Демография в разных странах мира. Мировой демографический кризис

Международная демографическая статистика: оценки и прогнозы ООН

Таким образом, продолжающийся рост общей численности населения мира при относительной стабилизации этого показателя в экономически более развитых государствах четко свидетельствует о положительной динамике численности граждан Третьего мира. Постоянный рост населения этой группы стран, существенная часть которых отнесена по международным стандартам к наименее развитым, очевиден при всех вариантах развития событий и, следовательно, во всех вариантах прогнозов.

Демографическая ситуация в развивающихся странах привлекает пристальное внимание мирового сообщества: перспективное развитие мира во всех областях в значительной степени будет определяться ситуацией в "менее развитых регионах", особенно в Азии, которой по многим параметрам принадлежит судьбоносная роль. Пять демографических лидеров: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш - азиатские государства (см. табл. 3; ситуация в РФ будет рассмотрена отдельно); Бразилия и Мексика находятся в Америке; наиболее населенные страны Африки (2004 г.) - Нигерия (128,7 млн.) и Эфиопия (75,6 млн.).

Таблица 3. Крупнейшие по численности населения страны мира

Удельный вес, % к итогу

Среднегодовые темпы прироста, %

1975-2004

2004-2015

Индонезия

Бразилия

Пакистан

Бангладеш

Источники : Development Human Report 2006. N.Y., 2006. P. 298-300; Monthly Bulletin of Statistics. N.Y., December 2006. P. 1-5.

Высокие показатели демографического роста развивающихся стран сохранятся и в будущем, несмотря на снижение с 1,9% в 1975-2004 гг. до 1,3% в 2004-2015 гг. Напомним, среднегодовые темпы прироста населения мира за те же периоды - 1,8 и 1,1%. Особенно динамичное увеличение численности населения характерно для 50 наименее развитых стран мира. Практически втрое увеличится, например, общая численность населения Афганистана, Буркина-Фасо, Бурунди, Гвинеи-Бисау, Конго, Мали, Нигера и ряда других стран.

Неравномерный рост населения приводит к постоянному сокращению удельного веса развитых регионов в мировом итоге - 32% в 1950 г., 19 в 2005 и 14% в 2050 г. - и к повышению доли развивающихся стран.

Неравномерность роста численности населения отмечается не только между группами государств, но и между конкретными странами. Особого внимания заслуживают изменения, характерные для тенденций развития двух лидеров в демографической общепланетарной ситуации - Китая и Индии. Все чаще Индия опережает Китай и по относительным, и по абсолютным показателям динамики, постоянно увеличивая свой удельный вес в мировом итоге. В то же время происходит некоторое сокращение соответствующего показателя Китая (табл. 3), что, тем не менее, не лишает пока его первой позиции в соответствующем рейтинге.

На этих же двух лидеров мирового демографического развития приходится крупная часть прогнозируемого абсолютного прироста среднегодовой численности населения: в 2015 г. это 258 млн. человек из 830 млн., или более трети. При этом интересно и уместно еще раз акцентировать внимание на том, что Китай продолжит уступать некоторые свои позиции Индии. Так, прирост населения к 2015 г. по сравнению с 2004 г. составит в Индии 173 млн., а в Китае - "всего" 85 млн. человек.

Кроме того, сохраняется довольно существенная концентрация населения в крупнейших по его численности странах. В 10 государствах с населением более 100 млн. человек, из которых только два входят в группу "более развитых регионов", в 2004 г. проживало свыше 3,3 млрд. человек (50,3% мирового итога), из них 2.4 млрд. (37,6%) - в Китае и Индии. Однако в перспективе в наиболее населенных странах концентрация населения будет снижаться. Так, удельный вес государств, которые в 2004 г. возглавляли список наиболее крупных по числу граждан стран - Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Россия, - снизится до 49,6% в 2015 г. против 52,5% в 2004 г., в том числе Китая и Индии - до 36,8% (табл. 3).

Демографическая ситуация ставит перед миром множество вопросов, решение которых в большинстве случаев затруднительно силами исключительно отдельных стран и требует международного сотрудничества различных форматов и уровней. Прежде всего, имеются в виду глобальные проблемы, наиболее острыми из которых уже несколько десятилетий остаются урбанизация; миграция; старение населения; соотношение показателей естественного прироста - рождаемости и смертности и др.

Обратимся к наиболее ярким и потому наиболее широко известным индикаторам из числа оценок и перспективных расчетов ООН, которые помогают получить представление о современной и перспективной - до 2050 г. - демографической ситуации. Особое внимание при этом сконцентрируем на 2015 и 2020 гг. в связи с ранее указанной причиной.

Показатель плотности населения дает представление о среднем числе людей, проживающих на 1 кв. км территории. По данным 2000 г., она составляла в мире 45 человек, а в Азии - самой населенной части света - 115 человек против соответственно 19 и 44 в 1950 г. Наиболее авторитетные демографы прогнозируют дальнейший рост показателя: к 2020 г. до 56 человек и к 2050 г. до 67 человек на 1 кв. км для мира в целом и 143 и 164 человек для Азии. В Китае этот показатель составлял 58 в 1950 г. и 133 в 2000 г.; в Индии -109 и 311; в Российской Федерации - 1 и 8. Максимальные показатели плотности населения у Республики Корея - 189 и 470 человек; Голландии -244 и 383; Бельгии - 283 и 338 соответственно. В число лидеров вошла в 2000 г. Япония - 221 и 336 человек на 1 кв. км .

С плотностью населения связан вопрос деления населения на городское и сельское и как логическое продолжение - проблема урбанизации, под которой понимается сосредоточение экономической и культурной жизни в крупных городских центрах (табл. 4). По данным Демографического ежегодника ООН за 2006 г., в Китае крупнейшими городами остаются Шанхай - 14,4 млн. человек и Пекин - 11,5 млн. (2000 г.) В Индии больше всего жителей в Дели (2001 г. - 9,8 млн., а с пригородами - 12,8 млн. Самой крупной агломерацией мира продолжает оставаться Мехико -19,5 млн. человек (2003 г.).

Таблица 4. Численность городского населения мира, % к общей численности населения

Развивающиеся страны

Источник

Численность городского населения возрастает во всех странах, но особенно в группе экономически развитых, часто отождествляемых с государствами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (табл. 5). В 2004 г. в этой группе стран самым высоким был показатель Исландии - 92,7%, а минимальным по этой группе стран - Португалии - 57,0%. Несмотря на изменение стереотипа относительно преимуществ проживания в городах, в первую очередь в крупных, сохраняется рост числа городских агломераций с населением 1 млн. жителей и более. Бесспорное лидерство здесь принадлежит США, где в 2003 г. было 34 таких урбанизированных образования. Крупнейшие среди них - Нью-Йорк (17,8 млн. человек) и Лос-Анжелос (11,8 млн. человек).

Рост городского населения продолжится и дальше. Он будет заметно опережать динамику сельского населения. Особенно ощутимо эта тенденция проявляется в развитых регионах, где уже с 50-х годов сельское население постоянно сокращается. Среди ведущих стран ОЭСР это наиболее заметно в Японии: к 2005 г. оно составило 2,8 млн. человек по сравнению с 4,5 млн. в 1990 г. (4,3 и 7,2% от числа занятых) .

Таблица 5. Общая численность городского населения ведущих стран ОЭСР, % к общей численности населения

Источник : Development Human Report 2006. P. 298-300.

Как известно, именно города и прежде всего крупные и крупнейшие являются точками притяжения большей части иммигрантов. Таким образом, продолжением логической цепочки проблем плотность населения - городское и сельское население - урбанизация является чрезвычайно острая (но, естественно, дифференцированная по группам стран и отдельным странам) проблема миграции.

По прогнозу ООН, в 2045-2050 гг. основными принимающими странами будут США (1,1 млн. иммигрантов ежегодно), Германия (202 тыс.), Канада (200 тыс.), Великобритания (130 тыс.), Италия (120 тыс.) и Австралия (100 тыс.). В России сальдо миграции (нетто-миграция, или превышение иммигрантов над эмигрантами) оценивается в 50 тыс. человек ежегодно. Отрицательное сальдо будет характерно для Китая (в среднем 327 тыс. эмигрантов в год), Мексики (293 тыс.), Индии (241 тыс.), Филиппин (180 тыс.), Индонезии (164 тыс.), Пакистана (154 тыс.) и Украины (100 тыс.).

