Глобальная региональная и межрегиональная интеграция. Межрегиональная интеграция и ее институты
Сегодня в межрегиональных взаимоотношениях устанавливаются прямые контакты с крупными финансовыми институтами с целью привлечения инвесторов в регионы. Процесс где-то достаточно развит, но в данном случае происходит совершенствование межрегиональных экономических связей и появляются новые организационные формы экономического сотрудничества.
Межрегиональная интеграция представляет интеграцию определенного масштаба в определенных временных рамках. Важнейшей формой является экономическая интеграция, выражающаяся во взаимодействии предприятий и организаций различных регионов. К современным формам межрегионального сотрудничества предприятий относят: создания ряда предприятий - холдингов (в нефтяной, газовой и др. отраслях промышленности). Основная цель - сохранять стабильность функционирования отрасли и рост поступлений от экспорта их продукта. Поэтому они стали монополистами создав по всей территории свои филиалы, которые занимаются координацией деятельности и организацией межрегионального сотрудничества.
На внешнем рынке конкурентоспособными могут быль только те предприятия, которые способны объединить в себе: добычу, переработку, транспортировку, сбыт. Поэтому возможно только государственное регулирование их усилий в рамках темпов инфляции.
Следующей формой межрегионального взаимодействия является финансово- промышленная группа (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимость реорганизации отдельных промышленных предприятий и концентрации финансовых ресурсов. Эта необходимость была усилена обострившейся конкуренцией с иностранными производителями на внутреннем и внешнем рынках.
Финансово-промышленные группы в регионах могут стать реальным институтом при проведении экономической и промышленной политики. Регионы, где сформированы крупные ФПГ, являются Регинами-донорами и обладают реальной финансовой самостоятельностью при проведении бюджетной политики.
Создание банков и кредитных организаций - другая форма межрегиональных экономических связей. Создание собственных филиалов в регионах, заключение стратегических союзов крупными банками в разных регионах. Это дает возможность банкам быстрее проводить операции, инвесторам - расширять клиентуру.
3. Межрегиональные связи экономического взаимодействия.
В рамках межрегиональной интеграции создаются различные структуры и институты, которые поддерживают различные формы интеграционных процессов. «Мягкая» форма (формирование ассоциаций) и «жесткая» интеграция - создание межрегиональных структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие формы и институты в завершающей стадии могут привести к изменению административно-территориального деления страны. Речь может пойти о формировании новой модели федеративного
государственного управления, конфедеративного ГУ на основе федеральных округов на макроуровне.
В ослабленной форме «жесткие» интеграции могут формироваться в макрорегионах в виде координирующих органах управления.
Крайним вариантом «мягкой» интеграции являются ассоциации, объединения играющие информационную и пропагандирующую роль в нескольких субъектах РФ («Сибирское согласие», «Возрождение Урала», «Большая Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной интеграции это - смесь «жесткой» и «мягкой» форм, выражающийся в создании координационных органов. Имеются отдельные примеры такого взаимодействия - «Пермский проект».
Наиболее значимыми формами межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 90-х, как реакция на бездействие региональных властей в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они начали формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр тяжести ассоциаций сместился в экономическую сферу. Первой ассоциацией стала - Северо-западная, позже появились: ассоциация Центральной России, Черноземья, «Большая Волга», Северного Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское согласие». В состав входят субъекты федерации, которые расположены на территориях официально зафиксированных экономических районов, а города и крупные сельские районы в состав ассоциаций не включаются.
Из этих межрегиональных ассоциаций действующих на территории соответствующего экономического района за исключением «Сибирского согласия», действие которого распространяется на два района. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций - Уральской и «Сибирское согласие». Бурятия и Читинская область включены в состав Сибирской и Дальне-восточной ассоциаций.
Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации является совет или президиум, в состав которого входят руководители законодательной власти всех составляющих субъектов.
Руководит ассоциацией губернатор. В некоторых случаях (Дальне-восточная ассоциация) в управление включены федеральный инспектор и полпред президента по Дальне-восточному федеральному округу.
Все наиболее важные решения ассоциации принимаются на заседании совета, который собирается несколько раз в год. На этом совете могут присутствовать в качестве приглашенных лиц группы экспертов, руководители предприятий и организаций, научные элиты регионов.
