Главное про зарубежную азию. Презентация на тему: Зарубежная азия

Зарубежная Азия крупнейший по населению и площади регион в мире, причем свое первенство сохраняет еще с древних времен зарождения первых цивилизаций. Общая площадь территории Зарубежной Азии достигает 27.5 млн.км2. В состав региона входит 40 суверенных государств, многие из которых принадлежат к группе развивающихся стран.

Все государства Зарубежной Азии достаточно крупные по своей площади, двое из них, Китай и Индия, имеют статус стран гигантов. Границы, которые разделяют государства Зарубежной Азии, установлены согласно природным и историческим рубежам.

Политическое устройство государств весьма разнообразно так в Японии Таиланде, Бутане, Непале, Малайзии, Иордании действуют конституционные монархии, в ОАЭ, Кувейте, Омане сохранились абсолютные монархические режимы, все остальные государства имеют республиканскую форму правления.

Природные условия и ресурсы

Зарубежная Азия имеет достаточно однородную тектоническую структуру и рельеф. В регионе присуща самая большая на планете амплитуда высот: горные ансамбли сочетаются с обширными равнинами. Территория Азия расположена на докембрийской платформе, некоторые области на кайнозойской складчатости.

За счет подобного географического расположения, государства Зарубежной Азии обладают множеством природных минеральных ресурсов. В пределах Индостанской и Китайской платформ сосредоточены богатые запасы каменного угля, марганцевых и железных руд и других полезных ископаемых.

Главным богатством региона являются бассейны газа и нефти, которые расположены в большинстве государств Юго-Западной Азии. Агроклиматические характеристики Азии препятствуют становлению сельскохозяйственной деятельности.

Население

Численность населения Зарубежной Азии составляет более 3 млрд. человек. Многие государства переживают процесс так называемого «демографического взрыва». Государственная политика многих стран направлена на снижение уровня рождаемости, в Китае и Японии многодетные семьи вынуждены платить специальные налоги.

Этнический состав Зарубежной Азии многообразный: здесь проживают представители более 1 тыс. этносов и народностей, наиболее численными народами являются китайцы, бенгальцы, хиндустанцы и японцы. К числу мононациональных стран относятся только Иран и Афганистан.

Народы Азии принадлежат к 15 языковым семьям подобного лингвистического многообразия нет ни в одном регионе мира. Зарубежная Азия колыбель всех мировых религий, здесь зародилось христианство, ислам и буддизм. Ведущее место в регионе также занимает синтоизм, конфуцианство и даосизм.

Хозяйство Зарубежной Азии

В последнее десятилетие роль государств Зарубежной Азии в мировом хозяйстве значительно возросла. Уровень развития хозяйства здесь наиболее контрастный, чем в любом другом регионе мира. Абсолютное лидерство в развитии промышленности принадлежит Японии.

Это единственное государство Зарубежной Азии, которое входит в «большую семерку». Также к числу индустриальных стран относятся Китай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и Таиланд. Экономика государств Персидского залива ориентирована преимущественно на нефтедобывающую промышленность.

Горная промышленность и металлургия хорошо развита в Монголии, Иордании, Вьетнаме и Афганистане. В большинстве государств основная доля ЭАН занята в сельскохозяйственном производстве. Наиболее популярными растительными культурами являются рис, чай, пшеница и просо.

Цель данной разработки дать развернутую характеристику региона Зарубежная Азия. Урок носит лекционный характер с элементами практикума.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 11 класс. Тема: ""Общая характеристика Зарубежной Азии.Природно-ресурсный потенциал"»

Урок №

Дата:

Тема: "Общая характеристика Зарубежной Азии. Природно-ресурсный потенциал"

Предмет: География

Учебно-воспитательные цели урока:

    Выявить типологические черты стран Зарубежной Азии, показать экономическую и социальную отсталость некоторых стран.

    Формировать знания о политической карте Зарубежной Азии.

    Дать хозяйственную оценку природным ресурсам и природным условиям, показать особую роль природно-ресурсного фактора в экономическом и социальном развитии стран.

    Продолжать формировать умения работать с картами и таблицами, составлять развёрнутый план изучаемого материала в процессе проведения занятий.

Средства Обучения: Политическая карта Азии, карта полезных ископаемых мира, географические атласы для 10 класса, хрестоматия по экономической и социальной географии мира, учебное пособие по географии.

Ход урока

Организационный момент.

    определение готовности учащихся к уроку и конспектированию материала.

    анализ контрольной работы по странам Европы.

    постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Изучение нового материала.

1. Отличительные особенности стран Зарубежной Азии:

    Территория – 27,7млн.кв.км (уступает только Африке)

    Население-3,75 млрд. человек (превосходит все другие регионы)

    На политической карте Зарубежной Азии – 38 суверенных государств(многие из них относятся к древнейшим в мире)

    Зарубежная Азия – один из очагов зарождения человечества, родин земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей.

    Почти все страны относятся к числу развивающихся.

    В составе Зарубежной Азии выделяют четыре субрегиона:

    • Центральная и Восточная Азия

      Юго-Восточная Азия

      Южная Азия

      Юго-Западная Азия

7 . Неоднородность стран Азии

Экономически развитые страны (Израиль, Япония).

Нефтедобывающие страны

(Саудовсткая Аравия, ОАЭ и т.д.)

Новые индустриальные страны

(Ю.Корея, Сингапур)

Наименее развитые страны

(Монголия, Афганистан)

Развивающиеся страны

Развивающиеся супер страны (Китай, Индия)

Неоднородность стран и колониальное прошлое вызывает обострение территориальных, политических и межнациональных проблем в регионе.