На 2005-2050 гг. среднегодовой уровень международной нетто-миграции оценивается в 2,2 млн. человек, или 98 млн. за период в целом. В более развитых регионах мира потоки эмигрантов зачастую компенсируют естественную убыль населения, а в ряде случаев могут даже нарушить тенденцию к снижению численности населения, как это было в 2000-2005 гг. в Австрии, Германии, Греции, Италии, Словакии, Словении и Хорватии.

Миграционные потоки существенно зависят от состояния в принимающих странах рынков труда, а те не в последнюю очередь зависят от половозрастной структуры населения. Изучение гендерной (по полу) структуры осуществляется на основе показателей удельного веса женского (мужского) населения в общей численности населения (например, в КНР в 2000 г. 48,6% населения составляли женщины), а также процентного соотношения мужского и женского населения, то есть числа мужчин в расчете на 100 женщин. По оценке, в целом по миру этот показатель составит в 2020 г. 100,6%; в 2050 г. – 99,4% против 110% в 2005 г. и 99,6% в 1950 г.

Для изучения возрастной структуры населения выделяют три основные группы: до 14 лет (дети); от 15 до 64 лет (население в трудоспособном возрасте); 65 лет и старше (старшая возрастная группа, население в послетрудовом возрасте). Общемировые данные за 2004 г. - 28,5; 64,2 и 7,3% соответственно. Максимально высокий показатель юного населения и одновременно минимальный показатель старшей возрастной группы в течение многих лет постоянно фиксируются в Африке.

Средний "медианный" возраст в мире составляет 26,8 года, в России - 36,4 года, США - 30,0 лет . Еще один показатель возрастной структуры - коэффициент старения (доля людей 65 лет и старше в общей численности населения страны) . В соответствии с устоявшейся мировой практикой страна относится к разряду "демографически стареющих", если лица указанной возрастной группы составляют 15 и более процентов от общей численности населения страны.

По данным переписей конца XX - начала XXI вв., эту границу перешли практически все экономически развитые страны. Удельный вес населения 60 лет и старше составил там 20%, а к 2050 г. повысится до 32%. Численность этой возрастной группы уже превысила численность детей и ожидается усиление этой тенденции: к 2050 г. на одного ребенка будут приходиться два пожилых человека.

Согласно оценкам ООН, проблема старения населения характерна практически для всех стран мира. Различия касаются исключительно степени динамичности этого процесса и, конечно, собственно уровней данных показателей возрастной структуры населения (табл. 6). В России предполагается не только небольшое сокращение доли пожилого населения, но и абсолютное сокращение их числа на 1,43 млн. человек). Прогнозируется, что к 2050 г. число людей старшего возраста (в данном случае речь идет о населении 60 лет и старше) в мире увеличится до 1,9 млрд. человек против 672 млн. в 2005 г., то есть по существу утроится. При этом их большая часть сосредоточится в развивающихся странах: в 2050 г. 8 человек из 10 против 6 из 10 в 2005 г. Кроме того, именно в этих странах будет проживать наибольшее число долгожителей - людей в возрасте 80 лет и старше. Их общемировая численность вырастет до 394 млн. человек.

Таблица 6. Люди старшей возрастной группы в населении мира

Общая численность населения, млн. человек

Доля населения 65 лет и старше

Развивающиеся страны

Источник : Development Human Report 2006. P. 298-300.

Большой интерес вызывает информация о продолжительности предстоящей жизни. Это - расчетное число лет жизни людей, родившихся в указанном году. Так, общемировой показатель за 1950-1955 гг. составлял 46,6 лет (45,3 года для мужчин и 48,0 для женщин), а за 2000-2005 гг. - 65,4 (63,2 и 67,7 года соответственно).

В 2045-2050 гг. предполагаемая средняя продолжительность жизни может составить для населения в целом - 75,1 года, в том числе 72,8 года для мужчин и 77,8 года - для женщин. Основой для такого оптимизма служат фактические данные: к концу XX в. средняя продолжительность жизни возросла на 2-3% в Западной Европе, на 1-2% в США. Причем в большинстве стран во второй половине XX в. рост этого важного демографического показателя у мужчин проходил интенсивнее, чем у женщин. Однако более высокие показатели сохранились у женщин. По оценке 2000-2005 гг., общий показатель составил 75,6 года, в том числе для женщин - 79,3; для мужчин - 71,9. И в перспективе средняя продолжительность жизни женщин будет выше, чем мужчин (в 2045-2050 гг. 85,0 лет и 79,1 года соответственно).

В последние десятилетия наилучшие показатели по продолжительности предстоящей жизни как женщин, так и мужчин регистрируются в Японии и скандинавских странах - Норвегии и Швеции. Максимально высокими они останутся и в 2045-2050 гг.: для Японии - 84,1; 92,5 и 88,3 года соответственно; для Норвегии - 82,7; 87,2 и 84,9; для Швеции - 83,4; 87,6 и 85,5.

В развивающихся странах продолжительность предстоящей жизни также существенно увеличилась и продолжает расти: с 41,1 года в 1950-1955 гг. (40,3 года для мужчин и 42,0 года для женщин) до 63,4 (61,7 для мужчин и 65,2 года для женщин) в 2000-2005 гг. На 2045-2050 гг. эти показатели составят 67,4; 71,8 и 76,2 года. С особой остротой проблема продолжительности жизни проявляется в группе 50 наименее развитых стран мира. Здесь отсчет динамики начинается с 36,1 года (35,4 года для мужчин и 36,8 года для женщин) в 1950-1955 гг. и предполагается рост в 2045-2050 гг. до 66,5; 64,9 и 68,2 года.

Такой позитивный прогноз контрастирует с удручающими фактическими данными по отдельным странам. Так, в 2000-2005 гг. в Нигерии продолжительность предстоящей жизни составляла 43,3 года; Сомали - 46,2; Сенегале - 55,6; в Гане - 56,7 года. Одной из причин такого положения справедливо считается эпидемия СПИДа. В Южной Африке, где самый высокий показатель его распространенности, продолжительность жизни даже сократилась с 62 лет в 1990-1995 гг. до 48 лет в 2000-2005 гг.

Этот негативный фактор значительно обостряет проблему соотношения коэффициентов смертности и рождаемости - естественного прироста населения (табл. 7). Показатели выражаются в промилле (), то есть в расчете на 1 тыс. человек в продецимилле (0 / 000 ), то есть в расчете на 10 тыс. человек. По оценке ООН, общий коэффициент рождаемости в мире составит в 2045-2050 гг. 13,8‰. Это означает, что в указанный период ежегодно в расчете на 10 тыс. человек будет в среднем 138 рождений.

Таблица 7. Важнейшие общемировые и региональные демографические показатели

Среднегодовая численность, млн. человек

III,человек

Латинская Америка

Северная Америка

I - общий коэффициент рождаемости; II - общий коэффициент смертности; III - плотность населения.
Источник : Statistical Yearbook. N.Y., 2005. P. 12-13.

Рождаемость - один из определяющих факторов, оказывающих особо ощутимое влияние на изменение численности населения отдельных стран, регионов и мира в целом. Наиболее высокие коэффициенты рождаемости в 2000-2005 гг. были характерны для стран Азии и Центральной Африки. В начале нового тысячелетия максимально высокие уровни рождаемости в развивающихся странах сохранились в Мозамбике - 42,7‰, Иордании - 27,4, Перу - 23,0. В Китае эти коэффициенты сократились с 43,8‰ в 1950-1955 гг. до 13,6‰ в 2000-2005 гг. Эта информация в основном является оценкой ООН. Относительно достоверные данные датируются не позднее 2003-2004 гг.

В условиях разнонаправленности тенденций в динамике рождаемости и смертности в конце прошлого столетия население мира увеличилось к 2003 г. по сравнению с 1950 г. на 3,8 млрд. человек, или в 2,5 раза, в том числе в Азии - на 2,4 млрд. или в 2,7 раза. Следовательно, удельный вес прироста азиатского населения составил практически 64%. Тем интереснее данные перспективного естественного прироста населения этой части света: будут расти и коэффициент рождаемости - с 17,0%с в 2015-2020 гг. до 19,3% 0 в 2045-2050 гг., и коэффициент смертности - 7,6 и 10,2‰.

Среди факторов высокой рождаемости не последнюю роль продолжает играть распределение населения на городское и сельское. В 1975 г. в развивающихся регионах лишь 26,5% населения были горожанами. За прошедшие годы не отмечалось существенных изменений, хотя очевидной становится тенденция к повышению показателей доли городского населения и здесь: 42,2% в 2004 г. и 48,0% в 2015 г.

Подчеркнем, однако, что для мира в целом характерна тенденция к снижению уровней естественного движения населения. Так, общие коэффициенты рождаемости сократятся с 37,5‰ в 1950-1955 гг. до 22,1‰ в 2000-2005 гг. и до 13,8‰ в 2045-2050 гг. Сокращение будет практически повсеместным. В Китае, например, - с 13,2‰ в 2005-2010 гг. до 10,2‰ в 2045-2050 гг.

Общий коэффициент смертности также снижается - с 19,5‰ в 1950-1955 гг. до 9,5‰ в 2000-2005 гг. Общемировое снижение уровней смертности в XX и в начале XXI вв. - результат прежде всего резкого проявления этой тенденции в развивающихся странах: 23,8‰ в 1950-1955 гг. и 8,7‰ в 2000-2005 гг. Однако ситуация продолжает оставаться сложной. Особой остротой отличается проблема детской смертности. Соответствующие коэффициенты измеряются чудовищными цифрами (): в целом для менее развитых стран -180 в 1950-1955 гг.; 62 - в 2000-2005 гг. и 36 - по прогнозу на 2045-2050 гг. Особенно высоки эти показатели для детей в возрасте до 5 лет: в Африке, например, 179‰ в 1950-1955 гг.; 94 - в 2000-2005 гг. и 59‰ по прогнозу в 2045-2050 гг. Однако после 2020-2025 гг., когда общие коэффициенты смертности для мира в целом снизятся до 8,8‰, тенденция изменится. В 2045-2050 гг. уровень смертности и в абсолютной, и в относительной форме повысится в среднем за год до 90,7 млн. человек, или 10,1‰ против 64,9 млн. человек, или 8,8‰ в 2015-2020 гг. и 59,5 млн. человек и 8,9‰ в 2005-2010 гг.

Интересно также сопоставить мировые и региональные данные естественного прироста населения: для мира в целом этот коэффициент в 2000-2005 гг. составлял в среднем 12‰ (что означает увеличение населения на 12 человек в расчете на каждую тысячу жителей). Для Африки соответствующий показатель был равен 23‰, а в Европе был ниже и названного регионального, и мирового уровня. При этом в ряде стран он имел даже отрицательные значения (табл. 8).

Таблица 8. Коэффициенты естественного движения населения ведущих стран ОЭСР на 1 тыс. человек, ‰

Великобритания

1 - рождаемость; 2 - смертность; 3 - естественный прирост.
Источник : Labour Force Statistics 1985-2005. OECD. Paris, 2006. P. 52-53, 72-73, 90-91, 170-171, 180-181, 230-231, 340-341.

Сложной остается ситуация в России, но и в данном случае наметились положительные сдвиги: увеличение рождаемости при сокращении числа умерших определило сокращение естественной убыли россиян; незначительно, но все же повысился показатель продолжительности предстоящей жизни; снижается младенческая смертность.

В октябре 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения (по состоянию на 0 часов 9 октября). За время, прошедшее с предыдущей переписи (1989 г.), население России сократилось на 1,9 млн. человек, но при этом итоги переписи 2002 г. на 1,8 млн. человек превысили текущую оценку численности россиян того же года. Данные табл. 9 говорят о стабильном росте и стабилизации доли городского населения. По прогнозу ООН, в новом тысячелетии население нашей страны будет сокращаться: до 129,2 млн. человек в 2025 г. и 111,8 млн. в 2050 г. В итоге общая численность населения России, равно, как и стран Балтии, а также большей части республик бывшего Советского Союза, в 2050 г. будет ниже, чем в 2005 г.

Таблица 9. Основные итоги переписей населения России

Год переписи

Население, всего, тыс. человек

в том числе городское

тыс. человек

доля во всем населении, %

мужское

тыс. человек

доля во всем населении, %

Источник : Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М., 2003. С. 8, 9.

Коэффициент рождаемости в России сократится в 2045-2050 гг. до 10,5‰ против 11,2‰ 2005-2010 гг., или с 1,5 до 1,2 млн. человек в год. Снизится и смертность - с 2,3 до 1,9 млн. человек в год. Коэффициент детской смертности по прогнозу сократится с 19 до 9‰, в том числе для детей в возрасте до 5 лет - с 21 до 11‰. Благоприятны прогнозы в отношении динамики продолжительности предстоящей жизни - до 72,9 года (для мужчин до 68,9; для женщин - до 76,5). Нетто-миграция прогнозируется на стабильном уровне в 50 тыс. человек в год, или 0,4‰.

Ключевой вывод прогноза ООН следующий. Несмотря на снижение показателей рождаемости, прогнозируемых на период 2005-2050 гг., до середины века ежегодный прирост населения будет составлять около 34 млн. человек, а мировая численность населения при среднем уровне рождаемости достигнет 9,1 млрд. человек .

ТАРЛЕЦКАЯ Лидия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент МГИМО (У) МИД РФ.
При подготовке статьи наряду с прогнозами и оценками ООН, представленными в World Population Prospects. The 2004 Revision, использованы сведения из других авторитетных изданий ООН, в частности, из Демографического ежегодника ООН за 2006 г., а также из публикаций ОЭСР, банк данных которой является одним из самых информационно насыщенных достоверными сведениями.
Подробно методику расчета см.: World Population Prospects. The 2002 Revision. Т. III. Analytical Report. N.Y., 2005. P. 180-182.
Эти работы осуществляются специальной рабочей группой, в состав которой входят также представители МОТ, ЮНЕСКО, ФАО и ряда других организаций из числа наиболее авторитетных.
World Population Prospects. The 2004 Revision. V. I: Comprehensive Tables. P. lxxxi.
Нетто-коэффициент воспроизводства - это среднее число девочек, рожденных одной женщиной, дожившей до конца репродуктивного периода (15-49 лет) при уровнях рождаемости и смертности, условно принятых за неизменные.
Здесь и далее, если иное не оговорено, расчеты проведены на основе данных, взятых из World Population Prospects. The 2004 Revision. V. I: Comprehensive Tables.
Прогнозы по странам на более поздние периоды отсутствуют.
В мировой практике сохраняются разночтения при формировании этих категорий в отдельных странах. Основным принципом группировки остается численность жителей, но в Дании это 250 человек, в большинстве штатов США - 2,5 тыс. человек, в России - 12 тыс., в Японии - 30 тыс. человек (см.: Многоязычный демографический словарь. Нью-Йорк, ООН, 1964. с. 29).
Медианный возраст означает, что 50% населения старше его и 50% - моложе, то есть рост этого возраста говорит о старении населения.
До последнего времени расчет велся для группы "60 лет и старше". В настоящее время используются оба варианта, что порой вносит некоторую сумятицу в анализ готовых данных.
См.: World Population Prospects. The 2004 Revision. V. Ill: Analytical Report. P. Lxxiv.

Демографическая ситуация в мире в последнее время стала одной из злободневных социально-экономических проблем. Если в 1000 году население Земли состояло из 275 млн. человек, то к 1900 году нас стало 1,6 миллиарда. В 1988 году родился пятимиллиардный землянин, а уже в начале третьего тысячелетия на планете появился на свет шестимиллиардный ребенок. По прогнозам специалистов, к концу этого десятилетия население Земли может составить 10-11 млрд., человек.

ХХ век стал веком стремительного снижения смертности и роста продолжительности жизни во всем мире, а это привело к беспрецедентному росту населения планеты. Правда, впервые необычное ускорение демографического роста за счет растущего преобладания числа рождений над числом смертей было отмечено еще в XIX веке. Но тогда оно наблюдалось только в Европе и, по сравнению с ускорением роста населения в XX веке, было небольшим.

Рисунок 7.