Деятельность ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых вопросов, поэтому в составе ассоциации создается отдельные советы и комиссии по различным направлениям. В их состав входят представители ОИВ и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем является губернатор. Совет межрегиональной ассоциации имеет свой исполнительный орган (крупная исполнительная дирекция с четкой структурой, департаментами, курирующими и обобщающими работу комиссий).
Все межрегиональные ассоциации имеют бюджет, формирующийся за счет взносов регионов в соответствии с расходной статьей в региональных бюджетах и взносов от различных предприятий и организаций.
Все эти ассоциации имеют свои крупные представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие со всеми заинтересованными федеральными органами.
Вопросы:
Основные принципы экономического взаимодействия субъектов РФ.
Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия в современнойРоссии.
3. Органы управления межрегиональных экономических ассоциаций.
Тестовое задание:
1. Выделите факторы определяющие систему межрегиональных экономическихсвязей:
общественное разделение труда;
темп экономического роста отдельного региона;
спецификацией и размещением производства по территориям;
прирост населения региона;
факторы постоянной миграции;
развитость инфраструктуры;
степень обеспеченности качественными трудовыми ресурсами.
2. Главными проблемами внешнеэкономической деятельности в современнойРоссийской Федерации являются (уберите лишнее):
инфляция;
потеря конкурентоспособности многих отраслей производства на внутреннем рынке;
усиление государственного вмешательства в экономику;
преобладание в экспорте сырьевых ресурсов, в экспорте - товаров широкогопотребления;
потеря многих традиционных рынков сбыта
3. К формам межрегиональной экономической интеграции относятся:
финансово-промышленная группа;
межрегиональные объединения банков;
межрегиональные кредитные организации;
межрегиональный кооператив;
ассоциация межрегионального развития.
4. Назовите руководящий орган или руководящее лицо стоящее во главемежрегиональных ассоциаций:
b. президиум,
c. губернатор;
d. федеральный инспектор;
e. полпред президента по конкретному федеральному округу.
5. Назовите первую межрегиональную ассоциацию:
Северо-западная;
ассоциация Центральной России;
ассоциация Черноземья;
«Большая Волга»;
Северного Кавказа;
«Возрождение Урала»;
«Сибирское согласие».
Региональная и глобальная интеграции
Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, т.е. параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном как растущими экономическими потребностями хозяйственного сближения разных стран, так и всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой капиталистической системы. Найти выход из этих противоречий, а также решить задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современные страны стремятся посредством предельного углубления региональной экономической интеграции.
В рамках регионального комплекса интернационализируется и интегрируется уже не только сфера обращения, но и центральная фаза кругооборота капитала, т.е. само производство, технологический процесс создания товара. В результате происходит переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь и пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни. Отметим и то, что интеграция как экономическое явление все еще имеет довольно общий характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением и потерей самостоятельности участников объединения. Поэтому интеграция - это процесс объединения , но еще не само объединение отдельных частей в единое целое. Все это, однако, имеет непосредственное отношение к наиболее развитой форме интеграции - Евросоюзу.
Таким образом, международная экономическая интеграция (МЭИ) - это неуклонно идущий процесс сближения ряда государств на пути к объединению - от провозглашения интеграции до самого тесного сотрудничества в области экономики, финансов, привлечения рабочей силы, создания наднациональных органов экономической и политической власти, которые формируют общую базу проведения внутренней и внешнеэкономической политики интегрирующихся государств.
Обширная совместная деятельность интеграционной группы и созданных механизмов власти ведет к разработке единых правил деятельности различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной, политической, военной и иной деятельности в направлении интеграции. Эта деятельность укрепляет сотрудничество и регулирование хозяйственных, социальных, а в отдельных случаях - политических вопросов в соответствии с теми задачами, которые официально ставились договорами и соглашениями на разных этапах интеграционного развития стран.
Принципы, типы и формы интеграции
Опыт множества интеграционных объединений XX в. показывает, что они формируются в основном на двух базовых принципах. Один принцип - это мощная инициативная роль государства (классический пример - создание и развитие Европейского союза); другой принцип - преобладающая роль крупного частного предпринимательства, которое буквально заставляет государство стать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (примеры: Договор между США, Канадой и Мексикой, НАФТА).
В первом случае развивается институциональный тип интеграции , во втором - частно-корпоративный. Глобальный процесс экономической интеграции имеет, скорее всего, сметанный характер , поскольку он подталкивается, с одной стороны, развитыми странами и их правительствами, с другой - мощными ТНК и ТНБ, с третьей стороны - крупными и влиятельными международными финансово-экономическими и финансовыми организациями и учреждениями (ВТО, ВБ, МВФ), а также структурами ООН.
К институциональному типу интеграции следует отнести и СЭВ, поскольку он был организован исключительно на межгосударственном уровне, хотя и в целях решения прежде всего экономических проблем восточноевропейских стран.
Значительна роль фактора государства и при формировании различных региональных интеграционных групп в зонах развивающихся стран, что, очевидно, связано с тем, что крупное предпринимательство в развивающихся странах еще формируется и не обладает достаточным влиянием, чтобы стать ведущей силой для "проталкивания" интеграционных объединений и соответствующих межгосударственных соглашений.
По масштабам интеграционные объединения делятся на:
- 1) двусторонние - наименее распространены в практике (например, действующее на основе соглашения интеграционное объединение Австралии и Новой Зеландии);
- 2) многосторонние - наиболее распространены в региональной интеграции;
- 3) континентальные - Латиноамериканская экономическая интеграция (ЛЭИ), Организация африканского единства (ОЛЕ).
В настоящее время динамично развиваются оба типа интеграции - и глобальная, и региональная их формы. Интеграционными процессами охвачены Европа, Северная Америка, обширные районы Индийско-Тихоокеанского бассейна, Латинская Америка, Африка, зона арабских стран. Каждая региональная интеграционная группа имеет свои особенности и механизмы образования и функционирования. Одни из них показывают свою жизненную силу, а страны-участницы извлекают пользу для своих народов; другие существуют лишь на формальной основе, хотя порой правительства этих стран заключают важные договоры и соглашения.
Международные региональные организации, действующие в Европе:
- o ЕС;
- o EACT.
Региональные организации, действующие в Европе:
- o Северный совет (Скандинавские страны);
- o Совет государств Балтийского моря.
Региональные объединения государств Центральной и Восточной Европы и Азии:
- o СНГ;
- o Европейско-азиатское соглашение о свободной торговле; преобразовано в 2005 г. в ЕврАзЭС;
- o Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС);
- o Организация стран Центральной Азии;
- o Балтийская зона свободной торговли;
- o Российско-Белорусский экономический союз (преобразован в 1997 г. в Союз Белоруссии и России);
- o Казахско-киргизско-узбекское соглашение о свободной торговле;
- o Организация сотрудничества Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (ГУАМ);
- o Соглашение о совместном экономическом пространстве СНГ (2004);
- o Шанхайская организация сотрудничества (IIIOC, 2005);
- o Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (2009).
Отделение международных отношений Историко-архивного института и кафедра стран постсоветского зарубежья объявляют набор на специализированную магистерскую программу «Межрегиональная интеграция на пространстве Шанхайской организации сотрудничества» по направлению «Зарубежное регионоведение»
Направление: Зарубежное регионоведение
Специализированная магистерская программа, направленная на углубление навыков и знаний в области международной интеграции и современных глобальных и региональных процессов
Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС
Квалификация (степень): магистр зарубежного регионоведения
Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года в РГГУ.
не более 18 академических часов в неделюИтоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации
Аннотация
Магистерская программа «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» рассчитана на лиц, получивших степень бакалавра в сфере гуманитарных и социальных наук, а также на специалистов по направлению «История», «Международные отношения», «Политология», «Экономика», «Юриспруденция». Программа направлена на формирование у магистрантов комплексных знаний о механизмах формирования и хода интеграционных процессов в условиях современных процессов глобализации и регионализации. МП выступает как инновационный проект, нацеленный на реализацию современных методологий экспертного анализа международной обстановки и интеграционных процессов, использующихся в России и за рубежом.
Программа предлагает студентам:
- Получение знаний в области зарождения, развития, моделирования и прогнозирования международных интеграционных процессов
- Обучение не только на методологическом, теоретическом уровне, но и широкое использование практикумов, ситуативных семинаров, ролевых игр, прикладных форм деятельности
- Возможность проходить практику в государственных структурах и международных организациях
- Возможность получить серьезную подготовку по иностранному языку, а также лекции и семинары на иностранном языке
- Подготовку к дальнейшей информационно-аналитической, экспертной деятельности в российских и зарубежных правительственных и неправительственных организациях, в медийной области и связей с общественностью, бизнес структурах, международных и аналитических отделах.
- Подготовку к получению степени кандидата наук в РГГУ, других российских университетах или докторанта в зарубежных университетах.
