Инвестирование средств пенсионных накоплений нпф. Отчетность доходность инвестирования средств пенсионных накоплений

Инвестирование накопительной части будущей пенсии является важным звеном в системе обязательного пенсионного страхования. Вложение накоплений на фондовом рынке дает возможность приумножить пенсионный капитал и повысить благосостояние пенсионеров при выходе на пенсию. Одновременно следует отметить преимущества и потенциальные выгоды инвестирования накопленных средств с общественной точки зрения. В распоряжении управляющих компаний находятся самые долгосрочные ресурсы, дающие выгоды на длинных горизонтах. Это формирует надежный финансовый базис национальной экономики, задает импульс долгосрочному сбалансированному росту через финансирование с помощью пенсионных накоплений модернизационных и инфраструктурных проектов, как это происходит в развитых странах. Поэтому поддержка инвестиционного потенциала на базе пенсионных ресурсов является приоритетом государственной финансовой политики.

Пока пенсионная система России уступает по масштабам развитым странам. По экспертной оценке, пенсионный рынок считается зрелым, если объем пенсионных активов превышает 20% к ВВП. Активы крупнейших пенсионных систем (США, Великобритания) превышают объем валового продукта. В России они составляют лишь 3,7% к ВВП, однако динамика накоплений является активной. За 2008–2012 гг. они выросли более чем в 5,5 раза, составив на начало 2013 г. 2,341 трлн руб. против 0,39 трлн руб. в 2008 г.

Рассмотрим более подробно механизм управления пенсионными накоплениями. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, самостоятельно выбирают, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Субъекты управления представлены на рис. 6.6.

Рис. 6.6.

При выборе страховщика возможны два варианта. По первому варианту выплаты по желанию пенсионера осуществляются через Пенсионный фонд РФ из его выплатного резерва.

При этом можно самостоятельно выбрать одну из управляющих компаний. Это может быть либо государственная управляющая компания (ГУК) – Внешэкономбанк, либо частная управляющая компания (УК), заключившая договор с ПФР и отобранная по результатам конкурса, проводимого Министерством финансов. С 2014 г. работают 34 управляющие компании. Они обязаны иметь в управлении не менее 1 млрд руб. активов, на момент подачи заявки работать с негосударственными пенсионными фондами не менее 5 лет; размер собственного капитала компаний должен составлять не менее 100 млн руб. Критериями отбора компаний и эффективности их работы являются эталонная доходность (бенчмарк) с возможностью отклонения от нее не более чем на 20%, риск портфеля и финансовая устойчивость самой компании (собственные средства, общий объем средств под управлением).

Основной объем накоплений в первом варианте направляется в государственную управляющую компанию (ГУК – "Внешэкономбанк"). В ее ведении находится 70% всех накоплений.

Второй вариант поведения гражданина таков: по заявлению в ПФР можно передать накопления в негосударственный пенсионный фонд, который будет назначать и выплачивать пенсии. С НПФ в таком случае заключается договор об обязательном пенсионном страховании. Под управлением НПФ, имеющих право на работу с пенсионными накоплениями, находится около 30% всех накоплений. НПФ работают через те же частные управляющие компании, которые обслуживают и ПФР.

Анализ динамики структуры субъектов управления пенсионными накоплениями показывает доминирование государственной компании – ВЭБ. Однако ее доля за период 2008– 2012 гг. постепенно уменьшается и сейчас составляет 70%, тогда как значимость НПФ и частных компаний за это время выросла вдвое (рис. 6.7). I

Рис. 6.7

Сервис волеизъявления о выборе страховщика включает письменное заявление в территориальный орган ПФР, любой трансферагент ПФР в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг. При отсутствии волеизъявления средства "молчунов" направляются в ГУК "Внешэкономбанк". На рис. 6.8 показано взаимодействие участников системы накопительного страхования.

Рис. 6.8.

В 2013 г. принято решение о ликвидации накопительной части трудовой пенсии для лиц моложе 1967 г. рождения, не заявивших о желании ее иметь. Если "молчуны" желают сохранить с 2014 г. и в дальнейшем накопительный тариф в размере 6%, они должны в 2013–2014 гг. подать заявление о выборе УК (в том числе в ГУК "Внешэкономбанк") либо НПФ. Если заявление "молчуном" не подано, то на финансирование накопительной части страховые взносы направляться не будут. Для граждан, ранее выбиравших любые управляющие компании, включая ГУК и НПФ, сохраняется страховой накопительный тариф 6%.

Для граждан, ранее выбиравших любые управляющие компании, включая ГУК и НПФ, сохраняется страховой накопительный тариф 6%.

Таким образом, гражданин вне зависимости от того, у какого страховщика формируются его пенсионные накопления, имеет возможность с 2015 г. формировать их через государственную управляющую компанию "Внешэкономбанк", частную управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд по тарифу 6%.

В дальнейшем накопительная часть будет реструктурирована и превратится в самостоятельную накопительную пенсию. Схема формирования всей пенсии показана на рис. 6.4.