Территориальные споры:

Индия – Пакистан

Иран – Ирак

Индия – Китай

Греция – Турция

Япония – Россия

КНДР – республика Корея

Израиль – Палестинская автономия

Практическое задание 1 : Выделить основных стран представителей субрегионов Зарубежной Азии. Заполнить таблицу.

Субрегионы Зарубежной Азии

Центральная и Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Южная Азия

Юго-Западная Азия

2. Общая характеристика стран : территория, границы, положение.

    Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток более чем на 10 тыс. км.

    Две страны – Китай и Индия относятся к странам –гигантам, большинство остальных – к довольно крупным странам (Турция, Монголия, Казахстан и др.), есть микрогосударства (Сингапур).

    Границы проходят по хорошо выраженным границам (горам и рекам)

    Экономико-географическое положение характеризуется тремя главными чертами:

    • во-первых, это соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из четырёх субрегионов Азии

      во-вторых, это приморское положение большинства стран, обеспечивающих выход к морям 3-х океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути

      в третьих, это глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно.

3. Политическая карта зарубежной Азии:

    претерпела большие изменения за последнее время

    перед второй мировой войной в колониях и полуколониях жило 90% её населения

    в настоящее время почт все страны региона – суверенные государства

    На Ближнем Востоке ещё не решена проблема палестинского государства, Корея разделена демаркационной линией на КНДР и Республику Корея, существуют территориальные споры между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном, Японией и Россией.

    в Зарубежной Азии представлены и республики, и монархии, и унитарные, и федеративные государства

Практическое задание 2 : Используя «визитную карточку» стран на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Работа выполняется в виде таблицы.

Государственный строй стран Зарубежной Азии

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

Конституционные

Абсолютные

4. Природные условия и ресурсы:

    В Целом минеральные региона создают базу для развития тяжёлой промышленности, и отличается большим разнообразием.

    Основные бассейны каменного угля, железных и марганцевых руд сосредоточены в Китайской и Индостанской платформах.

    В горных странах сосредоточены руды цветных и редких металлов.

    Главное богатство региона – нефть, которая во многом определяет его роль в международном географическом разделении труда. Запасы нефти сосредоточены в странах Юго-Западной Азии (Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке , Иране ).

Азиатски регион обладает природными богатствами и отличается их разнообразием . Азия это регион с богатейшими минеральными ресурсами . Но если раньше главными богатствами Азии считалось золото , драгоценные и полудрагоценными камнями , то сейчас к этому перечню добавилась нефть , газ , каменный уголь и разнообразные руды .

Главное богатство региона , определяющее его в международном географическом разделении труда это нефть . В области Персидского залива расположена одна из крупнейших в мире нефтегазоносных провинций (Иран , Ирак , Саудовская Аравия , Кувейт , Бахрейн , ОАЭ , Катар ). Крупные запасы нефти и газа имеются в Индонезии , Мьянме .

Бедна Зарубежная Азия земельными ресурсами большая часть региона занята горами , песчаными и каменными пустынями .

Избыток водных и лесных ресурсов в Юго - Восточной Азии , сочетается с дефицитом в Юго - Западной и Центральной Азии .

Зарубежная Азия располагает большими и перспективными рекреационными ресурсами (Азия обладает памятниками культурного наследия ).

Практическое задание 3: Используя карты атласа, определите какими видами полезных ископаемых обладают страны Зарубежной Азии. Класс делится на четыре группы, «поручив» каждой из них один из субрегионов. Задание выполняется в виде составления таблицы и имеет примерно следующий вид (для субрегиона Юго-Западная Азия)

Страны

Виды полезных ископаемых

Турция

Иран

Ирак

Сирия

Иордания

Саудовская Аравия

Кувейт

Вывод: в большинстве стран субрегиона состав полезных ископаемых отличается сильно выраженной «некомплектностью». Исключение составляют лишь Турция и Иран.

5.Население Зарубежной Азии

В Зарубежной Азии проживает более 60% мирового населения Население данного региона отличается большой численностью , высокими темпами прироста (см . карту атласа « Естественный прирост населения »), сложным составов и неравномерным размещением .

Численность населения региона существенно превышает 3 млрд . человек .

В Зарубежной Азии находятся шесть из десяти крупнейших по численности населения стран мира : Индия , Китай , Индонезия , Пакистан , Япония и Бангладеш .

Состав населения Зарубежной Азии отличается большим разнообразием . Особенно пестра этническая картина . В Азии проживает более тысячи народов ; население говорит на более чем пятистах языках .

Азия это регион многонациональных стран . Этот регион является родиной трех мировых религий : христианство , ислам , буддизм .

Сложность этнических и религиозного состава ряда азиатских стран приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов .

Размещение населения тесно связано с природными условиями . Их разнообразие и контрастность объясняет крайнюю неравномерность размещения населения . Абсолютное большинство населения проживает на побережье морей и океанов и по берегам крупных рек .

Зарубежная Азия самый « мужской » регион мира .

Задание : почему Азию называют самой « мужской » (вековые традиции и связанные с ними неравномерное положение мужчин и женщин обусловили численное превосходство мужчин .

6 . Хозяйство Зарубежной Азии

Характер и уровень экономического развития стран Зарубежной Азии также отличается значительной контрастностью .

В Азии находится одна из самых высокоразвитых стран мира Япония и наиболее бедные и отсталые страны Афганистан , Непал , Бутен .

Задание : учебник В . П . Максаковский ответить на вопрос , какова роль хозяйства Азии на мировой арене ?

