Иностранным налогоплательщикам. Критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков

1. Организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (далее - клиент), лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - клиент - иностранный налогоплательщик).

2. Если иное не установлено федеральными законами, не подлежит сбору и передаче предусмотренная настоящим Федеральным законом информация о клиентах:

1) физических лицах - гражданах Российской Федерации, за исключением физических лиц:

а) имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства - члена Таможенного союза);

б) имеющих вид на жительство в иностранном государстве;

2) юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 90 процентов акций (долей) уставного капитала которых прямо или косвенно контролируются Российской Федерацией и (или) гражданами Российской Федерации, в том числе имеющими одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства - члена Таможенного союза (за исключением физических лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей части).

3. Критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика и способы получения от них необходимой информации определяются организацией финансового рынка на основании настоящего Федерального закона во внутренних документах, которые подлежат размещению на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее пятнадцати календарных дней после дня их утверждения. Указанные внутренние документы организации финансового рынка в части критериев отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика и способов получения от них необходимой информации подлежат изменению организацией финансового рынка по предписанию Центрального банка Российской Федерации в сроки, им установленные.

4. Организации финансового рынка вправе осуществлять передачу иностранному налоговому органу и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов (далее - иностранный налоговый орган), информации только при получении от клиента - иностранного налогоплательщика согласия на передачу информации в иностранный налоговый орган и при соблюдении требований части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5. Срок для предоставления клиентом по запросам организаций финансового рынка информации, идентифицирующей его в качестве клиента - иностранного налогоплательщика, а также согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган не может быть менее пятнадцати рабочих дней со дня направления клиенту соответствующего запроса.

6. Согласие клиента - иностранного налогоплательщика на передачу информации в иностранный налоговый орган является одновременно согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - уполномоченные органы).

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если у организации финансового рынка имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, но при этом он не предоставил запрашиваемую в соответствии с внутренними документами организации финансового рынка, указанными в части 3 настоящей статьи, информацию, позволяющую подтвердить указанное предположение или его опровергнуть, а также в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса финансовой организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган организация финансового рынка вправе принять решение об отказе от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению указанного клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг (далее - решение об отказе от совершения операций), и (или) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив клиента о принятом решении не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

8. Принятие решения об отказе от совершения операций означает прекращение организацией финансового рынка операций по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, включая прекращение кредитными организациями операций по зачислению денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту - иностранному налогоплательщику.

9. Принятое в соответствии с настоящим Федеральным законом организацией финансового рынка в отношении клиента - иностранного налогоплательщика решение об отказе от совершения операций с денежными средствами не распространяется на осуществление платежей, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на переводы денежных средств на банковский счет клиента - иностранного налогоплательщика, открытый в другой кредитной организации, или выдачу денежных средств клиенту - иностранному налогоплательщику.

10. Особенности взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг, а также по вопросам закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из особенностей законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Критерии отнесения клиентов к категории клиент – иностранный налогоплательщик и способы получения от них необходимой информации

(в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)


Понятия
Клиент – иностранный налогоплательщик – это лицо, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов –закон США от 01.01.2001г. о налогообложении иностранных счетов (Foreign Accounts Tax Compliance Act, FATCA). Критерии отнесения клиентов к категории клиент – иностранный налогоплательщик – это перечень признаков, свидетельствующих о принадлежности клиентов к лицам, на которые распространяется законодательство иностранного государства о налогообложения иностранных счетов – закон США от 01.01.2001г. FATCA, а также состав необходимой информации, позволяющей идентифицировать клиента иностранного налогоплательщика или опровергнуть его принадлежность к указанной категории лиц.
Критерии отнесения клиентов к категории клиента – иностранного налогоплательщика
Критерии отнесения клиентов к категории клиент – иностранный налогоплательщик для и физических лиц, в т. ч. физических лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой:

2.1.1. Наличие гражданства США;

2.1.2. Наличие разрешения на постоянное (в т. ч. Green Card) или долгосрочное пребывание (нахождения на территории США не менее 31 дня в течение текущего календарного года и не менее 183 дней в течение 3 лет, включая текущий год и предшествующие года) на территории США;

2.1.3. Место рождение на территории США;

2.1.4. Адрес проживания/почтовый адрес на территории США;

2.1.5. Наличие постоянного поручения о переводе на счета на территории США;

2.1.6. Наличие тесных личных и экономических связей на территории США:

    наличие недвижимого имущества, пригодного для проживания на территории США;
    наличие стабильного дохода, поступающего из США;
Критерии отнесения клиентов к категории клиент – иностранный налогоплательщик для юридических лиц:

2.2.1. Нахождения под юрисдикцией США:

    юридическое лицо создано и/или находится на территории США; постоянное представительство юридического лица находится на территории США (место нахождения офиса, производства, исполнительного органа); юридическое лицо создано в соответствии с законодательством США.

2.2.2. Бенефициары юридического лица являются налогоплательщиками США:

    - конечные и/или учредители юридического лица, являющиеся налогоплательщиками США, владеют долей в капитале в размере более 10 %;

2.2.3. Наличие поручения на совершение платежей в адрес на территории США или переводе средств на счета на территории США.


Способы получения информации
Способы получения информации, необходимой для отнесения клиентов к категории клиентов – иностранных налогоплательщиков:

3.1.1. Письменные и устные вопросы/запросы;

3.1.2. Анкетирование;

3.1.3. Предоставления пакета документов;

3.1.4. Предоставления дополнительной информации, документов.

