Деятельность кредитной организации подлежит аудиторской проверке. Налетова И.А

В книге раскрываются наиболее важные вопросы курса «Основы банковского аудита». Отдельные разделы лекций изложены в концептуальном плане, что позволит быстро и качественно подготовиться как к зачету, так и к экзамену. Данное пособие систематизирует комплекс знаний и навыков по предмету «Банковский аудит» как для студентов, аспирантов и преподавателей, так и для профессионалов, а также всех интересующимся данной тематикой.

6. Организация внешнего банковского аудита. Технология аудиторской проверки кредитной организации.

Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности, который может осуществляться физическим лицом (аудитором) при наличии аттестации и лицензии, а также юридическим лицом (аудиторской фирмой) при наличии лицензии.

Для проведения аттестации и выдачи лицензии на право осуществления банковского аудита, ЦБ РФ создана центральная аттестационная аудиторская комиссия (цалак) Банка России. Её состав утверждается председателем ЦБ РФ. Функции рабочего аппарата цалак возлагается на Управление лицензированием и аттестацией банковского аудита департамента лицензирования банков и аудиторской деятельности Банка России.

Все физические лица, желающие заниматься банковским аудитом самостоятельно или в составе аудиторской фирмы должны пройти аттестацию (сдать квалификационный экзамен).

К аттестации допускаются лица, одновременно удовлетворяющие 2-м критериям:

1) Имеющие высшее или среднее специальное экономическое или юридическое образование;

2) Имеющие стаж работы на постоянной основе более 3-х лет (из которых последние несколько лет – аудитором, руководителем аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, бухгалтером, экономистом, ревизором и по другим специальностям по банковскому делу в банковской сфере).

За проведение аттестаций взимается плата в размере 20 мрот на дату предоставления в ЦБ РФ всех необходимых документов. Аттестат выдаётся сроком до 3-х лет в зависимости от результата экзамена. Если в течение 2-х лет с момента получения аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве банковского аудитора или в службе внутреннего контроля кредитной организации, то цалак принимает решение об аннулировании аттестата. По истечении срока действия аттестата аудитор в праве подать в цалак заявление о его продлении.

ЦАЛАК вправе назначить повторную сдачу квалификационных экзаменов в следующих случаях:

1) Наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны территориальных учреждений ЦБ РФ, налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;

2) Наличие существенных изменений в законодательстве.

ЦАЛАК может продлить аттестат до 3-х лет, за что взимается плата в размере 50% первоначальной платы за проведения аттестации.

Физические лица, прошедшие аттестацию могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, либо самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве индивидуального частного предпринимателя (пбюл).

Аудиторская фирма может проводить аудит кредитных организаций только после получения лицензии Банка России.

Рассмотрение вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) Фирма должна иметь организационно-правовую форму в виде ЗАО с уставным капиталом не менее 100 мрот на дату регистрации;

2) В штате фирмы должно быть не менее 2-х аттестованных цалаком аудиторов или совместителей из числа преподавателей.

За рассмотрение заявления о лицензировании взимается плата в размере 3 мрот, за выдачу лицензии – 10 мрот. Фирма, получившая лицензию на осуществление аудиторской деятельности, вносится в государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензии, который ведётся Департаментом лицензирования банков и аудиторской деятельности ЦБ РФ.

Контроль кредитных организаций помимо внутреннего аудита, осуществляемого в рамках системы внутреннего контроля, осуществляется также путем проведения внешнего аудита. Внешний аудит , проводимый независимым аудитором, является промежуточным звеном контроля за деятельностью кредитных организаций между внутренним контролем кредитной организации и внешним надзором за ее деятельностью со стороны Банка России. Это обусловлено, с одной стороны, договорным характером отношений между кредитной организацией и внешним аудитором. С другой – внешний аудит для кредитных организаций является обязательным в силу закона, а результаты внешнего аудита подлежат представлению в Банк России, который использует внешний аудит кредитных организаций и его результаты как один из инструментов банковского надзора.

Кредитные организации являются видом коммерческих организаций, деятельность которых в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности подлежит обязательному ежегодному внешнему аудиту независимой аудиторской организацией.

