Какое имущество подлежит налогообложению у российских организаций.

Бухгалтеру любого предприятия при расчете сумм платежей, которые придется оплатить в текущем году, необходимо учесть суммы налога на имущество. В законодательные акты по этому налогу в последнее время были внесены существенные изменения, в результате чего перечень плательщиков существенно расширился.

Об этом и всех других нюансах данного налогообложения и пойдет речь в данной статье.

Что это за налог, объекты налогообложения

Налог на имущество подразумевает обязанность по уплате в бюджет определенного законами процента от общей суммы основных средств, учтенных на балансе предприятия . Все основные положения и условия по данному вопросу изложены в главе 30 Налогового Кодекса.

Данный платеж относится к региональным налогам, поэтому руководство каждого субъекта Федерации может принимать собственные законодательные акты в рамках, не противоречащих общегосударственным нормам. Местные власти обладают правом определять налоговые ставки платежа, сроки уплаты и порядок расчета налога.

Объектом налогообложения является все имущество, в том числе:

  • Здания, сооружения и их части независимо от их назначения и использования.
  • Оборудование, отнесенное по бухгалтерскому учету к группе «основные средства».
  • Движимое имущество, приобретенное до начала 2013 г.

При этом не имеет значения ни способ их получения, ни форма пользования, т. е. налог придется оплачивать за объекты, находящиеся:

  • в собственности;
  • во временном владении;
  • в распоряжении;
  • в пользовании;
  • в доверительном управлении;
  • полученные в результате совместной деятельности;
  • переданные по концессионному соглашению.

К объектам не относятся:

  • земельные участки;
  • водные и другие природные объекты;
  • здания, включенные в перечень культурного наследия;
  • специфические виды имущества, окончательный перечень которых приведен в Налоговом кодексе, такие как морские и речные суда, ледоколы, ядерные установки и т. д.;
  • имущество, относящееся к обороне и находящееся в управлении у федеральных органов.

Таким образом, при наличии в бухгалтерском учете счетов по учету основных средств вопрос об уплате данного налога становится актуальным для каждой организации или предприятия. Все требования, по которым имущество признается объектом обложения налога, изложены в ст. 374 Налогового кодекса.

Налоговой базой, исходя из которой рассчитывается сумма платежа является:

Более подробно о всех особенностях начисления и уплаты данного налога можно посмотреть на видео:

Кто им облагается и кто освобожден

Возможность привлечения к уплате налога в значительной мере зависит от системы налогообложения, на которой работает организация . В полной мере его уплачивают предприятия — плательщики налога на прибыль . До 2014 года все субъекты упрощенных систем налогообложения были полностью освобождены от уплаты за принадлежащее им имущество.

В текущем году все «упрощенцы», работающие на УСН, ЕНВД или на патенте, могут стать плательщиками при условии, что у них есть объекты, перечень которых до 1 января был опубликован в местных средствах массовой информации.

В этот список попадают здания и сооружения, которые облагаются по кадастровой стоимости, а именно объекты, которые предназначаются для использования или фактически используются как:

  • Торговые, торгово-развлекательные или административно-деловые центры.
  • Отдельные помещения перечисленных центров.
  • Нежилые помещения, которые по данным инвентаризации определяются как офисы, объекты бытовых услуг, общественного питания или торговли.

Принадлежность помещений к той или иной категории определяется по наличию в них более 20% помещений, попадающих под перечисленные объекты.

На уровне общегосударственной власти освобождение от обязанности уплаты налога на имущество получили около 20 различных категорий предприятий, в том числе:

  • религиозные организации;
  • общества инвалидов;
  • предприятия фармацевтической и судостроительной промышленности;
  • а также ряд других субъектов.

По состоянию на 2019 год льготу дополнительно получили организации, имевшие отношение к организации Олимпийских и Параолимпийских игр в г. Сочи, а также предприятия-партнеры Олимпийского комитета. Освобождение касается имущества, созданного или приобретенного ими в связи с проведением данных мероприятий. Перечень льготных категорий или отдельных субъектов бизнеса определяется каждым федеральным органом власти.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

От чего зависит ставка, кем она устанавливается

Максимальные ставки налогообложения установлены в Налоговом кодексе. Региональные органы имеют право устанавливать собственные ставки, не превышающие пределы, установленные центральной властью.

Различные показатели налогообложения отличаются в зависимости от:

  • Вида имущества.
  • Региона.
  • Года.

Предельный уровень налоговой ставки составляет 2,2% от стоимости облагаемого имущества. В законодательстве предусмотрено постепенное повышение процента и достижение максимального уровня через несколько лет. Кроме того, уровень может зависеть от вида имущества или категории, к которой относятся налогоплательщики.

Так, сниженные уровни налогообложения предусмотрены для таких объектов, как:

  • Железные дороги.
  • Линии электропередач.
  • Магистральные трубопроводы.
  • Технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью перечисленного имущества.

Им в 2016 году придется уплатить 1%, в 2017 – 1,3% и так далее.

В регионах принимают собственные размеры обложения налогом, руководствуясь потребностями бюджета и возможностями плательщиков.

Размер в 2017 году

Ставки налогообложения для предприятий общей системы уже давно определились, и в большинстве регионов достигли максимального значения в 2,2%. В связи с переходом к уплате от остаточной к кадастровой стоимости значительно увеличивается налоговая нагрузка на предприятия и существенно расширяется круг плательщиков. В связи с этим установлены более щадящие нормы платежей.

Для того чтобы в конкретном регионе начали действовать новые правила взимания налога, органы исполнительной власти по состоянию на 1 января текущего года были обязаны опубликовать два документа:

  1. Региональный закон о налоге на имущество, в котором определяется размер и порядок его уплаты.
  2. Перечни имущества, получившего кадастровую оценку.

