Дом детского приюта во флоренции. Воспитательный дом во флоренции

В конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции поручил крупнейшим гильдиям заботу о сиротах и незаконнорожденных детях. Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри. В начале XV века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), как учреждение нового типа. Строительство было начато по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллески, он разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 году. Модель приюта, выполненная Брунеллески долгое время хранилась в здании шелкового цеха, в соответствии с ней продолжалось строительство, позже она была утрачена.

В результате, не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества. Оспедале дельи Инноченти, или Приют для Невинных (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей; он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские; предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь. В архитектурном решении Дома были уже заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии ляжет в основу архитектуры собственно больничных проектов: в композиционном замысле ясное выражен общественный характер здания, самостоятельность комплекса, его видное место в городе, организация жизненного пространства с учетом функции сооружения, множество мелких помещений различного предназначения, комбинация изолированных, самостоятельных частей вместо непрерывной цепи готических крестовых сводов. Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески.

Вазари в "Жизнеописании" упоминает вскользь Воспитательный дом, среди проектов, разрабатывавшихся во время строительства купола собора Санта Мария дель Фьоре. В отличие от Вазари современные историки и искусствоведы дают проекту Воспитательному Дому Брунеллески высочайшую оценку. Он общепризнанно считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре, показателен уже тот факт, что реформаторская деятельность Брунеллески в архитектуре началась именно со светского здания.

Брунеллески создавал некое идеальное детское учреждение, требовавшее идеального архитектурного воплощения, но не совпадающего с реальными потребностями. Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности - как понимали ее в ту пору. Портики, лоджии с колоннами, правильные внутренние дворики и исполненные символического смысла подземные помещения для работ и трапез. В учреждении нового типа предполагался и штат воспитателей нового, гуманистического склада. Однако с самого начала не была учтена главная функция дома - служить приютом для младенцев. Изначально не были предусмотрены помещения для нянек и медсестер, для мытья младенцев, для стирки и сушки белья, даже собственно комнат для детей. Великий зодчий создал здание, которое попало в учебники по истории архитектуры, но которое пришлось полностью перестраивать внутри.

В плане здания , который решен в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески вся система помещений, окружающих центр композиции - внутренний двор, - приобрела более упорядоченный, регулярный характер. По всей видимости, обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации) были расположены на первом этаже, а спальни и помещения для занятий – на втором. Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.

При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических и античных строений. Фасад здания превращен в воздушную аркаду, опирающуюся на тонкие коринфские колонки; она связывает воедино пространство дома и находящейся перед ним площади, между площадью и зданием протянулась лестница из нескольких ступеней, почти во всю ширину фасада. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами,- все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Брунеллески воплотил классический замысел не в полновесных формах античного зодчества. Легкие пропорции колонн, изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения Брунеллески напоминает образцы тосканского Проторенессанса.

Из-за тяжелых войн с Филиппо Мария Висконти постоянно не хватало денег, и в строительстве, естественно, имели место перебои, что объясняет нам судьбу многих построек Брунеллески, оставшихся незавершенными. Недостаток средств в определенной мере объясняет также скромность тех строительных материалов, которыми пользовался Брунеллески. Белая штукатуренная стена и членения из pietra serena (местный камень благородного серого цвета) - вот те два основных материала, к которым особенно любил прибегать мастер. Брунеллески предпочитал простые и ясно обозримые формы, проникнутым демократическим духом, к тому же общая экономическая ситуация диктовала бережное отношение к использованию дорогих материалов.

В средние века здания утилитарного назначения не принято было украшать фасадами. Брунеллески под воздействием новых гуманистических идей построил фасад открытым и приветливым.

