Экономические воззрения аристотеля. Экономический взгляды аристотеля

Аристотель был одним из величайших умов в истории науки. Он являлся и основателем науки о человеческом обществе – социальной философии , в рамках которой у него рассматриваются экономические вопросы. Сочинения Аристотеля, где раскрываются проблемы общественной организации, были созданы в период его последнего пребывания в Афинах. Это, прежде всего, "Никомахова этика" (названная так потомками по имени сына философа – Никомаха, год написания этого труда неизвестен) и "Политика" (335–322 до н.э.) – трактат об устройстве государства.

Аристотель создавал теории и строил выводы, опираясь на тщательный анализ фактов. Для своей "Политики" он с группой учеников собрал и обработал материалы о государственном устройстве и законах 158 эллинских и варварских государств (в подавляющей части это были полисы, города- государства). Он критически относился к развитию торговли и денежного обращения в Греции. Идеалом для Аристотеля было небольшое земледельческое хозяйство (в котором работают, разумеется, рабы). Это хозяйство должно обеспечивать себя почти всем необходимым, а немногое недостающее можно получить путем "справедливого обмена" с соседями.

Аристотель осуждает афинское государство не только за крайний демократизм, но и за взятый им курс на развитие товарно-денежных отношений. Его идеал – это система хозяйства, близкая к натуральной, при которой производят преимущественно для собственного потребления, а предметом торговли являются лишь излишки. Только в государстве, базирующемся на такой системе хозяйства, не будет ни крайней бедности, ни чрезмерного богатства – большую массу населения составят средние слои. Именно они (средний класс в современном понимании), по мнению Аристотеля, являются прочной опорой государства и предохраняют его от всяких потрясений. И вряд ли это можно оспорить.

Мнение специалиста

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод: мыслитель античного мира считает естественными лишь те отношения, которые соответствует натуральному хозяйству, и осуждает товарно-денежные отношения как неестественные.

Анализируя природу вещей, Аристотель утверждал, что потребление каждого блага, пользование каждым объектом владения имеют двоякий характер. В одном случае вещь используют из-за присущей ей цели, ради которой она предназначена к потреблению, а в другом – отнюдь не ради этой цели. Для аргументации данного положения Аристотель приводит пример с потреблением сандалии.

Сандалия может служить для обувания ноги, но она может служить и для обмена. То и другое, по мнению философа, суть полезности сандалии. Однако пользование сандалией для обмена не является естественным способом употребления сандалии, ибо она существует отнюдь не для обмена. Таким образом, по Аристотелю, полезность вещи для владельца в обмене заключается в ее способности быть обмененной на другое благо. Философ подчеркивает, что в процессе обмена происходит приравнивание "всех ремесел и искусств".

Аристотель рассматривает процесс обмена, соотношения обмена и в конечном счете, выражаясь современным языком, процесс ценообразования.

Ценность блага субъективна и вытекает из оценки людьми его полезности. По Аристотелю, товары становятся соизмеримыми лишь при помощи денег. Он утверждает: для обмена необходимо, чтобы все измерялось чем-то одним. Этим одним на самом деле является такая связующая основа, как потребность. В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета.

Анализируя обмен, Аристотель увидел в нем выражение равенства. Он пришел к выводу, что товары однородными и равными делают деньги. Другими словами, товары становятся эквивалентными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Блага выступают однородными, так как они однородны в своем денежном выражении.

С точки зрения Аристотеля, в процессе обмена происходит не только уравнивание вещей, но и приравнивание людей. Более того, по мнению мыслителя, между равенством вещей и приравниванием людей существует тесная связь. Резюмируя ход своих рассуждений, древнегреческий философ пишет: "Итак, нужна (пропорция): как строитель относится к сапожнику, так же столько-то сандалий к дому или дневному пропитанию, так как без соблюдения пропорции не будет ни обмена, ни общества". Следовательно, пропорции не будет, если "не произойдет уравнения на какой-то основе" .

Выдвинув столь замечательный тезис о равенстве и соизмеримости обмениваемых товаров, Аристотель далее утверждал, что в действительности соизмерение приравниваемых разнородных вещей недостижимо. Они не могут быть качественно равными в силу своей природной разнородности. Философ видел в такого рода приравнивании лишь искусственный прием для удовлетворения практической потребности. Прием, чуждый истинной природе вещей.

Важно запомнить!

Представляет интерес знаменитое аристотелевское противопоставление "экономии" и "хрематистика . Для Аристотеля экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Она включает и обмен, прежде всего в рамках, нужных для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности – разумное личное потребление человека.

Под экономией Аристотель понимал искусство приобретения благ, необходимых для жизни или полезных для дома, государства. Экономия, которая ставит своей целью "истинное богатство", имеет границы. Под "истинным богатством" Аристотель понимал совокупность вещей, достаточных для хорошей жизни.

Термин "хрематистика" не утвердился, в отличие от "экономии", в новых языках. Аристотель выводил данный термин из слова "хрема" – имущество, владение. Отсюда: хрематистика – это "искусство наживать состояние" . Под ним мыслитель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, накопление богатства, особенно в форме денег. Иными словами, хрематистика – это "искусство" вложения и накопления денег.

