриальный период. Престиж семьи с детьми падает, развивается эмансипация, феминизм, женщины уходят из дома на работу, пенсионная система полностью обеспечивает безбедную старость, ритм жизни ускоряется - рождаемость продолжает падать. В постиндустриальном обществе уровень девиации снижается, войны практические не ведутся, медицина развивается, продлевая жизнь, человек всё меньше зависит от природы - население стареет, при малом количестве людей моложе 15 лет, которые должны воспроизводить население.

Этот тип развития, по мнению Миллера, самым активным образом должен пропагандироваться в развивающихся странах. Но тут возникает проблема сокращения переходного периода! Культурная и социальные системы медленней всего приспосабливаются к экономическим изменениям и поэтому традиционность, религиозность, медленно вытесняются экономикой на второй план. Сейчас сложилась ситуация, когда развивающиеся страны имеют возможность пользоваться всеми благами цивилизации, что сильно снижает уровень смертности, но на культурном уровне эти страны ещё долгое время не будут соответствовать экономическому развитию, что продлит на долгие годы период резкого роста населения.

С другой стороны снижающаяся численность населения в развитых странах обусловливается снижающейся рождаемостью, которая в условиях постиндустриального общества не поддаётся искусственному стимулированию, объективно поднять рождаемость нельзя из-за условий жизни семьи в сверхмобильном обществе с бешеным ритмом жизни. В этом случае развитые страны могут прибегнуть к стимулированию иммиграции в свои страны, но это в свою очередь может подорвать национальную и этническую целостность этих стран.

Ш Планирование семьи

Суть планирования семьи позаимствована у Мальтуса, который говорил: "Семья должна иметь ровно столько детей, сколько она может прокормить…" Но в то же время методы, которые сейчас для этой благой цели применяются контрацепция и даже аборты, были неприемлемы для него.

Планирование семьи основано на просветительских программах с одной стороны информирующих людей о демографической ситуации в их стране, с другой - показывающая причины этого на примере людей, с которыми ведётся просветительская работа. В программу просветительской работы входят: пропаганда контрацепции как мужской, так и женской, обучение эффективному дородовому кормлению и уходу за родившимся ребёнком, планирование нормального количества детей для каждой отдельной семьи. В программу также входит медицинское обслуживание.

Действенность такого метода неоднозначна. В таких странах как Китай и Индонезия эти меры позволили снизить темпы роста рождаемости, а таких странах как Индия, Бразилия, Бангладеш, Пакистан и страны Африки этот метод к особенным результатам не привёл. Автор приходит к мысли, что действенность этого метода зависит от политической воли государства и наличия достаточного финансирования институционализации планирования семьи как социального инструмента сокращения рождаемости

Экономическое стимулирование сокращения рождаемости и др. факторы

Кроме вышеуказанных способов (экономическое развитие и планирование семьи) существуют чисто экономические и социальные методы сокращения численности населения. В некоторых странах семьям выплачиваются вознаграждения за "не рождение" ребёнка, мужчинам выплачиваются вознаграждения за стерилизацию. Например, в Китае семьи даже штрафуются, если родился незапланированный ребёнок. С одной стороны эти меры могут возыметь действие на сознательные слои населения, с другой - существует множество уловок, как, например, в случае со стерилизацией и вознаграждениями. Человек может нарожать 3-4 детей и уже потом законно потребовать деньги за стерилизацию. Или, например, люди, имеющие столько детей, сколько захотят вполне могут получить вознаграждение за то, что больше не будут иметь детей. В результате такие меры могут иметь нулевой эффект.

Опыт свидетельствует, что экономические вознаграждения и штрафы, предназначенные для сокращения фертильности, лучше воздействуют если они:

Слегка подталкивают, а не заставляют людей иметь меньше детей

Усиливают существующие обычаи и традиции иметь небольшие семьи

Не наказывают людей, которые уже создали большие семьи до принятия программы

Увеличивают доход и размеры землевладения бедной семьи

Анализ динамики развития российско-японских отношений в период 1945-2011 годы

Как отмечалось выше, Товарная структура российско-японской торговли значительно отстает от соответствующих требований научно-технического прогресса Тууделепп А. Японский внешнеполитический потенциал: достижения, неудачи, задачи ///http://www...

Анализ мирового страхового хозяйства

Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как «диалог» или «встречу» цивилизаций - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими...

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

При нынешнем достаточно высоком спросе на транзитные грузоперевозки Россия пока не может предоставить зарубежным клиентам конкурентоспособного...

