Когда казначейство закрывает счета в конце года. Закрытие года в бюджетной организации

#RECOMMEND#

ЭТАПЫ ЗАКРЫТИЯ ГОДА

Проведение инвентаризации. До закрытия счетов текущего финансового года бухгалтеру необходимо провести ряд важных мероприятий. В первую очередь это проведение инвентаризации с внесением данных об излишках и недостачах имущества учреждения и проверки корректности отражения всех расчётов по налогам и сборам, а также расчётов с дебиторами и кредиторами. Результаты инвентаризации позволят обеспечить достоверность годовой бухгалтерской отчётности.

Определение доходов и расходов. В течение года бюджетные и автономные учреждения информацию о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ собирают на счёте с одноименным названием 010900000. Данные расходы отражаются и по предпринимательской деятельности (КФО 2) и по деятельности за счёт госзадания (КФО 4). Казённые учреждения использует этот счёт только по платной деятельности1 . Расходы, понесённые за счёт чистой прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на подарки), относят сразу на финансовый результат ‒ счёт 2.401.20.000.

В учёте бюджетных (автономных) учреждений указанный счёт (в разрезе КОСГУ) в рамках выполнения государственного (муниципального) задания следует закрывать на расходы текущего финансового года (дебет счёта 4 401 20 200), а платных услуг ‒ на уменьшение доходов (дебет счёта 2 401 10 130). Делать это следует ежемесячно (п. 66 Инструкции № 174н, п. 66 Инструкции № 183н).

В п. 66 Инструкции № 174н, п. 66 Инструкции № 183н планируется внести изменения. Если проект будет утверждён, операции по отнесению фактической себестоимости оказанных учреждением услуг (выполненных работ) в рамках исполнения государственного (муниципального) задания будут выглядеть следующим образом: Дебет 4 401 10 180 Кредит 4 109 60 0002 .

Доходы учреждений всех типов в течение всего года собираются на счёте 0 401 10 100 «Доходы текущего финансового года».

Определение финансового результата. Чтобы определить финансовый результат, необходимо закрыть суммы начисленных доходов и признанных расходов, отражённых на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года: 0 401 10 100 «Доходы текущего финансового года» и 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового года». Эти счета корреспондируют со счётом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов»3 . Закрывающие операции необходимо формировать в разрезе каждой аналитики4 .

Первичным документов для отражения операций по закрытию счетов является бухгалтерская справка (ф. 0504833)5 , на основании которой производятся записи в журнале по прочим операциям (ф. 0504071)6 .

В зависимости от типа учреждения порядок формирования заключительных операций может отличаться.

В общем виде заключительные операции отразятся следующим образом7 :

Отличие будет только в следующем: казённые учреждения определяют финансовый результат в разрезе кодов видов финансового обеспечения (КФО), КБК и КОСГУ, бюджетные учреждения ‒ в разрезе КФО и КОСГУ, автономные учреждения – в разрезе КФО и аналитических кодов поступлений, выбытий объектов учёта в структуре, утверждённой планом финансово-хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что на счёте 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов», помимо заключительных операций, по окончании текущего финансового года отражаются и другие операции8 :

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Расчёты с прочими кредиторами. Счёт может использоваться
при заимствовании средств другого источника

Казённые учреждения закрывают расчёты по внутриведомственным
расчётам*. Бюджетные и автономные учреждения закрывают расчёты
между головным учреждением и обособленными подразделениями


*Обратите внимание!
Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю)9 .

У казённых учреждений существуют свои особенности. Кроме вышеописанных операций, в учёте казённого учреждения в конце каждого финансового года закрытию подлежат показатели, сформированные по следующим счетам текущего финансового года:

  • 0 210 02 000 «Расчёты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 0 304 05 000 «Расчёты по платежам из бюджета с финансовым органом».
Эти счета также корреспондируют со счётом 401.3010 .

Отражение в отчётности. Результатом вышеописанных операций станет формирование справки по заключению счетов бюджетного учёта отчётного финансового года ф. 0503110 – для казённых учреждений11 и ф. 0503710 ‒ для бюджетных и автономных учреждений12 .

Казённые учреждения в справке (ф. 0503110) отражают обороты по счетам бюджетного учёта, подлежащим закрытию по завершении отчётного финансового года, на основанииданных по соответствующим счетам: 1 210 02 000, 1 304 04 000, 1 304 06 000, 1 304 05 000, 1 401 10 000, 1 401 20 000. Отдельно указываются обороты счетов до проведения заключительных операций (графы 2, 3) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, осуществлённых 31 декабря, по завершении отчётного финансового года (графы 4 9).

