Классификация доходов бюджета включает в себя. Бюджетная классификация доходов бюджетов рф

Б юджетная классификация, представляет собой определенную группировку по единой системе доходов, расходов и источников покрытия дефици­та, основанную на однородных признаках, которая исполь­зуется для составления и исполнения бюджетов и обеспечи­вает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Основные принципы бюджетной классификации полно­стью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл.4), согласно кото­рому бюджетная классификация включает:

    классификацию доходов бюджетов Российской Фе­дерации;

    функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

    ведомственную классификацию расходов федераль­ного бюджета;

    экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

    классификацию источников внутреннего финансиро­вания дефицитов бюджетов Российской Федерации;

    классификацию источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

    классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации, муниципальных образований;

    классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Структура доходов бюджетов приведена на схеме 3.

Доходы бюджетов - денежные средства, поступаю­щие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответ­ствии с законодательством в распоряжение органов госу­дарственной власти соответствующего уровня.

Схема 3. Структура доходов бюджета

В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Бюджетная классифика­ция подразделяет объекты классификации на группы, под­группы, статьи и подстатьи.

В соответствии с новой бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

а) Налоговые доходы, которые включают в себя:

    прямые налоги на прибыль, доход, прирост капита­ла (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие налоги на прибыль или доход).

    налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты груда (транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, содержание обще­образовательных учреждений и другие аналогичные цели, прочие налоги и сборы, исчисленные от фонда оплаты труда);

    налоги на товары и услуги (налог на добавленную сто­имость, акцизы, специальный налог для финансовой под­держки важнейших отраслей народного хозяйства, налог па реализацию горюче-смазочных материалов и на транс­портные средства; лицензионный сбор за право производства, хранения, разлив и реализацию алкогольной продук­ции; прочие налоги, платежи и лицензионные сборы);

    налоги на имущество;

    платежи за использование природных ресурсов;

    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономичес­кие операции;

    прочие налоги, сборы и пошлины.

б) Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетны­ми учреждениями, находящимися в ведении соответствен­но федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком­пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

    иные неналоговые доходы.

Наиболее важными из "иных неналоговых доходов" яв­ляются:

    прибыль Банка России - по нормативам, установ­ленным федеральными законами;

    доходы от внешнеэкономической деятельности.

в) Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного ко­декса РФ) включают следующие поступления:

    от нерезидентов;

    от других уровней власти (дотации, субвенции, сред­ства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления):

    от государственных внебюджетных фондов;

    от государственных предприятий и учреждений;

    от наднациональных организаций.

Бюджетные расходы - это денежные средства, на­правляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направ­ лениям:

а) расходы федерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) расходы местных бюджетов.

К расходам, финансируемым исключительно из феде­ рального бюджета, относятся следующие функциональные их виды:

    обеспечение деятельности Президента РФ, Феде­рального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол­нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    функционирование федеральной судебной системы;

    осуществление международной деятельности в об­щефедеральных интересах;

    национальная оборона и обеспечение безопасности го­сударства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

    государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского транспорта;

    государственная поддержка атомной энергетики;

    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    исследование и использование космического про­странства;

    формирование федеральной собственности;

    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    пополнение государственных запасов драгоценных ме­таллов и драгоценных камней, государственного матери­ального резерва;

    проведение референдумов и выборов Российской Фе­дерации;

    федеральная инвестиционная программа;

    обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    обеспечение осуществления отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. 4 - финансовая поддержка субъектов Федерации;

    официальный статистический учет;

    прочие расходы.

К расходам, финансируемым исключительно из бюд­жетов субъектов Российской Федерации, относятся сле­дующие функциональные виды расходов:

    обеспечение функционирования органов законодатель­ной (представительной) и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации;

    обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

    проведение выборов и референдумов субъектов Рос­сийской Федерации;

    обеспечение реализации региональных целевых про­грамм;

    формирование государственной собственности субъек­тов Российской Федерации;

    осуществление международных и внешнеэкономичес­ких связей субъектов Российской Федерации;

    обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации субъектов Российской Федерации;

    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    обеспечение осуществления отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов местных бюджетов;

    прочие расходы, связанные с осуществлением пол­номочий субъектов Российской Федерации.