Во второй половине XX в. рост населения приобрел лавинообразный характер. Населению земного шара понадобилось 121 год, чтобы вырасти с одного до двух миллиардов человек, этот рубеж был достигнут в 1926 году; на новый миллиард ушло 34 года, следующий миллиард добавился за 14 лет, затем - за 13, увеличение населения с 5 до 6 миллиардов человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 году. Темпы роста мирового населения достигли максимума в 60-е годы, в последние три десятилетия XX века они постепенно снижались, но все еще остаются высокими. Темпы демографического роста в первой половине XXI столетия ниже, чем во второй половине XX-го. Согласно среднему варианту прогноза ООН, увеличение мирового населения с 6 до 7 миллиардов займет 13 лет, с 7 до 8 - 14, с 8 до 9 - 17 лет. Существуют и другие прогнозы, предсказывающие более скорое замедление роста мирового населения. Но в любом случае в середине XXI века на Земле будет жить примерно в 5 - 7 раз больше людей, чем в начале XX-го.


Рисунок 8.

Сегодня глобальная демографическая проблема - продолжающийся рост населения в Китае (сегодня порядка 1,4 млрд. жителей). Многие провинции страны перенаселены. Правительство проводит политику ограничения количества детей в семьях. Однако это нередко приводит к тому, что "сверхнормативных" детей китайские семьи до поры до времени скрывают, а затем отправляют на поиски лучшей жизни, в том числе за границу. В тех странах, куда переселяются китайцы, появляются свои проблемы. Они связаны с тем, что выходцы из Поднебесной практически не поддаются ассимиляции: китайские диаспоры живут компактно, по своим законам. Сегодня "чайнатауны" есть практически во всех более-менее развитых государствах.

Недавно демографы отметили еще более тревожные тенденции в демографии КНР. Там рождается все больше мальчиков. Если обычный баланс полов выражается пропорцией 105 мужчин на 100 женщин, то в Китае в 2007 году он составлял соответственно 117 к 100. Причем демографическая политика властей, направленная на сокращение прироста населения в сочетании с традиционным стремлением каждой китайской семьи родить мальчика, только усугубляет эту тенденцию: родители принимают нелегкое решение медицинским путем избавиться от эмбрионов женского пола. На недавнем Международном конгрессе демографов в Туре (Франция) американские ученые предоставили прогноз, согласно которому между 2015 и 2030 годами взрослых мужчин в Китае будет на 25 млн. больше, чем женщин.

Избыток мужского населения, особенно учитывая перенаселенность КНР, означает в лучшем случае "трудовую миграцию", масштабы которой сопоставимы с Великим переселением народов. Это опасность реальная, поскольку "избыточные" мальчики уже рождаются в Китае. Причем в данном случае прогноз ученых рассчитан как раз с учетом того, что нынешние тенденции будут ослаблены. А если все же представить, что китайское правительство, отдающее себе отчет в остроте проблемы, не сможет все же справиться с ростом населения, то "избыточных" жителей Поднебесной может оказаться гораздо больше, чем 25 миллионов. Ведь пропорция 117 к 100 в приложении к населению Китая дает перевес мужского населения над женским более чем в 100 миллионов человек.

Резкое снижение численности населения в развитых странах - самая опасная угроза.

Указанная глобальная негативная тенденция будет иметь наиболее существенное значение для мирового сообщества. Для России она приобретает явные черты грядущей катастрофы.

Достаточно стремительное старение населения указанных стран не будет компенсироваться новорожденными.

Тем не менее, необходимо отметить, что в США в настоящее время уже возникают тенденции, которые позволят устранить или существенно снизить угрозу демографического кризиса.


Рис. 9.


Рис.10.

Тенденция снижения количества детей в семье затронули практически все индустриальные страны.

Также заметно, что все развитые страны озаботились вопросами демографии. Некоторые из них смогли преодолеть указанные негативные тенденции (примером являются скандинавские страны).


Рис.11.

Прогнозный рост числа рожденных будет иметь место с 2030-2035г.г..

Тем не менее, изменение тенденции уже не будет иметь каких-либо положительных последствий для существенного числа стран, включая и Россию.


Рис.12.

Согласно большинству прогнозов Россия - основной реципиент демографического шока среди ведущих стран мира.

Однако Россия осталась в стороне от вызова старения нации. Пока Россия может не жаловаться на демографическую нагрузку.

Россия не относится к числу стран с самым старым населением, сейчас в большинстве европейских государств оно старше. Согласно последним данным, опубликованным на сайте ООН, в 2008 г. среди 228 стран мира по доле лиц в возрасте 60 лет и старше по Россия занимает 44-е место, по показателю медианного возраста - 33-е, а по индексу старения - 30-е. Как показывает рис. 13, в настоящее время по степени старения население России несколько моложе населения Восточной Европы, но существенно моложе населения остальных европейских стран и Японии. Что касается сравнения с США, то медианный возраст в России выше, доля пожилых (60 лет и старше) - примерно такая же, а доля самых старых (80 лет и старше) - ниже. Именно по последнему показателю различия между Россией и остальными странами наиболее велики (см. также табл. 1).


Рисунок 13. Медианный возраст: сравнение России с другими странами

Таблица 1. Характеристики населения в возрасте 60 лет и старше, 2008 г.

Население в возрасте 60 лет и старше:

Мужчин на 100 женщин

Продол-житель-ность жизни в возрасте 60 лет

Процент в насе-лении

Процент насе-ления 80 лет и старше

Процент состоящих в браке

Процент одиноких

Процент занятых

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Два фактора способствуют более низкой доле населения в возрасте 80 лет и старше: высокая смертность на протяжении четырех последних десятилетий и людские потери поколений, принимавших активное участие во Второй мировой войне. Оба фактора, в первую очередь, важны для мужского населения. Неудивительно поэтому, что Россия отличается самым низким соотношением полов в старших возрастах (табл. 1). В то же время большинство пожилых в России состоит в браке и, за исключением Японии и стран Южной Европы, среди них реже встречаются одиноко проживающие. Экономическая активность пожилого населения России одна из самых высоких в Европе, но значительно ниже, чем в Японии и в США.

Благодаря относительной молодости своего население Россия имеет и самые низкие уровни демографической нагрузки. Но если нагрузка пожилыми у нас на протяжении более полувека была одной из самых низких среди сравниваемых стран и регионов, то нагрузка детьми, напротив, вплоть до начала 1990-х была одной самых высоких. Именно резкое падение нагрузки детьми в 1990-х привело к тому, что сейчас показатель обшей нагрузки в России стал самым низким для рассматриваемой группы за весь период, начиная с 1950 г.

В сравнительно недавнем прошлом, еще до начала эры антибиотиков и при повсеместном распространении голода, человечество особенно не задумывалось о своей численности. И было отчего, так как постоянные войны и массовый голод уносили миллионы жизней.

Особенно показательной в этом плане оказались две Мировые войны, когда потери всех воевавших сторон превысили 70-80 миллионов человек. Историки считают, что погибло более 100 миллионов, так как действия японских милитаристов в Китае и по сей день не изучены в должной степени, хотя они убили огромное количество мирных жителей.

Сегодня другие глобальные проблемы. Демографическая проблема - одна из наиболее серьезных и важных среди них. Впрочем, не следует считать, будто бы резкое увеличение численности человечества началось исключительно в наши дни. В далеком прошлом также происходили резкие скачки численности населения отдельных стран, причем все эти процессы зачастую приводили к весьма серьезным последствиям в общемировом значении.

К чему приводит демографический взрыв?

Считается, что у резких всплесков численности населения все же есть положительная черта. Дело в том, что в этом случае целые страны «молодеют», снижаются затраты на медицину. Но на этом все хорошее заканчивается.

Резко возрастает количество попрошаек, многократно растут расходы на образование, количество выпускаемых из учебных заведений специалистов возрастает настолько, что страна попросту не может обеспечивать их трудоустройство. На рынке труда появляется огромное количество молодых и здоровых людей, которые готовы выполнять работу за весьма скромное вознаграждение. В результате стоимость их труда (и без того копеечная) падает до минимума. Начинается подъем преступности, грабежи и убийства быстро становятся «визитной карточкой» государства.

Комплексное видение проблемы

Кроме того, во многих регионах Центральной Африки население уже доведено до столь нищенского состояния, что большое количество детей, которые будут работать на поле или попрошайничать - единственное средство выживания для семьи. Подрастая, они пополняют ряды бесчисленных вооруженных формирований, которые продолжают загонять весь регион в еще больший хаос. Причина - отсутствие даже элементарной государственной поддержи социального оразвития, отсутствие любых источников официального дохода.

Прочие опасности перенаселения

Известно, что уровень потребления современной цивилизации во много тысяч раз превышает уровень нормальных биологических потребностей человека. Даже беднейшие страны потребляют больше, чем они это делали пару сотен лет назад.