Графа 1 «Номер счёта бюджетного учёта» раздела 1 справки (ф. 0503110) отражается следующим образом:

  • номера соответствующих счетов 1 210 02 000, 1 304 04 000, 1 304 05 000, 1 304 06 000, содержащие в разрядах 1 - 17, 24 – 26 номера счёта бюджетного учёта нули (например, счёт 000 0000 0000000 000 1 304 04 000);
  • номера соответствующих счетов 0 401 10 000, 0 401 20 000, содержащие коды бюджетной классификации РФ (глав по БК, целевых статей расходов, видов расходов бюджета, подвидов доходов бюджета, видов источников финансирования дефицита бюджета), в соответствующих разрядах номера счёта отражаются со значением ноль (например, счёт 000 0182 0000000 000 1 401 20 226).
Бюджетные учреждения (автономные учреждения) заполняют справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учёта отчётного финансового года (ф. 0503710) в соответствии с п. 31 Инструкции № 33н. Учреждение отражает в справке суммы, скопившиеся в течение года по счетам 0 401 10 100, 0 401 20 200, 0 304 04 000, 0 304 06 000. В справке отражаются суммы и до закрытия года, при этом заполняются графы 2 5 и суммы, которые явились результатом проведения операций по закрытию счетов, проведённых 31 декабря, графы 6 - 1313 .

ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЁТЕ

Основным документом, регламентирующим бухгалтерский учёт в государственных (муниципальных) учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённая Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (Инструкция № 157н). В неё были внесены изменения Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н (далее ‒ Приказ № 124н). Рассмотрим их.

Уточнён порядок учёта коммуникаций внутри здания. Теперь в п. 45 Инструкции № 157н разъяснено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В частности, к ним относятся система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании), внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъёмники и лифты. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (аппараты, приборы, устройства и т. д.): например, средства измерения, управления, средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации, средства вычислительной и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.

Изменился порядок отражения денежных средств на спецсчетах.
Для учреждений, у которых открыты или планируются к открытию специальне счета в кредитных организациях, включая аккредитивы, необходимо проработать в учётной политике порядок применения счёта 201 06 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитных организациях». Ранее этот счёт носил название «Аккредитивы». При этом необходимо ориентироваться на п. п. 173 176 Инструкции № 157н. В случае если расчёты осуществляются в иностранной валюте, их учёт необходимо вести в рублёвом эквиваленте по курсу, определяемому согласно п. 13 Инструкции № 157н. Аналитический учёт расчётов по счёту ведётся в карточке учёта средств и расчётов в разрезе договоров по каждому специальному счёту (выставленному аккредитиву). Учёт операций по движению денежных средств на специальных счетах осуществляется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

В группировку счетов санкционирования расходов внесены поправки. Обязательства должны отражаться теперь с учётом следующей группировки счетов 502 00 «Обязательства»:

  • 502 01 «Принятые обязательства»;
  • 502 02 «Принятые денежные обязательства»;
  • 502 07 «Принимаемые обязательства»;
  • 502 09 «Отложенные обязательства».
Дано понятие принимаемым обязательствам. Необходимо установить в учётной политике список оснований для отражения в бухгалтерском учёте принимаемых обязательств14 .

Срок для учёта задолженности неплатежеспособных дебиторов за балансом привязали к законодательству. Ранее в Инструкции № 157н срок для учёта задолженности на данном счёте был прописан точно и равнялся пяти годам. Теперь этот срок привязан к законодательству.

Расширена сфера применения забалансовых счетов 17 и 18. Эти счета будут теперь сопровождать не только счёт 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», но и счёт 0 210 03 000 «Расчёты с финансовым органом по наличным денежным средствам»15 . Счёт 0 210 03 000 чаще всего используется при поступлении (выбытии) денежных средств в кассу с расчётного счёта.
Конкретизировано назначение счёта 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». П. 385 Инструкции № 157н теперь точно определяет перечень имущества, учитываемый на указанном счёте, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. В частности, это форменное обмундирование, специальная одежда и иное имущество, выданное учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей.
#FOOTNOTE#
Для государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих полномочия акционеров, необходимо описать порядок учёта акций на забалансовом счёте 31 «Акции по номинальной стоимости»16 .

