Экономические шаги правительства александра 3. Экономическая политика в царствование Александра III

ЛЕКЦИЯ XLI

(начало)

Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.

В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.

Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.

Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.

Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.

Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.

Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.

Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.

Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.

Вопрос 1. Дайте общую характеристику экономической политики Александра III. Каковы были ее основные цели и результаты?

Ответ. Александр III понимал, что без экономической мощи Россия не сможет окончательно вернуть себе положение одной из ведущих держав Европы. Потому он поручил экономическое развитие профессионалам своего дела. В экономической сфере проводились постоянные смелые реформы. При этом ставились следующие цели:

1) развивать промышленность России;

2) преобразовать Россию из аграрной в промышленную державу;

3) благодаря развитию промышленности укрепить армию России;

4) перейти к золотому денежному обращению.

Вопрос 2. Сравните экономические программы Η. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте. Какие пути подъема национальной экономики предлагал каждый из них?

Ответ. Η.X. Бунге в экономике был классическим либералом. Он выступал против вмешательства государства в экономику, включая прямое финансирование. Вместо этого государство должно было по его мнению лишь создать максимально благоприятные условия для бизнеса, а экономика тогда смогла бы по его мнению сама себя отрегулировать. В рамках своей программы он стал снижать налоги. Именно тогда Россия отказалась от подушной подати. Чтобы государственные расходы не сокращались, министр поднял косвенные налоги, такие как акцизные сборы, а также таможенные пошлины.

И.А. Вышнеградский управлял казной отчасти как частным предприятием. Он накапливал капиталы, для чего ещё больше увеличивал таможенные пошлины, а потом вкладывал средства в иностранные биржи. Часть полученных средств он вкладывал и в развитие российской промышленности: он не считал неприемлемым государственное вмешательство в данную сферу. Министр начал поощрять приход иностранного капитала в Россию.

С.Ю. Витте использовал те же средства для пополнения казны, что и предшественники: косвенные налоги (особенно акцизы на спиртное) и таможенные пошлины. Однако он делал ставку на международную торговлю. Гораздо активнее привлекался иностранный капитал. Развивались прежде всего те отрасли промышленности, продукция которые шла на экспорт, например добыча нефти. Для облегчения международной торговли С.Ю. Витте использовал накопленные деньги казны на проведение денежной реформы. Рубль стабилизировался, был введён золотой стандарт. Таким образом появились знаменитые червонцы, которые высоко ценились ещё долго после того, как сама Российская империя уже перестала существовать.

Вопрос 3. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. В чем проявилась преемственность экономической политики, а в чем было различие?

Ответ. Александр II в экономике проводил лишь умеренно либеральную политику, что видно, в частности, из крестьянской реформы. Он боялся слишком сильно обидеть помещиков. Но ко времени правления Александра III те, кто не принимал либерализм в экономике разорились окончательно, потому уже не представляли серьёзной опасности. В то же время успехи ведущих стран Европы, например Великобритании и Германии показали преимущества развития в стране собственной промышленности. Потому политика Александра III в области экономики была даже более новаторской и либеральной, чем политика его предшественника.

Вопрос 4. В чем заключались главные проблемы сельского хозяйства страны?

Ответ. Проблемы:

1) малоземелье крестьян при том, что они, а не владевшие большей частью земли помещики оставались главными производителями;

2) незначительное использование новых технологий сельского хозяйства, передовых механизмов и удобрений.

Вопрос 5. Сравните деятельность правительства в области экономики и внутренней политики. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

Ответ. Деятельность правительства в этих сферах была полностью противоположной, если пользоваться терминами теоретиков. Потому что внутренняя политика Александра III была довольно консервативной, а экономическая – либеральной. Но для самого императора в этом, полагаю, не было никаких противоречий. Он пытался сделать Россию сильной державой, одной из ведущих в Европе. Тем более, что в то время уже начали складываться военно-политические блоки (Россия приняла в этом процессе живейшее участие), дело постепенно пошло к мировой войне. Для того, чтобы сделать Россию сильной, ей нужно было внутреннее спокойствие, чего и добивалась внутренняя политика, а также сильная армия, которая была в условиях того времени не возможна без хорошо развитой промышленности.

7.2.1. Социально-экономическое развитие

Если в политической сфере в правление Александра III предпринимались попытки отката назад, к дореформенным временам, то в экономике, на­против, правительство содействовало развитию капиталистических от­ношений. Экономическая политика определялась последовательно сме­нявшими друг друга министрами финансов – Н. X. Бунге, И. А. Вышне­градским и С. Ю. Витте и включала в себя следующие меры:

  • активное привлечение в Россию иностранного капитала;
  • проведение политики протекционизма – защиты отечественных то­варов от конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин;
  • переход от прямых налогов (подушной подати) к косвенным (нало­ги на товары широкого потребления – водку, табак, сахар, нефть);
  • активное участие государства в экономике при создании благопри­ятного климата для частного предпринимательства.