7.Зарубежная Азия в системе международных экономических отношений (МЭО )

Крупнейшие страны лидеры (Япония, Китай)

Страны экспортеры нефти

(Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Индонезия)

Страны поставщики сырья и аграрной продукции

(Лаос, Монголия и т.д.)

Новые финансовые центры

(Сингапур, Бахрейн)

Новые индустриальные страны

(Юж. Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур)

Страны Зарубежной Азии в системе международных экономических отношений имеют довольно крепкие позиции . Особенно велика роль региона в традиционных поставках минерального сырья и сельскохозяйственной продукции на мировые рынки . Во второй половине 20 в . выросла роль азиатских стран в качестве экспортеров готовой промышленной продукции .

8. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства очень разнообразны. Тем не менее для большинства стран существует две главные проблемы:

    во-первых, это проблема недостатка земельных ресурсов (наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств). Низкая обеспеченность пашней из расчёта на душу населения в странах региона и составляет всего 0,1-0,2 га.

    во-вторых, это проблема рационального использования агроклиматических ресурсов(запасы тепла на большей части территории региона обеспечивают вегетацию растений почти круглый год, а ресурсы влаги распределены крайне неравномерно). Многие страны используют искусственное орошение полей. Здесь находится ¾ орошаемых земель мира.

Закрепление новой темы

Домашнее задание.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН - СХЕМА УРОКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СУБРЕГИОНЫ АЗИИ НЕОДНОРОДНОСТЬ СТРАН НАСЕЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ Вопросы урока: 1. В чём особенности ГП зарубежной Азии? 2. Сколько государств в современной зарубежной Азии? 3. На какие субрегионы делится Азия? 4. В чём проявляется неоднородность стран зарубежной Азии? 5. Какова демографическая ситуация в зарубежной Азии? 6. Как размещено население по территории зарубежной Азии? 7. Каковы уровни и темпы урбанизации в Азии? 8. В чём особенности этнического состава населения? ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

3 слайд

Описание слайда:

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ Территория зарубежной Азии протягивается с се-вера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток более чем на 10 тыс. км. Большинство стран Азии относятся к крупным, Ки-тай и Индия - к гигантам, но есть и микрогосударст-ва - Сингапур, Бахрейн, Катар. В ЭГП региона можно выделить три особенности: 1. Соседское положение стран (объединяет регион) 2. Приморское положение большинства стран (обес-печивает выход к морям 3-х океанов) 3. Глубинное положение некоторых стран (зат-рудняет связи с другими странами) Задание. Обоснуйте эти особенности, приведите конкретные примеры.

4 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика Зарубежной Азии. 48 государств С У Б Р Е Г И О Н Ы Восточная и Центральная Азия Юго-Восточная Азия Южная Азия 5 государств 11 государств Площадь 32 млн. км2 Население 3,7 млрд. чел. 1. Китай 2. Монголия 3. КНДР 4. Юж. Корея 5. Япония Юго-Западная Азия Средняя Азия 7 государств 20 государств 5 государств 1. Мьянма 2. Лаос 3. Вьетнам 4. Таиланд 5. Камбоджа 6. Малайзия 7. Бруней 8. Сингапур 9. Индонезия 10. Восточный Тимор 11. Филиппины 1. Пакистан 2. Индия 3. Непал 4. Бутан 5. Бангладеш 6. Шри-Ланка 7. Мальдивы 1. Грузия* 12. Ирак 2. Армения* 13. Кувейт 3. Азербайдж.* 14. Бахрейн 4. Сирия 15. Катар 5. Турция 16. ОАЭ 6. Кипр 17. Оман 7. Ливан 18. Афганистан 8. Иордания 19. Иран 9. Палестина 20. Йемен 10. Израиль 11. Саудовская Аравия 1. Казахстан* 2. Узбекистан* 3. Туркмения* 4. Таджикистан* 5. Киргизия* (* - государства в составе СНГ)

5 слайд

Описание слайда:

Р Е Г И О Н Ы А З И И Доля регионов Азии в площади и населении 32 млн. км2 = 20% суши 3,7 млрд. чел. = 60%

6 слайд

Описание слайда:

НЕОДНОРОДНОСТЬ СТРАН АЗИИ Страны Азии очень разные. Они различаются размерами территории и природными богатствами, уровнем развития, политическим устройством и т.д. Это огромный Китай и Индия, и крошечная Мальдивская рес-публика. Это Кувейт в недрах которого таятся миллиарды тонн нефти и где на одного жите- ля ежегодный национальный доход составляет более 25000 $, и беднейшие страны с доходами менее 200 $ (Афганистан, Бутан). Это полуфеодальные монархии (Непал), буржуазные и социалистические республики и т. д. Особенно резко различия проявились после II мировой войны. Беспримерный рывок в развитии производительных сил осуществила Япония, обогнав десятки государств. Заметных успехов добились Малайзия, Сингапур, Южная Корея.

7 слайд

Описание слайда:

Неоднородность стран Азии ЭРС* НИС* Нефтедобывающие страны Развивающиеся суперстраны Наименее развитые * ЭРС - экономически развитые страны * НИС - новые индустриальные страны * РС - развивающиеся страны Прочие РС* Израиль Япония Ю. Корея Сингапур НАЗОВИ! Китай Индия ВСПОМНИ! Неоднородность стран и колониальное прошлое вызывает обострение территориальных, политических и межнациональных проблем в регионе. Территориальные споры: Индия -Пакистан Иран - Ирак Индия - Китай Япония - Россия Греция - Турция Корея разделена демар-кационной линией на КНДР и Республику Ко-рею. Отношения между Из-раилем и Палестинской автономией еще далеки до полного урегулирова-ния. В 1948 году в Северной Корее к власти пришла коммунистическая пар-тия. Пять лет борьбы привели к тому, что в 1953 году Корейский по-луостров был разделен на две страны.