Отчетность кредитной организации согласно ч. 1 ст. 42 Закона о банках подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией. В данной статье также указано, что проводить аудит кредитных организаций вправе только аудиторские организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ на осуществление таких проверок, которые ко времени получения такой лицензии осуществляли аудиторскую деятельность не менее двух лет.

Вместе с тем в новом Законе о лицензировании отдельных видов деятельности аудиторская деятельность не упоминается как деятельность, подлежащая лицензированию. Заметим, что до принятия указанного Закона лицензирование аудиторской деятельности предусматривалось утратившим ныне силу Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с аналогичным названием. В соответствии с п. 5.2 ст. 18 этого Закона лицензирование аудиторской деятельности прекратилось с 1 января 2010 г.

Новый Закон об аудиторской деятельности в п. 2 ст. 23 установил, что проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги вправе только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вступившие в саморегулируемые организации аудиторов. Лицензирование аудиторских организаций и лицензионный контроль ранее осуществлялись в целях проверки качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, для подтверждения соблюдения аудиторами требований об обучении по программам повышения квалификации.

В настоящее время согласно ст. 7 Закона об аудиторской деятельности вместо лицензионных требований требования к аудиторским организациям определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Контроль соответствия качества работы аудиторских организаций и аудиторов указанным требованиям осуществляется в форме внутреннего и внешнего контроля.

Внешний контроль аудиторской деятельности проводится саморегулируемыми организациями, членами которых являются аудиторские организации, в отношении своих членов, а внешний контроль аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе и кредитных организаций, в соответствии со ст. 10 указанного Закона об аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также Минфин России в соответствии с Положением о Минфине России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.

Противоречие ст. 42 Закона о банках нормам иных вышеназванных законов отсутствует, поскольку требование о необходимости лицензирования аудиторских организаций в данной статье упоминается лишь постольку, поскольку данное требование установлено законодательством РФ. Тем не менее по-прежнему остается в силе требование ст. 42 Закона о банках, касающееся необходимости двухлетнего опыта аудиторской деятельности, предъявляемое к аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитных организаций.

Аудиторская проверка кредитной организации, как отмечалось выше, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

Указанные требования о необходимости включения в аудиторское заключение сведений о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России, только подтверждают необходимость проведения аудиторских проверок кредитных организаций аудиторскими организациями, имеющими специальную подготовку в области аудита кредитных организаций. Соответственно, аудит кредитных организаций проводится аудиторскими организациями, в составе которых работают аудиторы, получившие квалификационный аттестат банковского аудитора в соответствии с Программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит)) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2008 г. (протокол № 71) и утверждена Минфином России 27 января 2009 г.).

В указанных ранее документах Базельского комитета по банковскому надзору, касающихся внутреннего контроля в кредитных организациях, содержатся рекомендации, которые относятся также к взаимоотношениям кредитных организаций с внешним аудитом, и взаимоотношениям внешнего аудита кредитных организаций с внутренним аудитом (со службой внутреннего контроля).

В частности, согласно упомянутым рекомендациям внешним аудиторам не следует вступать в конфликт интересов с кредитной организацией. Цель аудита финансовых отчетов кредитной организации внешним аудитом состоит в том, чтобы позволить независимому аудитору вынести заключение о соответствии основных положений подготовленных этой кредитной организацией финансовых отчетов установленному механизму с учетом действующих в стране правил и нормативов.

Аудиторы на выборочной основе проверяют документальные подтверждения операций и учетных записей, являющихся основанием для финансовой (бухгалтерской) и публикуемой отчетности. Аудитор оценивает используемые кредитной организацией принципы и правила бухгалтерского учета и существенные допущения, сделанные руководством, а также общее представление финансовой отчетности.

Несмотря на то что внешние аудиторы по определению не являются частью кредитной организации и поэтому не входят в ее систему внутреннего контроля, их деятельность оказывает важное влияние на качество внутреннего контроля. К тому же внешние аудиторы обеспечивают обратную связь, помогающую следить за эффективностью системы внутреннего контроля.

Внешний аудитор обычно передает органам управления кредитных организаций информацию об управленческих недостатках, о замечаниях, относящихся к составу остатков на счетах или кредитного портфеля, состоянию ликвидности или доходам, финансовым нормативам, достаточности системы внутреннего контроля, анализу банковских рисков или соблюдению правовых или надзорных требований.

