Экономический словарь. Фрахтование морских судов

Фрахтовый брокер – это посредник между судовладельцем и собственником груза. Он сводит стороны сделки, но сам не фигурирует в договоре. За услуги брокер получает вознаграждение в виде процента от суммы фрахта.

«Зачем прибегать к помощи посредника? Ведь можно самостоятельно найти судно» — так думают люди, которые не сталкивались ранее с водными грузоперевозками. Для оформления сделки нужно обладать профессиональными знаниями и контактами.

Что должен знать брокер

Чтобы зафрахтовать судно брокер должен изучить законодательство морских перевозок. Если речь идет о международных сделках, дополнительно требуются знания нормативных актов иностранных государств и межправительственных соглашений. Кроме того, такие сделки заключаются на английском языке. А значит, брокер должен владеть им в совершенстве.

Чтобы найти судно нужно знать условия судовых перевозок. Требуется гибкость и обширная база деловых контактов. Последняя поможет в организации комбинированных грузоперевозок, когда требуется судно «река-море».

Брокер должен следить за техническим прогрессом на морском транспорте. Важно знать конструкцию судов, возможность перевозки тех или иных грузов, специфику транспортировки различных категорий товара.

На плечи брокеров ложится калькуляция транспортных издержек. Владельцам груза посредники помогают зафрахтовать судно. Капитаны при помощи брокеров находят товар под имеющийся тоннаж.

Вот почему нужно обращаться к профессионалам. Посредник сэкономит время, нервы и возьмет на себя оргвопросы. Ценность услуг с лихвой оправдывает плату.

Услуги фрахтового брокера от Inter Marine Service

Наша компания выступит в качестве посредника в заключении фрахтовой сделки и поможет найти судно. Поиск ведется по трем составляющим:

— по типу судна (сухогрузы или наливные),

— по типу груза (зерно, стройматериалы),

— по направлению перевозки.

Комплексный подход к подбору тоннажа обеспечивает быстрый поиск судна. Мы помогаем в организации внутренних и международных морских, речных и комбинированных грузоперевозок. Во втором случае находим судно «река-море».

Обширные деловые связи охватывают порты акватории Черного, Азовского, Балтийского, Средиземного и других морей. В лице Inter Marine Service вы получите надежного посредника, который будет способствовать развитию торгового бизнеса. Свяжитесь с нами, чтобы узнать подробности сотрудничества. Звоните!

Брокеры и фрахтовщики должны уметь произвести калькуляцию транспортных издержек на предполагаемых направлениях международных грузопотоков, чтобы назвать идею фрахтовой ставки.  

ФРАХТОВЫЕ АГЕНТЫ - брокеры, специально назначаемые крупными импортерами или экспортерами, чтобы вести все переговоры о тоннаж е для перевозки их товаров.  

ФРАХТОВЫЕ БРОКЕРЫ - посредники между судовладельцами, подыскивающими грузы для своих судов, и фрахтователями, предъявляющими спрос на суда для перевозки своих грузов.  

Брокер - профессиональный деловой посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг, ценных бумаг , валют и других ценностей на фондовых и товарных биржах , валютных, страховых и фрахтовых рынках . Действует по поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение, но может также действовать от своего имени, хотя все равно за счет доверителя на основе заключенных с клиентом соглашений. Брокер ищет покупателя для продавца и продавца для покупателя. Через него проходят предложения, встречные предложения , но сам брокер не соприкасается с товаром. Брокер может выступать в качестве отдельного лица, фирмы или организации. Крупные брокерские фирмы и конторы  

Словарь состоит из статей расположенных в алфавитном порядке Словарная статья может содержать следующие элементы заглавный термин, набранный прописными буквами полужирным шрифтом (для некоторых терминов в скобках указана специфика применения) краткая форма заглавного термина (если она имеется), отделенная от него запятой, один или несколько синонимов заглавного термина (если они имеются), набранные строчными буквами и отделенные от заглавного термина запятой, английский эквивалент заглавного термина, помещенный в скобки (если у английского эквивалента имеется краткая форма, то она отделяется от полной формы запятой, при наличии нескольких английских эквивалентов заглавного термина они отделяются друг от друга точкой с запятой), толкование значения термина (если у заглавного термина имеется несколько значений то каждое из них имеет порядковый номер - арабская цифра со скобкой) Если в тексте статьи повторяется заглавный термин, то он приводится в сокращенной форме (по первым буквам составляющих его слов, например Логистические издержки - Ли) В статьях широко используется система отсылок Если в тексте статьи встречается термин, также поясняемый в словаре, то при первом упоминании он набирается курсивом Если для углубленного понимания какой-либо статьи требуется ознакомление с другим понятием, имеющим ассоциативные связи с толкуемым термином, то используется отсылка "См также" Отсылка от термина-синонима к основному термину имеет форму "См " Эта же отсылка используется, когда какой-либо редко применяемый или вспомогательный термин толкуется в более крупной словарной статье, например "Фрахтовый брокер - см Экспедитор" Кроме общепринятых ("и т д ", и "т п ", "т е " и др) используются специальные сокращения, установленные для данного издания Их список приводится в книге  

Большинство же таких фрахтовых сделок и грузовладельцы и владельцы судов заключают между собой через посредников - судовых брокеров. Каждый из них знаменит не своим капиталом (он почти всегда небольшой), а ноу-хау в виде сложного комплекса собранной информации , знаний, обширных деловых связей редко во всех, чаще в отдельных секциях мирового фрахтового рынка.  

Брокерский бизнес развит не только в Великобритании, но и во многих других странах. Нечто вроде клубов по профессиям имеется у брокеров в Гонконге, Нью-Йорке, Токио, Пирее, Гамбурге, Генуе, Осло, Шанхае (до революции также в Одессе). На них оформляется большинство фрахтовых сделок.  

