Компания тимченко будет добывать фосфаты в сирии при поддержке чвк.

Для Сирии характерна экономика смешанного типа с высокой долей государственного сектора (ок. 50% национального дохода, 75% стоимости промышленной продукции и 70% основных средств производства). Финансы, энергетика, железнодорожный и авиационный транспорт на протяжении долгого времени целиком находились в ведении государства. Частная собственность явно преобладает в сельском хозяйстве, а также включает мелкие и средние предприятия торговли, сферу обслуживания, автотранспорт и жилищное строительство.

Ежегодный прирост ВВП в середине 1990-х оценивался в 3,6%. В 2003 году прирост ВВП составил 0,9%, т.е 58,01 млрд. долл. США, доходы на душу населения составили 3300 долл. По данным 2003 года по секторам ВВП делился следующим образом: сельское хозяйство – 28,5%, индустрия – 29,4% и другие службы – 42,1%.

Объём ВВП в 2005 году, по данным Международного валютного фонда, составил 59,633 млрд долларов США; прирост ВВП в 2005 составил 2,3 %. Уровень инфляции - 2 %. Валютные резервы - 4 млрд долларов. Внешняя задолженность (без учета военной) составила 6 млрд долларов. Доход на душу населения составляет 2410 долларов в год. По-прежнему острой остается проблема безработицы, которая достигла в 2005 году 20 % трудоспособного населения, в том числе порядка 30 % среди молодежи.

В рамках провозглашенного сирийским руководством курса на постепенную либерализацию и модернизацию экономики взята линия на предоставление предприятиям госсектора большей хозяйственной самостоятельности, в частности, права выхода на внешний рынок, привлечение иностранных инвестиций.

Активно развивается частный сектор. В нём производится 25 % стоимости промышленной продукции, он занимает доминирующие позиции в сельском хозяйстве (почти 100 %), внутренней торговле (90 %), внешнеторговой деятельности (70 %), сфере услуг, автотранспорте, жилищном строительстве.

В промышленности создается основная часть национального дохода. Наиболее развитые отрасли - нефтяная, нефтеперерабатывающая, электроэнергетическая, газодобывающая, добыча фосфатов, пищевая, текстильная, химическая (производство удобрений, пластмасс), электротехническая.

На долю сельского хозяйства (50 % самодеятельного населения) приходится около 30 % национального дохода и 17 % поступлений от экспорта (хлопок, продукты животноводства, овощи и фрукты). Лишь треть территории Сирии пригодна для сельского хозяйства. В настоящее время сельское хозяйство переживает некоторый рост, связанный с государственными вливаниями в агропромышленность.

История и современное состояние экономики Сирии

В наследство от колониального прошлого Сирия получила крайне отсталую экономику. Иностранный капитал, главным образом французский, контролировавший основные отрасли в экономике страны, тормозил развитие производительных сил и производственных отношений. Сельское хозяйство – основа сирийской экономики – характеризовалась низким уровнем производительных сил и господством полуфеодальных отношений. Промышленное производство в стране было развито очень слабо: оно было представлено в основном отраслями легкой промышленности.

После завоевания Сирией политической независимости в 1946 году в стране начали проводиться мероприятия, направленные на ликвидацию тяжелых последствий колониализма, началось развитие национальной экономики.

Сирия первой из стран Арабского Востока встала на путь национализации предприятий, принадлежащих иностранному монополистическому капиталу.

Под давлением народных масс уже в начале 1950-х годов были национализированы многие железные дороги, иностранные компании по производству электроэнергии, ограничена до 50% доля участия иностранного капитала в местных компаниях. В результате этого уже в конце 1957 года в собственность государства перешли почти все отрасли экономики, в которых ранее господствовал иностранный капитал (табачные компании, железные дороги, электростанции, эмиссионный банк и т.д.).

В 1963 году все иностранные и местные банки, а также страховые компании были полностью национализированы. В результате этого государственный сектор занял господствующее положение в Сирии. В настоящее время на его долю приходится около 50% национального дохода, примерно 75% стоимости промышленной продукции и 70% основных средств производства.

В конце 1964 года правительство Сирии издало декрет, в соответствии с которым все нефтяные и минеральные ресурсы страны объявлены собственностью государства. Передача концессий на их разработку иностранным компаниям запрещена.

В 1990-е годы руководством Сирии были предприняты шаги по либерализации экономики и активизации деятельности частного сектора, на который приходится 25% стоимости промышленного производства и который занимает доминирующие позиции в сельском хозяйстве, розничной торговле, сфере услуг, автотранспорте, жилищном строительстве. В целях экономического развития страны привлекается иностранный капитал, прежде всего в виде финансовой помощи от нефтедобывающих арабских стран и ряда западных государств.

Однако, несмотря на экономический рост в последние десятилетия, по состоянию на 2011 год Сирия заметно отстала даже от своих соседей по Ближнему Востоку. По истечении более 30 лет почти полной экономической изоляции на фоне быстрого увеличения численности населения (за 60 лет с 4,6 до 21 миллиона человек) экономический рост оказался явно недостаточным. К 2001 году Сирия по жизненным стандартам занимала 110-е место из 160 в мировой классификации, а средний доход рядового сирийца не превышал одного доллара в день. Уровень безработицы достигал 20 процентов, а среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет она «зашкаливала» за 80. Более двух миллионов сирийцев начиная с 1970 года в поисках заработка были вынуждены покинуть страну. Внешняя задолженность в 2001 году возросла до 21 миллиарда долларов, что соответствовало 130 процентам ВВП.

Не способствовали развитию и огромные военные расходы, ведь до сих пор продолжается непримиримое противостояние Сирии с Израилем. Тяжело отразилась на сирийской экономике и война в Ираке. Временное прекращение поставок дешёвой иракской нефти вкупе с истощением сирийских месторождений привели к падению поступлений в бюджет страны на 30 процентов.

Решительный поворот от «социалистических ориентиров» к строительству «социальной рыночной экономики» был закреплён на Х съезде правящей партии Баас, который прошёл в июне 2005 года.

Правительство разрешило деятельность частных банков, правда, только в случае наличия у государства контрольного пакета акций. Проводятся реформы по либерализации валютного контроля и внешнеторговой сферы. Сегодня на долю госсектора приходится не более 30 процентов всех основных фондов, а ежегодный прирост валового национального продукта составляет от 5 до 7 процентов. Внешний долг Сирии, по данным Всемирного банка, уменьшился до 5,236 миллиарда долларов в 2009 году, а уровень общий безработицы сократился до 8,4 процента и до 20 процентов среди молодёжи.

ВВП Сирии, по оценке Всемирного банка, с 2001 по 2009 год вырос с 28,559 до 52,177 миллиарда долларов. Доход на душу населения составляет 2410 долларов в год, увеличившись в 2009 году по сравнению с 2001-м почти в два раза с 1090 долларов.