Служба внутреннего контроля также должна подлежать независимой проверке внешнего аудитора, соответственно внешнему аудитору следует получать консультацию и иметь доступ к соответствующим заключениям службы внутреннего контроля. Аналогичным образом внешний аудитор обычно информирует службу внутреннего контроля о любом существенном обстоятельстве, которое может повлиять на внутренний контроль.

Органы управления кредитной организации обязаны предоставлять внешнему аудитору информацию, необходимую аудитору при проведении аудиторской проверки и подготовки отчета, которая может оказать существенное влияние на финансовую отчетность и соответственно на аудиторское заключение.

Основная цель проведения внешнего аудита кредитной организации состоит в предоставлении аудитором мнения о том, дает ли опубликованная финансовая отчетность кредитной организации достоверное представление о финансовом положении кредитной организации и результатах его деятельности за период, отраженный в данной финансовой отчетности. Обычно аудиторский отчет готовится для акционеров, однако используется многими другими сторонами, такими, как вкладчики, другие кредиторы и контролеры. Отчет аудиторов позволяет определить достоверность финансовой отчетности.

Для подготовки заключения в отношении финансовой отчетности аудитор должен получить достаточное подтверждение тому, что информация, содержащаяся в бухгалтерских записях и прочих источниках, является надежной и достаточной для использования в качестве основы для подготовки финансовой отчетности, и тому, что соответствующая информация должным образом отражена в финансовой отчетности. Для этой цели аудитор:

  • – проводит проверку и оценку бухгалтерских систем и системы внутреннего контроля, на которые он намерен положиться;
  • – тестирует данные системы контроля с целью оказания содействия при определении характера, объема и продолжительности прочих аудиторских процедур;
  • – осуществляет такие проверки, проводит беседы и процедуры подтверждения бухгалтерских операций и остатков по счетам так, как он считает необходимым в данных обстоятельствах.

Однако подробная проверка всех операций кредитных операций является практически неосуществимой. Таким образом, аудит основан на проведении проверок и оценке систем внутреннего контроля, разработанных для подтверждения правильности бухгалтерских записей и сохранности активов, на использовании выборочных проверок и процедур аналитического исследования и на подтверждении и оценке активов и пассивов. При проверке финансовой отчетности ему может оказаться полезной большая часть работы службы внутреннего контроля.

Аудитор планирует и проводит аудит таким образом, чтобы иметь веские основания для выявления искажений в финансовой отчетности кредитной организации, которые по отдельности или в целом являются существенными в отношении финансовой информации, содержащейся в данной финансовой отчетности. Оценка того, что является существенным, находится в профессиональной компетенции аудитора, однако существенность может также зависеть от иных факторов, например, юридических или нормативных требований как к финансовой отчетности в целом, так и к ее отдельным статьям. Таким образом, аудитор может исходить из различного уровня существенности в отношении различных элементов финансовой отчетности.

Выборочный характер аудиторской проверки и другие присущие ей ограничения вместе с ограничениями, существующими в любой системе внутреннего контроля, делают неизбежным риск того, что некоторые значительные неточности могут остаться незамеченными. Поэтому аудитор должен считать представленные факты соответствующими истине, а документы и учетные записи – подлинными, если только у него не появилось доказательств в пользу обратного.

При обнаружении аудитором существенной ошибки в финансовой отчетности, включая применение неадекватной учетной политики, оценку активов, с которой он не согласен, или непредставление важной информации, он должен потребовать от руководства кредитной организации исправления указанной ошибки и внесения соответствующей корректировки финансовой отчетности. При отказе руководства кредитной организации внести исправление в финансовую отчетность отчет аудитора о результатах проверки финансовой отчетности будет содержать соответствующие оговорки или отрицательное заключение. Такой отчет сильно подорвет доверие к кредитной организации и даже повлияет на стабильность ее работы, поэтому органы управления кредитной организации, как правило, делают все необходимое, чтобы избежать такой ситуации. Аудитор не должен составлять заключение без оговорок, если ему не была предоставлена вся запрошенная им информация или не были даны соответствующие разъяснения.

Как правило, аудитор по результатам аудита направляет письмо органам управления кредитной организации. В письме обычно содержатся замечания и перечисляются несущественные ошибки или упущения, обнаруженные аудитором в процессе проверки, которые не упомянуты в отчете в качестве оговорки, поскольку обнаруженные в финансовых документах ошибки являлись несущественными. Письмо может касаться конкретных вопросов, таких, как содержание счетов бухгалтерского учета или кредитного портфеля, ликвидность, прибыль, коэффициенты, адекватность систем контроля или выполнение требований законодательства и органов надзора.

