Как узнать прямые выплаты или зачетная система. Пилотный проект фсс

Строка «Признак выплат» – это нововведение в Приложении 2 расчета по страховым взносам. Изначально ее появление связано с передачей отчетности по страховым взносам в ведение ФНС. До сих пор многие сотрудники компаний, отвечающие за отчётность, испытывают затруднения в том, какой признак выплат в расчете по страховым взносам поставить: 1 или 2. Разбираем, что означает этот параметр и как производить заполнение данной графы.

Что такое «Признак выплаты»

Перед тем как принимать решение о заполнении данной строки, нужно разобраться с тем, что собой представляет «Признак выплаты»: этот показатель отсылает к системе, по которой производят выплату при наступлении нетрудоспособности или уходе сотрудницы в декрет. На сегодняшний день есть 2 основных механизма.

Первый вариант – зачетный тип выплат. В этом случае пособие по нетрудоспособности выплачивает сразу целиком компания, а после проведения выплаты Фонд соцстраха компенсирует нанимателю эти затраты в полном объеме.

Второй вариант – прямая выплата (регионы пилотного проекта ФСС). В этом случае источником финансов для выплаты по временной нетрудоспособности или материнству напрямую выступает Фонд соцстраха, а финансы компании не привлекаются.

Прямые выплаты имеют в следующих случаях:

  • оплата происходит по больничному листу (сюда же относят все случаи нетрудоспособности, связанные с беременностью и родами);
  • выплаты в связи с постановкой женщины на учет при раннем сроке беременности;
  • пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • оплата 4-хдневного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом любому из родителей.

Таким образом, в Приложении 2 расчета страховых взносов признак выплат заполняют цифрой «1» при прямых выплатах и «2» – при использовании зачетной системы.

Последние изменения

Традиционно в России использовалась зачетная система страховых выплат. В этом случае ответственность перед работником за исполнение обязательств по соцзащите несла организация-работодатель. Все больничные листы оплачивались из средств компании, и лишь затем государство в лице ФСС компенсировало эти расходы.

Сложная финансовая ситуация нередко приводила к тому, что компания оказывалась не в состоянии выполнять свои обязательства по выплатам в полном объеме. Чтобы компенсировать эти затруднения, был запущен пилотный проект «Прямая выплата» Это произошло в 2011 году.

С этого года планомерно всё новые и новые регионы были подключены к программе путём дополнений к постановлению Правительства РФ № 294 от 21.04.2011.

СПРАВКА

Изначально генеральный план кампании предусматривал перевод к 2021 году всех регионов страны исключительно на производство прямых выплат. Однако на основании постановления № 1514 расширение пилотного проекта прямых выплат от ФСС приостановлено.

На сегодня поставить код «1» в графе «Признак выплаты» можно только в регионе, который участвует в программе ФСС. Полный их перечень, участвующих в программе на 2018 год, можно найти на нашем сайте по ссылке выше.

В итоге признак выплат в расчете страховых взносов на 2018 год цифрой «1» страхователи могут заполнять в 33 регионах.

Приложение 2 – это часть ЕРСВ, заполняемая для предоставления в ИФНС. Стоит подчеркнуть, что ошибка в заполнении поля «Признак выплаты» не станет причиной штрафования компании или сотрудника. Однако неверно заполненные позиции понадобится переделать и представить повторно. Чтобы этого избежать, нужно заблаговременно уточнить, является ли ваш регион участником проекта «Прямая выплата» и как заполнять данную графу.

Переход в примерных учебных планах, разработанных на основе ГОС-2, от часов к зачетным единицам может выполняться в соответствии с методикой, рекомендованной Минобразованием России (Письмо Минобразования России от 28.11.2002 №14-52-988 ин\13).
В соответствии с методикой (приложение 1) при расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах рекомендуется исходить из следующего.
Одна зачетная единица в ГОС-2 соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (см. табл.1).
Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, или 1,5 зачетные единицы.
Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.
Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).
Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.
В табл. 4 приведен пример расчета, выполненного по данной методике. В качестве исходного для выполнения расчетов использован фрагмент примерного учебного плана, приведенный в табл. 3.

Пояснения:
1. Поскольку сумма в столбце 6 превысила нормативное значение в 240 зачетных единиц, то для заполнения столбца 5 брались, как правило, целые меньшие значения.
2. Для строки 2.2, напротив, было взято большее значение (не 6, а 7), что позволит при разработке семестровых учебных планов разделить трудоемкость дисциплины между семестрами в соотношении 3 зач. ед. и 4 зач. ед. (4 зач. ед в семестре, котором предусматривается экзамен).
Те же соображения могут учитываться и в других случаях:
18 = 4+5 +4+5 (математика: 4 семестра, 2 экзамена);
14 = 5+5 + 4 (физика: 3 семестра, 2 экзамена).
Переход в примерных учебных планах, разработанных на основе ГОС-2, от часов к зачетным единицам может также выполняться долевым методом.
Суть долевого метода перехода от часов к зачетным единицам сводится к следующим положениям.
В качестве исходных для выполнения расчетов принимаются действующие учебные планы (годовые или охватывающие весь срок обучения).
Выраженная в академических часах суммарная трудоемкость дисциплин и других элементов (учебные практики, итоговая аттестация и др.) четырехлетнего учебного плана бакалаврской подготовки при дневной форме обучения приравнивается к 240 зач. ед.
Определяется доля учебных часов (приведенные часы) каждого элемента учебного плана (учебной дисциплины) в общем бюджете учебного времени. В соответствии с этими долями 240 зач. ед. распределяются между элементами учебного плана.
Полученные дробные значения округляются до целых при условии, что сумма зачетных единиц по всем элементам учебного плана остается равной 240 зачетным единицам.
При таком подходе выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы - учебной дисциплины, выпускной работы, учебной практики и т. д. указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы. Аналогично, набранное студентом за определенное время обучения количество зачетных единиц определяет, какая доля образовательной программы им освоена - например, 90 зачетных единиц из требуемых 240 для получения степени бакалавра. В этом состоит важное качественное отличие зачетных единиц как меры трудоемкости и уровня освоения образовательных программ.
Пример расчета, выполненного долевым методом для исходного учебного плана, приведенного в табл. 3, приведен в табл. 5.

Полученные в результате расчетов (по методике Минобразования России или долевым методом) учебные планы в зачетных единицах не зависят от того, как были или будут определены их часовые эквиваленты и в этом смысле являются идентичными, как при действующих ГОС-2, так и в будущем для ГОС-3. Заметим, что более для этого подходит план, рассчитанный долевым методом, так как он точно соответствует принципу ECTS, согласно которому «60 кредитов измеряют учебную нагрузку студента дневной формы обучения в течение одного учебного года».

