Излишне выплаченная сумма налогоплательщику считается обязательным платежом. Как вернуть переплату по налогам или сделать зачет, какие документы нужны, сроки

У любого налогоплательщика может возникнуть ситуация, когда он излишне уплатил налоги в бюджет. В статье раскрываются бухгалтерские и налоговые вопросы .

Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет.
У налогоплательщиков излишне уплаченные суммы налогов могут возникнуть в результате различных ситуаций: технических ошибок при расчетах, неточности при исчислении налоговой базы и суммы налогов, а также ошибки при перечислении налоговых обязательств. Факт переплаты может обнаружить как налогоплательщик, так и налоговый орган.
Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов регламентируется ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Общие условия возврата или зачета переплаты

Общие условия зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов:
1. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам
2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму
3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта
4. Обнаружение факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате налога:
- Предложения налогового органа
- Предложения налогоплательщика
5. Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам
6. Результаты сверки оформляются актом и подписываются налоговым органом и налогоплательщиком

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения таких фактов по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Порядок зачета или возврата налоговым органом излишне уплаченных налогов

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки в случае ее проведения.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Пример 1. ООО "Лира" излишне уплатило в бюджет налог на имущество организаций в сумме 15 000 руб. Руководитель организации написал заявление с просьбой вернуть переплату по налогу.
Налоговый орган проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил у ООО "Лира" задолженность по транспортному налогу в размере 3000 и по земельному налогу в размере 1500 руб.
В течение 10 дней с момента получения заявления налоговый орган принял решение о возврате оставшейся части переплаты после проведения зачета в счет предстоящих платежей.
Переплата в размере 10 500 руб. (15 000 руб. - 3000 руб. - 1500 руб.) была возвращена своевременно на расчетный счет организации.

- зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по транспортному налогу:
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на имущество"
Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу", 3000;
- зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по земельному налогу:
Дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество",
Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу", 1500;
- возвращена на расчетный счет оставшаяся часть переплаты по налогу на имущество:

Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество", 10 500.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия такого решения. При этом сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку либо высылается по почте.
Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, то на невозвращенную сумму начисляются проценты.

Особенности возврата излишне уплаченного налога с нарушением срока

1. Налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата
2. Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение 3-х дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств

Доходы в виде сумм процентов, полученных от налоговых органов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, проценты, начисленные за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога, являются прочими доходами и принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах (п. 10.6 ПБУ 9/99).

Пример 2. ООО "Лира" излишне уплатило в бюджет налог на прибыль организаций в сумме 120 000 руб. по итогам 2009 г. Руководитель организации написал заявление 30 апреля 2010 г. с просьбой вернуть переплату по налогу.
Налоговый орган провел камеральную проверку, проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил отсутствие задолженности у ООО "Лира".
Налоговый орган принял решение о возврате переплаты и перечислил ее на расчетный счет организации 17 июня 2010 г., нарушив срок возврата переплаты.
В связи с этим на сумму переплаты начисляются проценты за период с 31 мая по 17 июня 2010 г.
Ставка рефинансирования Банка России (условно) - 8%.
Сумма процентов составит 473,42 руб. (120 000 руб. x 0,08 / 365 дней x 18 дней).
Бухгалтер ООО "Лира" сделал в учете следующие записи:
- отражена сумма процентов за нарушение срока возврата переплаты:
Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1
"Прочие доходы", 473,42;
- поступила сумма переплаты на расчетный счет:
Дебет счета 51 "Расчетные счета"
Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", 120 000;
- зачислены проценты на расчетный счет:
Дебет счета 51 "Расчетные счета"
Кредит счета 76 473,42.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.
Аналогичные правила применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Налоговый кодекс предусматривает процедуры, в рамках которых плательщики тех или иных сборов могут возвращать суммы таковых, переплаченные в бюджет либо излишне взысканные государством. Реализация данного права должна осуществляться в соответствии с положениями отдельных статей НК РФ, прежде всего, 78 и 79. Первая регулирует процедуру возврата налогоплательщику и зачета в текущие платежи излишне уплаченных сборов. Структура данной статьи предполагает довольно детальную регламентацию соответствующих активностей ФНС. Вторая статья конкретизирует алгоритм возврата налогов, которые были излишне взысканы. В чем специфика отмеченных процедур? Как правильно налогоплательщику реализовать свое право на возврат сборов либо зачет таковых?

Назначение статьи 78

Ст. 78 НК РФ — источник, в котором регламентируется процедура зачета либо законного возврата сумм налогов и иных платежей в бюджет, которые переплачены тем или иным субъектом — гражданином или организацией. Подобные сценарии могут формироваться, если налогоплательщик исчислил больший налог, чем нужно было, либо фактически перечислил в бюджет сумму, превышающую ту, что было необходимо вносить. Полезно будет изучить структуру ст. 78 НК РФ отдельно по пунктам.

Пункт 1

Данный элемент рассматриваемой статьи НК РФ включает положения, устанавливающие, что суммы излишних налогов должны быть зачтены в счет текущих обязательств гражданина либо организации по текущему бюджетному обязательству, погашению недоимок по другим налогам, а также долгов по пеням и штрафам, либо возвращены в порядке, который регламентируется соответствующей статьей НК РФ. В присутствующем в ст. 78 п. 1 НК РФ также сказано о том, что зачет излишних федеральных, региональных и муниципальных налогов, а также пеней по ним осуществляется в корреляции с аналогичными типами бюджетных обязательств.

