Госдолг на душу населения. Без шансов на выплату

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.

Отношение долга к ВВП сравнивает суверенный долг страны с ее общей экономической продукцией за год. Его выпуск измеряется валовым внутренним продуктом.

Это соотношение является полезным инструментом для инвесторов, лидеров и экономистов. Это позволяет им оценивать способность страны погасить свой долг. Высокий коэффициент означает, что страна не производит достаточных средств для погашения своей задолженности. Низкое соотношение означает, что для совершения платежей имеется много экономической продукции.

Если страна была домохозяйством, ВВП подобен ее доходу. Банки дадут вам больший кредит, если вы сделаете больше денег. Точно так же инвесторы будут рады взять на себя долг страны, если она вырастет больше. После того, как инвесторы начнут беспокоиться о погашении, они будут требовать более высокую процентную ставку для более высокого риска дефолта. Это увеличивает стоимость долга страны. Это может быстро стать долговым кризисом.

Tipping Point

Что такое переломный момент? В исследовании Всемирного банка было установлено, что если отношение долга к ВВП превышает 77 процентов в течение длительного периода времени, это замедляет экономический рост. Каждый процентный пункт долга выше этого уровня стоит стране 1,7 процента в экономическом росте.

Это еще хуже для развивающихся рынков. Там каждый дополнительный процентный пункт долга выше 64 процентов будет медленно расти на 2 процента каждый год.

Как использовать соотношение долга к ВВП

Отношение долга к ВВП позволяет инвесторам в государственных облигациях сравнивать уровни задолженности между странами.

Например, долг Германии составляет 2 доллара. 7 трлн., Что в два раза меньше, чем в Греции, что составляет 514 млрд долларов. Но ВВП Германии составляет 3 доллара. 8 триллионов, что намного больше, чем 281 миллиард Греции. Вот почему Германия (самая большая страна в ЕС) должна была выручить Грецию, а не наоборот. Отношение долга к ВВП для Германии составляет 72%, а для Греции - 182%.

Итак, является ли отношение долга к ВВП хорошим предиктором, из которого страна будет дефолт? Не всегда. Отношение долга Японии к ВВП составляет 228 процентов. Японии не грозит дефолт, поскольку большая часть ее долга принадлежит ее собственным гражданам. Многие греческие долги проводились иностранными правительствами и банками. Поскольку кредитные ноты Греции стали обязательными, его долг был понижен рейтинговыми агентствами, такими как Standard & Poor"s, что привело к росту процентных ставок. Греция должна была найти способ увеличить доход, а также сократить расходы и увеличить налоги. Это еще больше замедляло экономику, что еще больше сократило доход и способствовало погашению долга.

Отношение долга к ВВП США составляет 104% . Но это не критично для страны, которая может выпускать долг в своей собственной валюте. Соединенные Штаты могут просто распечатать больше долларов, чтобы погасить долг.По этой причине риск дефолта очень низкий. С другой стороны, владельцы долговых обязательств заканчивают деньгами, которые стоят меньше. Это в конечном итоге заставит их избежать долгов США.

По мере того как отношение долга к ВВП страны возрастает, он часто сигнализирует о том, что рецессия продолжается. Это потому, что ВВП страны сокращается в результате рецессии. Это приводит к тому, что налоги и федеральные доходы снижаются в то же самое время, когда правительство тратит больше средств на стимулирование своей экономики.

Если расходы на стимулирование будут успешными, рецессия будет снижаться, налоги (и федеральные доходы) возрастут, а отношение долга к ВВП должно выровняться.

Лучшим детерминантом доверия инвесторов к платежеспособности правительства является доходность его долга. Когда урожайность низкая, это означает, что существует большой спрос на ее долг. Он не должен платить с высокой отдачей. Соединенным Штатам повезло в этом отношении. Во время Великой рецессии инвесторы бежали к долгу США. Он считается ультрабезопасным.