В античном мире немалую роль играл торговый и ростовщический капитал. В торговой и ростовщической деятельности никогда нt бывает и не может быть предела в достижении цели. Такой целью подобной деятельности является беспредельное богатство и обладание деньгами. Следовательно, цель хрематистики состоит в абсолютном обогащении – поэтому для нее не существует границ. Она базируется на деньгах как начальной и конечной точке меновых отношений. Хрематистика отличается от экономии прежде всего тем, что для нее источником богатства является процесс обращения.

Таким образом, исходя из противопоставления естественного неестественному, Аристотель различал два вида приобретения богатства: один ставит своей целью накопление потребительных стоимостей, другой – накопление денег. Противопоставление экономии хрематистике, которое проводил мыслитель, находилось в тесной связи с его этическими принципами, с его взглядами па добродетельную жизнь.

Из экономии непрерывно вырастает хрематистика. Из хозяйства, где продукты производятся как товары, предназначенные для обмена, неизбежно вырастают отношения, связанные с накоплением богатства.

Важно запомнить!

Аристотель резко осуждал ростовщичество. Он считал, что ростовщичество достойно порицания и само по себе дурно. В своем теоретическом обосновании негативного отношения к ростовщичеству Аристотель исходил из противопоставления денег в их естественной роли, ради которой они были созданы, той неестественной роли, какую они играют при ростовщичестве. Философ отмечал, что ростовщичество справедливо ненавидимо всеми. Ибо здесь сами деньги являются источником приобретения. Они употребляются не с той целью, для которой были изобретены: деньги возникли из товарного обмена, между тем процент делает из них больше денег, чем было первоначально. Отсюда и его название "процент" и "порожденное", ибо порожденное подобно породившему. Процент есть деньги от денег, поэтому среди всех отраслей приобретения ростовщичество наиболее противно природе.

Аристотель рассматривает деньги лишь как орудие обращения и мерило ценности. Отсюда философ делает вывод: тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно. Свою оценку неестественного использования денег купцами и особенно ростовщиками Аристотель резко выразил своим знаменитым тезисом, что в сфере крупной торговли и в ростовщических операциях "деньги порождают деньги".

Взгляды Аристотеля на ростовщичество и процент отражали идеологию элиты рабовладельческого государства, которая отрицательно относилась к ростовщичеству как одному из факторов, приводящих к разложению античного общества.

Разделение экономии и хрематистики Аристотель также связывал с различными видами торговли. Мелкая (товарная) торговля выступает в двух формах. Первоначальной ее формой была меновая торговля {Т – Т – бартер). Товарная торговля (Т– Д Т – торговля с помощью денег), согласно Аристотелю, по своей природе относится к экономии. Философ аргументировал это тем, что решающую роль в ней играет полезность товара.

Возникновение денег Аристотель связывал с расширением товарной меновой торговли. С изобретением денег, по мнению Аристотеля, целью товарной торговли становится хрематистика, самовозрастание денег, обращение превращается в источник богатства.

В своем анализе развития торговли Аристотель в обобщенном виде показал ее этапы: переход от меновой торговли (Г – 7) через товарную (Т – Д – Т ) к крупной торговле (Д – Т – Д" ).

Таким образом, Аристотель различал две формы обращения денег. Первой формой является та, в которой деньги функционируют как простое орудие обращения. Другая их форма – та, где они функционируют в каче- етве денежного капитала.

Как следует из вышеизложенного, к хрематистике философ относил нс всю торговлю, а лишь крупную. Мелкая торговля, которую Аристотель делил на меновую и товарную, причисляется им к экономии.

Мнение специалиста

Отрицательное отношение к крупной торговле при позитивной оценке мелкой не было новым в античном мире. Однако, во-первых, интересной и ценной явилась сама классификация видов торговли. А во-вторых, значимым для экономической мысли был анализ перехода одной формы торговли в другую. Исходным пунктом, по Аристотелю, выступала меновая торговля, но постепенно с появлением денег она превратилась в товарную. По мере накопления денег товарная торговля, в свою очередь, превращается в крупную торговлю, т.е. в хрематистику. Таким образом, мыслитель рассматривал экономические явления не статически, а в их динамике, развитии.

В методологии Аристотеля решающую роль играет противопоставление неестественного естественному. Экономия естественна, хрематистика неестественна. Использование денег как меры ценности благ и орудия обращения естественно, в то время как их применение в качестве орудия накопления, порождающего новые деньги, неестественно.

  • Аристотель. Никомахова этика. URL: lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ nikomah.txt

Наиболее глубоким исследователем экономических проблем Древней Греции был Аристотель (384-322 до н. э.). К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин считали его величайшим мыслителем древности, который, несмотря на ограниченность мировоззрения, в силу логики научных исследований пришел к необходимости изучения экономической стороны жизни общества. Маркс и Ленин дали непревзойденные образцы научного анализа философских и экономических взглядов Аристотеля. В. И. Ленин, показав колебания древнего мыслителя между материализмом и идеализмом, отметил его поиски научных истин, первую постановку вопросов огромного значения и попытку дать ответы на них.