К расходам, финансируемым исключительно из мест­ных бюджетов, относятся следующие функциональные виды расходов:

    формирование муниципальной собственности и уп­равление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений об­разования, здравоохранения, культуры, физической куль­туры и спорта, средств массовой информации, других уч­реждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    организация, содержание и развитие муниципаль­ного жилищно-коммунального хозяйства;

    муниципальное дорожное строительство и содержа­ние дорог местного значения;

    благоустройство и озеленение территорий муници­пальных образований;

    организация утилизации и переработки бытовых от­ходов (за исключением радиоактивных);

    организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления;

    охрана окружающей природной среды на террито­риях муниципальных образований;

    реализация целевых программ, принимаемых орга­нами местного самоуправления;

    обслуживание и погашение муниципального долга;

    целевое дотирование населения;

    проведение муниципальных выборов и местных ре­ферендумов;

    финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представитель­ными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Помимо перечисленных расходов, относящихся к бюд­жетам различных уровней, существуют расходы, в кото­рых участвуют как федеральный, так и региональные и местные бюджеты. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ совместно за счет средств федерального бюд­ жета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    государственная поддержка отраслей промышленно­сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспор­та, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

    обеспечение правоохранительной деятельности;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на­учно-технический прогресс;

    обеспечение социальной защиты населения;

    обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

    обеспечение предупреждения и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж­регионального масштаба;

    развитие рыночной инфраструктуры;

    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

    обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации;

    прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных об­разований.

Бюджетная классификация разделяет бюджетные рас­ходы по следующим признакам:

а) функциональная классификация расходов;

б) ведомственная классификация расходов;

в) экономическая классификация расходов.

В соответствии с функциональной (предметной) клас­сификацией расходы распределяются по отраслям деятель­ности и звеньям управления. Бюджетная классификация позволяет выделять направле­ния государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета Российской Федерации.

Ведомственная классификация предполагает распреде­ление расходов по министерствам (ведомствам). В бюдже­тах же более низких уровней расходы внутри ведомства разносятся по управлениям и т. д.

Ведомственная классификация позво­ляет осуществлять адресное выделение финансовых ресур­сов, дает возможность формировать и контролировать не только уровень расходов государственных средств по орга­низации управления, увязать эти расходы с выполнением программных и приоритетных задач, но и установить сте­пень ответственности в расходовании средств соответству­ющих ведомств.

Экономическая классификация дифференцирует рас­ходы по хозяйственным признакам или производственным элементам

В бюджетах различных уровней всегда действует прин­ цип сбалансированности, который означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из ис­точников финансирования его дефицита.

Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.

Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над дохода­ми - дефицитом бюджета.

Для покрытия дефицита государство использует в основном два способа: денежную эмиссию, а также внутренние и внешние заимствования.

Бюджетный кодекс в гл. 13 "Дефицит бюджета и источ­ники его покрытия" дает определение и классификацию заимствований, которых в настоящее время имеется три Вида:

    государственные заимствования Российской Федера­ции;

    государственные заимствования субъектов Российской Федерации;

    муниципальные заимствования.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от фи­зических и юридических лиц, иностранных государств, меж­дународных финансовых организаций, по которым возни­кают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Россий­ ской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым воз­никают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в валюте Российской Феде­рации.

Государственные заимствования субъектов Российс­кой Федерации, муниципальные заимствования - это зай­мы и кредиты, привлекаемые от физических и юридичес­ких лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муни­ципального образования как заемщика или гаранта пога­шения займов (кредитов) другими заемщиками, выражен­ные в валюте обязательств.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

    государственные займы, осуществляемые путем вы­пуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федера­ции;

    бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюд­жетов других уровней бюджетной системы России;

    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Фе­дерации;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следую­ щих формах:

    муниципальные займы, осуществляемые путем вы­пуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципаль­ного образования;

    кредиты, полученные от кредитных организаций;

    бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюд­жетов других уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации;

    поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Вопросы По каждому пункту плана приводится перечень контрольных вопросов и дается на каждый ответ

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) по источникам их формирования и способам получения.

До 1 января 2005 г. классификация доходов бюджетов включала группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Основными группами доходов были:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления;
  • доходы целевых бюджетных фондов.

С принятием новой бюджетной классификации с 1 января 2005 г. структура классификации доходов бюджетов РФ представлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре части:

  • 1. Администратор.
  • 2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
  • 3. Программа (подпрограмма).
  • 4. Экономическая классификация доходов.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов РФ

С 2005 по 2007 г. основными группами доходов были: доходы;

безвозмездные поступления;

Доходы от предпринимательском и ином приносящем доход деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ основными группами доходов стали:

  • налоговые доходы и неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления.

Начиная с 1 января 2010 г., в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31 марта 2010 г. № 28н), были вновь внесены изменения в структуру доходов. В настоящее время классификация доходов бюджетов выглядит следующим образом (табл. 2).

