Доля безработицы. Коэффициент безработицы (Unemployment rate)

Показатели безработицы

Основной показатель – это уровень безработицы (u ) , отражающий долю фактически безработных (U ) в структуре ЭАН или рабочей силы (L ) и выраженный в процентах:

ПРИМЕР 4.1

Если численность занятых составляет 70 млн человек, а безработных – 5 млн человек, то уровень безработицы составит 5 / (70 + + 5) = 0,067, или 6,7%.

Аналогичным образом можно вывести локальные показатели, отражающие уровень того или иного вида безработицы: это будет отношение численности сооответствующего вида безработных (естественной, циклической, скрытой, институциональной или др.) к ЭАН. Можно также выделить долю соответствующего вида безработных в общей численности безработных (в частности, определяя долю застойной безработицы в структуре общей безработицы). Кроме того, можно выразить в абсолютной форме (тыс. или млн человек) общую численность безработных, а также численность каждого вида безработных – другое дело, что разные виды безработицы могут наслаиваться друг на друга. Большое значение имеет показатель продолжительности безработицы.

Еще один (конкретизированный) показатель уровня безработицы, учитывающий динамику рынка труда, выглядит следующим образом:

где s – доля занятых, теряющих работу; / – доля безработных, находящих работу в определенный период времени (чаще всего – месяц, квартал, год). При этом предполагается, что численность нашедших работу совпадает с количеством освободившихся рабочих мест.

ПРИМЕР 4.2

Если за год потеряло работу 2% занятых, а нашло работу 18% безработных, то уровень безработицы в стране составит 0,02 / (0,02 + + 0,18) = 0,1, или 10%.

Данный показатель четко фиксирует прямую зависимость уровня безработицы от интенсивности увольнений и его обратную зависимость от интенсивности трудоустройства на рынке труда.

Еще один показатель, раскрывающий связь колебаний уровня безработицы с циклическими колебаниями фактического ВВП, выражен в законе Оукена , который может быть записан следующим образом:

(4.3)

где Y t и Y f соответственно фактический и потенциальный ВВП; β – коэффициент Оукена, который отражает степень чувствительности совокупного выпуска к динамике уровня циклической безработицы; он рассчитывается применительно к национальной экономике эмпирически и варьируется по разным странам (обычно в интервале от 2 до 3); и и и f соответственно общий (фактический) и естественный уровень безработицы (в скобках, следовательно, рассчитывается уровень циклической безработицы).

ПРИМЕР 4.3

Предположим, что общий уровень безработицы в стране составляет 10%, а ее естественный уровень – 5%. Коэффициент Оукена равен 3. Какова величина реального ВВП была потеряна за год экономикой вследствие высокой безработицы, если фактический ВВП составил в этом году 100 млрд долл.? Используем приведенную формулу:

(100 – ΒΒПпот) / ВВ11пот = – 3 × (0,1 – 0,05) = -0,15;

тогда 0,85 ВВПпот = 100 и ΒΒΠΙпот = 117,6. Следовательно, потери составили 100 – 117,6 = -17,6 млрд долл. Знак "минус" свидетельствует именно о потерях ВВП, т.е. фактический ВВП в стране оказался ниже потенциального.

Причины и последствия безработицы

Основными причинами безработицы являются следующие:

  • – наличие свободы и гибкости трудовых отношений в рыночной экономике, необходимость адаптации работников к рынку труда;
  • – циклические колебания экономики, включающие в себя фазы спада и депрессии, характеризующиеся снижением спроса на труд и увольнениями работников;
  • – структурные сдвиги в экономике, ведущие к высвобождению части работников в силу отраслевых, региональных, профессиональных изменений; степень соответствия структуры спроса на труд и структуры предложения труда;
  • – жесткость заработной платы, препятствующая уравновешиванию предложения труда и спроса на труд;
  • – несовершенство трудового законодательства, инфраструктуры рынка труда, форм и механизмов переподготовки работников, системы страхования по безработице; сила или слабость профсоюзов, социального партнерства; степень погружения экономики в теневые формы;
  • – демографические процессы, связанные с динамикой рождаемости и смертности, эмиграцией или иммиграцией рабочей силы, а также с включенностью пенсионеров, молодежи, женщин в трудовую деятельность, с пенсионным возрастом и т.п.;
  • – социальные изменения, особенно в период трансформационных процессов, а также характер проводимой в стране социальной политики;
  • – сезонный характер трудовой деятельности в отдельных отраслях и др.

Некоторые из этих причин носят общий характер, другие воплощаются в конкретных видах безработицы.