Интеграционные процессы в сфере образования становятся всё более динамичными. После подписания Болонский декларации министрами образования ряда европейских стран формирование Европейского образовательного пространства вступило в новую фазу своего развития. Среди мер, направленных на решение этой проблемы, - введение системы академических кредитов или зачетных единиц, рассматриваемой как форма организации учебного процесса, способствующая развитию академической мобильности студентов. В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, подключившись тем самым к процессам образовательной интеграции на европейском континенте.

Перевод академических часов, в которых традиционно исчисляется учебная нагрузка студентов, в зачетные единицы не представляет особых сложностей. В соответствии с рекомендациями Минобразования РФ зачетная единица равна 36 академическим часам. Так, например, семестровый курс в 36 аудиторных (72 академических) часов оценивается двумя зачетными единицами, сдача экзамена по нему - одной зачетной единицей. Все виды практик оцениваются одинаково, вне зависимости от места и характера их проведения - 1.5 зачетной единицы в неделю.

Проблема, однако, в том, что роль зачетных единиц не сводится к измерению академической нагрузки в более крупных единицах по сравнению с академическим часом. Их использование в учебном процессе имеет более широкое назначение. Так, зачетные единицы позволяют:

  • учитывать для данной учебной дисциплины относительную значимость занятий различного вида: лекционных, семинарских, лабораторных и др.;
  • определять значимость той или иной дисциплины, изучаемой студентом, и её относительный вклад в средний балл, получаемый им по окончанию определенного периода обучения;
  • ранжировать студентов по итогам обучения и устанавливать индивидуальный рейтинг каждого из них.

При этом академический статус студента определяется не общим временем освоения образовательной программы, а количеством зачетных единиц и средним баллом, полученным на данном этапе обучения. Использование зачетных единиц в качестве меры обученности каждого студента и установления его академического статуса позволяет индивидуализировать обучение, отойти от обязательной привязки занятий в рамках учебной группы. Вместо синхронного прохождения обязательных этапов обучения у студентов появляется возможность перейти к асинхронной организации учебного процесса, способствующей расширению академической мобильности.

Зачетные единицы могут использоваться также при расчете стоимости обучения, определении численности штата преподавателей и их заработной платы. Но в этих случаях их применение сводится к "учетным единицам", тогда как рассмотренные выше формы применения придают им смысл "переводных единиц". Система зачетных единиц, в случае её полномасштабного использования, может рассматриваться как одна из несущих конструкций образовательной системы, имеющая многоцелевое назначение и составляющая основу организации учебного процесса на принципах, не свойственных отечественной высшей школе.

В настоящее время зачетные единицы используются во многих странах мира в качестве единицы измерения трудоемкости различных образовательных программ, определения значимости составляющих их учебных дисциплин. Наиболее распространенными являются две системы:

  • европейская система зачетного перевода (European Credit Transfer System - ESTS), первоначально основанная на сопоставлении трудовых затрат, предусмотренных по каждой учебной дисциплине, относительно суммарной учебной нагрузки, установленной для определенного периода обучения;
  • система кредитных часов, принятая в США (US Credit System - USCS), основанная на оценке в кредит - часах трудоемкости каждой изучаемой дисциплины и образовательной программы в целом, определяемой в соответствии с учебным планом и распределением учебного времени по формам и видам занятий.

Наряду с европейской и американской системами зачетных единиц используются и другие разновидности, в частности: британская, азиатская, тихоокеанская.

Система зачетных единиц представляет собой обоснованный и весьма эффективный механизм количественного сопоставления требований к уровню и содержанию подготовки студентов. Её реальные и потенциальные возможности распространяются на многие аспекты организации и структуры обучения и, в частности, предполагают:

  • повышение оперативности и обоснованности контроля обученности студентов и их промежуточной аттестации;
  • расширение возможностей получения междисциплинарного образования;
  • упрощение организационного сопровождения перехода на индивидуальные формы обучения;
  • сокращение числа параллельно читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;
  • высвобождение средств, которые могут быть использованы для повышения оплаты труда преподавателей;
  • расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы;
  • создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.

Разработка и внедрение в практику российской высшей школы системы зачетных единиц, адаптированной к национальным условиям и потребностям, могло бы стимулировать вузы к совершенствованию учебного процесса. А это в свою очередь, содействовало бы укреплению позиций российской системы образования.

Следует отметить, что ряд российских вузов уже обладают опытом применения зачетных единиц в учебном процессе. Такой опыт преобретается в процессе получения российскими вузами международной аккредитации отдельных программ высшего профессионального образования в ходе реализации двухсторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами. На базе Российского университета дружбы народов последние несколько лет ежегодно проводится совещание "Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования". В настоящее время более чем в 30 вузах проводится эксперимент по переводу образовательного процесса на систему зачетных единиц, включая разработку необходимых нормативных и методических документов.

Процесс введения зачетных единиц должен быть поэтапным и контролируемым, без потери качества образования. Необходимо разработать "бизнес - план" транзитного перехода, его позиции должны быть грамотно просчитаны экономически и финансово обоснованы. Для перехода на новую организацию учебного процесса потребуется каждую учебную дисциплину оценить в зачетных единицах, разработать эффективные методики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, внедрить балльно - рейтинговый контроль знаний по каждой дисциплине, Предстоит подготовить и издать информационные материалы, необходимые каждому студенту для ознакомления с новой системой организации учебного процесса, создать институт консультантов по академическим проблемам для оказания студентам соответствующей консультативной помощи.

Введение системы зачетных единиц весьма существенным образом изменит характер работы преподавателей, поставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования и самообучения, создания нового методического обеспечения учебного процесса вследствие перехода к концентрированным формам изложения учебного материала в сочетании с активной самостоятельной работой студентов, при регулярных индивидуальных консультациях их преподавателями.

Значительно больше усилий и времени потребуется для подготовки раздаточных и других материалов, сопровождающих занятия, информационных источников для самостоятельной работы студентов, организации контроля знаний.

В не меньшей мере введение зачетных единиц скажется и на работе студентов. Прежде всего, такая организация учебного процесса побуждает их к систематическим занятиям в течение всего учебного года и избавляет от штурмовщины в период сессии. Перед студентами открывается реальная возможность выбора индивидуальной траектории обучения, подлинная вариативность образования. Они смогут посещать занятия по другим направлениям и специальностям при соответствующем согласовании расписания, изучать дополнительные дисциплины, осваивать смежные специальности, получать дополнительные квалификации. Возрастет мотивация студентов к регулярной самостоятельной работе в течение всего периода обучения, что позволит им приобрести навыки самостоятельного поиска информации и её аналитического осмысления с целью получения новых знаний. Использование системы зачетных единиц облегчит доступ студентам к учебным программам других вузов, в том числе и за рубежом, гарантируя академическое признание результатов обучения.