Если в 2014 году большинство регионов оказались не готовы к этому и не взимали платеж, то в 2016 году обязательные документы опубликованы во всех 85 регионах. С данными нормативами можно познакомиться в местных налоговых органах или на сайте исполнительной власти.

Так, например, в Москве максимальная ставка налога составляет 1,7%, а фактическая 1,2%. В большинстве других регионов приняты нормы от 1 до 1,5%.

Достижение максимального размера предусмотрено в течение двух-трех ближайших лет.

Расчет налога с примерами

Особенность исчисления налога состоит в том, что для определения суммы, подлежащей уплате, необходимо отдельно рассчитывать платежи по различным видам имущества. Так, различные расчеты необходимо делать в следующих случаях:

  • Предприятие владеет основными средствами, облагаемыми по различным ставкам.
  • Различные виды объектов облагаются по остаточной и кадастровой стоимости.
  • Имущество организации находится на территории, отличной от места регистрации.
  • Имущество учитывается в филиалах, составляющих отдельный от головного предприятия баланс.

Наиболее простой пример расчета касается имущества, облагаемого по кадастровой оценке. В данном случае достаточно стоимость, указанную в опубликованных перечнях, умножить на налоговую ставку.

Пример: кадастровая стоимость офиса в Москве 4 млн рублей. Сумма налога рассчитывается так:

  • 4 000 000 * 1,2 % = 48 000 рублей

Для расчета налога по остаточной стоимости необходимо сложить суммы на каждое первое число и разделить на количество слагаемых сумм, полученный результат умножается на налоговую ставку.

Пример: Для того чтобы произвести расчет авансового платежа за 1 квартал складываются стоимостные показатели на 01.01 (4 000 000 руб.), 01.02 (3 800 000 руб.), 01.03 (3 600 000 руб.) и 01.04 (3 400 000 руб.), делятся на 4, умножаются на 1/4 и умножаются на 2,2 %.

  • (4 000 000 + 3 800 000 + 3 600 000 + 3 400 000) / 4 * 0,25 * 2,2% = 20 350 руб.

Еще больше усложняется расчет, если в течение года происходит приобретение или снятие с учета основных фондов. В данном случае стоимость каждого из них учитывается за количество полных месяцев, в течение которых они находились на балансе предприятия.

В случае, если кадастровая оценка была произведена неправильно, плательщик имеет право пересчитать сумму налога, исходя из новых данных.

Налоговый и отчетный периоды, порядок уплаты

Каждый регион самостоятельно определяет порядок уплаты данного налога. Существует два возможных варианта:

  1. По первому из них определяется только налоговый период, т. е. предприятия рассчитывают платеж за год и в сроки до 30 марта по окончании года подают декларацию о начисленных суммах.
  2. Второй вариант предусматривает, что предприятия ежеквартально подают расчеты авансовых платежей за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев) в течение 30 дней после его завершения. По окончании года сдается декларация за налоговый период (год), в которой от общего начисленного налога отнимаются ранее начисленные суммы авансовых платежей.

Сроки платежей устанавливаются каждым регионом самостоятельно . В 2014 году было внесено несколько существенных изменений и дополнений в положения о налоге. В 2015 году начинается всеобщее взимание этого платежа, которое выявит все слабые места законодательства. В связи с этим стоит ожидать новые поправки, рекомендации и разъяснения по этому вопросу.

Изменения в 2016 году

С 1 января 2016 года предприятия обязаны определять данный вид налога согласно кадастровой стоимости недвижимости. Данное нововведение касается исключительно юридических лиц.

В 2016 году практически все регионы определились с индивидуальными ставками налогообложения: они становятся более щадящими по той причине, что есть существенная разница между суммой, соответствующей остаточной стоимости (по которой расчет велся раньше) и кадастровой стоимости. В большинстве регионов размер ставки колеблется в пределах от 1 до 1,5 процентов . При этом в каждом регионе действует свой порядок уплаты платежа.

Нововведения

Начиная с первого числа текущего года именно региональные власти принимают решение об освобождении от уплаты рассмотренного взноса в бюджет организациями. Данные изменения вводятся после вступления в силу ФЗ 335 от 27.11.2017 года. Если на региональном уровне не будет принят закон о введении соответствующей льготы, применяемая налоговая ставка не может быть больше 1,1%. Данное нововведение относится к имуществу организаций, принятому на баланс с 01.01.13 года.

Для примера приведем ставки в некоторых регионах РФ:

  • в Москве и области применяется нулевая налоговая ставка на 2018 – 2020 года;
  • для объектов Еврейской автономной области на текущий год применяется ставка равная 0,5 процента.

Налог на имущество юридических лиц в 2019 году надо считать по новым правилам. Обо всех самых важных новшествах расскажем в статье.

Что изменилось в расчете налога на имущество в 2019 году

С 1 января 2019 года платить налог с движимого имущества больше не придется (п. 19–24 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Налоговую базу теперь нужно рассчитывать только с недвижимости. Также, освободили от налогообложения имущество организаций, которые связаны с деятельностью инновационных научно-технологических центров (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона от 30.10.2018 № 373-ФЗ). Они с 2019 года не платят налог даже с недвижимости. Льготные компании, должны соответствовать требованиям статей 2, 8, 12–14 Закона от 29.07.2017 № 216-ФЗ. То есть, быть:

  • фондами или управляющими компаниями и их дочерними обществами;
  • участниками проектов.