Последствиями безработицы можно считать:

  • – недоиспользование экономического потенциала страны, снижение фактического совокупного выпуска относительно потенциального ВВП;
  • – снижение экономического потенциала вследствие деквалификации безработных, отрыва части общества от сферы воспроизводства человеческого капитала;
  • – финансовые издержки, вызванные расходами на пособия по безработице, содержание служб по трудоустойству и т.п.;
  • – нарастание социальных проблем: ухудшение социального и морально-психологического положения части общества, включая молодежь, формирование источников роста преступности и других социальных язв общества и пр.

В силу указанных экономических и социальных издержек безработицы борьба с ней становится важным направлением государственного регулирования экономики. На практике это находит свое отражение в политике занятости. Она включает в себя следующие инструменты: разработку и реализацию различных программ увеличения занятости, в частности создание новых рабочих мест, налаживание системы общественных работ и т.п.; стимулирование развития малого бизнеса; расширение и поддержку системы переподготовки кадров и повышения их квалификации, создание системы непрерывного профессионального образования, приведение в соответствие с потребностями экономики структуры предложения труда, формируемой в сфере образования; оптимизацию миграционной политики; повышение эффективности инфраструктуры рынка труда; совершенствование и соблюдение трудового законодательства, развитие социального партнерства и т.п. Однако состояние занятости и безработицы во многом зависит от общей макроэкономической политики, воплощаемой прежде всего в стабилизационной политике, структурной политике, политике долгосрочного экономического роста.

Тема 3. Занятость и безработица как актуальные проблемы

Современного рынка труда (Окончание лекции)

1. Понятие, принципы и формы занятости. Современное состояние занятости и использования трудовых ресурсов в России.

2. Безработица: особенности, классификация и социально-экономические последствия. Показатели безработицы.

3. Скрытые формы занятости и безработицы.

4. Политика занятости в РФ и определение ее эффективности.

По продолжительности безработица подразделяется на краткосрочную (до 4 месяцев), продолжительную (от 4 до 8 месяцев), длительную (от 8 до 18 месяцев), застойную (более 18 месяцев).

Поводя итого вышесказанному, можно сделать вывод, что безработица может быть вызвана разными причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая), несовершенство информации на рынке труда (фрикционная) и может иметь разную продолжительность. Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует её общий уровень в стране.

По характеру проявления различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистриро­ванная безработица - это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем об­ращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица более подробно будет рассмотрен в следующем вопросе теме.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы заня­тости населения, ученых.

О скрытой безработице более подробно в следующем вопросе данной темы.

Показатели безработицы

Безработица является объектом внимания государственных органов. За ее размерами, составом и продолжительностью ведет наблюдения и исследования Правительство РФ в лице его органов - Роструда, Росстата, Минэкономразвития России, а также местные органы власти.



Изучение безработицы основано на системе ее показателей, получаемых на основании официальных (ежемесячных, кварталь­ных, полугодовых, годовых) статистических материалов Росстата, на основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения, «Статистических бюллетеней» и других материалов (например, «Мониторинга регистрируемой безработицы»), подготавливаемых и публикуемых Рострудом.

В российской статистике, как и в статистике многих других стран, используются два способа измерения безработицы: 1) по регистрациям в службах занятости, 2) результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется по критериям Международной организации труда (МОТ). Соответственно рассчитываются и публикуются два показателя: регистрируемой (явной) и общей (или «мотовской») безработицы. Возможные расхождения между ними объясняются тем, что, во-первых, часть безработных предпочитает вести поиск работы, не вставая на учет в государственных службах занятости; во-вторых, лица, имеющие работу или же представляющие экономически неактивное население, нередко регистрируются в качестве безработных ради получения пособий. В межстрановых сопоставлениях принято использовать показатели безработицы, базирующиеся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они проводятся по единой методологии и являются свободными от искажающего влияния административной практики регистрации безработных, складывающейся в различных странах.

Рассмотрим наиболее общие показатели безработицы.

1. Уровень официально зарегистрированной безработицы - это отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения на Основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесяч­ном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для условий среднегодовой числен­ности этот показатель рассчитывают по следующей формуле:

УЗБ = ЗБ / Э А х 100%;

УЗБ - уровень зарегистрированной на i-й территории безработицы в среднего­довом исчислении, %; ЗБ - среднегодовая численность зарегистрированных на i-й территории без­работных, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

2. Уровень общей безработицы - это отношение общего числа безработных, рассчитанного на определенной территории путем вы­борочных обследований по состоянию на определенную дату, к чис­ленности экономически активного населения на эту дату. Его вы­числяют по формуле

где - уровень безработицы; - численность экономически активного населения; - численность занятых.

