Движимое имущество: нюансы налогообложения. Движимое имущество: нюансы налогообложения Что облагается налогом на имущество в

Налогообложение движимого имущества в последние годы происходило по особым правилам. В 2018 году этот порядок изменился. Рассмотрим суть этих изменений.

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале "Налог на движимое имущество отменили ". То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте .

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?» .

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69-70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье .

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной

Как было в 2017 году

Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).

Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.

Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.

По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому - они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Таким образом, с 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога по движимому имуществу, принятому к учету с 1 января 2013 г. и относящемуся к 3-10 амортизационным группам, принимают региональные органы власти.

Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:

  • Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
  • Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.

Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.

Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены - налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).

Обратите внимание, в отношении движимого имущества, принятого на учет ДО 1 января 2013 года, а также полученного в результате реорганизации, ликвидации юрлиц, либо от взаимозависимых лиц, льгота как и прежде не применяется (п. 25 ст. 381, ст. 381.1 НК РФ).

При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ)

В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.

Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 - 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.

А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).

Поэтому в отношении движимого имущества 3 - -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка - 1,1%.

В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.

Таким образом, с 2018 года платежи по налогу на имущество с движимых основных средств возросли, если ваш регион не установил льготу.

Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Льгота по энергоэффективным объектам так же «передана» регионам

С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Исчисление налога на имущество по недвижимости

Особенности исчисления сумм налога и авансовых платежей, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимости, приведены в пункте 12 статьи 378.2 НК РФ.

С 1 января 2018 года уточнены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций, если их кадастровая стоимость определена в течение года (Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 12 статьи 378.2 дополнен подпунктом 2.1).

Речь о недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства и о недвижимости иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в России через постоянные представительства. А также о жилых домах и жилых помещениях, не учитываемых на балансе в качестве основных средств согласно ПБУ 6/01.

Если кадастровая стоимость указанной недвижимости была определена в течение года, то налоговая база и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему году в отношении данных объектов определяется исходя из кадастровой стоимости, установленной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Налоговая декларация за 2017 год представляется по новой форме

Начиная с представления декларации за 2017 год организациям нужно использовать новую форму декларации и расчета по авансовому платежу, а также новые порядки заполнения отчетности и форматы подачи документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.

Напомним, что за отчетные периоды 2017 года организации могли сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, так и по старой форме, утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).

Итак, основные изменения 2018 года связаны с отменой федеральной льготы по движимому имуществу. Теперь власти каждого субъекта самостоятельно решают облагать налогом указанные активы компаний или нет.

В этом году региональные власти делают ставку на то, что за счет имущественных налогов они смогут восполнить пробелы в бюджете. Однако прежде законодателю не мешало бы уточнить порядок расчета налога в сложных ситуациях. Пока же неопределенность по отдельным вопросам порождает конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Освобождение от налога на имущество при передаче движимого имущества дочерней компании

Здравствуйте! В 2017 г. предполагается, что на баланс компании от дочернего предприятия поступит движимое имущество. Возможно ли применение в отношении данных объектов льготы в виде освобождения от налогообложения налогом на имущество?

Объекты основных средств, включенные в первую или во вторую в соответствии с Классификацией ОС, не признаются объектом обложения налогом на имущество на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса. При этом, как разъяснил Минфин в Письме от 3 ноября 2016 г. N 03-05-05-01/64439, такие ОС не облагаются вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве ОС и передачи (включая приобретение) между лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 Кодекса.

Что же касается налогообложения движимого имущества, включенного в иные амортизационные группы, в этом случае следует руководствоваться п. 25 ст. 381 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрена в виде освобождения от налогообложения движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. В то же время указанная льгота не распространяется на "движимость", которая принята на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, передачи, а также по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами.

Таким образом, движимое имущество, не относящееся к первой - второй амортизационным группам, принятое на баланс в результате реорганизации, облагается налогом на имущество в общем порядке. В 2017 г. в этой части никаких кардинальных перемен не ожидается.

Освобождение от налогообложения движимого имущества

Спасибо! Но я слышала, что планируется снять ограничение на освобождение от налогообложения движимого имущества...