Гражданин может по своему желанию изменить выбор управляющей компании. В 2012–2013 гг. в НПФ перешли более 10 млн чел. Причиной активизации перехода в НПФ является более высокая доходность от инвестирования накопленных средств, а так же расширение агентской сети НПФ. В итоге число клиентов НПФ достигло 25 мнл чел. Возможен также переход на обслуживание из одного НПФ в другой, но только один раз в 5 лет. В 2012 г. 1,34 млн клиентов сменили один НПФ на другой.

К настоящему времени пенсионные накопления составляют 2,341 трлн руб. Механизм выплаты накопленных средств прописан в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. №360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", вступившем в силу с июля 2012 г. В 2011 г. для выплат пенсионных накоплений создан специальный выплатной резерв Пенсионного фонда России. Он формируется из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости. Выплатной резерв передан в доверительное управление Государственной управляющей компании – Внешэкономбанку.

Массово выплаты накопленных пенсий начнутся с 2022– 2023 гг. Федеральный закон предусматривает право выбора следующих видов выплат: единовременной, бессрочной, срочной, пенсионной выплаты, например, в течение 10 лет по выбору гражданина. При смерти застрахованного пенсия выплачивается его правопреемникам.

Первые выплаты накопительной части пенсий начались в 2012 г., когда на пенсию вышли первые участники накопительной системы. Получатели выплат – это вышедшие на досрочную трудовую пенсию мужчины, родившиеся после 1953 г., и женщины – после 1957 г., за которых с 2002 по 2004 г. работодатели уплачивали страховые взносы по тарифу 2% ежемесячной заработной платы. В 2012 г. выплаты получили 1,6 млн граждан – в среднем 7,4 тыс. руб.

Для лиц, чей трудовой стаж составляет менее 5 лет, а также выходящих на пенсию мужчин 1953–1966 гг. рождения и женщин 1957–1966 гг. рождения, с 2004 г. страховые взносы не перечислялись. На их счетах оказалось в среднем сформировано всего около 8 тыс. руб., или 35–40 руб. ежемесячных доплат. В 2012 г. таких граждан насчитывалось 4 млн чел. Накопления они получают единовременно.

Каким образом накопления приумножаются? Субъекты управления разрабатывают инвестиционную стратегию, учитывающую степень риска, доходности, надежности инвестирования пенсионных накоплений. В соответствии с этим составляются индивидуальные инвестиционные декларации. Одновременно, учитывая высокую степень социальной значимости доверенных средств, государство дает рекомендации по структуре инвестиционного портфеля, в который входит набор желательных для вложений активов. Как правило, в отношении пенсионных накоплений при их инвестировании реализуется принцип консерватизма.

Рассмотрим основные направления вложений пенсионных средств и доходность по ним. Базовые правила инвестирования установлены федеральными законами "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. № 111- ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.).

Пенсионный фонд России на период до передачи накоплений в управление ГУК ВЭБ и НПФ (обычно это 6–9 месяцев) размещает средства в консервативные активы – в государственные бумаги РФ (облигации федерального займа) и на банковские депозиты в надежных банках. Для размещения средств в банках заключаются двусторонние соглашения и проводятся аукционы на Московской бирже. Банки, получающие на депозиты денежные средства, должны иметь высокий инвестиционный рейтинг (не ниже ВВ по шкале Standard & Poor"s), капитал не менее 5 млрд руб., выполнять все требования и нормативы Банка России. Банков, соответствующих этим требованиям и сотрудничающих с ПФР, сейчас 20. Это флагманы отечественной банковской системы – Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, Промсвязьбанк и др.

Как осуществляется капитализация пенсионных накоплений в самой крупной управляющей компании – ГУК "Внешэкономбанке"? Основными принципами инвестирования пенсионных накоплений являются соблюдение исключительно интересов застрахованных лиц; разумность, добросовестность и конфиденциальность; обеспечение надежности, ликвидности, доходности и диверсификации инвестиций.

Соблюдая эти принципы, ВЭБ формирует четыре типа инвестиционных портфелей. В инвестиционный портфель государственных ценных бумаг по инвестиционной декларации включаются государственные ценные бумаги РФ (в том числе и в иностранной валюте), средства в рублях и иностранной валюте на счетах в банках, облигации российских эмитентов, гарантированные государством. Ценные бумаги можно включать в портфель, только если они обращаются на организованных торгах, а также при их первичном размещении.

При этом правительство устанавливает предельные квоты на виды возможных вложений пенсионных средств. Максимальная доля государственных бумаг в иностранной валюте в совокупном портфеле и на счетах в банке установлена в размере 80%, гарантированных государством облигаций – 15%. Максимальной доли по государственным бумагам в рублях не устанавливается. При закрытой подписке ВЭБ может выкупать их в объеме 100% выпуска. Доля портфеля государственных ценных бумаг невелика – всего 0,5%.

Расширенный инвестиционный портфель по инвестиционной декларации включает, помимо позиций из базового портфеля, также и ипотечные ценные бумаги, депозиты в рублях и иностранной валюте в банках, ценные бумаги международных финансовых организаций , облигации российских эмитентов в рублях и иностранной валюте. Доля этого портфеля абсолютно преобладает и составляет 99,5% всего портфеля ВЭБ.

