Изменился ли кбк. Код бюджетной классификации: как узнать? Без учета специальной оценки
Указание о применении с 1 января 2005 г. новых кодов бюджетной классификации (КБК) утверждено Приказом Минфина России № 72н от 27.08.2004. А в соответствии с Указанием Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов.
КБК (поле 104) - это коды бюджетной классификации , заполняемые в поле 104 платежного поручения. По каждому виду налога в платежном поручении указывается свой код бюджетной классификации (КБК). Максимальная длина поля 104 (КБК) расчетного документа увеличились до 20 разрядов (символов).
Максимальное количество символов КБК проставляемых в реквизите 104 (поле 104) определено в количестве 20, и это указано в Приложении 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
А само значение КБК всегда можно уточнить по Таблице кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой, которая приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059@.
Структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) состоит из 20 разрядов, объединенных в 4 части, и имеет следующий вид:
Рассмотрим структуру кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации более подробно.
Часть 1: код администратора, состоящий из 3-х разрядов
Администратор - занимает 1-3 разряды КБК, состоящий из трех знаков (символов) и соответствующий номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета.Администраторами поступлений в бюджет являются:
- налоговые органы;
- иные органы государственной власти;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- органы местного самоуправления;
- юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения
- код Федеральной налоговой службы России – 182-0-00-00-000…;
- код Федеральной таможенной службы России – 153-0-00-00-000…;
- код Пенсионного фонда РФ – 392-0-00-00-000…;
- код Фонда социального страхования РФ – 393-0-00-00-000…;
- код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000… и т.п.
Часть 2: код вида доходов с 4 по 13 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, который состоит из 10-ти знаков
Группа - занимает 4 разряд КБК (4 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации).Четвертый разряд в коде видов доходов предусматривает следующие группы:
- 000-1-00-00-000-00… - доходы;
- 000-2-00-00-000-00… - безвозмездные перечисления;
- 000-3-00-00-000-00… - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Подгруппа - занимает 5-6 разряды КБК (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации). Ее заполнение зависит от группы.
В группу "Доходы" (000-1-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:
- 000-1-01-00-000-00 - налоги на прибыль, доходы;
- 000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы на социальные нужды;
- 000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- 000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- 000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход;
- 000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество;
- 000-1-07-00-000-00 - налоги за пользование природными ресурсами;
- 000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
- 000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- 000-1-10-00-000-00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
- 000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- 000-1-12-00-000-00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
- 000-1-13-00-000-00 - доходы от оказания платных услуг;
- 000-1-14-00-000-00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- 000-1-15-00-000-00 - административные платежи и сборы;
- 000-1-16-00-000-00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- 000-1-17-00-000-00 - прочие неналоговые доходы;
- 000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
- 000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
- 000-2-01-00-000-00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
- 000-2-02-00-000-00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- 000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
- 000-2-05-00-000-00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
- 000-2-07-00-000-00 - прочие безвозмездные поступления.
- 000-3-01-00-000-00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- 000-3-02-00-000-00 - рыночные продажи товаров и услуг;
- 000-3-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- 00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей;
Подстатья - занимает 9-11 разряды КБК (9 – 11 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Элемент - занимает 12-13 разряды КБК. В 12 и 13 разрядах КБК указывается код элемента доходов, закрепляемый:
- Для налоговых доходов закрепляется за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению налога:
- федеральными органами власти;
- органами власти субъектов Российской Федерации;
- органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Для неналоговых доходов определяется в зависимости от принадлежности администратора неналоговых поступлений в бюджет к соответствующим уровням власти.
- Для безвозмездных поступлений определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.
- 01 - федеральный бюджет;
- 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
- 03 - местный бюджет;
- 06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;
- 08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Часть 3: код программ доходов бюджетов с 14 по 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, т.е. состоящий из 4-х знаков
Программа - занимает 14-17 разряды КБК, который используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Код программ доходов бюджетов (14 - 17 разряды) состоит из 4-х знаков.Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками, из которых первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому в 14−17 разрядах КБК следует указывать:
1000 - при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность);
2000 - пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.
Так, например:
- КБК для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-1000-110
- КБК для пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-2000-110
- КБК для штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-3000-110
Часть 4: Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004_г. №249.
Экономическая классификация – занимает 18 – 20 разряды КБК и имеет следующие значения:110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - перечисления международных финансовых организаций;
160 - взносы, отчисления на социальные нужд;
170 - доходы от операций с активами;
171 - доходы от переоценки активов;
172 - доходы от реализации активов;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости материальных запасов.
При заполнении поля 104 «Код бюджетной классификации» самой распространенной ошибкой является указание в 14-ом разряде КБК нулевого значения. Платежи по таким документам направляются Управлением федерального казначейства в категорию «неклассифицированные» поступления. Четырнадцатый разряд КБК - это символ, который определяется налогоплательщиком, и в расчетных документах не может принимать значение «0».