Совфрахт сохранил в основном свою зарубежную корреспондентскую сеть и способен осуществить любую фрахтовую операцию для отечественных экспортеров и импортеров, несмотря на то, что в условиях современных рыночных отношений официально не является исключительным брокером в Российской Федерации.  

Переговорная практика в брокерском, агентском и экспедиторском мировом сообществе опирается на сложившиеся уже давно традиции и следует принципам соблюдения своего рода брокерской этики. Признанный в прошлом в СССР и известный в наше время в России фрахтовый брокер - Совфрахт всегда следовал этим как традициями, так и этике, что содействовало его известности и авторитету на фрахтовом рынке.  

Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев он заключается при помощи посредника или фрахтового брокера.  

Существуют различные категории брокеров биржевые , страховые, фрахтовые, валютные.  

Shipping 2000. Обеспечивает доступ к данным о фрахтовом рынке . С помощью электронной сети Shipping 2000 можно установить связь с 300 брокерами и судовладельцами по всему миру и заключить контракт фрахта.  

За свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанавливаемое торговым обычаем, вознафаждение. Размер этого вознафаждения при фрахтовых операциях составляет обычно 0,25% от суммы фрахта, демереджа и других платежей.  

Для успешного ведения фрахтовой работы фрахтовщик или брокер должен обладать глубокими и многофанными знаниями. Помимо широкого общего образования, фрахтовщикам необходим большой объем знаний по специальным техническим вопросам.  

Для того чтобы зафрахтовать или отфрахтовать судно на открытом фрахтовом рынке , судовладелец и фрахтователь должны дать соответствующее поручение брокеру, если переговоры осуществляются не непосредственно между самими заинтересованными предприятиями. Такое поручение может быть дано в устной форме, лично или по телефону с последующим подтверждением в письменной форме по телетайпу, или телеграфу, или письмом. Поручение дается также и в письменной форме. В этих случаях клиенты обычно прибегают к телеграфной и телетайпной связи.  

Фрахтовый брокер специализируется на сделках по отдельным видам услуг на фрахтовой бирже (фрахтование судов, купля-продажа судов, транспортно-экс-педиторские операции, агентирование). При этом специализация осуществляется также по типам судов, родам перевозимого груза, направлениям перевозки. Международное линейное судоходство обслуживают брокеры-аквизиторы, которые занимаются не только фрахтованием судов, но и выполняют обязанности экспедитора и судовых агентов , привлекая (аквизируя) товар для загрузки судов на линиях. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, регистрация, документальный учёт всех хозяйственных и финансовых операций , расходуемых средств и получаемых результатов экономической деятельности организаций (предприятий, учреждений, компаний, фирм) в денежной форме, проводимые по заданным правилам, с использованием установленных форм документов, специальных журналов и книг для учёта. В соответствии с современным законодательством любая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность , обязана вести бухгалтерский учёт доходов, расходов, имущественных ценностей и периодически фиксировать данные учёта в бухгалтерских книгах и отчётах, что позволяет анализировать и контролировать финансовое положение организации, результаты её работы, соблюдение правил и норм проведения экономических операций.  

БРОКЕР, куртье, маклер (broker) - посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на биржах, фрахтовых рынках и т п, действующий от имени и за счет принципала Б выступают "чистыми" посредниками, т к обычно не имеют в своем распоряжении товаров Вознаграждение Б (брокераж, куртаж) обычно представляет собой определенный процент от реализованных с его помощью товаров, ценных бумаг , разл услуг, может также выплачивается в виде фиксированной суммы См также Агент, Экспедитор, Транспортный брокер  

СОВФРАХТ (Sovfra ht) - орг-ция, выполняющая ф-ции фрахтового брокера и генерального агента рос судовладельцев в области обслуживания их судов в иностранных портах Создана в 1929 г как всесоюзное внешнеторговое об-ние В 1930- 50-х гг С осуществлял в оси брокерские ф-ции, с 1960-х гг активно осуществлял фрахтование трампового тоннажа сов су-  

Фрахтовый брокер (будем его так называть для удобства вместо shipbroker , хотя freight broker в переводе на русский означает в принципе экспедитор) обычно не ссылается на правовые основы агентского договора , а подчеркивает свою независимость, готовность даже работать одновремен-   и виды на перспективу экспедитор получает от фрахтового брокера, с которым у него сложились традиционные личные деловые отношения (в Москве - это Совфрахт, в Лондоне - Морлайн. в Хельсинки - Крогиус Труп, в Гамбурге - Совчарт и др.).  суммы сделки , а при заключении ее на более выгодных для клиента условиях он может получить оговоренную часть сэкономленной суммы.  

Специализируется на сделках по отдельным видам услуг на фрахтовой бирже (фрахтование судов, купля-продажа судов, транспортно-экспедиторские операции, агентирование). При этом специализация осуществляется также по типам судов, родам переводимого груза, направлениям перевозки. Международное линейное судоходство обслуживают брокеры-аквизиторы, которые занимаются не только фрахтованием судов, но и выполняют обязанности экспедитора и судовых агентов , привлекая (аквизируя) товар для загрузки судов на линиях.  