Глобальные мировые проблемы. Проблема бедности и отсталости

Вопрос "как решить проблему бедности" волнует экономистов всего мира. Главными причинами этого явления называют низкое качество жизни из-за доходов малого размера, недостаточная имущественная обеспеченность населения (прежде всего жилищная)...

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

За последние десятилетия роль внешнеэкономических связей в развитии мировой экономики существенно возросла. Можно выделить несколько проблем...

Основные направления внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий

Одной из первостепенных проблем отечественных предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того...

Основные проблемы экономического развития Российской Федерации

С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер...

Проблемы международных экономических отношений между развитыми и развивающимися странами (проблема "Центр - Периферия")

Суть проблемы Центра и Периферии (или проблемы Север-Юг) состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок...

Процедура подготовки и исполнения внешнеторгового контракта купли-продажи

Развитие и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Белгородской области

Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире

Учитывая неравномерность распределения преимуществ интеграции, безусловно и негативные последствия интеграционных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от места, которое эта страна занимает в мировой экономике...

Размещение природных ресурсов по регионам мира

На сегодняшний день проблемы современного потребления природных ресурсов стоит очень резко. Причем речь идет не только о минерально-сырьевых ресурсах, но и в целом обо всех природных ресурсах планеты...

Россия в системе мирового хозяйства

В целом за последние шестнадцать лет значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно упало. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, в настоящее время доля России в мировом товарном экспорте невелика...

Сущность и основные черты глобальных мировых проблем

Основными способами решения экологической, топливно-энергетической и сырьевой проблем являются: -- быстрое развитие и использование таких основных видов восстанавливаемой энергии, как солнечная и ветровая...

Эволюция вопроса воссоединения КНР с Тайванем

С 1987 г. в политической жизни Тайваня началась волна перемен. В течение довольно короткого времени на острове по существу возникла новая политическая ситуация. Иными стали и его взаимоотношения с материковой частью Китая...

Сущность демографической проблемы

Сущность демографической проблемы отображена в современной демографической ситуации:

  1. В развитых странах, с прогрессивными экономическими преобразованиями, наблюдается демографический кризис, характеризующийся падением рождаемости, сокращению численности населения и его старению.
  2. Демографическая проблема в развитых странах появляется через повышение числа абортов (Германия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия), а также увеличение случаев суицида.
  3. В странах Африки, Азии, Латинской Америки происходит стремительный рост населения. Развивающиеся страны все менее способны обеспечить свое население необходимым продовольствием, материальными благами, дать элементарное образование, предоставить работу трудоспособным лицам. Возрастает нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное.
  4. В странах третьего мира проживает населения в 3раза больше, чем в развитых странах.
  5. Демографический взрыв наблюдается в развивающихся странах, с наиболее низким уровнем экономического и социального развития. Во многих из таких стран проводятся мероприятия по снижению рождаемости, однако большинство населения отличается неграмотностью.
  6. Стремительно растут экологические проблемы, загрязнение окружающей среды, намного превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему.

Демографическая проблема тесно взаимосвязана с другими глобальными проблемами:

  • проблема нехватки ресурсов,
  • экологическая проблема,
  • топливно-энергетическая проблема.

Пути решения демографической проблемы

Замечание 1

Демографическую проблему можно решить только, соединив усилия всего мирового сообщества. В числе первых участники Римского клуба известили мировое сообщество о глобальных предстоящих демографических проблемах.

Пути решения проблемы:

  • реализация демографической политики;
  • регулирование численности населения через планирование семьи;
  • проведение социально-экономических преобразований, ведущих к повышению уровня жизни, и, как следствие, к стабилизации численности населения через снижение рождаемости;
  • сбор, анализ и распространение информации о демографической ситуации;
  • разработка рекомендаций для государств-членов ООН, международного сообщества по осуществлению демографической политики;
  • исследование и анализ проблем народонаселения, взаимодействия социальных, демографических, экономических и экологических процессов;
  • проведение конференций на межправительственном уровне по народонаселению.

Для обеспечения населения необходимыми материальными и сельскохозяйственными продуктами необходимо:

  • повышать продуктивность сельскохозяйственных культур;
  • выводить более продуктивные породы домашнего скота;
  • широко внедрять аквакультуру;
  • более полно использовать биологическую продуктивность Мирового океана;
  • внедрять энергосберегающие технологии;
  • снизить потребление природных ресурсов.

По решению демографической проблемы разработаны и внедряются международные программы.