Для участников СЭЗ правила налогообложения ужесточили. С 1 января 2019 года они будут платить налог на имущество на общих основаниях, если по решению суда договор об условиях деятельности в СЭЗ расторгли (п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 03.08.2018 № 297-ФЗ). Причем налог придется заплатить за весь период инвестиционного проекта. Сделать это нужно не позднее 30 марта года, следующего за годом, в котором расторгли договор. .

Движимое и недвижимое имущество

Чтобы понять, требуется ли фирме платить с актива налог или нет, нужно различать движимые и недвижимые активы. .

Недвижимое имущество – активы, которые прочно связаны с землей. То есть те, что нельзя просто так передвинуть. Например, заводы, здания и т. д. Сама земля при этом не является объектом налогообложения. Есть еще несколько исключений:

  • космические корабли;
  • памятники культуры;
  • водные и природные ресурсы;
  • суда из реестра и т.д.

Вся остальная собственность движимая: оборудование, машины, техника и т. д. С нее платить налог в 2019 году не нужно.

Ставки налога на движимое имущество в 2019 году

Налог на имущество – региональный. Это значит, его порядок его расчета, уплаты и льготы определяет не только Кодекс, но и местные власти. В 2019 году максимальные ставки составят:

1) 2,2 процента – по всему имуществу, которое не указано далее;

2) 2,0 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ;

3) 1,3 процента – по железнодорожным путям общего пользования, а также сооружениям, которые являются их неотъемлемой частью. Перечень такого имущества утвержден постановлением Правительства от 23.11.2017 № 1421. При расчете налога по объектам, которые ввели в эксплуатацию после 30 декабря 2016 года, можно использовать понижающие коэффициенты.

4) 2,2 процента – по магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые являются неотъемлемой частью перечисленных объектов. Перечень такого имущества утвержден постановлением Правительства от 30.09.2004 № 504. Пониженную ставку можно применять, только если ЛЭП предназначены для передачи энергии третьим лицам. Если линию энергопередачи организация использует для собственных нужд, права на льготу она не имеет (письмо ФНС от 16.04.2018 № БС-4-21/7160);

5) 0 процентов:

а) по объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия;

б) по объектам, которые предусмотрены:

  • техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
  • проектной документацией объектов капитального строительства и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия.

Полный перечень такого имущества утвердило Правительство (распоряжение от 22.11.2017 № 2595-р).

Нулевая ставка будет действовать только, если одновременно выполнили условия:

  • объекты впервые ввели в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;
  • объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
  • объекты принадлежат на праве собственности организациям – собственникам объектов Единой системы газоснабжения или организациям, в которых участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения.

Налог по железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, которые являются их неотъемлемой технологической частью, рассчитывают с учетом понижающего коэффициента Кжд (п. 1 ст. 385.3 НК). Размеры коэффициента установлены пунктом 2 статьи 385.3 НК. Льготу применяйте к основным средствам, которые приняты на учет после 31 декабря 2016 года и отвечают одному из следующих требований:

1. Объекты построены (приобретены) в рамках инвестиционных программ:

  • федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»;
  • государственная программа «Развитие транспортной системы»;
  • федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

2. Объекты внесены в уставный капитал хозяйственных обществ в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в связи с увеличением их уставного капитала.

3. Объекты переданы хозяйственным обществам Российской Федерацией по гражданско-правовым договорам.

Требования утверждены пунктом 1 статьи 385.3 НК и постановлением Правительства от 31.08.2017 № 1056.

Регионы корректируют налоговые ставки с учетом федеральных ограничений. Причем в одном регионе могут установить сразу несколько ставок для разных категорий компаний и имущества. Главное, что такие ставки не могут превышать предельные значения, которые определили на федеральном уровне (п. 2 ст. 372 НК). Если власти субъекта дополнительно не установили ставки, рассчитывайте налог по тем, что указаны НК.

Если у компании недвижимость находится в разных регионах, при расчете налога на имущество нужно применять ставки, которые установлены в соответствующих регионах (ст. 384, 385 НК).

Найти информацию о региональных ставках, льготах и сроках уплаты налога на имущество можно на официальном сайте ФНС. Для этого выберете в таблице свой регион и перейдите на его страницу. Затем выберите:

  • налог на имущество организаций;
  • налоговый период – год;
  • муниципальное образование.

Как планировать выплаты налога на имущество с помощью Excel

Если нужно спланировать налог на имущество, воспользуйтесь готовой моделью в Excel. Она пригодится для расчета налога как по среднегодовой, так и по кадастровой стоимости.

Кто не платит налог на имущество

До 2019 года движимое имущество было льготной категорией активов. Например, не платить налог с них могли компании на упрощенке и вмененке. Теперь никто не платит налог с такого имущества. Потому что с 1 января его вообще не признают объектом налогообложения.

Также, из состава объектов налогообложения исключили любые основные средства, которые по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1, относятся к первой и второй амортизационным группам (

По общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество российской организации, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Письмо Минфина от 26.10.2009 N 03-05-06-01/68).

И в части недвижимого, и в части движимого имущества есть свои нюансы. Но прежде чем переходить к их рассмотрению, разберемся, какое имущество в принципе не является объектом налогообложения.

Что не относится к объекту налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на имущество не являются в частности (пп. 1,8 п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования;
  • основные средства из 1 или 2 амортизационных групп в соответствии с Классификацией ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Это два основных пункта из всего списка имущества, не образующего объекта налогообложения, которые могут быть актуальны для обычной коммерческой организации. Иное имущество, поименованное в перечне, - скорее экзотика для бизнеса. Например, объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, космические объекты и др. (пп. 3,4,6 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Движимое имущество, как объект налогообложения

С учетом сказанного выше движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество, если относится к 1 или 2 амортизационной группе (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Что касается движимого имущества из 3-10 амортизационных групп, то оно не подлежит налогообложению, если было принято на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ , Письмо Минфина от 23.12.2016 N 03-05-05-01/77572).

