Экономика как хозяйство определение. Homo economicus и отчуждение человека

Удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

С понятием «экономика» вы познакомились еще в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве , способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как же работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля , экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей , всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика . Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает са-мостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство .

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьезное влияние на рост объемов производства, развитие тех или иных его отраслей.

Еще одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен .

Обмен - экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ,входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие еще выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

Успех решения главной проблемы экономики - определения наиболее эффективных способов использования ограниченных^ресурсов - во многом зависит от правил, принципов" организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов - принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов , т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

Производительность - это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продает на мировом рынке 130 млн тонн угля - перед вами пример объемного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример качественного показателя.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) . Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идет только о конечных продуктах? Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов - от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае - книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае - бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель о"бъема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

При расчете реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остается неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объеме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

В заключение необходимо отметить, что главными действующими лицами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбрежения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовым и потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

2 Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия .

3 Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 С чем связан о появлени е экономическо й науки?
2. Каковы основны е проблем ы экономическо й науки? Назовит е и охарактеризуйте их.
3 Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
4 Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт ?
6 Какими способами можно увеличить объем производимо й продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 . ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основани и сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

2 Заполните таблицу «Разделы экономическо й науки» .

Вашему вниманию предлагается видеоурок на тему «Экономика: наука и хозяйство». На нем вы познакомитесь с термином «экономика», узнаете, кто впервые ввел его, что он обозначал в те времена, что подразумевает в наше время. Также изучите экономику как науку, для чего она необходима при ведении хозяйства, как помогает в жизни.

ОБЩЕСТВОЗАННИЕ 11 КЛАСС

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 1. Экономика: наука и хозяйство

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты и означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

Домашнее хозяйство означает малую группу людей, ведущих совместное хозяйство, т. е. занимающуюся производством некоего продукта, потреблением и воспроизводством рабочей силы.

Экономика как хозяйство означает совокупность людей, предметов, средств и способов их взаимодействия для создания и воспроизводства обособленной от природы части мира.

То есть к источникам наших знаний об экономике можно отнести сведения о том, каков характер труда в том или ином обществе, как осуществляется производство и обмен, существует ли аренда и ростовщичество, как определяется богатство, какие существуют профессии и какие рекомендации существуют относительно способов ведения хозяйственной жизни.

Экономика как хозяйство занимается прежде всего созданием экономических благ - тех, которые не являются общедоступными и их требуется произвести. Целью такой деятельности выступает удовлетворение человеческих потребностей и обеспечение условий для жизнедеятельности общества. Поэтому широко распространено представление о том, что экономика является своеобразным базисом общества, т. е. обеспечивает и поддерживает его материальное существование. С другой стороны, экономика является не только практической деятельностью людей, но и способом осмысления этой деятельности. Тогда речь идет о наблюдении и анализе способов ведения хозяйства, критериях и способах достижения его максимальной эффективности.

Экономическая наука формулирует основную проблему экономики как хозяйства, которая заключается в ограниченности ресурсов, с одной стороны, и безграничности человеческих потребностей, с другой. Общепризнанным в силу своей краткости и точности является определение, данное английским экономистом Л. Робинсоном: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».

Таким образом, экономическая теория занимается определением принципов поведения индивидов и институтов в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Для обнаружения и демонстрации таких принципов в экономике широко используется метод моделирования, т. е. создание упрощенной картины действительности, заостренной лишь на некоторых интересующих нас факторах и пренебрегающей всеми остальными.

Модель является абстрактным обобщением интересующих нас параметров и показателей, в силу присущей ей универсальности по отношению к ней и оказывается возможным сформулировать экономические принципы или законы, т. е. обнаружить некие тенденции в поведении типизированных индивидов или организаций.

Отсюда возникает необходимость допущения, формулируемого как «при прочих равных условиях», т. е. при неизменности тех условий, которые мы не рассматриваем в той или иной модели.

В начале XVII в. выходи работа французского ученого Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии», который дал название целой науке, которая представляет собой средоточие правил хозяйственной деятельности.

Первой сформировавшейся экономической школой был меркантилизм, который признавал задачей ведения хозяйства накопление богатства, а лучшим средством для этого - внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения.

Вводится представление о благоприятном торговом балансе, т. е. ситуации, когда экспорт превышает импорт, а государство призвано обеспечить такое положение дел.