По мере того как мировая экономика продолжает улучшаться, инвесторам будет комфортно относиться к более высокому риску, потому что они хотят более высокой прибыли. Доходность по долгу США возрастет по мере падения спроса. Когда урожайность высока, обратите внимание. Это означает, что инвесторы не хотят долга. Страна должна больше платить, чтобы заставить их покупать свои облигации.

Это создает нисходящую спираль. Высокие процентные ставки делают его более дорогостоящим для страны. Это увеличивает бюджетные расходы, что создает больший дефицит бюджета, что создает больше долгов. Хорошим примером является долговой кризис Греции.

Именно поэтому отношение долга к ВВП по всем его видам все еще широко используется. Это хорошее эмпирическое правило, указывающее на то, насколько сильной является экономика страны, и насколько вероятно использовать добросовестность для погашения долга.

Как рассчитать отношение долга к ВВП

Чтобы определить соотношение долга к ВВП, вы должны знать две вещи: уровень задолженности страны и экономический результат страны. Это кажется довольно простым, пока вы не узнаете, что долг измеряется двумя способами. Большинство аналитиков смотрит на общий долг. Некоторые, как CIA World Factbook, смотрят только на государственный долг.

Это немного вводит в заблуждение. В Соединенных Штатах вся задолженность по существу принадлежит общественности. Вот почему. Казначейство США имеет две категории. Долг, открытый общественностью, состоит из казначейских облигаций США или облигаций Сбербанка США, принадлежащих отдельным инвесторам, компаниям и иностранным правительствам. Государственный долг также принадлежит пенсионным фондам, взаимным фондам и местным органам власти.

Другая категория - внутриправительственные холдинги. Это категория, о которой не сообщается CIA World Factbook, потому что это долг, который федеральное правительство обязано себе самому, а не внешним кредиторам. ЦРУ показывает, что правительство не погасит себя, и что? Это всего лишь метод учета между двумя агентствами.

Но это имеет большое значение. Деньги, которые федеральное правительство «обязано себе», в значительной степени обязаны главным образом Целевому фонду социального страхования и пенсионным фондам федерального департамента. Благодаря поколению Baby Boomer эти агентства получают больше доходов от налогов на заработную плату, чем сейчас, они должны выплачивать пособия.Это означает, что у них избыточные деньги, которые они используют для покупки Treasuries. Правительство просто тратит лишние деньги на все правительственные программы. Когда Бумеры уйдут на пенсию, Социальное обеспечение будет выплачивать денежные средства в своих казначейских владениях для выплаты пособий.

Поэтому вы всегда должны смотреть на общую задолженность, а не только на долг перед обществом. Это потому, что весь федеральный долг в конечном итоге должен общественности. Вот почему внутриправительственные холдинги должны учитываться в U. S. отношение долга к ВВП.

Часто задаваемые вопросы по долгу в ВВП

  • В чем разница между реальным и номинальным ВВП?
  • Каковы компоненты ВВП?
  • Какой лучший способ сравнить ВВП между странами?
  • В чем разница между ВВП и темпом роста ВВП?
  • Каков идеальный темп роста?
  • Каков нынешний темп роста ВВП?
  • Что такое депрессия?

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Александр Лесных. В начале этого года глобальный долг превысил 233 триллиона долларов. По данным Всемирного банка (ВБ), это больше общемирового ВВП на 288 процентов. Весомый "вклад" в сложившуюся ситуацию внесли государства, продолжающие, несмотря на предостережения международных финансово-экономических организаций, набирать кредиты в погоне за лучшей жизнью. Какие страны возглавляют этот антирейтинг — в материале РИА Новости.

Запишите на мой счет

Номинально по объему государственного долга лидируют США. В этом году цифры на специальном счетчике, установленном на Манхэттене, показали новый рекорд: Вашингтон должен всему миру почти 21,5 триллиона долларов.

Однако с учетом валового внутреннего продукта ситуация иная. На пятом месте в антирейтинге — Португалия, чей госдолг превышает ВВП (217 миллиардов долларов) почти на четверть.