Таким образом, движимое имущество подлежит налогообложению в том случае, если оно было принято на учет как ОС до 1 января 2013 года, либо принято после этой даты, но попало в число тех исключений по льготе, которые описаны выше.

Недвижимое имущество, как объект налогообложения

Недвижимость на балансе организации, учтенная в качестве ОС, является объектом налогообложения по налогу на имущество (

В числе тех немногих сборов в государственную казну РФ, которые относятся к категории региональных, - налог на имущество организаций. Уплачивать его должны как российские, так и иностранные фирмы. Какова специфика данного налога? Каким образом осуществляется его исчисление на практике? С какой периодичностью предприятия должны вносить соответствующие суммы в государственную казну?

Сущность налога

Что такое налог на имущество организаций? Уплата в бюджет его обязательна для всех видов бизнесов или только для организаций, подпадающих под определенные критерии? Налог на имущество организаций относится к категории региональных.

Он установлен на уровне положений НК РФ и обязателен для фирм, которые ведут деятельность на территории того или иного субъекта РФ. Плательщики данного вида сборов - это российские и иностранные компании, имеющие во владении недвижимость в России.

Уплата налога на имущество организаций при УСН осуществляется только по объектам недвижимости, а также при условии, что по основным фондам фирмы определяется как установленная в отношении них кадастровая стоимость.

Объект налогообложения

Что является объектом налогообложения для организаций в рамках исчисления сбора, о котором идет речь? В соответствии с положениями НК РФ таковым признается как движимое, так и недвижимое имущество (включая то, что передано фирме в порядке доверительного управления), которое учтено на бухгалтерском балансе как объект основных средств. Что касается иностранных компаний, то в отношении них объект налогообложения - это только недвижимость. Изучим ключевые аспекты, которые характеризуют налог на имущество организаций (уплата, сроки). Исследуем затем некоторые примеры исчисления соответствующих платежей.

Особенности исчисления и уплаты сбора

Каковы принципы исчисления и уплаты такого сбора, как налог на имущество организаций? Уплата в бюджет его осуществляется соотносительно с установленными законодательством налоговыми и отчетными периодами. Какова их специфика?

Налоговый период, как и для большинства других видов сборов в российский бюджет, в данном случае - календарный год. Что касается отчетных периодов, это первый квартал, полугодие, а также 9

Региональная специфика

Исчисление сбора, о котором идет речь, осуществляется по налоговым ставкам, которые утверждаются законодательными органами власти субъектов РФ. Предельная их величина не должна превышать 2,2%. В соответствии с положениями НК РФ региональные власти могут использовать дифференцированный подход к определению размера соответствующих Критерием здесь может быть категория налогоплательщика или специфика имущества, которое является объектом налогообложения.

Льготы

Какие еще нюансы, касающиеся исчисления и уплаты, характеризуют налог на имущество организаций? Уплата в бюджет соответствующих сумм может осуществляться при использовании различных льгот. Данного типа преференции могут устанавливаться как на уровне положений НК РФ, так и в региональных источниках права. Применяться льготы, определенные в федеральных законах и тех, что приняты в субъектах РФ, могут одновременно.

Формула исчисления сбора

Практическое исчисление сбора в казну, о котором идет речь, налогоплательщики осуществляют самостоятельно, как только завершается налоговый период. Формула определения величины налога проста: нужно умножить ставку, утвержденную властями региона, на величину базы. Но перед тем как перечислять получившуюся сумму в казну, нужно уменьшить ее на размер произведенных в течение налогового периода авансовых платежей. Важнейшая особенность, которой характеризуется налог на имущество организаций, - уплата в бюджет его осуществляется для каждого филиала или иного фирмы отдельно (если оно имеет самостоятельный баланс).

и порядок расчетов с ФНС

Важнейший аспект расчетов предприятий с государством по налогу, о котором идет речь, - сроки. Изучим их, а также некоторые практические нюансы, касающиеся уплаты соответствующего сбора.

Итак, важнейший аспект, характеризующий налог на имущество организаций, - сроки его уплаты. Фиксируются они в законодательных актах, принимаемых на уровне субъектов РФ.

Выше мы отметили, что в отношении сбора, о котором идет речь, установлены налоговые периоды. В их рамках предприятия должны осуществлять авансовые платежи. Это важнейшая особенность, характеризующая налог на имущество организаций. Срок уплаты авансовых платежей - ежеквартально, сразу после завершения налогового периода. Предприятию необходимо перечислить в казну 1/4 от налога, который исчислен по состоянию на 1-е число того месяца, который следует сразу за отчетным периодом. Уплата налога на имущество организаций по итогам года производится до 30 марта следующего года.

Вполне возможен сценарий, при котором компания начала работать не с самого начала года. Как в этом случае перечисляется государству налог на имущество организаций? Срок уплаты данного сбора в рамках соответствующего сценария - сразу после завершения процедуры государственной регистрации, а также принятия в установленном порядке на учет имущества, формирующего налоговую базу.

В некоторых случаях ФНС может обязать предприятия уплатить сбор, как только фирма начнет эксплуатировать соответствующие основные фонды фактически. На это юристы рекомендуют обращать особое внимание субъектов, которые платят налог на имущество организаций. Срок уплаты соответствующего сбора нам понятен. Рассмотрим теперь некоторые практические примеры расчетов предприятий с государством по налогу, о котором идет речь.

Примеры расчета налога

Допустим, ООО «Промышленность Люкс» было зарегистрировано 11 февраля 2014 года. На момент внесения данных об организации в соответствующие государственные реестры на балансе фирмы было имущество в размере 1,5 млн рублей. Предположим, что соответствующий показатель 1 марта 2014 года увеличился до 1,7 млн, 1 апреля - до 1,8 млн, 1 мая - до 2 млн, а 1 июня - до 2,5 млн рублей. Допустим, ставка налога на имущество в регионе, где ведет деятельность фирма, составляет 2,2%.

Итак, в соответствии с положениями НК РФ налоговым периодом в отношении сбора, о котором идет речь, является календарный год, а отчетными - I квартал, полугодие, а также 9 месяцев года. Как мы отметили выше, ООО «Промышленность Люкс» было зарегистрировано 11 февраля, то есть после того, как начался календарный год. В соответствии с положениями НК РФ, для фирмы налоговым периодом будет промежуток времени от дня регистрации до конца года.

НК РФ предписывает ООО «Промышленность Люкс» до 30 июля предоставить выполненный в установленном порядке расчет по авансовым платежам за полугодие. Также в соответствии с положениями Кодекса фирме нужно внести авансовый платеж по сбору, о котором идет речь. Величина налоговой базы организации будет равна среднегодовой остаточной стоимости балансового имущества. Для того чтобы вычислить ее, необходимо разделить сумму, получившуюся по итогам сложения размеров остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число налогового периода и 1-е число месяца, который следует за соответствующим интервалом, на общее количество месяцев, которое увеличено на 1.

Таким образом, сначала мы суммируем цифры, которые у нас есть: 1,5 + 1,7 + 1,8 + 2 + 2,5 (это балансовая стоимость имущества ООО «Промышленность Люкс» за март, апрель, май, июнь и июль 2014 года в млн руб.), получается 9,5 млн руб. С начала года прошло 6 месяцев, добавляем еще 1. Получается, что среднегодовая стоимость имущества ООО «Промышленность Люкс» равна около 1 млн 357 тысяч рублей. С этой суммы необходимо уплатить авансовый платеж. Он исчисляется как 1/4 от общей величины налога в соответствии с утвержденной региональными властями ставкой. В нашем примере - это 2,2%. То есть 2,2% от 1 млн 357 тысяч - это 29 тысяч 854 рубля. Берем 1/4 от этой величины, получается 7463 руб. 50 коп. Это и будет авансовый платеж для ООО «Промышленность Люкс».

Налог на имущество: нюансы

Итак, мы рассмотрели ключевые особенности, касающиеся налога на имущество организаций, а также пример расчета авансовых платежей по соответствующему сбору. Мы узнали, что законодательством может быть установлен как общий для всей территории РФ критерий, характеризующий налог на имущество организаций - срок уплаты (Москва, Санкт-Петербург или Нижний Новгород - платят данный сбор с одинаковой периодичностью), так и показатель, фиксируемый для каждого региона отдельно, а именно величина ставки.

Вместе с тем очень важен ряд иных нюансов, характеризующих рассматриваемое обязательство, которое должны выполнять организации, ведущие деятельность в РФ. Дело в том, что в федеральных законах и региональных правовых актах, регулирующих исчисление и уплату налога на имущество организаций, часто даются общие формулировки, касающиеся соответствующей сферы правоотношений. Безусловно, ключевые положения ФЗ и источников права в субъектах РФ, касающиеся, например, периодичности расчетов предприятий с государством, логичны и понятны. В частности, мы отметили, что срок уплаты налога на имущество организаций в Москве тот же, что и в других регионах. Однако есть нюансы, связанные с практикой выполнения компаниями соответствующих обязательств перед ФНС, прямо не прописанные в федеральных и региональных законах. В этом случае главным источником права для нас будут подзаконные акты. На какие из них следует обратить особое внимание?

Значимость фактического пользования имуществом

В числе наиболее примечательных подзаконных правовых актов, о которых идет речь, - Письмо Минфина РФ № 03-06-01-02/28. В нем отражаются рекомендации ведомства, касающиеся уплаты налога на имущество по фондам, которые предприятия не зарегистрировали в установленном порядке. В данном документе разъясняется, что внесение сведений об основных средствах фирм в государственные реестры - не главный критерий при установлении обязательств фирмы уплачивать соответствующий налог, несмотря на то что регистрация имущества обязательна.

Если те или иные основные фонды задействуются на производстве, то они должны включаться в налоговую базу организации, и с них должен уплачиваться сбор. При этом имущество должно быть зафиксировано на бухгалтерском счете 08. Отказ организации от следования подобным рекомендациям может оцениваться ФНС как уклонение от уплаты налогов.

Уплата налога иностранными организациями

Исследовав специфику ключевых аспектов такого обязательства, как налог на имущество организаций (уплата, сроки), мы можем изучить особенности выполнения соответствующего требования со стороны иностранных организаций.

Налоговая база в данном случае формируется только за счет недвижимости. При этом не имеет значения, располагается ли оно на территории фактической деятельности зарубежной фирмы в РФ или за ее пределами.

Исчисление налога на имущество в том случае, если им владеет иностранная фирма, осуществляется на основе данных, отражающих его по состоянию на начало календарного года. Эта информация должна передаваться в ФНС организациями, которые осуществляют техническую инвентаризацию соответствующего типа объектов. Авансовые платежи по имуществу, принадлежащему иностранным фирмам, исчисляются по завершении отчетного периода как 1/4 от величины инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на установленную региональными законами ставку.

Если на соответствующего типа имущество зарегистрировано после того, как календарный год начался, то в процессе расчета авансовых платежей учитывается фактический период использования организацией соответствующих фондов. Следует отметить, что главное для законодателя - не юридический факт, отражающий внесение данных об имуществе зарубежных фирм в государственные реестры, а то, что организация практически задействует имеющиеся ресурсы.