В настоящий момент сирийский бизнес, преимущественно мелкий, основанный на семейной собственности с числом занятых до 10 человек, составляет 95 процентов всех компаний. Крупные государственные предприятия показывают низкую эффективность из-за недостаточной квалификации управленцев, отсталых технологий и сильной изношенности оборудования. Консолидированные убытки таких компаний достигли в 2005 году миллиарда долларов, а их экспорт сокращается на 10 процентов ежегодно.

Власти до начала беспорядков весной 2011 года определённые надежды возлагали на капитал сирийских эмигрантов, большая часть которого находится за пределами страны. По некоторым оценкам, сумма заграничных авуаров, принадлежащих сирийцам, превышает 90 миллиардов долларов. Кроме того, опасаясь американских санкций, Сирия с февраля 2006 года в своих внешнеторговых операциях перешла на расчёты в евро.

Дефицит внешней торговли Сирии составляет примерно два миллиарда долларов в год. Основные торговые партнёры - Япония, Иран и страны ЕС.

Энергетический сектор является для Сирии главным источником дохода при разведанных запасах нефти в 2,4 миллиарда баррелей и природного газа в 208 миллиардов кубометров. С 1974 года добыча нефти даёт четверть ВВП Сирии. В формировании бюджетных доходов его доля достигает 10 процентов, а в поступлениях от экспорта - 40 процентов, обеспечивая приток в страну валюты. Однако за последние 10 лет уровень добычи нефти в Сирии с пикового показателя в 594 тысяч баррелей в сутки, достигнутого в 1996 году, сократился на треть - до 400 тысяч. Причиной этого стало истощение абсолютного большинства месторождений. По прогнозам МВФ, если падение добычи нефти в Сирии не будет остановлено, а объём потребления нефтепродуктов будет продолжать расти, то уже в 2011 году страна из нетто-экспортёра станет нетто-импортёром «чёрного золота».

Развиваются экономические отношения с соседними странами. Так, нормализация отношений с Ираком привела к росту взаимного товарооборота, достигшего 400 миллионов долларов. Возобновились железнодорожное сообщение и перекачка нефти по трубопроводу Киркук - Банияс. Были налажены отношения с ближайшим соседом Турцией, прерванные 60 лет назад. В результате турецкий бизнес уже инвестировал в Сирию около 200 миллионов долларов.

На период 2010-2015 годов правительством поставлена задача за счёт развития рыночной инфраструктуры, газового сектора, туризма и других перспективных отраслей добиться увеличения в экспорте доли продуктов более высокой степени переработки.

Вместе с тем, последние события в Сирии ставят под сомнение претворение этих планов в жизнь. Согласно прогнозам специалистов вашингтонского Международного финансового института, падение ВВП в 2011 году в Сирии составит минимум три процента.

Промышленность Сирии

За годы политической независимости Сирия добилась известных успехов в развитии национальной промышленности. Сирийское правительство традиционно уделяет весьма пристальное внимание вопросам индустриализации страны. Это, прежде всего, находит свое отражение в пятилетних планах социально-экономического развития страны.

С 1970-х годов в Сирии осуществляется программа структурной перестройки экономики в интересах повышения в ней роли сферы материального производства путем ускоренного развития соответствующих отраслей. Особое внимание в этом процессе уделялось промышленному производству как основе укрепления материально-технической базы всей национальной экономики. Упор среди прочего намечалось сделать на первоочередное развитие отраслей обрабатывающей промышленности, базирующихся на использовании и переработке местного сырья.

В указанные годы в развитии госсектора промышленности весьма рельефно проявилась тенденция к сооружению крупных хозяйственных объектов, которые сразу же заняли ведущее положение в отрасли. В первую очередь это относилось к нефтеперерабатывающему, химическому, цементному и некоторым другим производствам.

Несмотря на заметные успехи в деле создания национальной промышленности, ее становление и развитие сопряжено с большими трудностями, связанными как с общей нехваткой валютно-финансовых средств и сохраняющимися структурными диспропорциями в экономике, так и с отсутствием должной численности квалифицированных рабочих, существующими недостатками в планировании и научном обеспечении производства, а так же реализации продукции.

Поскольку процесс промышленного производства продолжает в значительной степени быть ориентированным на применение импортных компонентов, постольку одной из самых наболевших проблем является проблема загрузки производственных мощностей. В этой связи правительство неоднократно предпринимало попытки оживления производства в «свободных зонах» с тем, чтобы, используя предоставленный им льготный таможенный режим в отношении импорта сырья, разрешить проблему обеспечения последним.

Основную роль в выпуске продукции промышленности играет госсектор. В первой половине 1990-х годов удельный вес госсектора в добывающей промышленности оценочно составлял 70%, а в обрабатывающей – около 60%. Численность занятых в добывающей промышленности в начале 90-х годов равнялась 6.9 тыс. человек. Несмотря на ограниченность природных ресурсов страны, добывающая промышленность в последние годы является наиболее динамичным сектором сирийской экономики.

Основу добывающей промышленности составляет добыча нефти. Ее удельный вес в совокупном объеме производства добывающей промышленности оценивается в 97%. Подавляющая часть запасов нефти и ее добычи приходится на Румеланский, Джебиссийский и Южно-Евфратский районы востока и северо-востока страны. К концу 1980-х годов в Сирии было открыто свыше 50 нефтяных месторождений, из которых примерно 2 десятка находятся в разработке и эксплуатации.

Начиная с 1974 года, Сирия привлекла иностранные компании к участию в добыче нефти. С этой целью ряд районов страны был объявлен открытым для проведения разведки, бурения скважин и добычи нефти. Работы велись на условиях контрактов «риск сервис». При этом в концессию зарубежным фирмам предоставлялись наиболее перспективные на нефть районы. К середине 1980-х годов основная часть перспективных нефтеносных районов Сирии оказалась в распоряжении американских компаний «Пектен» и «Маратон».

В последние десятилетия лет Сирия активизировала свою деятельность в области добычи газа. Традиционное направление деятельности в этой сфере связано с использованием попутного газа, извлекаемые запасы которого оцениваются в 11 млрд. куб. м. Его ежегодная добыча составляет примерно 500 млрд. куб. м.

В 1987 году на месторождении Джебисси был введен в эксплуатацию комплекс по очистке газа, построенный чехословацкой стороной. Наиболее же перспективным с точки зрения расширения добычи газа и его использовании в промышленности считается Пальмирский район. Его природный газ планируется применять, в частности, в качестве топлива для электростанций, в том числе электростанции Мхарде около города Хамы.