Отличительной особенностью МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» является ее нацеленность на широкий спектр методов и методологий системного анализа с учетом зарубежного и российского опыта, привлечение не только теоретиков, но и экспертов-практиков. Оригинальность учебного плана состоит в том, что он построен на основе развивающих инновационных форм обучения, а также - тесной работе магистранта с преподавателем в формате мастер-классов и индивидуальных консультаций. В ходе освоения МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» магистранты получают углубленные знания и методические навыки в области прикладного анализа, экономических, социальных, политических и гуманитарных процессов на макроуровне, а также региональном и страноведческом. Обязательным условием является комплексная языковая подготовка. Курсы читают ведущие специалисты РГГУ, МГИМО, МГУ, Дипломатической Академии, департаментов МИДа, а также ведущие эксперты-аналитики из профильных центров.
Интеграционные объединения стран были рассмотрены ранее. Страна, вступившая в такое объединение (например, ЕС) обязана выбирать торговых партнеров, прежде всего, из участников этого объединения.
Помимо этого, все экономические агенты тяготеют в МЭО к соседним
странам, что называется регионализацией.
Примеры регионализации
Экспорт РФ в СНГ(22%)
Миграция рабочей силы: из СНГ в РФ
Регионализация является базой интеграции и глобализации | Интеграция | Организаторы Государство, институты гражданского общества Участники Государство, ТНК, фирмы, граждане Интеграционный процесс требует Международного разделения труда;
традиций сотрудничества;
постановки универсальных целей Современные
особенности
интеграции - Дифференциация внешнеэкономических связей (меньше доля торговли с 1-м партнером, т. е. расширение не только товарной, но и географической структуры); -
развитие регионализации (увеличение доли внутрирегиональной торговли) Регионализация - развитие МЭО с соседними странами.
Доля основного партнера во внешнеторговом обороте 1900 г. 2000 г. США Англия (30%) Канада (20%) Австралия Англия (55%) Япония (20%) Германия Англия (15%) Англия (10%) Россия Германия (60%) Германия (8%) | Доля внутрирегиональной торговли | 1990 г. 2000 г. АТЭС 68% 72% НАФТА 38% 44% АСЕАН 18% 22% МЕРКОСУР 12% 21% Глобализация МЭ
Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, технологий, информации характеризует современную МЭ и «глобализацию». Если интеграцию можно представить как сближение хозяйственных механизмов стран, то глобализацию - как глубокие интенсивные изменения системы МЭО, особенно с появлением новых транспортных и телекоммуникационных технологий.
Глобализация - многосторонний и многоплановый процесс формирования единого мирового экономического пространства, в результате которого мировая экономика приобретает новое качественное состояние Глобализация может быть представлена как итог процесса интернационализации мирового хозяйства:
Уровни глобализации - Микроэкономический (стратегия сбыта на мировых рынках); -
макроэкономический (поддержка государства); -
наднациональный (международные организации, интеграционные союзы) Причины глобализации - возрастание масштабов производства; -
распространение новых технологий; -
развитие инфраструктуры; -
распространение знаний; -
развитие ТНК, МНК; -
увеличивающаяся роль ООН, МВФ, ВТО; -
создание интеграционных группировок; -
либерализация торговли, других рынков; -
достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона); -
окончание «холодной войны»; -
ослабление государственного контроля над «человеческим фактором» Последствия Положительные - Умножаются возможности человечества; -
создается база для решения глобальных проблем; -
конкуренция стимулирует развитие новых технологий; -
эффект масштаба; -
эффект свободной торговли; -
мобилизация финансовых ресурсов (например, на получение новых источников энергии) - Отрицательные - Неравномерное распределение результатов, отсюда могут быть конфликты; -
возможная деиндустриализация отдельных стран; -
возможна потеря суверенитета страны; -
«мировые» спады при циклах.
Развитые страны тоже могут «поплатиться» ростом безработицы
Глобализация и Российская Федерация РФ может оказаться не субъектом, а объектом глобализации по причинам: -
очень высока степень вовлеченности в МЭО и большая зависимость от мировой конъюнктуры; -
ослабление государственного суверенитета; -
ослабление контроля над ресурсами; -
низкая конкурентоспособность; -
низкая инвестиционная привлекательность; -
низкий уровень жизни значительной доли населения; -
плохая структура внешней торговли и др. Вывод Несмотря на различные точки зрения относительно причин и последствий, все-таки, глобализация - естественный процесс