Перевод учебного процесса на систему зачетных единиц потребует значительных кадровых, временных и финансовых ресурсов, создания нормативно - методической базы, органично встроенной в ныне действующее правовое и научно - методическое обеспечение учебного процесса. Для этого необходимо будет решить ряд методических и организационных проблем:

1. Определить зачетную единицу как единицу стандартизации в сфере образования:

  • разработать алгоритм измерения "реальной" трудоемкости образовательных программ, определить условия обоснованного распределения зачетных единиц;
  • оценить каждую дисциплину образовательной программы в зачетных единицах;
  • разработать методические рекомендации по согласованию родственных образовательных программ.

2. Ввести количественные характеристики системы зачетных единиц:

ў определить трудоемкость каждой зачетной единицы, сформировать её внутреннюю структуру и дать её обоснование;

  • разработать методику перевода нормативов ГОС, показателей учебного плана, трудоемкости учебных дисциплин, других видов учебной нагрузки в зачетных единицах;
  • установить общее число зачетных единиц для основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, дипломированных специалистов.

3. Разработать структуру учебного плана на основе зачетных единиц:

  • сформировать согласованные учебные планы по родственным направлениям и специальностям;
  • выделить дисциплины федерального компонента ГОС ВПО, изучаемые обязательно и в определенной последовательности;
  • выделить элективные дисциплины ограниченного выбора;
  • выделить элективные дисциплины без ограничения выбора;
  • дать перечень факультативных дисциплин;
  • обозначить примерный перечень дисциплин вузовского компонента ГОС ВПО.

4. Подготовить методические материалы по дисциплинам учебного плана:

  • рабочие программы с разбивкой на зачетные единицы;
  • материалы для аудиторной работы;
  • материалы для самостоятельной работы студентов;
  • материалы для контрольных заданий.

5. Подготовить справочные издания для студентов и преподавателей о порядке функционирования системы зачетных единиц в вузе.

6. Создать службу академических консультантов:

  • определить их должностные обязанности;
  • обучить новой организации учебного процесса и практическому применению системы зачетных единиц.

7. Переподготовить преподавателей для работы с использованием зачетных единиц в учебном процессе.

Таким образом, речь идет не о формальных изменениях в системе образования, как может показаться на первый взгляд, а об изменении образовательной ментальности всех субъектов образовательного процесса, поведенческого стереотипа личности в образовательной среде, который складывался не одно десятилетие.

В заключение следует подчеркнуть, что введение зачетных единиц не должно привести к дискриминации государственных образовательных стандартов, а напротив, обеспечить более уверенный доступ на мировой образовательный рынок конкурентоспособных отечественных образовательных программ. Переход к системе зачетных единиц не должен нанести ущерб российской системе образования, находящейся в состоянии перманентной модернизации и реструктуризации. Российская система образования становится более открытой для международной конкуренции и поэтому возможные негативные последствия должны быть максимально минимизированы. В складывающейся ситуации следует действовать сообразно с интересами отечественной системы образования, и ни при каких условиях не следует переходить на систему зачетных единиц, если это не согласуется с национальными интересами. В противном случае введение зачетных единиц теряет всякий смысл. Конечно, полный анализ последствий перехода возможен только после завершения соответствующего образовательного эксперимента.

Профессор кафедры оптики и спектроскопии
В.С.Сенашенко
[email protected]

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Разъясните, пожалуйста, что такое ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА и ПРЯМЫЕ ВЫПЛАТЫ в приложении 2 нового РСВ? И как нам показать превышение расходов по больничным листам, если страховые взносы (2,9%) были уплачены в полном объеме? До 2017 года мы сами регулировали выплаты в ФСС, т.е. платили разницу между начислениями и больничными листами, видимо это и есть зачетная система? Поскольку в 2017 году все страховые выплаты передали в ИФНС, решили перестраховаться и уплатили страховые взносы (2,9%) в полном объеме. Как это мы должны отразить в новом отчете? В 110 строке мы должны указывать разницу между исчисленными страховыми взносами и расходами на выплату страхового обеспечения или исчисленные взносы, или это зависит от зачетной системы или прямых выплат? А в 120 строке мы ставим сумму выплат по больничным листам, поскольку на эту сумму у нас переплата? В приложении 2 мы ставим 1-прямые выплаты? В 90 строке-суммы превышения с кодом 2? Заполнила 3 варианта отчета в программе электронной отчетности...и все без нарушений. Хотелось бы все-таки понять какой вариант наиболее правильный. И как все это перейдет на 2 квартал, где мы будем платить, видимо, по зачетной системе...120 строка будет уменьшаться?

Ответ

Прямые выплаты пособий (код 1) - пособия работникам платит напрямую фонд, если в регионе действует пилотный проект. Зачетная система (код 2) - учреждение платит пособия работникам, а затем ее расходы возмещает фонд. Поскольку учреждение начисляет и выплачивает пособия по больничным листам – у Вас зачетная система, значит поставьте код 2. При заполнении расчета по страховым взносам сначала рекомендуется заполнить все приложения, а затем в раздел 1 перенести полученные суммы из приложений. Замечу, что уплата страховых взносов в расчете никак не отражается, поэтому исходите из начисленных сумм страховых взносов и пособий. По взносам на соцстрахование сначала заполните 2 приложение. В строке 090, если расходы за отчетный период превышают взносы укажите признак – 2 и в соответствующей графе сумму, так же сделайте по каждому месяцу отчетного периода. Если за каждый месяц отчетного периода суммы расходов превышают начисленные взносы, то по всем графам строки 090 укажите признак 2 и суммы превышения. Если в каком-либо месяце расходы не превысили взносы, то укажите признак 1 и укажите сумму взносов к уплате. Затем, перенесите данные из строки 090 приложения 2 в раздел 1 в строки 110-113, 120-123 таким образом: - в строки 110 – 113 перенесите суммы с признаком 1 из приложения 2 строки 090; - в строки 120-123 перенесите суммы с признаком 2 из приложения 2 строки 090. Образцы есть в рекомендации № 3. Обратите внимание: нельзя одновременно заполнять: – строки 110 и строки 120; – строки 111 и строки 121; – строки 112 и строки 122; – строки 113 и строки 123. Это предусмотрено пунктами 5.1–5.21 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551. Обоснование

www.budgetnik.ru

Расчет по страховым взносам 2017: Пилотный проект

В общем случае подлежащая уплате сумма страховых взносов на ВНиМ уменьшается на начисленные работникам за счет Соцстраха пособия. Таким образом, происходит зачет соцстраховских пособий в счет взносов на соцстрахование. Этот порядок бухгалтеру наиболее привычен. Однако процесс реформирования системы социального страхования в РФ предусматривает постепенный переход от зачетной системы к прямым выплатам застрахованным лицам. Речь идет о так называемом Пилотном проекте, который стартовал с 01.01.2012 в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике (п. 2 Постановления Правительства от 21.04.2011 № 294). Последними субъектами РФ, присоединившимися с 01.07.2017 к Пилотному проекту, стали Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область. О том, как участие в Пилотном проекте влияет на порядок заполнения Расчета по страховым взносам в 2017 году, расскажем в нашей консультации.

