Государственное регулирование финансового рынка. государственной регистрации выпусков ценных бумаг

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка - саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на -услуг (от англ. FOReign Exchange - рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

Государственное регулирование финансового рынка состоит в осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контролю, надзору за рынком и предотвращение злоупотреблениям и нарушениям в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:

  • создания условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;
  • защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;
  • контроля за прозрачностью и открытостью рынка;
  • соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;
  • предотвращения монополизации и содействия развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются разные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка – инвесторов и эмитентов, государственное регулирование может обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. Основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:
  • принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;
  • регулирование выпуска и оборота финансовых активов;
  • регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации про их выпуск, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;
  • регулирование прав и обязанностей участников рынка;
  • создание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечение контроля за такой деятельностью;
  • создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке;
  • контроль за достоверностью информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;
  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п..
С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и определенной мерой направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка относится регулирование:
    1. процедур выпуска и оборота финансовых активов;
    2. разных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;
    3. деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);
    4. деятельности иностранных участников рынка.
Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают надлежащие условия для ее действующего использования.
С понятием информационного обеспечения рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка – чем более полной и достоверной информацией владеют участники рынка, тем «прозрачнее» этот рынок. Сегодня одним из «прозрачных» рынков считают финансовый рынок США, на котором участникам рынка доступна такая информация о финансовых активах и их эмитентах, которую в других странах не вменяют в обязанность делать достоянием гласности.

Государственное регулирование финансового рынка состоит в осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контролю, надзору за рынком и предотвращение злоупотреблениям и нарушениям в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:

 создания условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;

 защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;

 контроля за прозрачностью и открытостью рынка;

 соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;

 предотвращения монополизации и содействия развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются разные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка – инвесторов и эмитентов, государственное регулирование может обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. Основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:

 принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;

 регулирование выпуска и оборота финансовых активов;

 регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации про их выпуск, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;

 регулирование прав и обязанностей участников рынка;

 создание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечение контроля за такой деятельностью;

 создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке;

 контроль за достоверностью информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;

 контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п..

С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и определенной мерой направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка относится регулирование:

Процедур выпуска и оборота финансовых активов;

Разных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;

Деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);

Деятельности иностранных участников рынка.

Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают надлежащие условия для ее действующего использования.
С понятием информационного обеспечения рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка – чем более полной и достоверной информацией владеют участники рынка, тем «прозрачнее» этот рынок. Сегодня одним из «прозрачных» рынков считают финансовый рынок США, на котором участникам рынка доступна такая информация о финансовых активах и их эмитентах, которую в других странах не вменяют в обязанность делать достоянием гласности.

Финансового рынка – процесс упорядочения деятельности различных участников финансового рынка и проводимых ими операций организациями, уполномоченными на подобные действия. Процесс государственного регулирования включает в себя следующие пункты:

  • Законодательная деятельность вкупе с принятием нормативно-правовых документов, суть которых - регулирование процессов функционирования рынка
  • Проведение лицензирования и контроля деятельности проф. участников, а также финансовых посредников рынка ЦБ
  • Соблюдение антимонопольного законодательства
  • Защита законных интересов и столь же законных прав инвесторов, эмитентов и кредиторов
, случившийся в 2008 году, дал понять, что процессы регулирования финансовых рынков не всегда соответствуют уровню интеграции и развития финансовых рынков, которые являются в достаточной мере нестабильными. При взаимодействии нескольких финансовых рынков происходит дестабилизация отдельно взятых национальных рынков, что в подобных условиях усложняет работу государственных органов регулирования. Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляется следующими структурами: 1.ФС по финансовым рынкам:
  • Государственная регистрация ЦБ и выпуск отчетов по итогам эмиссии ценных бумаг
  • Обеспечение соблюдения законодательства РФ относительно обеспечения информацией участников рынка ЦБ
  • Контроль участников финансового рынка и осуществление надзора за ними
2.Инспекция НПФ ФС по труду и занятости
  • Лицензирование НПФ
  • Контролирование финансового состояния НПФ
  • Разработка и утверждение методических документов и нормативно-правовых актов, занимающихся регулированием деятельности НПФ
3.Центробанк
  • Установка правил по проведению расчетов и банковских операций, совершаемых на территории РФ
  • Проведение лицензирования кредитных организаций
  • Контроль деятельности различных кредитных организаций
  • Регистрация ЦБ кредитных организаций
  • Осуществление контроля и регулирования проведения валютных операций
4.ФС страхового надзора МФ РФ
  • Выдача страховым компаниям лицензий
  • Контроль финансового состояния страховщиков
  • Разработка методов и норм страховой деятельности
Защита кредиторов и различных инвесторов на финансовом рынке Основной целью, принятого Правительством РФ, ФЗ «О защите прав инвесторов» является попыткой обеспечения полноценной защиты законных интересов и столь же законных прав инвесторов, которые занимаются инвестированием накопленных средств в , кроме этого осуществление контроля за выплатами компенсаций и прочего возмещения нанесенного ущерба инвесторам эмитентами, в ходе осуществления ими различной деятельности, или проф. участниками рынка ЦБ. Согласно, данного закона может в любой момент времени потребовать у проф. участника рынка копию его лицензии, предоставляющей данному участнику право на осуществление , копию зарегистрированного документа, подтверждающего наличие государственной регистрации и попросить предоставить всю информацию относительно интересующих его ценных бумаг и имеющихся гарантий. Все жалобы инвесторов относительно нарушения их прав участниками рынка ЦБ рассматриваются органами федеральной власти (исполнительной), занимающимися регулированием процессов на РЦБ. Причем срок рассмотрения поданной жалобы не должен быть более двух недель.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает: всех участников финансовых операций; все виды деятельности; все виды операций на финансовом рынке.
Различают: государственное регулирование рынка, осуществляемое государствен-ными органами; регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка; общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
Цели регулирования финансового рынка: поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается; в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.

Процесс регулирования финансового рынка включает три стадии (рис. 11.3) Основными принципами регулирования РЦБ являются: разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой; выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тща
тельном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

Рис. 11.3. Регулирования финансового рынка

обеспечение конкуренции между участниками рынка; обеспечение гласности нормотворчества; соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования финансового рынка и учет опыта мирового рынка.
Регулирование финансового рынка осуществляется в форме государственного регулирования и саморегулирования (рис. 11.4).

Рис. 11.4. Механизмы регулирования финансового рынка

Г осударственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему: идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения); концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели социальноэкономического развития; установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операционных и учетных стандартов); контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).
Структуру органов государственного регулирования финансового рынка составляют: высшие органы государственной власти: Г осударственная дума; Президент; Правительство. специальные институты финансового регулирования: Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаги и регулирует их обращение; Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям; Антимонопольный комитет устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением; Департамент страхового надзора регулирует деятельность на финансовом рынке страховых компаний и страхование финансовых активов.
Косвенное или экономическое управление финансового рынка осуществляется через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы, государственную собственность и ресурсы.
Основные направления косвенного регулирования: контроль за денежной массой в обращении и объемами предоставлен-ных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента; изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений; гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора);
внешнеэкономическая политика (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения); внешнеполитическая деятельность - развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия.
Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.
Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта: рыночное саморегулирование - это самонастройка процессов финансового рынка под влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения; административное саморегулирование - средство формирования саморе- гулируемых организаций.
Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками финансового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, что выражается в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являются организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.
Профессиональные участники финансового рынка - это юридические лица, в том числе кредитные организации, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют различные виды деятельности, вступая в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относятся: организаторы финансового рынка (биржи); профессиональные посредники; информационные агентства.
Видами профессиональной деятельности на фондовом рынке являются: брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг); деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; депозитарная деятельность; деятельность по организации торговли ценными бумагами.
Разновидностью организатора профессиональной деятельности является фондовая биржа. Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа организует куплю-продажу ценных бумаг, ее задачами являются: предоставление места для рынка, то есть места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа; выявление равновесной биржевой цены; аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче прав собственности; создание механизма для беспрепятственного разрешения споров; обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Выполнение функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые прошли листинг.
Листинг - это предпродажная проверка качества и надежности ценных бумаг, предлагаемых для включения в котировальный лист на фондовой бирже. Требования для проверки ценных бумаг фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.
Саморегулирование финансового рынка направлено, в конечном счете, на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и эстетических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций.
Контрольные вопросы и задания Какие виды рынков вы знаете? В чем отличие финансового и фондового рынка? Назовите профессиональных участников рынка. Как регулируется рынок ценных бумаг? Каковы функции фондовой биржи? Назовите критерии классификации ценных бумаг.
Тематика контрольных и курсовых работ Развитие финансовых рынков в России. Нормативно-правовые основы функционирования участников бирж. Особенности обращения ценных бумаг (облигации, акции, векселя) Обращение государственных ценных бумаг на российском рынке. Муниципальные ценные бумаги: обращение и регулирование. Страхование рисков в операциях с ценными бумагами.
Тестовые задания
!.Финансовый рынок представляет собой:
а) систему управления денежными потоками организаций;
б) сферу проявления экономических отношений между продавцом и покупателем;
в) экономические отношения, возникающие в результате движения денежных средств;
г) систему управления совокупностью денежных средств. Финансовый рынок включает в себя:
а) рынок товаров, благ и услуг;
б) рынок товарных ценных бумаг;
в) рынок капиталов и фондовый рынок. К общерыночным функциям финансового рынка относятся:

в) организующая и контрольная. К специфическим функциям финансового рынка относятся:
а) коммерческая, ценовая и информационная;
б) перераспределительная и страховая;
в) организующая и контрольная.
г) все вышеперечисленные. Профессиональные участники фондового рынка- это:
а) эмитенты и инвесторы;
б) юридические лица, кредитные организации и предприниматели;
в) все перечисленные. Финансовый инструмент представляет собой:
а) контракт на приобретение денежных средств в будущем;
б) контракт, позволяющий увеличить стоимость финансовых активов организации;
в) контракт, удостоверяющий право на получение долгов. Ценные бумаги бывают:
а) предъявительские;
б) именные;
в) ордерные;
г) все перечисленные. Органы государственной власти осуществляют:
а) прямое регулирование;
б) косвенное регулирование;
в) саморегулирование;
г) все вышеперечисленное. Специализированные финансово-кредитные институты осуществляют:
а) прямое регулирование;
б) косвенное регулирование;
в) все вышеперечисленное. Косвенное государственное регулирование предполагает:
а) разработку денежной, налоговой, финансовой политики;
б) разработку нормативных документов, лицензирование, контроль.
Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник для вузов - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с. Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] - М.: «Финансы и статистика», 2000. - 324 с. Банковское дело [Текст]: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 672 с. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник. - М.: ИН- ФРА-М, 2008. - 240 с. Белых, Л.П. Основы финансового рынка [Текст]. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 176 с. Боди.З., Мертон Р. Финансы [Текст]: учебное пособие. - М.: СПб: Киев, 2000. - 585 с. Большой экономический словарь [Текст]/ Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1472 с. Брайчева, Т.В. Государственные финансы [Текст]. - СПб: Питер, 2001. - 288с. Бюджетная система РФ [Текст]: учеб. пособие / И.П. Денисова, С.Н. Руки- на. - Ростов н/Д:Феникс, 2009. - 286 с. Грачева, Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Вопросы и ответы [Текст]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 224 с. Девято,в С.А. Финансово-экономические основы местного самоуправления [Текст]: учебное пособие. - Тюмень: ТГАМЭУП», 2009. - 272 с. Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы. Ответы и вопросы на экзамен [Текст]. - М.: «Экзамен», 2007. - 192 с. Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах [Текст]. - М.: «Высшее образование», 2008. - 516 с.
14.Загородников, С.В. Курс по финансам организации [Текст]: учебное пособие. - М.: «Окей-книга», 2007. - 175 с. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. - 288
с. Колпакова, Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] : Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 460 с. Краткий курс по рынку ценных бумаг [Текст]: учебное пособие. - М.: М.: «Окей-книга», 2007. - 142 с. Крупенина, Т.Л., Рябченюк Ю.В., Жалдобина Н.Н. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Учебно-методическое пособие для глав местного самоуправления, муниципальных служащих и студентов экономических, юридических специальностей [Текст] - Тюмень: Вектор Бук, 2005 - 61 с. Кукукина, И.Г., Астраханцева. А.А. Государственные и муниципальные финансы [Текст]. - М.: Юнити-Дата, 2008. - 303 с. Мазурина, Т.Ю. Финансы организации [Текст]: учебное пособие. - М.: РИОР, 2005. - 140 с. Малахов Н.Г. Деньги. Кредит. Банки. [Текст]: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2009. - 128 с. Маскуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы [Текст]. - М.: РАГС, 2008. - 496 с. Муниципальные финансы [Текст]. / под ред. В.В.Климанова. - М.: АНХ, 2007. - 608 с. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]. - М.: Инфра-М, 2008. - 350 с. Муниципальные финансы [Текст]: Учебное пособие. / под ред. Бежаева О.Г. - М.: АНХ, 2007. - 608 с. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы [Текст]. - М.: Юнити-Дата, 2007. - 319 с. Просветов, Г.И. Финансовый менеджмент: задачи и решения [Текст]: Учебно-методическое пособие. - М.: «Альфа-Пресс», 2007. - 340 с. Свищева, В.А. Краткий курс по бюджетной системе России [Текст]: уч. пособие. - М.: Окей-книга». - 2008. - 174 с. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учебное пособие / Н.А. Костко, А.А. Попкова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 360 с. Статистика финансов [Текст]: учебник. / под ред. В.Н.Саблина. - М.: Финансы и статистика, 2003- 816 с. Тавокин, Е.П. исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 189 с. Финансовый бизнес-план [Текст]: учебное пособие. / Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 478 с. Финансовый менеджмент [Текст]/ Под ред. В.С. Золотарева. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2000. - 224 с. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебное пособие./ Литовских, А.М., Шевченко, И.К. - Таганрог: ТРГУ, 2003.-135 с. Финансы [Текст]: учебное пособие / Под.ред. А.М. Ковалевой. - М.: Юнити, 2000. - 384с. Шевчук, В.А., Шевчук Д.А. Финансы и кредит [Текст]: Учебное пособие. М.: РОИР, 2009. - 288 с. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий [Текст]: учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2003. - 547 с. Бюджетный кодек Российской Федерации // Консультант плюс: правовая база URL: http://www.consultant.ru Налоговый кодекс Российской Федерации // Гарант. - Режим доступа: http: // www.base.garant.ru Гражданский кодекс Российской Федерации // Консультант плюс: правовая база. - Режим доступа: http://www.consultant.ru Официальный сайт Центрального Банка России. URL: http://www. wcb.ru Официальный сайт Министерства финансов РФ. - Режим доступа: //www. minfin.ru Официальный сайт Субъекты РФ в сети интернет. - Режим доступа: http: // www.gov.ru Официальный сайт органов государственной власти Тюменской области. Режим доступа: http: // www.admtyumen.ru