Значительную роль в экономике Сирии играет добыча фосфатов, Разведанные запасы которых оцениваются в 1,5 млрд. тонн. Их основные запасы сконцентрированы на месторождениях «Хнейфнс» и «Шаркыйя». Разработка месторождений осуществляется Румынией, Польшей, Болгарией. В связи с тем, что сирийские фосфаты отличаются повышенным содержанием хлора (0,02 – 0,2%), острой проблемой является создание специальных мощностей по их промывке.

Запасы железной руды в Сирии оцениваются в 400 – 500 млн. тонн. Главными районами ее залегания считаются Забадани и Блудан (содержание железа в руде 32%), а также Раджу (28%). В числе прочих полезных ископаемых в Сирии добываются каменная соль, асфальт, гравий, строительный камень, гипс, мрамор и ряд других.

Важное место среди отраслей обрабатывающей промышленности занимает нефтепереработка. Нефтеперерабатывающая промышленность представлена 2-мя заводами – в Хомсе и Баниясе. Мощность завода в Хомсе составляет более 5 млн. тонн нефти в год. Завод работает на смеси сирийской тяжелой (50%) и легкой нефти. Предприятие в Баниясе мощностью 6 млн. тонн в год также рассчитано на переработку смеси привозной легкой и тяжелой местной нефти (20 –50%). В течение 80-х годов нефтеперерабатывающий завод в Хомсе неоднократно подвергался реконструкции с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции, в частности за счет производства 100 тыс. тонн смазочных масел в год.

Традиционная отрасль сирийской экономики – текстильная промышленность, на долю которой приходится немногим менее 20% валового производства обрабатывающей промышленности. В этой отрасли промышленности работает более 50% рабочих, занятых во всей крупной промышленности страны. Основной упор в развитии этой отрасли делается на преимущественное использование местного сырья, что и обусловливает ведущее положение в отрасли хлопчатобумажного производства.

Подавляющее число хлопчатобумажных тканей производится на предприятиях госсектора. На них выпускаются преимущественно простынное полотно, фланель, сорочечные, набивные и драпировочные ткани, поплин и другие. Общее руководство текстильными предприятиями госсектора осуществляет Генеральная организация «Юнитекстиль». Производство шелковых тканей в Сирии базируется преимущественно на импортном сырье.

Довольно большое развитие в Сирии получило производство чулочно-носочных изделий, хлопчатобумажного трикотажа, белья. Преимущественно эти изделия вырабатываются на небольших предприятиях. Производимые в стране хлопчатобумажные пряжа, ткани чулочно-носочные изделия потребляются внутри страны и в больших количествах экспортируются главным образом в соседние арабские страны. Хлопкоочистительная промышленность представлена 58 заводами, большая часть которых оснащена устаревшим оборудованием.

Примерно 1,5 десятка государственных текстильных компаний имеют в своем распоряжении более 500 тысяч веретен и свыше 4,5 тысяч ткацких станков.

Широкий размах капитального строительства обусловил необходимость проведения государством ряда практических мероприятий, нацеленных на ускоренное развитие цементной промышленности. Суммарные мощности по выпуску цемента в Сирии составляют около 5 млн. тонн в год, что позволяет выделять достаточное его количество на экспорт. Наиболее крупные заводы этой отрасли – в Тартуси (мощность 6,5 тысяч тонн цемента в сутки), Адре (около 4 тыс. тонн), Халебе (2 тыс. тонн), Хаме (1 тыс. тонн).

Производство строительных материалов налажено на заводе керамических изделий в Хаме, способном выпускать до 30 млн. облицовочных плиток в год, заводах, производящих стекло и санитарно-технические изделия и на некоторых других предприятиях.

Все возрастающую роль в хозяйственной жизни страны играют химическая и нефтехимическая промышленность. Среди выпускаемой ими продукции следует отметить фосфорные и азотные удобрения, мочевину и аммиак, моющие средства, лаки и краски.

Крупным центром по выпуску удобрений в 1980-е годы стал Хомс. Помимо завода мощностью 140 тысяч тонн аммиака и азотной кислоты в год в 1982 году там было введено в эксплуатацию новое предприятие проектной мощностью 300 тысяч тонн аммиака и 315 тысяч тонн мочевины в год. В 1983 году пущен в строй завод по переработке 800 тысяч тонн фосфатов в год. На нем производятся также нитрат кальция, серная кислота, аммиак и ряд прочих продуктов.

Ведущий производитель лакокрасочных материалов – государственная компания по краскам и химическим товарам «Омайяд». Ее годовое производство составляет 15 тысяч тонн продукции.

Немаловажное место Сирией отводится развитию пищевой промышленности. Предприятия этой отрасли производят такие продукты как пастеризованное молоко, сливочное и растительное масло, мука, макароны, сахар, табачные изделия, различные напитки и соки. Большие перспективы в этой области связывают с наращиванием мощностей по выпуску консервированных овощей и фруктов, заметный толчок развитию которых был дан с вводом в эксплуатацию трех консервных заводов в Хасеке, Маядини, Идлибе.

Сахарная промышленность была создана в 1950 году Крупные заводы расположены в Дамаске и Хомсе. Предприятия в основном рафинируют импортируемый с Кубы тростниковый сахар-сырец и лишь частично перерабатывают свою сахарную свеклу.

Маслобойная промышленность представлена более чем 400 мелкими предприятиями, на которых вырабатывается хлопковое, кунжутное, оливковое, льняное и некоторые другие виды растительных масел.

К относительно новым отраслям сирийской промышленности относятся: машиностроительное, электронное, электротехническое. Предприятия этих отраслей выпускают холодильники, телевизоры, стиральные машины, кухонные плиты, электродвигатели, трансформаторы, аккумуляторы, кабель, тракторы и другие изделия. Однако производство названных отраслей основывается в значительной степени на использовании импортного сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, что в условиях напряженности в валютно-финансовой сфере ограничивает возможности соответствующих предприятий.

Сельское хозяйство Сирии

Хотя абсолютные показатели, характеризующие состояние сельского хозяйства растут, относительные заметно сокращаются, отражая процесс диверсификации экономики, свидетельствующий о превращении страны из аграрной в аграрно-индустриальную. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 17%, за счет его продукции обеспечиваются 15% экспортных поставок страны, но по-прежнему в нем занята большая часть населения – 53%. Пригодные для сельского хозяйства земли в Сирии составляют 6,1 млн. га. При этом орошаемые угодья достигают 1,09 млн. га, богарные земли – около 3,4 млн. га, под пар отводится 1,5 млн. га, не обрабатывается более 500 тысяч гектаров. Пастбища раскинулись на 8,3 млн. га, лесные угодья на 523 тыс. га, каменистые почвы и песчаники – более 3 млн. га, болота и озера 116 тыс. га.

Условия сельскохозяйственного производства лишь относительно благоприятны и стабильные урожаи снимаются лишь с орошаемых площадей.