Аристотель был учеником Платона, являясь в течение 20 лет (367-347 до н. э.) участником платоновской Академии. В 343 г. был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя его сына - будущего великого полководца древности Александра Македонского. Вернувшись в 335 г. в Афины, Аристотель основал свою школу (Ликей). Труды Аристотеля весьма обширны и касаются различных отраслей знаний: философии, логики, этики, физики, биологии и др. Его основные социально-политические сочинения - "Политика" и "Афинская полития".

Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Не случайно Маркс видел в нем экономиста-теоретика рабовладельческого общества.

Формирование экономических взглядов Аристотеля происходило в период дальнейшего углубления кризиса у полисной организации и обострения противоречий рабовладельческого строя. В этих взглядах обнаружилось стремление найти средства для сохранения и укрепления экономики и общественного строя полисов. Ключ к укреплению классовых позиций рабовладельцев Аристотель видел прежде всего в усилении экономической и политической роли среднего рабовладельца.

Аристотель разрабатывал "науку рабства", не отказываясь при этом приводить в обоснование этой науки софизмы. Он давал экономическую характеристику рабства, полагая, что ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов. Орудия не могут сами работать, их должны приводить в движение рабы как особый вид говорящих орудий. Рабы - орудия, занимающие первое место среди всех других. Собственность включает в себя рабов как объект первой необходимости; они предназначены судьбой и своей природой удовлетворять потребности господина, тратить силы на "активную деятельность". Рабы представляют лишь одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Орудия, инструменты в собственном смысле слова в отличие от одушевленных орудий - рабов выполняют другого рода работу - создают материальные блага, предметы пользования в ходе "продуктивной деятельности". Итак, по Аристотелю, "есть два рода деятельности", отличающиеся друг от друга: потребление (активная деятельность), требующее предметов первой необходимости (средств существования), и труд рабов, производство (продуктивная деятельность) .

Жизнь, представляющая, по Аристотелю, стремление к благу, не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Господство и подчинение - это "общий закон природы", необходимый для "взаимного самосохранения". В производстве, где имеют место "продуктивная деятельность" и физический труд, человек (ремесленник) становится рабом даже в том случае, если он юридически свободен. Обучать людей физическому труду - значит уподоблять их рабам. Свободные потому и признаются свободными, что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Эти положения Аристотеля непосредственно отразили экономическую закономерность в развитии общества на той его стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит, по мнению Аристотеля, в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся тяжелая физическая работа должна выполняться рабами.

Основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов "первым предметом владения". Поэтому прежде всего надлежит заботиться о приобретении хороших рабов путем войны.

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Однако Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Более того, им разделялось общее предубеждение о недопустимости для свободных граждан, в том числе ученых, посвящать себя делу усовершенствования орудий производства, техники, сочетания "чистой науки" с "низменной" практикой. Это означало бы низведение свободных до положения рабов, ремесленников.

Внеэкономическое принуждение, являясь атрибутом рабовладельческих производственных отношений, помимо насилия, включало целую систему норм, законов, прав, традиций, обычаев. Аристотель, как и другие мыслители и государственные деятели того времени, всячески оправдывал систему внеэкономического принуждения, разрабатывая проблему контроля за трудом рабов. При всем своем пренебрежении к труду Аристотель пытался дать развернутое оправдание методов рабовладельческой эксплуатации. Полемизируя с противниками рабства, отрицавшими его тезис о том, что природа одних обрекла на положение рабов, а другим предоставила роль господ, Аристотель только углублял свою антиисторическую точку зрения. В этом состояла классовая ограниченность взглядов Аристотеля на рабство, предопределившая ряд ошибок в его экономическом анализе.

Раб - имущество, приносящее доход. Все производимое рабом рассматривалось как приращение имущества. Рабство стирало грани между человеком и вещью, накладывало печать несвободы на труд. Это было подчеркнуто Аристотелем. Поскольку раб был собственностью рабовладельца, сам труд раба представлялся целиком как труд на рабовладельца. Фактически же труд раба распадался на необходимый и прибавочный. Аристотель не в состоянии был, однако, прийти к такому выводу.

Аристотель не разделял точки зрения купеческих, ростовщических элементов, выступавших за превращение рабовладельческого хозяйства в источник неограниченного обогащения. Он был против того, чтобы перейти от хозяйства, рассчитанного на производство продуктов, к хозяйству, рассчитанному на безудержное обогащение.

Исследуя способы использования благ, Аристотель открывает в них по существу две стороны товара: потребительную стоимость и меновую стоимость, назвав первую использованием вещи в соответствии с ее назначением, а вторую - использованием вещи в не присущем ей назначении. Использование блага как потребительной стоимости было охарактеризовано Аристотелем как "естественное"; использование же блага в виде меновой стоимости - как "неестественное". Это свидетельствует о том, что Аристотель вступил на плодотворный путь исследования явлений товарного обмена. Для продавца потребительная стоимость товара сводится к его меновой стоимости.