У б = ОБ / Э А х 100%;

У б - уровень общей безработицы на i-й территории по состоянию на опреде­ленную дату, %; ОБ - общая численность безработных, рассчитанных на i-й территории путем, выборочных обследований по состоянию на определенную дату, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

3. Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

Uфрикц = Uфрикц/ *100%

4. Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах):

Uструкт = Uструкт/ *100%

5. Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных - это отношение числа зарегистрированных на опре­деленную дату безработных к общему числу безработных, рассчи­танных на i-й территории путем выборочных обследований по со­стоянию на определенную дату. Его находят по следующей формуле:

УБ = ЗБ / УБ х 100%;

УБ - удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработ­ных на i-й территории по состоянию на определенную дату, %; ЗБ - число зарегистрированных безработных на i-й территории по состоянию на определенную дату, человек.

6. Продолжительность безработицы - величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Эта величина описывается двумя показателями. Первый показатель свидетельствует, сколько месяцев находятся без работы все те, кто на соответствующую дату числится как безработный. Второй - сколько в среднем месяцев были без работы те лица со статусом безработного, которые в рассматриваемом периоде получили работу.

7.Важным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является коэффициент напряженности - отношение численности незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для расчета показа­теля на определенную дату используют формулу

НР = НЗБ / ЗВ х 100%;

НР - коэффициент напряженности на рынке труда на i -й территории по состо­янию на определенную дату; ЗВ - количество заявленных в службу занятости населения вакансий от пред­приятий и организаций на -й территории по состоянию на определен­ную дату.

8. Во всех реформируемых экономиках переход к рынку сопровождался увеличением численности не только безработных, но и лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению. Ослабление трудовой активности вызывалось сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений и т.д.), появлением на рынке труда новой категории - отчаявшихся найти работу.

Вместе с тем это означало приближение к более рациональной модели распределения трудового потенциала общества по сферам деятельности, характерной для зрелых рыночных экономик. В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин).

9. Показателями рынка труда являются также: уровни безрабо­тицы по отдельным категориям населения, например молодежная и женская безработица; структура безработных по полу, возрасту, семейному положению, опыту работы; продолжительность безрабо­тицы как время между днем регистрации гражданина в качестве без­работного и днем снятия его с учета в органе службы занятости по месту жительства; средняя продолжительность безработицы; мас­штабы общественных работ и обучения по направлению службы за­нятости; причины безработицы и др.

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в до перестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года – 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.

Рисунок 1 - Динамика уровня безработицы в России за 1992 - 2009 гг.

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2% от экономически активного населения.

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились.

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 – 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее – 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная.

Рассматривая уровень безработицы по регионам России, можно выделить следующие группы (табл. 1). Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы – в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

Таблица 1 - Классификация регионов в зависимости от уровня
Группа Субъекты РФ Характеристика
1. Регион с очень высокой безработицей Южный Федеральный округ. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Чеченская Республика (уровень безработицы 35,1 %) и Республика Дагестан (28 процентов)
2. Регионы со средними показателями Фактически по остроте безработицы эта группа средняя, включающая большинство регионов РФ Уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских
3. Регионы с наименее острой безработицей в стране В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты- Мансийский АО, Ямало- Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. В группу попадают Москва(0,9 %) и Санкт-Петербург(2%), а также Калининградская область. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность).

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом – снижение показателя на 3,2 процентов. Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся с се­редины 2004 г. в ведении Минздравсоцразвития России, и ее терри­ториальные органы проводят работу по оказанию помощи безработ­ным в поисках подходящей работы, а также ведут статистику, отражающую их деятельность. В периодически издаваемом бюлле­тене «Основные показатели деятельности органов службы занято­сти» Роструд приводит следующие данные:

■ численность ищущих работу граждан, состоящих на учете, -всего;

■ из них - лица, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, поставленных на учет, - всего;

■ из них - не занятых трудовой деятельностью;

■ число лиц, признанных безработными;

■ число лиц, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, снятых с учета;

■ заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках;

■ численность лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости, и др.

Подобные сведения даются не только в целом по стране, но и по каждому из семи федеральных округов, а также по каждому из субъектов Российской Федерации. Материалы строятся по балансо­вому методу: на начало отчетного периода, за отчетный период и на конец отчетного периода.


Безработица - явление, характерное для всех стран мира. По данным Международной организации труда, она охватывает по­чти все экономически активного населения мира, которое либо не имеет работы, либо занято неполное рабочее время.

Безработица в некото­рых промышленно развитых странах мира и странах СНГ в начале XXI в. характеризовалась данными, приведенными в табл. 2.