Ипотечные ценные бумаги и облигации российских эмитентов должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности от хотя бы одного из международных рейтинговых агентств "Фитч Рейтинге" (Fitch-Ratings ), "Стандард энд Пурс" (Standard & Poor"s ) на уровне "ВВ + " и "Мудис Инвесторе Сервис" (Moody"s Investors Service) на уровне "Bal" . Допускается и рейтинг от аккредитованного национального агентства (Национальное рейтинговое агентство, агентство "Рус-Рейтинг", агентство "Эксперт РА", агентство "Анализ, Консультации и Маркетинг"),

Стоимость государственных бумаг РФ в рублях и валюте и гарантированных государством облигаций не должна превышать 50% портфеля. Максимальная доля государственных бумаг в иностранной валюте в расширенном портфеле составляет 80%, государственных бумаг субъектов РФ – 10%, облигаций, гарантированных государством, – 40%, ипотечных ценных бумаг и бумаг международных финансовых организаций – 20%. Максимальной доли по государственным бумагам в рублях, облигаций, гарантированных государством, и облигаций хозяйственных обществ с указанным выше рейтингом не устанавливается.

Большое значение имеет надежность портфеля, обеспечиваемая диверсификацией. Нельзя иметь в портфеле более 10% облигаций одного эмитента, если это субъекты РФ и хозяйственные общества с инвестиционным рейтингом. Если же облигации гарантированы государством или эмитент имеет рейтинг не ниже суверенного рейтинга РФ, такого ограничения нет.

Не допускается обладание облигациями субъектов РФ, хозяйственных обществ с инвестиционным рейтингом и облигациями международных финансовых организаций в объеме более 40% их выпуска (прежняя норма составляла 20%). Для облигаций, гарантированных государством, такого ограничения нет.

Ограничивается также и нахождение в портфеле облигаций одного выпуска: они не должны превышать 60% находящихся в обращении облигаций этого выпуска (раньше действовала норма 30%). На облигации, гарантированные государством, и облигации эмитентов с рейтингом не ниже суверенного рейтинга РФ, ограничение не распространяется.

С целью снижения рисков ограничивается и доля в расширенном портфеле аффилированных с ГУК ВЭБ эмитентов и банков: в бумагах можно держать не более 10% портфеля, на депозитах размещать 20% портфеля.

ВЭБ имеет также относительно небольшие инвестиционные портфели выплатного резерва и срочных пенсионных выплат. Инвестиционные декларации по ним сходны с декларацией инвестиционного портфеля.

Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (ст. 26, π. 1, подп. 4). Консерватизм инвестиционных деклараций объясняется высокой рискованностью вложений в акции, что противоречит фундаментальному принципу инвестирования пенсионных накоплений – их сохранности.

Опираясь на требования и ограничения декларации, ВЭБ инвестирует средства в государственные ценные бумаги (25% портфеля), корпоративные облигации (20% портфеля) и банковские депозиты (15% всех средств). Особое внимание уделяется вложениям в облигации инфраструктурных компаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса (РЖД, "Транснефть", ФСК ЕЭС, АИЖК, "Оборонпром" и "Роснано"). ВЭБ может приобретать их без ограничений по декларации, что позволяет этим компаниям активно развивать свой бизнес, общественно значимый для экономики страны.

Частные управляющие компании (УК), заключившие договор с Пенсионным фондом РФ, имеют инвестиционную декларацию, несколько отличную от декларации ГУК ВЭБ. В целом их портфель более либеральный и рискованный. Это связано с коммерческим статусом частных УК, их работой в условиях конкуренции, а также с добровольным характером их отношений с клиентами, предполагающим готовность идти на больший риск. Чем моложе человек, тем менее консервативным может быть портфель его пенсионных накоплений. Поэтому портфель УК включает, помимо традиционных активов, и вложения в рискованные активы – акции. Государство устанавливает, как и для ГУК, предельные квоты инвестирования в разные виды активы. Частные управляющие компании имеют право вкладывать в акции до 65% средств пенсионных накоплений, до 70% средств пенсионных резервов и до 10% средств в рамках ипотечной программы "Военная ипотека". Рекомендации Министерства финансов управляющим компаниям содержат ориентиры консервативного и умеренно-консервативного портфеля. Различие состоит в том, что умеренно-консервативный портфель предполагает вложение до 40% средств в акции, а консервативный – только 20%.

Фактическая структура более консервативна в сравнении с рекомендациями Министерства финансов: в акции вкладывается не более 10% всех средств (для сравнения: в 34 странах ОЭСР в 2011 г. объем вложений в акции составлял 24%). Невысокий уровень вложений в акции российскими фондами объясняется нестабильностью фондового рынка. Доминируют в портфеле государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Так, доля депозитов достигает 40%, корпоративных облигаций – 34%.

Структура инвестиционного портфеля управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов формируется аналогично структуре портфеля ГУК ВЭБ. В их отношении действуют те же предельные квоты Правительства РФ. В то же время НПФ разрешено приобретать акции компаний, входящих в список биржевых котировок высшего уровня А1, паи закрытых паевых инвестиционных фондов. По новым правилам УК и НПФ могут инвестировать в акции при первичном размещении не только на организованном, но и на внебиржевом рынке. Это существенно расширяет масштабы инвестирования, поскольку на бирже размещается не более 3% общего объема. Однако акции самых крупных компаний ("Роснефть", "Газпром", ТНК-ВР, ГМК "Норильский никель" "Сургутнефтегаз") НПФ приобретать пока не имеют права. Фактическая структура портфеля пенсионных накоплений НПФ такова: около 10% вкладывается в государственные бумаги, 46% – на банковские депозиты и счета, 40% – в корпоративные бумаги.