Нужда, т. е. экономическая необходимость, "связывает людей в одно" и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда. Он подчеркивал исторический момент в понятии блага, придя к выводу, что люди образуют его в соответствии со своей жизнью. В связи с общественным разделением труда и историчностью блага Аристотель трактует и причины образования блага. Материальные блага, или потребительные стоимости, возникают, по Аристотелю, под воздействием разных причин. Так, для создания статуи требуется медь и ваятельное искусство, т. е. труд в его определенной форме. Разделение труда оказывается непреложным законом жизни людей. Оно есть лишь особая форма выражения общественных потребностей и служит средством их реализации.

Аристотель исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения ее в крупную торговлю, целью которой стала нажива. Ему была ясна экономическая необходимость Обмена и торговли. Они оказывались силой, способствующей образованию государства. Очевидно, Аристотель признавал, что товарное обращение предназначено обслуживать рабовладельческий полис, государство. Впоследствии мелкая торговля закономерно, "вполне логически" привела к возникновению крупной торговли, к "искусству наживать состояние", к получению наибольшей прибыли * .

* (См.: Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 236, 377, 380, 381, 384, 386, 608. )

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен привел к появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность как определенные слитки взвешенного металла и стали обслуживать обмен. Он по существу констатировал здесь зарождение функции денег как средства обращения. Ему было ясно, что возникновение денег не есть нечто случайное. Он писал: "В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей, возникли деньги". Стало быть, Аристотель довольно отчетливо выделял товарную природу денег и их "естественное" происхождение. Это дало Марксу основание сделать вывод о том, что Аристотель был первым исследователем формы стоимости * .

* (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 68. )

Аристотель ставил перед экономической наукой задачу открыть сущность соизмеримости обмениваемых благ. Несомненно, что здесь мы имеем материальную трактовку Аристотелем проблемы происхождения денег. Но она не доведена до конца. Он сомневается в том, что деньги, монета - это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости, "ибо она по природе не таковая". Тот факт, что монетную систему можно изменять, что деньги в качестве "средства обращения легко поддаются взаимообмену, - о чем Аристотель хорошо знал из истории денежного обращения Афин и других государств - привел его к выводу, что "деньги - простой знак", "вещь вполне условная". Это свидетельствует о том, что Аристотель принимал явление за сущность, отдал дань идеалистическому взгляду на природу денег, колебался между научной и ошибочной трактовкой их сущности. За эту ошибочную трактовку денег Аристотелем много позднее ухватились представители субъективного направления в буржуазной политической экономии, даже пытаясь объявить Аристотеля основоположником субъективной школы в политической экономии.

Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. То же относится к товарам как таковым. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара - его цена. Для Аристотеля "стоимость" и "достоинство" - категории тождественные, они измеряются деньгами. Стало быть, деньгам присуща функция меры стоимости. Но о стоимости как о категории товарного хозяйства, о ее субстанции Аристотель не имел понятия. Он начал исследование форм стоимости, но не дошел до исследования субстанции стоимости.

Обмен, по Аристотелю, есть особая форма "уравнивающей справедливости", где проявляется принцип равенства, эквивалентности. К. Маркс цитирует Аристотеля в "Капитале": "Обмен... не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости". Но здесь, как отмечает К. Маркс, он останавливается в затруднении и прекращает дальнейший анализ формы стоимости. ""Однако в действительности невозможно... чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы", т. е. качественно равны. Такое приравнивание может быть лишь чем-то чуждым истинной природе вещей, следовательно лишь "искусственным приемом для удовлетворения практической потребности"" * . Дальнейший анализ товара стал для него невозможен ввиду отсутствия понятия стоимости.

* ()

Устанавливая факт постепенного перехода от случайного, единичного обмена к массовому, постоянному, стремясь открыть закон, управляющий обменом товаров, Аристотель поднимался от явлений к сущности, от единичного к общему, разрабатывал экономические категории (понятия) товарного производства.

Аристотель не мог открыть субстанции стоимости не потому, что тогда она не существовала, а потому, что общественные условия рабовладельческого строя исключали возможность формирования такой абстракции. "Но того факта, - подчеркивал К. Маркс, - что в форме товарных стоимостей все виды труда выражаются как одинаковый и, следовательно, равнозначный человеческий труд, - этого факта Аристотель не мог вычитать из самой формы стоимости, так как греческое общество покоилось на рабском труде и потому имело своим естественным базисом неравенство людей и их рабочих сил" * . Вот почему в работах Аристотеля не была выявлена связь между трудом и стоимостью. При господстве натурального хозяйства сами товарные отношения были далеки от своего полного развития. Чтобы признать, что в обмене товаров проявляется их общая основа - стоимость, а эту последнюю свести к общему, равному, одинаковому человеческому труду, для этого Аристотелю необходимо было согласиться с тем, что труд рабов, метеков и граждан ничем не отличается один от другого и измеряется лишь его продолжительностью. В рабовладельческом обществе не могла господствовать мысль о равенстве труда социально неравных людей и возникнуть научное понятие стоимости. Напротив, Аристотель был глубоко убежден в бесполезности поисков равенства в труде. В то же время в составе издержек производства Аристотель придавал наибольшее значение труду. Буржуазные экономисты затушевывают это очень важное для анализа взглядов Аристотеля положение.