Пункт 2

Второй пункт рассматриваемой статьи НК РФ включает положения, по которым зачет либо возврат излишних налогов должен осуществляться территориальным подразделением ФНС по месту учета плательщика, если иные нормы не включены в НК РФ. Рассматриваемый пункт ст. 78 также включает положение, по которому возврат платежей в общем случае осуществляется без начисления каких-либо процентов.

Пункт 3

Следующий пункт рассматриваемой статьи включает положения, по которым ФНС должна сообщать плательщику о выявленных фактах переплаты тех или иных налогов, а также о суммах таковых не позже, чем по истечении срока в 10 дней после обнаружения излишних перечислений. Если налоговики не уверены в том, что переплата фактически осуществлена, но предполагают, что она может быть, то могут предложить налогоплательщику осуществить совместную сверку расчетных показателей по соответствующим платежам.

Пункт 4

Рассматриваемый пункт ст. 78 устанавливает, что для реализации законного права на зачет переплат в счет текущих обязательств налогоплательщик должен направить письменное заявление в налоговую. Данный документ может быть представлен также в электронном виде — при условии, что его можно подписать усиленной квалифицированной ЭЦП, либо через онлайн-кабинет налогоплательщика. Решение о зачтении суммы излишних налогов принимается ФНС не позднее, чем по истечении срока, составляющего 10 дней, после того как ведомство получит соответствующее заявление от гражданина или организации, либо со дня подписания ФНС и плательщиком акта, подтверждающего осуществление совместной сверки уплаты сборов, если таковая проводилась.

Пункт 5

В пункте 5 рассматриваемой статьи говорится о том, что зачет переплат в счет погашения налоговых недоимок должен осуществляться ФНС самостоятельно. Дополнительное заявление в налоговую, таким образом, субъекту уплаты сборов направлять в общем случае не нужно. ФНС обязана выполнить предписания рассматриваемого пункта статьи 78 в течение срока в 10 дней после того, как обнаружится факт переплаты, либо со дня подписания ФНС и налогоплательщиком акта, подтверждающего совместную сверку платежей. В ряде случаев срок выполнения соответствующего предписания отсчитывается с момента вынесения судебного решения, если таковое принималось ввиду проведения слушаний по вопросам налоговых споров.

Рассматриваемый пункт ст. 78 НК РФ включает положения, которые устанавливают, что налогоплательщик, несмотря на то, что данное действие не является в силу закона обязательным, все же имеет право направлять в ФНС заявление, о котором идет речь выше. Это можно делать, например, с целью ускорения процесса зачтения переплат в будущие платежи. В этом случае налоговики должны зачесть соответствующие суммы в срок, не превышающий 10 дней после получения документа от налогоплательщика, либо со дня, когда был подписан акт о совместной сверке платежей, при условии проведения таковой.

Пункт 6

Рассмотрим теперь то, каким образом осуществляется возврат переплат в бюджет. Данную процедуру регламентирует п. 6 ст. 78 НК РФ. Сумма переплаты по налогу также должна возвращаться ФНС плательщику по письменному заявлению, которое может быть сформировано в электронной форме при условии, что оно будет подписано с помощью квалифицированной ЭЦП.

ФНС обязана осуществить возврат налога не позднее чем через 1 месяц по факту получения соответствующего заявления. В положениях п. 6 ст. 78 НК РФ также сказано о том, что при наличии у налогоплательщика, направляющего запрос на возврат переплат в ФНС, недоимок, в первую очередь осуществляется покрытие таковых. Если по факту расчетов по долгам остается некая сумма, возможен возврат.

Пункт 7

Согласно нормам п. 7 ст. 78 НК РФ, заявление в ФНС, направляемое налогоплательщиком, который намеревается зачесть либо в законном порядке вернуть переплату по налогу, может быть составлено и передано в ведомство в течение 3 лет с того момента, когда излишняя сумма внесена в бюджет, если иное не предусмотрено нормативными актами, имеющими отношение к сфере налогов и сборов.

Пункт 8

В соответствии с рассматриваемым пунктом, ФНС должна принять решение о компенсации гражданину либо организации излишне уплаченных сборов в срок, который не превышает 10 дней после получения заявления ФНС, либо со дня подписания ведомством и субъектом уплаты налога акта сверки — если таковая была проведена. В п. 8 ст. 78 НК РФ также сказано о том, что поручение на возврат соответствующей переплаты, оформленное на основании принятого ФНС решения о компенсации соответствующей суммы, направляется ФНС в Федеральное казначейство - ведомство, которое, в свою очередь, осуществляет расчеты с заявителем в соответствии с бюджетными законами РФ.

Пункт 9

Согласно нормам п. 9 статьи 78 НК РФ, налоговики обязаны сообщать плательщикам о принятом решении по зачету либо возврату переплат, которое может заключаться в одобрении осуществления данной процедуры либо в отказе в ее проведении. Первая либо вторая активность должны быть осуществлены в срок, не превышающий 5 дней после рассмотрения вопроса. Уведомление от ФНС передается руководителю фирмы, физлицу, их представителям под расписку либо другим доступным способом, который может подтвердить факт получения данной информации.