  • В 1969 году создан фонд ООН, функционирующий в области народонаселения.
  • Проведены три Всемирные конференции по проблемам народонаселения.
  • В1997 году в Бухаресте была разработана и охватила более 100 стран Всемирная программа в области народонаселения, включающая порядка 1400 проектов.

Основные вопросы, внесенные в программу:

  • разработка законов, обеспечивающих эффективную поддержку семьи, содействие ее стабильности;
  • темпы прироста населения;
  • вопросы рождаемости и смертности;
  • вопросы миграции;
  • проблема урбанизации.

Замечание 2

Для действенного решения проблемы народонаселения необходимы эффективные и качественные социально-экономические преобразования. Всемирная программа указывает на тесную взаимосвязь между устойчивым экономическим ростом, стабильным развитием и народонаселением.

Во многих странах проводится политика по регулированию роста населения, направленная на его рост или снижение:

  • запрет иметь более 1-2 детей (Китай, Индия);
  • предоставление дополнительных льгот семьям, имеющим одного ребенка (Китай);
  • пропаганда малодетности/многодетности;
  • предоставление пособий и льгот семьям, имеющим детей (Россия);
  • улучшение медицинского обслуживания и социального обеспечения.
Решение проблем демографического развития в России и за рубежом

В соответствии с результатами статистико-математических расчетов и прогнозов, выскажем гипотезу, что повышение уровня производства ВВП, уровня жизни, основных показателей занятости населения и других экономических показателей способны вернуть демографическую ситуацию в России на ту стадию "демографического перехода", на которой он был прерван в начале 1990-х годов с началом экономического, социального и демографического кризисов. Таким образом, перспективные задачи распадаются на две группы. Первая группа задач актуальна в настоящее время и решается на стадии выхода России из демографического кризиса и возвращения на рельсы "демографического перехода". Вторая группа задач связана с отдаленной перспективой и началом движения России вслед за странами, наиболее далеко ушедшими по траектории "демографического перехода", особенно в части снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Разумеется, двигаясь за этими странами, Россия неизбежно будет сталкиваться с угрозами старения населения, балансирования рождаемости на сравнительно низком уровне, не обеспечивающем естественного воспроизводства, проблемами в сфере иммиграции.

Можно сделать вывод, что повышение рождаемости и снижение смертности до уровней, близких к наблюдавшимся в конце 1980-х годов, может произойти в результате роста ВВП и уровня жизни до соответствующих значений. Это означает, что основу демографической политики на ближайшие годы составляют рост производства, занятости, доходов населения, увеличение строительства жилья и его реальной доступности для населения. То есть демографическая политика в широком смысле - это вся экономическая политика. Тем не менее, это не означает, что государство вправе устраниться от проведения демографической политики в узком смысле - решения конкретных проблем воспроизводства населения методами, давно апробированными во Франции и других зарубежных странах и частично применявшимися в нашей стране до 1991 года.

В первую очередь необходимо усилить стимулирование рождаемости путем повышения семейных пособий в связи с рождением и воспитанием детей до уровней, сопоставимых с прожиточным минимумом (в расчете на каждого ребенка соответствующего возраста). Расходы, которые могут при этом быть возложены на государственный бюджет, несопоставимы с будущим ущербом от депопуляции, если меры против этой последней не будут безотлагательно приняты. Разумеется, необходимы также специальные программы развития здравоохранения, оздоровления условий труда, борьбы с бытовым травматизмом и другие меры по борьбе со смертностью.

Кроме того необходимо:

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования;

доступность жилья для семей с детьми;

стимулирование рождаемости – предоставление материнского (семейного) капитала, гибкость форм…, запрет на пропаганду абортов, укрепление семьи, улучшение материальных условий жизни;

улучшение здоровья, особенно молодежи;

сокращение смертности (борьба с алкоголизмом, наркоманией);

повышение средней продолжительности жизни (борьба с массовыми заболеваниями, подъем благосостояния, улучшение здоровья);

стремиться к изменению нравственных ценностей, когда приоритетом семейной жизни становится потребность не водном ребенке, а в нескольких;

в любви к детям;

необходимо поднимать престижность многодетной семьи.

В дополнение к перечисленным мерам могут быть полезны усилия по формированию установок на самосохранительное поведение, здоровый образ жизни населения.