8 слайд

Описание слайда:

НАСЕЛЕНИЕ АЗИИ Воспроизводство населения Азии характеризуется высоким естественным приростом (см. карту атласа «Естественный прирост населения»), в большинстве стран он составляет более 20 чел/год на 1000 жителей. В странах Восточной и Центральной Азии демографическая политика уже привела к значительному снижению рождаемости и естественного прироста населения. Естественный прирост населения - более 30 - 25 - 30 - 20 - 25 - 15 - 20 - 10 - 15 - 5 - 10 Китай Пекин Иран Казахстан Дели Япония Вывод: Для воспроизводства населе-ния зарубежной Азии харак-терны: быстрые темпы; средняя продолжительность жизни - 64 года ПВС* * - поло-возрастная структура

9 слайд

Описание слайда:

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ АЗИИ Высокая доля ЭАН* вызвало в регионе трудовую миграцию. Центром притяжения трудовых мигрантов стали страны Юго-Западной Азии. Например в ОАЭ, Кувейте 80 - 90% всех занятых составляют мигранты. Основные сферы деятельности мигрантов: - нефтяная промышленность; - транспорт; - сфера услуг; - строительство. * - экономически активное население Ю. и Ю-В. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ Ю-З. А. ЗАП. ЕВРОПА СЕВ. АМЕРИКА

10 слайд

Описание слайда:

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Размещение населения отличается большой не-равномерностью, плотность населения варьирует от страны к стране: в Бангладеш она составляет 950 чел/км2, в то время как в Монголии 1,5 чел/км2. Монголия Бангладеш max min Приморские равнины, долины и дельты рек Пустыни, полупусты- ни, высоко- горья, троп. леса Проанализируйте карту. Какой субрегион Азии имеет наибольшую плотность населе-ния, а какой наименьшую? ЧИСЛЕННОСТЬ 1. Китай - 1,3 млрд. чел. 2. Индия - 1 млрд. чел. 3. Индонезия - 200 млн. 4. Бангладеш - 150 млн. 5. Пакистан - 140 млн. 6. Япония - 125 млн.

11 слайд

Описание слайда:

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Главное воздействие на размещение населения оказы-вает процесс урбанизации, доля городского населения растет быстрыми темпами в регионе происходит «го-родской бум», Китай и Индия занимают соответствен-но 1 и 2 места в мире по численности горожан, однако, как показывает диаграмма большая доля населения проживает в сельской местности. Село Город Для сельского расселения ха-рактерна деревенская форма. У монголов, афганцев и других на-родов, где сохраняется кочевой образ жизни, главным типом жи-лища служит юрта или шатер. Филиппинская деревня УРОВНИ УРБАНИЗАЦИИ Япония - 80% Китай - 35% Индия - 30% 1 и 2 место по числу горожан АГЛОМЕРАЦИИ Токио - 18,5 млн. чел. Шанхай - 13,4 млн. чел. Калькутта - 12 млн. чел. Бомбей - 11 млн. чел. Токио Высокие темпы роста числен-ности городского населения при-водят к возникновению трущоб-ных районов, т.е. выражен про-цесс ложной урбанизации.

12 слайд

Описание слайда:

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ АЗИИ Этнический состав зарубежной Азии отличается большой мозаичностью! 1000 народов 600 языков БОЛЬШИНСТВО СТРАН МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫ (ИНДИЯ И ИНДОНЕЗИЯ - БОЛЕЕ 150 НАРОДОВ, ФИЛИППИНЫ - 100, КИТАЙ - БОЛЕЕ 50, ВЬЕТНАМ, МЬЯНМА, ТАИЛАНД - БОЛЕЕ 30 НАРОДОВ. АЗИЯ - РОДИНА ВСЕХ РЕЛИГИЙ МИРА Буддизм Индуизм Ислам Сложность этнического и религиозного состава ряда стран приводит к возникновению межэтнических и религиозных конфликтов, многие из которых протекают под лозунгами сепаратизма - политики, ставящей главной целью создание собственного национального государственного образования. (Например. Курды - народ, насчитывающий около 20 млн. человек. Исторически сложилось так, что они оказались в составе Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Длительное время лидеры курдского национального движения добиваются создания независимого государства Курдистан, в том числе и вооруженным путем.

Cлайд 1

Повторительно-обобщающий мультимедийный урок по географии в 11 классе. «Зарубежная Азия – крупнейший регион мира». Кацендорн Владимир Юрьевич – учитель географии МОУ – Ивановская средняя общеобразовательная школа Баганского района Новосибирской области

Cлайд 2

План урока 1. Знакомство с целями и планом урока 2. Просмотр презентаций и беседа 3. Тест по Азии 4. Взаимопроверка и подведение итогов Цели: Образовательные - обобщить материал по Зарубежной Азии, проверить знания по теме. Воспитательные – показать многообразие культур, религий, народов; необходимость толерантного отношения к другим этносам. Развивающие – умение обобщать разнообразный материал, делать выводы и заключения.