Вступающие в силу с 2016 года

В Приказе № 124н более подробно расписан порядок учёта объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. И этот порядок необходимо учитывать при составлении учётной политики. В общем случае пересчёт осуществляется на дату совершения операции, а в случаях, предусмотренных Инструкцией № 157н, на отчётную дату. Также установлены особенности пересчёта при отсутствии официального курса. Для тех учреждений, которые постоянно осуществляют свою деятельность за рубежом, особенности пересчёта валюты
в рубли вырабатываются совместно с вышестоящим учредителем по согласованию с Минфином России. Учреждениям необходимо будет разработать и включить в учётную политику порядок перевода первичных документов, составленных на иностранных языках, на русский язык.

Как видим, значимых изменений в учёте не произошло. Однако к закрытию года необходимо подойти ответственно и со знанием всех новых нюансов бюджетного учёта. Удачного всем завершения года!

Формирование отчетности предприятия является завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям.

До формирования отчетных показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, составления отчетности, ее утверждения и представления по принадлежности, в каждой организации должны быть мероприятия по завершению финансового отчетного года (процедура закрытия отчетного года), которые включают в себя:

1. Обязательную годовую инвентаризацию имущества и обязательств.

2. Пересмотр положений учетной политики.

3. Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций.

4. Исправление ошибок.

5. Завершающие записи по счетам бухгалтерского учета и реформация баланса.

Для проведения завершающих мероприятий определяется их перечень, конкретные сроки проведения, ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их выполнением.

Проведение итоговой инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Порядок и сроки проведения такой инвентаризации определяются руководителем организации и закрепляются в его распорядительном документе (приказе) по организации или в учетной политике.

При организации и проведении инвентаризации должностные лица организации, члены комиссии и материально ответственные лица (ответственные должностные лица) должны руководствоваться «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года N 49.

Задачи инвентаризации:

Выявление фактического наличия основных средств, товарноматериальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;

Контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

Выявления товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, и устаревших морально;

Выявление сверхнормативных и не используемых материальных ценностей (так называемых «неликвидов») с целью последующей реализации;

Реальности стоимости учтенных на балансе ТМЦ, сумм денежных средств в кассах, на расчетном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; проверка резерва предстоящих расходов и платежей и других статей баланса.

Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую в организации инвентаризационную комиссию, персональный состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации в начале отчетного года. По объектам основным средств, незавершенному производству, материально-производственным запасам инвентаризация может проводиться и до окончания года. Инвентаризация же расчетов может осуществляться только на отчетную дату, а именно на 1 января, так как в противном случае не будут подтверждены соответствующие статьи баланса. Поэтому период итоговой инвентаризации, как правило, приходится на октябрь отчетного года - февраль следующего календарного года.

К имуществу организации , наличие которого должно быть проверено в ходе инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. В акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (типовая форма N ИНВ-17) отражаются сведения (данные) о расчетах с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Следует учитывать, что до начала инвентаризации должны быть составлены акты сверки со всеми категориями поставщиков, покупателей, прочих дебиторов и кредиторов, а также по получателям сумм налогов и других обязательных отчислений, и направлены им.

По результатам проверок фактического наличия имущества и финансовых обязательств должны составляться сличительные ведомости. Они составляются только по имуществу, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных.

Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций обобщаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26).

По результатам рассмотрения представленных материалов руководитель организации принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате инвентаризации; о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи ценностей сверх норм естественной убыли (в том числе с передачей дел в следственные или судебные органы).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату

проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Д 01,04,10,41 К 91 «Прочие доходы и расходы;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (Д 26,44 К 94), сверх норм - за счет виновных лиц (Д 73 К 94). Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (Д 91 К 94).

В случае выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года или до даты утверждения бухгалтерской отчетности, исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены или в декабре текущего года.

При этом неправильная запись сторнируется и производится правильная запись по счетам бухгалтерского учета. При необходимости, на разницу в суммах может быть оформлена дополнительная запись по учету.

Реформация баланса организации – это итоговые проводки, которые распределяют полученную в течение отчетного года прибыль или списывают полученный за отчетный год убыток.

До проведения реформации по всем счетам бухгалтерского учета должны быть определены окончательные остатки по состоянию на отчетную дату, а именно на 1 января следующего года. Записями, оформляемыми за декабрь отчетного года до даты проведения реформации, могут быть записи, связанные с:

Отражением результатов инвентаризации и выявленных расхождений;

Начислением или списанием сумм резервов;

Исправлением ошибок;

Отражением отдельных доходов и расходов, не подтвержденных расчетными документами;

Отражением последствий событий после отчетной даты (регулируется ПБУ 7/98) и условных фактов хозяйственной деятельности (регулируется ПБУ 8/98).

Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна удовлетворять следующим принципам:

Соблюдение единой учетной политики в течение отчетного периода;

Полнота отражения всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;

Правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду; четкое разграничение издержек производства и капитальных вложений;

Тождество данных аналитического и синтетического учета.

Бухгалтерскую отчетность составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями. Бухгалтерская отчетность в зависимости от периода, за который она составляется, бывает промежуточной (квартальной) и годовой. К промежуточной (квартальной) относится бухгалтерская отчетность за 1 квартал, за 1 полугодие, за 9 месяцев.

Годовая бухгалтерская отчетность составляется по итогам истекшего года.

Предприятие представляет в обязательном порядке периодическую (квартальную) и годовую отчетность:

Собственникам, в соответствии с учредительными документами;

Инспекции Федеральной налоговой службы (годовую); территориальным органам государственной статистики.

Сроки, установленные для представления годовой отчетности – не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом; квартальной – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

1. Бухгалтерский баланс – форма №1.

2. Отчет о прибылях и убытках – форма №2.

3. Отчет об изменениях капитала – форма №3.

4. Отчет о движении денежных средств – форма №4.

5. Отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организацией (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывающего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).

6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право предоставлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде (формы №1 и 2).

Действующие формы отчётности утверждены приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н (ред. от 04.12.2012).

Квартальная бухгалтерская отчетность включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке должны быть объяснены причины.

Изменения бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятие объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Пример промежуточной отчётности предсьтавлен в приложении 3.

Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве сгруппируется одно и то же имущество по разным направлениям. Схема бухгалтерского баланса приведена ниже.

В данной схеме баланс представлен в виде двусторонней таблицы, которая является наиболее распространенной. Однако баланс можно представить и в форме односторонней таблицы, в которой вначале размещаются статьи актива, а затем пассива.

В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Минфином РФ и носит рекомендательный характер - организации могут дополнять, сокращать и видоизменять.

I. Внеоборотные активы; II. Оборотные активы.

В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела.

III. Капитал и резервы;

IV. Долгосрочные займы;

V. Краткосрочные обязательства.

В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие виды имущества и источники их формирования, указанные в классификациях имущества пго составу и функциональной роли и по источникам образования и целевому назначению. Данные об имуществе и обязательствах в балансах отражаются обычно в тысячах рублей (тыс. руб.).

В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских балансов - вступительный, текущий, разделительный, объединительный, сводный (консолидированный), ликвидационный и др.

Вступительный баланс отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал организаций и внесенное учредителями имущество; вступительные балансы хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемности ранее действующих, могут соответствовать ликвидационным балансам организаций, правопреемником которых выступает вновь созданная организация.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.

Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные - ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т.д.).

Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные - на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.

Сводные балансы , которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства.

Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляют с помощью корректировки.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

О том, какие проводки делаются при закрытии месяца, мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о закрытии финансового года.

Закрываем счета 90 и 91

31 декабря каждого года, после выявления финансового результата от обычных видов деятельности и прочих операций, необходимо обнулить субсчета к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» ().

Синтетические (свернутые) счета 90 и 91 на момент закрытия субсчетов не должны иметь остатков. Отсутствие сальдо на этих счетах достигается путем и выявления финансового результата на субсчетах 90-9 и 91-9 соответственно. Следовательно, к моменту закрытия субсчетов на субсчетах 90-9 и 91-9 числятся накопленные за год прибыль или убыток от обычных видов деятельности или прочих операций соответственно.

При закрытии года проводки, как правило, формируются автоматически в применяемой бухгалтерской программе.

Покажем, какие должны быть сделаны бухгалтерские записи:

Если к счетам 90, 91 были открыты иные субсчета и на них были накоплены дебетовые сальдо, закрываются они аналогично: кредитуются в дебет субсчетов 90-9 или 91-9 соответственно.

В результате произведенных записей оказываются закрытыми все субсчета к счетам 90 и 91.

Закрываем счет 99

После того, как все субсчета к счетам 90 и 91 обнулились, остается закрыть только счет 99 «Прибыли и убытки». Ведь на начало следующего года он тоже не должен иметь остатка (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Кредитовое сальдо счета 99 (прибыль за год) или дебетовое сальдо (годовой убыток) относятся на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

Дебет счета 99 - Кредит счета 84 - Отражена прибыль по итогам года

Дебет счета 84 - Кредит счета 99 - Отражен убыток по итогам работы за год

Закрытие года в бухгалтерии иначе называется «реформацией баланса». Посмотреть проводки по реформации баланса на условных цифровых данных можно в .