Стратегические цели миграционной политики исходят из приоритетов, которыми являются: сохранение демографического, трудового и оборонного потенциала, геополитическое равновесие, нормализация пропорций расселения, в первую очередь - заселение слабоосвоенных и приграничных территорий и др. Реализация эффективной политики в области регулирования миграции и населения, в частности, предполагает использование миграционного потенциала стран СНГ и Балтии в интересах демографического развития РФ, действенную защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев на всей территории страны, содействие интеграции вынужденных мигрантов в российское общество.

Остается необходимым профилирование различных категорий иммигрантов в Россию и переход к дифференцированной полните привилегированного привлечения на территорию России соотечественников (репатриантов) из числа представителей коренных народов РФ и стран, находящихся с ней в интеграционных отношениях – в настоящее время это Белоруссия, - с соответствующим обеспечением их жильем, работой, всеми видами социальных пособий (по образцам Германии и Израиля), ограниченного допуска, на основе жестких критериев, всех прочих категорий иностранных граждан (безотносительно к их происхождению из стран СНГ и Балтии или иных стран). Среди критериев допуска последней категории мигрантов в Россию могут быть воссоединение семей, веские основания для получения статуса политического беженца, наличие капитала для инвестиций в российскую экономику, наличие дефицитных на российском рынке труда специальностей и квалификации (по образцу США и ряда других стран). Целесообразно также введение квот для последней категории иммигрантов и проведение жесткой политики депортации лиц, необоснованно (нелегально) находящихся на территории Российской Федерации. При проведении миграционной политики следует иметь в виду, что прием и достойное размещение желательных (привилегированных) категорий иммигрантов должны носить массовый характер и послужить как восполнению демографических потерь России (в частности, отрицательного естественного прироста), так и повышению качества ее рабочей силы в результате притока квалифицированных специалистов и лиц, имеющих достаточно высокий уровень образования.

В середине 1970-х гг. уровни рождаемости в "старом" и "новом" свете практически совпадали. Однонаправленными были и изменения институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. Острие молодежных волнений второй половины 1960-х гг. по обе стороны Атлантики было не в последнюю очередь направлено против неприемлемых для нового поколения форм такого контроля. Хотя "майская революция" 1968 г. в Париже закончилась, как тогда казалось, поражением молодежи, бунтовавшей против "системы", спустя всего несколько лет и в Европе, и в США началась существенная либерализация семейного и репродуктивного законодательства. Отчасти это произошло потому, что в термоядерную эру "демографическое соревнование" великих держав утратило военно-политическую актуальность, отчасти - в силу повсеместно начавшегося пересмотра функций государства.

Законодательные акты, легализующие аборт, были приняты: в Англии в 1967 г., Дании и США - в 1973 г., Швеции - в 1974 г., Франции - 1975-1979 гг., ФРГ - 1976 г. В Италии на референдумах 1974 и 1978 гг. большинство избирателей высказались против отмены законов, разрешивших разводы и легализовавших аборт. События складывались в столь согласованную картину триумфа либеральных ценностей, что впору было говорить о "конце истории" за десятилетие до того, как об этом (в более широком контексте) написал Ф. Фукуяма. Неожиданно эта картина начала распадаться. Сформировались три уровня рождаемости:

Наиболее высокий, близкий к уровню простого воспроизводства - в США;

Относительно низкий - западноевропейский;

Сверхнизкий - южноевропейский (наиболее ярко выражен в Италии).

Почти одновременно с расхождением тенденций рождаемости начали проявляться различия в тенденциях институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. По мере того, как отношение европейских политиков и общественности к абортам, внебрачным сожительствам и однополым бракам становилось все более либеральным, в США набирали силу консервативные тенденции.

"Первой ласточкой" стал отказ в 1984 г. администрации Р. Рейгана - непримиримого противника абортов - финансировать иностранные организации, способствующие их проведению. В 2003 г. Дж. Буш-младший подписал указ, запрещающий аборты на поздних сроках беременности, а год спустя - акт о защите нерожденных жертв насилия. В феврале 2004 г. он также выступил с предложением внести в Конституцию США поправку, исключающую возможность юридической регистрации однополых браков. Эти инициативы обосновывались соображениями морали и основополагающим значением христианских ценностей для американской нации.