Двухэтажный фасад в виде аркады или лоджии с колоннами , которые находятся на ступенях, придающие монументальность и вместе с тем легкость зданию, протянулся вдоль одной из сторон площади. Его нижний этаж открывается девятью аркадами на стройных изящных колоннах, под арками располагаются девять прямоугольных окон. Колонны несут возложенную на них тяжесть без всякого усилия, без всякого напряжения. Готические здания обычно развертывались в высоту, Брунеллески же развертывает фасад по горизонтали. Продуманный четкий план, прекрасные легкие пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатление равновесия и гармонии.

"Пропорциональная зависимость между зданием и пространством площади выражена размером полуциркульных арок, соотношением между их шириной и высотой колонн, кажущимся перспективным уменьшением верхнего этажа с окнами" Дж.К. Аргон.

Второй этаж оформлен в виде гладкой белой штукатуренной стены, все членения, как и колонны, выполнены из серого камня (pietra serena), четко контрастирующего с белой стеной, этот колористический эффект станет излюбленным для Брунеллески.

В проекте Воспитательного дома ярко проявились черты конструктивной ясности, античной простоты, гармони, он стал образцом для всей архитектуры Ренесанса. Зодчий возродил ордерную систему, которая удовлетворяла новое эстетическое мышление и сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Европейской архитектуры. Ордер обеспечил переход от феодального замка или дома крепости к открытому для внешнего мира классическому палаццо Итальянского Ренесанса. В постройке Брунеллески выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Впоследствии, в 1463-1466 годах, лоджия была декорирована 14 полихромными майоликовыми медальонами из глазурованной глины в тимпанах между арками, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа, изображающими запеленатых по пояс младенцев. Это изображение вошло в круг международной медицинской символики, о чем пишет в своей книге Э.Д.Грибанов. Копия медальона была размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии. С XIX в. «флорентийский младенец» стал в ряде стран символом педиатрии.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространственного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) новый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое количество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.

Рим. Темпьетто

Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио – это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антаблементом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто – наиболее зрелое из центрических произведений, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.

Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) – историческое здание во Флоренции на площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, выдающийся образец архитектуры Раннего Возрождения в Италии. Здание было спроектировано в 1419-м году Филиппо Брунеллески по заказу гильдии шерстянщиков «Арте делла Лана» - одной из самых богатых во Флоренции. Долгое время в здании размещался сиротский приют – иногда детей оставляли прямо в бассейне, расположенном перед портиком. Но в 1660-м году бассейн убрали, а на его месте соорудили механизм для тайного убежища: дверь имела специальное вращающееся колесо, с помощью которого ребенок попадал внутрь, а принесший его взрослый оставался незамеченным. Эта система работала вплоть до закрытия приюта в 1875-м году.

Здание Оспедале дельи Инноченти строилось в несколько этапов, и только первый из них – с 1419-го по 1427-й годы – проходил под руководством Брунеллески, который опирался на идеи древнеримской, готической и романской архитектуры. Новаторством было использование круглых колонн с классическими и добавочными капителями, а также круговые арки и сферические купола. Над каждой колонной видны керамические тондо – круглые картины или барельефы. В дальнейшем к приюту был пристроен чердачный этаж, а само здание было расширено с помощью дополнительного крыла с южной стороны. Формально воспитательный дом был открыт в 1445-м году, и уже десять дней спустя в нем появился первый сирота. В конце 1520-х годов со стороны улицы Виа де Фиббиаи было пристроено крыло, предназначавшееся для девочек, которые не вышли замуж или стали монахинями. Сегодня в здании Оспедале дельи Инноченти размещается небольшой музей, посвященный эпохе Возрождения, с работами Лука делла Роббиа, Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо и Доменико Гирландайо.

Оспедале дельи Инноченти определяет восточную границу площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, два других примечательных здания здесь были построены позже по образцу лоджии Брунеллески. На западной стороне стоит Лоджия дей Серви ди Мария, спроектированная Антонио да Сангалло-Старшим в 1520-х годах для нищенствующего ордена. Сегодня в этом здании открыта гостиница. С северной стороны возвышается Базилика делла Сантиссима Аннунциата, фасад которой моложе остального здания – он был добавлен в 1601-м году архитектором Джованни Баттиста Каччини. В 1608-м году на площади была установлена конная статуя Фердинанда Тосканского I, выполненная выдающимся скульптором Джанболоньей, а в 1640-м году – фонтан.

