Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Формула расчёта налоговой нагрузки Ндс и прибыль соотношение показателей

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Состав видов деятельности

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Виды показателей

Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых – всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение – всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи – всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2

По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по России безопасная доля вычетов за 3 квартал 2017 года составляет 87,9%. Цифра выросла по сравнению со 2 кварталом: тогда она была 87,8 %. Правда, по сравнению с началом года показатель снизился. В 1 квартале среднероссийская доля безопасных вычетов была 88,5%.

Данные в среднем по России на практике инспекторы не используют. Ориентироваться надо на региональные показатели. Именно на них будут ориентироваться, «камераля» вашу декларацию за 3 квартал 2017 года.

Мы приводим безопасную долю вычетов по регионам России. Расчет проводился на основании формы 1-НДС с сайта Федеральной налоговой службы .

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны требования пояснений, комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Но эксперты говорят, что больше налоговых комиссий в привычном нам виде уже не будет, останутся только комиссии по легализации налоговой базы для выплаты заработной платы и страховых взносов. Их задачи и методы работы закреплены .

Образец пояснений о доле вычетов НДС.

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России (в %, по 3 кварталу 2017 года)

Регион

Доля вычетов, %

Регион

Доля вычетов, %

Алтайский край

Приморский край

Амурская область

Псковская область

Архангельская область

Республика Адыгея

Астраханская область

Республика Алтай

Белгородская область

Республика Башкортостан

Брянская область

Республика Бурятия

Владимирская область

Республика Дагестан

Волгоградская область

Республика Ингушетия

Вологодская область

Республика Калмыкия

Воронежская область

Республика Карелия

Город Москва

Республика Коми

Город Санкт-Петербург

Республика Крым

Город Севастополь

Республика Марий Эл

Еврейская автономная область

Республика Мордовия

Забайкальский край

Республика Северная Осетия — Алания

Ивановская область

Республика Татарстан

Иркутская область

Республика Тыва

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Хакасия

Калининградская область

Республика Саха (Якутия)

Калужская область

Ростовская область

Камчатский край

Рязанская область

Карачаево-Черкесская Республика

Самарская область

Кемеровская область

Саратовская область

Кировская область

Сахалинская область

Костромская область

Свердловская область

Краснодарский край

Смоленская область

Красноярский край

Ставропольский край

Курганская область

Тамбовская область

Курская область

Тверская область

Ленинградская область

Томская область

Липецкая область

Тульская область

Магаданская область

Тюменская область

Московская область

Удмуртская Республика

Мурманская область

Ульяновская область

Ненецкий автономный округ

Хабаровский край

Нижегородская область

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Новгородская область

Челябинская область

Новосибирская область

Чеченская Республика

Омская область

Чувашская Республика

Оренбургская область

Чукотский автономный округ

Орловская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Пензенская область

Ярославская область

Пермский край

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение . Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС .

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой? » сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя на 01.11.2019 составляет

Информацию по безопасной доле вычета по регионам — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя на 01.11.2019 составляет

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 . Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей () .
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей () .
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил
1 400 000 / 1 500 000 = 93,33% .
Это больше порогового значения 88,76% для Москвы (на 1 ноября 2019 г.) , а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш» .

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 168 600 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу :

Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87,39% 86,93% 86,10% 88,05%
в том числе:
ЦФО 89,26% 88,76% 88,48% 89,51%
Белгородская область 91,63% 91,68% 92,00% 92,75%
Брянская область 90,11% 88,89% 86,69% 92,97%
Владимирская область 85,34% 85,73% 85,73% 87,45%
Воронежская область 92,93% 92,91% 93,53% 92,41%
Ивановская область 92,56% 92,23% 92,36% 94,08%
Калужская область 90,01% 89,90% 90,03% 89,23%
Костромская область 86,08% 85,73% 87,83% 89,76%
Курская область 89,94% 91,35% 91,74% 91,91%
Липецкая область 104,42% 105,42% 106,71% 109,05%
Московская область 89,04% 88,74% 88,99% 89,85%
Орловская область 92,97% 92,55% 93,47% 94,65%
Рязанская область 83,23% 83,81% 85,76% 85,14%
Смоленская область 95,32% 94,64% 94,07% 95,27%
Тамбовская область 96,39% 97,26% 99,12% 102,84%
Тверская область 91,63% 91,66% 92,80% 94,39%
Тульская область 96,85% 97,55% 96,99% 97,47%
Ярославская область 89,16% 89,80% 87,41% 90,74%
город Москва 88,76% 88,08% 87,62% 88,66%
СЗФО 87,18% 87,02% 86,96% 88,18%
Республика Карелия 74,88% 76,40% 80,56% 84,84%
Республика Коми 76,38% 76,42% 76,04% 79,07%
Архангельская область 77,44% 83,27% 78,50% 92,10%
Вологодская область 98,10% 99,44% 99,78% 96,26%
Калининградская область 60,35% 60,30% 61,33% 63,58%
Ленинградская область 86,10% 86,65% 88,89% 88,67%
Мурманская область 121,95% 103,07% 84,41% 92,32%
Новгородская область 95,84% 94,71% 97,65% 94,57%
Псковская область 89,14% 88,10% 90,66% 94,10%
город Санкт-Петербург 87,73% 87,57% 87,56% 88,73%
Ненецкий АО 147,56% 140,38% 154,60% 126,77%
СКФО 89,18% 89,60% 85,87% 90,57%
Республика Дагестан 83,16% 84,26% 84,24% 84,89%
Республика Ингушетия 93,28% 93,81% 93,30% 99,02%
Кабардино-Балкарская Республика 86,70% 87,95% 90,48% 94,21%
Карачаево-Черкесская Республика 91,81% 91,75% 92,56% 94,31%
Республика Северная Осетия-Алания 88,48% 89,38% 89,15% 87,62%
Чеченская Республика 97,47% 100,11% 66,44% 100,40%
Ставропольский край 88,75% 88,81% 88,72% 89,48%
ЮФО 90,10% 89,76% 90,31% 91,59%
Республика Адыгея 85,74% 86,11% 86,69% 86,78%
Республика Калмыкия 80,22% 82,45% 87,15% 81,10%
Республика Крым 85,70% 86,23% 86,95% 89,73%
Краснодарский край 90,74% 90,76% 91,30% 93,21%
Астраханская область 65,85% 64,39% 60,28% 58,65%
Волгоградская область 90,70% 88,23% 89,15% 90,69%
Ростовская область 92,72% 92,84% 93,70% 94,07%
город Севастополь 81,26% 81,25% 81,10% 82,99%
ПФО 86,26% 85,60% 81,02% 86,79%
Республика Башкортостан 91,04% 89,38% 90,28% 90,53%
Республика Марий-Эл 88,36% 88,19% 89,24% 90,19%
Республика Мордовия 92,38% 92,81% 93,27% 90,54%
Республика Татарстан 87,88% 87,56% 87,38% 88,48%
Удмуртская Республика 79,95% 79,29% 79,71% 81,95%
Чувашская Республика 83,60% 84,24% 85,56% 85,71%
Кировская область 87,05% 87,45% 88,82% 87,36%
Нижегородская область 88,99% 88,96% 63,08% 88,59%
Оренбургская область 71,29% 69,82% 70,75% 73,44%
Пензенская область 91,13% 90,95% 90,54% 91,12%
Пермский край 82,01% 80,64% 80,76% 82,69%
Самарская область 83,63% 83,27% 83,77% 85,13%
Саратовская область 84,06% 83,23% 83,56% 85,61%
Ульяновская область 91,22% 91,09% 91,05% 91,37%
УФО 77,92% 77,35% 76,67% 79,32%
Курганская область 85,43% 84,69% 86,21% 88,07%
Свердловская область 91,64% 91,50% 91,20% 91,40%
Тюменская область 83,81% 84,28% 84,55% 84,61%
Челябинская область 91,11% 90,80% 90,76% 92,32%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,70% 56,89% 57,34% 62,57%
Ямало-Hенецкий АО 64,39% 65,61% 61,99% 63,94%
СФО 84,16% 84,22% 84,50% 85,56%
Республика Алтай 90,52% 91,58% 93,17% 94,00%
Республика Тыва 77,99% 76,66% 82,10% 73,53%
Республика Хакасия 89,66% 89,94% 90,09% 92,13%
Алтайский край 90,16% 89,74% 89,67% 90,15%
Красноярский край 78,06% 79,53% 80,66% 83,04%
Иркутская область 77,06% 77,21% 77,83% 78,88%
Кемеровская область — Кузбасс 90,77% 89,43% 88,67% 88,95%
Новосибирская область 89,51% 89,55% 89,83% 90,25%
Омская область 88,27% 88,51% 89,06% 90,73%
Томская область 77,34% 77,03% 76,51% 77,02%
ДФО 96,97% 95,85% 94,96% 95,86%
Республика Бурятия 90,62% 91,55% 89,74% 89,66%
Республика Саха (Якутия) 90,67% 89,68% 86,76% 87,16%
Приморский край 94,38% 93,25% 93,19% 94,23%
Хабаровский край 92,91% 91,97% 91,61% 94,62%
Амурская область 130,35% 127,83% 131,40% 124,68%
Камчатский край 90,25% 89,69% 82,32% 85,99%
Магаданская область 97,54% 98,80% 95,29% 91,23%
Сахалинская область 98,33% 96,99% 93,92% 89,72%
Забайкальский край 89,50% 87,29% 87,42% 90,06%
Еврейская автономная область 86,78% 90,63% 105,64% 112,00%
Чукотский АО 120,31% 115,38% 111,56% 110,23%
БАЙКОНУР 93,39% 71,83% 74,90% 73,78%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 2100.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 1100.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.08.2019: 11 958 456 461 / 10 532 692 655 * 100% = 88,08%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