Принципами государственной политики становятся монетаризм, т. е. представление о том, что богатство измеряется прежде всего в денежном ресурсе, и протекционизм - политика защиты своих производителей и понижения их конкуренции с иностранными за счет повышения пошлин на ввоз товаров.

Оппоненты этой школы выступали за отмену подобных барьеров, создаваемых государством.

В Англии в эпоху промышленного переворота начинает формироваться классическая школа экономической мысли, которая в своих построениях исходила из представления о том, что богатство можно создавать самостоятельно при помощи труда.

Основоположником классической школы является У. Пэтти, которому принадлежит известная фраза: «Труд - отец богатства, а земля - его мать».

Во Франции классическая школа представлена направлением физиократов, наиболее известным мыслителем которой является Ф. Кёне. Главный предмет исследования, как следует из названия, - это сельскохозяйственная деятельность, которая признается единственной производительной отраслью, что отражает реалии ведения национального хозяйства во Франции начала XVIII в.

Кене разделяет общество на три класса: производители (крестьяне), собственники и стерильный класс, к которым относятся ремесленники и купцы, занимающиеся не производством, а изменением формы уже произведенного. Между ними существуют встречные потоки, создающие кругооборот денежных и трудовых ресурсов. Так как в экономике действуют объективные законы, упорядочивающие это обращение, общество находится в состоянии равновесия и баланса, подобно организму, чья жизнь обеспечивается системой кровообращения.

Также к важнейшим представителям классической школы относятся А. Смит, Д. Рикардо и Ж. Б. Сэй.

Можно перечислить общие положения, характерные для представителей классической школы.

Прежде всего, это представление о том, что труд является источником стоимости. Основным предметом анализа является производство, которое рассматривается как система, самостоятельно развивающаяся по объективным законам. Отсюда проистекает принцип невмешательства, главным является закон конкуренции, рынок является саморегулирующейся системой и не требует вмешательства государства.

Идеи классической школы были развиты и переосмыслены в работах немецкого философа К. Маркса. В рамках его теории развития общества, экономика выступает в качестве базиса, определяющего все остальные сферы жизни общества.

Во второй половине XIX в. возникает неоклассическое направление в экономической теории.

Его теоретической основой является принцип предельной полезности, или маржинализм.

Полезность - это способность удовлетворять потребность, причем полезность не описывается постоянно возрастающей функцией, но начинает убывать после достижения максимума.

Различные неоклассические школы занимаются прежде всего анализом того, чем руководствуется субъект, вовлеченный в хозяйственные отношения, на основе чего объясняются различные экономические процессы. Спрос и предложение признаются равнозначными элементами рыночного механизма ценообразования.

Классическая и неоклассическая школы занимались в основном микроэкономическим анализом, т.е. рассмотрением отдельно взятого хозяйства или их локального объединения (в рамках предприятия или отрасли).

Для экономических школ начала XX в. характерно исследование прежде всего макроэкономических процессов, которые возникают при взаимодействии домохозяйств, фирм и государства.

Институционализм как раз уделяет основное внимание анализу деятельности различных институтов при принятии экономических решений. Причем в качестве института может рассматриваться самый разнообразный круг явлений - государство, налоги, конкуренция, законодательство, устойчивый образ мышления.

Другое направление экономической мысли начала XX в. - это кейнсианство, чьи основы были заложены в трудах английского экономиста Джона Кейнса. С его точки зрения, капиталистическая рыночная система не в состоянии сама разрешить свои проблемы, в связи с чем необходима активная роль государства в экономике.

Практические следствия этой теории применялись во время Великой экономической депрессии 1930-х гг.

Противоположная позиция высказывается в работах австрийского экономиста Людвига фон Мизеса и его ученика Фридриха фон Хайека, которые послужили основой либеральной доктрины.

Еще одно современное экономическое течение - монетаризм причисляется к направлениям неоклассической школы, его виднейшим представителем является Милтон Фридман.

Основным вкладом этого направления является подробная проработка вопросов, связанных с мерами государственной антиинфляционной политики.

Как мы видим, экономическая наука представляет собой анализ способов ведения хозяйства.

Однако в настоящий момент отождествление экономики и хозяйства является довольно условным.

Это связано с тем, что в своем нынешнем виде капитализм строится вокруг совершения операций с нематериальными товарами, как это имеет место на фондовых биржах (к примеру, фьючерсные контракты).

Дополнительный материал

Классическая экономическая школа

Идеи представителей классической экономической школы представляют собой основу микроэкономическй теории.

