К собственным доходам местных бюджетов не относятся. Доходы местных бюджетов

Ключевую роль в становлении системы самостоятельных местных бюджетов играют их доходы и способы, на основе которых они формируются.

Собственные доходы обеспечивают принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, включая и государственный бюджет Украины.

Собственные доходы - это доходы, которые формируются на территории, подведомственной соответствующему местному органу власти согласно его решениями.

К собственным доходам относятся.

o местные налоги и сборы, платежи, устанавливаемые местными органами власти;

o доходы коммунальных предприятий;

o доходы от имущества, принадлежащего местной власти и др. Доля собственных доходов местных бюджетов в Украине

крайне незначительной, и, таким образом, принцип самостоятельности этих бюджетов остается пока декларируемым.

Закрепленные доходы - это доходы, которые закрепляются за определенным бюджетом. Закрепленные доходы также является основой самостоятельности местных бюджетов.

В принятой в 1996 году. Конституции Украины срок закрепленные доходы не упоминается, но фактически закрепленные доходы ежегодно отражаются в Законе Украины "О Государственном бюджете Украины". . .

За местными бюджетами в основном закрепляются:

o местные налоги и сборы;

o подоходный налог с граждан;

o налог на прибыль предприятий;

o плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;.

o плата за землю;

o налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

o налог на промысел;

o поступления средств от приватизации предприятий коммунальной собственности;

o другие доходы, зачисляемые в местные бюджеты в размерах, определенных законодательством;

o поступления сбора за загрязнение окружающей природной среды в части, принадлежащей местным бюджетам;

o поступления отчислений и сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, дорог общего пользования в части, которая принадлежит местным бюджетам. Данный перечень может ежегодно меняться. Основную долю доходов местных бюджетов пока

составляют так называемые регулируемые доходы. Эта доля достигает 75

85 процентов.

Регулируемые доходы - это доходы, которые распределяются между различными уровнями бюджетной системы.

Уточнение перечня регулируемых доходов местных бюджетов осуществляется в процессе принятия ежегодных законов о Государственном бюджете Украины.

К основным регулируемых доходов относятся:

o налог на добавленную стоимость;

o налог на прибыль предприятий (за исключением тех, которые находятся в коммунальной собственности);

o акцизный сбор;

o подоходный налог с граждан;

o плата за землю.

Регулируемые доходы зачисляются в местные бюджеты по индивидуальным ставкам и единым нормативам отчислений.

Расходы местных бюджетов. Свободные бюджетные средства

Важную роль в становлении бюджетов самостоятельных местных бюджетов играет порядок осуществления расходов и состав этих расходов.

Средства республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов расходуются только с той целью и в тех пределах, которые утверждены Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами.

Расходы всех бюджетов делятся на:

o текущие расходы - это расходы из бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которая действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и др. В составе текущих расходов отдельно выделяются расходы бюджета "обусловленные ростом сети перечисленных только объектов;

o расходы развития - это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности. Это также финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, структурной перестройки народного хозяйства и субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Из республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов осуществляются такие расходы:

o на финансирование учреждений и организаций образования, культуры, - науки, здравоохранения, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения, которые подчинены исполнительным органам власти Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а также социально культурных мероприятий в соответствии с возложенными на эти органы власти функций;

o на финансирование предприятий и хозяйственных организаций, которые входят в состав местного хозяйства, а также природоохранных мероприятий;

o на другие мероприятия, финансируемые в соответствии с законодательством Украины из республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Если Прийю исполнении местного бюджета уровень его

дефицита превышает установленный или возникает значительное снижение поступлений от доходннх источников, Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы по предложениям соответственно Кабинета Министров Украины, правительства Крымской автономии и исполнительных органов местных советов принимают решение о введении, пропорционального сокращения утвержденных бюджетных расходов. Пропорциональное сокращение расходов осуществляется ежемесячно до конца бюджетного года по всем статьям бюджета, кроме защищенных, перечень которых соответственно определяется советом.

Кроме того, расходы местных бюджетов делятся на:

o расходы, которые осуществляются органами местного самоуправления на потребности территориальных общин (их размер и целевое направление определяются местными бюджетами этих общин)

o расходы, связанные с осуществлением районными, областными советами мероприятий по обеспечению общих интересов территориальных общин (определяются соответствующими областными и районными бюджетами)

o расходы, связанные с использованием собственных полномочий местного самоуправления;

o расходы, связанные с выполнением делегированных законом полномочий органов исполнительной власти.

Свободные бюджетные средства образуются в местных бюджетах в начале бюджетного года и не учитываются при утверждении бюджета текущего года. Они включают:

o свободный остаток средств;

o суммы, дополнительно полученные в процессе исполнения бюджета;

o суммы превышения доходов над расходами в случае увеличения доходов или экономии расходов или из других источников.

Свободные бюджетные средства не могут быть изъяты органами государственной исполнительной власти высшего уровня. Решение об использовании их принимают местные органы государственной исполнительной власти или органы местного самоуправления. Эти решения утверждаются соответствующими советами.

Свободные бюджетные средства могут быть использованы на:

o хозяйственные мероприятия;

o покупку акций или других ценных бумаг;

o предоставление процентных или беспроцентных бюджетных ссуд;

o другие мероприятия.

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан в соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об общих принципах…» (2003 г.);

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст.

57 данного Федерального закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 58 указанного Федерального закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 данного Федерального закона;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со ст. 60 и 61 Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст. 62 указанного Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 названного Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных п. 5, 6, 12–14 и 16 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона.

Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного ст. 14–16 данного Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах…» (2003 г.).