Клиентам предлагается заполнить анкету и предоставить пакет документов. В случае выявления у клиента признаков, позволяющих отнести его к клиентам – иностранным налогоплательщикам по критериям, предусмотренным п. 2.1. и п. 2.2., у клиента может быть истребованы дополнительная информация, документы, в целях опровержения или подтверждения его статуса как клиента – иностранного налогоплательщика. Запрошенная дополнительная информация, документы должны быть предоставлены клиентом не позднее 30 (Тридцати) рабочих дней в виде оригиналов и/или надлежащим образом заверенных копий.

В целях исполнения требований Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическим лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Банк выявляет среди лиц, заключающих (заключивших) с Банком договор на оказание финансовых услуг, лиц на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - Клиент - иностранный налогоплательщик).

Критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков

Не относятся к категории клиентов иностранных налогоплательщиков:

  • физические лица – граждане Российской Федерации, за исключением физических лиц:
    а) имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (кроме гражданства государства - члена Таможенного союза);
    б) имеющих вид на жительство в иностранном государстве;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 90 процентов акций (долей) уставного капитала которых прямо или косвенно контролируются Российской Федерацией и (или) гражданами Российской Федерации, в том числе имеющими одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства - члена Таможенного союза (за исключением физических лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» выше).

Не подлежат идентификации физические лица, арендующие индивидуальные сейфовые ячейки, и не пользующиеся другими продуктами или услугами, предоставляемыми Банком; совершающие разовые операции без открытия счета независимо от суммы операции; операции с наличной иностранной валютой и чеками (в т.ч. дорожными); переводы денежных средств без открытия счета.

Критерии отнесения Клиентов к категории иностранного налогоплательщика:

Физическое лицо / индивидуальный предприниматель:

  • наличие гражданства иностранного государства;
  • наличие разрешения на постоянное пребывание в иностранном государстве (вид на жительство, для США – карточка постоянного жителя «Green Card»);
  • соответствие критериям «долгосрочного пребывания в иностранном государстве», то есть физическое лицо / индивидуальный предприниматель находилось на территории этого государства не менее срока, установленного законодательством иностранного государства для признания налогоплательщиком – налоговым резидентом иностранного государства.

Юридическое лицо:

  • страной регистрации/учреждения юридического лица является иностранное государство, при этом юридическое лицо не относится к категории юридических лиц, исключенных из-под действия требований иностранного налогового законодательства;
  • юридическое лицо является налоговым резидентом в иностранном государстве;
  • наличие иностранных контролирующих лиц, которым прямо или косвенно принадлежит пакет акций (долей) уставного капитала общества, признаваемый существенным соответствующим иностранным законодательством.

Для целей отнесения Клиентов к категории Клиентов – иностранных налогоплательщиков Банк проводит анкетирование физических и юридических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание. Сбор информации осуществляется в письменном виде путем заполнения анкеты по форме Банка.

Дополнительные критерии для налогоплательщиков сша

В США налоговым резидентом по основанию «долгосрочное пребывание» считается физическое лицо, если оно находилось на территории США не менее 31 дня в течение текущего календарного года и не менее 183 дней в течение 3-х лет, включая текущий год и два непосредственно предшествующих года. При этом сумма дней, в течение которых физическое лицо присутствовало на территории иностранного государства, умножается на установленный коэффициент:

  • коэффициент текущего года – 1
  • коэффициент предыдущего года – 1/3
  • коэффициент позапрошлого года – 1/6

Налоговыми резидентами США не признаются учителя, студенты и стажеры, временно присутствовавшие на территории США на основании виз типа «F», «J», «M», «Q».

Дополнительные критерии для налогоплательщиков США:

  • место рождения в США;
  • адрес, почтовый адрес, в США;
  • телефонный номер США;
  • постоянно действующие инструкции по платежам в США;
  • право подписи предоставлено лицу с адресом в США;

В США иностранным налогоплательщиком признается юридическое лицо, в котором контролирующим лицам (существенным собственникам) прямо или косвенно принадлежит более 10 % акций (долей) уставного капитала. При этом контролирующими лицами в том числе являются:

  • физические лица, которые признаны иностранными налогоплательщиками на основании критериев, изложенных в пункте 2.2. настоящего Порядка;
  • юридические лица, признанные иностранными налогоплательщиками на основании критериев, изложенных в пункте 2.2. настоящего Порядка и более 50% (по отдельности или в совокупности) совокупного дохода такого юридического лица составляют «пассивные доходы», а более 50% (по отдельности или в совокупности) от средневзвешенной величины активов юридического лица (на конец квартала) составляют активы, приносящие такой доход.

К «пассивным доходам» относятся:

  • дивиденды;
  • проценты;
  • доходы, полученные от пула страховых договоров, при условии, что полученные суммы зависят целиком или в части от доходности пула;
  • рента и роялти (за исключением ренты и роялти, полученной в ходе активной операционной деятельности);
  • аннуитеты;
  • прибыль от продажи или обмена имущества, приносящего один из видов вышеуказанных доходов;
  • прибыль от сделок с биржевыми товарами (включая фьючерсы, форварды и аналогичные сделки), за исключением сделок, которые являются хеджирующими, при условии, что сделки с такими товарами являются основной деятельностью организации;
  • прибыль от операций с иностранной валютой (положительные или отрицательные курсовые разницы);
  • контракты, стоимость которых привязана к базовому активу (номиналу);
  • выкупная сумма по договору страхования или сумма займа, обеспеченная договором страхования;
  • суммы, полученные страховой компанией за счет резервов на осуществление страховой деятельности и аннуитетов.

Дополнительные критерии для налогоплательщиков США для юридического лица или его контролирующих лиц:

  • адрес, почтовый адрес в США;
  • телефонный номер США;
  • доверенность, выданная лицу с адресом в США;
  • право подписи, выданное лицу с адресом в США;
  • в качестве единственного адреса для направления выписок по счетам, открытым в Банке, в отношении данного лица указано «для передачи» или «до востребования».