Ж. Б. Сэй является автором теории трех факторов производства, к которым относятся труд, земля и капитал, а также формулирует положение о том, что спрос равен предложению, но предложение является первичным и рождает спрос. Разделение экономического процесса на четыре части - производство, распределение, обмен и потребление - также принадлежит ему.

Д. Рикардо разрабатывал количественную теорию денег, которая противоположна номиналистской. С точки зрения номиналистов, деньги и их покупательная способность являются результатом соглашения, их стоимость не зависит от материального содержания (т.е. того, что на них можно купить) или от их количества.

Количественная теория утверждает, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте, т. е. формируют представление об инфляции.

Смит считает, что труд влияет только на изначальную стоимость товара, а итоговая складывается из доходов и расходов производителя. Поэтому он разрабатывает теорию капитала, который определяет как одну из двух частей богатства, от которой ожидается получить доход.

Homo economicus и отчуждение человека

Экономическая теория оперирует определенной моделью человека, к основным параметрам которой относятся мотивы и цели его экономической активности.

Наиболее распространенная модель - «homo economicus», т. е. «человек экономический», основной постулат которой заключается в том, что человек действует рационально и стремится получить максимальный результат при минимальных затратах, а также обладает свободой выбора. Такое представление об индивиде содержит в себе опасность превращения человека в подобие механизма. Критика этой тенденции представлена в работах Маркса, особенно в «Экономико-философских рукописях 1844 года», где он вводит понятие «отчуждение» - потеря связи человека с тем, что определяет его родовую и индивидуальную сущность. Он выделял четыре вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга.

Великая экономическая депрессия

Великая экономическая депрессия - название проявления мирового экономическаого кризиса в США в период с 1929 по 1939 год. Выход из кризиса был связан с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Различные экономические направления предлагали президенту различные меры по преодолению кризиса.

Так как Великая депрессия была кризисом перепроизводства, основной задачей было увеличение покупательной способности. Однако высокие темпы инфляции и рост уровня безработицы приводили к тому, что потребители не создавали реальный спрос на товары. Предложение Кейнса заключалось в том, что государство само должно выступать в качестве основного потребителя. Оно должно создавать заказы для крупных корпораций, что, в свою очередь, приведет к найму дополнительной рабочей силы, и всячески способствовать занятости населения на оплачиваемых общественных работах.

Текстовые сноски

КСЕНОФОНТ (445-355 до н. э.) - ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный; автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений - основного источника сведений о жизни и учении Сократа, наряду с диалогами Платона.

СПАРТА (Лакедемон) древнегреческий полис в Лаконике (Пелопоннес), превратившийся (после завоевания в VIII-VI вв. до н. э. южной части Пелопоннеса) в крупное государство.

РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов

ПОТРЕБНОСТЬ - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; побудитель активности.

РОББИНС, ЛАЙОНЕЛ (1898-1984) - английский экономист, представитель лондонской школы политэкономии. Предмет экономической науки видел в исследовании отношений распределения, основанных на принципах предельной полезности теории.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - методологическая категория, предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Такие понятия, как «капитализм», «христианство», «средневековое городское хозяйство» и т. п., по мнению Вебера, не извлекаются из эмпирической действительности как обобщение наиболее часто наблюдаемых явлений, а представляют собой идеальный тип - исследовательские утопии, не имеющие буквальных аналогов в действительности. Они образуются благодаря взгляду на эмпирическую действительность с определенной исследовательской позиции; избранный ракурс рассмотрения связывает разрозненные единичные явления в «лишенный внутренних противоречим космос мысленных связей».

МНОКРЕТЬЕН (ок. 1575-1621) - французский экономист, представитель меркантилизма. Первым употребил термин «политическая экономия» (1615).

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ - переход от мануфактуры к машинному производству. В 60-х гг. XVIII в. - 10-20-х гг. XIX в. первый промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца XIX в. в разное время - в США, Франции, Германии, Италии, Японии. В России начало промышленного переворота относится к первой половине XIX в., завершение - к концу 70-х - началу 80-х гг. XIX в.

ПЕТТИ, УИЛЬЯМ (1623-1687) - английский экономист, родоначальник классической политэкономии. Источником богатства считал сферу производства. Основоположник трудовой теории стоимости.

КЁНЕ, ФРАНСУА (1694-1774) - основатель экономической школы физиократов. К экономическим исследованиям он приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в "Энциклопедии" Дидро.