Разумеется, что при резком увеличении количества населения, общем обнищании большей его части и полной неспособности государственных структур установить над всем этим хоть какое-то подобие контроля лавинообразно возрастает нерациональное потребление ресурсов. Следствием этого становятся многократно увеличившиеся сливы токсичных отходов кустарных предприятий, горы мусора и полное пренебрежение хоть какими-то природоохранными мероприятиями.

К чему все это приводит?

В результате страна оказывается на грани экологической катастрофы, а население - на пороге голодной смерти. Думаете, современные демографические проблемы начались только в последние годы? В той же Африке еще с середины 60-х годов в целых провинциях люди начали страдать от нехватки питания. Западные медикаменты позволили повысить продолжительность жизни, но ее общий уклад оставался тем же.

Рождалось много детей, требовалось все больше земли для их пропитания. А земледелие там и по сей день ведется подсечно-огневым методом. В результате гектары плодородной почвы превращались в пустыни, подвергаясь ветровой эрозии и вымыванию.

Это все - глобальные проблемы. Демографическая проблема (как можно заметить) характерна для переходных культур, которые получили резкий доступ к благам современной цивилизации. Перестраиваться они не умеют или не хотят, в результате чего возникают жесткие социально-культурные противоречия, которые могут привести даже к войне.

Обратный пример

Впрочем, в нашем мире есть немало стран, в которых демографическая проблема представлена с совершенно противоположного ракурса. Речь идет о развитых государствах, в которых проблема как раз таки в том, что люди репродуктивного возраста не желают создавать семьи, не рожают детей.

В результате на место коренных народов приходят мигранты, которые зачастую способствуют полному уничтожению всей социокультурной составляющей того этноса, который до этого проживал на этой территории. Конечно, это не слишком жизнеутверждающий финал, но без активного вмешательства и участия государства подобную проблему решить не удастся.

Как может быть разрешена демографическая проблема?

Так каковы пути решения демографической проблемы? Способы решения логическим образом вытекают из причин явления. Во-первых, нужно в обязательном порядке повышать уровень жизни населения, улучшать медицинское его обслуживание. Известно, что в бедных странах матери зачастую вынуждены рожать много детей не только из-за традиций, но и по причине высокой

Если будет выживать каждый ребенок, будет меньше смысла рожать с десяток детей. К сожалению, в случае с теми же мигрантами в Европе хорошее медицинское обслуживание привело только к тому, что они стали рожать еще больше. Примерно то же самое наблюдается и в Гаити, где подавляющее число населения живет далеко за чертой бедности, но продолжает исправно рожать. Различные общественные организации выплачивают многим пособия, которых вполне хватает для выживания.

Медицина - превыше всего!

Следовательно, не нужно ограничиваться только лишь улучшением качества медицинского обслуживания. Необходимо предлагать материальное поощрение семьям, в которых не больше двух-трех детей, облагать их меньшими налогами, предлагать упрощенные схемы поступления в вузы детям из таких семей. Проще говоря, должны решаться комплексно.

Кроме того, крайне важна действенная социальная реклама о пользе контрацепции, подкрепляемая невысокой стоимостью таких препаратов. Нужно объяснять людям, что перенаселение влечет за собой плохие условия жизни для их детей, которые не смогут нормально жить в смоге крупных мегаполисов, лишенных зелени и чистого воздуха.

Как повысить рождаемость?

А каковы пути решения демографической проблемы, если бороться предстоит не с перенаселением, а с нехваткой этого самого населения? Как ни странно, но они практически те же. Рассмотрим их с позиций нашего государства.

Во-первых, чрезвычайно важно повысить уровень благосостояния населения. Многие молодые семьи не заводят ребенка только лишь из-за того, что не уверены в завтрашнем дне. Необходимо льготное жилье для молодых семей, налоговые льготы, значительно повышенные выплаты материальных пособий многодетным семьям.

Кроме прочего, в обязательном порядке следует предоставлять возможность получения льготных лекарственных средств и питания для детей. Так как стоит все это очень немало, многие молодые семьи просто истощают свои бюджеты, покупая все необходимое только на свои деньги. В этом же ряду стоит и снижение на молодые и многодетные семьи.

Разумеется, не стоит забывать также о пропаганде семейных ценностей. В любом случае решение демографической проблемы обязательно должно быть комплексным, с обязательным учетом всех факторов, которые и приводят к нарушениям рождаемости.

Численность населения мира превышает 7,5 млрд. человек, что примерно в три раза больше численности населения в середине ХХ века.

Таблица 1. Численность населения в регионах мира (млн. человек)

Регионы

2016 г.

Северная Америка

Латинская Америка

Таблица 2. Первые десять стран по численности населения в 2005 г. и в 2016 г.

Страна

Численность населения, млн. человек, июль 2005 г.

Страна

Численность населения, млн. человек, июль 2016 г.

Индонезия

Индонезия

Бразилия

Бразилия

Пакистан

Пакистан

Бангладеш

Бангладеш

Абсолютный (общий) прирост населения происходит за счёт естественного и миграционного (механического прироста) населения. В разных регионах и странах численность населения растёт неодинаково. Темпы прироста населения в странах, отличающихся по уровню социально-экономического развития, различны. Наибольшие темпы прироста характерны для населения менее развитых стран. В наиболее развитых странах численность населения в 2016 г. составила 1254 млн. человек, в менее развитых — 6164 млн. человек.

Под воспроизводством (естественным движением населения) понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.

Естественный прирост — разность между числом родившихся и умерших за определенный период времени. Например, в 2016 г. в мире число родившихся составило 147 183 065 человек, умерших — 57 387 752. Естественный прирост составил: 89 795 313 человек.

Естественный прирост населения определяют как в абсолютных цифрах, так и расчёте на 1000 жителей страны. Показатель естественного прироста в расчёте на 1000 жителей называется коэффициентом естественного прироста (КЕП), его измеряют в промилле (‰). Коэффициент естественного прироста — разность между рождаемостью и смертностью на 1000 жителей. Например, в 2016 г. показатель рождаемости (на тыс. жителей) населения мира составлял 20 человек, а смертности — 8. Естественный прирост населения мира составил 12 человек.

Коэффициент естественного прироста населения может быть как положительным, так и отрицательным. В отдельных регионах (Восточная и Южная Европа) наблюдается превышение смертности над рождаемостью, т.е. естественная убыль населения (отрицательный или нулевой естественный прирост населения).

Таблица 3. Демографические показатели регионов мира и отдельных стран в 2016 г.

Регион/страна

Рождаемость (на тыс. человек)

Смертность (на тыс. человек)

Естественный прирост населения (на тыс. человек)

Северная Америка

Латинская Америка

Австралия и Океания

Выделяют два типа воспроизводства населения: для более развитых и менее развитых, развивающихся стран. Для развитых стран характерны: средние, низкие показатели рождаемости, естественного прироста, низкие темпы роста населения. Для развивающихся стран: высокая рождаемость, снижение смертности, высокие темпы естественного прироста населения. В группе развивающихся стран высокие показатели рождаемости и естественного прироста характерны для населения большинства стран Африки, Западной, Юго-Западной, Южной Азии. Несколько ниже эти показатели в странах Восточной Азии, Латинской Америки.

В настоящее время во многих странах проводится государственная демографическая политика — комплекс мер, направленных на регулирование рождаемости с целью увеличения или сокращения естественного прироста населения. Примерами стран, где проводится активная демографическая политика, направленная на снижение рождаемости, являются страны Южной Азии. Во многих европейских странах, включая Россию, государством принимаются меры, поощряющие семьи иметь двух и более детей.

Мы уже представляли вашему вниманию детальное исследование , давайте теперь обратимся к мировой ситуации.

Феномен «седеющего населения» сформировался во второй половине ХХ в. В древности и в средние века старость была чрезвычайно редким явлением: вплоть до XVII в. только 1% людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX в. этот показатель повысился до 4%. В дальнейшем на повышение продолжительности жизни в промышленно развитых странах оказал влияние комплекс факторов: значительные достижения в области здравоохранения особенно путем борьбы с инфекционными и другими заболеваниями, улучшение питания, совершенствование медицинского обслуживания и повышение других слагаемых качества жизни населения. В 1950 г. пожилые люди в возрасте 60 лет и старше составляли 8% мирового населения, в 2000 г. - уже 10%. Сегодня, по оценкам демографов, около 70% населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30–40% - более 80.

В этой связи в ближайшие три-четыре десятилетия численный и возрастной состав населения в промышленно-развитых странах претерпит значительные изменения. Из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни прогнозируется резкое увеличение доли пожилых людей и уменьшение численности населения. При сохранении существующих уровней рождаемости и смертности в европейских странах количество детей в возрасте до 15 лет сократится к 2050 г. на 40% (до 87 млн), а численность пожилых удвоится (до 169 млн человек). Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 г. 169 млн иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока. Прогнозы демографов говорят о том, что в ближайшие 50 лет возрастная структура населения в европейских странах резко изменится в пользу средних и старших возрастов.

Исходя из возрастных характеристик населения промышленно развитых стран, возрастную структуру общества сегодня можно представить в виде прямоугольника, закругленного в верхней части, поскольку приблизительно равное число людей находится во всех возрастных десятилетиях (т. е. одинаковое число тех, кому 0–9 лет, 10–19 лет, 20–29 лет и т. д.). Возрастная структура общества для 1900 г. для той же группы стран выглядит как пирамида, поскольку большое количество людей приходилось на самую младшую возрастную группу, гораздо меньше людей фиксировалось в трудоспособном возрасте и наименьшая доля людей - в пожилом.

Более того, на смену возрастной структуры населения в виде прямоугольника приходит ее новая разновидность в форме «перевернутой пирамиды»: одного ребенка, двух родителей, четырех бабушек и дедушек и нескольких прадедушек и прабабушек. Средний возраст представителей двух и более поколений при этом может составлять свыше 60 лет.

Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и соответственно растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения. На старение населения или увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения влияет ряд факторов: снижение рождаемости (или «старение снизу»), увеличение средней продолжительности жизни пожилых людей (или «старение сверху»), а также миграция и некоторые другие причины. Следует заметить, однако, что указанные прогнозы носят инерционный характер. Это означает, что они исходят из предположения о невмешательстве в демографические процессы активной целенаправленной воли государства и общества, из того, что демографический процесс предопределен. Эта теория носит название теории демографического перехода. Однако в современных работах показано, что более обоснованной (имея в виду ее управленческий потенциал) является теория демографической вариативности. Ее основные постулаты зиждятся на фактах сочетания высокой продолжительности жизни и высокой рождаемости. Выявлены факторы, ответственные за данное сочетание для России. Долго жить как на Западе и рожать, как на Востоке - вполне достижимый для соответствующего государственного управления результат. Основными параметрами, описывающими демографическое состояние, являются рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, миграционное сальдо. Для государственного же мониторинга и управления целесообразно иметь интегративный целевой и ценностный параметр, характеризующий демографическое состояние и успешность демографической политики в целом. Как в этом смысле «суммировать» рождаемость, смертность, ожидаемую продолжительность жизни и миграцию? Они даже измеряются в различных единицах. С указанной целью предложен единый интегративный показатель успешности демографической политики - коэффициент витальности страны.

Где Н- численность населения (чел), Р – рождаемость (чел на 1000 чел населения за год), С - смертность (чел на 1000 чел населения за год), Δt= 1 год, ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни (лет), М - миграционное сальдо (чел в год), В (эфф. чел. жизн. в год) - прирост населения с учетом эффективных человеческих жизней в связи с изменчивостью продолжительности жизни. Введение данного параметра объясняется стремлением операционализировать в управленческом и правовом смысле признание человеческой жизни высшим мерилом государственно-управленческой успешности. Человеческая жизнь в первичном, самом важном цивилизационно-ценностном определении, есть сама жизнь, т. е. сам факт существования человека, каждого дня, проживаемого каждым человеком в этом мире. Данный факт описывается рождаемостью (прибавление человеческой жизни), смертностью (убытие человеческой жизни), прожитым человеком временем жизни, прибавлением или убытием человеческой жизни на национальной территории за счет миграции. Два первых показателя измеряются в количестве рожденных и умерших на 1000 чел. за один год. Третий измеряется в годах. Четвертый в абсолютном количестве человек. Как совместить их в едином интегративном показателе? Как сформировать показатель, чтобы он действительно характеризовал успешность (в позитивном ценностном смысле) государственной политики? Введенный параметр позволяет это сделать. Его физический смысл заключается в возможности замера отклика демографического состояния общества на государственную политику высшего уровня. Подсчеты по формуле без учета миграционного вклада, например за годы реформ 1990–2005 гг., показывают, что в стране дополнительно не родилось, дополнительно умерло и сократилось количество эффективных человеческих жизней (из-за сокращения ожидаемой продолжительности жизни) в размере 28 млн человек. К сожалению, этот счет продолжается и в наши дни. Временной ход коэффициента витальности в России показан на рис. 1.

Рис. 1 Коэффициент витальности, полученный по ежегодным демографическим данным

Важный вывод в контексте обсуждаемой темы вытекает из хорошо заметного на рисунке факта, что амплитуда кратковременных (длительностью в несколько лет) выбросов больше, чем изменчивость за счет долговременного тренда (с характерным временем в десятки-сотни лет). Выбросы имеют как отрицательный, так и положительный характер. Это означает, что социально-политические, социально-экономические события (или на языке государственной политики, как управленческой практики, управленческие решения, меры и действия) могут приводить к очень значимым демографическим результатам. Результаты могут быть позитивными в случае умных и действенных управленческих мер. Это в свою очередь означает, что фатальную предопределенность длинных трендов демографического перехода не надо переоценивать. Активная государственная управленческая практика может существенно переломить ситуацию к лучшему. Этот же вывод подтверждается сравнительным анализом демографических данных по разным странам. Ситуации настолько разнятся, что это также подтверждает нашу оценку объяснительных или тем более абсолютизируемых выводов теории демографического перехода Вместе с тем современные тренды, классифицируемые с позиций демографического перехода необходимо тщательно изучать и принимать во внимание.

Для оценки процесса старения населения применяются различные категории и шкалы. В соответствии с одной из них население можно считать «старым» в случае, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению, а в возрасте 65 лет и старше - 8% и более. В качестве количественных показателей старения населения используют доли лиц определенного возраста, например, старше 60 или 65 лет (обозначают 60+ или 65+) в общей численности населения. В соответствии с классификацией ООН началом старости считается возраст не 60, а 65 лет. Если доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 4% - население считается «молодым», 4–7% - на «пороге старости», 7% и выше - «старым». Согласно прогнозам ООН доля численности землян в возрасте 60 лет и старше повысится с 8,2% населения мира в 1950 г. до 15% в 2025 г., а в развитых странах - до 30%. Еще более высокие темпы старения прогнозируются в европейских странах. В Европе к 2050 г. 37% населения по этим прогнозам составят пожилые люди. Данная тенденция в полной мере присуща и для России, в которой за период 1959–2002 гг. общая численность населения увеличилась на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза. Но вновь добавим, при условии, если государство и общество ничего не будут предпринимать. Как отмечает в этой связи А.Г. Вишневский, известный сторонник предопределенности демографических процессов, в России старение началось позднее, чем в большинстве европейских стран, но также продвинулось весьма далеко, а поэтому по его мнению наши проблемы сродни проблемам всех стареющих обществ.

Демографическое старение населения страны вызвано, в первую очередь, снижением рождаемости и уменьшением доли и численности занятого населения (сужением основания возрастной пирамиды).

В то же время, в отличие от развитых стран, в России особенности возрастной структуры смертности (повышенная смертность в трудоспособных возрастах) усугубляют эту неблагоприятную тенденцию и приводят к сокращению и без того уменьшающейся численности населения в трудоспособных возрастах. Вместе с тем прогноз авторов в случае России иной. Современный российский тренд может существенно измениться при перенастройке государственной демографической политики. Обоснована эффективность факторов, которые могут существенно увеличить рождаемость и понизить смертность в когортах трудоспособного возраста. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., с 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года. Численность населения трудоспособного возраста (мужчин 16–59 лет, женщин 16–54 лет) составила 89,0 млн человек (61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного возраста - 29,8 млн человек (21%). На начало 2005 г. численность граждан пенсионного возраста составила 30,4 млн человек или 20,3% от всего населения России. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше. Особенно выражен процесс старения населения в европейской части России, где доля лиц пенсионного возраста превышает 23%. Большая часть пожилых людей проживает в городах. В то же время среди сельского населения их доля составляет почти 23%, что на 2,9% превышает аналогичный показатель для населения городов. В долгосрочной перспективе в рамках инерционного подхода прогнозируется снижение численности постоянного населения России: к 2020 г. она может сократиться на 9,1% (т. е. на 13,1 млн человек) и составить 130 млн человек. При этом численность населения трудоспособного возраста может сократиться на 15,8 млн человек и составить в 2020 г. 74,4 млн человек, или 57,3% от общей численности населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного возрастет к 2020 г. до 26,3% против 20,4% в 2005 г. При этом удельный вес пенсионеров в общей численности постоянного населения Российской Федерации возрастет с 25,4% в 2005 г. до 29,7% к 2020 г. Если ничего не менять в государственной практике, то в результате проявления данной тенденции пенсионная нагрузка пенсионной системы на занятое население будет возрастать.