Cлайд 3

Cлайд 4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Площадь - 27,7 млн.кв.км Население - 3,7 млрд.человек Политическая карта Зарубежной Азии насчитывает 38 суверенных государств

Cлайд 5

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН АЗИИ По размерам территории Страны –гиганты (более 3 млн.кв.км) Китай, Индия Большие страны (0,5 - 2,2 млн.км) Саудовская Аравия, Монголия, Пакистан, Иран, Турция Средние страны (0,1-0,5 млн.кв.км) Вьетнам, Ирак, Сирия, Япония, Бангладеш, КНДР Малые страны (менее 0,1 млн.кв.км) ОАЭ, Шри-Ланка, Кипр, Кувейт, Ливан

Cлайд 6

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН АЗИИ По численности населения Более 100 млн.человек Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония От 50 до 100 млн. человек Вьетнам, Филиппины, Иран, Турция, Таиланд От 20 до 50 млн.человек Мьянма, КНДР, Ирак, Саудовская Аравия, Непал Менее 20 млн.человек Сирия, Камбоджа, Афганистан, Оман, Йемен, Кувейт

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Япония Бутан Иордания Непал Камбоджа Таиланд Кувейт Бахрейн Малайзия Бруней Катар ОАЭ Саудовская Аравия Оман Китай Индия Пакистан Индонезия Республика Корея Сирия Израиль Филиппины Вьетнам

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Вопросы 1. Какова численность населения Азии? 2. Сколько стран в Зарубежной Азии? 3. На сколько групп по численности населения делятся страны Азии? 4. Назови формы правления в странах Азии? 5. Объясни понятия «парламентская монархия», «абсолютная монархия», «республика», «федерация», «унитарное государство».

Cлайд 13

6. Какой регион Зарубежной Азии не указан на этой карте? Назови его и перечисли входящие в него страны. Работа с картой (ученики задают вопросы отвечающему)

Cлайд 14

Cлайд 15

История Азии Религии стран современной Азии Типы питания Природно-ресурсный потенциал Население Модели социально-экономического развития

Cлайд 16

Азия Азия в переводе с ассирийского – восток. Прошлое Азии довольно сложное, её сформировали различные цивилизации. Роль Азии в мире уникальна. На её бескрайних просторах возникли древние цивилизации с богатой материальной и духовной культурой. Из четырёх великих «речных» цивилизаций три сформировались в Азии, в долинах крупнейших рек Китая, Индии и Месопотамии. Здесь сложился особый вид хозяйства для которого характерна высокая трудоинтенсивность, широкое развитие ирригации.

Cлайд 17

Религии В Азии сложились очаги современной духовной культуры на основе религиозных и морально-этнических учений. Обычно в Азии выделяются три основных «культурных мира» - индийский, китайский, арабско-исламский. Как видно из таблицы религии стран Азии имеют очень сложное строение. Самой распространенной религией является ислам.

Cлайд 18

Типы питания О многообразии населения, его культурных и бытовых традициях говорит и разнообразие типов питание жителей Азии. Из 20 типов, существующих в мире, в Азии представлено 11. Из таблицы видно, что в Азии преобладают рисовые и пшеничные типы питания.

Cлайд 19

Природно-ресурсный потенциал Азиатский регион располагает мощной ресурсной базой для промышленности и ограниченными возможностями для развития аграрного производства. Особое значение в мировом масштабе имеют азиатские минеральные ресурсы, и в первую очередь запасы топлива и металлов. Так же в регионе значительны лесные ресурсы, ресурсы пресных вод. Природные возможности для развития сельского хозяйства ограничены, огромные пространства Азии представлены горным, сильно расчленённым рельефом, а так же засушливыми или переувлажненными территориями. Обрабатываемые земли занимают только 1/6 территории региона, что соответствует среднемировому показателю, но в двое ниже, чем в Европе.

Cлайд 20

Население Зарубежная Азия – крупнейший регион мира по численности жителей. Здесь проживает более 60% мирового населения. Для Азии характерны высокие абсолютные и относительные темпы роста населения. Особенно быстро растет население в Юго-Западной Азии. Здесь же расположены и страны – «рекордсмены» по темпам роста населения: ОАЭ, Катар, Иордания. Для Зарубежной Азии характерна крайняя неравномерность размещения населения. Подавляющая часть жителей сосредоточенна всего лишь в нескольких ареалах, приуроченных в основном к долинам больших рек и крупным равнинам. Для Азии характерен очень пестрый этнический состав. Здесь проживает более тысячи народов, среди которых есть и совсем небольшие. Однонациональных стран в регионе немного. Это в основном арабские страны Юго-Западной Азии, а так же Япония, две Кореи, Бангладеш.

Cлайд 21

Азию часто называют мировой деревней, так как именно здесь самая маленькая доля горожан. Большая часть сельских жителей сосредоточена в крупнейших странах – Китае, Индии, Индонезии. Один из азиатских парадоксах состоит в том, что на «деревенском фоне» там выросло большое количество крупных городов, в том числе и гигантов. Половина крупнейших городов мира расположена в Зарубежной Азии. Отличительная черта азиатских городов-гигантов – перенаселенность. Абсолютный рекордсмен по степени заселенности – Сянган (Гонконг).

Cлайд 22

Мужской регион Зарубежная Азия – самый «мужской регион» мира, в котором сильный пол заметно преобладает. Вековые традиции и связанное с ними неравноправное положение женщины в Китае и Индии обусловили численное превосходство мужчин. Особенно резкое преобладание мужчин характерно для нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, что явилось результатом массовой трудовой иммиграции (в Катаре мужчины составляют 2/3 населения.