МАРКС КАРЛ (1818-1883) - немецкий философ, экономист, публицист и политический деятель. Сотрудничал в радикальных изданиях Германии, Франции, Бельгии, Англии, США, Австрии. С начала 50-х гг. жил в Лондоне как политический эмигрант. Играл значительную роль в развитии международного рабочего движения в 60-70-х гг. XIX века. В философском наследии Маркса наиболее значимы идеи, относящиеся к антропологии и философии истории («Экономическо-философские рукописи», 1844, «Немецкая идеология», совместно с Ф. Энгельсом, 1844-1845), служащие основанием его социологических и экономических концепций («Критика политической экономии», 1857-1858, «Капитал», т. 1, 1867).

ИНСТИТУТ - исторически сложившиеся формы организации и регулирования обществ, жизни (например, семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.

КЕЙНС, ДЖОН (1883-1946), английский экономист и политический деятель, основатель кейнсианства, одного из ведущих направлений современной экономической мысли.

МИЗЕС, ЛЮДВИГ ФОН (1881-1973), австро-американский экономист. Мизес - представитель концепции крайнего либерализма в экономике, согласно которой недопустимой является любая степень вмешательства государства в деятельность экономических институтов. В книге «Социализм» Мизес выступил как ярый критик социалистических методов «управления экономикой».

ХАЙЕК, ФРИДРИХ ФОН (1899-1992), австрийский экономист, удостоенный в 1974 (совместно с Г. Мюрдалем) Нобелевской премии по экономике. Хайек - один из представителей и наиболее крупная фигура неоавстрийской школы экономики (варианта монетаризма), один из самых ярких защитников концепции свободного рынка и невмешательства государства в экономику, критик социализма, коммунизма, этатизма и тоталитаризма. Работы Хайека посвящены торговому циклу, денежному обращению, ценообразованию и др. Хайек - создатель теорий «спонтанного порядка» и «правил верного поведения». Известен также как критик теории и идей Дж. М. Кейнса.

ФРИДМАН, МИЛТОН (1912-2006) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».

ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ - обязательство купить или продать контракт на товар или услугу в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.

СЭЙ, ЖАН БАТИСТ (1767-1832) - представитель французской классической школы политэкономии. считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, но услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами.

РИКАРДО, ДАВИД (1772-1823) - английский экономист, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Сторонник трудовой теории стоимости; стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества. Сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов.

СМИТ, АДАМ (1723-1790), шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии. В своей работе «Богатство народов» Смит рисует картину эволюции общественных институтов и излагает принципы современного устройства, при котором они обусловлены рыночной экономикой, или действием закона laissez-faire; предложенную им концепцию общества - последней, коммерческой стадии общественного развития - Смит называл «системой совершенной свободы».

” происходит от греческих слов oikos - домашнее хозяйство и nomоs - закон. В буквальном смысле трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.

3) экономика - научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики.

Экономика - это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).

Экономика как хозяйство

Экономические блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей. Хозяйственная деятельность отдельного человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной экономической среде. Лишь в некоторых районах планеты человек смог бы обходиться без одежды, жилья и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пищу. В большинстве же районов мира природа ставит перед человеком суровые задачи.

Понятие экономическая среда определяется как взаимосвязь между человеком, естественной и социальной средой. Естественная среда - это природные условия, в которых происходит хозяйственная деятельность человека. Это прежде всего климатические и почвенные условия, так, например, в условиях южного климата создается более широкий ассортимент продуктов питания; объем полезных ископаемых; разнообразие флоры и фауны; ландшафт.

В ходе хозяйственной деятельности развивались знания людей о свойствах материалов, постигались естественные законы, на основе развития науки и техники вырабатывалось умение ими пользоваться, что всегда способствовало созданию нового поколения экономических благ, которые в очередной раз делали жизнь человека более комфортной. Однако, это взаимодействие между человеком и природой не всегда носит прогрессивный характер.


С позиций современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом.

Социальная среда хозяйствования человека - это условия, в которых, во - первых, развиваются отношения собственности (частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному творческому и более результативному труду); во - вторых, формируется уровень развития государственных и общественных организаций.

В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.

Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.

Обмен - процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю - продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление - процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.

Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Деятельность экономических агентов осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, безграничных потребностей, что приводит к ситуации выбора.

Для того, чтобы осуществить свой выбор, экономический агент должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить, т.е. ответить на три основных вопроса экономики:

- Что из товаров и услуг должно, быть произведено, в каком количестве и какого качества?