В целях лучшего использования земельного фонда и для определения приоритетных направлений в развитии земледелия Сирия была разделена на 5 «зон сельскохозяйственной стабилизации» в зависимости от количества осадков и длительности сезона дождей.

Первая зона включает территории с количеством осадков свыше 350 мм и подразделяется на 2 района: с осадками свыше 600 мм и с осадками в пределах 350 – 600 мм, где есть возможность собирать 2 урожая пшеницы, стручковых и других летних культур в сезон 1 раз в 3 года. Вторая зона охватывает территории с осадками 250 – 350 мм, где создаются условия для сбора за один сезон 2-х урожаев ячменя, а также выращиваются пшеница, стручковые и иные летние культуры. Третья зона распространяется на площади с осадками не менее 250 мм в течение не менее полугода, что обеспечивает сбор 1- 2 урожаев ячменя не реже 1-го раза в 3 года. Под четвертую зону отведены земли, где осадки не превышают 200 – 250 мм в течение полугода и где выращивается ячмень и кормовые травы. Пятая зона включает территорию, на которых невозможно неорошаемое земледелие.

Подобная классификация земель явилась первым шагом на пути выделения наиболее перспективных угодий, за счет интенсификации которых может быть обеспечен успех в подъеме сельского хозяйства.

Другое направление в повышении эффективности аграрного производства – укрепление его материально-технической базы путем накапливания средств в хозяйствах капиталистического типа, в кооперативных и государственных.

Ныне в аграрном секторе с точки зрения его технической оснащенности достигнуты серьезные сдвиги. Здесь насчитывается около 50 тыс. тракторов разной мощности и 3 тыс. комбайнов. Кроме того применяются 80 тыс. насосов, 65 тыс. современных плугов, более 6 тыс. сеялок, 3 тыс. стационарных молотилок, 25 тыс. механических разбрызгивателей и около 1 тыс. распылителей, не считая тысяч ручных.

Важным мероприятием явились законы об организации аграрных отношений и об аграрной реформе (1958 года), ограничивавшие степень феодальной эксплуатации крестьян, регламентировавшие аренду, порядок найма, оговаривавшие некоторые меры социальной защиты простых товаропроизводителей.

Сельское хозяйство Сирии развивается как лишенное монокультурной ориентации – снимается 75 видов урожаев ежегодно – и обеспечивает широкий ассортимент продовольственных и технических культур. Обрабатываемые земли распределяются под разными видами продукции следующим образом: до 50% приходится на зерновые; 3% зернобобовые; 5% овощные и бахчевые; 4% технические; 1% фуражные и 11% фруктовые. Почти 1/3 возделываемых площадей остается под паром.

В растениеводстве самый распространенный вид товарной продукции – злаковые, наибольшие площади под которыми заняты пшеницей – основной продовольственной культурой. Исторически сложившимися зонами выращивания пшеницы являются северо-восточные районы – Хасеке, Дейр-эз-Зор и Ракка, включая равнины Эль-Джазира, Хауран, а также Хомс, Хама. Пшеница высевается преимущественно на богаре, урожаи на котором в большой мере зависят от погодных условий, а потому отличаются нестабильностью, Тем не менее прослеживается тенденция к медленному росту урожайности в связи с принятием более передовых технологий, улучшения обработки почвы, использования сортовых семян, внедрения новых социальных форм организации производства.

Следующий по важности в зерновом балансе страны культурой является ячмень, основные районы возделывания которого формируются вокруг Халеба, Хомса, Хамы, Хасеке, Дейр-эз-Зора на угодьях, несколько даже превосходящих площади под пшеницей.

Третье место в производстве зерновых, хотя и в значительно меньших размерах по сравнению с указанными выше культурами, занимает кукуруза, площади под которой имеют тенденцию к росту.

Издавна в зерновом балансе страны известное место занимало сорго. На протяжении десятилетий оно было одной из наиболее распространенных культур, возделывавшихся в районе предгорий на богарных участках. Ее популярность определялась высокой степенью утилизации злаков, устойчивостью к погодным условиям.

Однако в связи с повышением уровня жизни и изменением стандартов питания это растение начинает постепенно вытесняться с крестьянских полей.

Начиная с 1970-х годов в Сирии осуществляются настойчивые попытки возделывания риса. Основные эксперименты с этой культурой проводятся на обильно орошаемых землях в долине Евфрата в специально созданных хозяйствах в рамках пилот-проекта. Внедряются преимущественно скороспелые формы, обладающие хорошими вкусовыми качествами. Включение в состав местного злакового ассортимента риса вызвано его высокой товарностью, необходимостью сократить импорт и разнообразить рацион питания населения.

Однако пока, несмотря на благоприятные прогнозы, в Сирии нет сколько-нибудь заметных свидетельств о завершении экспериментов и перехода к производству риса на расширенной основе.

Зернобобовые культуры возделываются в относительно небольших количествах в основном для внутреннего потребления. Самая популярная культура – неприхотливая к условиям выращивания чечевица, пищевые и кормовые сорта которой постоянно пользуются высоким спросом на рынке. Главный район ее производства – мухафаза Халеб, хотя очаговые посевы встречаются и в других районах. Большое место в посевах зернобобовых отводится гороху, который в отдельные годы по такому показателю, как посевные угодья, превосходит чечевицу.

Для пищевых целей культивируются и другие виды зернобобовых, в частности фасоль, бобы, некоторые местные сорта стручковых.

В структуру сельскохозяйственного производства составной частью входит производство трав, формирующих определенную долю кормового фонда. Основная травяная культура – вика, заготовляемая на зерно и сено. Районы ее выращивания протянулись с севера на юг по линии Халеб – Дерьа. Помимо вики имеет распространение арабский люпин. В меньших размерах практикуется производство люцерны и клевера, посевы которых занимают преимущественно междурядья в садовых хозяйствах. В целом под посевами кормовых трав в Сирии ежегодно находятся 40 – 60 тыс. га.

В Сирии производятся 12 видов технических культур. Среди них ведущая роль принадлежит хлопчатнику. В течение последних 10 лет площади под хлопчатником составляют 140 – 180 тыс. га, хотя прежде были значительно небольшими. Наиболее крупные массивы посевов расположены в долине Евфрата, примерно четверть валового сбора хлопка приходится на зону предгорий между Халебом и Хомсом, относительно небольшую часть урожая снимают с плантаций в мухафазе Латакия. С начала 80-х годов прослеживается последовательное нарастание урожаев, которые не опускаются ниже отметки 400 тыс. тонн.

Вторая по величине засеваемых угодий культура – кунжут, возделываемый главным образом в долине Евфрата, между Раккой и Абу-Кемалем и отчасти в мухафазах Хомс, Хама, Латакия.

Сирия известна как крупный производитель всемирно известных сортов табака, а табаководство – важная отрасль сельского хозяйства. Под посевами табака занято примерно 14 тыс. га, а производство его составляет в среднем 20 тыс. тонн и сконцентрировано в основном в мухафазе Латакия. Табаки «латакийской» группы особенно ценятся на европейских рынках, а разновидность местного табака – тумбак – используется курильщиками наргиле во многих странах Востока. Свекловодство также представляет собою перспективную отрасль сельского хозяйства. В стране остро стоит проблема увеличения производства сахара, в связи с чем расширение посевов и повышение урожайности – актуальная задача. В середине 70-х годов возобладало требование увеличивать посевы свеклы за счет сокращения площадей под другими культурами, в частности хлопком.

Ныне свекла выращивается в западной части страны – Хомсе, Эль-Габе, Телль-Сальхабе, а также на востоке, в долине Евфрата, на площадях в 30 – 33 тыс. га. На сопоставимых по размерам угодьях возделывается и сахарный тростник. Выращиваются и другие технические культуры, в частности подсолнечник, арахис, индийское сорго, используемое для вязания циновок и веников, тмин, анис, некоторые другие на незначительных площадях.

Сирия – крупный производитель овощных и бахчевых культур, из них перечень только основных насчитывает до 25 видов. Выращиваемые формы различаются по срокам созревания, в связи с чем поступают на рынок равномерно в течение значительной части года. Занятая под ними площадь стабильна и составляет в среднем за ряд лет 260 тыс. га. По размерам отведенного клина (около 70%) резко выделяются арбузы, томаты, картофель, дыни, огурцы, капуста, бамья. Урожай их реализуется в основном на внутреннем рынке.

Сирия еще и традиционный центр садоводства, в котором культивируется 20 видов плодовых культур на площади, превышающей 600 тыс. га. Наиболее древней и распространенной является культура олив, необычайно разнообразных по качеству и внешнему виду, посадки которой систематически растут и ныне достигают 400 тыс. га. Районы ее производства протянулись вдоль побережья, расположены в предгорьях, частично на горных склонах.

Сирия – один из крупнейших очагов виноградарства. Основные плантации этой культуры (67 тыс. га) сосредоточены в мухафазах Халеб, Идлиб, Эс-Сувейда, Хомс. Наиболее популярны местные сорта с крупными светлыми ягодами, отличающиеся высокими вкусовыми качествами. В стране насчитывается более 50 млн. лоз.

Из других садовых культур в наибольшей степени распространены фисташки, яблоки, миндаль, финики, вишня. Растущее внимание уделяется абрикосу – перспективной экспортной культуре, продукты переработки которой – урюк, курага – обладают лечебными свойствами. Из цитрусовых, под которые отводится до 20 тыс. га, выделяются апельсины.

Животноводство – вторая по значению отрасль сельского хозяйства Сирии, развивающаяся, однако, преимущественно на экстенсивной основе. Молочное стадо страны насчитывает около 500 тыс. голов, из которых 60% - дойные коровы. В целом поголовье крупного скота, включая верблюдов, колеблется в пределах 700 – 800 тыс. голов.

Мелкий рогатый скот представлен в основном козами, численность которых составляет 1 – 1 .2 млн., и овцами, поголовье которых крайне нестабильно и в разные годы варьируется в пределах от 10 до 12 млн. голов. Имеются и другие виды скота, используемого для перевозки грузов или в качестве тягла, в частности лошади и мулы, стадо которых сокращается и ныне составляет соответственно 30 и 20 тыс. голов, а также ослы, поголовье которых поддерживается на уровне 190 – 200 тысяч.

Птицеводство как высокодоходная отрасль получила толчок к развитию в 1970-е годы, когда стали интенсивно складываться птицеводческие хозяйства капиталистического типа, относящиеся в своей массе к категории пригородных хозяйств. Общая численность поголовья ныне достигает 19 млн. В малых количествах разводятся гуси, утки, в относительно больших – индейки и голуби.

Сохраняется и база для развития пчеловодства в виде 120 – 150 тыс. ульев, отдельные хозяйства также не отказываются от традиционного для Сирии и в прежние времена занятия, связанного с разведением тутового шелкопряда. Рыболовство занимает по-прежнему скромное место в структуре сельскохозяйственного производства, хотя в течение последних лет наблюдается рост улова, превышающий ныне 11 тыс. тонн в год. При этом морское рыболовство сдает позиции речному, которое обеспечивает более 75% совокупной продукции рыболовецких хозяйств.

Транспорт Сирии

Транспорт в Сирии развит слабо. Важнейшую роль в перевозке грузов и пассажиров внутри страны играет автомобильный транспорт. Перемещение пассажиро- и грузопотоков осуществляется ныне по единой сети автодорог, которая продолжает совершенствоваться. Исторически сложившаяся система автодорог в основном концентрировалась в западной части страны вдоль средиземноморского побережья и по оси север-юг, что отвечало экономическим потребностям и определялось уровнем хозяйственного развития расположенных здесь территорий.

Главные транспортные артерии страны протянулись от турецкой границы до иорданской по линии Баб–эль-Хауа – Хама – Хомс – Дамаск – Деръа (470 км), от турецкой границы до ливанской - Кассаб – Латакия – Банияс – Тартус (170 км) и далее на Триполи, Бейрут, Сайду, от ливанской границы до иракской – Дамаск – Абу-Шамат (300 км) до Багдада. В 1970–80-е годы значительно увеличилась протяженность дорог с усовершенствованным покрытием. Ныне длина асфальтобетонных шоссе достигает почти 40 тыс. км. Развитие дорожной сети сопровождалось наращиванием автомобильного парка. Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось до 490 тыс. транспортных единиц всех видов. По сравнению с 1980 годом к концу десятилетия заметно возросло число пикапов, микроавтобусов, грузовых машин.

В Дамаске и в столичной мухафазе сосредоточено 35% транспортных средств и около 50% легковых автомашин. Автопарк страны разнотипен. В нем велик удельный вес японских автомобилей, имеется определенное число машин западноевропейских марок.

Железнодорожный транспорт в национальной транспортной системе занимает второе место после автомобильного, хотя в Сирии он появился значительно раньше: первая железная дорожная линия Дамаск – Бейрут была открыта в 1885 году. Исторически в Сирии сложились 2 центра железнодорожного строительства: в южной части, связанной с Ливаном, прокладывалась узкая колея, на севере использовалась стандартная. В результате сеть дорог оказывалась искусственно разорванной. В 1995 году сирийское правительство выкупило все имевшиеся к тому времени железные дороги, находившиеся в руках иностранного капитала, и приступило позднее к сооружению сети дорог, отвечавших международному стандарту.