Если речь идет о взаимодействии ФНС и консолидированной группы налогоплательщиков, то сумма переплат по налогу должна быть зачтена либо возвращена в пользу ответственного участника соответствующего объединения. Если договор о его формировании прекратил действие, то возврат либо зачет сборов осуществляется по заявлению ответственного субъекта. Данная операция не осуществляется, если ответственный участник, входящий в консолидированную группу, имеет недоимки, штрафы и иные взыскания в бюджет.

Пункт 10

В соответствии с нормами п. 10 ст 78 НК РФ, сумма, подлежащая возврату либо зачету, увеличивается в корреляции со ставкой рефинансирования Центробанка, если расчеты по ней между ФНС и налогоплательщиком не будут осуществлены в срок, указанный в п. 6 рассматриваемой статьи НК РФ.

Пункт 11

Согласно нормам п. 11 статьи 78 НК РФ, территориальная структура Федерального казначейства, которая осуществляет возврат переплат по налогу, должна уведомлять ФНС о том, когда положенная сумма была фактически перечислена налогоплательщику и в каком объеме.

Пункт 12

Если проценты, которые дополняют излишне уплаченный сбор согласно положениям п. 10 рассматриваемой статьи НК РФ, не будут перечислены заявителю в полном объеме, то ФНС принимает решение о компенсации оставшихся, которые рассчитываются исходя из даты фактического зачисления налогоплательщику соответствующих сумм. Данную активность ФНС должна осуществить не позднее чем через 3 дня с момента получения из Федерального казначейства информации о дате возврата денежных средств, а также о сумме таковых. Необходимое ФНС, в свою очередь, должна направить в Федеральное казначейство.

Пункты 13 и 14

В соответствии с пунктом 13 рассматриваемой статьи НК РФ, зачет либо компенсация переплат по налогам должны осуществляться в российских рублях. Пункт 14 предписывает применять нормы, зафиксированные в статье 78 НК РФ, не только к налогам, но также и в отношении других обязательств: пеней, штрафов, различных сборов. Соответствующие правила, зафиксированные в статье 78, также должны распространяться, исходя из норм п. 14, на субъектов уплаты сборов в бюджет и ответственных участников консолидированных групп плательщиков. Рассматриваемый пункт статьи 78 также устанавливает, что налоговая РФ должна применять соответствующие правила также в процессе зачета либо возврата переплат по НДС, который подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Пункт 15

Пункт 15 ст. 78 НК РФ фиксирует норму, по которой факт указания субъекта в качестве владельца активов в специальной декларации, которая представлена в соответствии с ФЗ «О добровольном декларировании», а также передача подобного имущества фактическому владельцу не могут быть основанием для признания тех или иных платежей в бюджет излишними.

Как следует из норм, которые содержатся в статье 78 НК признает налог, внесенный в казну, излишне взысканным в силу доначисления по факту налоговой проверки либо добровольного его внесения налогоплательщиком. Другой сценарий появления соответствующих переплат — изменение налоговой базы вследствие решения суда либо распоряжения вышестоящей структуры ФНС.

Возможен ли возврат налога по статье 78 нерезидентам РФ?

Многих плательщиков волнует вопрос: могут ли возвращать налоги, излишне уплаченные в бюджет, нерезиденты РФ? Таковыми считаются иностранцы и граждане России, которые живут в РФ меньше половины из 365 дней. Как свидетельствуют экспертные материалы о ст. 78 НК РФ с комментариями, данная процедура возможна. Рассмотрим ее нюансы.

Основная особенность налогообложения нерезидентов РФ — они уплачивают НДФЛ в размере 30%, в то время как в общем случае сбор исчисляется по ставке 13% от дохода. Необходимость в возврате соответствующего сбора в порядке, предусмотренном нормами ст. 78, может возникнуть в силу неверного определения и ошибочного исчисления НДФЛ по ставке 30% вместо 13%. В целом алгоритм, в соответствии с которым осуществляется возврат переплат в бюджет в данном случае, тот же, что и в случае с иными основаниями для применения данной процедуры. То есть плательщику необходимо предоставить в ФНС, как предписывает п. 6 ст. 78 НК РФ, заявление, после — дождаться принятия налоговиками решения. Полезно будет рассмотреть то, каким образом оно должно составляться.

Как составлять заявление на компенсацию налога?

Форма заявления на законный возврат переплат из государственного бюджета в целом унифицирована. В правой верхней части данного документа необходимо указать, кому он направляется. В общем случае это начальник территориальной ИФНС по муниципальному образованию, в котором ведет деятельность налогоплательщик. Так и пишем: «Начальнику ИФНС по такому-то городу или району». Ниже необходимо зафиксировать, от кого направляется заявление. Пишем «От того-то». Следующий пункт — указание паспортных данных заявителя (серии документа, его номера, даты выдачи, а также органа, в котором оформлен документ). Форма заявления на возврат налога также должна содержать адрес регистрации налогоплательщика — фиксируем его строчкой ниже. Далее пишем посередине страницы «Заявление». Ниже обосновываем свое обращение в ФНС фразой вида «В соответствии с нормами п. 6 ст. 78 НК РФ, в связи с переплатой налога прошу перечислить сумму, причитающуюся к возврату, на такой-то лицевой счет».

Далее фиксируем реквизиты соответствующего банковского аккаунта. Таковыми чаще всего являются: ФИО получателя, ИНН, название банка, БИК, корреспондентский Ниже ставим дату составления документа, подпись и ее расшифровку. Как может выглядеть заявление на возврат излишне уплаченного налога? Образец данного источника может выглядеть так:

Различия в соответствующем заявлении могут быть обусловлены прежде всего типом налога, сбора, штрафа и иного типа платежей в бюджет. Так, может осуществляться возврат НДФЛ или, например, как мы отметили выше, НДС.

Статьи 78 и 79 НК РФ: как они связаны между собой?

Можно отметить, что в Налоговом кодексе есть статья, очень близкая ст. 78 — 79. НК РФ в ней регламентирует процедуру возврата сумм по налогам и иным обязательствам, которые были излишне взысканы. Изучим наиболее примечательные ее пункты.

Так, в п. 1 ст. 79 указано, что возврат излишних платежей в бюджет должен осуществляться только в случае, если до этого произведен корректный зачет соответствующей суммы в пользу погашения возможных недоимок. Если выяснится, что таковых нет, то только в этом случае ФНС должна будет осуществлять процедуры, которые предусмотрены статьей 79 НК РФ. В соответствии с теми нормами, которые содержатся в п. 2 ст. 79 НК РФ, решение ФНС о возврате плательщику излишних налогов должно приниматься в срок, который не превышает 10 дней после получения ведомством заявления. Его форма будет в целом схожа с той, что применяется в случае с реализацией права на зачет платежей, излишне перечисленных государству.

ФНС в ходе осуществления процедуры возврата платежей, как и в сценарии, когда излишне уплаченный налог засчитывается в порядке статьи 78, взаимодействует с Федеральным казначейством. Так, в данное ведомство налоговики должны направлять поручения на возврат соответствующих сумм, которые формируются на основе решений ФНС. Заявление о возврате излишних сборов налогоплательщики могут направлять в ФНС в течение 1 месяца с момента, когда им становится известно о фактах наличия переплат в бюджет.

В ряде случаев право на реализацию соответствующей компенсации субъектам уплаты сборов необходимо доказывать в суде. Исковое заявление, предмет которого — подтверждение законных оснований на возврат налогов, может быть составлено в течение периода, который составляет 3 года с момента обнаружения налогоплательщиком факта излишнего взыскания.

О том, что в бюджете — излишне взысканный налог, ФНС должна самостоятельно уведомлять, как это следует из норм п. 4. ст. 79 НК РФ, субъекта выполнения обязательств перед бюджетом в срок, который не превышает 10 дней после того, как соответствующий факт будет установлен.

Сумма налога, который взыскан в бюджет сверх необходимого размера, должна быть возвращена заявителю, исходя из норм п. 4 ст. 79 НК РФ, не позднее, чем через 1 месяц с момента направления в ФНС заявления по установленной форме. Также в некоторых случаях сверх нее начисляются проценты в корреляции с показателем ставки рефинансирования Центробанка.

Если субъект взаимодействия с ФНС — консолидированная группа предприятий, то налог возвращается на счета ответственного участника данного объединения.

Территориальная структура Федерального казначейства должна уведомить ФНС о расчетах с налогоплательщиком, как и в случае с процедурой зачета излишних налогов по статье 78 НК РФ.

" № 12/2017

Новым федеральным законом упрощен порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа.

Законодатели решили упростить порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа. С этой целью принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

По мнению законодателей, данные изменения направлены на упрощение процедуры возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, сокращение количества судебных споров, а также позволяют распространить досудебную процедуру обжалования на отказ в возврате излишне взысканных сумм налогов.

Три года на обращение в ИФНС.

Порядок возврата излишне взысканного налога установлен ст. 79 НК РФ. В пункте 9 этой статьи определено, что правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому в дальнейшем будем говорить о возврате налога, но подразумевать под этим и возврат излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

До сих пор в п. 3 ст. 79 НК РФ было установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган всего лишь в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В связи со столь недолгим периодом для реализации данной возможности налогоплательщикам очень часто приходилось обращаться за возвратом названных переплат в суд, поскольку исковое заявление в суд можно подать в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Отметим, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов отводится гораздо больший срок, равный трем годам. Для возврата излишне взысканных налогов налогоплательщикам обращаться в суд тоже не придется (если, конечно, не возникнет спора с налоговиками). Разрешено в течение тех же трех лет, считая со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, обращаться с заявлением о возврате именно в налоговый орган.

Но теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ ничего не говорится о возможности обращения в суд по указанному поводу. Что это меняет?

Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Как указали судьи, в противоположность такому порядку за возвратом излишне взысканных налогов может обратиться в суд просто по факту того, что он узнал о наличии соответствующей переплаты, то есть без предварительного обращения в налоговую инспекцию с заявлением об этом.

В Определении ВС РФ от 11.08.2016 № 309-КГ16-5644 по делу № А76-8183/2015 по названному поводу отмечено, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае излишнего взыскания с него сумм налогов, сборов, пошлины предоставлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием. Таково было решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Но, повторим, теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ нет упоминания о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога, то есть в точности так же, как и в отношении излишне уплаченного налога в п. 7 ст. 78 НК РФ. Разумеется, это не значит, что налогоплательщик лишен данной возможности, но, очевидно, теперь он в обоих случаях сможет ее реализовать, только предварительно соблюдя досудебный порядок этой процедуры и получив от налоговиков отказ в возврате.

Специально для иностранных организаций.

Что касается упомянутой ст. 78 НК РФ, она дополнена положением для иностранных организаций в случае удержания у них налога налоговым агентом в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ.

Данная норма определяет, что следует возвращать из бюджета ранее удержанный у этих организаций по выплаченным им доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, либо ст. 312 НК РФ предусмотрен особый режим налогообложения.

Соответствующее заявление и подтверждающие документы представляются иностранным (фактическим) получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ в общем случае решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Но в новом п. 17 данной статьи предусмотрено, что решение о возврате суммы ранее удержанного в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате и подтверждающих документов.

Сумма ранее удержанного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате.

Можно и проценты взыскать.

Важно то, что в неизменном виде сохранится положение, согласно которому, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате не только суммы излишне взысканного налога, но и сумм начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 79 НК РФ, процентов.

Согласно обозначенной норме сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через ) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. Почему-то до сих пор не уточнено, что правильнее применять ключевую ставку ЦБ РФ, хотя она и применяется фактически.

Переплата по налогу, даже очень небольшая – она как в пословице: «невелика напасть, а спать не дает». Полное погружение в тему позволит с легкостью восстановить баланс в налоговых платежах, пока срок исковой давности не сделал мучительно больно.

В целом план действий несложный: обнаружили ⇒ выбрали: возврат или зачет ⇒ подали заявление в налоговую ⇒ получили возврат или зачет переплаты.

БЛАНКИ И ФОРМЫ по теме

Итак, переплата по налогу: как вернуть? – читайте ниже во всех подробностях и с иллюстрациями . (в статье в основном говорится о переплате по «налогу», но все изложенное верно также и для штрафов и пеней по налогам – прим. редакции )

Содержание статьи
  1. Законодательный фундамент: ссылки на законы и разъяснения ведомств

Что делать, если образовалась переплата по налогу?

Переплата по налогу может возникнуть в двух случаях:

  • вы ошиблись – это излишне уплаченный налог;
  • ошибся налоговый орган – это излишне взысканный налог.

Во втором случае – сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с процентами (со дня, следующего за взысканием по день возврата или зачета по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период).

Отличительный критерий – основание перечисления в бюджет.

Излишне уплаченный налог образуется, если вы уплатили сумму больше, чем полагается по закону. Причины могут быть разные, например:

  • предприниматель сам (без «помощи» налоговиков) неверно рассчитал сумму налога;
  • ошибка в платежке (неверная сумма, неверные реквизиты, повторный платеж и т.д.);
  • изменение налогового режима (например, в середине года утеряно право на применение УСН, а авансовые платежи уже прошли), изменение законодательства;
  • по итогам года итоговая сумм налога меньше произведенных авансовых платежей.

Общее основание у этих причин – переплата сделана предпринимателем без участия налогового органа. Если налоговики вынесли решение, выставили требование, а вы его оплатили, пусть и добровольно, – это уже излишне взысканный налог.

Излишне взысканный налог – в бюджет перечислено больше, чем требует законодательство, и к этому привели действия налогового органа. Например:

  • инспекция доначислила налоги, а предприниматель их оспорил в суде, но на момент решения суда деньги уже перечислены в бюджет;
  • налоговый орган начислил налог, штраф, пени, отразил это в решении по итогам налоговой проверки и (или) в требовании, суммы перечислены в бюджет, после чего выявлены ошибки. При этом неважно, предприниматель добровольно уплатил лишние суммы, или они были взысканы принудительно, важно, что основанием были «расчеты» ФНС;
  • налоговики выявили переплату по налогу и самостоятельно провели зачет в счет недоимки, впоследствии выяснилось, что переплата была, а вот долги, в погашении которых зачтена переплата, начислены ошибочно (неправомерный зачет с даты его проведения можно считать излишне взысканной суммой).

Образовавшуюся переплату можно:

  1. зачесть в счет имеющейся задолженности по налогам (штрафам, пеням);
  2. зачесть в счет предстоящих платежей;
  3. вернуть на расчетный счет.

Процедура «зачета» переплаты более проста, чем возврат, как правило, на зачет налоговые органы идут охотнее. Но зачет возможен только между налогами одного уровня (см. следующий пункт темы).

Если есть задолженность по налогам (пеням, штрафам), которую можно зачесть, – сначала будет проведен зачет в счет их погашения, оставшейся суммой можно распорядиться по своему усмотрению.

При наличии долгов, возможных к зачету, налоговики могут и самостоятельно направить образовавшуюся переплату на погашение задолженности, без вашего заявления, известив вас «по факту». Но такую самостоятельность они проявляют не всегда. Поэтому можно не ждать ФНС и проявить инициативу: быстрее пройдет зачет – меньше пени.

Если переплата является излишне взысканной суммой, долги по налогам отсутствуют, и вы хотите зачесть суммы в счет будущих платежей – может возникнуть вопрос, поскольку в Налоговом кодексе нет прямого указания на возможность такого зачета (прописано только про возврат таких сумм). Утвержденные формы заявлений для такой «опции» требуют незначительной корректировки. Однако налоговые органы могут на это пойти (внутренние регламенты им позволяют подобный зачет). Но лучше все-таки предварительно проконсультироваться в инспекции.

Для возврата или зачета переплат по налогам необходимо направить в ФНС заявление. Формы заявлений утверждены Приказом № ММВ-7-8/09 (см. далее).

Между какими налогами можно провести зачет?

Все налоги делятся на группы (виды): федеральные, региональные и местные. Такое распределение устанавливает Налоговый кодекс (ст. 12 – 15).

Федеральные налоги и сборы:

  • налоги в рамках специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент)
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Зачет переплаты можно провести только между налогами одной группы (вида), вне зависимости от того, в какой бюджет идут поступления и по какому КБК (коду бюджетной классификации).

Кроме того, предприниматель может выступать налоговым агентом: например, перечислять в бюджет НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Проводить зачет между налогами, по которым ИП выступает налоговым агентом, и налогами, по которым ИП является налогоплательщиком, также нельзя.

Заявление на зачет излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 9 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 32КБ).


Заявление о возврате излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 8 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 34КБ).

Образец заполнения с комментариями.

Куда обращаться для зачета или возврата сумм налогов, пеней, штрафов?

По общему правилу необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации (т.е. по месту учета).

Если предприниматель зарегистрирован в нескольких налоговых инспекциях (по месту ведения бизнеса, по месту нахождения недвижимости), заявление лучше направить в налоговый орган, где выявлена переплата, – такого мнения придерживается Минфин. Хотя ФНС в ряде случаев считает, что налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать, в какую налоговую инспекцию ему удобнее обратиться.

Если ошибка обнаружена после смены налоговой, все заявления подаются по месту текущего налогового учета.

Некоторая путаница может возникнуть, если была смена налоговой в тот период, когда вопрос с зачетом / возвратом был «в процессе». Например, предприниматель подал заявление и сменил ФНС до вынесения решения налоговой. В такой ситуации налоговый орган по старому месту регистрации должен завершить вопрос, – это не прописано в НК РФ, но следует из судебной практики.

Если решение налоговый орган по «старой» регистрации вынес, а предприниматель оспорил его в суде, суд может обязать исполнить обязательства по возврату / зачету налоговую инспекцию, как по старому, так и по новому месту регистрации (с точки зрения суда, налоговые органы – это централизованная система).

Вернуть / зачесть переплату можно и в судебном порядке.

При этом для излишне уплаченных сумм обязательно обратиться сначала в налоговый орган, если получен отказ или решение не получено вообще – необходимо обратиться с жалобой в вышестоящий орган и только после этого – в суд.

По поводу излишне взысканных налогов можно обращаться напрямую в суд, но можно также направить сначала заявление в ФНС.

В какой срок нужно подать заявление о зачете или возврате переплаты по налогу?

Излишне уплаченный налог

Срок обращения в налоговый орган – 3 года. В общем случае начало исчисления срока идет с момента уплаты.

Особенности:

  • Если переплата образовалась при перечислении авансовых платежей (то есть по итогам года сумм налога оказалась меньше, чем уже перечисленные авансовые платежи), то начало трехлетнего срока идет с даты подачи годовой декларации. Или с установленной законом даты подачи декларации, если декларация подана с опозданием.
  • Если налог уплачивался частями (несколькими платежами) и образовалась переплата, срок исчисляется для каждого платежа отдельно.

Правила исчисления срока:

  • срок истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока (т.е. то же число того же месяца через три года);
  • если дата окончания срока выпадает на выходной или праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.

Например: ошибочный платеж произведен 28 октября 2014 года, поскольку 28 октября 2017 года – суббота, то обратиться за возвратом (зачетом) переплаты необходимо по 30 октября 2017 года включительно.

Срок обращения в суд при оспаривании решения налоговиков – 3 месяца со дня, когда налоговый орган отказал в зачете (возврате) либо не вынес решение о зачете (возврате) в установленный Налоговым кодексом срок (это 10 рабочих дней).

В суд можно также обратиться с материальным требованием о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, т.е. подать в суд заявление не об обжаловании решения налогового органа, а о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога. В этом случае действует общий срок исковой давности – 3 года. Грань тут тонкая, юридическая: если у вас именно такой случай – обратитесь к юристу.

Излишне взысканный налог

Срок обращения в налоговый орган – 1 месяц со дня, когда вы узнали о взыскании, или когда вступил в силу судебный акт о неправомерном взыскании налога.

Срок обращения в суд – 3 года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей.

P.S. Все сделали и ждете возврат или зачет? Наберитесь терпения...


В какой срок инспекция вернет (зачтет) переплату по налогам?

Принять решение о зачете либо возврате сумм налоговая инспекция должна в течение 10 рабочих дней после получения от вас заявления. О своем решении налоговики должны уведомить в течение 5 рабочих дней после его принятия.

При положительном решении проводится:

  • зачет – в течение 10 рабочих дней;
  • возврат – в течение одного месяца.

Срок в общем случае считается от даты получения ФНС заявления налогоплательщика.

Но. Если переплата выявлена предпринимателем, налоговый орган вправе поверить не сразу и инициировать дополнительные процедуры:

  • провести сверку налоговых платежей – не более 15 рабочих дней (если нет расхождений – 10 рабочих дней);
  • провести камеральную проверку (если наличие переплаты следует из декларации, например, годовой или уточняющей) – не более 3 месяцев.

И уже по окончании данных процедур идет отсчет срока для принятия решения ФНС и проведения зачета и возврата переплаты, т.е. плюс 10 рабочих дней для зачета или плюс месяц для возврата средств.

  • Статья 78 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа»
  • Статья 79 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа»
  • Приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"
  • Письмо Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315 (зачет и возврат излишних платежей в бюджет осуществляет та инспекция по месту вашего учета, которая выявила переплату)
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 33 (по излишне уплаченным платежам обращение в суд возможно только после того, как инспекция отказала в удовлетворении требования или оставила его без ответа)
  • ч. 4 ст. 198 АПК РФ (срок обращения в суд при оспаривании решения или действия (бездействие) налоговых органов три месяца)

Статья 78 НК РФ:

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Абзац третий утратил силу.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей. В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению. Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

Комментарий к статье 78 НК РФ:

Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога.

Уплатой налога признается как перечисление денежных средств в бюджетную систему, так и проведение налоговым органом зачета. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Пунктами 4 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Поскольку уплата налога осуществляется в формах, определенных пунктом 3 статьи 45 НК РФ, срок, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, исчисляется со дня наступления обстоятельств, которые признаются исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога, до дня подачи им заявления о зачете при условии, что сумма налога, на зачет которой претендует налогоплательщик, не менее суммы налоговых платежей, в отношении которых предъявлены в банк платежные поручения и (или) вынесены налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 8395/11.

Как указано в Постановлении ФАС Поволжского округа N А65-31639/2011, порядок возврата излишне уплаченного налога установлен статьей 78 НК РФ. При этом порядок возврата налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе данной нормой не регламентирован. Отсутствует в законе также обязанность налогоплательщика подавать повторное, дополнительное заявление о возврате излишне уплаченного налога после перехода на учет в другую инспекцию.

Инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан и инспекция N 8 входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, передача документов по налогоплательщикам из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения их законных прав.

В рассматриваемом случае, как отмечено судебными инстанциями, налоговый орган по прежнему месту учета не обеспечил исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы излишне уплаченного налога.

Установленный статьей 78 НК РФ порядок возврата излишне уплаченного налога предусматривает возврат сумм налога за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 1334/06.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа N А19-11366/04-20-Ф02-990/05-С1 суд отклонил доводы налогового органа о том, что налоговый орган не имеет право самостоятельно производить зачет переплаты в счет погашения выявленной задолженности без заявления налогоплательщика.

Как отметил суд, статьями 21 и 32 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на своевременный зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней и штрафов, а также обязанность налогового органа осуществлять такой зачет в порядке, предусмотренном НК РФ, а согласно пунктам 5 и 6 статьи 78, статье 176 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно осуществлять зачет излишне уплаченных сумм налога, а также сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, в счет погашения задолженности по налогам и пеням перед тем же бюджетом.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами налоговый орган должен был произвести зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет погашения дополнительно начисленного по результатам камеральной проверки налога.

Налоговый орган не исполнил обязанность по своевременному проведению зачета, тем самым не прекратив обязанность налогоплательщика по уплате налога, поэтому направление предприятию требования об уплате данной суммы налога является неправомерным.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа N Ф03-4477/2012 суд пришел к выводу, что из анализа статьи 78 НК РФ следует, что налоговые органы наделены полномочиями самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по этому же налогу или другим налогам в тот же бюджет, а также пени и должны производить такой зачет.

Материалами дела подтверждается, что у организации имелась переплата по налогу на доходы физических лиц, числящаяся за организацией, в связи с чем пришел к выводу о том, что налоговый орган должен был произвести зачет по итогам налогового периода.

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении ФАС Поволжского округа N А72-10627/2011: согласно статье 78 НК РФ налоговый орган наделен полномочиями производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения налоговой задолженности без заявления налогоплательщика.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, возврат излишне уплаченных сумм налогов и сборов может быть осуществлен налоговым органом по месту учета налогоплательщика только на основании письменного заявления налогоплательщика при соблюдении прочих условий, предусмотренных налоговым законодательством. Если данное заявление налогоплательщиком не представлено, однако имеется излишне уплаченная сумма налога, она будет зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика.

Данная позиция разъяснена в письме ФНС России N ЗН-3-12/3719@.

По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

На это указал Президиум ВАС РФ в Постановлении N 2046/04.

При этом НК РФ не предусмотрено специальных требований к подписанию заявления о возврате. Форма такого заявления нормативно не утверждена.

Кроме того, НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган такое заявление вне зависимости от наличия или отсутствия у него на момент подачи такого заявления недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

Аналогичный вывод изложен в письме Минфина России N 03-02-07/1-317.

В Постановлении N А33-15051/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что при наличии письменного заявления организации о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам) налоговый орган не вправе зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

Как разъяснено в письмах финансового ведомства N 03-04-05/7-938, N 03-04-05/7-897, N 03-04-05/5-57, срок обращения за возвратом суммы излишне уплаченного в соответствующем году налога ограничен тремя годами.

Управление ФНС России по г. Москве в письме N 20-14/035800@ пришло к выводу, что при этом возможность зачета (возврата) излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от периода, в котором были произведены расходы.

ФАС Московского округа в Постановлении N А40-12957/12-91-66 отметил, что налоговое законодательство не содержит механизма зачета или возврата налога из бюджета в случае возникновения обязанности по уплате налога в одном налоговом периоде и прекращения такой обязанности по уплате в другом налоговом периоде.

КС РФ в Определении N 173-О указал, что статья 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время статья 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ установлен в пределах трех лет.