Обращает на себя внимание высокий уровень безработицы в странах бывшего социалистического лагеря - Польше, Болгарии, а также в бывшей республике СССР - Грузии. Показатель уровня безработицы в России, Украине, Франции и Германии сопоставим по своей величине. В таких благополучных странах, как Швейцария и Норвегия, безработица тоже имеет место, но уровень ее в 2-3 раза ниже, чем в России, Украине, Франции и Германии. США, Япония и Великобритания в начале XXI в. имели умеренный уровень безра­ботицы, хотя известны периоды, когда безработица и там была ката­строфически высокой.

Во многих развивающихся странах большинство работников трудятся на малопродуктивных рабочих местах и низкооплачиваемых работах с тяжелыми условиями труда. С октября 2008 г. и в 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом уровень безработицы в боль­шинстве развитых стран мира резко возрос.

Отношение к безработице как к социально-экономическому явлению не всегда было однозначным и с течением времени меня­лось. В начале XX в., когда размеры

безработицы в мировом мас­штабе были достаточно велики, считалось, что она является большим социальным злом, с которым государство должно бороться всеми средствами и методами. В середине XX в., в условиях построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился новый взгляд на безработицу как на социальное явление, которое в силу эпизоди­ческого характера не представляет серьезных проблем для государства.

В настоящее время отношение к безработице складывается в зависимости от ее вида и продолжительности. Краткосрочная фрикционная безработица имеет больше положительных моментов, чем отрицательных. Структурная - вызывается научно-техническим прогрессом и естественным процессом совершенствования произ­водства. Оба этих вида безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению, за исключением того, что необходима организа­ция переобучения персонала в соответствии с требованиями рынка труда.

Циклическая безработица, сопровождающаяся длительной и за-
стойной ее формами, - наиболее разрушительна для общества, она
наносит населению значительный экономический, моральный и со-
циальный ущерб и требует активных мер государства по ее преодо-
лению, недопущению застойной безработицы или сокращению ее
уровня.

Длительная и застойная безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы назовем следующие:

Недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Американский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уров­нем безработицы и объемом валового национального продукта (ВНП), согласно которому превышение уровня безработицы над ее нормаль­ным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию производства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).

Значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источ­ником средств существования;

Увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Основными среди социальных последствий являются:

Усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

Обострение криминогенной ситуации, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

Повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения (поведения с различными отклонениями);

Деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного.

Уровень безработицы - это доля безработных в общей величине рабочей силы.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:

§ - уровень безработицы

§ - число безработных

§ - рабочая сила (занятые и безработные)

Безработица может быть обусловлена множеством причин, а значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикци­онную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Это безработица среди лиц, которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной безработицы характеризуются краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства, с увольнением по собственному желанию из-за из­менений профессиональных предпочтений. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный характер и отличается непродолжительностью, поскольку у данной категории безработных есть навыки к работе, которые можно продать на рынке труда. Фрикционная безработица существует практически всегда и везде и является неотъемлемым элементом любой экономики. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, так как многие рабочие переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов.

Структурная безработица возникает вследствие каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производство достижений НТП. Структурная безработица - это безработица среди лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса. Структурная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, тек­стильной и др.). Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отличается большей продолжительностью по сравнению с фрикцион­ной, так как получение новой работы для этой категории безработных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства.

Структурная безработица в определенном смысле также присуща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы. Естественная безработица имеет место в том случае, когда численность людей, занятых поиском работы, совпадает с количеством сво­бодные рабочих мест, т. е. существует возможность трудоустро­иться. Естественный уровень безработицы предполагает наличие резерва рабочей силы, которая может быстро перемещаться в экономике, занимая свободные места. Естественный уровень безработицы характеризует величину оптимального резерва ра­бочей силы, способной перемешаться в экономике из одной сферы в другую в ответ на изменение потребности в трудовых ресурсах. Без этого резерва экономическая система функционировать не может. Естественный уровень безработицы для разных стран различен: для Великобритании и Франции - 5 %. Швеции н Японии - 1.5-2 %, Канады - 8 %, США - 5-6 %. Эко­номисты склоняются к мнению, что естественный уровень без­работицы должен составлять в среднем 4-6 %. В определенных условиях реальная безработица может оказаться даже ниже есте­ственного уровня, например в условиях войны. Если существующая безработица количествен но соответствует уровню естественной безработицы, то считается, что экономика функционирует в условиях полной занятости, когда производится полный объем производства, т. е. фактически производимый ВВП равен своему потенциально возможному значению. Итак, полная занятость не означает 100%-ной занятости населения.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаше все­го она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсутствует.