Органы надзора также должны учитывать наблюдения и рекомендации внешних аудиторов в отношении эффективности внутреннего контроля и следить за тем, чтобы органы управления кредитной организации принимали к сведению и выполняли замечания и рекомендации внешних аудиторов.

Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о банках аудиторское заключение внешнего аудитора направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации.

В целях организации взаимодействия Банка России с внешними аудиторами кредитной организации Банк России издал письмо от 10 ноября 2000 г. № 171-Т "Об усилении взаимодействия территориальных учреждений Банка России и аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)", в которое включил рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского кмитета по банковскому надзору "Отношения между органами надзора за банками и внешними аудиторами", одобренные для публикации Международным комитетом по аудиторской деятельности и Комитетом Базельских контролеров в 1989 г.

Данным письмом Банк России в целях повышения качества взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями предложил территориальным учреждениям Банка России в качестве методической основы руководствоваться указанными рекомендациями Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору.

Направление кредитными организациями в Банк России аудиторских заключений осуществляется в следующих целях:

  • – поддержание стабильности кредитной организации и защита интересов вкладчиков. Банк России как заинтересованный орган надзора осуществляет контроль за жизнеспособностью кредитной организации в данный момент и в будущем, и финансовая отчетность помогает ему оценить развитие ситуации. Внешний аудит позволяет оценить достоверность формирования финансовой отчетности;
  • – создание и наличие надежной системы внутреннего контроля для обеспечения безопасного и благоразумного управления деятельностью кредитной организации, тогда как система внутреннего контроля оценивается внешним аудитором;
  • – существование надежной системы учета как предпосылки получения надежной информации для оценки и управления рисками.

Иногда аудитор получает важную информацию, которая, насколько ему известно, не была сообщена Банку России, но которую следует предоставить Банку России. К примеру, такая ситуация может возникнуть, если:

  • – аудитору стало известно о фактах, которые могут угрожать существованию кредитной организации;
  • – аудитор обнаруживает факты, свидетельствующие о мошенничестве со стороны органов управления кредитной организации;
  • – точка зрения аудитора по каким-то важным вопросам, связанным с финансовой отчетностью, кардинально отличается от точки зрения органов управления, вследствие чего аудитор намерен составить аудиторское заключение, содержащее оговорки;
  • – аудитор счел необходимым, чтобы кредитная организация сообщила о каких-либо фактах в Банк России, а органы управления кредитной организации, получив такую рекомендацию, не сделали этого.

Новая версия: Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-фз «Об аудиторской деятельности»

Настоящий Федеральный закон одределяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статья 1. Понятие аудиторской деятельности

  1. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица)
  2. Аудит осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом.
  3. Целью аудита будет выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Стоит сказать, для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, кᴏᴛᴏᴩая позволяет пользователю ϶ᴛᴏй отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на данных выводах обоснованные решения.
  4. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
  5. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие ϲʙᴏю деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
  6. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
    1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
    2. налоговое консультирование;
    3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
    4. управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций;
    5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
    6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
    7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
    8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
    9. проведение маркетинговых исследований;
    10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в т.ч. на бумажных и электронных носителях;
    11. обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
    12. оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
  7. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

  1. Аудиторская деятельность осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом и принятыми в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

    Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать настоящему Федеральному закону.

    Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов данных кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

  2. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
  3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных-законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  4. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон или ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий федеральный закон.

Статья 3. Аудитор

  1. Аудитором будет физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
  2. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего ϲʙᴏю деятельность без образования юридического лица.
  3. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 4. Аудиторская организация

  1. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
  2. Аудиторская организация осуществляет ϲʙᴏю деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  3. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
  4. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации будет иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.