Пункт 7 статьи 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 12882/08 и письме Минфина России N 03-02-08/27.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении N А29-10617/2011 отметил, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней, в том числе и при пропуске срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, вопрос о порядке исчисления налогоплательщиком срока подачи именно в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Следовательно, для определения правомерности требований налогоплательщика следует установить действительный момент, когда ему стало или должно было стать известно о наличии переплаты. При этом во внимание могут быть приняты все имеющие значение обстоятельства, которые тем или иным образом свидетельствуют об осведомленности хозяйствующего субъекта о наличии переплаты по конкретному налогу.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа N А67-2631/2011.

В Постановлении N А45-15377/2011 ФАС Западно-Сибирского округа указал, что налогоплательщик мог узнать о наличии переплаты только по истечении налогового периода, за который были перечислены соответствующие платежи, именно с этого момента следует исчислять срок на подачу заявления о возврате, а не с даты уплаты авансовых платежей. Данный срок налогоплательщиком не пропущен.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Как отметил ФАС Московского округа в Постановлении N А40-63772/11-20-270, наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Получение налогоплательщиком актов взаимных сверок расчетов, подтверждающих наличие у него сумм переплаты по налогам, в этом случае должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права.

В судебной практике это является устоявшейся позицией (см. Постановления Президиума ВАС РФ N 17372/09, ФАС Московского округа N А41-2336/11).

Как разъяснено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа N А01-1606/2011, обращение налогоплательщика в арбитражный суд без соблюдения предусмотренного законом порядка означало бы необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке документов налогоплательщика с целью установления наличия или отсутствия у него недоимки. Обоснованность требования о возмещении налога из бюджета взаимосвязана с правомерностью заявленного в налоговой декларации налогового вычета. Порядок подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС и возмещения налога в случае превышения суммы налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, установлен главой 21 НК РФ, в том числе статьей 176 НК РФ. При этом сама по себе подача заявления о возврате налога в отрыве от соблюдения законодательно установленного порядка не является безусловным основанием для его возмещения.

Суд сделал вывод о том, что в данном случае предприниматель обратился в суд с заявлением о возмещении налога, минуя установленную НК РФ процедуру, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований не имеется.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа N А19-4247/2012 обращено внимание, что правило о возврате излишне уплаченного налога лишь после проведения зачетов имеющихся недоимок, установленное абзацем 2 пункта 6 статьи 78 НК РФ, является неприменимым к налогоплательщику, в отношении которого ведется конкурсное производство.

Имеющаяся у организации, в отношении которой ведется конкурсное производство, сумма переплаты подлежит возврату налогоплательщику и включению в конкурсную массу. Самостоятельное взыскание задолженности в период конкурсного производства противоречит закону, затрагивает права кредиторов. Отказ возвратить организации переплату по налогам нарушает права кредиторов организации, являющейся должником в деле о банкротстве, поскольку препятствует формированию конкурсной массы, за счет которой должны удовлетворяться их требования.

При этом налоговым органом не отрицается, что задолженность по налогам, наличие которой, по его мнению, препятствует возврату переплаты налогоплательщику, включена в соответствующую очередь кредиторов.

Суд отметил, что отказ в возврате переплаты при невозможности самостоятельного зачета переплаты в счет имеющейся задолженности не может свидетельствовать о добросовестном поведении налогового органа.

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 17750/10 указал следующее.

Положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж, как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).

Таким образом, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что юридические основания для возврата переплаты наступают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

На это обратила внимание и ФНС России в письме N СА-4-7/2807.

Исходя из пункта 2 Определения КС РФ N 381-О-П в случае допущения налогоплательщиком переплаты определенной суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Кодексом закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 НК РФ исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.

Таким образом, если в предыдущих налоговых периодах у налогоплательщика имелась переплата сумм налогов того же вида, что и заниженный налог, и ранее эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика, основания для привлечения его к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, отсутствуют.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа N А56-10237/2011.

Следует обратить внимание, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов может производиться лишь по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Например, согласно статье 13 НК РФ налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам, а налог на имущество физических лиц в соответствии со статьей 15 НК РФ - к местным налогам.

Учитывая изложенное, зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет недоимки по налогу на имущество физических лиц НК РФ не предусмотрен. Минфин России в письме N 03-05-06-01/86 указал на правомерность такого толкования.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ законодатель ограничил возможность зачета излишне уплаченного налога уровнем бюджета, в который этот налог зачислен. Положения НК РФ не содержат ограничений относительно места уплаты налога, а также того, уплачен этот налог со счета, открытого по месту нахождения структурного подразделения или по месту нахождения головной организации (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа N А44-4027/2011).

В письме Минфина России N 03-04-05/7-33 отмечено, что если налогоплательщик за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается.

Как указало финансовое ведомство, поскольку при представлении налоговой декларации в 2013 г. данный налоговый период не является налоговым периодом, непосредственно следующим за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета (2009 г.), количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается и на налоговые периоды 2008 и 2007 гг. перенести неиспользованный остаток имущественного налогового вычета не представляется возможным.

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 10237/04 отметил, что статьями 78, 79 и 176 НК РФ установлено, что в случае несвоевременного возврата налогоплательщику излишне уплаченного (взысканного) налога, а также при нарушении срока вынесения решения о возмещении налога на добавленную стоимость начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.