Можно отметить, что, так же как и в случае с российскими фирмами, зарубежные структуры должны выполнять свои обязательства по налогу на имущество, исходя из налогового периода, который соответствует календарному году, а также работая в рамках таких отчетных интервалов, как I квартал, полугодие, а также 9 месяцев года. Срок уплаты налога на имущество организаций за год, как и в случае с российскими фирмами, заканчивается 30 марта следующего года.

Значимость фактического расположения собственности

Важный нюанс: зарубежные организации должны перечислять налог и авансовые платежи в региональный бюджет по фактическому месту расположения имущества, которое им принадлежит. По истечении налогового или отчетного периода компания должна предоставить в ФНС по адресу расположения офиса или филиала, имеющего самостоятельный бухгалтерский баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимости налоговые расчеты, отражающие величину авансовых платежей. Другое обязательство фирм - формирование деклараций по установленной форме и отправка их в ФНС.

Когда иностранная организация не ведет коммерческой деятельности в России, она все равно должна платить налог на имущество, если соответствующие фонды ей принадлежат в РФ на праве собственности.

Уплата налога на имущество организаций по квартальным расчетам производится зарубежными фирмами по месту фактического нахождения недвижимости. Сроки, как и в случае с российскими компаниями, фиксируются в законодательных актах субъектов РФ.

Российские граждане, а также организации могут становиться субъектами уплаты налога на имущество. Соответствующий платеж предполагает перечисление в бюджет государства денежных средств в разные сроки и на специфических условиях - в зависимости от статуса конкретного плательщика, типа имущества и его характеристик. Исчисление и уплата налога на собственность граждан и организаций регулируется разными положениями законодательства - на федеральном или региональном уровне. В чем специфика платежей за имущество, которые подлежат перечислению в бюджет РФ физлицами и юрлицами? В каких нормативных актах устанавливаются сроки выполнения гражданами и организациями соответствующих обязательств?

Общие сведения о налогах на имущество

Налог на имущество по законодательству РФ уплачивают как физические, так и юридические лица. Он начисляется исходя из того, что фирма или гражданин имеют в собственности ту или иную недвижимость.

В частности, физлица становятся плательщиками налога, о котором идет речь, если владеют: жилым домом, квартирой или комнатой, гаражом, парковочным местом, комплексом недвижимых объектов единого назначения, иным зданием, сооружением или конструкцией, незавершенной постройкой. Кроме того, законодательство РФ устанавливает нормы, по которым в налоговую базу по платежам для физлиц включаются строения, расположенные на дачных участках. Вместе с тем в состав налогооблагаемого имущества не входят площади, которые относятся к общему имуществу в рамках многоквартирных жилых домов.

Касательно юрлиц - объектами налогообложения для них может быть не только недвижимое, но также и движимое имущество, включая то, что находится во временном пользовании фирмой, в доверительном управлении либо полученное в рамках концессии. Важно, чтобы объект учитывался на балансе организации и был включен в структуру основных средств с учетом положений законодательства и локальных правовых актов, регулирующих порядок ведения бухучета в фирме. Плательщиками налога на имущество юрлиц могут быть также иностранные фирмы, работающие в РФ через представительства, либо обладающие в России имуществом в собственности, либо полученным в порядке концессионных соглашений.

Принципы исчисления такого обязательства, как налог на имущество организаций, сроки уплаты его в бюджет значительно отличаются от тех, что характеризуют соответствующее обязательство граждан перед государством. Рассмотрим подробнее то, от чего зависит срочность перечисления рассматриваемого платежа в бюджет РФ.

Каким образом определяется срок перечисления налога на имущество физлиц?

Срок уплаты налога на имущество физических лиц определяется положениями Налогового кодекса - в соответствии с ними рассматриваемый платеж необходимо перечислить в бюджет РФ в срок до 1 декабря года, что идет за тем, за который исчислен налог. При этом, если 1 декабря приходится на нерабочий день, то срок отодвигается до ближайшего будничного.

Исполнять обязательство по своевременной уплате налога на имущество гражданину нужно только в том случае, если он получил уведомление от ФНС. При этом данный документ налоговая инспекция должна отправить плательщику за месяц до крайнего срока внесения платежа в бюджет. Если соответствующее уведомление будет отправлено позже - срок уплаты налога на имущество составит 30 дней с момента получения документа плательщиком. При этом гражданин получит право не уплачивать пени за просрочку платежа относительно 1 декабря или ближайшего будничного дня.

Даже если налоговое уведомление не пришло в ФНС, плательщик обязан обратиться в ведомство за уточнением информации. Дело в том, что в ФНС может не быть сведений о налогооблагаемом имуществе. Сообщать о его наличии граждане обязаны в силу требований НК РФ. Если выяснится, что сведения о налогооблагаемом имуществе в ФНС есть, и уведомление не прислано человеку по причине небольшой величины налога или по иным законным основаниям, платеж вносить в бюджет не нужно. Но плательщику необходимо дождаться нового уведомления - в следующем году.

Отметим, что теоретически ФНС может прислать документ с суммой налога за 3 года - законодательство РФ дает налоговой службе это право. В этом случае срок уплаты налога на имущество за последний год из 3 по документу - 1 декабря. Для 2 других лет - 30 дней с момента получения уведомления, если иных сроков не указано в документе от ФНС.

Налогоплательщик может получить от ФНС также документ о доначислении налога. Он может быть направлен гражданину в течение 3 лет после отчетного периода по соответствующему платежу. Вполне возможно, что налог не начислен в силу того, что по нему применена льгота либо вычет, предусмотренные законодательством РФ, а налогоплательщик - не в курсе этого. Данный вопрос в любом случае необходимо разрешить, обратившись в ФНС. Желательно взять с собой правоустанавливающие документы - такие как, например, свидетельство о праве собственности на недвижимость.

