Имущество приобретенное до года налогообложение. Движимое имущество: разъяснения Минфина

На вопросы отвечала Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

«Движимое - недвижимое» в первом отчете по налогу на имущество

Тексты упоминаемых в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Налогом на имущество теперь не облагается движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС (то есть на счета 01 и 03) с 01.01.2013подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ .

В связи с этим у читателей возникли «переходные» вопросы, на которые мы и отвечаем.

Движимое и недвижимое

Что является движимым имуществом, а что - недвижимым, НК не устанавливает, поэтому нужно руководствоваться определениями из гражданского законодательств аст. 11 НК РФ . Там сказано, что недвижимость - этоп. 1 ст. 130 ГК РФ :

  • все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Все остальные вещи (в том числе автомобили и прочий транспор тПисьмо ФНС от 18.02.2013 № БС-4-11/2677@ ) признаются движимым имуществом.

С лифтов в зданиях налог безопаснее платить

К. Синкевич, Московская обл.

В начале года ввели в эксплуатацию новые лифты в принадлежащем нам здании, принимаем их на учет как отдельные объекты ОС, так как срок службы здания - 50 лет, а каждого лифта - 15 лет. Нужно ли теперь платить с них налог: они считаются движимым имуществом или все-таки недвижимым?

: Если вы хотите исключить споры с налоговиками, налог с принятых в 2013 г. на счет 01 лифтов (а также встроенных систем вентиляции, отопления, канализации и т. п.) безопаснее платить. Минфин настаивает, что, даже если вы в полном соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 и его же собственными Письмам иПисьма Минфина от 23.10.2009 № 03-03-06/2/203 , от 23.09.2008 № 03-05-05-01/57 , от 26.06.2006 № 03-06-01-04/136 учитываете лифты как отдельные объекты ОС, они все равно образуют со зданием единый объект недвижимости. Поэтому движимым имуществом их, по мнению финансового ведомства, считать нельз я.

Вместе с тем вопрос о том, чем является лифт - частью здания или самостоятельным объектом, уже рассматривался в судах применительно к налогу на прибыль. И есть судебные решения о том, что лифт - отдельный объек тПостановления ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755 , от 21.01.2011 № КА-А40/16849-10 . Если желаете рискнуть, то можете воспользоваться ими. Но имейте в виду: эти суды не оценивали, являются лифты недвижимостью или нет. Поэтому нельзя быть уверенными, что по налогу на имущество решения будут такими же.

Впрочем, веских аргументов Минфин не приводит. Он ссылается на Закон о техническом регламенте безопасности зданий и сооружени йподп. 6 п. 2 ст. 2 Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ , который называет лифт частью здания. Но сфера действия этого Закона узкая - требования безопасности. К налоговому регулированию он отношения не имеет.

Такая проблема наверняка возникнет не только с объектами, находящимися внутри зданий, но и с прилегающими к ним. Это, например, подъездные и внутрихозяйственные дороги, асфальтированные площадки, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты ОС. Зачастую госорган отказывает в регистрации их как отдельных объектов недвижимости, считая составной частью сложного недвижимого объекта, например заводского комплекса.

И можно предположить, что здесь Минфин займет ту же позицию: раз это часть недвижимости, то ее нужно включать в расчет налога, даже если объект принят на счет 01 начиная с 01.01.2013Письмо Минфина от 16.10.2012 № 07-02-06/247 .

От арендаторов недвижимости по-прежнему требуют налог с неотделимых улучшений

Ю. Перебежкина, Ставропольский край

Мы арендуем здание, в нем с согласия арендодателя ведем капитальные работы. Результатом станут неотделимые улучшения, которые мы в 2013 г. примем на учет как объект ОС.
Правильно ли мы понимаем, что этот объект ОС для нас как арендатора не является недвижимостью и мы не должны будем платить с него налог на имущество? Ведь право собственности на любую недвижимость подлежит госрегистраци ич. 1 ст. 131 ГК РФ , а на неотделимые улучшения право собственности не регистрируется.

: С этим вопросом мы обратились к специалисту Минфина. По его мнению, арендатор должен платить налог со стоимости неотделимых улучшений с момента принятия их на учет в составе ОС и до того, как получит возмещение их стоимости от арендодателя, либо до истечения срока договора аренды.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Капитальные вложения в арендованный объект недвижимости (то есть стоимость неотделимых улучшений), принятые арендатором на учет с 1 января 2013 г. в составе основных средств, подлежат у него обложению налогом до их выбытия.

На них не распространяется освобождение от налога для движимых объектов, принятых на учет в качестве ОС с 01.01.2013подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ . И вот почему. Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта недвижимости после их окончания увеличивают его первоначальную стоимост ьп. 27 ПБУ 6/01 . То есть такие затраты собственника облагаются налогом на имущество в составе увеличенной на них стоимости недвижимости. А специально для случая, когда такие затраты несет не собственник, а арендатор, установлены особенности их учета - в составе ОС арендатора в качестве отдельного инвентарного объект апп. 5 , 6 ПБУ 6/01 . Поэтому именно арендатор и платит с этих затрат налог на имущество до выбытия этого инвентарного объект а” .

Однако есть аргументы и в пользу противоположной точки зрения, которыми можно воспользоваться, если цена вопроса для вас высока.

По ГК недвижимое имущество - это вещ ьп. 1 ст. 130 ГК РФ . Капвложения в улучшение арендованного объекта, которые вы как арендатор учитываете у себя в качестве объекта ОСп. 5 ПБУ 6/01 ; пп. 3 , 10 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н , - это затраты, которые вещью не являются. А значит, они - не недвижимость и поэтому не подпадают под налог, если приняты арендатором на счет 01 начиная с 1 января 2013 г.п. 1 , подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ

Что для налога на имущество считать принятием движимого объекта на учет начиная с 1 января 2013 года

Очевидная вещь, но Минфину пришлось подчеркнуть ее сразу в нескольких письмах: если вы в 2013 г. приобрели бывшее в употреблении движимое имущество, которое до этого года учитывалось у предыдущего собственника как его ОС, то вы налог платить не должны - важна дата принятия на учет вами, то есть самим налогоплательщико мПисьма Минфина от 07.02.2013 № 03-05-05-01/2767 , от 07.02.2013 № 03-05-05-01/2766 , от 05.02.2013 № 03-05-05-01/2422 .

Но есть и не столь очевидные случаи.

Модернизировали объект с нулевой остаточной стоимостью: затраты подпадают под налог

Т. Старчук, Краснодарский край

Есть старое автотранспортное средство, которое на 01.01.2013 уже давно полностью самортизировано, поэтому налог на имущество мы с него последние годы не платили. В 2013 г. его модернизировали: поменяли двигатель, установив более мощный стоимостью 150 000 руб. Нужно ли платить с этой суммы налог на имущество?

: Налог платить придется. У вас погашена стоимость объекта основных средств, а сам объект с учета не списан (его вы должны держать на счете 01 до тех пор, пока он находится в вашей организации и способен приносить экономические выгоды в качестве ОСп. 29 ПБУ 6/01 ; п. 76 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н ).

Подробно об учете составных частей сложного имущества как отдельных объектов ОС написано:

Раз автомобиль принят на учет до 2013 г., то под освобождение от налога не подпадает. Модернизация увеличивает первоначальную стоимость ОСп. 27 ПБУ 6/01 . Поэтому теперь остаточная стоимость автомобиля составляет 150 000 руб. плюс затраты на работы по замене двигателя. Ее вы должны учесть в базе по налогу на имуществ оп. 1 ст. 375 НК РФ ; Письмо Минфина от 01.03.2013 № 03-05-05-01/6096 .

Налог не пришлось бы платить, если бы в 2013 г. новые детали устанавливались на объект, который из-за непригодности для использования в качестве ОС был раньше списан с баланса, но так и не ликвидирован. Тогда в 2013 г. пришлось бы оформить этот объект как обнаруженный при инвентаризации и заново принять на счет 01. Первоначальную стоимость составили бы рыночная стоимость «обнаруженного» объекта плюс затраты на приведение его в состояние, в котором он снова станет пригоден для использования (в том числе затраты на приобретение и установку новых деталей).

При модернизации основных средств, числящихся в составе ОС на 01.01.2013, посмотрите, нельзя ли какую-то часть затрат учесть в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Например, вы оснастили один из автомобилей фирмы какими-то техническими приспособлениями, у которых срок службы существенно отличается от срока службы самого автомобиля и которые при надобности можно легко переставить на другие машины. То есть они не составляют с автомобилем единого неделимого комплекса. Примите их на учет в 2013 г. как отдельные ОСп. 6 ПБУ 6/01 , и налог с них платить не придется.

Лизинг: позволит ли смена балансодержателя сэкономить на налоге

А. Николаева, г. Санкт-Петербург

Мы лизингодатели, у нас есть предоставленное до 2013 г. в лизинг промышленное оборудование. Думаем составить к договорам соглашение о передаче оборудования на баланс лизингополучателей, чтобы ни мы, ни они не платили с него налог на имущество. Ведь у них оборудование будет принято к учету в качестве ОС уже в 2013 г. Могут ли быть налоговые претензии и какие?

: Претензии возможны.

Конечно, формальное основание не платить налог с объекта лизинга у лизингополучателя в вашей ситуации есть. Ведь НК не уточняет, что от налога освобождено имущество, принятое на учет как ОС с 01.01.2013 только вследствие его приобретения.

Минфину уже задавали подобный вопрос, и он ушел от ответ аПисьмо Минфина от 11.02.2013 № 03-05-05-01/3372 . Видимо, сейчас у него определенной позиции нет. До ее появления инспекторы на местах будут действовать по своему усмотрению.

Во-первых, они могут настаивать, что такое имущество нельзя считать принятым на учет в этом году.

Ведь оборудование уже давно введено в эксплуатацию, после смены балансодержателя будет использоваться все тем же лизингополучателем и собственника не поменяет: им останется лизингодатель, то есть в ып. 1 ст. 11 Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ . А у вас в рамках продолжающего действовать договора лизинга оборудование было учтено как ОС до 2013 г. Так что налоговики вполне могут прийти к выводу, что лизингополучатель обязан платить с этого имущества налог, пусть даже на его баланс оно попало лишь в 2013 г.

Во-вторых, вас могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды, если вы не укажете иных, кроме экономии на налоге, причин внезапной смены балансодержател я. Ведь отношения сторон не меняются.

С этим можно спорить: само по себе внесение изменений в договор еще не причина считать полученную в результате налоговую выгоду необоснованно йп. 4 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 .

Учтите: при передаче оборудования на баланс лизингополучателя вы потеряете возможность амортизировать его в налоговом учет еп. 10 ст. 258 НК РФ ; п. 2 ст. 31 Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ . Поэтому прежде сопоставьте экономию на налоге на имущество с суммой, на которую увеличится ваш налог на прибыль.

Приобрели в 2012 году, на счет 01 перевели в 2013 году, спрашивается: почему?

Л. Мушихина, г. Ростов-на-Дону

В конце прошлого года купили складское оборудование и технику, а ввели их в эксплуатацию и учли на счете 01 только в 2013 г. Правильно ли мы понимаем, что налог на имущество по этим объектам можем не платить, поскольку важна дата не приобретения, а принятия на учет в качестве ОС?

: Все зависит от причин, по которым купленное имущество оставалось на счете 08:

  • <если> оно было готово к использованию еще в прошлом году, однако вы учли его на счете 01 только в момент ввода в эксплуатацию в этом году, то сделали неправильно и должны платить с этих объектов налог. Ведь как только объект готов к использованию в качестве ОС, его сразу нужно переводить на счет 01, не дожидаясь ввода в эксплуатаци юп. 4 ПБУ 6/01 ;
  • <если> оно не было готово к эксплуатации, то есть требовало еще каких-то капвложений, которые были завершены только в 2013 г., то платить налог не нужн опп. 4 , 7, 8 ПБУ 6/01 ; п. 41 Положения по бухучету, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н ; п. 8 Информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2011 № 148 . Например:
  • после того как вы получили право собственности на купленные объекты, нужно было доставить их к месту эксплуатации, куда они прибыли только в 2013 г.;
  • требовались наладка либо монтаж, для использования по запланированному назначению не хватало каких-то деталей.

Все это нужно подтвердить документами. Ими могут быть как внешние документы (например, первичка на приобретение чего-то, необходимого для монтажа, транспортные документы), так и внутренние (например, приказ директора с перечнем и сроками работ по подготовке объекта к использованию).

По приобретенным в конце 2012 года авто регистрации в ГИБДД не ждем

Е. Бочаров, г. Воронеж

Купили автомобиль в декабре 2012 г., регистрацию в ГИБДД прошли уже в этом году. Нужно ли платить с автомобиля налог на имущество?

: Да. Ведь автомобиль пригоден для использования независимо от наличия регистрации (ее получение - дело времени). Значит, вы должны были учесть его на счете 01, не дожидаясь ввода в эксплуатацию, то есть уже в месяце приобретения (подробнее об этом написано: , ), в вашем случае - в декабре 2012 г. Так что под освобождение от налога ваш автомобиль не подпадает.

Разделили старое ОС на несколько: налог все равно платим

Е. Земская, Московская обл.

Продали нескольких кондиционеров из системы кондиционирования, учтенной как единый объект ОС. Я оформила выбытие этого объекта и создание на его основе нескольких новых: один остается у нас, остальные - на продажу. Соответственно, тот, что остался у нас, принят на счет 01 в 2013 г. Вправе ли мы не платить с него налог на имущество, ведь это другой объект ОС с новым инвентарным номером?

: Налог нужно платить. Оформлять выбытие объекта и принятие на учет новых в вашем случае - ошибка. Правильно - отразить разделение объекта на несколько частей внутренними проводками по счету 01. То есть объект ОС у вас должен был остаться тем же, только его стоимость уменьшилась после продажи кондиционеров.

Что включать в отчетность, а что - нет

В отчетности показывайте только то имущество, которое является объектом налога

М. Рудницкая, г. Солнечногорск

Как показывать в расчетах стоимость движимых ОС, принятых на учет в 2013 г.: включать ее в строку 140 «Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за отчетный период»?

: Стоимость таких объектов вообще не нужно отражать в отчетности по налогу на имущество. Ведь по строке 140 показывают стоимость объектов, подпадающих под льготы. А движимое имущество, учтенное как ОС с 01.01.2013, не относится к льготируемому - оно вообще не является объектом налогообложени яп. 1 ст. 56 , подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ . Отчитываться же нужно только о стоимости основных средств, являющихся объекто мп. 1 ст. 80 НК РФ ; Письмо ФНС от 12.02.2013 № БС-4-11/2301@ .

Кстати, по причине того, что это не льгота, а исключение из объекта налогообложения, инспекция не вправе запросить у вас в рамках камералки документы о движимых ОС, принятых на учет с 01.01.2013. Ведь документы на камеральную проверку налоговики могут потребовать только у тех, кто заявляет в декларации использование той или иной льгот ып. 6 ст. 88 НК РФ .

Отражайте движимое имущество, принятое к учету с 01.01.2013, на отдельном субсчете счета 01 (03). Так легче составлять отчетность по налогу на имущество.

Нужно ли отчитываться тем, у кого нет недвижимости

Н. Заречная, г. Вологда

Недвижимости у нас нет. Остаточная стоимость всех движимых основных средств на 01.01.2013 равна нулю. Нужно ли сдавать расчет за I квартал 2013 г. и вообще отчитываться в 2013 г.?

: Нужно. Сдавать нулевые расчеты вам придется до тех пор, пока вы не спишете с баланса все объекты, принятые на учет до 2013 г., в связи с их продажей, ликвидацией и прочим выбытие мПисьмо ФНС от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ; п. 29 ПБУ 6/01 .

Отчитываться не нужно только тем организациям, у которых нет ни недвижимости, ни движимых ОС, поставленных на счет 01 до 2013 г. (к примеру, все движимые ОС у вас - арендованные либо приобретенные уже в 2013 г.). Эти организации не являются плательщиками налога на имуществ оп. 1 ст. 373 , п. 1 , подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ , а значит, у них нет и такой обязанности плательщиков, как сдача отчетности по налог уп. 1 ст. 386 НК РФ .

Сейчас многие ищут способы превратить учтенные до 2013 г. движимые ОС в принятые на учет в этом году, например:

  • дружественные компании в 2013 г. продают друг другу свои однотипные основные средства (обмениваются мебелью, офисной техникой и т. п.). То есть каждая получает примерно такое же имущество, как то, которое продала, но на счет 01 оно поставлено в 2013 г. и формально не подпадает под налог;
  • компания в 2013 г. сначала продает, а спустя время выкупает обратно свои ОС. В итоге она остается с тем же своим имуществом, только принято оно на учет в 2013 г.;
  • компания продает свои ОС, а затем берет их в аренду. У покупателя они приняты к учету в 2013 г., и он не платит с них налог.

Предупреждаем: в этих и подобных случаях инспекторы наверняка будут доначислять налог, настаивая, что налоговая выгода получена необоснованн оп. 3 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 . Причем в зоне риска оказываются и те компании, которые будут проводить названные операции по иным причинам, нежели экономия на налоге. Им стоит проработать детальное обоснование деловой цели таких сделок.

Налог на имущество организаций платят исключительно фирмы. На предпринимателей он не распространяется.

Налог на имущество организаций установлен главой 30 На­логового кодекса. Этот налог вводится в действие региональным законом. Если в вашем регионе нет такого закона, налог платить не надо.

Налогоплательщики

Налог на имущество организаций платят исключительно фирмы. На предпринимателей он не распространяется. Причем налогоплательщиками являются только компании, имеющие иму­щество, признаваемое объектом налогообложения, то есть учиты­ваемое на балансе в качестве основных средств. Соответственно, если такого имущества у фирмы нет, то подавать налоговые декла­рации в инспекцию не нужно (напомним, что ранее в таких случа­ях нужно было предоставлять «нулевые» декларации).

Некоторые виды предприятий освобождены от уплаты налога. В частности, налог не платят:

  1. общественные организации инвалидов (в которых работают 80 и более процентов инвалидов);
  2. фирмы, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. В этом случае льгота действует, если в фирме работают не менее 50% инвалидов, а их зарплата составляет не менее 25% от общего фонда оплаты труда. Причем имущество таких фирм не должно использоваться для производства и продажи подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых, а также других товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 18 февраля 2004 года № 90;
  3. фирмы, единственными собственниками имущества кото­рых являются общероссийские общественные организации ин­валидов, – в отношении имущества, используемого для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения инвали­дов. В частности, это могут быть:
    • образовательные учреждения;
    • медицинские учреждения;
    • оздоровительные спортивные лагеря и лагеря труда и отдыха;
    • центры, клубы и кружки в сфере образования;
  4. специализированные протезно-ортопедические предприятия;
  5. коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические кон­сультации;
  6. государственные научные центры.

Объект налогообложения

Фирмы должны платить налог на имущество с остаточной сто­имости основных средств.

К основным средствам относят имущество, которое фирма ис­пользует в качестве средств труда более одного года (например, здания, оборудование, вычислительную технику, транспортные средства и т. п.) или сдает в аренду.

Остаточную стоимость такого имущества рассчитывают так:

Остаточная стоимость основных средств

www.buhgalteria.ru

С 2013 года налогом на имущество облагается только недвижимость. Каким образом эти изменения реализованы в программах

С 2013 года налогом на имущество облагается только недвижимость. Каким образом эти изменения реализованы в программах 1С?

1. В отчете «Авансы по налогу на имущество» остаточная стоимость основных средств, поступивших в 1 квартале 2013 г., не учитывается. Почему?

2. Должна ли стоимость имущества, принятого к учету после 01.01.2013, отражаться в регламентированном отчёте «Авансы по налогу на имущество» за 1 кв. 2013 г. (раздел 2, строки 020-050, столбец 4 «в т.ч. стоимость льготируемого имущества»)?

3. Правда ли, что в программах 1С при расчете налога на имущество учитывается только имущество, включенное в следующие группы: Сооружения, Многолетние насаждения, Земельные участки, Прочее имущество требующее государственной регистрации, Объекты природопользования. Если это так, то почему?

С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ. Согласно одной из поправок движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства, налогом на имущество не облагается.

В программе «1С: Бухгалтерия 8» принадлежность имущества к движимому или недвижимому определяется группой ОС, в которую оно включено. Группа указывается вручную в карточке основного средства.

— прочие объекты, требующие государственной регистрации, и относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

Движимым считается имущество, отнесенное к следующим группам:

— машины и оборудование (кроме офисного);

— производственный и хозяйственный инвентарь;

— капитальные вложения в арендованное имущество;

— другие виды основных средств.

Помимо группы для основного средства необходимо указать его тип: Основное средство или Капитальные вложения в арендованное недвижимое имущество . Если выбран тип Капитальные вложения. , то стоимость основного средства будет учитываться при формировании базы по налогу на имущество независимо от группы и даты принятия к учету объекта. Такие изменения в программу внесены в соответствии с письмом Минфина России от 14.03.2013 № 03-05-05-01/7760. Экранные формы документа Основные средства в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 2.0 и 3.0 — см. ниже.

Поправки в законодательстве стали причиной изменений алгоритмов автозаполнения регламентированных отчетов Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Декларация по налогу на имущество организаций . С 01.01.13 при заполнении этих отчетов обрабатываются данные обо всех основных средствах, принятых к учету до 1 января 2013 года, и обо всех объектах недвижимости, принятых к учету начиная с 1 января 2013. Дата принятия к учету определяется по дате документа Принятие к учету основных средств .

Чтобы отчеты заполнялись корректно, нужно по каждому поступившему в 2013 году основному средству проверить группу, к которой оно отнесено и выбрать тип ОС.

Налог на имущество: нововведения — 2018

С 1 января 2018 года движимое имущество вновь стало объектом налогообложения. Соответствующие изменения в законодательство были внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Напомним, что до наступления 2018 года юридические лица были освобождены от уплаты налога на движимое имущество по объектам, принятым на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 года.

С 1 января 2018 года, согласно новой редакции ст. 380 НК РФ и ст. 381.1 НК РФ, льгота по налогу на движимое имущество организаций, относящееся к 3–10 амортизационным группам, больше не применяется. Однако, согласно ст. 381.1 НК РФ,

“Законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.”.

Таким образом, на территориях различных регионов России могут действовать различные льготы в отношении движимого имущества кроме приобретенного у взаимозависимых лиц и полученного в ходе ликвидации или реорганизации – в зависимости от законодательства субъекта. Однако при этом перечень имущества, в отношении которого субъект РФ может принимать решения о льготах, ограничен – льготы могут быть установлены только в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также в отношении инновационного оборудования. При этом ограничения на размер льгот не налагаются.

Субъекты РФ также могут регулировать сроки уплаты авансовых платежей и налога на движимое имущество. Поэтому в разных регионах сроки могут отличаться.

Что касается ставок по налогу на движимое имущество, то, согласно п. 3.3 ст. 380 НК РФ, в 2018 году максимальная ставка по налогу на движимое имущество не должна превышать 1,1%. С 2019 года максимальное значение ставки будет повышено вдвое – до 2,2%.

Необходимо отметить, что предприятия, работающие на УСН, в 2018 по-прежнему освобождены от налога на имущество (в том числе на движимое). Для компаний, применяющих УСН, объектом налогообложения является исключительно недвижимое имущество, имеющее кадастровую стоимость на начало налогового периода.

Что касается остальных юридических лиц – владельцев движимого имущества, то, исчисляя налог, следует руководствоваться региональным законодательством.

Так, на территории Санкт-Петербурга льготу сохранили для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. С остального движимого имущества нужно будет заплатить налог по ставке 1,1%. (ст. 1, Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах» (принят ЗС СПб 29.11.2017))

Власти г. Москвы пока не приняли закон, определяющий льготы по движимому имуществу. Поэтому все столичные налогоплательщики должны облагать движимое имущество налогом по ставке 1,1 % (исключение – налог на имущество с кадастровой стоимости).

Что касается московской области, cтавка налога на движимое имущество с 2018-2020 годов составляет 0%. (Закон Московской Области от 03.10.17 № 159/2017-ОЗ)

Также льгота по движимому имуществу сохранена на территории Чеченской республики (Закон Чеченской Республики от 27.11.17 № 45-РЗ). На территории Ивановской и Липецкой области (Закон Ивановской области от 11.12.17 № 94-ОЗ, Закон Липецкой области от 14.09.17 № 106-ОЗ) льгота продлена до конца 2018 года.

Однако, разумеется, данные льготы установлены субъектами с учетом ограничений, которые накладывает на их полномочия Налоговый кодекс – а именно только в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также в отношении инновационного оборудования.

В завершение статьи хотелось бы подчеркнуть, что вышеуказанные изменения действуют только в отношении движимого имущества организаций, относящегося к 3–10 амортизационным группам. Основные средства 1 и 2 амортизационных групп по-прежнему освобождены от налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Алгоритм исчисления налога на имущество в 2018 году существенно изменился. Движимое имущество вновь стало объектом налогообложения. Чтобы грамотно определить базу по налогу на имущество, необходимо пользоваться не только нормами НК РФ, но и соответствующими законами субъектов РФ.

www.ascon-spb.ru

Налог на имущество организаций - изменения с 2018 года

Рассмотрим актуальные изменениями налогового законодательства, а именно изменения по налогу на имущество организаций.

Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной

Как было в 2017 году

Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).

Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.

Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.

По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому - они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:

  • Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
  • Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.

Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.

Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены - налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).

При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ)

В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.

Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 - 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.

А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).

Поэтому в отношении движимого имущества 3 - -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка - 1,1%.

В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.

Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Льгота по энергоэффективным объектам так же «передана» регионам

С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Исчисление налога на имущество по недвижимости

Особенности исчисления сумм налога и авансовых платежей, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимости, приведены в пункте 12 статьи 378.2 НК РФ.

С 1 января 2018 года уточнены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций, если их кадастровая стоимость определена в течение года (Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 12 статьи 378.2 дополнен подпунктом 2.1).

Речь о недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства и о недвижимости иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в России через постоянные представительства. А также о жилых домах и жилых помещениях, не учитываемых на балансе в качестве основных средств согласно ПБУ 6/01.

Если кадастровая стоимость указанной недвижимости была определена в течение года, то налоговая база и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему году в отношении данных объектов определяется исходя из кадастровой стоимости, установленной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Налоговая декларация за 2017 год представляется по новой форме

Начиная с представления декларации за 2017 год организациям нужно использовать новую форму декларации и расчета по авансовому платежу, а также новые порядки заполнения отчетности и форматы подачи документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.

Напомним, что за отчетные периоды 2017 года организации могли сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, так и по старой форме, утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).

Итак, основные изменения 2018 года связаны с отменой федеральной льготы по движимому имуществу. Теперь власти каждого субъекта самостоятельно решают облагать налогом указанные активы компаний или нет.

pravovest-audit.ru

Ставки налога на имущество в 2013 году.

Ранее мы сообщали, что Московская городская Дума приняла Закон «О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года №47 «О ставках налога на имущество физических лиц».

Законом г. Москвы от 14.11.2012 N 56 с 01 января 2013 года установлены новые ставки налога на имущество граждан (которое принадлежит им на праве собственности). Рассчитывается налог на основании инвентаризационной стоимости имущества.

Налоговые ставки в Москве:

На территориях, включенных в состав территории Москвы в результате изменения границы города ставки налога на имущество следующие:

С учетом средней инвентаризационной стоимости в размере 500-600 тыс. руб, средняя налоговая ставка составит 3000-3 600 руб. (за год).

В случае же, когда инвентаризационная стоимость квартиры (это касается больших квартир) превысит 1 млн. руб., налоговая (минимальная) ставка составит 7 500 руб. (за год).

Необходимо отметить, что инвентаризационная стоимость новостроек примерно равна их рыночной стоимости.

Справку об инвентаризационной стоимости может получить собственник квартиры или его представитель в органах БТИ, где и рассчитывается инвентаризационная стоимость жилья сотрудниками БТИ по формуле:

С = С * (1 -Ифиз,/100 * Ки),
где С - инвентаризационная стоимость оцениваемого объекта (тыс. руб.);
С - восстановительная стоимость жилого здания (то есть сумма затрат в виде амортизационных отчислений, необходимых для восстановления изношенности объекта) (тыс. руб.);
И - показатели физического износа жилого здания (%);
К - коэффициент дифференциации объектов.

Налог при продаже недвижимости с 2016 года. — посмотреть здесь.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями , 378.1 и 378.2 НК РФ .

На основании в редакции, действовавшей до 01.01.2015, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Данное положение подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ распространялось и на случаи постановки на баланс движимого имущества в 2013 - 2014 годах, полученного в результате реорганизации, а также от взаимозависимого лица.

С 1 января 2015 года вступила в силу новая редакция подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ , согласно которой не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Одновременно, дополнена вступившим в силу с 1 января 2015 года пунктом 25, согласно которому льгота по налогу на имущество организаций предоставляется в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми.

Таким образом, согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года указанным положениям главы 30 Налогового кодекса РФ движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

При этом объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, не признаются с 1 января 2015 года объектами налогообложения вне зависимости от даты постановки на учет и источника получения (приобретения).

Следовательно, в 2015 году должны быть вновь введены в налоговый оборот объекты движимого имущества, поставленные на учет организациями в налоговых периодах 2013 - 2014 годов в результате реорганизации или полученные (приобретенные) от взаимозависимых лиц, за исключением не являющихся объектами налогообложения с 1 января 2015 года объектов, включенных в первую или во вторую амортизационную группу.

С 2013 г. внесены изменения главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации. Рассмотрим основные из этих изменений.

1. Движимое имущество не признается объектом налогообложения.

В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ с 1 января 2013 г. не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве объектов основных средств. Движимое имущество - это вся офисная техника, автомобили, оборудование, мебель организации и т.п. Данное положение относится к движимому имуществу, принятому на учет, начиная с 1 января 2013 г. Все движимое имущество, которое было принято на учет ранее этой даты, по-прежнему будет подлежать налогообложению до полного списания его первоначальной стоимости в бухгалтерском учете, либо до его продажи (иного выбытия).

Следует отметить, что организации обязаны своевременно принимать к учету основные средства с отражением их на балансовых счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (в ред. от 08.11.2010 г.) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» может отражать только величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов.

Таким образом, объекты движимого имущества, не требующие монтажа, должны быть введены в эксплуатацию сразу после их приобретения. В случае, если по объективным причинам такого не происходит, организация должна иметь первичные документы, в которых приведен четкий перечень работ по подготовке объекта к использованию.

С 2013 г. все объекты движимого имущества организации будут подразделяться на те, которые облагаются налогом на имущество и те, которые не подлежат налогообложению. К счетам учета движимого имущества целесообразно открыть по два субсчета: по объектам принятым на учет до 2013 г., и по объектам принятым на учет после 2013 г.

Первичными документами, подтверждающими момент принятия к учету движимого имущества, могут являться акты приемки – передачи основных средств и инвентарные карточки. Данные документы организация должны разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике на 2013 г.

Следует отметить, что организации могут утвердить в своей учетной политике ранее принятые Госкомстатом РФ унифицированные формы N ОС-1 «Акт о приеме -передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» и N ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»).

2. Расширен перечень имущества, не признаваемого объектами налогообложения.

Начиная с 2013 г. объектом обложения налогом на имущество организаций не признаются также:

  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения (пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов (пп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно - технологического обслуживания (пп. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • космические объекты (пп. 6 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

3. Установлены предельные значения налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий электропередач.

В соответствии с п. 3 ст. 380 НК РФ с 1 января 2013 г. в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов установлено предельное значение налоговой ставки, которое является пониженным по сравнению со ставками на иное имущество. В 2013 г. налоговые ставки на данное имущество не могут превышать 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.

В соответствии с п. 4 ст. 380 НК РФ если законом субъекта РФ не будет определена налоговая ставка в отношении данных объектов, то налогообложение будет производиться по предельной налоговой ставке, установленной п. 3 ст. 380 НК РФ.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. На момент написания материала соответствующий документ не принят.

Налоговые органы и Минфин России в своем совместном письме (Письмо ФНС России от 13.12.2012 г. N БС-4-11/21285@ «О налоге на имущество организаций» (вместе с Письмом Минфина России от 11.12.2012 г. N 03-05-04-01/44)) разъяснили, что до момента утверждения нового перечня, следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. (в ред. от 06.10.2011 г.) N 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на имущество относится к региональным налогам, представляя собой стабильный источник дохода бюджетов РФ.

Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с данной главой.

Налогом на имущество облагаются движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:

  • переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

  • осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства ,
  • если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

  • первый квартал,
  • полугодие,
  • девять месяцев
календарного года.

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ - субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом - не выше 2.2%, в соответствии со ст.380 НК РФ).

По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • категорий налогоплательщиков,
  • видов имущества, признаваемого объектом налогообложения
3. Порядок и сроки уплаты налога (ст.383 НК РФ).

Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

  • нахождения и учета налогоплательщика;
  • нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • нахождению каждого объекта недвижимого имущества;
  • постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;
  • постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;
  • нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2012 №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законом №202-ФЗ были внесены изменения в 30 главу НК РФ, которые коснутся большинства налогоплательщиков:

  • начиная с 2013 года, движимое имущество , принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество облагаться не будет .
В статье будут рассмотрены изменения, вступившие в силу с 01.01.2013 года и некоторые особенности налогообложения имущества организаций с комментариями Минфина.

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Статья 374 Налогового кодекса устанавливает, какое именно имущество признается объектом налогообложения налогом на имущество.

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество , либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе*.

*В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

  • самоходные дорожно-строительные машины,
  • иные машины,
с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

ДЛЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Объектом налогообложения признается движимое имущество и недвижимое имущество , в том числе переданное:

  • во временное владение,
  • в пользование,
  • распоряжение,
  • доверительное управление,
  • внесенное в совместную деятельность,
  • полученное по концессионному соглашению,
учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета* .

Соответственно, если компания приобретает недвижимое имущество с целью последующей перепродажи, то такая недвижимость не принимается к бухгалтерскому учету организации в качестве объекта ОС.

А это означает, что налог на имущество с такой недвижимости начислять и уплачивать не нужно.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина от 15.11.2011г. №03-05-05-01/87:

«Учитывая изложенное, недвижимое имущество, приобретенное с целью последующей перепродажи, учитываемое в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41 "Товары", налогом на имущество организаций не облагается.»

* При этом российским организациям необходимо учитывать особенности налогообложения имущества:

а) Переданного в доверительное управление.

В соответствии со ст.378 НК РФ, имущество:

  • переданное в доверительное управление,
  • приобретенное в рамках договора доверительного управления,
подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд).

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании (при этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд).

б) При исполнении концессионных соглашений.

Статьей 378.1 НК РФ предусмотрено, что имущество:

  • переданное концессионеру,
  • созданное им в соответствии с концессионным соглашением,
подлежит налогообложению у концессионера .

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

  • движимое и недвижимое имущество , относящееся к объектам ОС, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Для целей налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Объектами налогообложения признаются:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает в том числе и при заключении иностранной компанией договора о совместной деятельности в отношении приобретенного в рамках такой деятельности недвижимого имущества.

Такая позиция изложена в Письме Минфина от 18.12.2012г. №03-05-05-01/76:

«Вместе с тем п. 3 ст. 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

На основании п. 2 ст. 375 и п. 5 ст. 376 Кодекса налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.»

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

Законом №202-ФЗ был дополнен пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса, содержащий перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения.

С 1 января 2013 года поправки, внесенные законом №202-ФЗ вступили в силу и в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса, к имуществу, не облагаемому налогом, теперь относится:

  • движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).
В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:
  • лизингодателя
  • или лизингополучателя,
в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обратите внимание: При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

  • Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  • Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.
  • Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.
  • Космические объекты.
  • Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:
  • Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
  • Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Особенности налогообложения имущества при осуществлении совместной деятельности

При осуществлении совместной деятельности, каждый ее участник начисляет и уплачивает налог на внесенное имущество самостоятельно.

В соответствии с п.

1 ст.377 Налогового кодекса, налоговая база в рамках договора:

  • простого товарищества (о совместной деятельности),
  • инвестиционного товарищества,
определяется исходя из остаточной стоимости имущества (признаваемого объектом налогообложения), внесенного налогоплательщиком по такому договору.

А также исходя из остаточной стоимости иного имущества:

  • приобретенного,
  • созданного
в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела.

Каждый участник договора простого (или инвестиционного) товарищества, самостоятельно производит исчисление и уплату налога на имущество, переданное им в совместную деятельность.

В отношении имущества, приобретенного (созданного) в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками товарищества:

  • пропорционально стоимости вклада в общее дело.
В соответствии с п.

2 ст.377 НК РФ, лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого (или инвестиционного) товарищества сведения:

  • об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

Налоговая база по налогу на имущество

В соответствии с положениями ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения .

В соответствии с п.1 ст.375 НК РФ, при определении налоговой базы облагаемое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете в соответствии с:

  • требованиями законодательства,
  • учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета.
Если для отдельных объектов ОС начисление амортизации не предусмотрено , то их стоимость для целей налогообложения определяется как:
  • разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, по нормам амортизационных отчислений для целей бухучета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
В соответствии с п.

2 ст.375 НК РФ, налоговой базой в отношении недвижимого имущества иностранных организаций:

  • не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства,
  • не относящегося к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства,
признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая ставка по налогу на имущество

В соответствии с п1. ст.380 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Статья 380 НК РФ

допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • категорий налогоплательщиков,
  • имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Законом №202-ФЗ была отменена льгота по налогу на имущество, предоставлявшаяся в соответствии с п.11 ст.381 НК РФ в отношении:
  • железнодорожных путей общего пользования,
  • магистральных трубопроводов,
  • линий энергопередачи,
  • сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
С 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога.

Так, в соответствии с п.

3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

  • в 2013 году - 0,4%,
  • в 2014 году - 0,7%,
  • в 2015 году - 1,0%,
  • в 2016 году - 1,3%,
  • в 2017 году - 1,6%,
  • в 2018 году - 1,9%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

«Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г. »

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"