Классификация доходов бюджетов

Таблица 2

Первую часть (1-3-й разряды) составляет главный администратор доходов бюджета. Данный код присваивается главному администратору законодательством РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Главный администратор доходов бюджета - это определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющие перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.

В рамках бюджетного процесса главный администратор доходов

  • формирует перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета;
  • представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
  • представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
  • формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Подотчетный главному администратору администратор доходов

бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  • осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  • в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Вторая часть в классификации доходов бюджетов РФ (4- 13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Он состоит из 10 знаков и включает:

  • группу (4-й разряд кода классификации доходов бюджетов);
  • подгруппу (5-6-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • статью (7-8-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • подстатью (9-11 -й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • элемент (12-13-й разряды кода классификации доходов бюджетов).

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

  • 1 00 00000 00 - налоговые и неналоговые доходы;
  • 2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
  • 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группу 1 00 00000 00 «Налоговые и неналоговые доходы» детализируют следующие подгруппы:

  • 1 01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;
  • 1 02 00000 00 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 1 05 00000 00 - налоги на совокупный доход;
  • 1 06 00000 00 - налоги на имущество;
  • 1 07 00000 00 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 1 08 00000 00 - государственная пошлина;
  • 1 09 00000 00 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 1 10 00000 00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 1 11 00000 00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 1 12 00000 00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 1 13 00000 00 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • 1 14 00000 00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;
  • 1 16 00000 00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 1 17 00000 00 - прочие неналоговые доходы;
  • 1 18 00000 00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
  • 1 19 00000 00 - возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.

Группу 2 00 00000 00 «Безвозмездные поступления» детализируют следующие подгруппы:

  • 2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • 2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов

бюджетной системы Российской Федерации;

  • 2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
  • 2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  • 2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления;
  • 2 08 00000 00 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Группу 3 00 00000 00 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» детализируют следующие подгруппы:

  • 3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Например, группа - «Доходы»; подгруппа - «Налоги на прибыль, доходы»; статья - «Налог на прибыль организаций» или «Налог на доходы физических лиц»; подстатья - «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями» или «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».

Код элемента доходов показывает, за каким уровнем бюджетной системы закреплен данный вид дохода. Так, для налоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансфертов его получателю.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
  • 04 - бюджет городского округа;
  • 05 - бюджет муниципального района;
  • 06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • 07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10 - бюджет поселения.

По коду элемента доходов «05» (бюджет муниципального района) также отражаются доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рамках кода классификации доходов выделяется также код подвида доходов (ранее, до 2007 г. он назывался «программа (подпрограмма)»). Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14- 17-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Первый знак кода подвида доходов используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Эти коды определяются федеральными органами власти и включают:

  • 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
  • 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
  • 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

Дальнейшая классификация подвидов доходов производится в соответствии с законодательным актом бюджета субъекта РФ и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов.

И, наконец, последняя, четвертая часть классификации доходов бюджетов - это статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов,

которая определяется трехзначным кодом (18-20-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Это название сменило прежнее название «экономическая классификация доходов» в связи с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов «классификации операций по их экономическому содержанию».

Сегодня классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию. Данная классификация была разработана и принята еще в 2004 г. (приложение № 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»). Она включает:

  • 110 - налоговые доходы;
  • 120 - доходы от собственности;
  • 130 - доходы от оказания платных услуг;
  • 140 - суммы принудительного изъятия;
  • 150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
  • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
  • 153 - поступления от международных финансовых организаций;
  • 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 170 - доходы от операций с активами;
  • 180 - прочие доходы;
  • 410 - уменьшение стоимости основных средств;
  • 420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;
  • 430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
  • 440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

Согласно положениям ст. 20 Бюджетного кодекса РФ классификация доходов бюджетов РФ – ϶ᴛᴏ группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 Бюджетного кодекса РФ, содержит в себе код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней будут:

  1. органы государственной власти;
  2. органы местного самоуправления;
  3. органы управления государственных внебюджетных фондов;
  4. Центральный банк РФ;
  5. бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и ϲʙᴏевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ)

Классификация доходов предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников:

  1. налоговые доходы;
  2. неналоговые доходы;
  3. безвозмездные перечисления;
  4. доходы целевых бюджетных фондов;
  5. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Группа налоговых доходов содержит в себе подгруппы по ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим видам налогов:

  1. налоги на прибыль;
  2. налоги на товары и услуги;
  3. лицензионные и регистрационные сборы;
  4. налоги на совокупный доход;
  5. налоги на имущество и т. д.

В группу неналоговых доходов включаются следующие подгруппы:

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  2. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  3. административные платежи и сборы;
  4. штрафные санкции;
  5. возмещение ущерба и т. п.

Группа безвозмездных перечислений подразделяется на подгруппы в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных фондов делится на подгруппы в зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы доходов состоят из статей доходов, в ϲʙᴏю очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей.

Стоит сказать, что каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий уникальный код. Стоит сказать - полный код ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления дохода, уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором данного вида дохода.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
Экономическая классификация доходов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.


В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи БК РФ систематизированная группировка доходов производится по единственному критерию - принадлежности к доходной части бюджета какого-либо уровня. Законодатель в рамках БК РФ не указывает конкретных оснований классификации доходов бюджета, как это делается применительно к расходной части бюджета либо к источникам финансирования дефицита бюджета. Вместе с этим ч. 1 комментируемой статьи БК РФ содержит бланкетную норму, т.е. указывает на необходимость применения законодательных актов РФ, регулирующих источники формирования и пополнения доходной части бюджетов всех уровней, а также устанавливающих конкретные виды доходов.
К числу законодательных актов РФ, регулирующих объекты классификации доходной части бюджетов различных уровней, относятся: Закон о бюджетной классификации, Закон о федеральном бюджете, аналогичные законы субъектов РФ либо нормативные акты органов местного самоуправления о региональном или муниципальном бюджете на предстоящий год, а также некоторые ведомственные нормативные акты. Кроме того, и НК РФ в некоторой части устанавливает виды источников формирования и пополнения доходной части бюджетов всех уровней.
Если в ч. 1 комментируемой статьи проводится разделение всех доходов на группы, то в ч. 2 комментируемой статьи БК РФ указывается, что каждая группа доходов, в свою очередь, состоит из конкретных статей доходов. При этом разделение доходов по статьям основывается на следующем критерии - источник формирования либо способ получения. Вместе с тем важно отметить, что каждый из приведенных выше законодательных актов РФ приводит свою особенную классификацию доходов на группы и статьи.
Так, например, исходя из содержания БК РФ, все предусмотренные законодателем доходы разделяются на четыре основные группы:
1) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений от прибыли предприятий и учреждений различных форм собственности;
2) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений отличных доходов граждан;
3) доходы, поступающие от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
4) доходы, получаемые в процессе и в результате осуществления государством, органами местного самоуправления государственной либо муниципальной деятельности, в том числе внешнеэкономической.
Приведенная классификация доходов бюджетов всех уровней раскрывает прежде всего материальную сторону доходной части бюджета, перспективы ее использования, связь с направлениями экономического развития страны. При этом первые два вида доходов составляют большую часть доходной части бюджета. Эти доходы являются разновидностью налоговых платежей, взимаемых с юридических и физических лиц.
В Законе о бюджетной классификации приведена другая классификация доходов, основанная на источниках и способах их получения. В указанном законодательном акте выделены две основные группы доходов.
1. Налоговые доходы (внутри каждого налогового дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ проводится разделение на конкретные виды).
2. Неналоговые доходы (например, доходы, поступающие от использования государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности государства и др.).
Кроме того, проводится разделение доходов по организационно-правовым признакам, т.е. в соответствии с принадлежностью к конкретному бюджетному уровню - доходы федерального бюджета, доходы регионального бюджета и доходы муниципального бюджета. По способу зачисления в бюджет все доходы разделяются на два вида.
1. Закрепленные доходы - это такие доходы, которые согласно бюджетному законодательству полностью либо в определенной части (в процентах, доле) поступают в федеральный, региональный или муниципальный бюджет. При этом закрепление данных доходов за конкретным бюджетом может носить срочный (в течение пяти лет) либо бессрочный характер. Так, например, доходы от одного вида налогового платежа могут быть разделены в равных частях между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами.
2. Регулирующие доходы - это такие доходы, которые поступают от определенных видов налоговых платежей и закрепляются за бюджетом нижестоящего уровня власти вышестоящими органами законодательной (представительной) власти в виде своеобразной финансовой помощи. Данные доходы предназначены для установления баланса между доходной и расходной частями нижестоящего бюджета в случае, если доходы превышают запланированные на предстоящий год расходы. Такая финансовая помощь в бюджетных отношениях носит название "дотация" либо "субвенция" и предоставляется в виде процентных отчислений либо в твердой денежной сумме. Количество дотаций обязательно указывается вышестоящими законодательными (представительными) органами власти в законе о бюджете на предстоящий год.