Филиппе Брунеллески. Воспитательный Дом во Флоренции. Первая ренессансная постройка города. Начало 20 годов. Гуманист Леонардо Бруни предложил построить Детский дом.

Лекция 3,1

15 век. Раннее возрождение. 1 половина 15 века.

Время когда закладывается фундамент ренессансной культуры в архитектуре, скульптуре и в живописи.

Филиппе Брунеллески – архитектор 1377-1446гᴦ. готика

Донатто Донателло – скульптор 1386-1466гг готика

Томазо Мазаччо – живописец 1401-1428гᴦ. в 15 веке родился.

Подобны 3 китам на котором стоит искусство эпохи возрождения. Говорить первая половина 15 века.

Жили и работали в первую очередь во Флоренции.

Флоренция колыбель искусства эпохи возрождения. В средние века отменили крепостное право. Независимость. Семья Медичи семья ростовщиков (банкиров) Οʜᴎ привлекали людей творческих. Война с Миланом. (несостоявшаяся)

3 момента

На путь нового реалистического ренессансного искусства вступает рано или поздно вступают большинство мастеров. Даже старики.

Все открытия совершаются не интуитивно, а на научной основе. Прямая перспектива и так далее, тело человека, пропорции.

Старое средневековое постепенно уходит.

Здание Брунеллески занимает лишь 1 сторону площади, две другие постройки появились позже, но их архитектура нацелена на фасад воспитательного дома, так что в результате получился городской ансамбль.

Как узнать работу Брунеллески – есть медальоны Андрэа Делла Роббиа выполнена.в технике майолике. Эти медальоны говорят о назначении постройки. Первоначально не было их. Видимость что всœе делал Брунеллески, но на самом делœе только детский дом.

Постройка не рвется в высь, соразмерна с ростом, доминирует не вертикальное членение а горизонтальное. Постройка связанна с землей. В постройке 2 этажа. 1 этаж аркада а ля антик. 2 этаж – стена прорезана небольшими окнами прямоугольной форма. Не узкие стрельчатые. Над каждым окном треугольный сандрик (выступ) похожий на античный фронтон.

Сдержанное по цвету здание.

В отличие от готики, когда постройка словно отгородилась от мира постройка Брунеллески распахнута к городу.

Распахнутость как получилась: фишка Брунеллески лёгкие вспарушенный свод, колонны тонкие, а интерколумнии (расстояние между колоннами) широкие. Еще он любил свободную, чистую ничем не загроможденную поверхность стены. Он ограничился только консолью. Это фирменный прием Брунеллески.

Флорентийская церковь Сан Лоренцо. Постройка Старое Сакристия (старая Ризница). Это усыпальница Рода Медичи. Это первая Ренессансная центрическая купольная постройка. Сан Лоренцо – базилика. Левый угол там старое сакристии. Прорисованный вид.

  1. Использование ордера в интерьере не только снаружи, но и внутри. Не колонны и пилястры. Зачем нужен ордер? Подчеркивание появление плоти. Несущие элементы. Работающие. Появилась стена. Она теперь элемент несущий. Ордер пропорционирован в соответствии с человеческим ростом. Человеку в данном интерьере очень комфортно.
  2. Горизонталь держат пилястры, ничто не висит. Все логично. Не одна форма не зависла. Герб рода Медичи – пилюли на щите.
  3. Центральная зона сакристия занята надгробьем. Восприятие в движении. Как в готике.

АРХИТЕКТУРА ПЕВАЯ ПОЛОВИНА 15 ВЕКА, где то 30-40 годы. Еще старое присутствует.