    Пункт 5 статьи 4 вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 22 данного документа)

  5. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

  1. самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  2. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в ϶ᴛᴏй документации;
  3. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  4. отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения ϲʙᴏего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
    • непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
    • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  5. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
  2. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  3. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  4. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

  1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
    1. получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
    2. получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
    3. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
    1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
    2. создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для ϲʙᴏевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в ϲʙᴏевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
    3. не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведений аудиторской проверки;
    4. оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    5. ϲʙᴏевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с договором на проведение аудита, в т.ч. в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
    6. исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 7. Обязательный аудит

  1. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

    Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

    1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
    2. организация будет кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств кᴏᴛᴏᴩого будут предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств кᴏᴛᴏᴩого будут добровольные отчисления физических и юридических лиц (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 № 164-ФЗ, от 30.12.2004 № 219-ФЗ)
    3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
    4. организация будет государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Стоит сказать, для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
    5. обязательный аудит в отношении данных организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 № 4-П положение пункта 2 статьи 7, согласно кᴏᴛᴏᴩому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

  2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах кᴏᴛᴏᴩых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации кᴏᴛᴏᴩых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

Статья 8. Аудиторская тайна

  1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, кᴏᴛᴏᴩым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
  2. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении кᴏᴛᴏᴩых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
  4. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, кᴏᴛᴏᴩому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

    Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с кᴏᴛᴏᴩыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Стоит сказать - положения статьи 9 вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 22 данного документа)

Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности

  1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
  2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
    • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности будут обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении кᴏᴛᴏᴩых указано, что они имеют рекомендательный характер.
  4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
  5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если ϶ᴛᴏ предусмотрено их уставами, устанавливать для ϲʙᴏих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, кᴏᴛᴏᴩые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    При ϶ᴛᴏм требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п. 5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, кᴏᴛᴏᴩые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    При ϶ᴛᴏм требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами кᴏᴛᴏᴩого они будут (п. 6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы ϲʙᴏей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, кᴏᴛᴏᴩые осуществляются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 10. Аудиторское заключение

  1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
  2. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение

  1. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.

    Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

  2. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

  1. Аудит не может осуществляться:
    1. аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    2. аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
    3. аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица кᴏᴛᴏᴩых будут учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    4. аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица кᴏᴛᴏᴩых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    5. аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для кᴏᴛᴏᴩых данные аудиторские организации будут учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с ϶ᴛᴏй аудиторской организацией учредителей (участников);
    6. аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении данных лиц.
  2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в т.ч. обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть сделаны в результате аудита.

Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

  1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  2. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, кᴏᴛᴏᴩый может проводить такие проверки как ϲʙᴏими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников данных объединений (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  3. Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  4. В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    (п. 4 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

  1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

    Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

  2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора будут:
    • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
    • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

    Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

  3. Стоит сказать, что каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 16.
Стоит отметить, что основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

  1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
    1. установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
    2. вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
    3. установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12 настоящего Федерального закона;
    4. установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
    5. установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
    6. установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
    7. аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона.
  2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом.

    Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

  3. Лицо, квалификационный аттестат кᴏᴛᴏᴩого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
  4. Лицо, квалификационный аттестат кᴏᴛᴏᴩого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3 - 5 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

    Лицо, квалификационный аттестат кᴏᴛᴏᴩого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности

  1. Лицензирование аудиторской деятельности, в т.ч. порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  2. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии.
  3. В случае если в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии.

Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

  1. Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Стоит сказать - положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.
  2. Основными функциями уполномоченного федерального органа будут:
    • издание в пределах ϲʙᴏей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    • организаций разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
    • организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
    • контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Абзац седьмой пункта 2 статьи 18 вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 22 данного документа)

    • определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
    • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
    • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Статья 19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

  1. Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Стоит сказать - положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
  2. Совет по аудиторской деятельности:
    • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
    • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
    • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
    • осуществляет иные функции в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положением о совете по аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  3. Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
  4. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета.
  5. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

Статья 20. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

  1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности ϲʙᴏих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для ϲʙᴏих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной данныеки, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  2. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, членами кᴏᴛᴏᴩого будут не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о ϲʙᴏей аккредитации.

    Для целей настоящего Федерального закона под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация данным органом профессиональных аудиторских объединений (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

    Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований настоящего Федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

  3. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
  4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
    • участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;
    • в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
    • самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
    • по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ);
    • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
    • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении ϲʙᴏих членов;
    • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении ϲʙᴏих членов;
    • обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
    • содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
    • защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
    • разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
    • представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
    • осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.
  5. При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или ϶ᴛᴏт индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами кᴏᴛᴏᴩых они состоят, без права повторного вступления как в данные аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите

1. Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2 - 4. Утратили силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон, за исключением пункта 5 статьи 4, статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    Стоит сказать - положения статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18 вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Стоит сказать - положение пункта 5 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

  2. Квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют ϲʙᴏе действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  3. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют ϲʙᴏе действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока новые лицензии могут быть выданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о лицензировании (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  4. Установить, что до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок взимания государственной пошлины, применяется действовавший на 1 августа 2001 года порядок взимания платы за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и платы за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора (п. 4 введен Федеральным законом от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  5. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона аудиторские организации должны привести ϲʙᴏи учредительные документы и кадровый состав в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с требованиями, установленными статьей 4 настоящего Федерального закона.
  6. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести ϲʙᴏи нормативные правовые акты в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
7 августа 2001 года
№ 119-ФЗ

Проверка внутренних документов банка включает проверку установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур. Целью ее является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований законодательства РФ и иных актов.

Цель повышения квалификации - научить проводить и анализировать операционную проверку оценки качества и соответствия систем, процессов и процедур, организационных структур банка и их достаточности для выполнения возложенных функций.

Выдаваемый документ: Удостоверение повышения квалификации.
Действующая акция: 15% скидка при записи двух и более участников.

Тема 1. Методическое обеспечение проведения проверок Службы внутреннего аудита в коммерческом банке (4 часа)

  • Обзор нормативных документов Банка России, регламентирующих деятельность СВА в кредитных организациях
  • Требования к внутренним документам кредитных организаций, регламентирующим деятельность СВА (в т.ч. проведение проверок), и практические примеры их реализации.
  • Формирование планов работы и планов проверок СВА на основе риск-ориентированного подхода.
  • Вопросы формирования программ проверок СВА в контексте снижения регуляторного риска.
  • Обзор Программ проверок по основным направлениям деятельности кредитной организации:
    а) Денежные средства и кассовые операции (в т.ч. операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме), инкассация денежных средств
    б) Потребительское кредитование
    в) Кредитование юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    г) Операций с ценными бумагами
    д) Финансово-хозяйственные операции. Обеспечение сохранности имущества.
    е) Проверка элементов расчетной базы, по которым формируется резерв на возможные потери, правильности его формирования и использования
    ж) Организация работы по привлечению денежных средств физических лиц. Операции по вкладам физических лиц и депозитам юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    з) Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц
    и) Операции по привлечению средств кредитных организаций (в том числе межбанковских расчетов, межбанковских кредитов и депозитов
    к) Операции с собственными долговыми обязательствами кредитной организации
    л) Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения документов и ценностей
    м) Правомерность формирования собственных средств (капитала)
    н) Оценка информационных технологий, организации обработки и защиты банковской информации. Выполнение требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств
    о) Выполнение требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    п) Соблюдение правил совершения расчетных операций (осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц) и отражения по счетам бухгалтерского учета, в т ч. операций, осуществляемых с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт.
    р) Проверка правильности формирования доходов и расходов, финансового результата
    с) Оценка эффективности организационной структуры и качества управления
    т) Оценка эффективности системы управления банковскими рисками и капиталом
    у) Оценка организации внутреннего контроля, в том числе эффективности работы службы внутреннего контроля.
  • Практические образцы программ проверок по указанным направлениям входят в раздаточный материал.

Стоимость первой темы - 8900 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 2. Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК) в соответствии с Указанием Банка России от 15.04.2015 г. № 3624-У: аспекты внутреннего аудита (4 часа)

  • Понятие и нормативная основа ВПОДК.
  • Обзор основных требований к ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Состав и характеристика составных элементов ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Цели и задачи внутреннего аудита ВПОДК.
  • Аудит организации ВПОДК в кредитной организации:
  • Корпоративное управление.
  • Документы, разрабатываемые в рамках ВПОДК.
  • Аудит организации системы управления рисками:
    - Общие вопросы.
    - Кредитный риск.
    - Рыночный риск.
    - Операционный риск.
    - Процентный риск.
    - Риск ликвидности.
    - Риск концентрации.
  • Аудит организации процедур управления капиталом:
    - Определение склонности к риску (риск-аппетита).
    - Определение агрегированной оценки рисков и требований к капиталу.
    - Процедура оценки достаточности капитала.
    - Процедуры распределения капитала через систему лимитов и контроля установленных лимитов.
  • Аудит процедур стресс-тестирования.
  • Аудит отчетности, формируемой в рамках ВПОДК.
  • Аудит результатов выполнения ВПОДК.
  • Приложения с примерами организации и рекомендациями по внутреннему аудиту основных компонентов ВПОДК.