Как заполнять расчет «пилотникам»

То, что организация участвует в Пилотном проекте, можно понять по реквизиту «Признак выплат» (поле 001) Приложения 2 к Расчету по страховым взносам (Приказ ФНС от 10.10.2016 N ММВ-7-11/ ).

По этой строке обычно указывается цифра 2, что означает «Зачетная система». Но в Расчете по страховым взносам 2017 по Пилотному проекту организации отмечают «Прямые выплаты», т. е. в поле 001 ставят цифру 1 (п. 11.1 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/ ).

Иные особенности заполнения Расчета по страховым взносам в субъектах РФ-участниках Пилотного проекта Порядком заполнения не предусмотрены.

В то же время, учитывая, что «пилотники» не производят расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, они не представляют в составе Расчета Приложения № 3 и № 4 (п. 2.7 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/ ). Но это едва ли можно отнести к особенностям заполнения Расчета исключительно в субъектах-участниках Пилотного проекта. Ведь эти Приложения не представляют и «обычные» страхователи, у которых в отчетном периоде не было страховых случаев.

В то же время, ФСС специально для организаций из субъектов РФ, перешедших на прямые выплаты, выпустил разъяснения по заполнению формы 4-ФСС (Приказ ФСС от 28.03.2017 № 114). Для субъектов РФ, которые вступили в Пилотный проект до 01.07.2017, особенности заполнения формы 4-ФСС применяются с отчета за 1 квартал 2017 года, а для остальных субъектов – начиная с отчета за 9 месяцев того года, в котором они присоединились к Пилотному проекту (п. 2 Приказа ФСС от 28.03.2017 № 114). Это значит, к примеру, что организации Вологодской области учитывают особенности заполнения формы 4-ФСС с отчета за 9 месяцев 2017 года. Им нужно будет в таблице 2 и таблице 3 показывать только суммы пособий, начисленных за счет ФСС по состоянию на 30.06.2017.

Что касается порядка подготовки Расчета по страховых взносам (в части заполнения поля 001 и представления Приложений № 3 и № 4), никаких особенных переходных положений ФНС не предусмотрела. Но очевидно, что за 9 месяцев новые участники Пилотного проекта должны будут заполнять Расчет в аналогичном порядке. Так, в Приложениях № 3 и № 4 Расчета по страховым взносам пособия за счет ФСС, а также из федерального бюджета будут указаны только за период январь-июнь 2017 года.

glavkniga.ru

Расчет по страховым взносам - 2017. Новая форма.

Выбрать журналАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложенияАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйствеБухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятияхБухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйствеБухгалтер КрымаАптека: бухгалтерский учет и налогообложениеЖилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложениеНалог на прибыльНДС: проблемы и решенияОплата труда: бухгалтерский учет и налогообложениеСтроительство: акты и комментарии для бухгалтераСтроительство: бухгалтерский учет и налогообложениеТуристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложениеУпрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложениеУслуги связи: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложениеАвтономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераАвтономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеБюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтераБюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложениеКазенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераКазенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтераОтдел кадров государственного (муниципального) учрежденияРазъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфереРевизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учрежденийРуководитель автономного учрежденияРуководитель бюджетной организацииСиловые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение

НомерЛюбой

ВидПечатная версияЭлектронная версия

www.audar-press.ru

Необходимость формирования и передачи налоговым инспекторам расчета по страховым взносам 2018 является обязанностью тех компаний и предпринимателей, которые признаны страхователями. Введенный в российскую практику сравнительно недавно, единый расчет по страховым взносам 2018 по сей день вызывает немало сложностей у работников бухгалтерии. Рассмотрим в данной статье что представляет собой отчет «Расчет страховых взносов» в 2018 году, каким образом формируется его уточненный вариант, а также сроки и порядок сдачи налогового отчета в уполномоченные инстанции.

Что представляет собой расчет страховых взносов в 2018 году

В октябре 2016 года приказом ФНС России (№ММВ-7-11/551) был утвержден новый отчет, который по сути заменил, представляемые ранее отчеты в области страхования. С этого времени администрирование страховых взносов, за исключением взносов на травматизм, которые по-прежнему передаются в Фонд социального страхования, осуществляют органы налогового контроля.

Что касается всех иных аспектов исчисления и уплаты страхвзносов, то начиная с 2017 года, они сконцентрированы в руках ФНС.

Расчет страховых взносов в ФНС 2018 является документом, который объединил в себе информацию об обязательном, пенсионном и социальном страховании.

Структуру данного документа можно представить в виде трех разделов, каждый из которых отражает определенную информацию.

Так, 1-й Раздел используется для раскрытия сведений об исчисленной величине страхвзносов по различным основаниям. Множество приложений позволяет структурировать представляемые данные.

2-й раздел может использован только компаниями или предпринимателями, основная деятельность которых связана с сельским хозяйством, то есть применяется только фирмами-сельхозпроизводителями. Соответственно, к категории обязательных для заполнения элементов налогового отчета этот раздел не относится.

Что касается расчета по страховым взносам 2018 раздела 3, он используется как источник сведений о персонифицированном учете в отношении каждого отдельного работника организации.

Нередко возникает вопрос о том, в каком разделе необходимо отразить информацию о работнике, который находится на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. В расчете по страховым взносам 2018 Приложение 3 1-го Раздела предназначается именно для этой цели.

Проверка расчета по страховым взносам 2018

Кто сдает расчет по страховым взносам 2018

В соответствии с инструкцией по заполнению расчета по страхвзносам, утвержденной рассмотренным выше приказом ФНС, предоставлять в уполномоченные органы указанный документ необходимо компаниям и бизнесменом, которые имеют в штате работников, осуществляющих свою деятельность на основании подписанных трудовых контрактов. Таким образом, необходимость формирования нового налогового отчета не привязана к правовому статусу работодателя.

В связи с тем, что расчет по страхвзносам составляется нарастающим итогом с начала календарного года. Соответственно, если даже работодатель распрощался со всеми своими работниками в течение отчетного периода, необходимость составлять отчетный документ присутствует у компании или предпринимателя до конца года.