Корни нынешних экономических проблем этой страны уходят в 1990-е. Став частью Евросоюза и перейдя на расчеты в евро, Португалия утратила возможность за счет слабой валюты поддерживать текстильную промышленность — одну из ключевых отраслей экономики. В результате национальные производители проиграли конкуренцию китайцам с их дешевой рабочей силой.

Как итог — рост безработицы и массовая эмиграция: сейчас более 50 тысяч португальцев в год уезжают на заработки за границу.

К 2011-му страна уже находилась в шаге от дефолта и спасать экономику пришлось силами всего Евросоюза и МВФ. После согласования программы экономической консолидации Лиссабону выделили кредит в 76 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что программу экономических реформ, предполагавшую рекапитализацию банковского сектора, сокращение дефицита бюджета и социальных расходов, приняли только спустя год, после того как в марте 2010-го действующее правительство отказалось вводить дополнительные меры экономии и в итоге было распущено.

К 2017 году экономическая ситуация в Португалии стабилизировалась: ВВП вырос на 2,7%, безработица снизилась до 8,8% — это меньше, чем в среднем по Европе.

Однако в прошлом году госдолг увеличился на 1,65 миллиарда евро, а эксперты МВФ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост португальской экономики замедлится до 1,8%. В таких условиях надеяться на погашение долгов не приходится.

Ариведерчи

Четвертое место занимает еще одна страна еврозоны — Италия с госдолгом в 131% валового внутреннего продукта, который в 2017-м составил 1,9 триллиона долларов.

Аналитики отмечают, что в 2019-м, когда итальянец Марио Драги покинет пост главы Европейского центрального банка (ЕЦБ), Рим лишится источника дешевых кредитов. Как следствие, страна не сможет обслуживать свой госдолг и будет вынуждена объявить дефолт, который, в свою очередь, приведет к масштабному кризису всей мировой финансовой системы.

Главная проблема итальянской экономики в том, что она основана на маленьких семейных предприятиях, неспособных конкурировать с транснациональными корпорациями. Это основная причина низких темпов экономического роста страны: в 2014 году ВВП увеличился всего на 0,1%, в 2015-м — на 1%, в 2016-м — на 0,9%, в 2017-м — на 1,5%.

Сказались и европейские санкции против России: по словам бывшего итальянского сенатора Роберто Мура, из-за них бюджет ежедневно недополучает порядка семи миллионов евро.

Масла в огонь подливают драконовские налоги на бизнес, не позволяющие предпринимателям модернизировать производство: в крупных городах сборы доходят до 70%.

Эхо войны

На третьем месте — Ливан. До того как в 2011-м в Сирии началась гражданская война, Ливан процветал за счет экспорта товаров в Ирак, Иорданию, страны Персидского залива и высокого турпотока. По прогнозам МВФ, к 2015 году страна должна была выйти на показатель ВВП в 20 тысяч долларов на душу населения и стать одним из экономических тяжеловесов Ближневосточного региона.

Однако война в соседней Сирии все изменила. Резко вырос импорт товаров, увеличив дефицит торгового баланса. Кроме того, в Ливан хлынул поток беженцев — всего за три года в страну прибыло порядка 1,2 миллиона сирийцев.

Помимо того, что на их содержание приходится тратить огромные деньги, вынужденные переселенцы согласны на любую работу за сущие гроши. Как следствие, все больше ливанцев теряют работу и оказываются за чертой бедности.

Вдобавок ко всему в середине 2013 года экстремисты устроили в Ливане серию террористических актов с угрозами в адрес иностранцев. В результате поток туристов сократился на 80%.

Резкое снижение доходов вынудило правительство пойти на заимствования, и в прошлом году госдолг Ливана достиг 149% ВВП.

Из князей в грязи

До вступления в Евросоюз правительство Греции старалось не привлекать внешних займов из-за высокой ставки по их обслуживанию. Однако в 2001 году, войдя в ЕС, Афины смогли позволить себе более дешевые кредиты в евро.

В тот же период провели массовую приватизацию государственных предприятий, в том числе пяти главных банков страны. С присоединением к еврозоне в Греции выросла занятость в сфере услуг, а производство, в частности, на вполне успешных верфях, сократилось.