* (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 69. )

Аристотель считал, что товары сами по себе несоизмеримы, но становятся таковыми через посредство денег, поскольку это необходимо для практических потребностей * . По существу Аристотель правильно ставил проблему денег как меры стоимости. Если товары соизмеряются деньгами, то они и по существу должны быть соизмеримы. Однако, признав, что в отношениях товаров проявляется равенство, Аристотель содействовал анализу общественной меры товарной стоимости.

* (Аристотель. Соч. Т. 4. С. 157. )

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав ее "экономикой". Но деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав ее хрематистикой. К. Маркс в "Капитале" приводил следующие слова Аристотеля: "Товарная торговля"... "по природе своей не принадлежит к хрематистике, так как здесь обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для них самих" (покупателей и продавцов). Поэтому... первоначальной формой товарной торговли была меновая торговля, но с ее расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна была развиться в... товарную торговлю, а эта последняя... превратилась в хрематистику, в искусство делать деньги... "Для нее обращение есть источник богатства... Вся она построена на деньгах, ибо деньги суть начало и конец этого рода обмена... Поэтому-то и богатство, к которому стремится хрематистика, безгранично" * . Аристотель пытался выяснить природу этих явлений, определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обращения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

* (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 163. )

Аристотеля не могла удовлетворить формула "процент есть деньги от денег" или "порожденное подобно породившему", поскольку она указывает лишь на тождество формы существования первоначального и вновь полученного денежного богатства, но не отвечает на вопрос об источнике процента. Из обмена не могут возникнуть новые деньги, поскольку он, по мнению Аристотеля, строится на принципах эквивалентности. Аристотель ясно видел, что процент есть прибыль, "выгода" за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился, и это присвоение есть выражение позорной алчности, порочной скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, ибо он его не создавал, а вынудил отдать себе. Он сделал деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы. Недопустимо и недостойно гражданина превращать деньги в предмет собственности, накапливать их. Они предназначены только для обслуживания обращения. В торгово-ростовщическом капитале Аристотель видел силу, которая расшатывает рабовладельческий полис и натуральное хозяйство, разлагает "средний класс", деморализует граждан. Тревога за судьбу рабовладельческого государства, боязнь обострения внутриполитических противоречий между богатыми и бедными - вот что было основным мотивом критики Аристотелем представителей денежного богатства.

В противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства внутри общины свободных, Аристотель выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах "справедливости", т. е. "по достоинству". Это значит, что имущественное неравенство должно сохраниться, но не допускается ни крайнего обогащения, ни обнищания. "Средний достаток из всех благ лучше всего". В принципе распределения "по достоинству" сказывалось стремление идеологов античного мира закрепить сословные и классовые привилегии рабовладельцев * .

* (Аристотель. Политика. М., 1911. С. 20-31; Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 7, 86-89, 91-95. )

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения "благой жизни". Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без нее, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Классики марксизма-ленинизма высоко оценивали наручные исследования Аристотеля, в том числе по экономическим вопросам. К. Маркс отвергал тенденциозное утверждение Дюринга, будто древним грекам были доступны только совершенно обыденные идеи * . По мнению Маркса, "гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чем же состоит "в действительности" это отношение равенства" ** .

* (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 239. )

** (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 70. )

В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезиса рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала центральное место. Речь шла о его реабилитации, определении методов эффективной эксплуатации рабов.

На экономическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Речь шла не только о советах, как вести хозяйство, но и о попытках теоретического осмысления экономических процессов. Здесь прежде всего следует назвать Аристотеля, который, однако, не смог подняться до анализа проблемы стоимости. У большинства древнегреческих авторов преобладал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

(384-322 г. дон.э.)

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Ста- гире, греческой колонии во Фракии. Его отец Нико- мах был личным врачом македонского царя Амин- ты III, деда Александра Македонского. В отроческие годы Аристотель помогал своему отцу в его медицинской практике. К отцу он относился всегда с большим уважением и впоследствии назвал своего сына в честь отца - Никомахом.

В возрасте 15 лет Аристотель лишился родителей. Через два года в 367 г. Аристотель приехал в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, был участником платоновской Академии (сначала в качестве ученика, а затем и преподавателя). В 343 году македонский царь Филипп пригласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына Александра. Александр восхищался Аристотелем. По его собственным словам, он любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю - тем, что живет достойно.

Занятия с Александром закончились, когда юноша увлекся военным делом и стал принимать участие в походах своего отца. В 335 году Аристотель вернулся в Афины и создал там свою философскую школу, получившую название Ликей (в латинском написании - Лицей), поскольку она находилась возле храма Аполлона Ликейского. Он читал лекции во время прогулок с учениками, поэтому школа его последователей вошла в историю под названием «перипатетики» (прогуливающиеся). После смерти Александра Македонского в 323 г. в Афинах вспыхнуло восстание против македонского господства. Аристотель, который всегда выступал за более тесные связи Афин с Македонией, был обвинен в непочтительности к богам. Поводом для обвинения послужило одно раннее стихотворение Аристотеля.

Чтобы избежать участи Сократа, учителя Платона, приговоренного к смерти по подобному обвинению, Аристотель бежал в город Халки- ду на остров Эвбея, где через год скончался от болезни желудка.

Аристотель не отличался внешней привлекательностью. Как отмечали греческие биографы, он страдал дефектами речи, был невысокого роста и сухощав, с маленькими глазами и постоянным выражением насмешки на лице.

Основные работы’: «Политика»

«Никомахова этика»

" Работы, в которых в наибольшей степени нашли отражение экономические взгляды Аристотеля.

Значительный шаг вперед в осмыслении экономических отношений сделал ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель.

Аристотель жил в обществе и дышал воздухом цивилизации, жизненно важным институтом которой являлось рабство. Понятно, что вопрос отношения к рабству, его морального оправдания занимает в работах Аристотеля важное место. Тем более что рабство в это время уже превратилось в социальную и экономическую проблему. Аристотель считает рабство естественным, проистекающим из того, что люди неравны от природы: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо» 1 .

Вообще следует подчеркнуть, что отношение к исследуемому объекту с точки зрения его естественности и справедливости характерно для всей экономической мысли античности, а также и для мыслителей более позднего времени. Поэтому экономические учения этого периода носят в значительной мере нормативный характер: не столько анализируются существующие экономические отношения, сколько дается их нравственная оценка («хорошо» или «плохо») и говорится о том, какими эти отношения должны быть.

«...Аристотель в первую очередь интересовался тем, что выглядело „естественным" и „справедливым" с точки зрения его идеала хорошей и добродетельной жизни. Экономические факты и связи между экономическими фактами, которые он рассматривал и подвергал оценке, предстают в свете тех идеологических предубеждений, которые следует ожидать от человека, принадлежащего к развитому праздному классу и писавшего для этого класса, презиравшего работу и занятия хозяйством, и, конечно, любившего земледельца, который его кормил, и ненавидевшего кредитора, который его эксплуатировал».

Й. Шумпетер. История экономического анализа. Т. 1. С. 73.

Но даже в рамках этого нормативного подхода мы впервые находим у Аристотеля попытки теоретического анализа некоторых экономических проблем. Й. Шумпетер, сравнивая Аристотеля с Платоном, подчеркивает: «Достижения Аристотеля совсем иные. ...Существенная разница заключается в том, что анализ, как самостоятельная цель, можно сказать, отсутствовавший в мышлении Платона, являлся главной движущей силой мышления Аристотеля» .

Одним из ключевых вопросов, всегда волновавших мыслителей- экономистов, является вопрос о ценности товара и рыночной цене. Почему качественно разнородные товары могут обмениваться друг на друга, как определяется пропорция такого обмена, чем определяется ценность товара, какую роль в этом играют деньги? Учитывая, что Древняя Греция во времена Аристотеля фактически стала центром мировой торговли, эти вопросы не могли не заинтересовать энциклопедический ум философа.

Аристотель анализирует процесс обмена, различает у товара два свойства, или характеристики - потребительную ценность (полезность для человека) и меновую ценность (способность обменяться на другой товар). Более того, он понимает, что меновая ценность товара каким-то образом связана с его потребительной ценностью. Аристотель видит в процессе обмена некое равенство, понимает, что если один товар обменивается на другой, значит, в них есть что-то общее, они имеют общую меру. Уже сама по себе такая постановка вопроса была колоссальным шагом вперед, поскольку знаменовала собой переход от простого описания явлений к поиску внутренних зависимостей, к их теоретическому объяснению. Аристотель, таким образом, дал толчок последующему развитию экономической мысли.

Конечно, у Аристотеля нет еще развитой концепции ценности - поставив вопрос, он не смог дать на него законченный ответ. Однако совершенно очевидно, что Аристотель указывает направление поиска ответа: «...Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. ...Расплата будет иметь место, когда справедливое равенство установлено так, чтобы землевладелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца» . Фактически Аристотель нащупывает здесь своего рода трудовую теорию ценности, пытается увязать между собой рыночную цену различных товаров и труд работников, производящих эти товары. Но развить эту идею великий философ не смог, и она снова появится в экономической науке много веков спустя в трудах представителей классической политической экономии.

Проблему рыночного обмена и цены, как и другие экономические проблемы, Аристотель также стремится трактовать с позиций справедливости. В частности, он рассматривает случай монополии (т.е. наличие на рынке одного продавца) и делает вывод о несправедливости такой ситуации, потому что монополист устанавливает цену, выгодную для себя.