Действительно, в Госдуму не единожды вносились законопроекты, предусматривающие расширение налоговой льготы, закрепленной п. 25 ст. 381 Налогового кодекса, и распространения ее на всю "движимость", принятую на учет с 1 января 2013 г. То есть предлагалось освободить от налогообложения все движимое имущество, принятое на баланс с указанной даты вне зависимости от того, каким путем оно поступило в организацию - в результате реорганизации или же по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами. Однако на все подобные законопроекты Правительство представило отрицательный отзыв. И надо сказать, что это объяснимо - экономическая ситуация в стране пока еще оставляет желать лучшего, а подобного рода инициативы, очевидно, повлекут дополнительные потери для региональных бюджетов. Более того, ожидается, что до конца года будет принят другой законопроект (N 11078-7). И он, напротив, ограничивает применение "движимой" льготы. Документом устанавливается, что льгота по налогу на имущество, предусмотренная п. 25 ст. 381 Кодекса в отношении движимого имущества, будет применяться только по решению соответствующего субъекта Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он "направлен на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Федерации и получение дополнительных поступлений в федеральный и региональные бюджеты". Планируется, что указанное нововведение (дополнительное ограничение для целей применения "движимой льготы по налогу на имущество организаций") вступит в силу с 1 января 2018 г.

Определение срока полезного использования объектов ОС для целей налогового и бухгалтерского учета с 1 января 2017 года

Здравствуйте! Правда ли, что с 1 января 2017 г. нужно будет по-новому определять срок полезного использования объектов ОС для целей налогового и бухгалтерского учета?

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Соответствующие изменения в Постановление Правительства от 1 января 2002 г. N 1 внесены Постановлением Правительства от 7 июля 2016 г. N 640. Нововведения напрямую связаны с тем, что с начала 2017 г. вводится в действие Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), который установлен Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст.

В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2017 г., следует применять Классификацию ОС для определения срока полезного использования в редакции Постановления Правительства от 7 июля 2016 г. N 640. В отношении же "старых" объектов ОС, то есть введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 г., ничего не меняется - СПИ данных объектов определяется единожды при вводе их в эксплуатацию. Такие разъяснения дал Минфин, в частности, в Письмах от 8 ноября 2016 г. N 03-03-Р3/65124, от 6 октября 2016 г. N 03-05-05-01/58129 и т.д.

Но и это еще не все. Пунктом 1 Постановления Правительства от 7 июля 2016 г. N 640 признан утратившим силу абз. 2 п. 1 Постановления Правительства от 1 января 2002 г. N 1. А в нем говорилось, что Классификация ОС может применяться для целей бухгалтерского учета.

Соответственно, с 1 января 2017 г. в бухгалтерском учете СПИ объекта основных средств должен определяться при принятии объекта к учету исходя согласно п. 20 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н, из следующих условий:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

При этом в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Транспортный налог при ошибочном указании типа ТС

Здравствуйте! Я являюсь индивидуальным предпринимателем. в отношении зарегистрированного на меня автомобиля исправно и своевременно уплачивал на основании налогового уведомления. А теперь, когда этот автомобиль уже снят с учета, я получил требование об уплате в отношении его транспортного налога - налог доначислен в связи с тем, что изначально в органах ГИБДД при его регистрации неправильно был указан тип ТС и в результате налог исчислялся по пониженной ставке. Должен ли ИП в такой ситуации доплачивать транспортный налог?

Транспортный налог относится к региональным. И, соответственно, устанавливается Налоговым кодексом (гл. 28 НК) и законами субъектов РФ. Устанавливая налог, региональные власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК. Эти пределы определены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну ТС или одну единицу ТС. При этом субъектам РФ также дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК).

Таким образом, законом субъекта РФ ставки транспортного налога могут быть дифференцированы в зависимости от категории транспортного средства.

Надо сказать, что индивидуальные предприниматели, как и обычные граждане, уплачивают транспортный налог на основании полученных из налогового органа (п. 3 ст. 363 НК). В свою очередь, инспекторы исчисляют транспортный налог исходя из сведений, полученных из органов ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК).

В рассматриваемой ситуации при регистрации автомобиля был ошибочно указан неверный тип ТС, что повлияло на размер транспортного налога. Данную ошибку обнаружил орган ГИБДД и передал соответствующие сведения в налоговый орган. И инспекторы доначислили транспортный налог исходя из верного типа ТС.

Представляется, что действия налогового органа правомерны. Ведь каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК). При этом к ответственности за несвоевременную уплату налога в данном случае ИП привлечен быть не может, поскольку в этом отсутствует его вина.

Учтите также, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Иными словами, все, что "выпало" за пределы этого трехлетнего срока, налоговики довзыскать уже не смогут.