Брокерская деятельность в качестве профессионального занятия сложилась к концу прошлого столетия. К этому време­ни развитие международной торговли достигло такого уровня, когда владельцам грузов и перевозчикам оказалось не под силу самим следить за непрерывными конъюнктурными колебаниями на мировом фрахтовом рынке и организовывать доставку грузов по назначению. Поэтому в сложившейся системе взаимоотноше­ний "грузовладелец-судовладелец" возникла потребность в свя­зывающем звене - брокерах - специальных посредниках, рас­полагающих информацией о наличии и характере грузов, разме­рах фрахтовых ставок, предложениях по отфрахтованию судов и обеспечивающих стыковку интересов двух сторон. Кроме того, на фрахтовом рынке действуют десятки тысяч субъектов в каче­стве судовладельцев и грузовладельцев (фрахтователей), кото­рые отдалены друг от друга, и порой весьма значительно, то есть не имеют возможности регулярного общения, досконально не знают друг друга. Ко всему прочему, географическое грузовое разнообразие фрахтовых сделок, их многочисленность, быстро­та заключения и выполнения - не дают возможности сторонам присмотреться, изучить друг друга даже в ходе исполнения сдел­ки. Отсюда, такая специфика открывает широкие возможности для всякого рода мошенничества, которое дорого обходится по­терпевшим. В этих условиях и фрахтователь и судовладелец не могут самостоятельно отыскать друг друга для заключения сдел­ки. Поэтому каждый обращается к своему брокеру, имеющему широко налаженные деловые связи, который помогает найти для своего принципала (судовладельца или грузовладельца) подходящего контрагента, партнера. При этом, и это принципиально важно, брокеры выступают друг перед другом и, соответствен­но, перед партнерами по сделке, как гаранты деловой добропо­рядочности партнеров и их финансовой состоятельности. Не­соблюдение этих гарантий подрывает деловую репутацию бро­керской фирмы. Поэтому изучение принципалов составляет важ­ный элемент брокерской работы и является залогом ее успеха в обстановке постоянного риска.

Основными видами брокерской деятельности в торговом мореплавании являются: фрахтование и купля-продажа судов. Брокерские фирмы, занимающиеся фрахтованием судов, обычно специализирую-тся на трамповом и линейном судоходстве по от­дельным направлениям или даже видам грузов (типам судов). Однако такое деление условно и отражает только основную спе­циализацию данной фирмы и, соответственно, брокера.

По сфере деятельности различают:

фрахтовый брокер (Chartering Broker), выступающий в качестве посредника между судовладельцем и фрахтова­телем в трамповом судоходстве при заключении договора на перевозку груза морским судном;

брокер-аквизитор (Acquirer), который помимо прочих бро­керских функций выполняет привлечение (аквизацию) но­вых грузов и грузоотправителей для загрузки судов в ли­нейном судоходстве;

Однако, чаще всего, посредничеством занимаются универ­сальные брокерские фирмы, работающие на многих направле­ниях и выполняющие все виды брокерской деятельности

В зависимости от того, чьи интересы представляет брокер, их различают:

Брокер судовладельца (Shipowner"s Broker);

Брокер фрахтователя (Charterer"s Broker).

Традиционные обязанности брокера при фрахтовании су­дов многообразны, но все они подчинены одной цели: добивать­ся наиболее приемлемых для своего принципала условий.

Принципал-судовладелец заинтересован, чтобы суда рабо­тали с максимальным тайм-чартерным эквивалентом (финансо­вым результатом рейса), без простоев в ожидании очередного рейса, чтобы фрахтователи своевременно оплачивали фрахт и другие платежи, причитающиеся судну, то есть в получении максимальной оплаты за минимум услуг.

Принципал-фрахтователь требует от своего брокера, чтобы груз вывозился в соответствии со сроками, которые предусмот­рены контрактом купли-продажи, чтобы у него не возникали экстрарасходы: за хранение груза в порту после истечения льгот­ного периода; за экстрастраховку груза из-за использования суд­на в возрасте свыше 20 лет; за оплату демереджа или мертвого фрахта судовладельцу, то есть получения максимума услуг за минимальную оплату.

Работа на фрахтовом рынке, как комплекс операций по фрахтованию судов, включает выполнение ряда последователь­ных этапов:

Оценка фрахтового рынка. Брокер получает от принци­пала два вида поручений: на котировку рынка (изучение состоя­ния рынка) и на заключение сделки. Котировка рынка обычно запрашивается за 3-5 недель вперед.

Принципал-фрахтователь (грузовладелец) запрашивает котировку рынка относительно фрахтовых ставок и условий пере­возки определенного груза на конкретную страну или несколько стран (рендж) перед подписанием внешнеторгового контракта или желая выбрать оптимальный вариант транспортировки.

Принципал-судовладелец запрашивает котировку с целью определения возможности, а также эффективности отфрахтования своего судна после завершения текущего рейса, тайм-чартера или ремонта. Для этого указывает какие грузы и на каких направлени­ях его могут заинтересовать и приводит характеристики судна (гру­зоподъемность, грузовместимость, число палуб, возраст и т.п.).

Информация по котировке рынка (если это не развернутое исследование или регулярное обслуживание) не оплачивается, но глубокая и всесторонняя справка может стать основной для после­дующего фрахтового ордера или даже рамочного соглашения (Framework Agreement) - документа, определяющего принципи­альную договоренность сторон о формах, направлениях и усло­виях сотрудничества, в развитии которого впоследствии заклю­чаются контракты.

Котировка рынка базируется на собственном опыте бро­керской компании, информации, полученной ею от компаний-партнеров, а по крупным международным направлениям перево­зок - из публикаций в специальных справочных изданиях и в Интернете.

Определение идеи фрахтовой ставки. Знание общей си­туации рынка, наличие информации о текущих фрахтовых став­ках и условиях перевозки на соответствующих грузонаправлениях, с учетом скорости судна, норм грузовых работ - позволяют ориентировочно рассчитать рыночную фрахтовую ставку для любого интересующего направления перевозки, груза и размера судна на базе другого, наиболее близкого базисного направле­ния перевозок..