Кроме данного материала, информацию, связанную с платежными поручениями, можно просмотреть на сайте «
Изменение КБК в 2019 году
Несмотря на то что КБК-2019 утверждены новым документом, КБК по основным налогам и взносам остались неизменны, то есть такими же, что и в 2018 году. В связи с этим приводить изменения КБК в 2019 году в сравнительной таблице просто нет смысла. Но в приведенных ниже таблицах вы найдете КБК, которые будут действовать в 2019 году.
КБК-2019
КБК для уплаты налогов для организаций и ИП на ОСН
КБК для уплаты налогов для организаций и ИП на спецрежимах
КБК по страховым взносам
Вид страхового взноса | КБК |
---|---|
Страховые взносы на ОПС | 182 1 02 02010 06 1010 160 |
Страховые взносы на ВНиМ | 182 1 02 02090 07 1010 160 |
Страховые взносы на ОМС | 182 1 02 02101 08 1013 160 |
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере (в т.ч. 1%-ные взносы) | 182 1 02 02140 06 1110 160 |
Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере | 182 1 02 02103 08 1013 160 |
| 182 1 02 02131 06 1010 160 |
| 182 1 02 02131 06 1020 160 |
| 182 1 02 02132 06 1010 160 |
| 182 1 02 02132 06 1020 160 |
Страховые взносы «на травматизм» | 393 1 02 02050 07 1000 160 |
КБК для уплаты прочих налогов для всех организаций и ИП
Наименование налога, сбора, платежа | КБК |
---|---|
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент | 182 1 01 02010 01 1000 110 |
НДС (как налоговый агент) | 182 1 03 01000 01 1000 110 |
НДС по импорту из Беларуси и Казахстана | 182 1 04 01000 01 1000 110 |
Налог на прибыль при выплате дивидендов: | |
| 182 1 01 01040 01 1000 110 |
| 182 1 01 01050 01 1000 110 |
Налог на прибыль при выплате доходов иностранным организациям (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) | 182 1 01 01030 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 |
Налог на прибыль по полученным от иностранных организаций дивидендам | 182 1 01 01060 01 1000 110 |
Транспортный налог | 182 1 06 04011 02 1000 110 |
Земельный налог | 182 1 06 0603х хх 1000 110 где ххх зависит от места расположения земельного участка |
Сбор за пользование водными биоресурсами: | |
| 182 1 07 04030 01 1000 110 |
| 182 1 07 04020 01 1000 110 |
Водный налог | 182 1 07 03000 01 1000 110 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 048 1 12 010х0 01 6000 120 где х зависит от вида загрязнения окружающей среды |
Регулярные платежи за пользование недрами, которые используются: | |
| 182 1 12 02030 01 1000 120 |
| 182 1 12 02080 01 1000 120 |
НДПИ | 182 1 07 010хх 01 1000 110 где хх зависит от вида добываемого полезного ископаемого |
Налог на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 |
КБК для уплаты пеней
По общему правилу при уплате пени в 14-17-й разряды принимают значение «2100». Однако из этого правила есть исключение:
Вид страхового взноса | КБК |
---|---|
Страховые взносы на ОПС | 182 1 02 02010 06 2110 160 |
Страховые взносы на ВНиМ | 182 1 02 02090 07 2110 160 |
Страховые взносы на ОМС | 182 1 02 02101 08 2013 160 |
(в т.ч. 1%-ные взносы) | 182 1 02 02140 06 2110 160 |
182 1 02 02103 08 2013 160 | |
Дополнительные страховые взносы на ОПС за работников*, которые трудятся в условиях, дающих право на досрочную пенсию, в том числе: | |
| 182 1 02 02131 06 2110 160 |
| 182 1 02 02132 06 2110 160 |
КБК для уплаты штрафов
При уплате штрафа, как правило, 14-17-й разряды принимают значение «3000». Но и здесь не стоит забывать об исключительных случаях:
Вид страхового взноса | КБК |
---|---|
Страховые взносы на ОПС | 182 1 02 02010 06 3010 160 |
Страховые взносы на ВНиМ | 182 1 02 02090 07 3010 160 |
Страховые взносы на ОМС | 182 1 02 02101 08 3013 160 |
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя (в т.ч. 1%-ные взносы) | 182 1 02 02140 06 3010 160 |
Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя | 182 1 02 02103 08 3013 160 |
Дополнительные страховые взносы на ОПС за работников, которые трудятся в условиях, дающих право на досрочную пенсию, в том числе: | |
|
Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.
Как расшифровывается КБК
КБК — коды бюджетной классификации
КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!
Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.
Актуальный перечень КБК на 2020 год
Бюджетная классификация – что это и зачем
В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.
КБК бывают 4 видов:
- касающиеся государственных поступлений;
- имеющие отношение к расходам;
- обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
- отображающие операции госуправления.
Для чего служат КБК:
- упорядочивают финансовую отчетность;
- обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
- помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
- с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
- позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
- информируют о текущей ситуации в государственной казне.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.
Строение КБК
Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.
Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).
- «Администратор» . Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
- «Вид доходов»
включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
- группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
- подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
- статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
- подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
- элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
- «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
- «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».
Где взять КБК?
Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:
- промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
- в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
- Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
- при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.
Почему меняются коды бюджетной классификации?
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.
- Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
- Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
- Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
- Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.
К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.
Чем чревата ошибка в КБК
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК
- Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
- Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
- К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
- При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
- Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.
- Инспекция начислила пени по неуплате налога . Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
- КБК не соответствует платежу, указанному в назначении . Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
- Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными . Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
- Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье . Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.
ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.
- Регулярно уточняйте в налоговой, как отражаются проведенные платежи на вашем лицевом счете.
- Если вам поступило требование на уплату уже перечисленного вами налога, взноса и т.п., обращайтесь в соответствующий орган (налоговую, внебюджетный фонд) за сверкой расчетов.
- Если вы сами увидели допущенную ошибку в КБК, пишите заявление об уточнении.
- Старайтесь быть в курсе последних изменений в законодательстве, в частности, последней версии кодов.
Код бюджетной классификации (КБК) – специальный цифровой код, используемый для группировки статей государственного бюджета.
Понятие КБК введено Бюджетным кодексом РФ от 31 июля1998 года № 145-ФЗ. Закон определяет его как «группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». КБК используется для составления и исполнения бюджетов и отчетности об их выполнении. Кроме того коды обеспечивают сопоставимость показателей.
Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований.
Код бюджетной классификации используется в документах, когда одной из сторон является государство или его органы. В частности, КБК указывается в платежном поручении при уплате налогов, а также штрафов и других обязательных платежей в бюджет.
КБК состоит из 20 цифр, разделенных на четыре части и имеет следующий вид:
Первая часть называется «Администратор», состоит из трех знаков и определяет администратора поступлений (например, Федеральная налоговая служба - 182, Федеральная таможенная служба - 153, Пенсионный фонд - 392 и т. д.).
Вторая часть – «Вид доходов», с 4-го по 13-й знак включительно: «Группа», «Подгруппа», «Статья», «Элемент». Первая цифра показывает «Группу»: 1 - доходы, 2 – безвозмездные доходы, 3 – доходы от предпринимательской деятельности и т. д.
«Подгруппы» – это два знака. Например, 01 – налог на прибыль, 06 – на имущество, 07 – на пользование природными ресурсами, 08 – госпошлина, 16 – штрафы, санкции, возмещение убытков и т. п.
«Статья» (7-8-й разряды) и «Подстатья» (9-11-й) берутся из соответствующих расчетных документов строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
«Элемент» указывает следующий бюджетный уровень: 01 - федеральный, 02 - бюджет субъекта РФ, 03 - местный бюджет, 04 - городского округа, 05 - муниципального района, 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ, 07 - Фонда соцстрахования и т. д.
Третья часть называется «Программа» и занимает следующие 4 знака, то есть с 14-го по 17-й. Служит для разделения налогов (код 1 000), пеней (2 000) и денежных взысканий (3 000).
Четвертая часть – «Экономическая классификация» - последние три знака: 110 - налоговые доходы, 120 - доходы от собственности, 130 - от оказания платных услуг, 140 - суммы принудительного изъятия и т. д.
В результате получается код, который необходимо указывать в поле «Назначение платежа» платежных поручений . В 2011 году, например, для налога на прибыль в федеральный бюджет использовался код 182 1 01 01011 01 1000 110, в бюджет субъектов РФ – 182 1 01 01012 02 1000 110, НДС - 182 1 03 01000 01 1000 110.
Коды устанавливаются приказами Министерства финансов . Изменения вносятся достаточно часто, поэтому лучше всего при проведении таких платежей сверяться со справочниками КБК, которые есть в Интернете.
Код бюджетной классификации: как узнать?
При перечислении денег в бюджетную систему РФ в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей необходимо указывать код бюджетной классификации (КБК). О том, как узнать КБК, расскажем в нашей консультации.
Структура КБК
КБК состоит из 20 цифр. Его структуру можно представить в следующем виде:
Код главного администратора доходов бюджета | Код вида доходов бюджетов | Код подвида доходов бюджетов | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Группа доходов | подгруппа доходов | статья доходов | подстатья доходов | элемент доходов | группа подвида доходов бюджетов | аналитическая группа подвида доходов бюджетов | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Где взять номер КБК?
Ошибка в КБК при уплате налогов исправима
Напоминаем, что в случае допущения ошибки в КБК при уплате налогов, если при этом правильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, деньги все равно поступят в бюджет (п. 4 ст. 45 НК РФ). А потому платить налог повторно не придется. Достаточно будет направить в инспекцию , в котором указать, какой КБК нужно считать верным. К письму нужно приложить копию первоначальной платежки с ошибкой в КБК.