Куда сдавать расчет по страховым взносам 2018

Органом, ответственным за прием налогового документа по страхвзносам, является Федеральная налоговая служба. Организации должны передать расчет в территориальный ФНС по месту своей регистрации. Что касается индивидуальных предпринимателей, им следует отчитаться в органы налогового контроля по месту жительства.

Расчет по страховым взносам 2018: срок сдачи

Отчет «Расчет по страховым взносам» 2018 относится к категории квартальных отчетов. Это означает, что по окончании каждого квартала страхователи должны сформировать, проверить и передать единый расчет страховых взносов в 2018 году.

Расчет по страховым взносам 2018 – сроки предоставления в инспекцию устанавливаются в пределах 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Соответственно, расчет по страховым взносам 1 квартал 2018 должен быть передан налоговикам до 30 апреля 2018 года. Отчет за полугодие предоставляется в ФНС до 30 июля 2018, за девять месяцев – не позднее 30 октября, а отчитаться за 2018 год необходимо до 30 января 2019 года.

Скачать единый расчет по страховым взносам 2018 можно по представленной ссылке:

Корректировка расчета по страховым взносам 2018

Налоговые работники допускают возможность корректировать уже сданные налоговые отчеты путем предоставления уточненного расчета по страховым взносам 2018. Во вновь сформированном документе потребуется отразить порядковый номер произведенной корректировки, а также зафиксировать верную информацию по строкам расчета по страхвзносам.

Соответственно, корректирующий расчет по страховым взносам 2018 должен предоставляться в порядке, аналогичном сдаче первоначального варианта документа.

Расчет по страховым взносам обособленного подразделения 2018

Немало вопросов в среде работников бухгалтерии возникает в том случае, если у компании имеются обособленные подразделения. При наличии подразделений уплата страхвзносов и предоставление налоговой отчетности должно осуществляться по месту непосредственной выплаты доходов в пользу физических лиц, то есть по месту нахождения обособленного подразделения.

Расчет страховых взносов ИП в 2018 году

Индивидуальные предприниматели должны производить расчет и уплату страховых взносов за себя даже в том случае, если они не имеют ни одного наемного сотрудника. При расчете потребуется ориентироваться на действующую величину МРОТ. Однако в текущем году взносы для предпринимателей установлены в фиксированном размере. Соответственно, МРОТ для расчета страховых взносов ИП 2018 не применяется.

Что касается необходимости в этом случае формировать ЕРСВ, то этого не требуется, так как в расчете информация об уплаченных взносах за предпринимателя не отражаются.

Дивиденды в расчете по страховым взносам 2018

Немало вопросов возникает о том, нужно ли отражать выплаченные дивиденды в расчете страховых взносов в 2018 году (сроки были рассмотрены выше). В качестве необлагаемых доходов дивиденды в ЕРСВ не включаются. Соответственно, если персоналу были выплачены только дивиденды, то в графах отчета необходимо поставить прочерки. В том же случае, если дивиденды входили в число иных выплат за период, отражать доходы необходимо в обычном порядке.

Контрольные соотношения расчета по страховым взносам 2018

Для того чтобы сдать корректный отчет в налоговую инспекцию, перед подачей следует произвести проверку на основании контрольных соотношений расчета. В этом случае страхователям необходимо ориентироваться на приказы ФНС №БС-4-11/4371, БС-4-11/12678.

Вопросы, связанные с заполнением формы

Рассмотрим, какие вопросы могут возникнуть у страхователя при заполнении формы:

  1. Какой код тарифа необходимо отразить в документе? В расчете по страховым взносам 2018 код тарифа зависит от того, какой налоговый режим применяет страхователь: 01 – ОСНО, 52 – УСН, 53 – ЕНВД.
  2. Как заполнить графу признак выплат? В расчете по страховым взносам 2018 признак выплат предполагает два возможных варианта: 1 – прямые выплаты, 2 – зачетные выплаты. Прямые выплаты означают, что пособия будут выплачены сотруднику за счет средств внебюджетного фонда напрямую, миную работодателя. Однако на практике прямые выплаты относятся к пилотному проекту ФНС и актуальны не для всех регионов. Зачетная система предполагает, что выплата пособий возлагается на компании, которым позднее фонд возместит понесенные расходы.

Расчет страховых взносов в 2018 году – калькулятор взносов представлен в различных Интернет-ресурсах – является одним из важнейших налоговых отчетов в системе расчета и уплаты страховых взносов.

lawcount.ru

Коды расчетного и отчетного периода в расчет по страховым взносам в 2017 году

Какие коды расчетного и отчетного периода проставлять расчета по страховым взносам, который с 2017 года представляется в ИФНС? Где на титульном листе и в разделе 3 проставлять коды? Таблица кодов с расшифровкой, а также образец кодов на титульном листе – в данном справочном материале.

Новый расчет по взносам

С 2017 года расчет и уплату страховых взносов контролируют ИФНС (гл. 34 НК РФ). В связи с этим с 2017 года расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно передавать в налоговые инспекции. При этом форма расчета совершено новая. Новый бланк утвердили приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551. Впервые отчитаться с применением новой формы требуется за первый квартал 2017 года. См. «Расчет по страховым взносам (РСВ) за 1 квартал 2017 года: пример заполнения».

Отчетный и расчетный периоды по НК РФ

С 2017 года страховые взносы регулируются положениями Налогового кодекса РФ. Так, в частности, статья 423 НК РФ определяет понятия расчетного и отчетного периодов по страховым взносам:

  • расчетный период – это календарный год;
  • отчетный период – это первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Коды периодов на титульном листе расчета

Расчет по страховым взносам, форма которого с 2017 года заполняется в целях направления отчетности в ИФНС, включается в себя, в том числе, титульный лист.В титульном листе страхователям (организациям или ИП) нужно заполнить все поля, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа». На титульном листе есть, поля «Расчетный (отчетный) период и «Календарный год».

В поле «Расчетный (отчетный) период» нужно отразить код периода, за который представляется расчет. Эти коды обозначены в приложении № 3 к Порядку заполнения единого расчета по страховым взносам. Приведем таблицу этих кодов с расшифровкой:

В поле «календарный год» укажите год, в котором сдаете расчет по страховым взносам. Соответственно, если сдаете расчет, например, за 1 квартал 2017 года, то заполнение титульного листа и коды расчетного периода на нем могут выглядеть следующим образом:

Имейте в виду, что коды периодов с 2017 года изменились. Прежде, когда вы сдавали расчеты РСВ-1, то применялись другие коды:

  • 3 – за I квартал;
  • 6 – за полугодие;
  • 9 – за девять месяцев;
  • 0 – за год.