Если в 2005 г. на каждые 100 получателей трудовых пенсий приходилось 198 человек занятых трудовой деятельностью, то в 2020 г. их в инерционном прогнозе будет всего 156 человек. Структура населения и демографическая динамика дают возможность сделать вывод о том, что рост масштабов старения может получить для России характер устойчивой и необратимой тенденции, в случае, если не предпринимать особых усилий. Следует отметить, что в России значительно сильнее, чем в Западной Европе, выражен гендерный дисбаланс возрастной структуры: в 2002 г. в группе от 60 лет и старше на 1000 женщин приходилось 529 мужчин. Поэтому и значения таких показателей, как доля лиц в возрасте 60+ в общей численности населения и демографическая нагрузка за счет пожилых, для женского населения у нас в стране почти в два раза выше, чем для мужского. Для сравнения: в Западной Европе в 2002 г. для возрастов 60+ на 1000 женщин приходилось 720 мужчин. В 1965 г. из каждой тысячи мужчин, достигших 20-летнего возраста, 732 имели шанс дожить до 60 лет. В 1980 г. - всего 644, в 2000-м - еще меньше - всего 563. В то же время соответствующий показатель в США в 2000 г. составил 865 человек, во Франции - 868, в Японии - 904, в Швеции - 912. Учитывая столь выраженный гендерный дисбаланс, можно отметить, что уже сегодня требуют особого внимания проблемы снижения высокой мужской смертности в трудоспособных возрастах, а также социальные проблемы пожилых женщин, особенно одиноких и проживающих в сельской местности. Растущая доля пожилых людей вызывает озабоченность в отношении устойчивости пенсионных систем и рынка труда, экономического состояния и перспектив медицинской помощи.

Ситуация стареющего населения в странах Европейского союза потребует к 2035 г. привлечения в западноевропейскую экономику не менее 35 млн работников-мигрантов, т. к. без этого невозможно будет поддержать современную пенсионную систему ЕС и его передовые экономические позиции.

С другой стороны последствия старения населения, носящие долговременный и глобальный по масштабу характер, порождают не только острые экономические, социальные, политические и психологические проблемы для большинства промышленно развитых стран, но и одновременно открывают существенные возможности для людей, народов и государств. Отечественные и зарубежные ученые отмечают «новый тип» пожилых людей, которые обладают высокой профессиональной и образовательной подготовкой, их здоровье и трудоспособность отличаются более высокими показателями, по сравнению с предыдущими поколениями, а ориентации все более смещаются к творческим установкам - труду и освоению новых профессиональных навыков. Уже сейчас в странах Западной Европы наблюдается такой феномен, как «молодые старики». Суть его заключается в том, что по образу жизни, здоровью и трудоспособности, спектру интересов, тяге к знанию пожилые люди, достигшие 65 лет и более, вполне вписываются в круг людей среднего возраста. Возрастная структура общества отражает тип воспроизводства общества (расширенный, простой, суженный), удельный вес каждой возрастной группы, соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения или как его называют специалисты - коэффициент демографической нагрузки, определяемый как отношение числа детей и пожилых к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. В целом по России этот показатель составлял в 2003 г. величину равную 0,629. При этом демографическая статистика выделяет коэффициент демографической нагрузки по отдельным возрастам: моложе трудоспособного возраста - соотношение детей к трудоспособному населению и старше трудоспособного возраста - соотношение населения старше трудоспособного возраста к трудоспособному возрасту. В целом по России эти показатели составляли в 2003 г. 0,292 и 0,337, соответственно. Таким образом, на сегодня наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли пожилых людей в промышленно развитых странах. В рамках теории демографического перехода прогнозируется увеличение доли лиц старше 65 лет более чем на 10 процентных пунктов - с 14,3% в 2000 г. до 25,7% в 2040 г. Ожидается, что особо быстрыми темпами будет стареть население Австрии, Германии, Канады, Италии, Испании, Республики Корея, Нидерландов, Швейцарии и Японии. Наряду со старением во многих странах ОЭСР станет сокращаться численность населения: особо заметно - в Германии, Греции, Италии, Испании и Японии, где темпы такого сокращения за 40-летний период, как ожидается, превысят 10%. Что же касается Австралии, Ирландии, Испании, Республики Корея, Новой Зеландии и США, то в них, напротив, численность населения возрастет более чем на 15%. И это как раз свидетельствует об ограниченности объяснительного и прогностического потенциала упомянутой теории и соответствующих инерционных прогнозов. В этой связи закономерной представляется тенденция, все более четко проявляющаяся в развитых странах, к увеличению пенсионного возраста, стимулированию финансовой подготовки к старости посредством развития систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования, пересмотру государственной политики в сфере занятости (табл. 1).



Поскольку у значительной части пожилых людей в приемлемой мере сохраняются здоровье и трудоспособность, они могут продолжать трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для них, а также привлекательные условия экономические, организационные и финансовые для продолжения их трудовой деятельности. Следует отметить, что в промышленно развитых странах в последние 25 лет многих работников вынуждали досрочно до наступления возраста 60 лет уходить на пенсию. Надо признать при этом, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением переходили на «заслуженный отдых». Если процесс старения населения приведет к пересмотру такой модели регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых трудящихся, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут стать важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда. Кроме того, потребуется решение комплекса других проблем, связанных с системой социального обеспечения и поддержки пожилых граждан, в том числе - развития ряда социальных и медицинских наук, призванных разработать эффективные практические рекомендации в области социальной геронтологии и психологии пожилого возраста. Процесс увеличения численности пожилых людей в общей массе населения требует всестороннего учета их специфических потребностей как особой категории граждан. В частности, все более важной проблемой становится доступ

пожилых людей к медицинским и социальным услугам. Необходимость надлежащего социального обслуживания пожилых предполагает расширение сети социальных учреждений для долговременного ухода, а также ухода в рамках семьи, что приведет к росту соответствующих социальных расходов и увеличению неоплачиваемой нагрузки на женщин. Кроме того, специалисты отмечают более высокий уровень потребностей пожилых людей в медицинских услугах и в лекарствах. Исследования вопроса в Мексике показало, что лица в возрасте 65 лет и старше прибегают к медицинским услугам вдвое чаще, чем население в целом, и на них приходится треть от совокупных расходов на обслуживание.

Позиция международных организаций

Коренные сдвиги в демографической структуре населения мира побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, определяющих политику в интересах пожилых людей и защиты их прав. Эта система базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием для осуществления мер в поддержку пожилых людей на международном и национальном уровнях. В ее основе лежит идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации накопленного ими потенциала. Признание авторитета, мудрости и достоинства, которые приобретаются с жизненным опытом, было традиционным элементом отношения к пожилым людям на протяжении всей истории человечества. Люди старших возрастов рассматриваются гуманистическим мировым сообществом как позитивный «фактор» процесса социального развития, а не бремя. Уважение к пожилым и забота о них всегда и везде являлись одной из немногих неизменных качественных характеристик нашей цивилизации, что в немалой степени обусловило выживание и прогресс человечества. Целевые установки по организации деятельности в интересах пожилых людей нашли отражение в Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), Глобальных целях по проблемам старения до 2001 г. (1992 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.) и Дополнительном протоколе к ней (1988 г.), в конвенциях и рекомендациях МОТ, Декларации и Программе действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.).