Матрица возможных направлений инвестирования основными субъектами управления пенсионными накоплениями приведена в табл. 6.8. Наглядно видно нарастание рисков и диверсификация пенсионных накоплений по мере перехода от государственных субъектов к частных.

Таблица 6.8. Матрица инвестирования пенсионных накоплений

Стратегией развития пенсионной системы предусмотрено расширение состава инструментов инвестирования с включением в него российских депозитарных расписок, акций стратегически значимых компаний, муниципальных и проектных облигаций. Возможно и использование фьючерсных и опционных контрактов.

Финансовые результаты управления пенсионными накоплениями отражаются в доходности пенсионных накоплений. Сохраняющаяся после мирового финансового кризиса волатильность на финансовых рынках определяет консерватизм портфелей и невысокую доходность не только в России, но и во всем мире.

Средняя доходность инвестирования пенсионных накоплений ВЭБ с 2004 г. составила 6,94 % годовых, что не покрывает средние темпы инфляции (10,1% за эти годы). За весь период работы с Пенсионным фондом РФ и негосударственными пенсионными фондами 51 частная управляющая компания, сформировавшая 57 инвестиционных портфелей, получила доходность в среднем 7,2%. Это немного выше доходности ВЭБ. У УК, имеющих более рискованный портфель, на коротких интервалах возможны потери, однако в долгосрочной перспективе их доходность выше, чем у государственной компании с консервативными портфелями.

Лидеры НПФ по доходности пенсионных накоплений показали в 2012 г. доходность от 27 до 41%. Если же возникает отрицательный финансовый результат инвестирования накоплений, НПФ имеют право разносить убыток по счетам клиентов. Но в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах" они должны обеспечить сохранность пенсионных накоплений при приемлемой доходности от их инвестирования. Поэтому к моменту назначения пенсии возможные убытки на счетах клиентов будут компенсированы за счет собственных средств НПФ.

В НПФ, управляющих компаниях и специализированных депозитариях, работающих с пенсионными накоплениями, предполагается поэтапное, до 2017 г., введение риск-ориентированного надзора, подобно банковскому, с приданием соответствующих полномочий Банку России. Будут количественно оцениваться риски НПФ, сформулированы квалификационные и репутационные требования к персоналу финансовых институтов, требования к инвестиционной стратегии НПФ, организуется мониторинг и оценка результатов инвестирования на основе использования бенчмарков.

В соответствии со стратегией развития пенсионной системы в целях повышения прозрачности, ответственности фондов за сохранность средств и уравнивания надежности инвестирования в различные финансовые институты в декабре 2013 г. принят Федеральный закон о создании пенсионными фондами индивидуальных резервных фондов, а также общенационального фонда гарантийных резервов по типу страхования вкладов граждан в банках.

Допуск фондов в двухуровневую систему гарантирования пенсионных накоплений с 1 января 2014 г. осуществляет Банк России. Заключать новые договоры по обязательному пенсионному страхованию смогут только фонды – участники системы гарантирования. Расчетной базой для уплаты взносов в оба фонда является сумма накоплений НПФ и ПФР, конкретные значения ставок устанавливает Банк России. Функции оператора Фонда гарантирования пенсионных накоплений возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ).

Актуальными также являются постоянное расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений и расширение состава финансовых институтов, работающих с пенсионными накоплениями, за счет включения страховых компаний Development Bank, ADB ), Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ ), Европейский банк реконструкции и развития (European , EBRD ), Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB ), Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB ), Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC ), Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD ), Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB ), Евразийский банк развития (ЕАБР ).

  • В случае снижения рейтинга долгосрочной кредитоспособности ГУК не имеет права дополнительно покупать такие бумаги. Старые бумаги можно удерживать в портфеле до продажи или погашения, если рейтинг останется не ниже ВВ по шкале Fitch Ratings, ВВ по шкале Standard & Poor"s и ВаЗ по шкале Moody"s Investors Service.
  • Частные управляющие компании могут управлять и средствами негосударственных пенсионных фондов в виде пенсионных резервов, являющихся накопленными добровольными взносами.
  • Обсуждается законопроект "О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ".
  • Инвестирование в свое будущее – основа мотивации для инвестора. Особенно это касается долгосрочных стратегий, связанных с пенсионным капиталом. Тема негосударственных пенсионных фондов уже не раз поднималась на блоге. Но с тех пор как я опубликовал статью о , на рынке многое поменялось. Правила игры в этом секторе так часто пересматриваются, что оценка будущего инвестиционного результата требует постоянного обновления. В сегодняшнем обзоре, опираясь на новые данные, разберем следующие вопросы:

    • Какие проблемы накопились в пенсионной системе;
    • НПФ или ПФР: что выбрать;
    • Чего ожидать от пенсионной системы.

    Проблемы в пенсионной системе

    Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

    Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

    Государственная система пенсионного страхования – проблема, возникшая не сегодня. Количество трудоспособного населения сокращается, а иждивенцев преклонного возраста растет. В России ситуация усугубляется недоверием к государственной системе пенсионного обеспечения. Я допускаю обстановку, при которой поступлений в пенсионный фонд может не хватить для выплат. Характерный случай: в 2017 году правительство предпочло сэкономить порядка 150 млрд руб., заменив индексацию пенсий одноразовой выплатой пяти тысяч рублей. В экономическом прогнозе ВЭБа уже заложено повышение пенсионного возраста с 2020 года. Судя по плачевному состоянию пенсионного бюджета, этот прогноз с большой вероятностью сбудется. К такому решению подталкивает и демографическая ситуация со стареющим населением. Прежде чем анализировать проблему, вспомним, что такое НПФ.

    Негосударственный пенсионный фонд – это юридическое лицо со статусом некоммерческой организации, которое занимается накоплением и управлением пенсионными активами. НПФ распоряжается средствами вкладчиков в установленных законодательством рамках. За управление деньгами НПФ получает вознаграждение в размере 8–15% от инвестиционного дохода. Более 90% всех пенсионных накоплений, не считая ПФР, приходится на топ-15 крупнейших НПФ.

    Напомню, что будущая пенсия с 2002 года делится на 2 части: страховую и . Из 22% отчислений работодателя с ФОТ (фонда оплаты труда):

    • 16% идет в страховую часть, на текущие выплаты пенсий через ПФР;
    • 6% — в накопительную часть, которая аккумулируется на лицевом счете застрахованного.

    По умолчанию накопительная часть направляется в ПФР, где ею распоряжается Управляющая компания ВЭБ (Внешэкономбанк). Гражданину дается право выбрать УК в рамках того же ПФР или перевести накопительную часть в негосударственный фонд.

    До конца 2015 года каждый застрахованный должен был сделать выбор:

    1. Ничего не предпринимать и стать «молчуном», то есть, согласиться с тем, что накопительная часть объединяется со страховой в ПФР. ВЭБ вкладывает деньги в консервативные бумаги – , акции «голубых фишек» ипотечные портфели.
    2. Перевести накопительную часть в частный НПФ. Такой выбор сделали около 35% работающих россиян. Этот процент год от года увеличивается.

    В 2014 году был введен мораторий на накопительную часть, который будет действовать как минимум до 2020 года. Из-за этого НПФ лишились значительной части поступлений. Согласно отчетности (АСВ) 34 НПФ ушли с рынка и остались должны кредиторам и будущим пенсионерам 96 млрд рублей. 30 находятся в процессе ликвидации, из них 5 имеют признаки преднамеренного . То есть, помимо политики государства, на эффективность пенсионной системы повлияла недобросовестность менеджмента некоторых фондов. На момент написания статьи, на рынке осталось 66 действующих фондов с лицензией. Это в два раза меньше, чем в 2012 году.

    НПФ или ПФР: что выбрать

    Большинство из вас уже определились с выбором способа накопления. Мне остается дать несколько рекомендаций применительно к сегодняшнему состоянию пенсионной системы. Но сначала сравним ПФР и НПФ по двум основным критериям:

    Доходность

    По итогам 2016 года, который считающегося сверхприбыльным для российского фондового рынка, доходность НПФ составила в среднем около 11%. У ВЭБа средняя доходность по портфелю государственных ценных бумаг и по расширенному инвестиционному портфелю составила в том же году 10.53%. В 1 полугодии 2017 доходность ВЭБа опустилась до 8.8% годовых. 20 из 66 НПФ показывают инвестиционный результат ниже ВЭБа, но в среднем по отрасли продолжают опережать его. Разрыв между доходностью ПФР и НПФ сокращается и глобальной разницы по этому показателю сейчас нет. В силу низкой в 2017—2018 годах, и частным и государственному пенсионному фонду, скорее всего, удастся опередить её.

    Риски

    С точки зрения государственных гарантий, ПФР выглядит менее рискованной инвестицией. С другой стороны, с 2015 года НПФ имеют возможность вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц, аналог АСВ. 38 НПФ являются членами Агентства Страхования Вкладов. Но, в случае банкротства, частный пенсионный фонд может лишиться аккредитации. Накопленные средства будут возмещены за счет страховых выплат и переведены в ПФР. В то же время нельзя не учитывать факторы, которые подрывают доверие граждан к государству:

    • длящаяся уже 4 года заморозка накопительной части;
    • непрозрачность реформирования пенсионной системы;
    • перевод учета накоплений в ПФР из денежной формы в балльную.

    В случае, когда накопительная часть в результате заморозки присоединяется к страховой, речь об инвестировании не идет в принципе. Накопления индексируются в соответствии с уровнем инфляции только виртуально. Внешне это выглядит лучше, чем возможные убытки НПФ, особенно в периоды экономической рецессии. Противники накопительной системы (например, вице-премьер Ольга Голодец) говорят о рисках банкротства НПФ. Однако в условиях, когда правительство почти ежегодно меняет принципы формирования пенсионных сбережений, риски остаться «молчуном» едва ли меньше. Особенно беспокоит то, что сегодня никто не может сказать, сколько будут стоить накопленные на счете баллы в момент выхода на пенсию.

    Аргументы в пользу негосударственного пенсионного фонда

    1. Чем дальше, тем больше делается очевидным, что финансовая модель ПФР постепенно себя изживает. Денег у государства становится все меньше, индексирование не покрывает обесценивания пенсий.
    2. Беспрерывно меняющиеся правила учета пенсионных отчислений в ПФР преподносят новые сюрпризы.
    3. В условиях экономического роста, который рано или поздно возобновится, рентабельность НПФ перекрывает инфляцию и превосходит показатели ПФР. Но на горизонте 10 лет частные фонды пока обгоняют государственный ПФР по накопленной доходности: НПФ – от 80 до 100%; УК ВЭБ – от 50% по базовому портфелю (госбумаги) до 80% по расширенному портфелю.

    Еще один аргумент в пользу НПФ – обещанная реализация в 2019 году идеи (ИПК). Напомню, она предусматривает переход от обязательного пенсионного страхования (ОПС) к добровольной системе. Сейчас реформа по созданию ИПК, о котором я писал полгода назад, отложена на неопределенное время. Но велика вероятность, что растущий дефицит пенсионного фонда заставит к этой идее вернуться.

    Слабые стороны НПФ

    1. Риск банкротства НПФ, особенно небольших частных фондов.
    2. Доходность некоторых НПФ проигрывает инфляции. Основной причиной убытков стали вложения в ценные бумаги Открытия и Бинбанка.
    3. Переход из одного НПФ в другой ранее, чем через 5 лет ведет к потере начисленного инвестиционного дохода. Кстати, в 2017 году около 2 млн граждан поменяли один фонд на другой. Их потери составили 33 млрд рублей.

    Главная причина ухода бывших «молчунов» в негосударственные пенсионные фонды – тотальное недоверие государственной пенсионной системе. Конечно, играет свою роль активность агентов, привлекающих в клиентов. Но ни уговорами, ни обманом невозможно добиться таких результатов. Частным структурам люди в целом не доверяют. Но на государство полагаются еще меньше. Чего стоят только заморозка накопительной пенсии и перевод на балльную систему учета денег на лицевых счетах. Правила игры меняются чуть ли не ежегодно, что создает почву для обоснованных опасений. Рассчитывать на то, что государство наконец-то проведет пенсионную реформу «как надо» и к выходу на заслуженный отдых вы получите достойные выплаты, не приходится. Спасение для большинства из нас в одном: грамотно и эффективно инвестируйте часть своего сегодняшнего дохода. Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше.

    Чего ожидать от пенсионной системы

    По статистике почти 65% отдало предпочтение ПФР, то есть проигнорировало происходящие изменения. Однако ситуация приобретает другой оборот, и только в 2017 году 2.9 млн россиян («молчунов») перевели свои накопления из государственного ПФР в НПФ. Общая сумма накоплений в НПФ достигла 2.7 трлн руб. Вернулось в обратном направлении только 76.7 тыс. Цифры кажутся огромными, но годом ранее было подано в 2 раза больше заявлений. Основную часть клиентов привлекли пенсионные фонды, принадлежащие госбанкам. Лидером среди них со значительным отрывом является НПФ Сбербанка (52% заявлений). Их частные конкуренты, наоборот, несут потери. Происходящее вписывается в общий процесс передела рынка в пользу госбанков.

    Очевидно, будет продолжено укрупнение и огосударствление индустрии пенсионных фондов. Этот процесс повторяет то, что происходит в банковской системе. Например, стало известно, что под брендом принадлежащего государству «Открытия» в 2018 году будут объединены НПФ Лукойл-Гарант, НПФ РГС, НПФ Электроэнергетики. Объединенные активы фонда составят 570 млрд рублей. Ищет покупателя и крупнейший НПФ «Будущее».

    Найти и сравнить данные можно на сайте самого фонда или на сайте , который опирается на статистику Федеральной службы по финансовым рискам. Ресурсы, на которых можно проверить рейтинги по надежности, доходности, количеству застрахованных лиц: http://npf.investfunds.ru/ratings/, https://raexpert.ru/ratings/npf/, http://www.pensiamarket.ru/, . На последнем из указанных сайтов удобно получить информацию о вашей будущей пенсии по номеру СНИЛС.

    Для перехода с ПФР в НПФ нужно заключить с НПФ договор доверительного управления и подать в территориальный орган ПФР заявление о переходе в выбранный вами НПФ. Для возврата в ПФР нужно сделать все то же самое, только заполнить бланк другого заявления и дождаться, пока ПФР его рассмотрит. Переход в ПФР занимает гораздо больше времени.

    • Не спешите менять один НПФ на другой из-за 1-2% доходности. Не факт, что они окупят потерю накопленного инвестиционного дохода.
    • Не «ведитесь» на заманчивые предложения агентов. Все мы сталкивались с агрессивным навязыванием перехода в НПФ в банках и от пенсионных брокеров.
    • Избегайте контактов с явными мошенниками, которые делают даже поквартирные обходы доверчивых граждан под видом работников пенсионного фонда.