Аристотель вводит различия между двумя видами справедливости - «коммутативной» и «дистрибутивной» (сами эти термины, происходящие от латинских слов commutare - менять и distribuo - распределять, появились позже). Коммутативная справедливость заключается в установлении равенства ценностей вещей, являющихся объектами договора, дистрибутивная - в наделении равными благами людей с одинаковыми заслугами. Своего рода критерием справедливости в обмене для Аристотеля является его эквивалентность: если кто- то получает в результате обмена больше, чем имел, - он наживается, а если получает меньше, чем было первоначально, - терпит убытки. Нужно, чтобы никто не терпел убытка и не наживался. Иными словами, цена вещей, являющихся объектом договора, должна устанавливаться по взаимному согласию покупателя и продавца. Получается, что, если продавец (или покупатель) сам устанавливает цену на свой продукт, он делает это с целью обеспечить свою выгоду и такая цена не будет справедливой (как в случае с монополистом). Но тогда справедливой может быть лишь такая цена, которую участники обмена не могут изменить в свою пользу, - а это конкурентная рыночная цена. Конечно, Аристотель, не излагал проблему в таких терминах, но смысл его позиции заключается именно в этом.

Естественно, что экономика, где сложилось разделение труда, предполагает наличие не случайного обмена, а постоянной торговли, которая в свою очередь не может нормально развиваться на бартерной основе, без денег. Какова природа денег, в чем их роль в развитии хозяйства - вот еще одни из ключевых вопросов экономической науки. И здесь мы находим у Аристотеля все тот же нормативный подход, основанный на противопоставлении естественного и неестественного, присущего природе человека и противного ей.

Экономике, как естественной хозяйственной деятельности, связанной с управлением домашним хозяйством, Аристотель противопоставляет так называемую хрематистику (khrimatistike ), под которой он понимал искусство наживать состояние. Этот термин придумал сам Аристотель (он произвел его от слова chrema - имущество, владение). Экономика как сфера человеческой деятельности связана с необходимостью обеспечения разумного личного потребления и предполагает производство необходимых для жизни продуктов и обмен в тех пределах, которые позволяют получать человеку то, что ему нужно.

Хрематистика - это деятельность, направленная на увеличение богатства прежде всего в денежной форме. Посредническая торговля и особенно ростовщичество имеют своей целью не получение необходимых потребительских товаров, а деньги как таковые и их прирост, а у этой цели нет количественного предела. Такую деятельность Аристотель считает противоестественной и осуждает.

Обратимся к первоисточнику

«...В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности.

В основе этого направления лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни; и так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, которые служат к утолению этой жажды, также безгранично.... Поэтому с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег.... Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе».

Аристотель. Политика / Соч. Т. 4. С. 392-393,395.

Исходя из концепции экономики и хрематистики Аристотель подходит к пониманию сущности денег. Деньги, по его мнению, возникают как средство, облегчающее обмен товара на товар, деньги должны выполнять функции средства обращения и меры ценности. Однако он понимает, что деньги - это не просто знак, лишенный внутренней ценности. Деньги должны быть сделаны из материала, который сам по себе является благом. Иными словами, Аристотель исходит из товарной природы денег, но в результате деньги неизбежно становятся ценностью сами по себе, из средства они превращаются в цель, порождают в людях страсть к накоплению - хрематистику, которую Аристотель осуждал.

В целом, оценивая наследие великого древнегреческого философа, необходимо подчеркнуть, что Аристотель занимает особое место в истории экономических учений. «Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки».

  • Аристотель. Политика // Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 384.
  • Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 1. С. 69-70.
  • Аристотель. Никомахова этика // Соч. Т. 4. С. 156.
  • Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд.М.: Политиздат, 1985. С. 19.

Наиболее крупной фигурой среди представителей экономической мысли античного мира является ученик Платона – Аристотель (384–322 гг. до н. э.).

Он, как и названные выше два античных философа, был сторонником рабовладельческого общества и, как и они, разрабатывал проект идеального государства. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наемные работники и 5) военные. Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.

Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натурального хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель (вслед за Ксенофонтом) отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, – писал К. Маркс, – обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Экономические взгляды, теории, вклад в экономическую науку (Никола Орезм).

Французский ученый, крупнейший представитель средневековой экономической мысли. В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Орезму принадлежит одна из первых попыток обоснования металлической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Орем подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.

Экономические взгляды, теории, вклад в экономическую науку (Фома Аквинский).

Фома Аквинский – итальянский Епископ, один из виднейших мыслителей позднего Средневековья, оставивший значительное философское наследие.

Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым; и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в нравственном усовершенствовании. Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души.

Ф. Аквинский осуждал ростовщичество , называя его "постыдным ремеслом". Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости.

Собственность – естественное и необходимое условие человеческой жизни.

Частная собственность – основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле , хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента . Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными и что на этом основано общественное разделение труда, деление общества на сословия. «Как у пчел, – писал он, – одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных». Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского о справедливой цене.
Фома Аквинский утверждал, что справедливой может считаться только такая цена, которая отвечает 2-м требованиям:

1)обеспечивает эквивалентность обмена сообразно затратам

труда и расходам (т.е. издержкам);

2)обеспечивает участникам обмена «пропитание» в соответствии с их

социальным статусом, т.е. она должна обеспечить различный уровень

благосостояния крестьянину, католическому церковнослужителю и феодалу.

Кроме того, в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку

товара, а также страховку на случай возможных утрат товара.

В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.

Экономические взгляды, теории, вклад в экономическую науку (Меркантелисты).

Меркантилизм выражал прежде всего экономическую политику государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления.

Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами.

РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм первой трети XV – середины XVI в. получил название раннего меркантилизма. Его представителями были Стаффорд (Англия), Де Сантис, Г. Скаруффи (Италия).

Главное в раннем меркантилизме – обоснование политики, направленной на увеличение денежного богатства страны, поддержание активного денежного баланса и использование в этих целях запретительных мер. Так, в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а денежные суммы, вырученные иностранцами от продажи чего-либо в данной стране, запрещалось вывозить за границу.

Раннему меркантилизму было свойственно активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

Меркантилизм – первая теоретическая система, отражающая экономические отношения буржуазного общества на ранней ступени его развития. Система общественного разделения труда привела к тому, что натуральное хозяйство стало исчезать, товары производились для продажи, для удовлетворения потребностей рынка. Широкое распространение получили товарно-денежные отношения. Деньги пронизывают всю хозяйственную жизнь, создается впечатление, что они являются главной или даже единственной формой богатства, а накопление золота и серебра – главной задачей.

ПОЗДНИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм явился первой школой политической экономии и длительное время (с последней трети XV до конца XVII в.) занимал ведущее положение.

Поздний меркантилизм, возникновение которого обычно относят ко второй половине XVI в., имеет существенные отличия от раннего.

1. Поздний меркантилизм отказался от жестких требований раннего меркантилизма в отношении импорта товаров и вывоза денег. Если раньше вывоз золота и серебра рассматривался как крайне отрицательное явление и карался смертной казнью, то представитель зрелого меркантилизма – английский экономист Томас Мен (1571–1641) выступал против жесткой регламентации денежного обращения, был сторонником свободного вывоза денег, считая, что без такой свободы невозможно успешное развитие внешней торговли.

2. Для позднего меркантилизма характерно требование обеспечить активный торговый баланс на основе вывоза готовых изделий из своей страны, а также путем посреднической торговли. 3. Определяющей функцией денег поздними меркантилистами признается функция средства обращения.

4. Значительное место в политике, защищаемой поздними меркантилистами, занимало создание монопольных торговых компаний, а также развитие флота и мореплавания. Политика позднего меркантилизма включала и захват колоний.

5. Если раньше меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром как вещами, то поздние меркантилисты под богатством понимали избыток продуктов, т. е. наличие продуктов, превышающее потребности страны

6. Поздние меркантилисты отстаивали политику высокого налогообложения, что, по их мнению, позволяло аккумулировать в руках государства денежные средства, которые должны были использоваться для поддержания мануфактурного производства и в других целях.

Меркантилисты отстаивали активное вмешательство государства в экономику. Меркантилизм сыграл прогрессивную роль в истории экономической мысли; он был идеологической основой перехода к рыночной капиталистической экономике. Главные представители позднего меркантилизма: Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция).

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитиепроизводительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить безрабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководитьхозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматьсяфизическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридическисвободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они незнают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов исвободных объявляется вполне естественным. Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерностьв развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, бытьсвободным от физического труда, принимать активное участие вгосударственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так,чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних теломощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободныеже люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ,зато они пригодны для политической жизни». Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличениясоставляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения»,поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способныдолго и усердно трудиться. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихсяисследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место вего трудах занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Онисследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли,превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующейобразованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость,«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит фактобщественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловленоестественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизнипредметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользованиекаждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуютсяпо его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотельприводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать наноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и вдругом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и состальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Ондоказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами посебе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силунеобходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги».Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещивыражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг сдругом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал,что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражениестоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости,основа обмена. Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, которыйпреследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых дляжизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную наобогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её«хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главнаяцель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля посвоей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обменраспространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов ипокупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меноваяторговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретениемденег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, апоследняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистикапостроена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики ихрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первыйсмог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, иденьгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, нонеобходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первойнеобходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не можетбыть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками,достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силунеобходимости и государство не может обойтись без неё, в то же времянедопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, ноне абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам,

что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для

свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии

и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить

"средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних

распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя),

нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель

земледельца - прикован к своему участку, всегда занят

хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит

на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется

на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и

ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических

связей и разделения труда.

6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит

удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель

справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции.

"Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и

обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу,

потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же

является основой равенства товаров. Признается влияние редкости

"блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое

имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему

происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по

соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей

на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость

появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению

последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают

товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения

между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему

общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность

людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял

ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная

хозяйственная деятельность, связанная с производством

необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности -

разумное личное потребление человека. Хрематистика же является

искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние,

поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не

бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь

оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все,

занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои

капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие

хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,

чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах

главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал

довольно полную характеристику денег.