Наиболее полное выражение взгляды на место и роль пожилых людей получили в Принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятых 46-ой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 г. С учетом более поздних дополнений 18 принципов сгруппированы в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных склонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно. Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни. Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада. Закрепляя особый статус пожилых людей, принципы ООН, по существу, представляют собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Для государственных и общественных структур они являются важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению. Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствует установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября) и проведение в 1999 г. Международного года пожилых людей «...как знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии». Тема Международного года - «По пути к обществу для людей всех возрастов» - базировалась на концепции «общество для всех людей», основанной на уважении прав человека и свобод, культурном и религиозном разнообразии, социальной справедливости, демократическом участии и законности. Цель построения такого общества связана с отражением в социальном содержании экономической политики потребностей и учета возможностей всех граждан, приведению в соответствие с ней общественных структур и практической социальной деятельности. Роль пожилого населения, которое является одним из основных объектов социальной политики сегодня и в долгосрочной перспективе, побудила ООН к тому, чтобы дополнить идею «общество для всех» идеей «общество для людей всех возрастов».

Смысловая нагрузка данной концептуальной установки заключается в межвозрастной социальной солидарности, будь то на уровне семьи, общины или страны.

При этом под социальной солидарностью понимается то, что пожилые граждане сознают свою социальную ответственность, содействуют функционированию общества, участвуют в публичной жизни и пользуются уважением. Кроме того, организация общества на принципах социальной солидарности предполагает распределение общественных благ честным и гуманным образом в целях предоставления каждому пожилому гражданину в качестве члена общества права на социальное и экономическое достоинство. Важной вехой в формировании стратегии, связанной с вопросами старения, стал Мадридский международный план действий по старению, принятый в Мадриде в апреле 2002 г.

В нем приведены современные тенденции роста численности пожилых людей по группам стран и континентов, раскрыты социально-экономические последствия данного явления, изложены базовые принципы мирового сообщества на политику в области отношения к пожилым людям по широкому спектру социально-экономических, медицинских и образовательных вопросов. Достаточно сказать, что в этом документе нашли отражение 18 крупных групп вопросов по 11 темам, которые служат методической основой для организации работы в этой сфере на международном и национальном уровнях. Углубленный анализ процессов старения населения позволяет увидеть проблемные узлы в экономическом и социальном разрезах, а предложенные рекомендации могут служить основой для разработки программ действий с учетом значительной специфики в конкретных странах. Цель Международного плана действий состоит в обеспечении пожилому населению всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправных граждан.

Рекомендации, содержащиеся в этом документе, включают три приоритетных направления: участие пожилых людей в развитии страны; обеспечение медицинских услуг и благосостояния в пожилом возрасте; создание благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп. Осуществление Международного плана действий по проблемам старения закономерно предполагает выработку соответствующих национальных программ действий, опирающихся на концепции политического, экономического, этического, духовного и социального развития пожилых людей, в основе которых лежат такие принципы, как человеческое достоинство, права человека, равенство, уважение, мир, демократия, взаимная ответственность, сотрудничество и уважение различных религиозных и этических ценностей, а также культурной самобытности людей.

В связи с вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы, в ближайшие три-четыре года доля лиц пенсионного возраста сохранится на уровне 20,7%. Однако к 2016 г. из-за низкой рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни доля лиц старших возрастов в структуре населения в инерционном прогнозе достигнет четверти от его общей численности (24,9%). На фоне прогнозируемого с 2008 г. сокращения численности трудоспособного населения коэффициент демографической нагрузки (зависимости) будет повышаться преимущественно за счет лиц пенсионного возраста. Постепенный процесс старения российского населения отягощается стремительной депопуляцией населения страны, которая носит характер возрастающей убыли. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения (1989 г. и 2002 г.) общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости сократились в 1,4 раза; численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек. Причем за этот период родилось 20,5 млн человек, а умерло 27,9 млн человек, прибыло в страну из-за рубежа 11 млн, покинуло ее 5,4 млн человек. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 млн человек; миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) - 5,6 млн человек - компенсировал 76% естественной убыли. За последние 13 лет в России перестали существовать 290 городов, 11 тысяч сел, еще 13 тысяч сел близки к тому, что скоро в них не останется ни одного человека. По масштабам потерь постсоветский демографический кризис сопоставим с Великой Отечественной войной 1941–1945 гг.

Не случайно в американском докладе «Обезлюдевшая Россия» указывается со ссылкой на исследование ООН, что Россия находится на краю демографической гибели.

Таким образом, Россия находится в состоянии демографической катастрофы, налицо натуральная «депопуляция», что на обыденном языке звучит как суровая констатация: народ вымирает.

Для перелома ситуации требуются крупномасштабные долгосрочные меры национального масштаба по «сбережению населения» и резкого, многократного повышения рождаемости. Возможно ли коренное изменение описанной картины демографического кризиса в России? Да, возможно. В работе выявлены основные факторы специфически важные в российском случае. Они порядке степени значимости связаны с идейно-духовным состоянием российского общества, цивилизационной идентичностью российской государственности, качеством государственной политики как управленческой практики и материальными условиями жизни. Разработана новая государственная демографическая политика, которая в случае ее реализации может существенно изменить российский демографический процесс. Сегодня же многие регионы России ощущают острую нехватку рабочих рук, увеличивается экономическая нагрузка на занятое население, возникает необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым. Причем в инерционном процессе рассчитывать на смягчение этих явлений в ближайшие годы не приходится (табл. 2).


В недалеком будущем стране не будет хватать ни солдат, ни работников. Проще всего рассчитывать на то, что благодаря притоку мигрантов удастся победить этот «дефицит». Гораздо сложнее стимулировать рождаемость, обеспечивать сохранение здоровья, однако это возможно. По данным экспертов Всемирного банка в структуре национального богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 68–76%. Эффективность же его развития и использования зависит от качества жизни, обобщающим показателем которого является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП. Согласно оценкам специалистов Программ развития ООН (сравнительные исследования проводились по 174 странам), по этому индексу Россия находится на 71-м месте, а по состоянию здоровья и благосостоянию граждан относится к категории развивающихся государств. Между потенциалом здоровья населения и экономическим ростом существует довольно тесная взаимосвязь. Так, по расчетам ряда специалистов, экономический ущерб от потери здоровья россиян в 1999 г. составил около 65 млрд долл. Очевидно, что подобные потери ослабляют страну, становясь угрозой ее национальной безопасности. Таким образом, сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособных возрастов, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов, что станет серьезнейшим препятствием социально-экономическому развитию страны. «Седеющее население» - полноправная часть общества, внесшая неоценимый вклад в формирование той среды (в широком смысле), в которой все мы живем.

К сожалению, пока нельзя сказать, что условия для достойной жизни российских пенсионеров созданы: размеры пенсий удручающе низки и не позволяют обеспечивать значительной части пожилых хотя бы относительно приемлемый уровень жизни.

Кардинальный пересмотр позиции государства по отношению к гражданам, что представляется насущной необходимостью, предполагает не только усиление его защитных функций по отношению к ним, но и вовлечение последних в активную деятельность с учетом их возрастных особенностей. Недальновидно игнорировать опыт, интеллектуальный и профессиональный потенциал этой категории людей. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения должна в большей мере учитывать гендерные проблемы вдовства и предусматривать социальные меры, снижающие его остроту. Необходимо укрепление целенаправленного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Мировой опыт свидетельствует, что содействие таким организациям в осуществлении деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности - весьма эффективно.

Основополагающими позициями политики, проводимой государством в отношении граждан старшего поколения, могли бы стать: усиление их правовой защиты путем закрепления в действующем законодательстве специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий, осуществлению комплексных мер по оказанию правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, созданию социальной адвокатуры и социальных судов; обеспечение достойного уровня жизни пожилых посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, что позволило бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо статусной категории, региона проживания и других условий; содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг; организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей; содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающими физическим возможностям и специфике их образа жизни путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха; оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг; содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное соблюдение гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма и профилактика профессиональных заболеваний, недопущение дискриминации по возрасту при трудоустройстве, обеспечение равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки; оказание поддержки лицам пожилого возраста, находящимся в неблагоприятном положении, в первую очередь, одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способность к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства; организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье; обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

Важно укреплять равноправное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Следует оказывать содействие общественным объединениям в осуществлении ими деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности, а также созданию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Целесообразно создать на федеральном и региональном уровнях государственно-общественные органы, координирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старших поколений.

Фрагменты 3-й главы монографии " ".