В практике чаще применяется расчет величины фрахтовой ставки с использованием определения транспортных расходов морской перевозки груза методом тайм-чартерного эквивален­та, ТЧЭ (Time-charter Equivalent)

Как правило, предварительную калькуляцию идеи фрахто­вой ставки приходится делать в условиях ограниченного време­ни с тем, чтобы успеть принять правильное решение и не упус­тить выгодное предложение. С этой целью используются совре­менные программные обеспечения, позволяющие выполнить необходимые расчеты на компьютере. Необходимо отметить, что формирование идеи фрахтовой ставки должен уметь делать не только судовладелец и его брокер, но и другие участники, кото­рые имеют отношение к морской перевозке грузов (фрахтовате­ли, агенты и т.п.).

Поручение на фрахтование. Желая зафрахтовать судно, фрахтователь выдает своему брокеру поручение на фрахтование - фрахтовый ордер.

Фрахтовой ордер (Chartering Order) - поручение брокеру на выполнение фрахтовых операций для заключения сделки по фрах­тованию судна на изложенных в ордере сведениях и условиях.

Фрахтовый ордер фрахтователя содержит: название и ко­личество груза, его транспортные характеристики, размер мард-жина; является ли данная отправка разовой или частью долго­срочного контракта; порты погрузки и выгрузки; дата готовнос­ти груза к погрузке; нормы грузовых работ; кто назначает стиви­дора и за чей счет оплачиваются грузовые работы; идея фрахто­вой ставки и условия оплаты фрахта; особые требования к суд­ну (возраст, наличие грузовых средств и др.); проформа чарте­ра, на базе которой желательно заключение сделки.

В свою очередь, судовладелец, подыскивая груз для загруз­ки судна, выдает своему брокеру фрахтовое поручение, которое содержит: наименование судна, его технико-эксплуатационные характеристики, флаг и возраст судна (для судов старше 20 лет - срок действия документов Регистра); порт или район осво­бождения судна для предполагаемого рейса; дата освобождения судна; перечень нежелательных грузов и направлений перево­зок (например, рейсы через Суэцкий канал; металлолом, уголь).

По срокам подачи судна под погрузку различают три вида фрахтовых ордеров:

1) нормальная позиция, когда ордер выдан на 2-3 недели до установленного срока подачи судна под погрузку (даты Laydays);

2) промптовая позиция (Prompt), когда ордер выдан за 3-7 дней до даты Laydays, то есть чартер должен быть заключен с условием срочной готовности судна к погрузке;

3) спот-промптовая позиция (Spot-prompt), когда судно или груз нужны немедленно, то есть чартер должен быть зак­лючен с условием немедленной (сверхсрочной) готовности суд­на к погрузке.

Очевидно, что, только если ордер выдан в нормальной по­зиции, брокер имеет достаточно времени для тщательной подго­товки сделки, выбора партнера, для так называемого уторговывания фрахтовой ставки. Это особенно важно, если конъюнк­тура рынка неблагоприятна для принципала (судовладельца или фрахтователя).

С другой стороны, если предложение судов превышает спрос и фрахтовые ставки снижаются, то фрахтователь может при­нять решение выходить на рынок в промптовой позиции. Анало­гичную тактику будет проводить и судовладелец - если спрос на судна и фрахтовые ставки имеют тенденцию к росту.

Выход на фрахтовый рынок. Получив фрахтовый ордер, брокер приступает к фрахтованию судна. Эту работу условно можно разбить на три части:

1) подготовка переговоров - Prefixing;

2) ведение переговоров - Fixing;

3) оформление и контроль выполнения сделки - Postfixing. При подготовке к переговорам брокер вступает в контакт со своими контрагентами, с которыми он поддерживает деловые отношения, информируя через них фрахтовый рынок о наличии груза, для которого требуется судно. Со своей стороны, судовла­дельцы также предоставляют своим брокерам информацию о своих судах, которая аналогичным образом попадает на рынок.

Информация рынка о грузе для перевозки или судне, тре­бующем загрузки, котировка груза или судна называется выхо­дом на фрахтовый рынок. При наличии на фрахтовом рынке свободного тоннажа котировка груза обычно вызывает приток предложений судов. Под один груз может предлагаться несколь­ко судов от разных брокеров. Полученные предложения должны быть подвергнуты тщательному анализу.

Обмен офертами. После того как приняты во внимание все соображения технического и коммерческого характера каса­тельно предстоящей сделки и выбор сделан, начинается вторая часть фрахтовой работы - ведение переговоров, то есть работа по сближению позиций фрахтователя и судовладельца по усло­виям сделки.

Предложение каждому из возможных партнеров может быть осуществлено в виде:

Твердой оферты;

Условной оферты.

Твердая оферта (Firm Offer) - это обязательство с твердым предложением (от лат. Offero - предлагаю) заключить сделку на предлагаемых условиях. Она действительна в течение строго оп­ределенного времени, которое в ней же и указано. Если партнер, получивший твердую оферту, акцептовал ее, то есть согласился с изложенными в ней условиями и сообщил о своем акцепте в тече­ние времени ее действия, сделка считается заключенной. Про­пуск времени или несогласие с любым из условий оферты осво­бождает от обязательств по оферте сторону, давшую оферту.

Брокерская этика требует, чтобы по каждой сделке было направлено только одно твердое предложение, в котором брокер сообщает всю информацию о планируемой перевозке, которую он получил от принципала во фрахтовом ордере и по дополни­тельному запросу, и, кроме того, указывает размер брокерской и адресной комиссии.

Если твердую оферту дает брокер судовладельца, то ее следу­ет понимать как предложение судна под груз, если это твердая оферта брокера фрахтователя, то это означает предложение груза для судна независимо от последовательности изложения условий.