    Заключение

    Мой совет инвесторам: не полагайтесь исключительно на милость государства и добросовестность владельцев пенсионных фондов. У вас есть много инвестиционных инструментов для того, чтобы заранее побеспокоиться о достойном качестве жизни после окончания трудовой карьеры. Неправильно думать, что пенсия еще не скоро и что еще есть много времени для принятия решения.

    А в каком фонде находятся ваша накопительная часть пенсии? Как вы оцениваете перспективы пенсионной реформы в России?

    Всем профита!

    Регистрационный N 7301

    В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13, N 46. ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9, N 19, ст. 1755) приказываю :

    Утвердить прилагаемый Порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

    Министр

    А. Кудрин

    Порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц

    1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13, N 46, ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9, N 19, ст. 1755) (далее - Федеральный закон) и устанавливает правила расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Фонд) в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу, и государственной управляющей компании (далее - управляющие компании}.

    2. Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений рассчитываются для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц не реже одного раза в год в случае наступления каждого из ниже перечисленных событий:

    завершение отчетного года;

    завершение передачи средств Фонду управляющей компанией вследствие прекращения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

    3. Для целей отражения результатов инвестирования средств пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц для каждого инвестиционного портфеля каждой управляющей компании рассчитываются:

    относительная величина дохода, полученного управляющей компанией за расчетный период в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Фондом и сформировавших инвестиционный портфель, с учетом понесенных расходов по инвестированию средств пенсионных накоплений и начисленного управляющей компании вознаграждения за данный период - коэффициент прироста инвестиционного портфеля;

    относительная величина расходов, понесенных управляющей компанией за расчетный период в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Фондом и сформировавших инвестиционный портфель, включая начисленное управляющей компании вознаграждение за данный период - коэффициент расходов инвестиционного портфеля.

    4. Расчетным периодом в целях настоящего Порядка является:

    в случае прекращения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Фондом и управляющей компанией - период с 1 января года по 1-е число месяца, следующего за месяцем года, в котором была завершена передача средств Фонду данной управляющей компанией;

    в случае заключения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Фондом и управляющей компанией в течение отчетного года - период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором средства пенсионных накоплений были впервые переданы в доверительное управление по данному договору, по 31 декабря включительно.

    5. Коэффициент прироста инвестиционного портфеля (k прироста) рассчитывается для каждого инвестиционного портфеля управляющей компании с точностью до двенадцатого десятичного знака по формуле:

    S k - стоимость чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании по состоянию на последний рабочий день отчетного года, а в случае прекращения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Фондом и управляющей компанией - общая сумма денежных средств, зачисленных на банковский счет Фонда вследствие прекращения договора;

    S o - стоимость чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании по состоянию на последний рабочий день года, предшествующего расчетному периоду, а в случае заключения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Фондом и управляющей компанией в течение отчетного года - сумма, впервые переданная в доверительное управление по данному договору;

    S n - суммы средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, переданные Фондом управляющей компании в течение расчетного периода (в случае заключения договора доверительного управления в течение отчетного года - без учета суммы, впервые переданной в доверительное управление по данному договору);

    S m - суммы средств пенсионных накоплений, отраженные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, переданные управляющей компанией в Фонд в течение расчетного периода (в случае прекращения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений - без учета общей суммы денежных средств, зачисленных на банковский счет Фонда вследствие прекращения договора).

    В расчете стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании по состоянию на последний рабочий день отчетного года (на последний рабочий день года, предшествующего расчетному периоду) должно быть отражено начисление суммы вознаграждения управляющей компании и превышения предельного размера необходимых расходов управляющей компании, рассчитанные по итогам расчетного периода (года, предшествующего расчетному периоду) в соответствии с условиями договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключенного Фондом с управляющей компанией.

    6. Коэффициент расходов инвестиционного портфеля (k расходов) рассчитывается для каждого инвестиционного портфеля управляющей компании с точностью до двенадцатого десятичного знака по формуле:

    R - сумма понесенных управляющей компанией за расчетный период расходов по инвестированию средств пенсионных накоплений, составляющих инвестиционный портфель, но не более суммы, рассчитанной исходя из предельного размера необходимых расходов, установленного договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключенным Фондом с управляющей компанией;

    V - сумма вознаграждения управляющей компании, начисленного за расчетный период в размере, установленном договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключенным Фондом с управляющей компанией.

    7. Если в течение года прекращения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений взаиморасчеты между Фондом и управляющей компанией не были завершены, коэффициент прироста и коэффициент расходов инвестиционного портфеля управляющей компании, договор с которой прекратил действие, за данный отчетный год принимаются равными 1.

    8. Расчет коэффициента прироста инвестиционного портфеля и коэффициента расходов инвестиционного портфеля производится Фондом на основе:

    расчетов стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, представленных в Фонд специализированным депозитарием в порядке, установленном пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";

    отчетов о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений, представленных в Фонд управляющими компаниями в порядке, установленном пунктом 16 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";

    актов передачи средств пенсионных накоплений между Фондом и управляющими компаниями.

    9. Коэффициент прироста и коэффициент расходов, рассчитанные в соответствии с настоящим Порядком для инвестиционного портфеля, в состав которого входили средства пенсионных накоплений застрахованного лица на конец расчетного периода, отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст.13; 2005, N 19, ст. 1755).

    10. Коэффициенты прироста инвестиционного портфеля, рассчитанные в соответствии с настоящим Порядком и отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, используются для расчета суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица с учетом результатов их инвестирования (S з/л)по формуле:

    i - расчетный период (i=j - текущий год);

    S i - сумма средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и переданных Фондом в доверительное управление соответствующей управляющей компании в году i. При этом Sj - сумма средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и переданных (подлежащих передаче) в текущем году соответствующей управляющей компании.

    k i - коэффициент прироста инвестиционного портфеля управляющей компании, в состав которого входили средства пенсионных накоплений застрахованного лица по состоянию на конец i-го расчетного периода, рассчитанный в соответствии с настоящим Порядком за i-й расчетный период и отраженный в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

    11. Данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о суммах средств пенсионных накоплений с учетом результатов их инвестирования, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, формируются с учетом пункта 10 настоящего Порядка с точностью до копеек (без учета десятых долей копеек).

    В соответствии с действующим законодательством России каждый совершеннолетний работающий гражданин ежемесячно перечисляет часть личных доходов на собственный пенсионный счет. Технически эта обязанность возложена на компанию-работодателя. В связи с этим большинство россиян не знают или не задумываются о тех возможностях, которые по закону открыты для них. Давайте разберемся, как правильно осуществлять инвестирование пенсионных накоплений.

    Пенсионные накопления являются совокупностью денежных средств, которые включают в себя сумму всех страховых взносов, которые направлены на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

    Со временем денег на указанном счете человека будет становиться больше. В итоге именно они станут основой пенсионных выплат гражданина в будущем, после того как он достигнет установленного законом возрастного ценза или опыта работы.

    В соответствии с законодательством РФ данные денежные средства являются государственной собственностью. В то же самое время они не участвуют в формировании федерального или соответствующего регионального бюджета.

    Источники пенсионных накоплений

    По закону существует несколько различных источников, из которых деньги могут попадать на пенсионный счет человека. Он может пополняться за счет:

    • обязательных страховых взносов;
    • дополнительных страховых взносов;
    • добровольных взносов, производимых работодателями;
    • материнского капитала либо его части;
    • полученных доходов от инвестирования.

    Пенсионные накопления гражданина подлежат обязательному учету на специальном лицевом счете, содержащим в себе всю совокупность поступлений из вышеперечисленных источников.

    Кому лучше доверять свои накопления

    В недавнем прошлом Государственная Дума России приняла федеральный закон, по которому любой гражданин наделяется правом производить инвестирование средств пенсионных накоплений по собственному усмотрению.

    При этом следует учитывать, что пока от человека не поступило его заявление о том, как следует распоряжаться данными денежными средствами, они находятся в ведении Внешэкономбанка. Начиная с 2003 года, эта компания представляет из себя государственную управляющую компанию (ГУК), осуществляющую доверительное управление деньгами пенсионных накоплений граждан.

    Итак, на сегодняшний день любой человек может доверять собственные пенсионные накопления:

    • частным управляющим компаниям (УК);
    • государственной управляющей компании.

    От правильности сделанного выбора во многом будут зависеть конечные результаты по осуществляемым инвестициям. Управляющие компании являются специализированными предприятиями либо организациями, имеющими особые права, позволяющие осуществлять исключительный вид деятельности и управлять пенсионными накоплениями граждан.

    Все УК обязательно должны получать особые лицензии, которые позволяют им заниматься подобной инвестиционной деятельностью.

    Плюсы и минусы государственной и частных компаний

    В общем виде ситуацию по выбору организации для управления собственными пенсионными накоплениями можно представить в следующем ключе: государственная управляющая компания более надежна, частные компании предлагают большую доходность.

    При этом нужно учитывать, что если человек выбрал для себя вариант с частной компанией, то государство не будет нести ответственность за результаты ее деятельности. Таким образом, риски в этой ситуации несет сам гражданин.
    Основным недостатком ГУК является крайне низкая доходность по инвестированию пенсионных накоплений. Зачастую она может опускаться ниже фактического уровня инфляции.

    Если вы, проанализировав все существующие риски, решили остановиться на негосударственной управляющей компании, то необходимо произвести следующие действия.

    1. Изучить специальный перечень, утвержденный Пенсионным Фондом (ПФ) России, и выбрать заинтересовавшую вас организацию.
    2. Произвести выбор одного инвестиционного портфеля, конечно, в случае, когда такие услуги предоставляются вашей УК.
    3. Написать соответствующее заявление и направить его в ПФ России до конца текущего года.

    В настоящее время существует большое количество негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые с радостью возьмут на себя управление пенсионными накоплениями. Исчерпывающий перечень НПФ находится в одном из разделов официального сайта ЦБ РФ.

    Для подтверждения собственного выбора гражданину также необходимо написать и подать заявления в соответствии с установленным образцом.

    К сожалению, на сегодняшний день не существует готового решения, которое бы одновременно обеспечивало гражданам безопасность их пенсионных накоплений и высокую доходность от их инвестирования.