Выделяют и другие формы безработицы. Добровольная безработица возникает при наличии некоторого количества трудоспособных лип, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица имеет место в том случае, если государство законодательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, превышающем равновесный; в результате будет наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке труда, приводящий к возникновению излишков рабочей силы, т. е. вынужденной безработицы. Институциональная безработица связана с деятельностью государства и его институтов. Она может быть вы­звана институциональными факторами, влияющими на спрос и предложение труда. Например, государство устанавливает достаточно высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства. Другой вариант - в экономике существует достаточно высокий уровень налога на доходы физических лиц, и многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе. Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, соответственно, неодинаковыми уровнями безработицы. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий, живущих на случайные заработки. Некоторые экономисты выделяют технологическую безработицу, которая вызывается внедрением малолюдной или без­людной технологии производства, основанной в современных ус­ловиях на электронной технике. Для плановых и переходных экономик характерна скрытая безработица. В случае плановой экономики отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это говорит о том, что одно рабочее место лишнее и фактически вто­рой человек должен оказаться без работы. В случае переходной экономики скрытую безработицу представляют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, находящиеся в вынужденных отпусках.

33. Влияние безработицы на экономику.

Влияние безработицы на экономику не следует оценивать как Исключительно негативное Безработица выполняет как деструктивные, так и конструктивные функции (табл. 162)

Влияние безработицы на объем годового национального (внутреннего) производства исследовавшему американский ученый Артур Оукен (Окунь) Он математически определил связь между превышения фактических уровня я безработицы над естественным уровнем и потерями ВНП (ВВП):

Стимулирование эффективной занятости и конкуренции на рынке труда Приспособление наемных работников к требованиям рынка труда Обеспечение мобильности ресурсов во времени и в пространстве Резервирование части трудовых ресурсов в разные периоды экономической конъюнктуры в одних сегментах для возможности их использования в друг гих Свободное волеизъявление наемного работника Относительно перерывов в экономической деятельности с целью изменения работы и т. п. Стихийное регулирование спроса и предложения труда в территориальном, профессиональном и квалификационном аспектах

Из сказанного выше можно сделать вывод, что экономика, находящаяся в условиях естественного уровня безработицы, испытывает на себе конструктивное влияние, а уровень безработицы, превышающий естественный ный, оказывает преимущественно деструктивное влияние на экономик.

Мы рассмотрелы цикличность и безработицу в качестве форм проявления макроэкономической нестабильности Инфляция также является могучим дестабилизирующим фактором Ее содержание и последствия раскрыты в гл. 6.

Ответы 34-36

34. Государственная политика занятости.

35. Государственный бюджет, его структура, дефицит и профицит, управление.

36. Национальное богатство. Национальный доход: его источники, распределение, перераспределение и использование.

34.Социальная политика в настоящее время относится к числу основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, причем особенно важна эта роль на уровне регионов. Этот организационно-управленческий уровень сочетает в себе государственно-обобщающее и конкретно-территориальное начало. Перспективы развития социальной политики как феномена общественной жизни состоят в институциализации, то есть преобразовании ее (политики) в устойчивый воспроизводящийся социальный институт. Процесс становления социального института проходит через развитие социального законодательства, организационных и кадровых основ, формирование институциальной этики и сознания. Социальный институт - сложная, нормативно устоявшаяся общественная практика, имеющая подвижный во времени и пространстве, взаимодополняющий характер, отвечающая нормам гражданского общества.

Государство должно взять на себя функции установления правовых норм регулирования трудовых отношений, разработки рекомендаций и осуществления контроля над социальными процессами. Государственная политика своей основополагающей целью должна считать «устойчивое развитие» (термин пришел из экологии и в общем виде обозначает глобальную сбалансированность системы, в том числе и с окружающей средой). Необходимо поддержание пропорций на макроуровне, антициклическое регулирование.

Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица - два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.

Понятие социальная защита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

При этом необходимо учесть, что если субъект занятости осознает ее динамику, он может играть в ней активную роль, стимулируя таким образом свое собственное развитие, свои способности в сфере социальной защиты населения, в сфере занятости, которая не на словах, а на деле выработала бы целый комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости (защита от безработицы), справедливого вознаграждения за труд (трудовая мотивация), социальной защищенности нетрудоспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, бедности; пенсионных выплат престарелым и инвалидам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т. д. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку.

В рамках данной стратегической линии основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

35.Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

36.Национальный доход (англ. national income) - один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Национальный доход складывается из:

Заработной платы рабочих и служащих;

Дополнительных выплат;

Рентных доходов владельцев собственности;

Чистого процента по потребительским кредитам;

Прибылей корпораций;

Чистого дохода собственников.