И налога на прибыль не идентичны. Во-первых, есть довольно много статей затрат и поступлений, которые могут по-разному отражаться в расчете этих двух платежей. Так, зарплата сотрудников является расходом по налогу на прибыль, но не учитывается для целей расчета НДС. Аналогично и полученные проценты по депозиту - не отражаются в декларации по налогу на добавленную стоимость, но налог на прибыль с них уплачивается. Во-вторых, важен момент включения той или иной операции в две отдельные налоговые базы. Он может сильно разниться. Так, при получении аванса в счет предстоящих поставок товаров или услуг плательщик НДС обязан выписать счет-фактуру и уплатить данный налог в бюджет. В то же время, если он применяет метод начисления по налогу на прибыль, обязанность рассчитаться по данному платежу у него возникнет лишь по факту отгрузки товара или оказания услуги, то есть по дате накладной или акта. Таким образом, если предоплата прошла в одном квартале, а фактическая реализация в другом, то одна и та же сделка будет отражена в различных расчетных кварталах по прибыли и по НДС. Выше изложенное опять же подводит нас к мысли о том, что планирование операций в течение квартала поможет снизить сумму налогов к перечислению, причем абсолютно законными способами.

Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС

Отдельно взятую налоговую нагрузку по НДС можно снизить дополнительно, если компания на общей системе налогообложения будет стараться приобретать товары или услуги у таких же плательщиков на ОСН. Фирмы и ИП на упрощенке не уплачивают НДС и не выставляют его в стоимости своей реализации. Следовательно, их покупатели лишаются возможности вычета по данному налогу. Впрочем, в этом случае всю выставленную, согласно документам, стоимость они учтут в качестве расходов по налогу на прибыль.

Кроме того, говоря о снижении налоговой нагрузки по НДС и по налогу на прибыль нельзя не упомянуть о некоторой разнице в подходе к расчету этих платежей. Если расходы по прибыли превысили сумму доходов, то у компании образовывается убыток, и сумма налога к уплате по итогам расчетного периода признается равной нулю. Если же суммы вычетов по НДС оказываются выше налога на добавленную стоимость с реализации, то возникает ситуация, в которой НДС нужно возвращать из бюджета. Однако само по себе предъявление НДС к возврату всегда означает дополнительную проверку деятельности компании, в ходе которой контролеры наверняка найдут изъяны в налоговой базе, и часть вычетов просто снимут. Что ж, возвращать деньги из бюджета контролеры традиционно не любят.

Налоговая нагрузка по НДС: формула расчета

ООО «Астра» (на общей системе налогообложения, метод начисления по налогу на прибыль) во 1 квартале 2017 года осуществила следующие хозяйственные операции:

  • 22 января был отгружен покупателю товар общей стоимостью 112 000 ,00 рублей, в том числе НДС – 17084,75 рублей. Оплата за эту партию товара была получена в декабре 2016 года, с оформлением счета-фактуры на аванс и уплатой налога.
  • 4 февраля была получена предоплата – 50% в счет предстоящей поставки продукции. Сумма предоплаты составила 40 000 ,00 рублей, выставлен счет-фактура на аванс. Отгрузка продукции на общую сумму 80 000 ,00 рублей в том числе НДС 12203,39 в адрес покупателя состоялась 24 февраля, остаток оплаты покупатель перечислил в марте.
  • 9 марта оказаны услуги стоимостью 100 000 ,00 рублей в том числе НДС 15 254,20 рублей, акт подписан с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата по оказанным услугам была произведена в апреле.
  • В течение 1 квартала ООО «Альфа» пробрело товаров и услуг с выделенным НДС на сумму 65800 рублей, в том числе НДС 10037,29 рублей, а также на сумму 42560 рублей без выделения УСН.
  • Заработная плата персонала с учетом уплачиваемых взносов составила 64560,00 рублей.

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль доходы составят:

(112 000,00 - 17084,75) + (80 000,00 - 12203,39) +(100 000,00 - 15 254,20) = 247457,70 рублей.

Расходы составят:

(65800 -10037,29) + 42560,00 + 64560,00 = 162 882,71 рублей.

Таким образом налог на прибыль составит:

(247457,70-162 882,71) х 20% = 16 914,98 рублей.

Налоговая база по НДС исходя из налога, выделенного в авансовых счетах-фактурах и в реализации составит:

40 000,00 х 18/118 +12203,39 +15 254,24 = 33 559,32 рублей.

Сумма НДС к вычету:

17084,75 + 40 000,00 х 18/118 + 10037,29 = 33223,73 рублей.

Итого НДС к уплате:

33 559,32 - 33223,73 = 335,59 рублей.

Совокупный показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС за рассматриваемый квартал составит:

(16 914,98 + 335,59) / 247457,70 х 100% = 6,97%.

В рассмотренном примере нагрузка по налогу на прибыль сама по себе довольно высока – 6,84% от выручки. НДС же минимален. Однако данная ситуация сложилась из-за необходимости включить налоговую базу по НДС полученный в предыдущем квартале аванс, в текущем же периоде после реализации товара, оплаченного авансом, ранее начисленный НДС принимается к вычету. В то же время размер налоговой нагрузки рассмотрен по итогам квартала. Цифры по году в целом могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. К тому же рассчитанный показатель может быть выше за счет других налогов, которые также уплачивает компания.

Формула расчета налоговой нагрузки по НДС такова. Под проверку попадут те налогоплательщики, у которых по итогам нескольких кварталов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.

По данным выше приведенного примера расчет налоговой нагрузки по НДС будет произведен следующим образом:

  • 33223,73 / 33 559,32 х 100% = 99%

Таким образом, если ситуация с низкой налоговой нагрузкой по НДС будет повторяться из квартала в квартал, к деятельности компании почти наверняка возникнут вопросы.

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.