Транспортный налог при перерегистрации автомобиля обособленным подразделением

День добрый! Организация имеет несколько обособленных подразделений. В связи с производственной необходимостью пришлось перерегистрировать один грузовой автомобиль с одного подразделения на другое. Как в этом случае следует исчислять в отношении данного ТС транспортный налог?

Статьей 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы ТС, признаваемые объектами налогообложения. В общем случае сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК).

Особый установлен для случаев, когда регистрация или снятие с учета ТС произошли посреди налогового периода. В таких ситуациях согласно п. 3 ст. 362 Кодекса налог исчисляется с применением специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом если регистрация ТС произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц для целей исчисления транспортного налога принимается за полный. Соответственно, в случае, когда регистрация произошла после 15-го числа, этот месяц в расчет спецкоэффициента не принимается. И наоборот, если автомобиль снят с учета после 15-го числа, за полный месяц берется месяц снятия его с учета. Если же ТС сняли с учета до 15-го числа, то этот месяц при определении спецкоэффициента не учитываем.

Минфин в Письме от 11 августа 2016 г. N 03-05-05-04/47037 разъяснил, что аналогичный порядок должен применяться и при перерегистрации транспортных средств на обособленные подразделения организации, находящиеся в различных субъектах РФ.

Льгота по транспортному налогу для ИП на платежи за «Платон»

Здравствуйте! Индивидуальный предприниматель является собственником 12-тонника, который зарегистрирован в системе "Платон". Слышал, что физлицам предоставляется льгота по транспортному налогу в размере платы, вносимой в счет возмещения вреда дорогам федерального назначения. Распространяется ли эта льгота на индивидуальных предпринимателей? И как эту льготу можно получить?

Главой 28 Налогового кодекса (далее - Кодекс) установлен различный порядок уплаты транспортного налога для организаций и для физических лиц. При этом физлица в целях уплаты данного налога не делятся на индивидуальных предпринимателей и физлиц, которые таковыми не являются. Иными словами, индивидуальные предприниматели, как и обычные физлица, платят транспортный налог на основании налогового уведомления (п. 3 ст. 363 НК). Сам же налог исчисляют налоговые органы на основании информации, которая к ним поступает из органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 362 НК).

Статьей 361.1 Кодекса установлена налоговая льгота для физлиц в виде освобождения от налогообложения в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания "платоновской" платы. Данная льгота предоставляется в случае, если сумма названной платы, уплаченной в налоговом периоде в отношении данного ТС, превышает или равна сумме исчисленного налога за этот же налоговый период (п. 1 ст. 361 НК). Если же "плата Платону" меньше исчисленной суммы транспортного налога, то заплатить в бюджет нужно лишь разницу (сумму исчисленного налога за минусом "платоновской" платы, п. 2 ст. 361.1 НК). При этом в силу положений п. 3 ст. 361.1 Кодекса для реализации права на указанную льготу физлицо должно представить в налоговый орган соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на эту льготу (см. Письма Минфина от 10 октября 2016 г. N 03-05-06-04/58745, от 6 октября 2016 г. N 03-05-06-04/58161 и т.д.). Очевидно, что такими документами являются как документы, подтверждающие право собственности на ТС, так и "платежки" и документы, которые предоставляет оператор системы взимания "платоновской" платы (отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного ТС на соответствующем маршруте).

Превышение платы за «Платон» над суммой транспортного налога

Добрый день! У индивидуального предпринимателя два 12-тонника. Размер "платы Платону" в отношении одного из них превышает сумму исчисленного транспортного налога. Можно ли сумму превышения учесть при исчислении транспортного налога по другому большегрузу?

Нет, такой возможности Налоговый кодекс (далее - Кодекс) налогоплательщикам не дает.

Согласно п. 2 ст. 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом данной нормой предусмотрен и так называемый платоновский вычет. А именно, здесь сказано, что сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода организациями в отношении опять же каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре ТС системы взимания платы, уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. Из положений данной нормы прямо следует, что "платоновский" вычет по транспортному налогу предоставляется в связи с уплатой компанией средств в счет возмещения вреда в отношении каждого зарегистрированного большегруза. То есть на сумму транспортного налога, исчисленную за другие ТС, этот вычет не влияет. Подтверждает правомерность данного подхода и Минфин (см., например, Письмо от 11 августа 2016 г. N 03-05-05-04/47021).

Перенос вычета за «Платон» на 2017 год

Здравствуйте! Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". На компанию зарегистрирован 12-тонник, и размер платы, уплаченной в 2016 г. в счет возмещения вреда, причиняемого данным ТС автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, превышает сумму исчисленного в отношении его транспортного налога. Вправе ли организация перенести неучтенный "излишек" в счет уплаты транспортного налога за этот же большегруз на 2017 г.?

Применение "упрощенки" освобождает компанию от уплаты ряда налогов. Так, "упрощенцы" не платят налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК), налог на имущество организаций (за исключением "кадастрового" налога). Также "упрощенцы" не признаются плательщиками НДС (за исключением "ввозного" НДС и налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК).

Иные налоги, в том числе и транспортный налог, организации на УСН платят в общем порядке (п. 2 ст. 346.11 НК). А это означает, что "упрощенцы", как и компании, применяющие общий режим налогообложения согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса, при исчислении транспортного налога по итогам налогового периода в отношении 12-тонника, зарегистрированного в спецреестре, сумму налога уменьшают на сумму "платы Платону", уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Таким образом, как видим, "платоновский" вычет применяется в отношении конкретного 12-тонника и при этом он применяется к итоговой сумме транспортного налога за налоговый период (календарный год); на следующий календарный год остаток "платоновского" вычета не переносится.

Отнесение вычета за «Платон» на расходы

Спасибо! Тогда еще один вопрос: можно ли в подобных ситуациях остаток "платоновского" вычета отнести на расходы при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов")?

В том случае, если плата в счет возмещения вреда, наносимого 12-тонниками дорогам федерального значения за налоговый период превышает сумму транспортного налога, исчисленного в отношении большегруза, который этот вред наносил, транспортный налог в отношении данного ТС признается равным нулю (п. 2 ст. 362 НК).

В свою очередь, закрытый перечень расходов, которые могут быть учтены на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", приведен в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса. Благодаря Закону от 3 июля 2016 г. N 249-ФЗ в данном перечне появился новый подпункт - 37. В нем поименован такой вид расходов, как плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения ТС, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре ТС системы взимания платы ("плата Платону"). Причем здесь же уточняется, что фактически уплаченная в течение налогового периода сумма "платы Платону" учитывается в расходах при исчислении "упрощенного" налога за налоговый период в размере превышения фактически уплаченной суммы платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в соответствии с гл. 28 Кодекса.

Таким образом, в случае если "платоновский" вычет превышает сумму исчисленного транспортного налога в отношении 12-тонника, то транспортный налог принимается равным нулю, а "разница" относится на расходы на основании пп. 37 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Обратите внимание! При расчете "упрощенного" налога признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 2 ст. 346.16 НК).

Освобождение от уплаты налога на имущество ИП при переходе на УСН

Здравствуйте! Индивидуальный предприниматель планирует в 2017 г. сдавать в аренду собственную недвижимость. Одновременно ИП переходит на "упрощенку". Какие документы нужно представить в налоговый орган с тем, чтобы в отношении указанной недвижимости за 2017 г. не платить налог на имущество?

Применение упрощенной системы налогообложения освобождает индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате налога на имущество физлиц. Однако согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса данное освобождение распространяется только на имущество, которое используется в предпринимательской деятельности. А во-вторых, от уплаты налога на имущество не освобождается недвижимость, налог в отношении которой исчисляется исходя из ее кадастровой стоимости.

Таким образом, если принадлежащая индивидуальному предпринимателю недвижимость, которую он планирует сдавать в аренду, по состоянию на 1 января 2017 г. включена в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налог на имущество уплачивается исходя из их кадастровой стоимости, то применение УСН не освобождает ИП от уплаты за эту недвижимость "кадастрового" налога. Что же касается иных объектов ОС, то при применении "упрощенки" они полностью освобождаются от налогообложения при условии, что ИП использует их в предпринимательской деятельности. Однако этот факт должен быть документально подтвержден.

Для целей получения освобождения от уплаты налога на имущество ИП, применяющий УСН, должен подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. В заявлении нужно указать перечень объектов, в отношении которых ИП заявляет свое право на освобождение от налогообложения на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ. К указанному заявлению следует приложить документы, подтверждающие, что имущество используется в предпринимательской деятельности. В рассматриваемой ситуации ИП планирует сдавать недвижимость в аренду, поэтому такими подтверждающими документами являются в том числе договоры о сдаче в аренду помещений, "платежки", подтверждающие внесение арендаторами соответствующей платы, и т.д. и т.п. При этом учтите, что и в ЕГРИП должен быть указан такой вид осуществляемой ИП деятельности, как "сдача в аренду помещений".

К сведению! При продаже имущества, которое использовалось индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, имущественный вычет по НДФЛ к доходам от сделки не применяется. При этом не имеет значения тот факт, что такое имущество использовалось не только в предпринимательской деятельности, но и для личных нужд ИП (см., напр., Письмо Минфина от 8 августа 2016 г. N 03-04-05/46458).

Декабрь 2016 г.

26.10.2016

Налог на имущество для организаций по отдельным группам движимого имущества не уплачивается, а по ряду других – льготируется. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

В отношении движимого имущества в 2016 году действуют следующие правила обложения налогом на имущество организаций:

  • объекты, входящие в первую и вторую амортизационные группы, не признаются объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ без ограничений независимо от даты принятия их к учету в составе основных средств;
  • объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств до 1 января 2013 г., облагаются налогом в общем порядке;
  • объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств после 1 января 2013 г., освобождаются от налогообложения на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ при условии, что они не получены в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц;
  • объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств после 1 января 2013 г. (в том числе в 2013 и 2014 гг.), поступившие
    в организацию в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц, облагаются налогом в общем порядке.

Таким образом, организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет
в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых
на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми
    в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Указанные ограничения действуют в случае постановки объектов движимого имущества
на баланс в качестве основного средства согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н).

Нюансы применения действующей льготы

Если же принимаемое на баланс в результате реорганизации движимое имущество учитывается не в качестве основных средств, после перевода его в состав основных средств ограничение
в части невозможности применения льготы к сделкам между взаимозависимыми лицами
не действует (письмо ФНС России от 18 апреля 2016 г. № БС-4-11/6740).


ПРИМЕР

Организация получила от взаимозависимого лица молодняк животных. По правилам бухгалтерского учета он отражается на счете 11 «Животные на выращивании и откорме». После перевода животных в основное стадо они отражаются в составе основных средств. После такого перевода организация сможет применять льготу по налогу на имущество организаций в общем порядке.

Минфин России в письме от 9 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5111 разъясняет, что приведение наименования организации в соответствие с Гражданским кодексом нельзя рассматривать
в качестве реорганизации. А значит, нет оснований для отказа в применении льготы по налогу
на имущество, в случае, когда движимое имущество было принято на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года. Лишается льготы с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в течение 2013 – 2014 годов, в результате реорганизации.

В письме Минфина РФ от 6 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5030 разъяснено, что льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, может применяться, даже если имущество получено от муниципалитета. Обоснование – пункт 5 статьи 105.1 Налогового кодекса. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

А в письме ФНС РФ от 13 марта 2015 года № ЗН-4-11/4037 говорится, что объекты основных средств, изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года
у взаимозависимого лица, не облагаются налогом на имущество организаций.
Ведь производственные запасы, из которых изготовлено основное средство, не являются объектом налогообложения налогом на имущество на основании статьи 374 Налогового кодекса.

Еще ситуация. В рамках договора строительного подряда подрядчик самостоятельно приобретает оборудование, требующее монтажа, и производит работы по его монтажу.
Затем готовый объект движимого имущества передает заказчику, который является взаимозависимым лицом с подрядчиком. Как указала ФНС России в письме от 8 июля 2016 года № БС-4-11/12245, освобождение от обложения налогом на имущество, установленное пунктом
25 статьи 381 НК РФ, на такое движимое имущество не распространяется.

Автомобили, выпущенные после 1 января 2013

Существует законопроект, внесенный Правительством РФ (№ 1155134-6), в случае принятия которого область применения льготы, установленной пунктом 25 статьи 381 НК РФ, с 1 января 2017 года будет существенно расширена.

Его суть в том, что организации, имеющие на балансе автомобили, выпущенные начиная
с 1 января 2013 года, больше не будут платить с них налог с движимого имущества. То есть любой транспорт, принадлежащий компании, выпущенный начиная с 1 января 2013 года,
от налога на имущество будет освобожден. Ограничение о неприменении льготы в случае приобретения автомобиля у взаимозависимого лица или в результате реорганизации будет снято. Дата производства машины будет определяться по его техпаспорту. Он и будет служить обоснованием для льготы.