Но акцепт первой оферты, полученной от брокера, имею­щего твердые полномочия от своих принципалов - случай редкий во фрахтовой практике. Обычно сторона, получившая такую оферту, выставляет свои встречные условия. Делается это од­ним из двух вариантов в зависимости от обстоятельств:

1) если полученная твердая оферта коренным образом про­тиворечит условиям, к которым стремится другая сторо­на, ее отклоняют и при наличии интереса к сделке делают новую твердую оферту на своих условиях, то есть предла­гают другую основу для дальнейшей работы;

2) если структура твердой оферты приемлема, а расхождения имеют, главным образом, количественный характер (непри­емлемо количество груза или размер марджина, норм грузо­вых работ, фрахтовой ставки, демереджа и т.п.), то есть она поддается согласованию, то получившая ее сторона может взять ее за основу для продолжения работы, направив в ответ контрпредложение - так называемую контроферту (Counteroffer или кратко Counter) следующего содержания: "акцептуем (принимаем условия) Вашу оферту со следую­щими изменениями...". Далее следует перечень изменений. Действие контроферты, как и действие оферты, ограничива­ется указанным в контроферте сроком. Сторона, сделавшая контроферту, связана в течение срока ее действия и такой цикл может повторяться несколько раз.

В результате обмена офертами и контрофертами стороны или сближают условия до компромисса и заключают сделку или расходятся, будучи не в состоянии достигнуть согласия.

Условные оферты (Subject Offers) - применяются, когда судовладелец одновременно ведет переговоры с несколькими фрахтователями или фрахтователь одновременно ведет перего­воры о фрахтовании судна под свой груз с несколькими судовла­дельцами. Предложение делается с условием, что оно будет дей­ствительно в том случае, если к моменту получения положи­тельного ответа судно еще не будет зафрахтовано (Subject. Open - если буду свободен) или, если фрахтователь не зафрахтует другое судно под данный груз.

Условные оферты встречаются в практике довольно часто, так как судовладельцы для ускорения фрахтования судна и обес­печения наиболее выгодных условий фрахтовой сделки нередко через своих брокеров ведут переговоры одновременно с несколь­кими фрахтователями. Так же поступают часто и фрахтователи. Каждая из сторон на любой стадии может отказаться от дальнейших переговоров. Однако брокерская этика требует зая­вить об этом партнеру и указать, какие из его условий являются неприемлемыми. В этом случае партнер может повторить свое предложение, заменив в нем соответствующее условие. В слу­чае положительного результата переговоров та сторона, кото­рая принимает (акцептует) последнее предложение партнера полностью, без каких-либо изменений, должна известить его об этом, например, следующим образом "Charterer"s confirm the Fixture". Хорошая брокерская практика рекомендует, чтобы парт­нер со своей стороны подтвердил это, ответив "Reconfirm". Пос­ле такого ответа переговоры фактически закончены, и судно "зафиксовано" за данной перевозкой.

6. Заключение сделки. Это последний этап переговорного процесса и заключается в том, что фрахтователь или его брокер должны в минимальный срок составить резюме по достигнутым договоренностям и направить его судовладельцу (его брокеру) - Fixture Recapitulation (то есть "зафиксировано без права измене­ний"), включив в него все условия, которые были согласованы в процессе переговоров. Если при этом были внесены дополнитель­ные, отсутствующие в проформе чартера условия, то они включаются в Addendum к чартеру. После письменного подтверждения обеими сторонами резюме (Recapitulation, крат­ко - Recap) и дополнения к договору (Addendum) - сделка счи­тается совершенной (Fixed).

Past Fixing - это особый комплекс операций, который вы­полняют брокеры после заключения сделки. Брокер фрахтовате­ля в полном соответствии с Recap подготавливает Charter-party и Addendum к нему; подписывает два оригинала чартера у обоих партнеров. При наличии доверенности каждый из брокеров мо­жет подписать чартер от имени своего принципала.

Вопросы для самоконтроля.

    Назовите основные обязанности брокера.

    Какие цели ставит своему брокеру судовладелец и какие - фрахтователь?

    Что понимается под фрахтованием судна?

    Из каких этапов складывается работа брокера на фрахтовом рынке по осуществлению заключения чартера?

    Совокупность каких факторов учитывается при назначении фрахтовой ставки?

    По какой схеме производится заключение чартера?

    Что такое фрахтовый ордер, оферта, контроферта, акцепт?

    Какой комплекс операций выполняет брокер после заключе­ния сделки?

    Назовите по каким признакам структуризован мировой фрах­товый рынок.

    Из каких географических секций состоит фрахтовый рынок?

    Какие факторы влияют на состояние мирового фрахтового рынка?

    Что такое конъюнктура фрахтового рынка?

    Почему цены морской перевозки грузов являются важнейшей функцией фрахтового рынка?

    В чем заключаются принципиальные различия между фрахто­вой и тарифной ставками?

Лекция 3. Агентирование судов. Учет времени нахождения судна в порту.

План лекции

    Понятие об агентировании судов.

    Основные права и обязанности агента.

    Работа агента по обслуживанию судов.

    Сталийное время и его учет.

Основные теоретические положения

    Понят ие об агент ировании суд ов .

При выполнении договора морской перевозки груза необхо­димо осуществлять целый ряд операций организационного, тех­нического и коммерческого характера, которые в каждом порту выполняются агентскими и экспедиторскими компаниями. Аген­тское обслуживание (агентирование) судов основывается на со­ответствующих договорах.

Агентирование судов (Ship"s Agency Service) - это выпол­нение агентом по договору с принципалом, являющимся судо­владельцем или фрахтователем судна, обслуживания судов в порту, а также действий по представлению и защите интересов принципала в порту.