Срок уплаты налога на имущество по уведомлению о доначислении - 30 дней с момента получения документа, если иного в нем не указано.

Какие сведения в уведомлении об уплате налога нужно проверить?

Гражданину, получившему от ФНС уведомление об уплате рассматриваемого налога, будет полезно проверить документ на предмет корректности цифр, отраженных в нем, а также сведений об объекте недвижимости. Если размер платежа, зафиксированный в источнике, будет явно не соответствовать фактической стоимости недвижимости и ее характеристикам, следует обратиться в ФНС за дополнительными комментариями касательно исчисления налога.

Что будет при неуплате налога в срок?

Рассмотрим такой аспект, как возможные санкции за неуплату рассматриваемого платежа в бюджет РФ. В случае если срок уплаты налога на имущество физических лиц не будет соблюден налогоплательщиком - позже ему придется перечислить данный платеж, увеличенный на сумму пеней. Рассчитываются они исходя из установленной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени начисляются за каждый день просрочки налогового платежа.

Кроме того, ФНС вправе наложить на плательщика штраф за неуплату рассматриваемого налога. Его величина - 20% от суммы долга в бюджет. ФНС может увеличить штраф и до 40%, если докажет, что налогоплательщик нарушил сроки уплаты налога на имущество физ. лиц намеренно. Начислив пеню, в ряде случаев - со штрафом, ФНС направляет гражданину требование о перечислении в бюджет недоимки.

В общем случае погасить долг человек должен в течение 8 дней с момента получения письма от налоговой. Но ФНС может и увеличить срок погашения недоимки. Если гражданин не перечислит платеж в соответствии с документом в бюджет, налоговая будет вправе инициировать взыскание долга в судебном порядке. При этом, как правило, задействуется механизм судебного приказа, при котором на слушании присутствие самого налогоплательщика необязательно. Человек может быть проинформирован о судебном заседании только по факту издания приказа. Поэтому гражданину на всякий случай даже при отсутствии налоговых уведомлений от ФНС полезно проверять посредством различных онлайновых сервисов - таких как, например, личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, не числится ли за ним задолженностей по имущественному налогу.

Можно ли отсрочить платеж по налогу на имущество?

Примечательно, что срок уплаты налога на имущество физических лиц может быть увеличен по просьбе гражданина. Для этого законодательством РФ предусмотрен ряд процедур.

Гражданин, не имеющий финансовых возможностей для перечисления налога на имущество в срок, может обратиться в ФНС с просьбой отсрочить платеж или оформить его рассрочку. Налоговая служба по закону должна рассмотреть данное ходатайство. Обращаясь в ФНС, гражданин должен быть готов предоставить, во-первых, доказательства того, что не имеет возможности оплатить налог в срок, а во-вторых - документы, подтверждающие наличие у него в перспективе ресурсов для перечисления соответствующего платежа в бюджет РФ.

Налог на имущество юрлиц: особенности уплаты

Итак, мы рассмотрели то, как определяется срок уплаты налога на имущество физических лиц. Однако недвижимость - объект налогообложения - может находиться и в собственности юридических лиц. Они также обязаны перечислять за него платеж в бюджет РФ.

Каким образом определяется срок уплаты налога на имущество юридических лиц? Главная особенность платежа за недвижимость юрлиц в том, что его перечисление в бюджет в значительной степени регулируется региональным законодательством. В чем это выражается?

В частности, в том, что порядок, в рамках которого перечисляется государству налог на имущество организаций, сроки уплаты его сумм устанавливаются в правовых актах субъектов РФ. Еще один нюанс - в общем случае налогоплательщики, имеющие недвижимость, перечисляют в бюджет авансовые платежи, однако региональным законодательством могут быть установлены иные нормы выполнения соответствующего обязательства.

Что касается федеральных норм - они регулируют непосредственно исчисление суммы платежа, а также особенности расчета их величин в том случае, если речь идет об уплате налога на имущество, которое находится на балансе фирмы. Некоторые особенности установлены законодательством РФ для объектов недвижимости, входящие в Единую систему газоснабжения - в данном случае значительная часть регулирующих норм фиксируется, опять же, с учетом региональной специфики деятельности предприятий, имеющих в собственности соответствующие объекты.

Если владелец налогооблагаемой недвижимости - иностранная фирма, имеющая представительство в РФ, то рассматриваемый налог уплачивается данным субъектом по месту регистрации объектов в ФНС. В некоторых случаях налог на имущество уплачивается юрлицами исходя из местонахождения того или иного объекта. Существует ряд иных важных аспектов выполнения юрлицами, имеющими недвижимость, обязательств перед государством. Имеют значение не только сроки уплаты налога на имущество. Год, за который в бюджет перечисляется соответствующий платеж, является отчетным, и по его итогам налогоплательщик должен направить в ФНС декларацию. Кроме того, аналогичный документ направляется в ФНС по завершении каждого квартала.

Фирмы, являющиеся субъектами уплаты рассматриваемого налога, должны направлять декларации в территориальные представительства ФНС исходя из месторасположения подразделения либо конкретного объекта недвижимости. ФНС должна быть проинформирована также о том, каким образом фирма берет в расчет различные показатели, характеризующие являющееся предметом такого обязательства, как рассматриваемый налог имущество. Сроки уплаты авансовых платежей должны быть соблюдены компанией, а декларация представлена также вовремя.

Примеры региональных норм

Итак, порядок внесения в бюджет РФ рассматриваемого налога для юрлиц регулируется, как мы отметили выше, законодательством субъектов РФ. Изучим для примера некоторые нормативные акты соответствующего типа. Так, можно обратить внимание на положения закона Ростовской области № 43-3С, принятого 27.11.2003 года. В нем, в частности, указано, что авансовые платежи должны уплачиваться юрлицами в течение 5 дней с момента, соответствующего дате предоставления расчета по авансовым перечислениям. При этом расчеты по авансам должны предоставляться в течение 30 дней по завершении отчетного периода - 1 квартала, 6 месяцев и 9 месяцев.

Получается, что срок уплаты налога на имущество предприятия в Ростовской области устанавливается поквартально. До 5 апреля нужно перечислить соответствующий платеж в бюджет за 1 квартал, до 5 июля - за 6 месяцев, до 5 октября - за 9 месяцев текущего календарного года.

По итогам всего налогового периода предприятия Ростовской области перечисляют рассматриваемый платеж в течение 10 дней с момента предоставления декларации в ФНС. Соответствующий документ должен направляться в налоговую службу до 30 марта года, что идет за прошедшим налоговым периодом. Стоит отметить, что в разных регионах РФ нормы, регулирующие уплату и отчетность по платежу, о котором идет речь, могут отличаться. Это зависит от приоритетов региональных властей в бюджетной политике, от той роли, которую, по их мнению, играют налог на имущество, сроки уплаты. Московская область, к примеру, может иметь одни приоритеты, Ростовская - другие.

Иногда в региональных законодательствах нормы, регулирующие рассматриваемый налог (имущество юр. лиц), срок уплаты данного обязательства, приближены к федеральным. Так, в законе г. Москвы № 64, принятом 5.11.2003 года зафиксированы те же нормы, что и в положениях НК РФ по некоторым ключевым элементам платежа, о котором идет речь. В частности, сроки давности уплаты налогов на имущество, а также авансовых платежей в московском правовом акте - те же, что зафиксированы в нормах главного федерального источника права. Но в других субъектах РФ могут быть установлены иные нормы.

Особенности исчисления налога на имущество юрлиц

Итак, мы рассмотрели то, какой срок уплаты налога на имущество юрлиц и граждан установлен законодательством РФ - на федеральном или региональном уровне. Полезно будет изучить основные особенности исчисления соответствующих платежей. Начнем с рассмотрения специфики налога для юрлиц. Сумма платежа, которая должна быть перечислена в бюджет по завершении года, исчисляется как разница между:

  • величиной налога, что рассчитана по итогам налогового периода и соответствует произведению ставки и базы, что определены для того или иного налогового периода;
  • суммой авансовых перечислений в бюджет в течение года.

Если у фирмы есть обособленные подразделения с самостоятельным балансом, то налог, а также авансы по нему уплачиваются в бюджет исходя из местонахождения соответствующих структур организации, если в их собственности есть имущество как объект на отдельном балансе. Если недвижимость находится не на территории налогоплательщика или его подразделения, то налог и авансы по нему исчисляются исходя из норм, установленных в субъекте РФ, где соответствующие объекты расположены.

Особенности исчисления налога на имущество физлиц

Выше мы изучили то, каким образом определяется срок уплаты налога на имущество физических лиц. Рассмотрим теперь особенности его исчисления. Главное, на что следует обратить внимание - при расчете соответствующих платежей используются показатели как инвентаризационной, так и кадастровой стоимости.

Формула расчета налога на недвижимость определяется исходя из показателей, часть из которых определяется на уровне федерального законодательства, остальные - региональными нормативными актами. К первым показателям можно отнести, к примеру, коэффициент-дефлятор. Ко вторым - размер налоговых вычетов, а также ставки. Формула исчисления налога на недвижимость физлиц - довольно сложная, и расчет по ней ведется специалистами ФНС. Сами граждане в общем случае не обязаны ее задействовать - но должны, как мы отметили выше, убедиться, что в ФНС есть все сведения, необходимые для расчета налога.

Но если есть желание, расчеты ФНС можно перепроверить. Для этого нужно:

Важнейший показатель при расчете платежа, о котором идет речь - площадь квартиры. В процессе исчисления налога она может быть уменьшена на величину вычета, также установленного положениями НК РФ. Кроме того, имеет смысл ознакомиться с нормами НК РФ, устанавливающим льготы по рассматриваемому налогу - возможно, налогоплательщик их вправе применить.

Резюме

Итак, мы рассмотрели специфику платежей за владение недвижимостью физлицами и юрлицами, то, в каких законодательных актах фиксируются ставки, сроки уплаты налога. Имущество, что подлежит налогообложению, должно быть в реестрах ФНС. Если оно принадлежит юрлицу - соответствующая фирма должна предоставлять расчеты по налогу в ФНС самостоятельно.

Граждане, в свою очередь, просто информируют налоговую службу о наличии у них недвижимости - все необходимые расчеты производит ФНС, а по факту проведения соответствующей работы рассылает владельцам имущества уведомления о необходимости перечисления платежа в бюджет. Сроки уплаты налога на имущество физ. лиц определены на уровне федерального законодательства.

Что касается платежей юрлиц - соответствующие нормы могут фиксироваться в региональных нормативных актах. Налог на имущество юридических лиц может исчисляться не только на недвижимое, но также и на движимое имущество. При этом в расчет берутся только те объекты, которые поставлены на баланс фирмы и учитываются в бухгалтерии.

Таким образом, принципы исчисления налога на имущество физлиц и юрлиц значительно отличаются. Исчисление соответствующих платежей регулируется разными нормами закона. Но при возникновении вопросов по расчету того или иного налога всегда можно обратиться за консультациями в ФНС РФ.