Такая экономическая политика вызвала разбалансировку бюджета, и уже к 2009 году госдолг Афин превысил 115% ВВП (порядка 300 миллиардов евро). Разумеется, Брюссель не мог допустить дефолта и масштабного кризиса в Греции, причем не только по финансовым причинам: это нанесло бы серьезный репутационный удар по ЕС.

В итоге страну вытаскивали из незавидного положения совместными усилиями Евросоюз и МВФ. В 2010-2011 годах были приняты решения о предоставлении Афинам двух программ финансовой помощи.

Население не поддержало меры жесткой экономии, предусматривавшие, среди прочего, сокращение социальных выплат, и правящая партия "Новая демократия" в 2015-м проиграла выборы. Спустя полгода произошел технический дефолт из-за невыплаты долга Международному валютному фонду.При этом экономика развивается очень медленно: 0,4% в 2014 году, 1,4% в 2015-м, 0,9% в 2016-м и 1,7% в 2017-м. Кроме того, растет число пенсионеров и требуется направлять все больше денег на социальные выплаты.

Единственное, что спасает Токио от дефолта, — большая часть долговых обязательств принадлежит внутренним частным и юридическим лицам, а не иностранным спекулянтам. К тому же государство располагает достаточно крупными резервами.

И все же госдолг, превышающий ВВП в 2,5 раза, висит дамокловым мечом над страной. Один из самых тревожных звонков для японской экспортоориентированной экономики — почти девять миллиардов долларов внешнеторгового дефицита. Такой показатель был зафиксирован в начале текущего года.

Учитывая прогнозы о замедлении роста мировой торговли, у Токио остается все меньше времени, чтобы разобраться с госдолгом. Что делать, пока никто не знает.

Относительно пресловутого «госдолга США» работает тот же принцип. Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн . Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше — $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык — это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. — огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП — доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП: Таблица

Примечание Владимира Зыкова. Кому не хочется смотреть большую таблицу, скажу: Украина - 22 место, 92,31% ВВП; Беларусь - 48 место, 68,89%; Польша - 86 место, 52,85%; Россия - 175 место, 19,43%.






















По данным МВФ. Обновлено 14.08.2018
Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна — $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.

Максим Котов, «Школа Инвестора».


Уровни долгов стран мира

На фоне разгорающегося очередного кризиса долгов давайте обсудим вместе вот и этот вопрос.

Вот такие данные совсем недавно очередной раз всполошили интернет-сообщества, неустанно следящие за успехами или провалами российских властей:

"Внешний долг России в прошлом году вырос на 83 млрд 408 млн долларов, или на 15,4% и на 1 января 2013 года составил 623 млрд 963 млн долларов по сравнению с 540 млрд 555 млн долларов на 1 января 2012 года, свидетельствуют данные Банка России." (пруф)

Ужас? Или нет? Как это понимать? Да чего только мы не слышим периодически: и про фискальные обрывы, и про периодический дефолт США, и про полное банкротство Греции, даже высчитывали, какой высоты будет гора денег, которые составляют госдолг США.

Каждый из вас наверное хотя бы один раз задумывался над таким вопросом: а кому они все должны? Практически каждая страна что то должна, и многие из них должны уже непомерные суммы (мне кажется уже никто и не рассчитывает, что долг будет погашен). Если обратиться к мозговитым экономистам они нам тут выдвинут свои теории, которые мы все равно не поймем. Давайте все вместе попробуем разобраться в этом как нибудь по проще, так сказать для обывателя и на ярких примерах...


Для начала напомню, как возникает государственный долг. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитором и процентом по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

Каждое правительство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. В реальной действительности расходная часть превышает доходную, в результате чего образуется бюджетный дефицит. Самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 2-3 % ВВП).

Для покрытия дефицита бюджета правительства, государство обращается за кредитом к национальным банкам, а также выпуском государственных ценных бумаг - облигаций. В результате чего появляется и растет государственный долг , т.к. государственные облигации и кредит - это долговые обязательства государства.

Под внешним долгом понимаются обязательства государства, возникающие в иностранной валюте. Это могут быть кредиты правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, еще это могут быть иностранные инвестиции.

Последнее время в частности очень много говорят о тяжелой ситуации в Еврозоне. То там "бабахнет", то тут. Греция то выходит, то не выходит. Давайте посмотрим на взаимное проникновение долгов для начала в Европе. Данные немного устаревшие, но тенденция похода и понять суть вопроса будет достаточна...

Это официальное исследование ESCP Europe 2011 года о перекрестном проникновении долгов в Европе.

Стрелочки показывают, кто кому и сколько должен, толщина стрелок - размеры межгосударственных долгов, круги с названиями стран - общий объем долга (площадь круга пропорциональна размеру суммарного долга страны). Обратите внимание на Англию и Италию

Но среди прочего видно, что имеются и встречные долги. В современной банковской системе это считается нормальным - когда все должны всем. Любой разумный человек в такой ситуации предложит упростить картинку, произведя встречные взаимозачёты. Ну что же - давайте их произведем.

При этом надо понимать, что в реальности взаимозачесть долги нельзя - они выданы с разными условиями, разными сроками погашения и так далее, кроме того, такой взаимозачёт занулит или серьезно подрежет оборотные средства многих финансовых организаций - что вызовет коллапс платежей и последующий нарастающий ком всеобщего кризиса. Там много разных нюансов.

Но виртуально мы можем сделать такой - сугубо формально-цифровой - взаимозачёт. Посмотрим на результат:


Отлично видно, что долг Франции практически обнулился. А ей должны - очень много Италия, несколько меньше Германия, и еще меньше (но тоже много) Испания. В общем, если у кого с долгами все хорошо - так это у Франции.

А вот у кого совсем большие проблемы - тоже видно отлично, это Англия. Англия должна Германии и Испании гигантские (и примерно равные) суммы, а ей мало кто и мало что должен.

Плохое положение и у Италии - она много должна Франции, а ей никто ничего существенного не должен.

Как ни странно, у Испании всё не так уж безвыходно - она должна французам и немцам, но еще больше ей самой должны англичане, да и долги Португалии тоже немаленькие. Ну а у немцев и тем более практически аллес орднунг - да, долг перед Францией велик, но гораздо больше должны Германии та же Англия и Испания.

Конечно, сам по себе объём долга не важен - важно его соотношение с ВВП страны. Именно из-за этого соотношения катастрофа создалась сначала в Греции, Португалии и Ирландии (PIG). Но главный пузырь европейских долгов затаился в Англии. Он еще покажет себя.


данные за 2011 год

А вот про соотношение с ВВП это очень интересный и зачастую забываемый многими момент. Тут то мы как раз и подойдем к оценке новости, которая была в начале поста.

В опубликованном в середине мая экономическом докладе Еврокомиссии в 2013г. прогнозируется рост госдолга у подавляющего большинства государств еврозоны, в частности у Испании, Франции, Греции, Португалии и Ирландии. Служба аналитической информации Международной организации кредиторов (WOC) провела исследование объемов госдолга разных стран мира и прогнозов их увеличения.

В 2010 г. совокупный государственный долг стран мира превысил 41 трлн долл., но на тот момент увеличение объема обязательств можно было оправдать желанием правительств как можно быстрее преодолеть последствия кризиса и вернуться к докризисным уровням. По итогам 2011г. статистические отчеты продемонстрировали положительную динамику различных экономических показателей, в том числе прирост ВВП многих стран. Однако правительственные долги 50 крупнейших экономик мира тоже выросли и достигли суммы 55 трлн долл. Совокупная внешняя задолженность указанных государств перешагнула за 65 трлн долл. Таким образом, экономический рост в минувшем году был обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счет заимствований у не резидентов.


Как видно из таблицы, лидеры рейтинга стран по объему внешнего долга в большинстве случаев занимают те же позиции, что и годом ранее. Внешний долг Соединенных Штатов по итогам 2011г. стал равен объему ВВП, но в рейтинге по этому показателю США далеко не лидеры. Внешняя задолженность Ирландии почти в 11 раз больше, чем объем ВВП, Великобритании - в 5 раз, Нидерландов и Гонконга - в 4 раза. Только у Японии показатель внешнего долга ниже 50%, но это, наверное, единственный положительный момент в долговой ситуации этой страны. Уровень японского государственного долга зашкаливает, как показано в таблице ниже.


По сравнению с результатами 2010г. в первой десятке все остались на своих местах, за исключением Великобритании и Китая. Последнему удалось сократить суверенный долг на 5%, что позволило ему поменяться местами с Великобританией, которая долги продолжает наращивать (+17%). Кроме того, в первой десятке у КНР лучшее соотношение государственного долга и ВВП (25,8%).

Госдолг США продолжает расти, и его отношение к ВВП уже превысило 100%. Но необходимо понимать, что американская экономика является крупнейшей в мире, кроме того, у Соединенных Штатов есть возможности для получения эмиссионного дохода. А значит, даже при сохраняющейся тенденции к увеличению долговой нагрузки у американской экономики остаются возможности для роста.

Япония с госдолгом на уровне 226% ВВП лидирует в мире

Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии, где объем государственного долга к ВВП составляет 226%. Страна продолжает бороться с последствиями цунами преимущественно путем внутренних финансовых вливаний в национальной валюте, чем и объясняется такой высокий показатель долговой нагрузки. Следом за Японией по этому показателю идет Греция, на третьем месте находится Италия, которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. По итогам 2011г. ВВП Италии вырос на 7%, а Франции и Германии - на 8% и 9% соответственно. В целом для еврозоны 2011г. сложился довольно удачно - экономический рост наблюдался во всех странах блока за исключением Греции (-1%).


Источник: Данные МВФ, расчеты WOC

Самый высокий уровень долговой нагрузки на одного жителя зафиксирован также в Японии - 105 тыс. долл. государственного долга. У Ирландии, занимающей второе место, этот показатель ниже более чем вдвое (49,9 тыс. долл.). Как видно из рейтинга, за прошедший год долговая нагрузка в первой двадцатке в среднем выросла более чем на 10%, за исключением Швеции и Португалии, где наблюдается небольшое снижение этого показателя (на 4% и 2% соответственно).

Россия по всем трем показателям находится на хороших позициях. Уровень внешнего долга к ВВП у страны не превышает 30%, его рост за год составил всего 6%. Уровень государственного долга еще ниже и не превышает 10% ВВП, а на каждого россиянина приходится 1247 долл. долга. Как видно из таблицы ниже, практически вся задолженность покрывается международными резервами.


Источник: Данные CIA, расчеты WOC

В течение нескольких лет первая тройка в рейтинге по объему международных резервов не менялась, а между третьим и четвертым местом оставался довольно существенный разрыв. Но по итогам 2011г. Саудовская Аравия обогнала Россию и заняла третье место. По всей видимости, правительство этой арабской страны наращивает резерв на черный день, когда нефть закончится. Чтобы попасть на второе место, Саудовской Аравии необходимо удвоить резервный фонд. Это возможно, если цены на нефть будут оставаться высокими, а Япония для решения внутренних проблем начнет использовать золотовалютные запасы.

Прогноз прироста государственного долга в 2012-2015гг.


Источник: Данные МВФ

Согласно ожиданиям МВФ, до 2015г. объем государственной задолженности будет продолжать увеличиваться. Лидерство по этому показателю сохранят за собой США - планку 20 трлн долл. страна преодолеет через три года. Япония сохранит за собой второе место, и к 2015г. ее правительственный долг превысит 15 трлн долл. Судя по тенденциям, уже к 2015г. суммарный долг первой десятки стран достигнет практически 55 трлн долл., то есть того объема, который на сегодняшний день составляют долги 50 государств.

Представляем вашему вниманию, данные ТОП 10 стран мира по объему ВВП в 2012 году, а также ВВП некоторых стран СНГ в 2012 году, подготовленные на основании Всемирной книги фактов ЦРУ (США). Согласно представленной информации, тройка лидеров по объему ВВП не изменилась, и по - прежнему первое место за США, второе за Китаем, а третье за Японией. Россия по объему ВВП поднялась с 10 места в 2011 году на 9 место в 2012 году, обогнав Индию. Кроме России в топ 100 стран мира с наибольшим объемом ВВП из стран СНГ вошли Украина, Казахстан, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан.

Страны Объем ВВП, долл. США

1. США 15497,321 млрд.
2. Китай 7743,144 млрд.
3. Япония 6124,899 млрд.
4. Германия 3706,970 млрд.
5. Франция 2889,708 млрд.
6. Бразилия 2617,987 млрд.
7. Англия 2603,880 млрд.
8. Италия 2287,704 млрд.
9. Россия 2117,236 млрд.
10. Индия 2012,760 млрд.

32. Украина 359,900 млрд.
54. Казахстан 167,600 млрд.
61. Беларусь 105,200 млрд.
74. Азербайджан 65,410 млрд.
75. Узбекистан 64,150 млрд.

А теперь еще одна содержательная картинка из википедии! Кому интересно, может поискать нашу страну.

Под спойлером таблица всех стран мира, отсортированная по отношению внешнего долга к ВВП (в процентах)






Как мы видим внешний долг растет не сильно, а вот внутренний госдолг значительной сильнее.

Кстати, вот тут увидел занимательную флешку. НАЖИМАЙТЕ НА КАРТИНКУ НИЖЕ и можете видеть как менялись долги мира в прошлом и какой прогноз их ждет в будущем


А вот свежие новости Суверенный долг Италии достиг исторического максимума и превысил два триллиона евро Как сообщается в обнародованном сегодня сообщении Центробанка страны /Банка дИталия/, в октябре внешняя задолженность составила 2 трлн 14 млрд евро. (ссылка )

Ну в теме, которая касается долгов не могу обойти стороной самую интересную в этом плане страну - США. Помните, не так давно в интернетах все с любопытством разглядывали - как выглядит госдолг США.

Давайте вспомним это.




Ну или вот еще вариант по долгу США!


Если рассматривать каждую страну в отдельности, можно подумать, что она должна другой стране. Но нет, другие страны тоже кому-то должны… На самом деле ни для кого не секрет, что государства должны различным банковским структурам.

Любой здравомыслящий человек задается вопросом: «Почему бы государству просто не напечатать необходимое количество денег?» Самое удивительное, что ясный и четкий ответ на этот вопрос не может дать ни один высокопоставленный чиновник или маститый профессор экономики! Все они хором твердят заученную фразу о том, что если печатать деньги - будет инфляция. При этом, никто из них не может объяснить в чем разница: взять 10 млрд. у.е. в международном банке (продать облигации некой иностранной инвестиционной компании) или позаимствовать их у внутреннего потребителя путем выпуска облигаций на выгодных условиях, гарантом которого является само государство с его несметными природными ресурсами и землей.. Ведь эффект для экономики один - в нее попадет 10 млрд. у.е. Кстати, деньги можно в любое время изъять из экономики, при необходимости.

Инфляция определяется соотношением объема денежной массы и объема товарооборота, а откуда взялась денежная масса - это не имеет никакого значения, как не имеют значения пропорции составляющих товарооборота.

Вот еще одна интересная, но к сожалению не новая диаграмма взаимных долгов. Нажимайте на картинку и вы сможете выбрать страну для визуализации взаимного долга.


Абсолютно понятно, что экономически оправданы только внутренние заимствования, которые не увеличивают денежную базу и абсолютно не понятно, почему народ в лице государства должен зависеть от каких-то международных банковских корпораций и платить им.

К сожалению, надо признать, что правительства большинства развитых государств утратили возможность в полной мере осуществлять свою главную функцию - функцию управления. Центральные банки не подконтрольны правительствам, следовательно, они не могут быть полноценным инструментом для достижения национальных целей.

--

Вот что еще экономического посоветовал бы почитать: