Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов. Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике Бюджетный дефицит в российской федерации

Действует Редакция от 02.08.2012

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ" (утв. Минфином РФ)

6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

"Чистое" привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2013 - 2015 годов составит 3 336,4 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году - 1 376,3 млрд. рублей, в 2014 году - 1 248,7 млрд. рублей и в 2015 году - 711,4 млрд. рублей. Несмотря на наращивание государственных заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации.

На 2013 - 2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации, как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически "закрыт", что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях.

В такой ситуации возможно будет отказаться от пополнения Резервного фонда, а при самом негативном сценарии - использовать накопленные в фонде средства для исполнения расходных обязательств бюджета.

В целом расходование накопленных в суверенных фондах нефтегазовых доходов негативно влияет на макроэкономическую стабильность страны (инфляцию, валютный курс) и является фактором, непосредственно влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Иными словами, сохранение фондов - залог более широких возможностей для привлечения Российской Федерацией заемных ресурсов на благоприятных условиях в будущем. При относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках целесообразно воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке на благоприятных условиях. Эту стратегию можно назвать "занимай и сберегай".

Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2013 - 2015 годы будет направлена на достижение следующих целей:

Обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

Развитие и модернизацию инфраструктуры национального рынка капитала для превращения его в стабильный источник финансирования возрастающих потребностей бюджета;

Уменьшение стоимости государственных заимствований (обслуживания государственного долга) с учетом сроков заимствований и фактически складывающихся условий размещения внутренних и внешних займов;

Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой повышения рейтингов до категории "А";

Расширение круга инвесторов, осуществляющих покупку государственных ценных бумаг;

Сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в результате осуществления регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах;

Поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансовых рынков, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

В планируемый период основным инструментом привлечения средств выступят ОФЗ, диверсифицированные по срокам до погашения. При этом приоритетным направлением эмиссионной политики будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Эмиссия краткосрочных инструментов (до 1 года) рассматривается как исключительная мера, использование которой может быть оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. В качестве целевого ориентира дюрации портфеля ОФЗ устанавливается срок 5 лет.

Будет продолжена практика размещения государственных сберегательных облигаций (ГСО) для удовлетворения спроса институциональных инвесторов, прежде всего, осуществляющих размещение средств пенсионных накоплений.

На текущем этапе инструмент государственных гарантий Российской Федерации используется все более активно, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики государства. В 2013 - 2015 годах планируется предоставление следующих государственных гарантий Российской Федерации:

По обязательствам ОАО "АИЖК", ОАО "РОСНАНО", ОАО "Заполярье", ОАО "ОПК "Оборонпром";

На реализацию инвестиционных проектов;

По обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственной программы вооружений в рамках государственного оборонного заказа;

Для поддержки экспорта промышленной продукции;

По проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций.

Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2013 - 2015 годах составит:

В валюте Российской Федерации в общей сумме 560,7 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году - 331,5 млрд. руб., в 2014 году - 218,3 млрд. руб., в 2015 году - 11,0 млрд. руб.;

В иностранной валюте - 13,9 млрд. долларов США, в том числе: в 2013 году - 5,0 млрд. долл. США, в 2014 году - 4,3 млрд. долл. США, в 2015 году - 4,6 млрд. долл. США.

В 2013 - 2015 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий будут предусмотрены бюджетные ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 588,4 млрд. руб., в том числе: в 2013 году - 87,2 млрд. руб., в 2014 году - 250,3 млрд. руб. и в 2015 году - 250,9 млрд. рублей.

Будет продолжено сотрудничество с международными банками развития (далее - МБР), в том числе в форме привлечения ограниченных по объему средств, на основе следующих принципов:

Реализация совместно с МБР новых проектов в сферах государственного управления, охраны окружающей среды, повышения энергетической эффективности, развития финансового рынка и рынка микрофинансовых услуг, совершенствования национальной системы гидрометеорологии, физической культуры и спорта социально незащищенных групп населения, развития лесного хозяйства; выбор конкретного инструмента сотрудничества с МБР, а также определение доли российского софинансирования проекта будет осуществляться отдельно для каждого проекта;

Расширение практики предоставления гарантий Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием МБР, в том числе с использованием новых подходов;

Расширение участия Российской Федерации в различных инициативах МБР, в том числе фондах технического сотрудничества, фондах прямых инвестиций и других инструментах сотрудничества;

Содействие увеличению портфеля проектов, реализуемых Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством гарантирования инвестиций (МАГИ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Черноморским банком торговли и развития (ЧБТР), Евразийским банком развития (ЕАБР) в Российской Федерации без финансовых обязательств со стороны Российской Федерации;

Активное участие Российской Федерации как акционера в деятельности МБР, направленное на обеспечение максимально эффективного использования преимуществ международных финансовых институтов в интересах Российской Федерации.

Как представляется, взаимодействие Российской Федерации и МБР на изложенных выше принципах позволит развивать как положительно зарекомендовавшие себя в последние годы формы и направления сотрудничества, так и новые механизмы сотрудничества с МБР. Общая сумма привлеченных у МБР средств в 2013 - 2015 годах может составить около 660 млн. долл. США.

По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг Российской Федерации составит 9 040,5 млрд. рублей, на 1 января 2015 г. - 10 779,7 млрд. рублей и на 1 января 2016 г. - 11 730,7 млрд. рублей.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет к концу 2015 года 14,4% ВВП, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга (диаграмма 6.1) <*>.

<*> Рисунок не приводится

В 2013 - 2015 годах будет продолжено проведение компенсационных выплат по дореформенным сбережениям граждан.

В 2013 - 2015 годах на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов растет. Вклад остальных экономических отраслей в формирование бюджета снижается, что ставит его в сильную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. В заключении аудиторов Счетной палаты отмечается, что общий объем роста доходов федерального бюджета 2014 года складывается за счет увеличения нефтегазовых доходов на 952,1 млрд руб. (+14,6%) и сокращения ненефтегазовых доходов на 283,9 млрд руб. В документе сказано, что сохраняется высокая зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1%, составила 52,9%.

Пути снижения зависимости федерального бюджета Российской Федерации от нефтедолларов

Действующий Бюджетный кодекс устанавливает жесткие ограничения на размер нефтегазовых доходов и бюджетный дефицит. Кодекс выполнил свою задачу - позволил накопить резервы, но теперь их надо пустить в ход. Нормы бюджетного законодательства должны быть адекватны текущей ситуации. Иными словами, необходима корректировка.

Еще одно новшество Министерства финансов - перенос счетов таможенной службы в казначейство - позволит бюджету напрямую получать средства. Эта мера будет иметь огромное значение для снижения дефицита бюджета, который фактически получает дополнительный доходный источник. По новому законодательству, "Роснанотех" и корпорация по реформированию ЖКХ получат возможность возвращать в бюджет размещенные ими свободные средства.

Чтобы покрыть бюджетный дефицит, Россия продаст доли в госкорпорациях. Российское правительство, которое всего несколько лет назад откладывало на черный день миллиарды нефтедолларов, ныне столкнулось со столь крупным бюджетным дефицитом. По некоторым оценкам, это станет крупнейшей программой приватизации в России с 1990-х годов. Правда, правительство собирается продавать только миноритарные пакеты компаний: контрольные пакеты оно оставит за собой, но разделит с частными инвесторами значительную часть рисков и прибылей8.

Программа касается 11 компаний, в том числе государственной нефтяной компании, государственных железных дорог, морского торгового флота, двух государственных банков и компании, управляющей ГЭС. Сейчас подходящий момент для перехода от национализации к приватизации.

Государство не должно отказываться от жесткой бюджетной политики и сдерживания роста расходов. Государственные ресурсы и впредь должны быть мобилизованы на прорывных направлениях, которые "имеют мультипликативный эффект, ведут к системным качественным изменениям, создают базу для развития экономики страны.


Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (БК РФ ст. 97).

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии БК РФ и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы – внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

В соответствии со ст. 6 БК РФ:

– под внешним долгом признаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;

– под внутренним долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

– кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

– государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

– договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

– переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

– соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями.

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга.

Государственные ценные бумаги выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства. Фискальная функция обусловливает экономическую – привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).

В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие па макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении.

Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

В настоящее время в Российской Федерации можно выделить следующие виды государственных ценных бумаг:

– государственные краткосрочные облигации (ГКО);

– облигации федерального займа (ОФЗ);

– облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

– облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

– облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ);

– казначейские обязательства (КО);

– государственные сберегательные облигации (ГСО).

Состояние государственного долга за период 2010-2012годы отражено в таблице 7.

Итак, наглядно динамику внешнего долга, выраженную в млн. долларов США, можно представить на рис. 4

Рис. 4. Динамика внешнего долга РФ в 2010-2012гг, млн. долларов США

Согласно данным рис. 1, общий объем задолженности РФ перед внешними кредиторами снижается в 2011 году относительно 2010 года на 4 155,5 млн. долл. США (на 10,4% в относительном выражении) и увеличивается в 2012 году на 14 967,8 млн. долл. США (на 41,8%).

Факторы, повлиявшие на динамику общего объема внешнего долга, можно выявить, рассмотрев изменения в структуре внешнего долга. Структура внешнего долга РФ представлена в табл. 6

Таблица 7

Структура внешнего долга РФ в 2010-2012гг., %

10.3. Анализ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 – 2011 годы показывает следующее.

10.3.1. Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, представлена в следующей таблице:

(млрд. руб.)

откло-нение

откло-нение

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указа- на в иностранной валюте

привлечение средств

погашение основной суммы задолженности.

Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения указанных ценных бумаг не предусматривается, объемы погашений основного долга по ним будут расти, в 2011 году превысят показатель 2009 года в 2 раза и составят 83,95 млрд. рублей, или 87,5 % по сравнению с показателем 2008 года. Рост погашений в 2009 – 2011 годах связан с тем, что объемы погашения увеличены по сравнению с графиками погашения в 2009 году на 90,3 млн. долларов США, или на 6 %, и в 2010 году – на 73,3 млн. долларов США, или на 5,7 %, что обусловлено прогнозированием платежей для исполнения обязательств перед владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV и V серий с учетом оплаты непредъявленных держателями облигаций указанных серий и предполагаемой выдачей облигаций указанных серий владельцам блокированных валютных счетов во Внешэкономбанке.

10.3.2. Динамика привлечения и погашения кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, кредиты МФО, иных субъектов международного права, приведена в следующей таблице:

(млрд. руб.)

Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%

откло-нение

откло-нение

Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, МФО, иных субъектов международ-ного права, в иностранной валюте,

в том числе:

привлечение средств

погашение основной суммы задолженности

Анализ динамики показывает, что сальдо между привлечением и погашением указанных иностранных кредитов будет иметь отрицательное значение, это свидетельствует о превышении объемов погашения иностранных кредитов над их привлечением.

Предусмотрено значительное сокращение объемов привлечения иностранных кредитов более чем в 8 раз в 2011 году по сравнению с 2008 годом. Объемы погашений сократятся в 1,7 раза и составят в 2011 году 58,1 % показателя 2008 года.

При этом законопроектом объемы погашений увеличены по сравнению с ранее определенными показателями, что связано с намерением Правительства Российской Федерации урегулировать и погасить остаток задолженности перед кредиторами Лондонского клуба в сумме 34 млн. долларов США, с прогнозированием увеличения платежей по мультивалютным займам и увеличением объемов финансирования конверсионных поставок по кредитам правительств иностранных государств. Объем (в денежном выражении) продукции, поставляемой отечественными предприятиями странам-кредиторам в обмен на списание задолженности, в 2009 году составит 465,5 млн. долларов США, в 2010 году – 381,1 млн. долларов США. Поставки планируется осуществить в Таиланд, Кувейт, Китай, Финляндию, Сербию, Хорватию и Македонию, Чехию, Словакию, Боснию и Герцеговину, Уругвай.

Проектом Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2009 год - 2011 годы (далее – программа), представленной с законопроектом, предусмотрено сокращение объемов использования кредитов МФО, определенных ранее на 2009 - 2010 годы Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (с изменениями), соответственно на 100,4 млн. долларов США и 203,1 млн. долларов США. Законопроектом предусмотрено привлечение кредитов МФО в 2009 году в размере 410,2 млн. долларов США (10,1 млрд. рублей), что меньше на 6,1 млн. долларов США, чем в 2008 году (404,1 млн. долларов США). В 2011 году объем привлечений сократится до 80,8 млн. долларов США (2,2 млрд. рублей), то есть по сравнению с 2009 годом в 5 раз.

В 2009 году планируется использование средств займов по 18 действующим проектам МФО в объеме 410,2 млн. долларов США, в 2010 году - по 13 проектам в объеме 210,5 млн. долларов США и в 2011 году - по 7 проектам в объеме 80,8 млн. долларов США.

В проекте Программы предусмотрено исключение находящихся на стадии подготовки проектов «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России», «Развитие рынка информационных технологий в России», «Развитие инфраструктуры рынка микрофинансирования в Российской Федерации», «Поддержка местных инициатив Южного федерального округа» и др., на сумму 153 млн. долларов США в 2009 году и 203,5 млн. долларов США в 2010 году. В связи с отказом от использования средств займа исключен проект «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» в сумме 60 млн. долларов США.

При этом в проекте планируется увеличить суммы привлечения средств ряда действующих займов МБРР в 2009 году. Данная тенденция соответствует основным направлениям заемной политики, предусматривающим отказ от привлечения новых иностранных займов и ускоренную реализацию действующих проектов, реализуемых с участием МФО.

Проектом Программы предусмотрено продление первоначально установленных сроков исполнения ряда проектов, реализация которых осуществляется крайне медленными темпами. Вместе с тем по состоянию на 1 января 2008 года большинство проектов, реализуемых за счет займов МФО, не завершено в первоначально установленные сроки. В связи с этим при продлении срока их реализации необходимо принятие дополнительных мер по обеспечению завершения проектов в намечаемые сроки и усиление контроля за расходованием выделенных средств со стороны соответствующих министерств и ведомств включая Минэкономразвития России и Минфина России.

В проекте Программы объемы привлечений, детализированные по конкретным займам МФО, планируются на 2010 год в сумме 160,5 млн. долларов США, на 2011 год – 30,8 млн. долларов США, что составляет соответственно 76,2 % и 38,1 % годового объема заимствований.

Анализ программ государственных внешних заимствований на 2008 - 2010 годы и 2009 - 2011 годы свидетельствует о необходимости уточнения запланированных сумм привлечения по отдельным займам МФО. Счетная палата полагает целесообразным рекомендовать Минфину России при внесении изменений в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации скорректировать планируемые суммы привлечения средств займов и суммы использования на начало периода с учетом фактических остатков средств на счетах займов МФО.

10.3.3. Динамика иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета представлена в следующей таблице:

(млрд. руб.)

Темп роста 2011 г. к

отклонение

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования к принципалу

Государственные финансовые и государственные экспортные кредиты, в том числе:

возврат государственных финансовых и экспортных кредитов

предоставление государственных финансовых и экспортных кредитов

Прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

привлечение

погашение основной суммы задолженности

Анализ динамики исполнения государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования к принципалу, показывает, что объемы исполнения гарантий в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличатся на 32,5 %, что связано с увеличением исполнения гарантий по проектам, реализуемым с участием МФО.

В соответствии с проектом Программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2009 год и на 2010 - 2011 годы предоставление гарантий на цели поддержки экспорта российской промышленной продукции предусмотрено по 2 млрд. долларов США в 2009 и 2010 годах, в 2011 году – 3 млрд. долларов США. В рамках указанной программы предусмотрено предоставление государственных гарантий на трехлетний период по проектам, реализуемым с участием МФО, на общую сумму 4,0 млрд. долларов США без конкретизации самих проектов и их целей. Не представлены обоснования необходимости участия МФО, концепция, оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые конечные результаты проектов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2005 г. № 43 «О порядке работы с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций».

Анализ динамики предоставления иностранным государствам и иностранным юридическим лицам государственных финансовых и экспортных кредитов показал, что по государственным финансовым и экспортным кредитам складывается, отрицательное сальдо, что свидетельствует о превышении объемов предоставления указанных кредитов над их возвратом. Однако и объемы возврата средств будут увеличиваться, что обусловлено, в том числе, использованием средств в индийских рупиях, поступающих в погашение задолженности Республики Индии перед Российской Федерацией и зачисляемых на счет Внешэкономбанка в Резервном банке Индии для осуществления уплаты доли Российской Федерации в уставном капитале совместного российско-индийского предприятия на территории Индии «Тайтениум Продактс Прайвит Лимитед».

Законопроектом предусмотрено увеличение объемов предоставления финансовых и экспортных кредитов, осуществляемого в рамках международного экономического сотрудничества: в 2011 году их будет предоставлено в 2,5 раза больше, чем в 2008 году, возврат кредитов увеличится на 14,5 %. Указанные изменения обусловлены уточнением программы предоставления Российской Федерацией государственных финансовых и экспортных кредитов, в том числе с целью оказания государственной финансовой поддержки экспорта конкурентоспособной российской промышленной продукции.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. Снижение ВВП за январь - август 2014 г. составило 10,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

Следует также учитывать, что расходы на выполнение государственных программ стабилизации финансового и социального секторов, а также инновационной поддержки промышленности обеспечивают сохранение значительного дефицита государственного бюджета.

Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы, в % к ВВП Источник: Минфин России.

Доходы снижаются, а расходы снизить не удается, констатировали эксперты. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении ненефтегазовых доходов. Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами. Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем ненефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд. рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Ну и напоследок Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд. рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг., в % к общему объему расходов Источник: Минфин России, газета «Ведомости».

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность

Национальная экономика

Образование

Здравоохранение

Социальная политика

Межбюджетные трансферты

Обслуживание государственного долга

Прочие разделы

В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя. Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.

Для реализации данных программных заявлений в сложившихся условиях, очевидно, требуется реформирование фискальной политики по следующим направлениям:

  • - поиск дополнительных источников налоговых доходов, способных существенно минимизировать дефицит государственного бюджета;
  • - реализация эффективных налоговых механизмов стимулирования инвестиционной предпринимательской активности.

До 1 января 2015 года объемы средств Резервного фонда, используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета. Предполагается, что расходная часть составит 15,483 триллиона рублей, доходная - 15,052 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 430 миллиардов рублей.

По сравнению с ныне действующим законом о бюджете - на 2014-2016 годы - ожидаемый дефицит сократится. В нынешнем варианте бюджета предполагается, что он составит 796,6 миллиарда рублей. Уровень предполагаемой инфляции оказался выше, чем рассчитывали год назад. Прогноз увеличен с 4,5 до 5,5 процента за год. Размер ВВП должен вырасти до 77,5 триллиона рублей. Год назад предполагалось, что он вырастет до 79,7 триллиона рублей. В 2013 году, напомним, ВВП составил 66,7 триллиона рублей. Размер резервного фонда должен вырасти с 5,1 триллиона рублей до 5,4 триллиона. Прогноз роста, по сравнению с нынешним бюджетом, снижен почти на 200 миллиардов рублей - с 5,6 триллиона. Зарубежное финансирование заметно снизится, ожидают в Минфине. В нынешнем году предел иностранных займов казне не должен превышать 72 миллиарда долларов и 55 миллиардов евро. В 2015-м предел заимствований в долларах сократится до 64 миллиардов, в евро - до 50 миллиардов. Год назад в планах было нарастить внешние заимствования. Дефицит федерального бюджета РФ в 2015 году составит 3% ВВП, считает первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

"По итогам года дефицит ожидается 3%", - сказала она журналистам. "Сразу напомню, что мы планировали 3,7%, но некоторое увеличение доходов, связанное в основном с курсовой разницей, дает возможность прогнозировать, что на 500 млрд. рублей нефтегазовых доходов мы получим выше", - сказала Т. Нестеренко Крупенков В.В. Бюджетная политика государства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Крупенков В.В., Мамедова Н.А., Сорокина Н.В.-- Электрон. текстовые данные.-- М.: Евразийский открытый институт, 2011.-- 144 c.. Она также отметила, что доходы федерального бюджета по итогам года составят 13 трлн. рублей.

"По оценке министерства финансов, по итогам года доходы составят 13 трлн. рублей, в том числе нефтегазовые 5,9 трлн. рублей. Падение доходов за год по сравнению с предыдущим годом ожидаем порядка 10%", - сказала Т. Нестеренко.

Т. Нестеренко также сообщила, что дефицит федерального бюджета РФ в первом полугодии 2015 года составил 889,3 млрд. рублей, или 2,6% ВВП. Таким образом, за июнь дефицит сократился: за январь-май этот показатель составлял 1,05 трлн. рублей, или 3,7% ВВП.

Т. Нестеренко отметила, что доходы федерального бюджета снизились на 7% по сравнению с уровнем прошлого года. "По итогам полугодия доходы федерального бюджета снизились на 7% по сравнению с уровнем прошлого года. Причем нефтегазовые доходы упали на 20% и составили всего 3 трлн. рублей", - сказала Т. Нестеренко.

"Расходы впервые за десятилетие приблизились за полугодие к 50% от расходов в целом федерального бюджета, составили 48,5% от бюджетных ассигнований Бюджетный кодекс РФ от 03.11.2015 - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188355.", - сказала она.

Рост социальных расходов в кризис помог поддержать потребление. Подпитанный госсредствами потребительский спрос должен стать источником роста экономики. Но рост социальных обязательств усугубляет давление на бюджет. В России за предыдущие годы накоплен Резервный фонд, который сегодня позволяет не урезать в большой степени все расходы, не останавливать национальные проекты. Поэтому решено не сокращать расходы бюджеты, а даже увеличивать их. Дефицит не должен быть сверхбольшим, потому что может вызвать инфляцию, когда государство тратит денег больше, чем получает налогов. На сумму дефицита увеличивается количество денег в экономике.