Cлайд 23

Жесткое госуд-ое регулирование экономики. Экспортная ориентация экономики. Привлечение иностранного капитала. Создание крупных национальных монополий. Модели социально-экономического развития Каждая социально-экономическая модель в Азии сочетает в себе традиционные и современные элементы. Японская (восточно-азиатская) модель. Социалистическая модель. Китайская модель (модель третьего пути). Экспорт нефти Характерно использование принципов организации государственной социалистической экономики при «политическом прессинге». Представляет собой симбиоз рыночной экономики с центральным планированием и старой политической надстройкой Страны относящиеся к этой группе, формируют свое хоз-во на базе добычи и экспорта нефти или продуктов ее переработки. Тема 7. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. АВСТРАЛИЯ


БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Азии на форзаце учебника конкретизируйте характери­стику их государственного строя. Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной дру­гой части мира не сохранилось столько абсолютных монархий, сколько в зарубежной Азии. Нанесите рес­публики и монархии на контурную карту. Обозначьте на ней федеративные государства. Используйте также таблицу 2 «Приложений».

Дополни- Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту

тельное за- страны зарубежной Азии, получившие политическую независимость после

дание (ус- Второй мировой войны. Проставьте даты получения независимо­сти и ложненное). сравнитепо ним страны четырех субрегионов.

Задание 2. Используя карты атласа, определите, какими видами полезных ископаемых обладают страны зарубежной Азии. Распределите их по главным странам и сделай­те выводы о «комплектности» и «некомплектности» со­става их минеральных ресурсов. Приведите примеры территориальных сочетаний этих ресурсов. Используй­те также таблицы 3, 4 и 5 в «Приложениях».

Задание 3. На основе текста учебника, физической карты зарубежной Азии, а также карт земельных, водных и агро­климатических ресурсов мира в атласе и таблицы 6 в «Приложениях» дайте характеристику природных усло­вий для развития сельского хозяйства зарубежной Азии. Примените типовой план характеристики природных условий для развития сельского хозяйства страны (региона) на с. 272. Используйте также знания, полу­ченные при изучении географии материков и океанов в 7 классе.

Задание 4. По карте народов мира в атласе определите, к каким главным языковым семьям относится население Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. Назовите наиболее крупные народы, представля­ющие отдельные семьи.

Задание 5. Дополните характеристику населения зарубежной Азии цифрами и фактами, содержащимися на рисунках 17, 18 и в таблицах 2 и 3 учебника, а также на кар­тах атласа и в таблицах 11-17 «Приложений».

Задание 6. По экономической карте Юго-Западной Азии в атласе и рисунку 61 учебника охарактеризуйте размеще­ние нефтяной промышленности в этом субрегионе. На­зовите главные нефтяные месторождения, центры пере­работки нефти, нефтепроводы, морские порты, через которые экспортируется нефть.

Задание 7. По карте Китая в атласе определите, с какими государствами эта страна имеет сухопутные границы. Сравните ее по числу стран-соседей с Россией.

Задание 8. Используя текст учебника, «визитную карточку» на его форзаце, рисунки учебника, таблицу в «Приложе­ниях» и карты атласа, дайте характеристику населения Китая. Изложите основные факты, сделайте выводы. Примените типовой план характеристики населения страны (региона) на с. 272.

Дополни- Используя следующий топонимический словарик, «расшифруйте» названия

тельное за- некоторых провинций Китая, обозначенных на рисунке 65: «бэй» - север, дание (для «нань» - юг, «дун» - восток, «си» - запад, «шань» - гора, «юань» и «нин»

удовольствия). - равнина, «хэ» и «цзян» - река, «ху» - озеро, «юнь» - облако.

Например: «Хэбэй» - «к северу от реки» (Хуанхэ).

Задание 9. Используя рисунки и таблицы части I учебника, а также таблицу 23 в «Приложениях», составьте табли­цу-диаграмму по Китаю по образцу рисунка 59, отно­сящегося к Японии.

Задание 10. Используя карты атласа, приведите примеры наиболее крупных промышленных центров, представляющих главные отрасли тяжелой промышленности Китая.

Дополни- Нанесите эти центры на контурную карту. Подумайте над причинами их

тельное задание (ус­ложненное). возникновения.

Задание 11. Пользуясь агроклиматической картой мира и экономической картой Центральной и Восточной Азии в атласе, определите:

1) в пределах каких агроклиматических поясов распо­ложена территория Китая; 2) какие сельскохозяйствен­ные культуры для него характерны; 3) где находятся главные районы их выращивания. Попробуйте назвать главные причины такой их специализации.

Дополни- Нанесите на контурную карту главные районы возделывания риса, пшеницы

тельное за дание (усложненное). и чая в Китае. Объясните их размещение.

Задание 12. Используя текст учебника, рисунок 65 и карты атласа, дайте сравнительную характеристику трех эконо­мических зон Китая.

Дополни- Представьте, что вы являетесь экскурсоводом и вам поручено провести

тельное за- экскурсию по центру Пекина. Пользуясь текстом учебника, планом Пекина в дание (для атласе и дополнительными источниками информации, подготовьте

удовольствия). материал для такой экскурсии и «проведите» ее со своими товарищами.

Задание 13. Используя текст учебника, политическую карту мира и экономическую карту Японии в атласе, охаракте­ризуйте ЭГП Японии. Примените типовой план харак­теристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Дополни- Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также картами атласа, дайте

тельное за- сравнительную характеристику ЭГП Японии и Великобритании; определите дание (ус ложненное). черты сходства и различия.

Задание 14 . С помощью текста учебника и рисунка 69 дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Используя рисунки темы 5, охарактеризуйте главные импортные грузопотоки топлива и сырья в Японию.

Задание 15. Используя текст учебника и рисунки 70 и 72, дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Япо­нии. С помощью экономической карты Японии в ат­ласе конкретизируйте следующие положения учебника: 1) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, метал­лургических, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»; 2) «В его пределах находятся и многие главные районы интен­сивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты».

Задание 16 . Обычный туристский маршрут по Японии включает Токио, Осаку, Киото,

(творчес- Хиросиму. Но он не дает полного представления об этой стране. Используя

кое!). текст и рисунки учебника, а также дополнительные источники информации, составьте такой маршрут, который пока­зывал бы оба лица Японии.

Задание 17. Используя текст учебника, рисунок 74, таблицы 14, 16, 17 в «Приложениях» и карту народов Индии в ат­ласе, дайте характеристику населения Индии. Назови­те города-«миллионеры». Рассчитайте показатель сред­ней плотности населения в 1951, 1981, 1991 и 2001 гг. Сравните полученные данные и объясните, о чем они свидетельствуют.

Задание 18. Используя текст учебника, физическую карту Азии и экономическую карту Южной и Юго-Восточной Азии в атласе, дайте характеристику сельского хозяйства Ин­дии. Примените типовой план характеристики сельско­го хозяйства страны (региона) на с. 242.

Дополни- Пользуясь картой в атласе, нанесите на контурную карту ареалы возделыва-

тельное за- ния риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. дание (ус- Определите, какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии

ложненное). представлены в Индии.

Задание 19. Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и выберите из

(творче- них все относящееся к Австралии. Используйте карты атласа по Австралии

ское!). и таблицы «Приложений». На основе этих материалов до­полните краткую социально-экономическую характери­стику этой страны, данную в учебнике.

Задание 20 . 1. (Работа в тетради.) Составьте логический конспект одного из

(итоговое). параграфов темы 7.

2. (Работа на контурной карте.) Используя текст и рисунки учебника, составьте картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Покажите стрелками экспорт продук­ции горнодобывающей, обрабатывающей промышлен­ности и сельского хозяйства.

3. Выберите одну из стран зарубежной Азии, кото­рую вы хотели бы посетить. Подберите интересный ма­териал по этой стране. Опишите ее - как будто по личным впечатлениям.

4. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении темы 7.

5. Пользуясь рисунком 73 учебника, дайте описание осушенного прибрежного участка моря в Японии.

Попробуйте ответить:

1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии? Почему именно Япония стала пионером в стро­ительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов, автомобилевозов?

2. Почему в Южной и Юго-Восточной Азии плотность населения наиболее велика в долинах и дельтах рек?

3. Почему животноводство стало главной отраслью хо­зяйства Монголии?

4. Почему реку Меконг можно назвать «Дунаем Азии»?

5. Как изменяется специализация сельского хозяйства Китая по мере продвижения с севера на юг? с востока на запад?

6. Почему в структуре промышленности Японии на до­бывающие отрасли приходится всего 0,3%?

7. Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне»?

8. Почему в Австралии освоены главным образом при-океанические территории?

Проверьте, правильны ли следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

1. Каждый пятый житель Земли - китаец.

2. Для Японии, в отличие от других стран Азии, ха­рактерен первый тип воспроизводства населения.

3. Южная Азия - наиболее многонациональный и мно­гоязыкий регион мира.

4. Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов - трудовые ресурсы.

5. Крестьяне в муссонных областях Азии выращивают пшеницу и ячмень.

6. Австралия занимает второе место в мире по пого­ловью овец и первое по производству шерсти.

Выберите правильный ответ:

1. Недра стран Юго-Западной Азии богаты: нефтью, природным газом, железной рудой, ураном, рудами цвет­ных металлов.

2. Среди продуктов сельского хозяйства Южной Азии выделяются: рис, бананы, финики, пшеница, чай, хлопок, шерсть.

3. Наиболее экономически развитым из четырех главных японских островов является: 1) о. Хоккайдо, 2) о. Хонсю, 3) о. Кюсю, 4) о. Сикоку.

Исключите неправильные ответы:

Япония экспортирует: черные металлы, автомобили, морские суда, изделия электроники, уголь, нефть, желез­ную руду, лесоматериалы, продукты животноводства.

Можете ли вы:

1.Нанести на контурную карту мира по памяти сле­дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Монголия, КНДР, Таиланд, Сингапур, Афганис­тан, Иран, Ирак, Сирия, Турция, Израиль?

2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Шанхай, Осака, Джакар­та, Бангкок, Мумбаи, Кабул, Эр-Рияд, Стамбул, Сидней, Мельбурн?

3. Указать, какие из перечисленных ниже стран отно­сятся к новым индустриальным странам: КНДР, Камбод­жа, Республика Корея, Сингапур, Ирак?

4. Указать, какие из перечисленных ниже столичных городов являются приморскими городами: Улан-Батор, Пе­кин, Токио, Сеул, Ханой, Дели, Багдад, Анкара, Бейрут?

5. Назвать пять крупных городов Австралии?

1. Страна занимает первое место в мире по показате­лю средней плотности населения (без микрогосударств).

2. Страна занимает первое место в мире по запасам нефти.

3. Страна занимает первое место в мире по площади орошаемых земель.

4. Страна-материк, входящая в состав Содружества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 7

Что нужно вспомнить

1.Политическую карту, народы и страны зарубежнойАзии. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых,климата, вод, почв и растительности зарубежной Азии иАвстралии, природные зоны в их пределах. (География, 7 класс.) 3. Государства Азии в древности и в Средниевека. (История, 5, 6 классы.) 4. Особенности исторического развития Китая, Индии и Японии в конце XIX- первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 5. Материалы части I учебника. 6. Понятия и термины: климатические пояса, муссоны, эрозия почв, мелиорация, богарное земледелие, резервация.