Пилястры и антаблемент темные, а стена светлая. ЕЕ много и она как будто растворяется, и всœе это напоминает готическую каркасную систему. Купол как будто нервюры. Купол форма ренессансная. Но ребра и цвет ребер аналогия с готикой.

Готическая роза. Она зависла, но у Брунеллески не зависла. Но эффект нервюрности есть.

Церковь Санта Кроче. Рядом Капелла Паццы. Г. Флоренция. Купольное сооружение. Вход в капеллу напоминает римскую триумфальную арку. Зонтичные купола – фишка Брунеллески.

Купол у собора Санта Мария Дэль Фьёре. Собор был заложен в конце 13 века. Задуман как базилика с куполом огромных размеров. Баптистель –крещальны Сан Джовани святыня города. И они в данном куполе решили увековечить актогон (многоугольник на которм покоится купол) баптистели. За 100 с небольшим лет собор был возведен. Компаниллу начал возводить Джотто. В 15 веке осталось возвести только купол. Никто не знал как возвести купол. Барабан чересчур тонок. Брунеллески был приглашен в качестве эксперта и сказал что можно закончить и предложил как это сделать. Купол должен был быть легким и прочным одновременно. Предложил возвести купол из двух оболочек соединœенных между собой ребрами по вертикали и горизонтали. Под коричневой плиткой тоже идут ребра. И есть горизонтальные ребра. Внутри купол практически полый. Там как соты. Он легкий. Между 2 оболочками почти 10 метров. Чем выше тем тоньше пустоты.

Внутренная оболочка имеет стрельчатую форму а внешняя более пологая. Прикрывает стрелу внутренней. Внутри готический шатер – снаружи ренесансный купол. Внешняя оболочка прикрывает внутреннюю от протечек. Толщина оболочек разная. Внутренная боле толстая. Брунелœесски изобрел даже кладку. Пространсво собора гигантское. Внутренняя оболочка купола всœе равно шатер.
Размещено на реф.рф
Ракета уносящаяся ввысь. Купол внутри был расписан в 16 веке. Автор Джорджио Вазари (тот кто сказал что мы живем в эпоху риношименто)

Купол был закончен в 30 годы 15 века. Фанарика изначально не было. Он был возведен после смерти брунелœески в 60 годы. По рисункам мастера. Фонарик как замок конструкции. Он придумал и конструкции на которых работали рабочии. Поэтажно.

Настилы которые висели в воздухе. Были вглубь кладки.

Микелянджело во второй половинœе 16 века. Купол для сравнения

Филиппе Брунеллески. Воспитательный Дом во Флоренции. Первая ренессансная постройка города. Начало 20 годов. Гуманист Леонардо Бруни предложил построить Детский дом. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Филиппе Брунеллески. Воспитательный Дом во Флоренции. Первая ренессансная постройка города. Начало 20 годов. Гуманист Леонардо Бруни предложил построить Детский дом." 2017, 2018.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространственного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) новый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое количество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.

Рим. Темпьетто

Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио – это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антаблементом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто – наиболее зрелое из центрических произведений, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.

Флоренция. Капелла Пацци

Построенная во дворе церкви Санта Кроче, капелла Пацци занимает одну из узких стен его ограды. Прямоугольная в плане, перекрытая в центре куполом, а по бокам полуциркульными сводами, она отличается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декорировки. Фасад ее открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом. Плоскость стен интерьера расчленена более темными полосами архитектурных тяг, как бы обрисовывающих костяк строения. Этим членениям всецело подчинена полихромная декорировка в виде рельефов из поливной терракоты, выполненных скульпторами Луккой делла Роббиа и Дезидерио да Сеттиньяно, а частично, как полагают, и самим Брунеллески. Центрический характер здания, все объемы которого группируются вокруг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармоническое равновесие частей делают капеллу Пацци средоточием новых принципов архитектуры Ренессанса.