5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со ст. 57–61 данного Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Положительное соотношение собственных и регулирующих доходов «…является главным признаком, характеризующим как эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления в целом, так и уровня самостоятельности территории». Чем выше уровень собственных доходов, тем больше возможностей для реализации установленной компетенции. Путем развития так называемой трансфертной политики сложно управлять территорией.

Так, по данным Министерства финансов РФ за 2007 г., лишь в 16,6 % муниципальных образований доля трансфертов составляла менее 10 %. В 64,4 % местных бюджетов эта доля составила более 50 %, в том числе в 47,6 % превысила 70 %.

Основная доля доходной части местных бюджетов финансируется за счет межбюджетных трансфертов (безвозмездные поступления из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации). В 2006 г. такие поступления составили 58,7 %, в 2007 г. – 55,4 %, в 2008 г. – 54,8 %.

Согласно данным Министерства финансов РФ, общий объем расходов местных бюджетов в 2007 г. составил 1933,8 млрд руб., что превысило уровень 2006 г. на 27,9 %. Структура расходов, составившая разницу 2007 и 2006 годов, такова: общая сумма – 422,4 млрд руб., в том числе расходы на решение вопросов местного значения -1372,2 млрд руб., или с ростом к уровню 2006 г. на 27,8 %.

Устойчивой тенденцией расходной части местных бюджетов является их стремительный рост с параллельным снижением доходов, что во многом обусловлено покрытием убыточных сфер местной экономики. В данном случае особо выделяется сфера жилищно-коммунального хозяйства, расходы на которую возросли с 11,1 % до 22,8 %, в связи с принятием ветхого ведомственного жилья на баланс муниципальной собственности. В результате расходы на данную сферу не только превышают размеры расходов по иным статьям, но и, более того, демонстрируют ежегодный рост.

Дисбаланс расходов и доходов приводит к образованию бюджетных дефицитов. Общефедеральные дефициты местных бюджетов составили: в 2006 г. – 34,9 млрд руб., в 2007 – 50,2 млрд руб., в 2008 – 42,3 млрд руб., в 2009 – 81,5 млрд руб.

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных подпунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех городских и сельских поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Ключевую роль становления систем самостоятельности местного бюджета играют их доходы и способы на основе которых они формируются.

Стратегическим вопросом для государственной финансовой системы является пропорция между собственными доходами местных бюджетов и субвенциями и дотациями, которые передаются из государственного бюджета.

Чем больше в общих дохода местного бюджета есть часть собственного доходов, тем больше ее деятельность по сбору налогов и сборов. В результате можно ожидать улучшение налогов дисциплины и более суровой системы государственный финансов. Также в результате таких эффективности государственные расходов. Важной функцией такого механизма является также рост заинтересованности местных органов власти такой заинтересованности можно отметить наибольшее отношение органов местного самоуправления процессу формирования благоприятных условий для предприятий малого и среднего бизнеса. В этом и заключается механизм обратного действия: чем больше количество фирм имеется, тем больше база для сбора налогов, и соответственно большими будут и поступления в бюджет.

Собственные доходы обеспечивают принц самостоятельности бюджетов всех уровней, включая государственный Бюджет Украины.

Собственные доходы - это доходы, которые формируются, на территории подведомственной местному органу власти согласно сего решением.

К собственным доходам относятся:

Ø Местные налоги и сборы, платежи которые устанавливаются местными органами власти.

Ø Доходы коммунальных предприятий.

Ø Доходы от имущества, которое принадлежит местной власти в Украине и т. д.

Часть собственных доходов местных бюджетов в Украине очень незначителен, и таким образом, принцип самостоятельности этих бюджетов остается пока еще декларированным.

Закрепленные доходы- это доходы, которые закрепляется за отдельным бюджетом. Закрепленные, доходы также являются основой самостоятельности местных бюджетов.

В Конституции Украины, принятой в 1996 г. ""закрепленные доходы"" не упоминается, однако фактически закрепленные доходы ежегодно отображается в Законе Украины ""О Государственном бюджете Украины"".

За местными бюджетами, в основном, закрепляются:

Местные налоги и сборы;

Налог с доходов физических лиц;

Налог на прибыль предприятий коммунальной собственности;

Плата за лицензии на проведение отдельных видов хозяйственной деятельности;

Плата за государственную регистрацию субъектов хозяйственной деятельности, которые проводятся исполнительными органами соответствующих советов;

Плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

Поступления от административных штрафов;

Плата за землю;

Единый налог;

Налог с транспортных средств;

Плата за загрязнение окружающей среды, в части, которая принадлежит местным бюджетам;

Поступления средств от приватизации предприятий коммунальной собственности;

Другие доходы, которые зачисляются в местные бюджеты (в размерах, определенных государством).

Основную часть доходов местных бюджетов составляют так называемые регулируемые доходы.

Регулируемые доходы – это доходы, которые распределяются между разными уровнями бюджетной системы.

Перечень регулируемых доходов местных бюджетов осуществляется в процессе рассмотрения ежегодных законов о Государственном бюджете Украины.

К основным регулируемым доходам относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на прибыль предприятий (за исключением тех, которые находятся в коммунальной собственности);

Акцизный сбор;

Налог на доходы физических лиц;

Плата за землю.

Регулируемые доходы зачисляются в местные бюджеты по индивидуальным ставкам и единым нормативам отчислений.

С помощью местных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате объективных и субъективных причин отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Однако на современном этапе развития территориальной экономики необходимо преодолеть одно из основных противоречий – увеличение разрыва между возрастающими задачами местных органов власти в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации.

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.