Источники финансирования социальной защиты населения рф. Источники финансирования социальной защиты населения

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

Страховых взносов работодателей;

Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

Страховых взносов иных категорий работающих граждан;

Ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации. Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости. Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

Обязательных страховых взносов работодателей;

Обязательных страховых взносов с заработка работающих;

Ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации. Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи. Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации. Фонды социальной поддержки населения - это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения. Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов. Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:

Предоставление натуральной помощи в виде предметов перовой необходимости (продуктов питания, одежду, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

Оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

Организация бесплатного питания;

Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;

Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

Создание собственных предприятий;

Содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами. Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды. Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.



Глава II. Современная система социальной защиты населения
2.1. Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

лы: «Общие положения», «Правовой режим электронных (торговых) сообщений», «Правовое положение, обязанности и ответственность поставщиков электронных (информационных) услуг», «Заключение и юридическая сила договоров в электронной торговле», «Специальные условия действительности сделок в электронной торговле», «Использование электронных подписей в электронной торговле», «Ответственность участников электронной торговли».

Подводя итоги, необходимо заметить, что отсутствие правового регулирования электронной предпринимательской деятельности влечет за собой ситуацию, когда в результате правовых пробелов, иных юридических или экономических обстоятельств рассматриваемый вид экономических отношений оказывается вне сферы налогово-правового регулирования и налогообложения, что, в свою очередь, лишает доходную часть бюджета РФ значительного объема средств.

УДК 364.07(470) н.С. Шипилова

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАШИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассмотрены источники финансирования социальной защиты населения в России, дана оценка их эффективности и процесса современного реформирования, а также предложены пути их совершенствования. Ключевые слова: социальная защита, источники финансирования, реформы.

N.8. 8ЫрПоуа

SOURCES OF FUNDING FOR SOCIAL PROTECTION IN RUSSIA

This article discusses the sources of funding for social protection in Russia, provides an assessment of their effectiveness and the process of reforming, and suggests ways to improve.

The key words: social protection, sources of funding, reforming.

Социальная защита населения страны определяет уровень и развитие социальной стабильности общества, на которые могут влиять как природные явления, например высокая географическая диверсификация, не зависящие от деятельности людей, так и управляемые процессы, в которых активное воздействие оказывают определенные органы государственного управления и исполнительной власти. В мировой практике современные государства уже с середины ХХ в. активно берут на себя функции социальной защиты и экономического регулирования, так как без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, внедрения новых технологий невозможно динамичное развитие экономики, высокий уровень жизни, наличие социальной стабильности и защищенности населения. В условиях современного финансового кризиса регулирующая и социальная роль государства неизмеримо возросла и жизненно необходима.

Статья 7 новой Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что приоритетное значение в развитии государства имеют социальные отношения. Фактически Россия вышеназванной статьей Конституции объявила себя социальным государством, т.е. обязана обеспечить населению достойную социальную защиту Социальная защита населения и защита общества могут иметь в рамках социально ориентированной модели экономики две концепции: активную и пассивную.

Активная социальная защита населения предполагает поддержку экономически активного населения

через эффективную инвестиционную политику государства, развитие рыночной инфраструктуры, стимулирование мелкого и среднего предпринимательства, стабильного финансирования социальной сферы и социальных программ.

Концепция пассивной социальной защиты населения реализуется путем материальной и нематериальной поддержки государством инвалидов, многодетных семей, малообеспеченных граждан, приобретая компенсационный характер.

Концепция современной российской социальной защиты населения формировалось под воздействием различных социально-экономических и политических факторов в стране и сегодня доминирует, несомненно, пассивная ее форма. Государство путем предоставления пособий, социальных выплат, компенсаций, льгот, налоговых вычетов, социальной помощи нуждающимся решает социальные проблемы общества, пытаясь компенсировать населению низкие заработки, пенсии ниже прожиточного минимума, решает проблемы воспроизводства населения, улучшения социальных усло -вий жизни и т.д. Активная концепция в современной социальной защите населения России также присутствует, но на фоне имеющихся социальных проблем (большой процент бедности и убыль населения, наличие безработицы) она неэффективна.