Что нужно знать

Ведущие идеи темы 7:

1. Впоследние десятилетия роль стран зарубежной Азиии Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политикеи экономике все время возрастает. 2. На территории зарубежной Азии исторически сложились отдельные крупные культурные регионы.

Главные научные знания темы 7:

1.Характерные черты экономико-географического положения, географии природных условий и ресурсов,населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем зарубежной Азии и четырех субрегионов. 2. Экономико- и социально-географическая характеристика Китая. 3. Экономико- и социально-географическая характеристика Японии. 4. Экономико- и социально-географическая характеристика Индии. 5. Краткая обзорная характеристика Австралии. 6. Ключевые словатемы: 1) межэтнический и религиозный конфликт, 2) сепаратизм, 3) восточный (азиатский) тип города, 4) мегалополис, 5) «полюс роста».

Что нужно уметь

1. Давать характеристику природных предпосылок для развития сельского хозяйства страны (региона). 2. Даватьхарактеристику сельского хозяйства страны (региона). 3. Давать характеристику населения страны (региона). 4.Составлять логический конспект части текста учебника. 5. Составлять картосхемы.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

1. План характеристики природных условий для сель^^^^Н ского хозяйства страны (региона):

1. Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства. 2. Агроклиматическая характеристика территории. 3. Почвенно-растительные условия территории. 4. Общая оценка природных предпосылок для развития сельского хозяйства.

2 . План характеристики сельского хозяйства страны (региона):

1. Значение отрасли и размеры продукции. 2. Природные условия для развития отрасли. 3. Особенности аграрных отношений. 4. Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства. 5. География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы (зоны). 6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. 7. Общий вывод и перспективы развития отрасли.

3. План характеристики населения страны (региона):

1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный (этнический) состав населения. 4. Социально-классовый состав населения. 5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 7. Сельское расселение. 8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Тема 8. АФРИКА




БJIOK ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой вой ны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

Дополни- С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответст-

тельное за- вующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по

дание (для удовольствия). по размерам территории.

Задание 2. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности.

Дополни- По тем же источникам определите главные территориальные сочетания

тельное за- полезных ископаемых. Охарактеризуйте состав ископаемых в каждом из них; дание (ус- постарайтесь связать его с тектоническим строением территории. Нанесите ложненное). сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

Задание 3. С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

Задание 4. Используя таблицу 3, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

Дополни- Подготовьте конспект доклада на тему: «Население Африки». Используйте

тельное за- текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дание (усложненное). дополнительную литературу.

Задание 5. Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

Задание 6. По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горно-добываю­щей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы товарного земледелия и их специа­лизацию, 3) трансафриканские транспортные магистра­ли. Используйте также рисунки темы 5 учебника.

Дополни- Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специали-

тельное за- зация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в

дание (творческое!) Африке» по следующей форме:

Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.

Задание 7. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение

(творчес- на тему «Каир - арабский город Северной Африки». Используйте также

кое!). дополнительные источники информации.

Дополни- Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до

тельное за- устья. Опишите свое путешествиев письме к товарищу. Постарайтесь сделать дание (для так, чтобы возник красочный образ этой территории.

удовольствия).

Задание 8. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем

(творческое!). повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».

Дополни- В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о

тельное за- путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого дание (для путешествия. Вкаких странах находятся и что собой представляют удовольствия). описанные писателем районы Африки сегодня?

Итоговое 1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и

задание 9. ЮАР по некоторым показате­лям, характеризующим их население и хозяйство. Оп­ределите черты сходства и различия. Оформите необ­ходимые данные в виде таблицы.

2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии.Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «География Африки на почтовых марках».

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Ответьте на вопросы:

1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?

2. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?

3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?

4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

Правильны ли следующие утверждения:

1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.

2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

4. Главное полезное ископаемое Нигерии - бокситы.

Выберите правильный ответ:

2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).

3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).

4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти сле­дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Конго, Анголу, Зим­бабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?

2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Най­роби, Лагос, Дакар, Луанду, Йоханнесбург?

3. Объяснить значение следующих понятий и терми­нов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?

4. Указать, какие из перечисленных ниже стран явля­ются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д"Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Страна, расположенная на острове площадью 1 600 тыс. км 2 .

2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.

3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.

4. Страна, столицей которой является город Найроби.

5. Страна, где 98% населения сосредоточено на терри­тории, занимающей менее 4% ее общей площади.

Заполните пропуски в следующих фразах:

1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … .

2. ... - крупнейший в Африке производитель и экс­портер нефти, член ОПЕК.

3. ЮАР производит... всей продукции обрабатываю­щей промышленности Африки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 8

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положе­ния, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах. (География, 7 класс.) 3. Древний Египет. (История, 5 класс.) 4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX - начале XX в. (История, 8 класс.) 5. Материал части I данного учебни­ка. 6. Понятия и термины: колония, бантустан, платфор­ма, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, национальный парк.

Что нужно знать

Ведущие идеи темы 8.

Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как афри­канских народов, так и всего мирового сообщества.

Главные научные знания темы 8:

1. Характерные черты экономико-географического по­ложения, географии природных условий и ресурсов, насе­ления, промышленности, сельского хозяйства, природо­охранных проблем Африки. 2. Представление о монокуль­туре. 3. Образ территории Северной Африки. 4. Образ территории Тропической Африки. 5. Краткая обзорная ха­рактеристика ЮАР. 6. Ключевые слова темы: 1) колони­альный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокуль­тура, 3) арабский тип города.

Что нужно уметь

1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно до­бывать необходимые знания для характеристики. 2. Осу­ществлять сравнительную характеристику отраслей, реги­онов и городов. 3. Готовить конспект доклада на задан­ную тему.