Агентирование судов сводится, в основном, к выполнению трех групп услуг, а именно:

1) оформлению судна в порту - кларированию;

2) техническому обслуживанию и снабжению судна;

3) коммерческим услугам.

Выполнением перечисленных услуг занимается судовой (морской) агент (Ship"s Agent; Marine Agent) - представитель и помощник судовладельца (капитана), выступающий от его имени и за его счет в соответствии с полномочиями, основанными на договоре или законе.

В зависимости от стороны, номинировавшей агента:

агент судовладельца (Owner"s Agent) - выполняет от име­ни и по поручению судовладельца определенные функции в отношении судна, а также контролирует выполнение гру­зоотправителями или грузополучателями их обязательств в соответствии с условиями договора перевозки, коммерчес­кими правилами или местной практикой портов;

агент фрахтователя (Charterer"s Agent) - назначается по условиям чартера грузоотправителем или грузополуча­телем, но действует от имени и по поручению перевозчи­ка (страховщика). Обязан защищать интересы судовла­дельца, который выплачивает ему агентское вознагражде­ние за предоставленные услуги.

При обслуживании судна агентом фрахтователя судовладе­лец не всегда может полностью полагаться на его рекоменда­ции, так как такой агент является служащим противной сторо­ны. С учетом этого в международной практике сохранилась прак­тика назначения судовладельцем - протектинг агента.

протектинг агент (Protecting Agent) - договорной агент судовладельца в данном порту, выполняющий функции до­верительной защиты интересов судовладельца, к которо­му капитан судна, обслуживаемого агентом фрахтователя, может обратиться за рекомендациями и помощью по спор­ным вопросам. Его услуги оплачиваются в размере 50% от базисной ставки.

линейный агент (Liner Agent). В линейном судоходстве функции агента несколько шире, поэтому он имеет свое название и, помимо обычного обслуживания, выполняет ряд дополнительных функций: объявляет расписание ли­ний; рассылает по запросам грузовладельцев тарифы ли­нии; выполняет котировку ставок; букирование грузов на линии; заключает контракты со стивидорными; тальманскими, складскими и сюрвейерскими компаниями; органи­зует обработку судов в пределах расписания линии; орга­низует перевалку груза по сквозному или мультимодальному коносаменту; оформляет грузовую документацию и претензии по грузам; оказывает помощь судовладельцу по связи с линейной конференцией;

судовой агент (Ship"s Agent) - имеет дело с трамповыми судами и является доверительным лицом, которое осуще­ствляет обслуживание судов, представляет и защищает интересы судовладельца в определенном порту. Обычные его обязанности включают в себя: извещение грузоотпра­вителей и соответствующих государственных служб и ор­ганов о времени прибытия судна; представление капита­ну судна достоверной информации о порте и действующих в нем правилах и обычаях; осуществление всякого рода формальностей, связанных с заходом судна в порт, стоян­кой и обслуживанием его в порту, включая оплату судо­вых сборов; организацию снабжения судна топливом, во­дой, продовольствием и другими материалами; обеспече­ние проведения погрузочно-разгрузочных работ и расче­тов по ним; своевременное оформление грузовой и судо­вой документации; обеспечение культурного и медицинс­кого обслуживания экипажа; оформление и регулирова­ние претензий; оформление отчетной денежной докумен­тации; регулирование всех вопросов между капитаном, грузовладельцами и портовыми властями; обеспечение за­щиты интересов судовладельца и т.д.

Фрахтование судна - это поиск необходимого тоннажа (судна или места на судне) для перевозки груза с последующим заключением с судовладельцем договора морской перевозки. Другими словами можно сказать, что фрахтование есть соглашение о найме судна для выполнения определенной перевозки (рейса) или наем судна на определенный период времени.

В случае, когда судовладелец ищет груз и заключает договор на его перевозку, называется отфрахтованием судна. На практике, в обоих случаях принято применять единый термин: «фрахтование».

Покупатель, продавец, отправитель груза, который фрахтует тоннаж (судно) называется фрахтователем. Судовладелец, предоставляющий тоннаж (судно) для морской перевозки грузов - фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузополучателю, а фрахтователь обязуется уплатить за это определенную плату (фрахт).

Можно сказать иначе: договор морской перевозки - это соглашение, по которому одна сторона (судоходная компания, судовладелец, перевозчик, фрахтовщик) принимает на себя обязательство произвести перевозку грузов из одного порта в другой, а другая сторона (фрахтователь, грузовладелец) обязуется уплатить за это установленную плату (фрахт).

Фрахтование обычно производит специальный посредник - фрахтовый брокер. В качестве посредника могут выступать специальные организации - брокерские фирмы или отдельные лица. Фрахтовый брокер - это высокопрофессиональный специалист, обладающий большим опытом и специальными знаниями. Он должен быть хорошо информирован о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, спросе и предложении на тоннаж, различных грузопотоках.

Брокеры фрахтового рынка пользуются различными сведениями, бюллетенями и прочими изданиями крупнейших мировых фрахтовых бирж и брокерских контор. Многие брокеры обладают обширными контактами в области морских перевозок, и нередко личные связи брокера позволяют в кратчайший срок найти необходимый тоннаж под перевозку.

Судовладелец, имеющий свободный тоннаж (судно или суда), обращается к фрахтовому брокеру с предложением найти на рынке груз, который подходит для перевозки на условиях судовладельца (как правило, чаще всего это относится к морским перевозкам контейнеров). Предложение, с которым фрахтовый брокер выходит на рынок от имени судовладельца называется офертой. Бывают твердые и условные предложения.

Таким же образом грузовладелец (фрахтователь) выступает на фрахтовом рынке через фрахтового брокера с предложением найти судно, отвечающее условиям перевозки данного груза. Поручение фрахтователя, выданное в письменном виде своему брокеру о поиске и зафрахтовании тоннажа (судна) для перевозки груза, называется фрахтовым ордером. Фрахтовые ордера бывают: обычные (фрахтовая сделка может быть заключена в течение 20–30 дней), срочные и сверхсрочные.

Фрахтовый рынок подразделяется по форме организации перевозок на рынок трампового и линейного тоннажа, по типам судов - на рынок сухогрузного и танкерного тоннажа, по роду груза - на рынок лесного, зернового, рефрижераторного тоннажа и т.д., а также по направлениям перевозок по географическим областям.

Весь объем фрахтового рынка определяется количеством фрахтовых сделок, а его конъюнктура - соотношением между предложением тоннажа и предложением грузов, т.е. спросом на тоннаж. Это соотношение подвержено резким колебаниям в силу различных объективных и субъективных причин: спад или увеличение объема перевозок, уменьшение или увеличение стоимости топлива и т.д.

Для оценки транспортного рынка и величин изменения цен используются фрахтовые индексы. С их помощью возможен подробный анализ изменения фрахтовых ставок на мировом рынке, а также ставок фрахта на определенные виды грузов или конкретных секторов фрахтового рынка. Индексы и информацию по заключенным сделкам и фрахтовым ставкам публикуют многие известные издания.

Заключение чартеров представляет собой сложный процесс переговоров между судовладельцем и фрахтователем, т.к. им предстоит согласование множества условий договора морской перевозки. Фрахтовые сделки заключаются между сторонами, которые находятся в разных уголках планеты, и благодаря современным средствам коммуникаций эта задача значительно упрощается.

В мировой практике фрахтования были выработаны типовые (стандартные) проформы чартеров, применительно к основным видам перевозимых грузов. Условия проформы чартера отражают правила перевозки грузов морским транспортом и специфические особенности таких перевозок.

Разработку чартеров проводили крупнейшие международные фрахтовые и судоходные организации, которые по возможности попытались учесть все спорные вопросы, возникающие при морем.

Основные виды чартеров:

  • Рейсовый чартер (Voyage charter) - судно фрахтуется на определенный рейс. Судно может также быть зафрахтовано на круговой рейс, т.е. в порт назначения и обратно. Такой фрахт наиболее выгоден судовладельцу, поскольку он обеспечивает загрузку судна в обратном направлении и исключает порожний рейс (переход в балласте). Рейсовый чартер дает фрахтователю право на перевозку своего груза на конкретном судне. В этом случае право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Тайм-чартер (Time Charter) - это договор фрахтования судна на время. В этом случае судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или других целей морского плавания. Судно передается в тайм-чартер в мореходном состоянии, снаряженным, с укомплектованным экипажем. Но право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Бэрбоут-чартер (Bareboat charter) - разновидность договора фрахтования судна на время. Отличается от тайм-чартера тем, что фрахтователь нанимает экипаж и принимает на себя все расходы по содержанию судна, в том числе и расходы по оплате экипажа. В этом случае капитан и команда судна состоят на службе у фрахтователя. Таким образом, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, стоимость фрахта, наименование места погрузки судна, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком (судовладельцем, фрахтовщиком) и фрахтователем (грузовладельцем) или их представителями.

При фрахтовании нередко возникает вопрос о распределении расходов между судовладельцем и фрахтователем по погрузке и разгрузке судов (оплата стивидорных работ). Эти расходы обычно находятся в пределах 10–30% от конечной стоимости транспортной составляющей при перевозке груза морским транспортом. Поэтому при заключении договора морской перевозки заранее оговаривается, кто из сторон будет нести эти расходы. Вот некоторые наиболее употребляемые термины:

  • фри ин (free in) - судовладелец свободен от расходов по погрузке груза на судно. При заключении договора перевозки с таким условием расходы по погрузке берет на себя фрахтователь;
  • фри аут (free out) - судовладелец свободен от расходов по выгрузке груза;
  • фио (free in and out) - судовладелец по договору перевозки с фрахтователем свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза;
  • фиос (free in and out, stowed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке и укладке груза в трюме. Эта формулировка указывает, за чей счет будут выполняться так называемые трюмные работы (укладка груза, если груз тарно-штучный и штивка (разравнивание), если груз навалочный или насыпной ;
  • фиост (free in and out, stowed and trimmed) - судовладелец полностью свободен от расходов по погрузке, укладке, штивке и выгрузки груза. Оплачивает эти работы грузоотправитель (фрахтователь).

Значение ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР в Однотомном большом юридическом словаре

ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР

Брокер, выступающий посредником между судовладельцем и фрахтователем при заключении договора комиссии. право брокера на получение комиссии и ее размер оговариваются в чартере.

Однотомный большой юридический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР
    - брокер, выступающий посредником между судовладельцем и фрахтователем при заключении договора комиссии. Право брокера на получение комиссии и ее размер …
  • БРОКЕР
    ФРАХТОВЫЙ - см ФРАХТОВЫЙ …
  • БРОКЕР
    (англ. broker) - посредник на рынке ценных бумаг (фондовой бирже) или на товарной бирже, выполняющий функции по купле-продаже ценных …
  • БРОКЕР в Словаре финансовых терминов:
    отдельное лицо или фирма, занимающиеся посредничеством при заключении сделок на фондовой, товарной и валютной биржах. БРОКЕРЫ заключают сделки, как правило, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    РЫНОК - рынок, на котором совершаются сделки по фрахтованию и отфрахтованию тоннажа. Денежным выражением услуг на Ф.р. является цена перевозки, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ОРДЕР - поручение на фрахтование тоннажа, выдаваемого фрахтователем своему брокеру. Фрахтовый ордер содержит все сведения, необходимые для заключения …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    КОНТРАКТ - контракт, по которому фрахтователь получает в свое распоряжение судно для перевозки грузов по определенному маршруту или на определенный …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    БРОКЕР - брокер, выступающий посредником между судовладельцем и фрахтователем при заключении договора фрахтования. Право брокера на получение комиссии и ее …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННЫЙ - см. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    СТРАХОВОЙ - см. СТРАХОВОЙ …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ИНВЕСТИЦИОННЫЙ - см ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БРОКЕР …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ДИСКОНТНЫЙ - см ДИСКОНТНЫЙ БРОКЕР …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ВЕКСЕЛЬНЫЙ - см БИЛЛЬ -БРОКЕР, ВЕКСЕЛЬНЫЙ …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    БИРЖЕВОЙ - см БИРЖЕВОЙ …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    (англ broker) - 1) в широком смысле - посредник, содействующий совершению различных сделок (коммерческих, |федит-ных, страховых, фрахтовых и т.д.) между …
  • БРОКЕР
    (англ. broker), посредник при заключении различных сделок; см. также Посредничество биржевое …
  • БРОКЕР в Современном энциклопедическом словаре:
    (английское единственное число broker) (маклер), посредник (отдельного лица или фирмы) при заключении сделок между покупателями и продавцами. Действует по поручению …
  • БРОКЕР
    [от английского broker маклер] посредник между покупателем и продавцом, страховщиком и страхователем, судовладельцем и фрахтователем, обычно одновременно кредитирующии иностранного поставщика, …
  • БРОКЕР в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг. Брокерский - относящийся к …
  • БРОКЕР в Энциклопедическом словаре:
    БРOKEP, -a, м. Агент, посредничающий при купле-продаже ценных бумаг, товаров. Биржевой б. * Страховой брокер (спец.) - компания или отдельное …
  • БРОКЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́ОКЕР (англ., ед. ч. broker), посредник (отд. лица или фирмы) при заключении сделок между покупателями и продавцами. Действует по поручению …
  • ФРАХТОВЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фрахто"вый, фрахто"вая, фрахто"вое, фрахто"вые, фрахто"вого, фрахто"вой, фрахто"вого, фрахто"вых, фрахто"вому, фрахто"вой, фрахто"вому, фрахто"вым, фрахто"вый, фрахто"вую, фрахто"вое, фрахто"вые, фрахто"вого, фрахто"вую, фрахто"вое, фрахто"вых, …
  • БРОКЕР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • БРОКЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (англ. broker) посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг (напр. , фрахтование судов, страхование, …
  • БРОКЕР в Словаре иностранных выражений:
    [англ. broker] посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг (напр., фрахтование судов, страхование, торговля пушниной и …
  • БРОКЕР в словаре Синонимов русского языка:
    авиаброкер, агент, билль-брокер, биржевик, …
  • ФРАХТОВЫЙ
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: фрахт, связанный с ним. 2) Свойственный фрахту, характерный для …
  • БРОКЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Посредник (лицо или фирма) при заключении различных сделок, действующий по поручению и за счет …
  • БРОКЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    бр`окер, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • БРОКЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    брокер, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Орфографическом словаре.
  • БРОКЕР в Орфографическом словаре:
    бр`окер, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фрахтовая, фрахтовое (мор. торг.). Прил. к фрахт; грузовой. Фрахтовый договор заключает фрахтователь с …
  • ФРАХТОВЫЙ
    фрахтовый прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: фрахт, связанный с ним. 2) Свойственный фрахту, характерный для …
  • БРОКЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    брокер м. Посредник (лицо или фирма) при заключении различных сделок, действующий по поручению и за счет …
  • ФРАХТОВЫЙ
  • БРОКЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Посредник - лицо или фирма - при заключении различных сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг, …
  • ФРАХТОВЫЙ
    прил. 1. соотн. с сущ. фрахт, связанный с ним 2. Свойственный фрахту, характерный для …
  • БРОКЕР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Посредник - лицо или фирма - при заключении сделок по купле-продаже товаров, ценных бумаг и т.п., действующий по поручению …
  • БУТЫЛКИ;"ПИТЕР БРОКЕР" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Питер Брокер из Геештахта, Германия, является владельцем коллекции из 8131 неповторяющихся бутылок с пивом из 110 стран …
  • ФРАХТОВЫЙ ОРДЕР в Однотомном большом юридическом словаре:
    - поручение на фрахтование тоннажа, выдаваемого фрахтователем своему брокеру. ф.о. содержит все сведения, необходимые для заключения …
  • БРОКЕР ФРАХТОВЫЙ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - см. фрахтовый брокер …
  • ФРАХТОВЫЙ ОРДЕР в Большом юридическом словаре:
    - поручение на фрахтование тоннажа, выдаваемого фрахтователем своему брокеру. Ф.о. содержит все сведения, необходимые для заключения …
  • БРОКЕР ФРАХТОВЫЙ в Большом юридическом словаре:
    - см. Фрахтовый брокер …
  • ФРАХТОВЫЙ РЫНОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    рынок (англ. freight market), сфера международной торговли услугами морского транспорта по перемещению грузов и пассажиров. Эти услуги выступают в различных …
  • ФРАХТОВЫЙ ДОГОВОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет предметом отдачу в наем в виде промысла, с целью извлечь выгоду, морского судна для перевозки товаров или грузов. Судно …
  • ФРАХТОВАЯ БИРЖА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - постоянно действующий рынок фрахтуемых судов; организуется по региональному, международному, товарному или иным признакам. в них концентрируется вся информация о …