Коды в разделе 3

Раздел 3 – это персонифицированные сведения по каждому физическому лицу. В этом разделе также нужно показать код расчетного (отчетного) периода:

  • 21 – за I квартал;
  • 31 – за полугодие;
  • 33 – за девять месяцев;
  • 34 – за год.

Если расчет формируется при реорганизации или ликвидации организации, коды будут такие:

  • 51 – за I квартал;
  • 52 – за полугодие;
  • 53 – за девять месяцев;
  • 90 – за год.

Значение поля 020 раздела 3 должно соответствовать значению поля «Расчетный (отчетный период (код)» титульного листа расчета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

buhguru.com

Коды тарифов страховых взносов в 2018 году

01 Плательщики страховых взносов, находящиеся на общей системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов
02 Плательщики страховых взносов, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов
03 Плательщики страховых взносов, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и применяющие основной тариф страховых взносов
04 Плательщики страховых взносов - хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями
05 Плательщики страховых взносов, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, а также плательщики страховых взносов, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер
06 Плательщики страховых взносов, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной зоне)
07 Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна
08 Плательщики страховых взносов, применяющие упрощенную систему налогообложения, и основной вид экономической деятельности, которых указан в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса
09 Плательщики страховых взносов, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению
10 Плательщики страховых взносов - некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального)
11 Плательщики страховых взносов - благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющие упрощенную систему налогообложения
12 Плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации
13 Плательщики страховых взносов, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст.4970; 2016, № 27, ст.4183)
14 Плательщики страховых взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 48, ст.6658; 2016, № 27, ст.4183)
15 Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст.26; 2016, № 27, ст.4185)
16 Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст.4338; 2016, № 27, ст.4306)
21 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленных пунктом 1 статьи 428 Кодекса
22 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленных пунктом 2 статьи 428 Кодекса
23 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленных пунктом 3 статьи 428 Кодекса при установлении класса условий труда - опасный, подкласса условий труда - 4
24 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленных пунктом 3 статьи 428 Кодекса при установлении класса условий труда - вредный, подкласса условий труда - 3.4
25 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленных пунктом 3 статьи 428 Кодекса при установлении класса условий труда - вредный, подкласса условий труда - 3.3
26 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленных пунктом 3 статьи 428 Кодекса при установлении класса условий труда - вредный, подкласса условий труда - 3.2
27 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленных пунктом 3 статьи 428 Кодекса при установлении класса условий труда - вредный, подкласса условий труда - 3.1
28 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение, указанные в пункте 1 статьи 429 Кодекса
29 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение, указанные в пункте 2 статьи 429 Кодекса

buhguru.com

Пилот ФСС «Прямые выплаты» расширяется - СКБ Контур

Проект «Прямые выплаты» продлен до 31.12.2020. Он стартовал в 2011 году в 2-х регионах, к середине 2015 года в нем участвовало уже в 14 субъектов РФ, а с 01.07.2016 добавляется еще 6: Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области (Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 № 1389).

С 1 июля 2017 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» уже в пятый раз присоединятся новые регионы: республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область.

Читайте также статью «На низком старте: пятый набор в „Прямые выплаты“»

В пилотных регионах пособия сотрудникам выплачивает не работодатель, а напрямую ФСС (см. Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).

Ленар Шакиров,

руководитель Набережночелнинского филиала № 9 ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Татарстан

При традиционной схеме ФСС работает с организациями по зачетному принципу: пособия работнику выплачивает работодатель, а Фонд перечисляет страхователю разницу между суммой страховых взносов и размером выплаченных им пособий. В пилотных регионах работодатель практически исключен из схемы выплат пособий, в его обязанности входит лишь представление соответствующих документов в филиал Фонда. При этом размер и формула расчета пособий остаются прежними. Меняется только схема взаимодействия Фонда с работодателем и застрахованными.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование теперь не уменьшаются на сумму произведенных расходов, а уплачиваются в ФСС в полном объеме. Оплата первых трех дней временной нетрудоспособности, как и раньше, производится работодателем за счет собственных средств.

Новая схема представления данных для выплаты пособий

Прямые выплаты: пошаговый алгоритм для бухгалтера

1. Прием документов у застрахованного

Сотрудник должен представить работодателю листок нетрудоспособности и заявление для получения пособия не позднее 6 месяцев после наступления страхового случая.

Форма заявления установлена Приказом ФСС РФ от 17.09.2012 № 335. Часто бухгалтеры сами заполняют заявления за сотрудников, чтобы уменьшить количество ошибок. В среднем на одно заявление уходит до 40 минут. Можно сделать это гораздо быстрее в электронном виде, например, в сервисе «Пособия ФСС» системы интернет-отчетности Контур.Экстерн, распечатать заявление оттуда и отдать сотруднику на подпись. Сервис автоматически покажет только обязательные для заполнения поля.

2. Подготовка и отправка документов

Шаг 2.1. Сформировать документ для отправки в ФСС на основе листка нетрудоспособности и заявления застрахованного, дополнить данными для расчета пособия.

Шаг 2.2. Проверить правильность заполнения документов.

Шаг 2.3. Отправить документы на шлюз ФСС по ТКС через оператора или унести лично в региональное отделение Фонда.

3. Контроль

На шлюзе ФСС документы проходят несколько стадий обработки, затем формируется квитанция либо протокол ошибок. Аналогичная проверка проводится, если вы подавали данные на бумаге.

  • Если вы получили квитанцию о доставке со шлюза ФСС или из отделения, это значит, что документы успешно прошли проверку и отправлены (приняты) на рассмотрение в региональное отделение ФСС.
  • Если вы получили протокол ошибок, нужно внести необходимые исправления и повторно отправить документ. Если документы сдавались на бумаге, при выявлении ошибок нужно забрать пакет документов, исправить и унести в Фонд повторно.

​4. Возвращение документов страхователю

Если документы подавались в ФСС на бумаге, после выплаты пособия их нужно забрать. Порядок возврата документов страхователям после назначения пособий на данный момент не определен.

Кто должен передавать документы в электронном виде?

Ксения Сомова,

начальник отдела администрирования страховых взносов филиала № 13 ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Татарстан

Компании, среднесписочная численность которых превышает 25 человек, обязаны передавать сведения в электронном виде. Организации, штат которых меньше 25 сотрудников, могут сделать это как в электронном виде, так и на бумаге. Мы все-таки рекомендуем и небольшим организациям переходить на электронную отчетность. Это в их же интересах, потому что им не нужно будет ездить к нам. С одним пакетом документов они должны посетить ФСС минимум дважды: сначала привезти его, а потом, когда выплата произведена, забрать его. А ведь в процессе проверки могут возникнуть вопросы, выявиться ошибки, требующие пояснений и исправлений. И тогда потребуется дополнительный визит к нам.