Политика Бунге, Вышнеградского и Витте привела к новому подъему российской промышленности, темпы роста которой были одними из наиболее высоких в мире. Большая часть российских предприятий в ме­таллургической, нефтедобывающей, химической, машиностроительной отраслях принадлежала иностранным капиталистам, которых привле­кала дешевизна российской рабочей силы и защищенность производи­мых в России товаров от конкуренции высокими таможенными пош- линами. Складываются монополии – объединения крупных предпри­ятий, занимающих господствующее положение в сфере производства какого-либо товара. Растет численность и влияние как буржуазии, так и класса наемных работников – пролетариата. Ряд забастовок, самой крупной из которых была Морозовская стачка (1885), заставили пра­вительство разработать первые законы об ограничении рабочего дня до 11,5 часа и об охране труда рабочих. Вместе с тем забастовщикам грозило уголовное преследование, рабочие не имели права отстаивать свои интересы с помощью профессиональных союзов.

По отношению к сельскому хозяйству экономическая политика прави­тельства Александра III была не столь благотворна, как по отношению к промышленности. Обнищание крестьян, обусловленное малоземельем и выкупными платежами и усугубленное повышением косвенных нало­гов, продолжалось. Регулярными стали случаи массового голода, наибо­лее крупный (1891) унес жизни свыше 600 тыс. человек. При этом Россия была одним из крупнейших в мире экспортеров хлеба. И. А. Вышнеград­ский выдвинул лозунг «Недоедим, но вывезем!». Поставщиками хлеба на экспорт были в основном помещичьи хозяйства, эксплуатировавшие труд крестьян на кабальных, полукрепостнических условиях издольщи­ны и испольщины (см. подраздел «Социально-экономическое развитие» в разделе «Царствование Александра II (1855-1881)» данной главы). Однако помещики, не умевшие рационально распорядиться своими до­ходами, продолжали разоряться, и их земли переходили в руки банков и более предприимчивых купцов.

краткое содержание других презентаций

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Идеология. Персоналии. Документ. Полицейское государство. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Временные правила о печати. Александр III. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. События. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Выход крестьян из общины. Политика в области образования. Смена правительства. Внутренняя политика Александра III.

«Внутренняя политика Александра 3» - Городская контрреформа. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным. Земская контрреформа. В.П. Мещерский. Полностью ликвидировать судебные уставы 1864 г. не удалось. Сословный состав земских собраний. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных. Император Александр III. Попытки судебной контрреформы. Земские начальники. Отставка Н.П. Игнатьева.

«Контрреформы Александра 3» - 1845-1894 – годы правления Александра III. Насильственная русификация. Деятельность Александра III называют контрреформами. Национальная и религиозная политика. Отставки. Александр правил вместо умершего брата. Судебная реформа. Судебная контрреформа (1887-1894гг). Новые назначения. Внутренняя политика Александра III. Циркуляр о кухаркиных детях. Земская контрреформа. Какой характер носила политика.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Финансовая реформа. Основные направления экономической политики. Экономический подъем 90-х годов. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Крестьяне. Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Направления экономической политики С.Ю. Витте. Развитие сельского хозяйства. Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге. Особенности промышленного развития. Н.Х.Бунге. Н.А.Вышнеградский.

«Контрреформы Александра III» - Однако «сведущие люди» не избирались земствами, а назначались правительством. Построена в 1892–1916 гг. Ограничивалось число заседаний городской думы. 1881 г. – «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Протекционизм 1897 г. – финансовая реформа. С. Иванов. Предоставление крестьянам льготных кредитов на покупку земли.

«Александр III и его внутренняя политика» - Крестьянский вопрос. Закон о земских участковых начальниках. Правление Александра III. Внутренняя политика. О каких событиях рассказывается. Экономика при Александре III. Национальная и религиозная политика. Отставки. Какие задачи решал Александр III. Начало царствования Александра III. Победоносцев Константин Петрович. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Контрреформа. Начало. Рабочее законодательство.

Основные направления развития экономики:

  1. Развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.
  2. Назначение на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте.
  3. Совершенствование сбора налогов, развитие железнодорожного строительства.
Основные направления деятельности в области промышленного производства.

В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов.

На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов . Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.


Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

После ухода в 1887 году Н. X. Бунге в отставку его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти.

90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат- ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко.

В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян за ставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно.

Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений.

В этих условиях серьезные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжительные дожди - могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 - 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.