Вообще, различия в отношении американцев и европейцев к религии все более увеличиваются. Так, недавние сравнительные исследования показали: в жизни 59% жителей США религия играет очень важную роль. Это намного больше, чем в Великобритании (33%), Италии (27%), Германии (21%), России (14%), Франции (11%). В американском: обществе усиливаются позиции противников абортов. Если в середине 1990-х гг., судя по опросам Института Геллапа, определяли свою позицию как pro - life (в защиту жизни, против абортов) 33% опрошенных американцев, a pro - choice (за свободу выбора, против запрета абортов) - 56%, то в 2000 г. эти показатели составили, соответственно, 45% и 47%. Инициированные республиканской администрацией изменения в репродуктивном законодательстве поддерживаются подавляющим большинством консервативно настроенных избирателей-христиан

На протяжении последних десятилетий среди населения США были по-прежнему широко распространены консервативные модели демографического поведения. Коэффициент суммарной рождаемости белых жительниц страны нелатиноамериканского происхождения составляет 1,9, что заметно выше, чем в подавляющем большинстве стран Европы. К 2002 г. 40,4% американок упомянутой категории в возрасте 40-44 лет, состоящих (или ранее состоявших) в браке, уже родили двоих детей, еще 20,1% - троих, а 8,7% - четверых и более детей. Экономически неактивны (то есть не работают и не ищут работу или не готовы приступить к ней) 45% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей. Можно, таким образом, говорить о широкой распространенности в США "консервативно-демографического" синдрома, включающего взаимосвязанные консервативные модели не только политического и электорального, но и демографического поведения.

Необходимо отметить и ряд других факторов, положительно влияющих на рождаемость в США. Это - быстрый рост заработной платы американских женщин, позволивший многим из них рожать детей "без оглядки" на не слишком надежных партнеров; бурный рост рынка услуг по уходу за детьми; достаточно щедрое субсидирование расходов родителей на оплату таких услуг из федеральных фондов. Кроме того, структурные изменения рынка труда повлекли за собой расширение числа рабочих мест с частичной занятостью (на них трудятся 32% работающих женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей). Наконец, следует упомянуть быстрый рост численности выходцев из Латинской Америки (в настоящий момент около 13% всех жителей США), для которых характерна несколько более высокая, чем для остального населения страны, рождаемость (значения суммарного коэффициента рождаемости составляли в 2000 г., соответственно, 3,1 и 2,1).

С начала 1980-х гг. стали расходиться и тенденции рождаемости в странах Западной Европы. Если в последних произошла стабилизация суммарного коэффициента рождаемости на уровне (в среднем по региону) 1,6-1,7 при быстром росте доли внебрачных рождений, то в Италии суммарный коэффициент рождаемости упал до небывало низких (около 1,2) отметок, тогда как доля внебрачных рождений росла гораздо медленнее.

Корни данного феномена лежат в характерных для Италии специфических отношениях между такими институтами, как государство, церковь, семья и брак. Крепость семейных уз и семейное предпринимательство издавна компенсировали в Италии слабость и неэффективность государства. Подобная организация общества резко усиливает зависимость индивида от семьи и накладывает на старших членов семьи особые обязанности перед младшими, ибо без родственной протекции найти достойное место в жизни весьма сложно.

В Италии брак по-прежнему имеет безусловный моральный приоритет перед внебрачным союзом. Отношение к институту брака остается достаточно серьезным - в возрастной группе 20-24 лет этот институт представляется устаревшим лишь 11,6% женщин и 15,3% мужчин. Кроме того, процедура развода все еще остается достаточно сложной. В результате люди не вступают в брак, потому что это слишком ответственно, и не создают внебрачного союза ввиду его предосудительности. Если в Северной и Западной Европе внебрачная рождаемость вносит значительный вклад в общее число рождений, то на юге Европы этого не происходит.

Низким оказывается и уровень брачной рождаемости. Итальянцам по-прежнему хотелось бы, чтобы в их семьях было двое-трое детей5. Однако нормы итальянского фамилизма (familismo), то есть семейственности, оказывают понижающее влияние на рождаемость, ибо требуют от родителей ревностной заботы об образовании и профессиональной карьере детей, а это - весьма дорогостоящие предприятия. Вдобавок рынок труда в Италии предлагает меньшие по сравнению с другими экономически развитыми странами возможности для гибкой занятости женщин. В результате молодые люди до последней возможности откладывают вступление в брак, что неблагоприятно сказывается на уровне брачной рождаемости. Поздней брачности способствуют также многовековые традиции совместного проживания родителей и Детей в ряде областей Италии, дороговизна арендуемого жилья, высокий, хотя и имеющий тенденцию к снижению, уровень молодежной безработицы. Многое из вышесказанного характерно и для Испании, где рождаемость также заметно ниже западноевропейской.

Смертность в странах с переходной экономикой: различия в глубине и сроках выхода из кризиса.