Как отмечают специалисты Нижегородского регионального отделения ФСС РФ, наличие у работодателя разветвленной структуры и удаленных рабочих мест за пределами области (например, РЖД, Сбербанк) заметно осложняет передачу документов работодателем, и поэтому нарушаются сроки их представления в территориальный орган.

Ирина Шевелева,

начальник отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам Нижегородского регионального отделения ФСС РФ

На начальном этапе реализации пилотного проекта в 2011 году у нас были трудности. Крупнейшие страхователи региона массово представляли данные для выплаты пособий с опозданием на два-три месяца! На этот период пришлось максимальное количество жалоб недовольных граждан. Отношение застрахованных к пилотному проекту в тот момент формировалось под воздействием таких дополнительных факторов, как переход на новую форму листка нетрудоспособности, новый подход к расчету пособия. В 2012 году жалобы граждан практически прекратились. Сейчас по каждому обращению мы выясняем причины задержки выплат. Как правило, в несвоевременном перечислении средств виноваты работодатели, которые либо нарушают сроки передачи документов, либо передают некорректные данные в составе электронных реестров, а это увеличивает сроки выплат.

Процесс внесения данных вручную достаточно трудоемкий, и нередко допускаются ошибки. Однако большую часть этих проблем можно легко решить, используя специальные сервисы. Так, абонентам системы Контур.Экстерн бесплатно доступен сервис «Пособия ФСС», который помогает подготовить и отправить документы для выплаты пособий без ошибок. Он соотносит друг с другом внесенные в лист данные и выявляет несоответствия. Например, если не указано, что лист нетрудоспособности первичный, то обязательно должен быть введен номер листа, продолжением которого он является. В противном случае сервис укажет на ошибку. Поля, в которых допущены ошибки, сервис выделяет красным цветом. А всплывающие подсказки указывают, где и как нужно эти ошибки исправить.

В 2015 году через сервис «Пособия ФСС» системы интернет-отчетности Контур.Экстерн было отправлено 1 191 058 документов. Из них 1 111 250 (93 %) успешно прошли проверку на шлюзе ФСС с первого раза.

Отчитывайтесь по пилотному проекту через сервис «Пособия ФСС». Абонентам Контур.Экстерна пилотных регионов этот сервис доступен в рамках их тарифов, он позволяет:

  • формировать документы без ошибок, чтобы ФСС принял их с первого раза. В сервисе реализовано более 400 проверок шлюза ФСС. Он покажет ошибку в момент заполнения и подскажет, как ее исправить;
  • экономить время, поскольку не надо повторно вводить одни и те же данные. В сервисе доступны удобный КЛАДР и справочник медицинских учреждений с функцией автоподстановки, а также актуальный справочник банков;
  • импортировать данные из любых программ для проверки и отправки;
  • следить за статусом отправленных документов;
  • получать квитанцию по каждому сотруднику по отдельности, а не оптом;
  • быть уверенным в защите данных: все данные хранятся на защищенном сервере, который соответствует требованиям закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Для новых пользователей есть «Тест-драйв» - возможность пользоваться системой Контур.Экстерн и сервисом «Пособия ФСС» бесплатно на протяжении 3 месяцев.

Подробнее

Преимущества и недостатки новой схемы выплаты пособий

Елена Кривошеева,

заместитель начальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ГУ - Самарского регионального отделения ФСС РФ

Переход к новой системе выплат пособий призван снизить вероятность страхового мошенничества, исключить невыплаты пособий, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации. Поскольку, во-первых, финансовое состояние ряда организаций не позволяет производить выплаты по временной нетрудоспособности вовремя. А во-вторых, распространены случаи, когда предприятия ликвидируются в период «декретных» отпусков сотрудниц. Кроме того, мы ожидаем, что в результате реализации этого проекта документооборот между Фондом, страхователями и медицинскими учреждениями упростится.

Табл. 1. Преимущества и недостатки схемы выплаты пособий по взаимозачету и схемы «прямых выплат» для всех участников процесса*
Содержание операции Преимущества и недостатки Взаимозачет Прямые выплаты

Для страхователей

Нужно отвлекать оборотные средства компании на выплату пособий, пока Фонд не возместит расходы страхователю Да Нет
Нужно рассчитывать часть пособия, которая выплачивается за счет ФСС, и тратить на это рабочее время Да Нет
Нужно отражать суммы расходов на выплату пособий в отчетности по форме 4-ФСС Да Нет
Документы на выплату пособий можно представить в электронном виде Нет Да

Для застрахованных

Пособие выплачивается сразу после страхового случая, не нужно ждать дня зарплаты для его получения Нет Да
Выплата пособия зависит от порядочности работодателя и от того, располагает ли компания в данный момент необходимыми средствами Да Нет
Гарантия грамотного расчета размера пособия специалистами ФСС Нет Да
Нужно каждый раз дополнительно писать заявление, для получения пособия недостаточно просто представить документы-основание Нет Да
Своевременное получение пособий независимо от финансовых и любых других обстоятельств работодателя Нет Да
Возможные конфликтные ситуации с работодателем из-за задержки, невыплаты или из-за неверного расчета пособия Да Нет
Необходимо обращаться за информацией о расчете пособия, а также за справкой 2-НДФЛ в филиал Фонда Нет Да
Выбор способа получения пособий (на банковский счет или через почтовое отделение) Нет Да

Для Фонда социального страхования

Невозможно контролировать процесс расчета, выплаты и обоснованности пособий на каждом этапе. Все проверки проводятся после того, как выплата произведена. Процесс перерасчета и возврата средств в случае выявления ошибки сложный и трудоемкий Да Нет
Контроль назначения, расчета и выплаты всех пособий на каждом этапе и, как следствие, сокращение случаев страхового мошенничества Нет Да
Удобство и оперативность работы с электронными сведениями, поданными страхователями Нет Да
Возможность в будущем внедрить механизм электронного обмена информацией со всеми участниками пилотного проекта Нет Да
В перспективе переход на электронные листки нетрудоспособности Нет Да

* Редакция журнала благодарит за предоставленную информацию региональные отделения и филиалы ФСС РФ в городах Нижний Новгород, Набережные Челны, Елабуга и Самара.

А есть ли сложности?

Специалисты ФСС отмечают, что одна из проблем при назначении пособий по новой схеме - это недостаток информации о действиях у страхователей и застрахованных лиц.