Под влиянием экономических реформ в России произошла реструктуризация источников финансирования социальной сферы, которая до 90-х гг. ХХ в. финансировалась в основном за счет средств государственного бюджета, поэтому совершенствование и активизацию современной социальной защиты населения необходимо рассматривать через трансформацию социальных обязательств государства. Процесс реформирования

сегодня сопровождается переходом на чисто страховые основы формирования социальной защиты, т.е. поступления страховых взносов от работодателей с заработной платы работников, добровольные отчисления работодателей и работников на свою социальную защиту, право и возможность получать нематериальную социальную помощь от государства в виде льгот, налоговых вычетов и пр. Из многочисленных источников финансирования социальной защиты населения в России следует выделить один наиболее весомый - это социально ориентированные налоговые платежи и сборы, или в целом социальное налогообложение, которое характеризует уровень обеспечения социальной защиты населения в любой стране.

Как такового понятия «социальное налогообложение» нет в российской науке, и, по нашему мнению, под ним следует понимать «совокупность источников финансирования социальной защиты населения, включающую в себя систему социально ориентированных налоговых платежей, взносов, налоговых льгот и вычетов, имеющих строго целевое назначение и законодательно улучшающих социальное положение граждан».

Социальное налогообложение представлено сегодня в России в значительной степени единым социальным налогом (ЕСН), введенным в практику с 1 января 2002 г. взамен социальных взносов, который по своей природе является промежуточным между налогом и сбором. При этом ЕСН в части, направленной на пенсионное страхование (базовую, страховую, накопительную части), полностью сочетает в себе эти два понятия и его следует квалифицировать как целевой налог, взимаемый для финансирования социальных расходов государства, при этом цели финансирования (пенсионное, социальное, медицинское страхование) определяет само государство. Специфика экономических отношений в России сформировала такую практику социальной защиты населения, при которой государство также участвует в расходах по социальной защите. Так, Пенсионный фонд России в 2008 г. был профинансирован на 56% из бюджета и других источников, что доказывает недостаточность финансирования за счет ЕСН и необходимость его реформирования, которая и будет проведена в 2010 г. Совокупная ставка социальных платежей с 2010 г. должна составить 34%, а 26% из них будет направляться в Пенсионный фонд, что, предполагается, позволит покрыть дефицит бюджета фонда. В фонд социального страхования будет направлено 2,9%, медицинского - 5,1%. На сегодняшний день механизм администрирования новых социальных платежей пока не озвучен Минздравсоцразвития, но, по нашему мнению, возрастание налоговой нагрузки на работодателя произойдет, так как объектом налогообложения остается начисленная по всем основаниям заработная плата, а это, несомненно, увеличит налоговую нагрузку на работодателя. В результате этого может быть спровоцирован его уход в «теневую экономику» (чему могут противостоять возросшие и окрепшие административные возможности государства или, как альтернатива, свертывание экономической деятельности) и, разумеется, возможен рост цен на продукцию, работы и услуги, т.е. активные инфляционные процессы.

С точки зрения социальной защиты населения нельзя не рассмотреть такой источник ее финансиро-

вания, как налог на доходы физических лиц в части предоставляемых стандартных, социальных и имущественных вычетов, некоторые из них уже изменились с 2009 г. в сторону увеличения. Так, увеличен стандартный вычет на детей с 600 до 1 000 руб. при пороговом значении совокупного дохода 280 000 руб. Казалось бы, понятна позиция государства, решающего демографическую проблему, так как увеличение вычета произошло только на детей, а на самого работающего - увеличена до 40 000 руб. сумма необлагаемого совокупного дохода. Однако анализ механизма и фактические расчеты льгот по НДФЛ с использованием стандартных и нестандартных вычетов (скидок) вызывает сомнения в его эффективности и социальной направленности.

В мировой практике одной из важнейших налоговых льгот для населения является необлагаемый минимум, суть которого состоит в том, что не должен облагаться налогом доход, необходимый для поддержания жизнедеятельности граждан и воспроизводства населения. Рассмотрим, насколько современная российская практика соответствует этому требованию.

По данным Росстата за I квартал 2007 г. на долю 10% наименее обеспеченного населения страны приходилось только 2% от общей суммы денежных доходов населения (для сравнения: в I квартале 2008 г. -2,1%), а 10% наиболее богатых граждан имели доходы 29,7%. При отсутствии прогрессивного налогообложения по НДФЛ только система налоговых вычетов является практически единственным вариантом снижения налогового бремени на малоимущих и решения социальных проблем в обществе, в том числе таких остро стоящих, как демографическая.

Однако, на наш взгляд, введенные с 1 января 2009 г. налоговые вычеты на ребенка в размере 1 000 руб. в месяц (12 000 в год) с пределом совокупного дохода в 280 000 руб. фактически обеспечивают финансовой поддержкой семью с одним ребенком в размере чуть больше 1 500 руб. в год. Например, в Германии в 2008 г. производился вычет на ребенка в размере более 7 000 евро (в пересчете на рублевый эквивалент - около 300 тыс. руб.).

Что касается вычетов социальных (на лечение, на образование), то, учитывая достаточно низкий уровень бесплатного здравоохранения, столь малый интерес налогоплательщиков к вычету на медицинские нужды (120 000 руб.) можно объяснить просто отсутствием у населения средств на платные медицинские услуги. Тем не менее введение указанной льготы можно считать вполне обоснованной. Представляется необходимым рассмотреть целесообразность увеличения суммы льготы при одновременном ограничении верхнего предела дохода лиц, которым вычет может предоставляться.

Имущественный вычет на приобретение и строительство квартиры или жилого дома имеет социальную и одновременно регулирующую направленность. Вместе с тем необходимо признать, что данная льгота ориентирована на категорию лиц с высоким уровнем доходов, возникает вопрос об источниках доходов, на которые приобретены квартиры.

Так, например, гражданин (условно, без учета состава семьи), получающий в месяц 20 тыс. руб. (20 000 х

0,13 = 2 600), сможет воспользоваться налоговой льготой при том же стабильном уровне зарплаты по приоб-

ретенной квартире стоимостью 2 000 000 руб. только по истечении 10 лет (2 000 000 х 0,13: 2 600), а гражданин, получающий 100 тыс. руб. в месяц, - по истечении

Таким образом, сегодня система налоговых льгот по НДФЛД не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и реальную поддержку населения с низкими и средними доходами, а носит чисто декларативный характер, что приводит к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе. Представляется необходимым до -полнить Налоговый кодекс РФ соответствующими статьями, увеличивающими суммы налоговые вычетов, при одновременном ограничении верхнего предела дохода лиц, которым вычет может предоставляться, а также дающими право налоговым органам осуществлять реальный контроль за соответствием расходов уровню декларируемых доходов.

Целесообразность увеличения суммы стандартных налоговых вычетов основана на анализе российской практики предоставления налоговых вычетов по НДФЛ, который показывает, что система стандартных налоговых льгот по структуре и объему востребована налого-

плательщиками не полностью: для граждан с высокими доходами - в силу их финансовой незначительности, а для граждан с низкими доходами - в силу невозможности использовать в полном объеме.

Для повышения эффективности и социальной направленности льгот по налогу на доходы физических лиц представляется целесообразным:

Довести величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчиты -ваемого по международно-признанным нормам (современных российских 4 - 6 МРОТ);

Перейти от индивидуального обложения к альтернативному налогообложению доходов семьи;

Вычет на обучение предоставлять только для обучения в российских образовательных учреждениях и с ограничением дохода лиц, которым такой вычет должен предоставляться;

Имущественный вычет на приобретение жилья предоставлять только при уровне доходов семьи, не превышающем определенной величины, например кратного 6 - 8 бюджетам минимального прожиточного минимума.

АПРЯТКИНА А. М.

ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам финансового обеспечения сферы социальной защиты населения в рамках государственной социальной политики. Приведен анализ динамики финансирования социальной защиты за счет бюджетных средств. Выявлены проблемы финансового обеспечения в данной сфере и предложены направления их решения.

Ключевые слова: социальная защита, категории населения, бюджетные расходы, социальная политика государства.

APRYATKINA A. M.

FINANCING OF SOCIAL PROTECTION IN RUSSIA: STATUS, PROBLEMS, TRENDS

Abstract. The article deals with the financing of social protection within the framework of state social policy. The author analyzes the dynamics of social protection financing by the state budget. Consequently, the study reveals the financing problems in this system and suggests a number of solutions to them.

Key words: social protection, population category, budget expenditures, state social policy.

Реализация конституционного права каждого человека, обеспечивающая определенный уровень жизнедеятельности выступает концептуальным содержанием современной системы социальной защиты в России. В частности, совокупность установленных законом гарантий и прав предоставляется наиболее уязвимым слоям общества, а также экономически активному населению с целью защиты от социальных рисков.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, в таких как социальное обеспечение, социальная поддержка, социальные гарантии и социальное страхование. В этих рамках социальная защита может обеспечиваться на основе бюджетного или страхового метода финансирования. При этом использование тех или иных организационно-правовых форм может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. Бюджетный механизм финансового обеспечения социальной защиты предусматривает социальные выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений без закрепления соответствующих источников доходов за данными видами расходов. Финансовый механизм, базирующийся на страховых принципах, имеет характер системы

государственного финансирования социальных расходов за счет аккумулирования финансовых средств в государственных внебюджетных фондах (ФОМС, ПФР, ФСС) включенных в состав бюджетной системы государства.

Одной из основных целей экономической политики современного государства является полноценное финансовое обеспечение жизнеспособной системы социальной защиты населения, ориентированной на всестороннее развитие граждан и социальное выравнивание. Сегодня трансформированная экономика и социально-экономические проблемы посткризисного периода изменили не только масштабы, формы и механизмы практической реализации, но и потребовали углубления теоретических изысканий, касающихся экономического содержания финансового обеспечения системы социальной защиты населения.

В течение периода формирования и развития российского государства категория «социальная защита» концептуально и практически формировалась на основе значительной роли государства, направляя тем самым в эту отрасль значительную часть расходов бюджетов всех уровней (бюджетный механизм финансового обеспечения). Исходя из этого, основной рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, который в свою очередь, зависит от доходной базы бюджета. С этой целью рассмотрим динамику бюджетных расходов на социальную защиту в контексте социальной сферы России в % к ВВП с 2005 по 2012 года на основе рисунка 1.

15 10 5 0 ■ с 9 3,6 3,4 1 06 ,6 9: 3,5 3,3 0,6 9 ■ 3,7 3,7 ■ : Шх ■ Н ТчГ- 2 8 3,9 3,6 0,7 ■ Н Тчг- 9 8: 4 4,2; 8 12 3 4,6 4,3 5 0,8 /1 8 1 4 , 2

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.)бразование Ш здравоохранение, физкультура и спорт Е1 культура и СМИ □ социальная защита

Рис. 1. Динамика структуры расходов бюджета Российской Федерации на социальную сферу за 2005-2012 годы, % к ВВП .

В период 2005-2012 гг. в структуре ВВП наибольшую долю составляет процент бюджетных расходов на социальную защиту, увеличившись с 9,6% до 14,2%, и составив рост на 4,6%, далее образование, составив 0,6%, и здравоохранение, физкультура и спорт

(рост - 0,4%). Однако отметим, что расходы на социальную защиту с начала 2000-х гг. возрастали значительно медленнее, чем ВВП вследствие стагнации почти всех ее компонентов, и экономический кризис 2008 года координально изменил эту тенденцию. Проследим более подробно динамику структуры бюджетных расходов на отдельные компоненты социальной защиты в ВВП России в течение 2005-2012 гг. (рисунок 2).

2012г. 2011г. 2010г. 2009г. 2008г. 2007г. 2006г. 2005г.

////////////////////////77

///////////////////

У/////////////////////////////

"УУУУУУУУУУУУУУ777 77///////

///////////////У77

V///////////////////

////////////////////

УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ

■ меры поддержки страхового типа

□ меры в области содействия занятости населения

□ меры социальной помощи

Рис. 2. Расходы бюджета Российской Федерации на социальную защиту за 2005-2012 годы, % к ВВП .

На основании рисунка 2 видим, что наибольший удельный вес в структуре процента бюджетных расходов на социальную защиту в ВВП составляет пенсии в объеме 68,6% от совокупного размера процента за весь анализируемый период (2005-2012 гг.). Проводимая в конце 2000-х гг. политика всеобщего увеличения пенсий, посредством которой удалось избежать резкого снижения доходов населения, сделали выплаты пенсий самой крупной статьей совокупных государственных расходов на социальную сферу, соизмеримой с 9% отечественного ВВП. Вторая по значимости после финансирования пенсий статья в объеме расходов в системе социальной защиты приходится на меры социальной помощи не страхового характера (в объеме 20,1%). В частности на протяжении последних трех лет объем расходов по данной статье интенсивно возрастал по отношению к объемам роста экономики и другим статьям расходов. Подобная динамика обусловлена, прежде всего, ростом объемов финансирования льгот и выплат для поддержки отдельных социальных групп населения без учета нуждаемости. Также не маловажное значение и долю занимают меры поддержки страхового типа - 9,2% и меры в области содействия занятости населения -2,1%.

Решение важнейших социальных задач в России, как и в любом развитом государстве, основывается на результатах экономического роста и создании эффективной

системы социальной защиты. Задача адресного, полного и своевременного финансового обеспечения социальной защиты, основанной на принципе нуждаемости, является одной из важнейших для дальнейшего развития в России социально ориентированных реформ. При этом состояние финансового обеспечения современной системы социальной защиты населения не соответствует тому, которое необходимо для ускоренного развития и роста всей отечественной экономики.

Используемая же система поддержки всех категорий населения без учета их доходов препятствует развитию адресных программ для бедных слоев населения, являющихся неотъемлемой частью рыночной экономики. Затраты на социальную помощь, малообеспеченным слоям населения с целью соизмерения размера объемов их доходов, на протяжении ряда лет оставались наименьшими (примерно 15-17% расходов на социальную сферу). Это лишний раз подтверждает, что адресная поддержка беднейших слоев населения не являлась приоритетной в рамках социальной политики государства ни в период экономического роста, ни в период кризиса . К тому же данная ниша социальных программ оказалась подчинена решению проблем пенсионного обеспечения - например, установленные в 2010 г. социальные доплаты к пенсиям неработающих лиц пенсионного возраста во всех регионах России в сочетании с уже реализуемыми мерами финансовой поддержки неработающим пенсионерам обеспечили 55% всех средств, выделяемых под адресные программы для бедных слоев населения .

По предварительной прогнозной оценке в 2013 году соотношение расходов на образование, культуру с объемом ВВП будет ниже уровня 2012 года. Это свидетельствует о недостаточной проработанности механизмов финансирования в этих сферах: иначе говоря, рост объемов средств в абсолютной сумме и в относительном выражении не сопровождается ростом их вклада в отечественный ВВП. Тем временем, доля в структуре расходов бюджета на социальную защиту (даже за вычетом финансирования мероприятий в части содействия занятости населения) уже на данный период времени значительно превосходит уровень, прогнозируемый «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» до 9-9,8% к ВВП .

Также из широкого спектра расходов бюджетов на социальную защиту населения является значительным выделение из ее состава отдельных видов расходов применительно к различным группам населения (пожилые люди, безработные граждане, бедные домохозяйства и другие). Кроме того в этих рамках важным является проведение оценки эффективности бюджетных расходов на поддержку различных категорий населения. Так, в рамках реализации мер по социальной поддержке детей и семей с детьми за счет средств бюджета в 2012 году было направлено порядка 486 млрд. руб., или 1,08% ВВП .

Проведенный анализ бюджетных расходов на социальную защиту населения позволил выявить ряд особенностей и тенденций такой государственной политики:

а) смещение приоритетов политики финансирования мероприятий социальной защиты в сторону не страховых видов помощи, предоставляемых без учета нуждаемости;

б) неравномерность социальной защиты детей и семей с детьми снижает их социальную защищенность на отдельных этапах жизненного цикла.

Кроме того, сравнительно медленные темпы экономического роста экономики России в начале 2010-х гг. позволяют предположить, что в отсутствие благоприятных макроэкономических условий для опережающего увеличения объемов расходов государства на финансирование социальных обязательств необходима смена фактических приоритетов социального финансирования в пользу тех сфер, которые нацелены на повышение качества социальной защиты населения и качества его жизни. Подобная переориентация финансирования социальных расходов будет в значительной мере способствовать инновационному социально ориентированному развитию страны .

Таким образом, является вполне очевидным тот факт, что решение задач социальной защиты требует больших финансовых средств, которые нельзя минимизировать. Как показывает мировой опыт развития и построения финансовой основы различных систем социальной защиты, наиболее эффективны такие системы, в которых основная роль отводится государству как субъекту системы социальной защиты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

2. Сайт Федерального казначейства России. - [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.roskazna.ru

3. Горина Е. Социальная помощь остается безадресной / Экспертный портал

Высшей школы экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://opec.ru/1537037.html

4. Клещёва С. А. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/51/6586/

5. Соболева И. В. Социальная политика как фактор устойчивого развития.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/11_3_03.htm.

6. Россия 2012: Стат. Справочник. - М.: Росстат, 2012. - 59 с.

Курсовая работа

Внебюджетные социальные фонды как основные источники финансирования социальной защиты населения

Введение

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации.

Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. С помощью внебюджетных фондов осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти.

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Цель - изучение внебюджетных фондов как основных источников финансирования сферы социальной защиты населения в России.

Объект исследования - источники финансирования сферы социального обеспечения.

Предмет курсового исследования - внебюджетные фонды как основные источники финансирования социальной защиты населения.

Для раскрытия цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

Проанализировать источники финансирования социальной защиты населения.

Дать характеристику деятельности внебюджетных социальных фондов РФ.

Изучить основные внебюджетные социальные фонды как главные источники финансирования социальной защиты населения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования).

Глава I Теоретические основы изучения источников финансирования социальной защиты населения

1 Источники финансирования социальной защиты населения

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан.

Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

) оплаты труда;

) пенсионного обеспечения;

) образования;

) здравоохранения;

) культуры;

) социального обслуживания;

) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе "О государственных минимальных стандартах" самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

минимальный размер оплаты труда;

единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы". Согласно Трудовому кодексу РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Государство гарантирует безработным:

выплату пособий по безработице;

выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование вгосударственных учебных заведениях и размер стипендии.

Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы.

Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам.

Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц.

Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение.

Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.

Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации.

Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20% средств.

Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:

взносов учредителей благотворительных организаций

членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве)

благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах

поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований и др.)

доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности

поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов

доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией

труда добровольцев и др.

Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.

пенсионный внебюджетный социальный финансирование

1.2 Характеристика внебюджетных фондов РФ

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, предусмотренных законодательством. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, а также на лечебное питание;

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

оплату проезда к месту лечения и обратно;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд обеспечивает:

целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных положением.

организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

капитализацию средств пенсионного фонда.

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в пенсионный фонд страховых взносов.

организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом « Об индивидуальном учете в системе государственного пенсионного страхования».

разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда.

Средства пенсионного фонда формируются за счет:

) Страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, частной практикой (нотариусов, аудиторов, частных детективов), адвокатов, а также других категорий работающих граждан.

) Ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий.

)Средств, возмещаемых пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

) Средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований.

) Добровольных взносов физических и юридических лиц;

Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на:

Выплату государственных пенсий, назначаемых в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет.

Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности пенсионного фонда и его органов.

Другие мероприятия, связанные с деятельностью пенсионного фонда.

Все страхователи обязаны представлять уполномоченным пенсионным фондом необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности пенсионного фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

Уполномоченные пенсионным фондом подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Государственный фонд занятости населения РФ является государственным внебюджетным фондом и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

Государственный фонд занятости населения РФ, в отличие от Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, не является юридическим лицом, находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходуется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.

Средства Фонда занятости являются федеральной государственной собственностью Российской Федерации и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по занятости населения.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Граждане (физические лица) страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не уплачивают.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонд занятости осуществляют органы службы занятости совместно с налоговыми органами.

Денежные средства Государственного фонда занятости населения РФ аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, других уполномоченных банков.

Средства фонда занятости используются на:

выплаты пособий по безработице, компенсаций материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении.

возмещение затрат Пенсионному фонду Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан;

мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;

организацию общественных работ.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:

) финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.

) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

) добровольных взносов юридических и физических лиц;

) доходов от использования временно свободных финансовых средств.

)Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Основными задачами территориального фонда ОМС согласно положению являются:

) обеспечение реализации Закона Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

) обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;

) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Основными функциями территориального фонда ОМС являются аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование граждан и финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам.

Глава II Внебюджетные социальные фонды как основные источники финансирования социальной защиты населения в России

1 Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд - является юридическим лицом и образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов,перерасчет, назначение и выплату пенсий, предоставление социальных выплат и финансирование расходов.

Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан виновных причинению вреда здоровью, сумм трудовых пенсий инвалидности, профессиональных заболеваний или по случаю потери кормилица.

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а так же контроль за распределением расходов.

Пенсионный фонд РФ принимает участие в финансировании различных социальных программ, направленных на повышение уровни жизни.

Управление пенсионного фонда РФ осуществляется:

Председателем правления Пенсионного фонда РФ;

Самим управлением Пенсионного фонда РФ;

Заместителями председателя;

Исполнительным директором Пенсионного фонда РФ.

Управление Пенсионного фонда РФ осуществляет следующие функции:

Несет ответственность за внесенные денежные средства;

Определяет задачи Пенсионного фонда РФ;

Утверждает бюджет Пенсионного фонда РФ;

Назначает и освобождает от должности исполнителя директора и решает другие вопросы.

Заместитель председателя управления Пенсионного фонда РФ осуществляет кураторство структурных подразделений исполнительной функции.

Исполнительная дирекция осуществляет координацию деятельности структурных подразделений, а так же территориальных органов Пенсионного фонда РФ и обеспечивает материально-техническое оснащение системы Пенсионного фонда РФ.

Функции Пенсионного фонда РФ:

Установление и выплата страховых пенсий, накопительных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пенсий военнослужащих и их семей, социальные пенсии и пенсии государственных служащих;

Выдача государственных сертификатов на материнский капитал;

Администрирование страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование;

Назначение и реализация социальных выплат до уровня прожиточного минимума;

Адресная помощь пенсионерам;

Реализация программы государственного со финансирования пенсий.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:1.Федеральные органы государственной власти;

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Страхователи;

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

лица, производящие выплаты физическим лицам;

индивидуальные предприниматели

адвокаты

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2.2 Фонд социального страхования

Фонд социального страхования Российской Федерации - Государственный внебюджетный фонд, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав работающих граждан на обеспечение по социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, уходу за ребенком, санаторно-курортное лечение и отдых, страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации - является некоммерческим специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим управление средствами государственного социального страхования.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Бюджетным Кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и другими законодательными актами Российской Федерации.

Лица, подлежащие государственному социальному страхованию:

граждане Российской Федерации, как работающие по трудовому договору, или гражданско-правовому договору, так и занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации;

иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

граждане Российской Федерации, работающие в международных организациях;

государственное социальное страхование граждан Российской Федерации, направленных в установленном порядке на работу в иностранные государства, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации с соответствующими государствами.

Право на обеспечение по государственному социальному страхованию подлежат:

граждане, работающие по гражданско-правовому договору

граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

Основными задачами Фонда являются:

участие в разработке государственной политики в области государственного социального страхования;

управление средствами государственного социального страхования через свои исполнительные органы и их филиалы;

обеспечение выплаты пособий по государственному социальному страхованию и финансирование расходов на санаторно-курортное оздоровление и другие цели, предусмотренные настоящим Законом и Федеральным законом "О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 № 125;

сбор и аккумулирование страховых взносов с целью обеспечения гарантий по государственному социальному страхованию;

контроль за целевым использованием средств государственного социального страхования страхователями;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

Основными принципами государственного социального страхования являются:

всеобщий и обязательный характер;

доступность реализации прав застрахованных лиц;

гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

гарантированность устойчивости и развития системы государственного социального страхования, а также гарантированность предусмотренного федеральными законами уровня обеспечения по государственному социальному страхованию;

дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска;

Денежные средства и иное имущество Фонда, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда размещаются в Центральном банке Российской Федерации либо, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации, в кредитных организациях, уполномоченных Правительством Российской Федерации. Операции и учет по счетам Фонда осуществляется в соответствии с правилами Центрального банка РФ.

Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полуторалет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

оплату путевок для работников и членов их семей в санаторно-курортные учреждения (в том числе учреждения отдыха), расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое питание);

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;

оплата проезда к месту лечения (отдыха) и обратно для трудящихся и их детей;

ежемесячные, единовременные страховые выплаты в случае утраты застрахованным лицам профессиональной трудоспособности и оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения;

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных настоящим законом.

Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:

задачи Фонда и совершенствование государственного социального страхования;

формирование и использование средств резерва Фонда;

проекты размера тарифа страховых взносов;

участие Фонда в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

бюджет Фонда, бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и их исполнение;

отчеты о результатах деятельности Фонда и его региональных и центральных отраслевых отделений;

контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения, инструкции и другие нормативные документы по обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию, являющихся обязательным для исполнения страхователями;

структура и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов на содержание аппарата и отчеты об их исполнении.

2.3 Фонд медицинского страхования

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Лица, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обладают правами застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Полисы обязательного медицинского страхования, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются действующими до замены их на полисы обязательного медицинского страхования единого образца в соответствии с настоящим Федеральным законом. С 1 мая 2011 года изготовление полисов обязательного медицинского страхования для застрахованных лиц, не получающих универсальной электронной карты, организуется Федеральным фондом, выдача их застрахованным лицам осуществляется в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. До 1 мая 2011 года выдача полисов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими выдачу полисов обязательного медицинского страхования и действующими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.

Для получения полиса обязательного медицинского страхования застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, заявление о выборе страховой медицинской организации, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В день подачи заявления о выборе страховой медицинской организации застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования либо временное свидетельство в случаях и в порядке, которые определяются правилами обязательного медицинского страхования.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования);

) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

) застрахованные лица;

) страхователи;

) Федеральный фонд.

Участниками обязательного медицинского страхования являются:

) территориальные фонды;

) страховые медицинские организации;

) медицинские организации.

Средства обязательного медицинского страхования формируются за счет:

) доходов от уплаты:

а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

б) недоимок по взносам, налоговым платежам;

в) начисленных пеней и штрафов;

) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

)средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

) доходов от размещения временно свободных средств;

) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральный фонд:

) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

) получает из органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

) вправе начислять в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";

) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом;

1) утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и порядки их заполнения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;

) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

) ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

) ведет единый регистр застрахованных лиц;

) вправе обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;

) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;

) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;

) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации установленных настоящей частью полномочий;

) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и порядок деятельности.

Заключение

Расширение деятельности государства привело к созданию специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединение различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды.В Российской Федерации они представлены такими фондами, как: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения;

Фонд обязательного медицинского страхования создан для обеспечения стабильности государственной системы ОМС.

Фонд социального страхования создан для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Государственный фонд занятости населения создан для обеспечения государственных гарантий в системе занятости населения.

Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения национального дохода, а именно за счет социальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Каждый из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово- кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды.

В данной курсовой работе выполнены ранее поставленные задачи:

Проанализированы источники финансирования социальной защиты населения.

Даны характеристики деятельности внебюджетных социальных фондов РФ.

Изучены основные внебюджетные социальные фонды как главные источники финансирования социальной защиты населения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования).

Список используемых источников

1. Конституция РФ

Гражданский кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ, «О негосударственных пенсионных фондах (ред. от 03.12.2012)».

5. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

8. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования".

Федеральный закон Федеральный закон от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Постановление Правительство РФ от 12 февраля 2002г. №106 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник /.. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: КНОРУС, 2012. - 152 c.

Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник /- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2014. - 512 c. - (Среднее профессиональное образование).

Галаганов В.П. Страховое дело: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования /. -6-е изд., стер.-М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с.

Грачев С.М.Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. -М.: ПБОЮЛ., 2011. - 328с.

Дмитриев М.Е. о программе пенсионной реформы в Российской Федерации//Пенсия.-2000.-№5.-4-5с.

Куликов Н.И. Современная бюджетная система России: учеб.пособие.-Тамбов:Изд-во ТГТУ,2007.- 24 с.

Любин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы,противоречия,перспекивы//Человек и трад.-2000.-№3.-29-32с.

НаумоваС.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурномсервисе и туризме: учебное пособие / - М: ТПУ, 2009.- 127с

Правовое обеспечение социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е. И.Холостовой, О. Г. Прохоровой.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-256 с.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

  • обязательных страховых взносов работодателей;
  • обязательных страховых взносов с заработка работающих;

Ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготов ке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из, себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.



Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения - это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:

  • предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
  • оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
  • организация бесплатного питания;
  • предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезн-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
  • обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
  • создание собственных предприятий;
  • содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Правительство Российской Федерации содействует развитию



негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области здравоохранения и социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями.В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.