СССР и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с середины 1960-х гг. столкнулись со стагнацией или снижением продолжительности жизни. Трансформационный спад повсеместно ухудшил ситуацию. Доклад ООН в этой связи называет потери человеческих жизней, связанные со снижением продолжительности жизни мужчин молодого и среднего в возраста в ряде стран ЦВЕ (особенно в России), наиболее тяжелой "человеческой ценой" перехода от одной социально-экономической системы к другой. Тем не менее, величина такого снижения и последующая динамика показателей на востоке и западе рассматриваемого региона были различны.

Первыми вышли из спада продолжительности жизни Чехия и Словакия (в 1991 г.), Польша (в 1992 г.), Венгрия (в 1994 г.), вслед за ними - Румыния, Болгария и Молдавия (соответственно, в 1997, 1998 и 1999 гг.). В России, Белоруссии и Украине устойчивый рост продолжительности жизни не начался до настоящего времени.

Глубина кризиса продолжительности жизни в различных странах региона и сроки выхода из него определялись характером взаимодействия институтов различного типа и уровня:

правоохранительных и здравоохранительных институтов;

прав собственности;

постоянных способов мышления и действия, ставших привычкой и обычаем.

Быстрее и с меньшими потерями из кризиса - как социально-экономического, так и демографического - вышли страны, в которых:

характер социально-экономических преобразований соответствовал умонастроениям большинства населения;

институты охраны правопорядка и здравоохранения легче поддавались реформированию;

алкогольная субкультура оказывала меньшую роль на экономическую, политическую и повседневную жизнь;

уровень жизни до трансформационного спада был относительно высоким;

существовали благоприятные политические и экономические условия для иностранных инвестиций.

ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Демографическая проблема РФ – глобальная проблема человечества, связанная с убылью населения, при падении рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения и ниже уровня смертности.

Демографический кризис в РФ – глубокое нарушение воспроизводства населения РФ, угрожающее его существованию. Появление кризиса – начало 1990-х гг.

Причины:

    демоэкономические – снижение рождаемости и детности;

    социо-экономические – изменение общества, коренные экономические реформы, ухудшение среды обитания, снижение уровня жизни;

    социо-медицинские – резкое снижение качества жизни и здоровья населения, массовая наркомания и алкоголизм, повышение смертности;

    социально-этические – резкая деформация социальной структуры общества, деградация его институтов и общественной морали, массовая психологическая депрессия, кризис института семьи.

1. Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни в России: ♂57,7 лет и ♀71,2 года.

Сравни : США, Канада, Франция, ФРГ и др. развитые страны: ♂73-74 года и ♀79-80 лет; Япония: ♂75,9 и ♀81,6.

Разрыв продолжительности жизни ♂ и ♀ в РФ – 13 лет – чрезвычайный показатель.

2. Снижение рождаемости

2003 г. – рождаемость упала по сравнению с 2002 г. на 15% и достигла 9,0 родившихся на 1 000 чел.

3. Высокая смертность

2003 г. – смертность: 16,6 умерших на 1 000 чел. Сравни : США – 9,0.

4. Детская смертность

Показатель – 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до 1-го года на 1 000 родившихся живыми. Сравни : США – 5, Канада, Япония – 7, наиболее развитые страны Западной Европы – 6-8. В РФ младенческая смертность в 3 раза выше, чем в мире.

5. Рост числа абортов

Число абортов на 1 000 женщин детородного возраста в РФ – 83. Сравни : ФРГ – 5,1; Австрия – 7,7; Франция – 13,8; Венгрия – 35,6; Югославия – 38,6; Болгария – 67,2.

Примеры решения демографической проблемы в России:

2001 г. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. – констатируется плачевная демографическая ситуация в РФ, сформулированы цели и задачи демографической политики.

2007 г. – новая Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г .

Комплекс мер, направленных на решение демографической проблемы:

    увеличение средней продолжительности жизни населения;

    подъём здравоохранения + улучшение медицинского обслуживания женщин страдающих бесплодием;

    укрепление института семьи, возрождение традиционных семейных ценностей;

    организация планирования семьи;

    пересмотр программы по половому воспитанию школьников;

    поддержка многодетности (ордена «Мать-героиня», «Материнская слава»);

    финансовая поддержка семьи (выплаты при рождении ребёнка, помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям, закон о «материнском капитале» (387 640 руб. 30 коп. в 2012 г.));

    обеспечение жильём молодых семей с 2 и более детьми на льготных условиях;

    взвешенная миграционная политика, направленная на привлечения русскоязычного населения.