В начале года в наше региональное отделение приходило немало писем от страховых компаний из крупных градообразующих предприятий, в которых высказывались опасения по поводу увеличения сроков выплаты. Также были просьбы исключить тот или иной городской округ из состава участников пилотного проекта на территории Самарской области, - рассказывает Елена Кривошеева. - Постепенно в процессе изучения нормативных документов и разъяснений наших специалистов приходило понимание продуманности и эффективности новой схемы выплат пособий. Весомым аргументом стал тот факт, что все финансовые риски страхователей в части выполнения социальных обязательств перед работниками берет на себя ФСС, а в условиях кризисной экономики это особенно актуально.

Срок представления нам документов - всего пять календарных дней. Это настораживает страхователей, - считает Ксения Сомова. - Думаю, что на первом этапе проблемы со сроками действительно могут быть, даже несмотря на то что для всех страхователей сотрудники Фонда провели обучающие семинары. Особенно вероятны такие проблемы у крупных предприятий с большой численностью застрахованных лиц и у предприятий, имеющих филиалы за пределами Республики Татарстан. Страхователей также беспокоит методология заполнения электронных реестров и форм заявлений работниками.

Кроме того, специалисты ФСС отмечают, что несвоевременная смена застрахованными женщинами документов при изменении фамилии влечет за собой возврат платежных документов из кредитных организаций и задержку в получении пособий. Ниже сотрудники ФСС подробно отвечают на распространенные вопросы страхователей.

Как осуществляются выплаты пособий сотрудницам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком?

Ленар Шакиров: Лицам, которые на момент начала реализации пилотного проекта «Прямые выплаты» находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и будут использовать данный отпуск после 01.07.2016, нужно обратиться к работодателю с заявлением о перечислении пособия по установленной форме. После первичного обращения страхователя с пакетом документов последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется ФСС с 1-го по 15-го число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие. При наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пособия, работник обязан незамедлительно уведомить об этом работодателя или филиал Фонда, производящий выплату.

Ирина Шевелева: Когда проект запускался в Нижегородской области, многие женщины, которым пособие по уходу за ребенком было назначено до 01.07.2011 (до старта пилотного проекта «Прямые выплаты» в регионе. - Прим. ред.), не знали о необходимости оформлять заявления на выплату пособия. Найти их в летний период было затруднительно, а с наступлением осени, по возвращении в город, возникли многочисленные вопросы, потому что на протяжении двух-трех месяцев они не получали пособия. Во избежание подобных ситуаций в регионах, где проект стартует в июле 2016 года, мы рекомендуем работодателям заранее проинформировать своих сотрудниц.

Куда будут переводиться назначенные застрахованным пособия?

Ленар Шакиров: Пособия будут перечисляться на лицевые счета застрахованных лиц, открытые в кредитных учреждениях, в том числе в банках, или почтовым переводом по указанному получателем адресу. Реквизиты, на которые будут перечисляться пособия, должны быть указаны в заявлении застрахованного. Тем, кто пожелает получать денежные средства с помощью банковских карт, необходимо будет уточнить 20-значный номер лицевого счета, к которому привязана банковская карта. Номер также может принадлежать только получателю.

Где застрахованные должны получать справки 2-НДФЛ?

Ксения Сомова: Это одно из самых существенных изменений. До реализации пилотного проекта справки 2-НДФЛ физические лица получали по месту работы. Однако при начислении пособий мы будем перечислять и налоги, и теперь работодатель не будет владеть полной информацией о сумме уплаченных налогов. Поэтому застрахованные должны обращаться за этими документами в филиал территориальных органов ФСС РФ по месту регистрации работодателя.

Ирина Шевелева: Справка 2-НДФЛ носит заявительный характер. Заявление на получение справки о суммах выплаченных пособий оформляется в произвольной форме. В нем необходимо указать ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного. В случае невозможности получения данной справки лично она может быть направлена застрахованному лицу заказным письмом с уведомлением.

Есть несколько способов получить 2-НДФЛ:

  1. Застрахованное лицо может лично обратиться в филиал по месту регистрации своего работодателя.
  2. Направить по почте заявление о предоставлении необходимой справки в филиал по месту регистрации работодателя.
  3. Обратиться по месту регистрации работодателя может представитель застрахованного лица с доверенностью, оформленной в простой письменной форме.
  4. Также заявление можно отправить на адрес электронной почты филиала.
Табл. 2. Сложности в подаче электронных документов по новой схеме и их решение с помощью специальных сервисов
Проблема Как проблему решает сервис «Пособия ФСС»

Производители пеноблоков

Ошибки при заполнении документов и, как следствие, многократные исправления и отправки в ФСС, затягивание сроков В сервисе реализовано более 400 проверок шлюза ФСС. Ошибки подсвечиваются красным прямо при заполнении, появляются подсказки, как их исправить. Система не даст отправить документ с ошибкой
Повторное заполнение данных по одному сотруднику для получения каждого нового пособия Данные сотрудника достаточно ввести один раз. Впредь можно выбрать ФИО сотрудника из списка, информация подгрузится автоматически. Кроме того, эти данные будут доступны и при отчетности в ПФР через Экстерн
Есть данные, которые сложно вводить вручную: наименования медучреждений, банковские реквизиты, 20-значный номер лицевого счета для перевода пособия В системе реализованы справочники больниц, банков и адресов (КЛАДР) с функцией автоподстановки:
  • Достаточно ввести ОГРН медучреждения, и ее наименование подгрузится.
  • Адрес можно будет выбрать из списка.
  • Справочник банков регулярно обновляется с сайта ЦБ РФ. После введения БИК банка наименование подставляется автоматически.
  • Номер счета вводится один раз, а в дальнейшем подставляется автоматически.
  • При несоответствии номера счета и БИК банка система не даст отправить документ
Многократное заполнение блока реквизитов работодателя В сервисе достаточно ввести эти данные один раз. Они связаны с реквизитами плательщика Экстерна и будут доступны и при заполнении другой отчетности
Обилие полей в электронной форме: непонятно, что нужно заполнять для получения конкретного пособия Сервис выводит на экран только те поля, которые нужно заполнять для указанного типа пособия
Вопросы и ошибки сотрудников при заполнении заявления на выплату пособия Достаточно заполнить документ для отправки в ФСС и нажать «Распечатать заявление», которое можно отдать сотруднику на проверку и подпись
Трудозатратно переносить данные из больничного листа в электронный вид Порядок полей на вкладке «Лист нетрудоспособности» полностью соответствует бумажному бланку
На шлюзе ФСС нельзя просмотреть всю историю отправок документа в одном месте, каждый факт отправки, в том числе исправленных версий, это новая строка Вся история документооборота по конкретному пособию хранится в одном месте. Документ, квитанции и протоколы ошибок можно просмотреть, скачать и распечатать
В привычной бухгалтерской программе не реализована полная проверка данных перед отправкой в ФСС и/или неудобно отправлять документы и отслеживать их статус