Национальный доход определяется по формулам:

НД = ВНП - амортизация, налоги и непроизводственные расходы

НД = ЧНП - чистые косвенные налоги на бизнес.

Национальный доход, вновь созданная в сфере материального производства стоимость или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме, исчисленная за год. Результатом материального производства в течение данного года является совокупный общественный продукт. Если из его стоимости вычесть все материальные затраты, сделанные за год, то останется вновь созданная за год стоимость, или Н. д. общества. В натурально-вещественном выражении годовой Н. д. состоит из всей массы произведённых за год предметов потребления и средств производства, используемых для расширения производства.

Н. д. - обобщающий показатель экономического развития страны, в котором синтезируется уровень развития производительных сил общества, в наиболее общем виде отражаются его экономическая структура и результаты процесса расширенного воспроизводства за определённый период времени.

Экономическая природа Н. д., его источники, принципы распределения и характер использования определяются общественным способом производства. Правильное понимание сущности Н. д. возможно лишь на основе научной теории общественного воспроизводства. Эту теорию создали основоположники марксизма-ленинизма.

Безработица в самом общем виде представляет недоиспользование имеющихся в наличии трудовых ресурсов. Иначе можно сказать, что безработица – это такое состояние рынка труда, когдачасть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу.

К категории безработных по методологии МОТ относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы на момент проведения статистического обследования (зарегистрированные в органах службы занятости), ищущие работу и готовые приступить к ней немедленно.

Безработица измеряется через показатель уровня илинормы безработицы (u), который рассчитывается как отношение числа безработных (зарегистрированных или выявленных в процессе обследования) ко всей рабочей силе. Рабочая сила (L) представляет совокупность занятых (E) и безработных (U) и характеризует экономически активную часть трудоспособного населения страны: L = E + U.

Формула расчета уровня безработицы имеет вид:

Важным показателем статистики труда также выступает показатель уровня участия в рабочей силе. Он отражает долю трудоспособного населения, присутствующую на рынке труда, и рассчитывается как отношение численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Количество безработных, зарегистрированное в службе занятости, характеризует явный вид безработицы. Официально зарегистрированная безработица не может охватить всех безработных. С целью выявления всех незарегистрированных безработных используется выборочное обследование семей.

Поскольку имеются различные теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда, постольку предлагаются и различные объяснения причин существования безработицы. Как показано в третьем вопросе темы 11, по мнению экономистов–классиков, конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу, когда квалифицированные работники, готовые трудиться за существующую ставку заработной платы, не могут найти работу. Классики утверждают, что безработица носит добровольный характер (работники требуют слишком высокой оплаты труда и предпочитают не работать за существующую заработную плату), вмешательство государства в рыночный механизм может привести к негативным последствиям. В неоклассическом подходе количественно добровольная безработица складывается из безработицы, являющейся результатом процесса поиска работы, спекулятивной безработицы и безработицы ожидания.

Кейнсианская теория исходит из возможности существования устойчивой вынужденной безработицы, обусловленной негибкостью заработной платы. По мнению кейнсианской теории, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а определяется совокупным спросом и объемом производства, поэтому для ликвидации неравновесия на рынке труда необходимо вмешательство государства.


Таким образом, анализ рынка труда позволяет выделить следующие основные возможные причины безработицы:

Негибкость рынка труда;

Негибкость заработной платы;

Недостаток совокупных расходов.

Эти причины обусловливают и различные типы безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.

Фрикционная безработица является результатом процесса поиска работы и обусловлена тем, что требуется время, чтобы работник «встретился» со своей работой. Поэтому всегда одновременно существуют безработные, обладающие определенными навыками, и незаполненные вакансии, на которых их навыки могут быть востребованы. Фрикционная безработица порождается действиями самих работников, изменениями в структуре предложения труда. Она носит добровольный характер и имеет, как правило, кратковременный характер.

Структурная безработица означает сосуществование несоответствия друг другу безработных и свободных вакансий. Она обусловлена структурными сдвигами в экономике, вследствие которых безработные либо не обладают нужной профессией, либо живут в таких местах, которые не позволяют им занять свободные вакансии. Граница между структурной и фрикционной безработицей довольно расплывчата. Но структурная безработица связана с изменениями в структуре совокупных расходов, и, следовательно, в структуре спроса на труд. Структурная безработица носит вынужденный характер. Элементом структурной безработицы рассматривается сезонная безработица, традиционно проявляющаяся в сельском хозяйстве, строительстве и туризме.

Циклическая безработица является следствием недостаточности совокупного спроса в фазах спада и депрессии делового цикла, когда возникает нехватка рабочих мест в целом независимо от специальности и квалификации работников. Циклическая безработица имеет вынужденный характер.

Фрикционная и структурная безработицы неизбежны для экономики. Циклическая безработица преодолима при помощи макроэкономической политики государства. Сумма уровней фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы . Естественный уровень безработицы характеризует уровень полной занятости в экономике . Реальный ВВП, достигаемый при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом экономики или коротко, потенциальным ВВП. Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной.

При уровне безработицы выше естественного, фактический объем ВВП меньше потенциального. Недопроизведенный потенциальный объем товаров и услуг, то есть разность между фактическим и потенциальным объемами национального производства, теряется безвозвратно и составляет экономические издержи безработицы. Взаимосвязь между уровнем безработицы и недополученным объемом ВВП раскрывает закон Оукена. В соответствии с этим законом, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5% (для экономики США). В общем виде закон Оукена можно выразить формулой:

где u – фактический уровень безработицы, u * - естественный уровень безработицы, β – коэффициент Оукена (индивидуальный для каждой экономики, но всегда больше 1), Y – фактический ВВП, Y * - потенциальный ВВП.

Безработица имеет не только экономические, но и социальные издержки – потеря безработными квалификации, распад семей, моральная и психологическая подавленность, общественные беспорядки и др.

В современном обществе из множества макроэкономических индикаторов наибольший интерес и обеспокоенность властей вызывает уровень безработицы. Отношение к нему разнится от страны к стране: если в странах Африки безработица достигает 90%, то в России редко превышает 10%. В тех же США создание новых рабочих мест является приоритетом правительства, а их отсутствие рушит фондовый рынок.

Уровень безработицы — это фундаментальный показатель, отражающий количество экономически способного населения, не имеющего постоянной занятости. Всемирная организация труда считает, что безработным может быть человек от 10 до 72 лет, в России Федеральная служба государственной статистики указывает возраст 15-72 года. В расчет берется фактическое наличие рабочих мест и попытки граждан их найти.

Впервые синоним безработицы был зарегистрирован и юридически оформлен в середине XVI века в Англии . Активное развитие овцеводства, для чего крестьян сгоняли с земель и обрекали на нищету, привело к появлению в островном государстве сотен тысяч бродяг. Как такового разделения на вынужденных нищих и тех, кто занимался этим добровольно, не было – они считались попрошайками. Свою лепту внесла индустриализация и внедрение прядильных станков, начавшееся в середине XVIII века. Поскольку одна машина с легкостью заменяла 5-10 мастериц, за несколько лет общество получило армию молодых и крепких людей, чьи умения не находили применения. Одновременно в стране начался рост криминала, так как единственным способом выживания был отъем вещей друг у друга.

В то время причины безработицы не учитывались – считалось, что виной всему банальное нежелание трудиться. Государственной машиной был разработан комплекс обязательных работ (за что выдавалась мизерная зарплата и продукты питания), а к отказывавшимся применялись физические наказания. Это вновь приводило к протестам и росту преступности в обществе.

Российскую империю безработица стороной не обошла.

Оценить ее масштаб до XIX века сложно, поскольку формальный учет практически не велся. Однако известно, в начале XX века в той же Одессе насчитывалось 12.4 тыс. безработных, в Лодзи – 18 тыс., Туле – 10 тыс., Полтаве 1 тыс., Ростове-на-Дону – 5 тыс., в Санкт-Петербурге – 55 тыс., а в Москве на одном лишь Хитровом рынке – 10 тыс. чел!

В США уровень безработицы высчитывается с середины XIX века, причем методика вызывает серьезные нарекания мировых экономистов. В частности, лица, занятые на временных работах (даже 1 час в сутки), считаются равными тем, что занимаются делом с 08:00 до 22:00. Поэтому формальные цифры – 5-10% — касаются лишь тех, что зарегистрированы на биржах труда и получают пособие.

Множество наших соотечественников, побывав в Штатах, говорят о другой картине: реальная незанятость населения в ряде городов может достигать 50%, причем в массе своей это свойственно афроамериканцам, латиноамериканцам и эмигрантам из Юго-Восточной Азии. Не состоя на биржах труда (поскольку нет регистрации на территории страны), они увеличивают армию безработных и влекут рост преступности.

Неудовлетворительной является ситуация в Европе , где в последнее время увеличилось количество пенсионеров и снизился объем трудоспособного населения. Хуже всего ситуация выглядит в странах PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания) – до 25%, немногим лучше – в странах Прибалтики, на Кипре, Балканском полуострове. Лучше всего дела обстоят в Германии, Швейцарии, Австрии (до 5%).

Уровень безработицы для трейдера

Трейдеру важно понять: уровень безработицы это естественное для экономики явление и если он слишком низок, это плохо - развитие предприятий и рост экономики тормозятся отсутствием свободных рабочих рук. Идеальным показателем считаются 3-5%, если озвученный уровень меньше - экономика развивается семимильными шагами и нередко в преддверии войны (в 1939 году в Германии он составляет менее 1%).

Действия инвестора в связи с озвученными данными по безработице должны совпадать с таковыми при Индексе потребительской уверенности. Чем выше безработица, тем меньше веры у работающих в безмятежное будущее. Производственные компании снижают производство, банки прекращают кредитование, страховые компании чаще банкротятся, поскольку страховать нечего, а у граждан на это нет денег.

  • давать оценку, что именно вызвало рост - девальвация валюты, автоматизация производств или замещение своего производства импортом;
  • активно инвестировать в товары народного потребления и продукты питания;
  • перевести активы в иностранные предприятия, импортирующие ТНП в страну.

Действия трейдера при падении уровня безработицы:

  • инвестировать в предприятия реального сектора, страховые и кредитные организации:
  • учитывать основные активы государства - нефть, газ, уголь, электронику, машиностроение:
  • играть валютной парой за валюту страны, где снижается безработица.

Уровень безработицы — Формула расчета

  • Ur - циклический уровень безработицы;
  • Uw - число безработных в настоящий момент;
  • Tlf - число экономически активных граждан.

Большой интерес представляет цикличный характер безработицы. Дело в том, что исчисление этого показателя производится не моментально, а по истечению какого-то периода. Соответственно, средневзвешенный индикатор состоит из большого количества отношений безработных к экономически активным. Проще говоря: если сегодня из 100 человек безработный один, а завтра их стало 10, в среднем не работают 5.5% людей.

Оперировать можно и числом экономически активных граждан (обратите внимание на то, что они не называются «работающими» ). Ведь первых, чей возраст от 15 до 70 лет, намного больше, нежели людей с 20-22 до 50-60 лет – то есть тех, кто окончил учебное заведение и ведет трудовой путь. Таким образом, мы сравниваем безработных (включая пенсионеров и студентов) с общим количеством людей, включая эти категории.

  • В США уровень безработицы это один из фундаментальных показателей макроэкономики, и при расчетах учитывается такой параметр, как «количество созданных рабочих мест». Проще говоря: при создании производства на 1 000 сотрудников заявляется о том, что в стране появилась 1 000 рабочих мест. Однако, пошли ли туда люди, и если нет, то почему? Каков уровень зарплаты или социальных гарантий?

В 2013 году министр социального развития РФ Ольга Голодец произнесла сакральную фразу, надолго запомнившуюся всем россиянам. «К сожалению, наш рынок труда практически сегодня не легитимизирован. В секторах, которые нам видны и понятны, занято всего 48 млн человек. Все остальные - непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты», — заявила госпожа Голодец.

Если учесть, что население России составляет 146 млн. чел., а экономических активных – 86 млн., официальные заявления о безработице на уровне 10% могут не соответствовать действительности.

Влияние на экономику

Уровень безработицы , представляя собой незанятость экономически способного населения, бьет по формированию бюджета как за счет недополученных от производства доходов, так и за счет расходов на пособия. Уменьшение налоговых поступлений снижает ВВП, а это уменьшает возможности выплат лицам, у которых безработица является вынужденной.

Отсюда проистекают характеристики безработицы

она бывает вынужденной добровольной, структурной, институциональной, фрикционной, маргинальной и неустойчивой. Наибольший интерес экономистов вызывают первые два типа, вынужденная и добровольная. В первом случае речь на рост влияет отсутствие рабочих мест, на второй – низкий уровень оплаты труда или отсутствие заинтересованности.

Выделяют циклическую, сезонную и технологическую безработицу. В первом случае она носит регулярный характер, обусловленный экономическими потрясениями в стране, происходящими с определенным интервалом. Во втором случае можно проследить зависимость от сезона (крестьяне зимой оставались не у дел, и безработица росла), в третьем происходит замена рабочих рук машинами.

На большинстве мира Индекс безработицы является предметом фьючерсов и опционов, так как способен двигаться в обе стороны от нынешней оценки. Реально оценить его нельзя, поэтому инвесторам приходится опираться на заявления правительства и сената. В последнее время можно увидеть торги на количество созданных рабочих мест и прогноз по росту или снижению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .