Государственный долг и его. Государственный долг

Государственный долг (также известный как «общественный долг» или «национальный долг») - это долг центрального правительства. В США и других федеральных государствах, термин «государственный долг» может также относиться к задолженности федерального или регионального правительства, муниципального или местного самоуправления. В то же время, понятие ежегодный «государственный дефицит» или « дефицит государственного бюджета» относится к разнице между доходами и расходов правительства в течение одного года, то есть увеличение государственного долга в течение определенного года.

Государственный долг является одним из способов финансирования государственных операций, но это не единственный метод. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем самым устраняя необходимость выплачивать проценты. Но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.

Правительства могут быть денежно суверенными или денежно не суверенными. Денежно суверенные (MS) правительства создают законы, согласно которым создают свою суверенную валюту. Денежно не суверенное правительство использует валюту, над которой его суверенитет она не является суверенным.

Примеры правительств MS являются США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия и т.д. Примерами денежно не суверенных правительств являются Греция, Франция, Италия, Иллинойс, Калифорния, Кук Каунти и Чикаго, которые ранее использовали свою суверенную валюту, а позже стали использовать валюту, над которой они не имеют суверенитета. По своим собственным законам, MS правительство может дать себе неограниченные возможности для создания своей суверенной валюты и дать этой валюте любое значение, которое оно выберет. Например, многие государства намеренно снизили стоимость своей валюты, чтобы стимулировать экспорт.

Таким образом, MS правительство никогда не может быть принуждено к банкротству или каким-либо действиям с его суверенной валютой. Оно может заплатить любой долг любого размера, при условии, что этот долг номинирован в его суверенной валюте. MS правительство не нуждается в заимствованиях или налогах для обслуживания долгов в его суверенной валюте. Однако оно должно применять налогообложение: во-первых, чтобы создать спрос на валюту и поддерживать ее ценность; во-вторых, чтобы позволить себе осуществлять расходы без инфляции. Как расходы во внутреннем частном секторе, так и за рубежом имеют влияние на долг и инфляцию. Правительство может иметь сильное влияние на оба этих показателя, но никогда не может полностью контролировать их. Правительства обычно заимствовать путем выпуска ценных бумаг, государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют деньги непосредственно у наднациональной организации (например, Всемирного банка) или международных финансовых институтов.

Поскольку правительство черпает доходы от значительной части населения, государственный долг является косвенным долгом налогоплательщиков. Государственный долг можно классифицировать как сумму внутреннего долга (задолженности кредиторам в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Суверенный долг, как правило, относится к государственному долгу, который был выдан в иностранной валюте. Еще одним распространенным признаком для разделения государственного долга является длительность до погашения. Краткосрочный долг, как правило, считается в течение одного года или менее года, а долгосрочный - более десяти лет. Среднесрочный долг попадает между этими двумя границами. Более широкое определение государственного долга может рассматривать все правительственные обязательства, в том числе будущие пенсионные выплаты и платежей за товары и услуги по правительственным контрактам, которые еще не оплачены.

История государственного долга

Во время раннего периода новой эры, европейские монархи часто объявляли дефолт по своим займам или произвольно отказывались платить по долгам. Эти случаи привели к тому, что финансисты стали опасаться кредитовать монархов и финансы стран, которые были часто в состоянии войны и оставались крайне нестабильными.

Создание первого центрального банка в Англии – учреждения, предназначенного для кредитования правительства - было первоначально целесообразно для Вильгельма III короля Англии для финансирования войны против Франции. Он привлек синдикат городских трейдеров и продавцов для того, чтобы предложить для продажи размещение государственного долга. Этот синдикат вскоре превратился в Банк Англии, который финансировал войны герцога Мальборо и позже имперские завоевания.

Билль об Учреждении банка был разработан Чарльзом Монтегю в 1694 году, по плану, который был предложен Уильям Патерсоном тремя годами ранее, однако тогда соответствующие мероприятия проведены не были. Он предложил кредит правительству в 1,2 млн. фунтов; взамен подписчики были объединены в Банк Англии с долгосрочными банковскими привилегиями, включая выпуск банкнот. Королевская грамота была удовлетворена 27 июля, после принятие пакета законов о правительственной налоговой политике («Tonnage Act», 1694 г.).

Основание Банка Англии произвело революцию в государственных финансах и положило конец дефолтам, таких как Великая остановка казначейства 1672 года, когда Карл II приостановил выплаты по своим счетам. С тех пор, британское правительство всегда было в состоянии погасить требования кредиторов. В последующие века, другие страны в Европе и в конце концов по всему миру организовали аналогичные финансовые учреждения для управления их государственным долгом.

В 1815 году, в конце наполеоновских войн, государственный долг Великобритании достиг пика более чем 200% от ВВП.

Правительство и государственные облигации

Государственных облигаций является облигациями, выпущенными национальным правительством. Такие облигации часто выражены в валюте страны-эмитента. Государственные облигации иногда рассматривается как безрисковые облигации, потому что национальные правительства могут повышать налоги или сокращать расходы до определенного момента, а в крайних случаях они могут «напечатать больше денег» и выкупить облигации в момент погашения. Правительствам большинства развитых стран запрещено законом непосредственно печатать деньги, поскольку эта функция передана их центральным банкам. Тем не менее, центральные банки могут покупать государственные облигации для финансирования государственных расходов, тем самым монетизируя долг.

Облигации, выпущенные национальными правительствами в иностранной валюте, как правило, называются суверенными облигациями. Инвесторы в суверенные облигации, номинированные в иностранной валюте, имеют дополнительный риск от того, что эмитент может быть не в состоянии получить иностранную валюту для погашения облигаций. В случае греческого долгового кризиса 2010 года, например, долг Греции номинировался в евро, и одним из решений для Греции, предложенных в частности финансовыми экономистами Всемирного пенсионного совета (WPC), было вернуться к выпуску собственной валюты драхмы.

Выражение государственного долга в резервных валютах

Правительства часто занимают деньги в валюте, в которой спрос на долговые ценные бумаги является сильным. Преимуществом выпуска облигаций в валютах, таких как доллар США, фунт стерлингов или евро является то, что многие инвесторы хотят инвестировать в такие облигаций. Такие страны, как США, Германия, Италия и Франция выпускают облигации только в их национальной валюте (или в евро в случае членов евро).

Относительно немногие инвесторы готовы вкладывать средства в валюты, которые не имеют длинного периода стабильности. Недостатком для правительства выпуска облигаций в иностранной валюте является риск того, что оно будет не в состоянии получить иностранную валюту для выплаты процентов или погашения облигаций. В 1997 и 1998 годах, во время азиатского финансового кризиса, это стало серьезной проблемой, когда многие страны не смогли сохранить их обменный курс фиксированным вследствие спекулятивных атак.

Риск государственного долга

Кредитование национального правительства в собственной суверенной валюте страны часто считается "безрисковым" и делается по так называемой «безрисковой процентной ставке». Это происходит потому, что до определенного момента, долг и проценты могут быть погашены за счет повышения налоговых поступлений (либо экономического роста или повышения налоговых поступлений), сокращения расходов или, если это невозможно, просто печатания больше денег. Широко считается, что чрезмерное печатание денег приводит к увеличению инфляции и тем самым снижет стоимость вложенного капитала (по крайней мере для долгов не связанных с инфляцией). Это случалось много раз на протяжении всей истории, и типичным примером этого может служить Веймарская Германия 1920-х годов, которая пострадала от гиперинфляции из-за неспособности своего правительства оплачивать государственный долг, вытекающий из затрат на мировую войну.

На практике, рыночная процентная ставка, как правило, отличается по долгам разных стран. Примером может служить заимствование разными странами Европейского Союза, номинированные в евро. Несмотря на то, что валюта та же самая в каждом случае, рыночная процентная ставка по долгам некоторых стран выше, чем для других. Это отражает взгляды рынка на относительную платежеспособность различных стран и вероятности того, что долг будет погашен. Кроме того, есть исторические примеры, когда страны объявляли дефолт, то есть, отказывались платить по своим долгам, даже если они имели возможность оплатить его с помощью напечатанных денег. Это потому, что печатание денег дает и другие негативные эффекты, которые правительство может воспринимать, как более проблематичные, чем дефолт.

Политически нестабильные государства рассматриваются как наиболее рисковые, так как в любой момент могут прекратить платежи. Примеры этого явления включают Испанию в 16 и 17 веках, аннулировавшую свой государственный долг семь раз в течение века и революционную Россию 1917 года, которая отказалась принимать на себя ответственность за внешний долг императорской России.

Еще один политический риск вызван внешними угрозами. Является редкостью, когда победители в войне берут на себя ответственность за госдолг оккупированного государства или, за организацию, которая, по их мнению, является мятежной. Например, все заимствования в Конфедерации Штатов Америки остались невыплаченными после Гражданской войны в США. С другой стороны, в современную эпоху, переход от диктатуры и нелегитимных правительств к демократии не может автоматически освободить страну долга, оставшегося от бывшего правительства. Сегодняшние высокоразвитые глобальные кредитные рынки с меньшими шансами будут кредитовать страны, которые отрицают свою предыдущую задолженность, или могут потребовать в наказание повышенные уровни процентных ставок, которые будут неприемлемы для заемщика.

Казначейские облигации США, выраженные в долларах США, часто считаются «безрисковыми» в США Это не учитывает риск для иностранных покупателей изменения курса доллара по отношению к валюте кредитора. Кроме того, статус безрисковых неявно предполагает стабильность правительства США и его способность продолжать выплаты в течение любого финансового кризиса. Кредитование национального правительства в валюте, кроме его собственной, не дает ту же уверенность в способности данного правительства погашать долг, но это может быть компенсировано за счет снижения валютного риска для иностранных кредиторов. С другой стороны, государственный долг в иностранной валюте не может быть сильно уменьшен при гиперинфляции, и это повышает доверие к должнику. Обычно маленькие государства с небольшой экономикой имеют большую часть своего государственного долга в иностранной валюте. Для стран Еврозоны, евро является национальной валютой, хотя ни одно государство не может спровоцировать инфляцию, создавая больше валюты.

Кредитование региональных или муниципальных властей может быть столь же рискованно, как и кредит частной компании, если локальное или муниципальное правительство не имеет достаточно власти, чтобы облагать налогами. В противном случае местные власти могли бы в определенной степени оплатить свои долги за счет увеличения налогов или сокращения расходов, так же, как национальное правительство. Кроме того, займы местных правительств иногда гарантируются национальным правительством, и это снижает риск. В некоторых юрисдикциях, проценты на локальные или муниципальные облигации освобождаются от налогообложения, что может быть важным фактором для богатых.

Списание госдолга и дефолт

Стандарты списания государственного долга устанавливаются Банком международных расчетов, но по умолчанию регулируются крайне сложными законами, которые варьируются от юрисдикции к юрисдикции. В глобальном масштабе Международный валютный фонд может предпринять определенные шаги, чтобы вмешаться, чтобы предотвратить ожидаемый дефолт. МВФ иногда критикуют за меры, советы странам, которые часто связаны с принятием мер по урезанию государственных расходов в рамках режима жесткой экономии. При анализе итогов, эти меры можно рассматривать как деградацию капитала, от которого экономика страны зависит в конечном итоге.

Эти соображения не относятся к частным долгам, напротив: кредитный риск (или кредитный рейтинг потребителя) определяет процентную ставку, более или менее, и лица признаются банкротами, если они не в состоянии долг погасить. Правительствам необходим гораздо более сложный способ управления дефолтом, потому что они не могут реально обанкротиться (и вдруг прекратить предоставление услуг гражданам), хотя в некоторых случаях правительство может исчезнуть, как это произошло в Сомали или, как это может произойти в случае оккупированных стран, где оккупант не признает долги оккупированной страны.

Меньшим юрисдикциям, таким как города, как правило, даются гарантии от их региональных или национальных властей. Когда Нью-Йорк отказался от того, чтобы быть банкротом в 1970-х (если бы это было частное предприятие), к середине 1970-х годов спасению потребовалось от штата Нью-Йорк и США. В общем, такие меры означают слияние долга маленького и большого субъекта и дают меньшим субъектам доступ к более низким процентным ставкам, которыми пользуется большой субъект. Большой субъект может затем предположить некоторый согласованный надзор с целью предотвращения повторного возникновения проблемы.

Структура государственного долга

В доминирующей экономической политики в целом, приписываемой теорий Джона Мейнарда Кейнса, иногда называемой кейнсианством, есть терпимость к довольно высоким уровням государственного долга для оплаты государственных инвестиций в скудные времена, которые, если последуют времена бума, можно будет оплатить за счет роста налоговых поступлений.

Когда эта теория получила мировую популярность в 1930 году, многие страны стали использовать государственный долг для финансирования крупных инфраструктурных капитальных проектов, таких как шоссе или крупные гидроэлектростанции. Считалось, что это может создать эффективный цикл и рост делового доверия, поскольку будет больше рабочих с деньгами, которые будут их тратить. Некоторые утверждали, что в связи со значительным увеличением военных расходов Второй мировой войны действительно закончилась Великая депрессия. Конечно, военные расходы основаны на тех же налогах (или долге) и базовых фундаментальных факторах, как остальная часть национального бюджета, таким образом этот аргумент немного подрывает кейнсианскую теорию. Действительно, тогда некоторые предположили, что значительно более высокие национальные расходы обусловленные войной по существу подтверждают основной кейнсианский анализ.

Тем не менее, кейнсианская схема осталась доминирующей, во многом благодаря собственной брошюре Кейнса «Как оплатить войну», опубликованной в Великобритании в 1940 году. Поскольку война оплачивалась и выигрывалась, Кейнс и Гарри Декстер Уайт, помощник секретаря министерства финансов США, оказали, согласно Джону Кеннету Гэлбрейту, доминирующие влияние на Бреттон-Вудские соглашения. Эти соглашения определяют политику для Банка международных расчетов (БМР), Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, так называемых Бреттон-Вудских учреждений, основанных в конце 1940-х (последний два, БМР был основан в 1930 году). Они являются доминирующими хозяйствующими субъектами настройки политики в отношении государственного долга. Благодаря своей роли в определении политики в отношении торговых споров, Всемирная торговая организация также имеет огромную силу, чтобы повлиять на иностранные обменные отношения, так как многие страны зависят от конкретных товарных рынков для платежных балансов, которые необходимы им, чтобы погасить долги.

Понимание структуры государственного долга и анализ его рисков требует от каждого:

  • Оценить ожидаемую стоимость любого создающегося за счет государственного долга общественного актива, по крайней мере, в будущих налоговых условиях, если не в прямых доходах. Выбор должен быть сделан в пользу актива, который является общественно выгодным.
  • Определить, используется ли государственный долг в настоящее время для финансирования потребления, которое включает всю социальную помощь и все военные расходы.
  • Определить, не приведет ли триединый итог (Прибыль, Люди, Окружающая среда) в результате существования государственного долга к неудаче или дефолту государственной власти, скажем, к свержению правительства.
  • Определить, не является ли наращивание государственного долга результатом каких-либо одиозных или скрытых действий руководителей страны. Это включает в себя любые кредиты на покупку «активов», таких как дворцы для лидеров, или подавление или уничтожение народа. Международное право не позволяет людям быть ответственными за такие долги, при которых они не выигрывают в любом случае от расходов и не имеют контроль над ними.
  • Определить, создаются ли за счет расходов будущие блага – например, расходы по финансированию строительства общественного бассейна, могут позволить людям отдыхать в том месте, где ранее это было невозможно.

Масштаб государственного долга

Согласно современной валютной теории, государственный долг рассматривается как крупный частный капитал и процентные платежи по долгу как частный доход. Государственный долг является выражением накопленного в предыдущие годы бюджетного дефицита, который добавил финансовые активы в частный сектор, обеспечивая спрос на товары и услуги. Приверженцы этой школы экономической мысли утверждают, что масштаб проблемы гораздо менее серьезный, чем обычно считается.

Глобальный долг вызывает большое беспокойство, поскольку процентные платежи могут часто предъявлять высокие требования к правительствам и частным лицам. Это привело к призывам всеобщего облегчения долгового бремени для бедных стран.

Менее экстремальной и более инновационной мерой будет являться разрешение группам гражданского общества в каждой стране покупать долги в обмен на миноритарные доли в общественных организациях. Даже в условиях диктатуры, сочетание банков и власти гражданского общества может заставить провести земельную реформу и заменить правительство, так как люди и банки будут приведены в соответствие против посягательств власти.

Использование долга по отношению к ВВП является одной из самых принятых мер оценки долга нации. Например, в теории одним из критериев приема в Еврозону Европейского Союза является то, что долг страны не должен превышать 60% ВВП этой страны. Долг США в течение долгого времени документируется онлайн на веб-сайте соответствующего департамента Министерства финансов.

Проблемы государственного долга

Суверенные долговые проблемы были одним из основных вопросов государственной политики со времен Второй мировой войны, в том числе вопрос с задолженностью по той войне, «долговой кризис» в развивающихся странах в 1980-х, потрясения от финансового кризиса 1998 года в России и дефолт Аргентины в 2001 году.

Однако не все развивающиеся страны были затронуты этой проблемой в одинаковой степени. Например, Югославия имела низкий государственный долг (возможно, потому что это было не в состоянии заимствовать на мировых рынках) до его распада и пришествия демократии, когда новые национальные правительства начали занимать деньги у МВФ. Хорватия имеет государственный долг в размере 47 млрд. долл. в настоящее время, в то время как вся Югославия (в шесть раз больше людей, чем в Хорватии) в 1980 году имела долг в размере 14 млрд. долл.

Решение проблемы государственного долга

Государственный долг во многих развитых странах сопоставим с размерами их экономики. Стандартное решение для сокращения долга через профицит бюджета не представляется возможным из-за размера долга и пагубных последствиях мер жесткой экономии. Тем не менее, долг может быть устранен путем институциональных изменений. Институциональное решение основывается на присущей природе государственных ценных бумаг, который является национальным капиталом искусственно структурированным в виде «долга». С технической точки зрения это изменение правового статуса государственного долга делает его похожим на обязательства Центрального банка - то есть неоплатные по своей природе. Дискуссия в США о монете номиналом в 1 трлн. долл., которая может быть выпущена министерством финансов является еще одним примером того, что решение возможно.

Неявный государственный долг

«Неявным» государственным (правительственным) долгом является обещание правительством будущих платежей со стороны государства.

Обычно это относится к долгосрочным обещаниями социальных выплат, таких как пенсии и расходы на здравоохранение, а не обещаниями других расходов, таких, как образование или оборону (которые в значительной степени оплачиваются по принципу «услуга за услугу», в основном, государственным служащим и подрядчикам).

Проблема с этими неявными государственными страховыми обязательствами заключается в том, что трудно точно определить их стоимость, так как суммы будущих выплат зависят от очень многих факторов. Прежде всего, требования социального страхования не являются «открытыми» облигациями или долговыми бумагами с указанным сроком погашения, номинальной стоимостью или чистой приведенной стоимостью.

В Соединенных Штатах, как и в большинстве других стран, деньги не выделяются в казну правительства для будущих социальных страховых выплат. Эта страховая система называется PAYGO. Альтернативные стратегии социального страхования, возможно, включают в себя систему, которая участвует в аккумуляции сбережений и инвестировании.

Кроме того, демографические прогнозы предсказывают, что, когда поколение «Бэби-бумеров» уже в ближайшее время начнет выходить на пенсию, работающего населения в Соединенных Штатах, и во многих других странах, будет меньше, чем сейчас, в течение многих лет в будущем. Это увеличит нагрузку на страны в плане выплат обещанных пенсий и других больших выплат, до более чем 65 процентов ВВП, которые существуют в настоящее время. «Бременем» правительства является то, что оно тратит, так как оно может платить по счетам только за счет налогов, долгов и увеличения денежной массы (государственные расходы = доходы от налогов + изменение государственных долгов перед обществом + изменение денежной массы в обращении).

В 2010 году Европейская комиссия потребовала от страны-членов ЕС опубликовать свою информацию по задолженности по стандартизированной методологии, явно включая долги, которые ранее были скрыты в ряде способов удовлетворения минимальных требований на местном (национальном) и европейском (Пакт стабильности и роста) уровне.

Если в стране существует бюджетный дефицит, правительство вынуждено искать способы, чтобы его покрыть. В большинстве случаев оно занимает средства у населения, фирм, у других государств. Используя этот метод (долговое финансирование), правительство формирует государственный долг. Следовательно, государственный долг это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны. Он выступает в форме кредитов, государственных займов и других долговых обязательств.

Внешний долг представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. Он появляется в основном по двум причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний, а также путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Оба вида государственного долга негативно сказываются на экономике данной страны. Однако, по мнению экономистов, внешний долг более обременителен. Негативные последствия внешнего долга проявляются в том, что:

    страна вынуждена отдавать другим странам в счет погашения долга ценные товары, сырье, оказывать услуги. Чаще всего погашение долга осуществляется за счет золотовалютных резервов. Кроме того, долг сопровождается уплатой по нему процентов, что значительно увеличивает первоначальную сумму долга;

    Страна-кредитор диктует ряд условий не всегда приемлемых для страны-заемщика;

    большой внешний долг подрывает международный авторитет страны.

При внутреннем долге, во-первых, происходит перераспределение национального дохода в пользу богатых слоев населения, ибо государственные ценные бумаги покупают в основном наиболее обеспеченные граждане страны. Налоги же, за счет которых обеспечивается выплата процентов по ценным бумагам, платят все. Таким образом, выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах населения. Во-вторых, процентные платежи обременительны для населения в целом, так как покрываются за счет увеличения налоговых платежей. Увеличение налоговых ставок вызывает социальную напряженность в обществе, снижает стимулы к трудовой деятельности, рождает неуверенность населения в завтрашнем дне. В-третьих, внутренний долг может вызвать сокращение запаса капитала в экономике. Покупка населением, субъектами хозяйствования ценных бумаг сокращает возможность инвестирования денежных средств в производство, что в будущем приведет к уменьшению производственного потенциала.

Государственный долг и бюджетный дефицит взаимосвязаны, так как государственные займы являются важнейшим источником покрытия дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, т.к. правительство вынуждено брать кредит, чтобы возместить свои расходы. Следует отметить, что сегодня практически во всех странах наблюдается рост государственного долга. Объясняется это постоянной дефицитностью госбюджета.

Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг. В результате обобщения различных дефиниций государственного долга, встречающихся в современной экономической литературе, можно выделить две основные группы его трактовок.

Первая группа учёных определяет государственный долг как общую сумму всех положительных бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

Вторая группа авторов под государственным догом понимает все непогашенные долговые обязательства государства перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

В первом определении внимание фокусируется на причине возникновения долга, во втором - на механизме его формирования.

Схема формирования государственного долга может быть представлена в следующем виде (рис.1.5):

Рисунок 1.5 Формирование государственного долга

Используются следующие показатели величины государственного долга:

1) отношение суммы государственного долга к ВВП или ВНП;

2) величина задолженности на душу населения;

3) отношение объема внешнего долга к ВВП;

4) отношение объема внешнего долга к сумме валютной выручки за год .

Считается, что превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения .

Причинами возникновения государственного долга можно считать:

Дефицит бюджета;

Макроэкономические диспропорции;

Неэффективная экономическая политика государства

Завышенные государственные расходы;

Отсутствие полноценных и доступных источников финансирования;

Неэффективная налоговая система.

Все это приводит к спадам в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

Можно выделить следующие функции госдолга:

· фискальная, т.е. мобилизация недостающих денежных средств и создание финансовой базы, необходимой для выполнения государством принятых на себя обязательств;

· стабилизирующая, которая предполагает прямое воздействие государства на макроэкономические процессы;

· аллокативная - формирование финансовой базы для последующего экономического роста путём перераспределения ресурсов во времени и между отраслями производства, хозяйствующими субъектами, частными институтами и государством;

· стимулирующая - ускорение экономического роста с помощью государственных инвестиций, осуществляемых за счёт заимствованных средств;

· контрольная - влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении .

Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга - а наращивание этих частей долга ведёт к разным последствиям. На основании этой классификации можно сформулировать еще одно определение - государственный долг - совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени .

Рассмотрим внутренний государственный долг и его последствия для государства.

Внутренний государственный долг - это долг правительства перед населением своей страны, связан с заимствованием денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Внутренней долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие .

Рассмотрим, как бюджетные дефициты связаны с государственным долгом.

Правительство, как правило, имеет дело не с первичным, а с общим дефицитом, который может быть рассчитан:

где - общий бюджетный дефицит;

D - государственный долг;

r - реальная ставка процента, выплачиваема по государственному долгу;

G - государственные расходы;

T - налоги.

Формула (1.3) показывает, на какую сумму увеличится государственный долг в текущем году. Её можно переписать следующим образом:

Именно сумму должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился государственный долг, в случае излишка бюджета (T>G), государственный долг уменьшится. Данная формула (1.4), также является следствием того, что при сбалансированном бюджете (T=G) государственный долг все равно будет возрастать в связи с необходимостью выплаты процентов по нему .

Важное значение имеет не столько абсолютный размер внутреннего долга, сколько его доля в совокупном доходе («бремя государственного долга»), и, чтобы она не возрастала, разница между темпами роста долга и дохода должна быть равно нулю .

Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Это постоянно действующий финансовый инструмент. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе, однако нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга. Они могут заключаться в том, что:

Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала; - усиливается неравенство в доходах;

Создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем; дефицит госбюджета может стать хроническим явлением; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну .

Внешний государственный долг - это финансовый долг правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками и международными организациями.

Для измерения государственного долга и оценки его влияния на экономику используют такой показатель как его доля внешнего дола в ВВП.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

В результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;

Путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. При предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые неудобны для страны-заёмщика. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит .

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущее поколение, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

Отрицательные стороны государственной задолженности достаточно хорошо изучены. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать и с позиции полезности использования его механизма.

Таким образом, самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).

Госдолг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста, который в свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

Рост бремени госдолга вызывает необходимость управления им. Выделяют следующие формы пересмотра государственного долга:

Конверсия - изменение условий займов относительно доходности, размеров выплачиваемых по нему процентов. Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигаций обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа;

Консолидация - преодоление срока действия кратко- и среднесрочных займов путём объединения ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заём;

Рефинансирование - погашение старой задолженности путём выпуска новых займов. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования;

Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита;

Аннулирование - полный отказ от уплаты долга. Аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определённым причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Итак, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный долг, причины и последствия его образования мы можем сделать вывод, что роль государственного долга в жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями для экономики. В конечном счёте государственный долг может принести экономически весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им. Однако, значительный государственный долг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по его обслуживанию ведет к сокращению инвестиций в производственный капитал.

Таким образом, как следствие негативных явлений в экономике дефицит госбюджета, является основной причиной возникновения государственного долга, что в свою очередь, создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку это оказывает непосредственное влияние на денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной и непроизводственной сферы. Соответственно для погашения негативного влияния государственных заимствований на экономику страны, усиления положительного влияния на экономический рост необходимо эффективно управлять государственным долгом.

09.06.2016

Есть такой интересный показатель – государственный долг страны. Он вроде как вполне публичный, любой может посмотреть и узнать внутренний и внешний долг любого государства, но, к сожалению, немногие понимают, что означает эта цифра. Постараемся объяснить, что это за показатель и с чем его едят.

– это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и другими странами. Госдолг бывает внутренним и . Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам) государственных облигаций, внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.

Многие ошибочно считают, что если у страны много долгов, то ее экономика находится в заднице. Это не так. Совсем не так. Я бы даже сказал, что все наоборот – если у страны большой долг, значит, у нее всех хорошо. Ведь что означает большой долг? Он означает, что стране дают деньги. Поверьте, если вам кто-то дает деньги, то он уверен, что вы эти деньги в состоянии вернуть. Со странами тоже самое. Если условный МВФ или ЕБРР дает деньги Эстонии, то он уверен, что Эстония эти деньги вернет.

Перед нами карта стран мира по величине внешнего долга:

Не трудно увидеть, что у всех развитых стран огромная величина долга. У бедных же стран (взгляните на ту же Африку) долгов почти нет, ведь им никто не дает деньги. Их экономика не в состоянии вернуть.

Многие люди, называющие себя экономистами, аналитиками и экспертами, уже лет 20 прогнозируют крах экономики США. В качестве подтверждения своих слов они указывают на растущий показатель внешнего долга Штатов. И это правда, у Америки самый большой долг в мире и он продолжает расти. А все потому, что весь мир хочет одолжить им деньги, поскольку уверены, что в США не наступит кризис и они вернут всё. То есть наши «экономисты» говорят противоположное тому, что происходит в мире.

Примерно тоже самое происходит и с частными предприятиями. Кто крупнейший должник в Украине? Вне сомнений, это ПриватБанк. Потому что у него больше всех депозитов. Это деньги не банка, они чужие и банк их должен вернуть людям. На этом основании можно считать, что ПриватБанк самый большой должник и он находится в кризисном положении. Но ведь все знают, что это не так, и продолжают нести в него деньги, делая тем самым его еще большим должником. А между тем, это самый успешный банк Украины.

Если у страны много долгов, значит внутри нее много денег. Эти деньги всегда работают, они не могут лежать просто так. На них строятся заводы, покупаются товары, осуществляются исследования и т.д. И даже если эти деньги украдены, все равно они куда-то тратятся в стране, а значит, они работают. Интересная формула подсчета величины долга, которую может позволить себе страна. Она основывается на величие ВВП государства.

Если ваши доходы, обеспеченные взятыми кредитами, растут быстрее, чем долги, значит, вы ведете правильную финансовую политику.

До каких пор размер долга является приемлемым? До тех самых, пока рост вашего богатства (в случае страны – ВВП), обеспеченный им превышает объем текущих обязательств по погашению. Если вы растете со средним темпом 3% в год, а ежегодные выплаты составляют 2% от размера ВВП — это абсолютно нормальный показатель. Соединенные штаты на протяжении своей истории были самым большим, при этом – наиболее надежным заемщиком на планете. При том, что были периоды истории, когда дефицит бюджета доходил и превышал 100% ВВП. Тем не менее, американские суверенные облигации остаются самой тихой (потому и самой низкодоходной) гаванью планеты. Отчасти это доказывается простым эмпирическим примером: российское политическое руководство может сколько угодно не любить заокеанских капиталистов, но резервы предпочитает хранить в их бумагах.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий размер государственного долга отнюдь не означает, что страна находится в кризисе. С практической точки зрения большой гос. долг часто является показателем доверия к государству. Часто страны с большим долгом имеют развитую экономику и высокий уровень жизни. Впрочем, нельзя утверждать, что долг – это какой-то абсолютный показатель развитой экономики, ведь вполне реально встретить страну, имеющую огромные долги и находящуюся в глубоком кризисе.

Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства , осуществляемых для покрытия дефицита бюджета . Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.

Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) .

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда-либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства .

    Экономические ограничения

    Государство не может безгранично увеличивать свой долг, так как по достижении определённого уровня инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства (пониженный бонитет ). Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны. То есть если ставка рефинансирования значительно ниже темпа роста ВВП, то возможны долгосрочные заимствования государства.

    Для стран с высоким уровнем госдолга при новых заимствованиях повышаются не только процентные ставки по кредитам, но также уменьшается количество самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг : с одной стороны - всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны - всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.

    Если государство имеет свою собственную национальную валюту, и его центральный банк в какой-то степени зависим от государства, то у правительства данного государства может возникнуть соблазн просто напечатать побольше денег и тем самым способствовать погашению своих долгов. Тем не менее, эти действия приводят к дальнейшей потере доверия и кредитоспособности и (за счет инфляции) к девальвации всех финансовых активов в этой валюте.

    Последствия накопления государственного долга

    • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
    • Перераспределение доходов среди населения.
    • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг .

    Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

    Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

    Кувейт - 7,4% Саудовская Аравия - 7,5% Узбекистан - 9,1% Казахстан - 11% Азербайджан - 10% Норвегия - 30%

    Государственный долг по странам Европейского союза в процентах от ВВП в 2013 году( :

    Франция - 93,5 % Германия - 78,4 % Португалия - 129,0 % Италия - 132,6 % Греция - 175,1 %

    Для сравнения: США - 116,4 % ВВП (2016 г.) Япония - 239,2 % ВВП (2016 г.)

    Государственный долг по странам

    Государственный долг
    ≤30% 30% ÷ 60% 60% ÷ 90% >90%
    в нац. валюте, млрд. в % к ВВП в нац. валюте, млрд. в % к ВВП на человека Государство 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 США (USD) 15534 16245 16800 -1427 -1300 -951 −8,7 −7,7 −5,4 15379 16627 17559 99,0 102,4 104,5 49302 52927 55499 Китай (RMB) 47310 51947 56885 -336 -766 -586 −0,7 −1,4 −1,0 13588 13547 12740 28,8 26,1 22,4 10085 10005 9363 Япония (JPY) 471311 473777 478368 -40772 -36961 -38025 -8,3 −7,6 −7,8 1083243 1124489 1163497 229,8 237,3 243,2 8469718 8811847 9136865 Бразилия (BRL) 4143 4392 4838 -124,7 -119,9 -159,3 -3,0 -2,7 −3,3 2679 2995 3209 64,7 68,2 66,3 13740 15238 16184 Россия (RUB) 55644 61811 67260 879 -115 -930 1,6 0,0 −1,4 6515 7875 9018 11,7 12,7 13,4 45590 55070 63094 Индия (INR) 90097 101133 113215 -7469 -7614 -8132 −8,5 −7,6 −7,1 60143 67374 75534 66,7 66,6 66,7 49665 54901 60751 Еврозона (ЕЗ 18) 8617,4 8560,9 8524,2 -389,2 -351,7 -292,8 −4,1 −3,7 −3,0 8251,4 8619,8 8890,4 87,4 90,7 92,6 24728 25892 26689 Германия 2454,8 2471,8 2482,4 -22,0 2,4 190,0 −0,8 0,1 0,0 2087,7 2160,9 2147,0 80,0 81,0 78,4 25526 26892 26663 Франция 1808,6 1808,8 1812,7 -103,1 -98,7 -87,6 −5,2 −4,9 −4,3 1724,9 1841,0 1925,3 86,2 90,6 93,5 26422 27963 29358 Италия 1424,8 1391,0 1365,2 -59,1 -47,4 -47,3 −3,7 −3,0 −3,0 1907,6 1989,4 2069,2 120,7 127,0 132,6 32134 33495 34669 Испания 948,7 933,1 921,7 -100,1 -109,5 -72,6 −9,6 −10,6 −7,1 737,4 884,7 960,7 70,5 86,0 93,9 15800 18895 20559 Нидерланды 554,5 547,5 543,0 -26,0 -24,3 -15,2 −4,3 −4,1 −2,5 393,7 427,1 443,0 65,7 71,3 73,5 23636 25529 26401 Бельгия 327,6 327,2 328,0 -14,2 -15,2 -9,9 −3,8 −4,1 −2,6 366,2 380,2 387,2 99,2 101,1 101,5 32880 33608 34687 Австрия 269,2 271,5 273,0* -7,3 -7,9 -4,8 −2,5 −2,6 −1,5 218,6 228,4 233,3 73,1 74,4 74,5 25910 27018 27604 Греция 180,0 167,4 161,0 (-20,0) (-17,2) (-23,1) −9,6 −8,9 −12,7 355,1 303,9 318,7 170,3 157,2 175,1 31927 27324 28809 Ирландия 167,0 167,3 167,5* -21,3 -13,4 -11,8 −13,1 −8,2 −7,2 169,2 192,5 202,9 104,1 117,4 123,7 37023 41997 44199 Финляндия 168,8 167,1 164,8 -1,4 -3,5 -4,1 −0,7 −1,8 −2,1 93,1 103,2 110,2 49,3 53,6 57,0 17273 19096 20306 Португалия 156,6 151,5 149,4 -7,4 -10,6 -8,1 −4,3 −6,4 −4,9 185,2 204,9 213,6 108,2 124,1 129,0 17521 19430 20370 Словакия 49,8 50,7 51,2 −3,3 −3,2 -2,0 −4,8 −4,5 −2,8 30,1 37,4 40,0 43,6 52,7 55,4 5547 6892 7388 Люксембург 33,3 33,3 34,0 0,072 0,020 0,0026 0,2 0,0 0,1 7,8 9,3 10,5 18,7 21,7 23,1 15247 17743 19573 Словения 31,6 30,8 30,4 −2,3 −1,4 -5,2 −6,4 −4,0 −14,7 17,0 19,2 25,3 47,1 54,4 71,7 8300 9343 12292 Республика Кипр 15,4 15,0 14,2 -1,1 -1,1 -0,9 −6,3 −6,4 −5,4 12,8 15,3 18,4 71,5 86,6 111,7 15217 17807 21299 Латвия 13,1 13,8 14,4 −0,712 −0,296 -0,224 −3,5 −1,3 −1,0 8,5 9,0 8,8 42,0 40,8 38,1 4117 4420 4384 Эстония 12,2 12,7 12,8 0,179 0,041 -0,034 1,1 -0,2 -0,2 1,0 1,7 1,8 6,1 9,8 10,0 739 1292 1397 Мальта 5,6 5,7 5,8 −0,184 −0,224 -0,203 −2,7 −3,3 −2,8 4,6 4,9 5,2 68,8 70,8 73,0 11102 11666 12443

    Примечание: Государства расположены в порядке убывания размеров ВВП. Государства Еврозоны объединены в группу одного цвета.