- Как эти товары и услуги следует производить, т. е. с привлечением каких ресурсов и с использованием какой технологии?

- Для кого производить, т.е, кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Таким образом, экономика как хозяйство - это система связи между производителями и потребителями.

Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты и означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

Экономика - как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Характерна:

1. Совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей

2. Хозяйство, способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Производство, обмен, распределение, потребление.

3. Научная дисциплина, изучающая экономическую жизнь общества, то есть экономическое поведение людей. Главный вопрос этой науки, как люди

Таким образом, экономика – любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Главные вопросы экономики:

Что производить? Как производить? Каким образом распределять?

Уровни экономики:

микроэкономика- деятельность отдельных действующих субъектов (предприятие)

мезоэкономика - деятельность отдельных хозяйственных комплексов (агропромышленный)

макроэкономика - экономическая деятельность в пределах страны

супермакроэкономика- мировая экономика.

Роль государства в экономике. Государственный бюджет.

    Государственное регулирование экономики. Средства регулирования

    Государственный бюджет как основа системы государственных финансов.

    Налоги, их виды и функции.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике. Как Вы думаете, какие? (деятельность студентов – высказывают мнения: монополизм, безработицу ) .

Только государство в состоянии формировать и осуществлять долгосрочные программы развития целых отраслей и регионов, поддерживать научные исследования, обеспечивать правопорядок в стране и обороноспособность, развивать здравоохранение, организовывать комплексную социальную поддержку населения. Роль государства в экономике проявляется и в поддержании международного экономического сотрудничества, международной торговли, которая приносит выгоду всем участвующим в ней странам.

В условиях рыночной экономики производитель и потребитель выступают самостоятельными субъектами экономической жизни, тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику. Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Цель государственного регулирования экономики – формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Основная цель частных предпринимателей – получение прибыли, вопросы безработицы, инфляции, экологии их не интересуют. Также в условиях рынка и экономической свободы могут возникать монополии (фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов, единственный продавец данной товара или производитель определенной услуги) которые, как правило, наносят ущерб благосостоянию общества. Государственное вмешательство в рыночной экономике необходимо.

Средства регулирования экономики:

    Правовые средства. Как вы думаете, в чем они выражаются? Деятельность студентов – высказывают мнения. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в различных государственных документах (законы, указы и т.п.). Эти правила общеобязательны.

В т. ч. антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов.

    Административные средства. Реализуются через деятельность компетентных государственных органов, которые могут применять меры воздействия к участникам экономических отношений. (министерства, правоохранительные органы).

    Финансово-экономические средства:

Регулированиеналогов. Налоги – обязательные платежи государству, устанавливаемые им для граждан и предприятий. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его.

Регулированиетаможенных пошлин.Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Управлениеденежной массой и кредитами.

Ещё одним средством регулирования являются государственные финансы – это средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета.

Государственный бюджет – ежегодный финансовый план доходов и расходов государства.

Структуру бюджета и соотношение доходов и расходов студенты рассматривают самостоятельно работая с раздаточным материалом.

Итак, основным из источников пополнения бюджета являются налоги. Налог – обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Экономика - слово, имеющее древнегреческое происхождение. Оно возникло благодаря соединению слов «хозяйство» и «закон». И если раньше она в значительной мере опиралась на философию, то теперь является полноценной наукой, которая имеет теоретическую и прикладную части. Со времен возникновения самого понятия оно смогло существенно обогатиться и измениться. Поэтому давайте выясним, что же представляет собой экономика как хозяйство и наука.

Современная трактовка

Экономику как хозяйство характеризует прежде всего предметность. В широком смысле это совокупность всех категорий, материальных и нематериальных, которые используются людьми, чтобы удовлетворять имеющиеся потребности. Экономика как хозяйство - это созданная и эксплуатируемая человеком для поддержания собственного существования и повышения его уровня.

Теперь давайте рассмотрим экономику в качестве науки. В данном случае она является совокупностью имеющихся знаний о производственной деятельности людей. Она изучает использование ресурсов для обеспечения жизненных потребностей с точки зрения их ограниченности, а также отношения, которые возникают во время процесса хозяйствования. В качестве последних интерес представляют процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров.

Подводя итог вышесказанному

Итак, экономика является и хозяйством, и наукой про него, а также про отношения, которые возникают между людьми во время производственных процессов. Утверждать, что есть одно определение, и оно безусловно верное, нельзя. Экономика как наука и хозяйство рассматривается разными людьми в различных условиях и при неодинаковом багаже опыта и знаний. Поэтому можно встретить много толкований определения. Некоторые государства закрепляют терминологическую базу в стандартизирующей документации, другие ничего такого не делают.

Теория

Экономика занимается изучением определённой стороны жизни общества. Благодаря этому она тесно связана с рядом общественных наук: историей, социологией, психологией, юриспруденцией, политологией и другими. Также экономикой широко используются математические расчеты, количественные методы исследования, для улучшения результатов применяется анализ. В качестве примера комплексности можно привести её связь с юриспруденцией. Важными для общественных отношений является их регуляция со стороны закона, а также определение порядка различных действий (например, регистрации компании). В данном случае работа идёт с абстрактными понятиями.

Переход от теории к практике

Важным аспектом является выделение в рамках экономики как науки целого ряда дисциплин: экономика сельского хозяйства, труда, промышленности и так далее. Поэтому перед нею стоят такие цели (категории исследований):

  1. Основной задачей является поиск возможностей эффективного ведения хозяйства. Также вырабатываются оптимальные механизмы использования ресурсов с учетом того, что они являются ограниченными (а вот потребности безграничны).
  2. Предмет исследований - экономические отношения, связи, взаимозависимости, которые возникают как элемент экономики в процессе её развития.
  3. Существенной особенностью является то, что ставка делается на функциональные связи, а не на причинно-следственные.

Экономика как наука выполняет ряд функций:

  1. Познавательную.
  2. Методологическую.
  3. Образовательную.
  4. Идеологическую.
  5. Практическую.

Также существует два уровня анализа, которые применяются в данной сфере:

  1. Макроэкономика. Является наукой, которая изучает хозяйство целиком. В сферу её интересов входит экономическое здоровье всего мира и отдельных стран. Она интересуется вопросами занятости, безработицы, экономического роста, инфляции и так далее. Основными субъектами являются государство, фирма, домохозяйство.
  2. Микроэкономика. которая занимается изучением фирм и отдельных отраслей. Она рассматривает такие проблемы, как ограниченность ресурсов, выбор, изменение предложения и спроса отдельных товаров на конкретных рынках и так далее. Основными субъектами здесь являются фирмы и домохозяйства.

Давайте теперь обратимся к практической составляющей и узнаем, что собой представляет экономика как хозяйство. Это понятие какого порядка?

Система общественного производства

Она занимается обеспечением людей материальными условиями для существования - жильем, продуктами питания, одеждой, медицинскими препаратами и так далее. Здесь выделяется несколько важных аспектов:

  1. Производство. Это процесс, во время которого создаются экономические блага и услуги.
  2. Распределение. Продукт или доход распределяется между людьми, которые участвуют в его производстве или получении.
  3. Обмен. Это процесс, где вместо продукта человек получает деньги или другой товар/услугу.
  4. Потребление. Это стадия использования или уничтожения продукта.

Экономику как хозяйство иллюстрирует тот факт, что в ней создаются товары или услуги, которые в последующем с помощью различных механизмов распределяются между всеми участниками общества и используются.

Проблемы

Когда рассматривается экономика как наука и хозяйство, то сложно обойти вниманием нерешенные вопросы. Так, самой главной проблемой является удовлетворение постоянно растущих (неограниченных) потребностей людей, притом что существует определённый запас ресурсов, который не увеличивается. И при этом человек имеет потребности. Так называют необходимость в чем-то, что нужно для поддержки и жизнедеятельности общества и личности и их развития. Потребности человека нельзя проигнорировать, поскольку такие действия влекут за собой негативные последствия. Необходимость наличия у человека жилья, продуктов питания, различных материальных благ очевидна. Поэтому большую важность и имеют различные Они являются средствами, которые удовлетворяют потребности человека. Правда, они существуют в весьма ограниченном количестве. Это обусловлено тем, что они создаются благодаря ресурсам, которые тоже не безграничны. Последние в экономике также называются факторами производства.

Заключение

Вот нами и было рассмотрено это понятие. Экономика как хозяйство и как наука - это два взаимосвязанных понятия, объединенных общим содержанием. Эта дисциплина является весьма сложной и заслуживающей уважения. Она необходима для построения стабильно развивающегося общества. Для этого нужно, чтобы каждый, кто её изучает, делал своё дело на совесть как в процессе обучения, так и на рабочем месте. Причем необходимо не просто зазубривать, а обдумывать, размышлять и даже спорить (если есть аргументация).