Стоимость второй темы - 8500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 3. Внутренний аудит - эффективные деловые коммуникации. Психология поведения и общения в ходе аудиторской проверки (8 часов)
Психология поведения внутреннего аудитора в ходе аудиторской проверки:

  • цели внутреннего аудита. Развитие навыков и техники постановки задач. Ролевое распределение обязанностей в команде проверяющих, позволяющих комплексно и всесторонне рассматривать проблемы и находить оптимальные варианты устранения, выявленных недостатков;
  • принципы командного взаимодействия (с учетом требований из CIA), передача информаций в группе и эффективные деловые коммуникации;
  • практические рекомендации внутреннему аудитору по психологии поведения в ходе аудиторской проверки;
  • самопрезентация группы проверяющих внутренних аудиторов;
  • установление доверительных отношений с обьектом аудита;
  • интервьюирование (цели и задачи интервьюирования, развитие коммуникационных навыков и техники активного слушания, ошибки при интервьюировании), протоколирование интервью;
  • анализ различных кейсов.

Развитие навыков фасилитатора:

  • кто такой фасилитатор? где применяется навыки фасилитации во внутреннем аудите;
  • как использовать и применять фасилитационные методы и подходы на практике.

Изучение основных методов фасилитции:

  • метод организации встреч и переговоров в формате мировое кафе (Wold Cafe);
  • методы поиска будущего (Future Search и Serach Conference) и использование в работе внутреннего аудита технологий открытого пространства (Оpen Space Technology) в условиях наличия реальной и сложной бизнес-проблемы, когда никто не знает как к ней пойти (как ее решить);
  • метод динамической фасилитации (Dynamic Facillitation);
  • и т.д.

Эффективные деловые коммуникации:

  • принципы эффективной деловой коммуникации. Барьеры эффективной коммуникации;
  • убедительная коммуникация (корректность изложения материала (мыслей); убедительность аргументов; борьба с возражениями);
  • виды манипуляций. выявление случаев манипулирования аудиторской проверкой;
  • навыки и умение противостоять манипуляциям;
  • конфликтные ситуации с которыми сталкиваются внутренние аудиторы. Предотвращение конфликтов. Тактика поведения в конфликтной ситуации.

Управление стрессом:

  • управление стрессом при выполнении аудиторского задания в условиях неопределенности;
  • в условиях постоянных изменений, необходимости приспосабливаться к новым технологическим изменениям; необходимости развития новых навыков и компетенций; при выполнении дополнительных обязанностей;
  • стресс при взаимоотношениях с коллегами (нездоровая конкуренция, соперничество, недостаточная поддержка в коллективе; стресс, связанный с опаской сокращения штата, старение);
  • стресс при взаимоотношениях с подчиненными (неумение управлять критически настроенным и необузданным коллективом; напряженный климат, авторитарный стиль руководства);
  • разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив и продвижения по службе;
  • конфликт требований организации и семьи (отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки, иное);
  • методы саморегуляции и управления стрессом;
  • работа с собственными эмоциями, позитивное мышление;
  • иные аспекты (по усмотрению лектора в зависимости от группы участников, характера и масштабов деятельности, организаций в которых работают участники треннинга; характера обсуждаемых на треннинге проблем).

Ответы на вопросы слушателей.

Стоимость третьей темы - 13500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 4. Принципы внутреннего аудита банковских автоматизированных систем и систем электронного банкинга (8 часов)

  • Изменения в структурах банковских рисков и управлении ими в условиях автоматизации банковской деятельности и применения технологий электронного банкинга.
  • Принципы внутреннего аудита в кредитной организации с точки зрения Базельского комитета по банковскому надзору и Банка России - интерпретация в приложении к контролю функционирования и аудиту информационным системам:
  • Базовый подход к осуществлению аудита автоматизированных систем: общее содержание и основные процедуры.
  • Особенности осуществления внутреннего аудита в условиях электронного банкинга: специфика информационных потоков при дистанционном банковском обслуживании, потенциальных угроз и управления банковскими рисками.

Стоимость четвертой темы - 12500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Стоимость мероприятия: 34500 руб.
Форма обучения: Очно / Вебинар / Повышение квалификации

К законодательным и нормативным актам, регламентирующим проведение расчетных операций, относятся:

  • 1. Гражданский кодекс РФ (гл. 9, 27, 28, 29, 44, 45 регулируют корреспондентские отношения, а ст. 55, 849, 855 регулируют проведение операций по расчетам с филиалами).
  • 2. Положение ЦБ РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 04.02.2004 № 242-П.
  • 3. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 № 2-П (с изменениями и дополнениями).
  • 4. Инструкция ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14.01.2004 № 109-И.
  • 5. Положение ЦБ РФ «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002 № 205-П (с изменениями и дополнениями).
  • 6. Положение ЦБ РФ «Положение о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» от 23.06.98 № 36-П.
  • 7. Указание ЦБ РФ «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» от 24.04.2003 № 1274-У.
  • 8. Приказ МНС России, ГТК России и Минфина России «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» от 03.03.2003 № БГ-3-10/98/197/22н.
  • 9. Указание ЦБ РФ «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 15.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 20.06.2003 № 1294-У.
  • 10. Положение ЦБ РФ «Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» от 01.04.2003 № 222-П.
  • 11. Указание ЦБ РФ «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и(или) не предусмаривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» от 07.08.2003 № 1317-У.
  • 12. Письмо ЦБ РФ «Об усилении контроля при установлении корреспондентских отношений с кредитными организациями- нерезидентами от 24.01.2003 № 12-Т.

Целевая направленность проводимого аудита расчетных операций заключается в проверке соблюдения кредитной организацией и ее клиентами платежной дисциплины.

Задача аудиторской проверки операций банка по корреспондентским счетам состоит в оценке движения средств по этим счетам с точки зрения правомерности отнесения на них поступивших или списанных сумм, определения своевременности совершения операций и соответствие бухгалтерского учета требованиям нормативных документов Банка России, а также правилам и обычаям международного делового оборота. В связи с этим необходимо учитывать, что отдельных нормативных актов, регламентирующих учет межбанковских расчетных операций в иностранной валюте, Банком России в настоящее время не предусмотрено. Поэтому учет данных операций в кредитных организациях ведется согласно Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П. Осуществляя аудиторскую проверку, необходимо обратить внимание на наличие в аналитическом учете банка (филиала) ведения лицевых счетов отдельно по филиалам, клиентам и банкам-контрагентам в разрезе каждого вида валюты.

При аудите расчетных операций в первую очередь рассматриваются документы, обязательные для ведения учета этих операций кредитной организацией, к которым относятся:

лицензия на осуществление банковских операций, выданная кредитной организации Банком России;

  • - сообщение о внесении кредитной организации (филиала) в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и о присвоении им соответствующего порядкового номера;
  • - учетная политика кредитной организации; внутрибанковские правила построения расчетной системы

кредитной организации;

  • - Книга регистрации открытых счетов;
  • - договоры банковского счета с клиентами;
  • - договоры о корреспондентских отношениях и дополнительные соглашения к ним;
  • - сводный баланс кредитной организации и балансы за определенный период - ежедневные, ежемесячные, квартальные, годовые с учетом заключительных оборотов;

оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (филиала) - форма № 101 (ежемесячная); ведомость остатков по счетам кредитной организации; ведомость расхождений (журналы раккордов) с выписками из банка-корреспондента;

  • - бухгалтерский журнал;
  • - лицевые счета;
  • - документы дня;

материалы различных проверок коммерческого банка (инспекционной, аудиторской, ревизионной и др.).

При проверке филиала кредитной организации необходимо дополнительно рассмотреть следующие документы:

Заверенную в установленном порядке копию сообщения Банка России о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера;

оригинал доверенности, выданной кредитной организацией руководителю филиала, удостоверяющей его полномочия;

Положение о филиале;

распоряжение руководителя кредитной организации об открытии счетов межфилиальных расчетов;