Авиационный транспорт начал развиваться развиваться в Сирии со второй половины 1960-х годов. Ограниченность национальной территории и относительно небольшие потребности в перевозке людей и груза по воздуху – фактор, существенно сдерживающий применение воздушного транспорта на внутренних линиях. Тем не менее местные авиатрассы связывают не только Дамаск, Халеб, Эль-Камышлы, Латакию, Дейр-эз-Зор, Тадмор, Хомс, где имеются соответствующие аэродромы и службы обеспечения полетов, но и некоторые другие населенные пункты, в которых сооружены взлетно-посадочные площадки. При этом все полеты осуществляются из центра на периферию и обратно по линейным маршрутам, и между собой провинциальные города не связаны.

Гражданская авиация, изначально создававшаяся усилиями государства, находится в ведении государственной организации «Эль-хутут эль-джавийя эс-сурийя» - «Сириэнэар». В середине 1990-х годов национальный самолетный парк насчитывал 12 самолетов, обслуживаемых сирийскими экипажами.

К началу 1980-х годов полностью вступил в строй международный аэропорт Дамаска (примерно 30 км от столицы), оснащенный по последнему слову техники и способный принимать самые современные авиалайнеры, в том числе аэробусы, и перерабатывать большие количества грузов. Аэродром располагает двумя взлетно-посадочными полосами длиной 2,6 и 2,7 км, шириной 60 м. Пропускная способность аэропорта – 2 млн. пассажиров в год.

Водный транспорт не получил распространения в Сирии. Несмотря на наличие внутренних водоемов и рек, в стране практически отсутствует речное водоходство из-за нерегулярности стока и бурного нрава рек. Даже на наиболее полноводном Евфрате речные перевозки осуществляются, в основном, на коротких маршрутах.

Собственный морской транспорт, хотя Сирия имеет выход к морю, находится в зачаточном состоянии и состоит, главным образом, из нескольких сухогрузов среднего тоннажа, перемещающихся в пределах средиземноморского бассейна. Функции маломерного флота ограничиваются каботажными перевозками на морском участке от Турции до Ливана.

Основной объем торговых экспортно-импортных операций осуществляется через Латакию и Тартус – крупные национальные порты, а также Банияс, используемый как нефтеналивной терминал.

Трубопроводный транспорт представлен в первую очередь нефтепроводами для транзитной перекачки сырой нефти из Ирака и Саудовской Аравии к средиземноморскому побережью. Три трассы на маршруте Киркук – Триполи были построены в разное время в 30-е, 40-е и 60-е годы. В 50-е годы проложены нитки Киркук – Банияс и Абкайк – Сайда. Дублирование нефтепроводов было вызвано малой пропускной способностью первых линий, недостаток, который устранен путем увеличения диаметров последующих.

В стране создана сеть внутренних нефтепроводов для транспортировки жидких углеводов от мест добычи к местам переработки в Хомсе и Баниясе и для доставки на нефтеналивной терминал в порт Банияс. В 1968 году была проложена главная линия Карачук – Хомс – Тартус протяженностью 650 км и пропускной способностью 8 млн. т в год. По состоянию на 2008 год общая протяженность автодорог в Сирии составляет 36 377 км. Из них: с твёрдым покрытием - 26 299 км, без твёрдого покрытия - 10 078 км.

Общая протяженность железных дорог - 2 750 км. В Сирии используются сразу два типа колеи. 2423 км дорог проложено со стандартной колеей 1435 мм, и 327 км - с колеей 1050 мм. Дорога с колеей 1050 мм была построена ещё Османской империей в начале XX века и соединяла Дамаск с Мединой. В настоящее время эта ветка не функционирует. Железнодорожное сообщение налажено с тремя соседними государствами: Турция, Ирак и Иордания. В настоящее время ведется сооружение линии Тартус - Латакия; планируется прокладка железных дорог Дамаск - Дара и Дейр-эз-Зор - Абу-Кемаль.

Количество аэропортов - 104 (1999), из них с бетонными взлетно-посадочными полосами - 24. 3 имеют статус международного. Государственная авиакомпания - Syrianair, выполняет перевозки в более чем 50 городов. Общая протяженность трубных магистралей составляет 1304 км, из них 515 - нефтепроводы.

Основные порты на Средиземном море: Тартус, Латакия, Банияс. В Тартусе действует база материально-технического обеспечения ВМФ России. В настоящее время проводятся работы по углублению гавани с целью возможного перебазирования российского Черноморского флота из Севастополя в Тартус.

Внешняя торговля Сирии

Внешняя торговля играет большую роль в экономической жизни Сирии. Слабое развитие промышленности обусловливает крайнюю зависимость страны от импорта промышленных товаров широкой номенклатуры. Сирия полностью покрывает за счет импорта свои потребности в машинах и оборудовании, средствах транспорта, черных металлах и многих других видах промышленной продукции.

С другой стороны, в силу однобокого развития сельского хозяйства Сирия зависит от вывоза многих видов сельскохозяйственной продукции.

Основными экспортными статьями были и остаются продовольствие, сырье и топливо, на которые в 70-е – 90-е годы приходилось в среднем свыше 75% общей стоимости экспорта. Все более заметную роль в экспорте Сирии играет вывоз химических товаров, оборудования и готовых промышленных изделий. В экспорте страны появились такие изделия, как красители, пластик, моющие средства, парфюмерия, оборудование для рытья колодцев, лебедки, электрооборудование и бытовые приборы, металлические изделия и др.

Но в товарной структуре промышленного экспорта основное место занимали хлопчатобумажная пряжа, обувь, различные текстильные товары, продукция пищевой промышленности, цемент и т.д., то есть несложные в технологическом отношении товары.

Несмотря на то, что вывоз топлива занял основное место в экспорте страны, Сирия по-прежнему вынуждена импортировать нефть и нефтепродукты во все возрастающих количествах. Это объясняется тем, что страна в течение долгого времени получала нефть легких фракций из Ирака и Саудовской Аравии, и поэтому ее завод были построены с расчетом на переработку именно привозной легкой нефти, а не собственной нефти тяжелых фракций.

Еще одна важная импортная статья – готовые промышленные изделия, ввоз которых составляет в среднем 20 – 22% общей стоимости импорта. Основное место в нем занимает прокат черных и цветных металлов, металлоконструкции, научные приборы и инструменты.

Развитые капиталистические государства в 1970–90-е годы занимали ведущее место во внешней торговли Сирии. На них приходилось свыше 50% всей стоимости сирийской торговли. Сирия поставляет этим странам нефть, некоторые сельскохозяйственные товары (сушеный лук, бобовые, табак, хлопок) и готовые промышленные изделия (хлопчатобумажные ткани и пряжу, одежду, продукцию кустарных промыслов, парфюмерию). Сирийский импорт из этой группы государств широк и разнообразен – от различных машин и оборудования до бытовых электроприборов и зажигалок.

Крупнейшими торговыми партнерами Сирии из их числа выступают государства Европейского сообщества (ЕС), прежде всего Италия, Германия, Франция – 35–40% общей торговли Сирии. На США приходится 4–5% общей стоимости сирийской торговли, на Японию 3 – 4%. Сирия также предпринимает шаги по развитию торговых отношений с другими группами государств, прежде всего со странами Восточной Европы, которые выступают постоянными покупателями не только традиционных товаров сирийского экспорта, но и нефти и нефтепродуктов, товаров производственного и потребительского назначения (искусственных тканей, серной и сернистой кислот, тройного суперфосфата, трансформаторов и др.). Решая задачи по расширению товарооборота и увеличению экспорта, Сирия особое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с развивающимися странами. Основными торговыми партнерами Сирии из числа освободившихся государств традиционно являются арабские страны.

Характерная черта внешнеторговой политики Сирии в 1970–90 годах – протекционизм. Страна применяла различные формы внешнеторгового регулирования, но наиболее важными были лицензирование, валютный контроль и нетарифные ограничения.

Общий объем экспорта Сирии в 2008 году составил 13,97 млрд долл. Основные экспортируемые товары - нефть, минеральное сырьё, фрукты и овощи, текстиль. Основные покупатели - Ирак 30,7 %, Германия 9,8 %, Ливан 9,6 %, Италия 6,4 %, Франция 5,5 %, Египет 5,4 %, Саудовская Аравия 5,1 %.

Общий объем импорта Сирии в 2008 году составил 15,97 млрд долл. Основные импортируемые товары - промышленная продукция, продовольствие. Основные поставщики - Саудовская Аравия 11,7 %, Китай 8,7 %, Россия 7,5 %, Италия 5,9 %, Египет 5,8 %, ОАЭ 5,7 %.

Источник - http://ru.wikipedia.org/
http://altsoch.narod.ru/
http://www.geografia.ru/
http://www.ekhoplanet.ru/

Общие сведения


Сирийская Арабская Республика (Сирия) - государство, расположенное в Юго-Западной Азии. Сирия входит в список стран Ближнего Востока.

География

Население страны составляет 22 миллиона человек. Столица - город Дамаск. Дамаск - не самый крупный город в Сирии. Самый крупный город - Алеппо, его население составляет два с половиной миллиона человек. В Дамаске проживает 1 миллион 750 тысяч человек.

Третий крупный город в Сирии - Хомс. Его население составляет 900 тысяч человек. Сирия имеет сухопутные границы с Ливаном , Турцией , Израилем , Иорданией и Ираком . Страна расположена на побережье Средиземного моря. В Сирии есть и горы, и равнины. В Сирии есть леса, которые занимают 2,6% от общей площади страны. Есть и хвойные, и субтропические вечнозелёные леса.

Сирия в административном отношении разделена на 14 мухафаз: Дамаск, Риф Дамаск, Дейр-эз-Зор, Деръа, Идлиб, Латакия, Ракка, Тартус, Халеб, Хама, Хасеке, Хомс, Эль-Кунейтра, Эс-Сувейда. В Сирии один часовой пояс. Разница с Гринвичем составляет +2 часа.

В Сирии расположено большое количество горных хребтов и горных систем: хребет Джебель Ар-Рувак, хребет Джебель Абу-Руджмейн, хребет Джебель Бишри, хребет Джебель-Ансария, горы Антиливан, Курдские горы.

Самая высокая точка Сирии - гора Хермон. Высота этой вершины составляет 2814 метров. По вершине этой горы проходит границы с Израилем, поэтому данная гора считается ещё и самой высокой точкой Израиля.

Самая крупная сирийская река - Евфрат. Его общая длина по территории всех стран составляет 2700 км. Другая крупная сирийская река - Тигр. Самое крупное сирийское озеро - Эль-Хасад. Его длина составляет 80 км, а ширина - 8 км.

Полезные ископаемые Сирии

Сирия не особо богата полезными ископаемыми. В стране добывается нефть. Крупнейшие месторождения расположены на крайнем северо-востоке страны.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие комплексы построены в Баниясе и Хомсе.
Сирия является крупнейшим производителем фосфоритов. Их месторождение разрабатывается в районе Хнейфиса. Большая часть продукции идет на экспорт, остальная используется внутри страны для производства удобрений.

В Сирии также имеются месторождения газа, фосфатов, хрома, урана, железной руды, марганца, свинца, серы, асбеста, меди, доломита, природного асфальта и известняка, туфа, базальта. Ведется добыча поваренной соли.

Сирийский конфликт еще не достиг своей заключительной стадии. Тем не менее, картина послевоенной Сирии уже начала вырисовываться, по крайней мере, с точки зрения приобретений для сторон, которые поддерживали режим и предотвращали его падение. После того как два главных союзника режима, Тегеран и Москва оставили свой след в сирийской войне, продолжающейся уже шесть лет, они стали постепенно получать свою долю в новой Сирии в виде таких приобретений как база Тартус, сети сотовой связи, фосфатные рудники и многое другое.

Военно-морская база Тартус, построенная в 1977 году, уже давно является центром российского присутствия на Ближнем Востоке. Исходя из геополитических интересов, Москва рассматривает порт Тартус в качестве морских ворот в регионе, так как для нее это единственный военно-морской объект в Средиземном море. Однако до недавнего времени база представляла собой лишь плавучую платформу для ремонта судов и постановки их на якорь, пока на прошлой неделе Москва и Дамаск не подписали соглашение по превращению ее в комплексный морской объект для принятия всех видов российских судов любого размера, за исключением судов — авианосцев, а также с правом размещения 11 военных судов в ближайшие годы.

Срок действия соглашения, подписанного 18 января, составляет 49 лет, и автоматически продлевается еще на 25 лет, если ни одна из двух сторон не уведомит за год заранее о своем желании внести возможные изменения. Это позволяет Москве защищать с моря и воздуха свой флот, который там базируется, в то время как Сирия держит оборону с материка. Совершенно очевидно, что обеспечение безопасности базы включает в себя развертывание ПВО и ПРО вблизи базы, также включая в себя развертывание береговых ракетных комплексов «Бал» или «Бастион».

По данным российского портала Газета.ru уже началось строительство крупных объектов военной инфраструктуры, включая тротуары, казармы, склады боеприпасов и других. По словам полковника в отставке Михаила Ходаренка, Тартус превратится в главную военно-морскую базу во главе с вице-адмиралом. Работа займет два-три года, а количество размещенных там солдат будет зависеть от количества находящихся на базе Тартус судов. При этом он отмечает невозможность постановки на якорь 11 кораблей одновременно и, вероятнее всего, это будет постановка пяти кораблей посменно, чтобы время от времени давать возможность для этого и другим судам.

Контекст

Российский проект конституции Сирии

Haber7 28.01.2017

Как поделят Сирию?

Info.cz 27.01.2017

Из солдата в миротворцы: Россия меняет тактику в Сирии

Chatham House 26.01.2017

Щупальца российского спрута в Сирии

Haaretz 26.01.2017

По словам Вадима Козюлина, профессора Академии военных наук «для России нет никакой серьезной проблемы в размещении большого количества военно-морских судов… Россия не имеет такого большого объема морской техники в настоящее время».

С политической точки зрения было ожидаемо, что Москва получит от Сирии подобные права в качестве награды за ту роль, которую Россия сыграла в поддержке сирийского режима и защиты его от развала. При этом также нужно учитывать роль России в противостоянии ИГИЛ и другим экстремистским организациям, о чем открыто заявил на прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Приобретение этой базы, которая, по сути, является одним из столпов влияния России на Ближнем Востоке, представляет собой огромную важность. Вот как высказывается об этом Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ: «Никто не знает, как в будущем будут развиваться события на Ближнем Востоке, в России или в мире… Россия должна присутствовать не только в Черном море, которое НАТО может оцепить в любой момент, но и в Средиземном».

Что касается безопасности и военной значимости российской базы в Сирии, специалисты обсуждают политические аспекты этого приобретения России.

По мнению Мирзаяна, «Сирия нуждается в России в противовес влиянию Ирана, который хочет оказывать на нее давление… По этой причине, Дамаск, вероятно, заинтересован в сильном российском влиянии в регионе. Для Башара Асада это соглашение с Россией является долгосрочной инвестицией и возможностью приобретения сильного союзника на ближайшие годы».

Крупнейшая сделка в истории Сирии. На той же неделе Иран получил свою долю в Сирии, не менее важную, чем получила Россия. Между Тегераном и Дамаском были подписаны соглашения в рамках самой крупной экономической сделки в истории Сирии. Согласно данным соглашениям, Исламская Республика получила возможность осуществлять крупные инвестиционные проекты в сфере коммуникаций, нефтяной промышленности и сельского хозяйства. Подписание документов происходило в Тегеране.

Но, если сирийский режим готовился к переговорам с оппозицией с целью найти путь политического урегулирования будущего страны, то соглашения, имеющие обязательную силу для любого правительства, должны были быть согласованы в ходе политических переговоров внутри страны. С этой точки зрения, сирийская оппозиция заявила, что сирийско-иранская сделка выступает в качестве награды Ирану за его поддержку сирийского режима, назвав это «грабительством» сирийского народа и богатств страны «иранскими террористическими вооруженными формированиями».

В соответствии с пяти меморандумами о взаимопонимании, подписанными премьер-министром Сирийской Республики Имадом Хамисом в Тегеране, Иран получил лицензию на запуск сети мобильной связи в Сирии, также были подписаны контракты на добычу фосфатов. Кроме того, по данным официального информационного агентства Исламской Республики ИРНА, Сирия предоставит Ирану пять тысяч гектаров земли для сельского хозяйства и создания нефтяных и газовых портов. Также было подписано соглашение о предоставлении земель для разведения крупного рогатого скота.
Безусловно, сделкой, которая привлекла наибольшее внимание, стала сделка, связанная с мобильной связью. Скорее всего, заниматься этим вопросом будет КСИР (Корпус Стражей Исламской Революции или Иранская Революционная Гвардия, — прим. перев.), и вся информация о соединениях на территории Сирии попадет в руки этой военной организации.

В итоге, согласно заключенным сделкам, Иран получил в эксплуатацию пять тысяч гектаров для строительства нефтяного порта на сирийском побережье, пять тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий и еще пять тысяч для эксплуатации фосфатных шахт.

Сирия входит в число крупнейших экспортеров фосфатов (сырье, используемое в производстве фосфорных удобрений) в мире, несмотря на то, что военные действия сильно снижают возможность добычи и сбыта.

В целом, по данным иранских государственных средств массовой информации, иранские компании уже давно активно участвуют в Сирии в ряде проектов по выработке электроэнергии на общую сумму в 660 млн долларов.

Цель Ирана — экспортировать электроэнергию в Сирию и создать крупнейшую электросеть в мусульманском мире путем связывания национальной иранской сети с сетями Ирака и Ливана.

Исследователь института Карнеги Саджад Карим полагает, что «Иран сотрудничает с Сирией как с одной своих провинций… Иранцы помогли Асаду избежать падения, и теперь, по всей видимости, чувствуют право помогать самим себе через сирийскую экономику».

Тегеран потратил в Сирии миллиарды долларов на оружие и боеприпасы, неся при этом и человеческие потери. Поэтому совершенно не удивительно, что в Иране пытаются взять свое, что выражается в стремлении к политическому влиянию и обеспечении собственной безопасности через проекты и сделки, а также через устойчивое соглашение о двустороннем сотрудничестве.

Не беря в расчет вопросы военной поддержки, по информации Reuters , Сирия — должник Ирана в финансовом отношении. В 2013 Тегеран предоставил Сирии кредитов на сумму $ 3,5 млрд, добавив к этому еще один миллиард долларов в 2015 году, что, по мнению экономистов позволило сирийской экономике оставаться на плаву.

Также агентство «Сана» передает, что одновременно с подписанием последних сделок, первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири заявил, что для поддержки торгового сектора Тегеран готов внедрить новую кредитную линию между коммерческим банком Сирии и Банком развития экспорта Ирана.

Вероятно, Тегеран на самом деле заинтересован в оказании помощи Сирии по вопросу восстановления дорог, аэропортов, электростанций и портов — все это играет в интересах иранской революционной гвардии, которая владеет самыми крупными строительными компаниями Ирана.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Контракт со «Стройтрансгазом» сирийские власти подписали еще 9 декабря 2016 года. В апреле 2017 года, перед началом операции по освобождению месторождений, которую сирийская армия осуществила при поддержке России и Ирана, в порт Тартус, где находится российская военно-морская база в Сирии, прибыли российские суда с оборудованием для добычи и производства фосфатов, пишет сирийское издание All4syria.

В «Стройтрансгазе» от комментариев отказались. Тимченко ​через Volga Group принадлежит 80,01% в компании, говорил он в ноябре 2016 года.

«Стройтрансгаз» был единственным известным российским инвестором в Сирии. Компания там газоперерабатывающий завод (ГПЗ) и газопровод, строила второй ГПЗ мощностью 1,3 млрд куб. м в год в окрестностях города Ракки. Первая очередь этого предприятия введена в ноябре 2014 года. Представитель компании отказался назвать срок ввода второй очереди.

Геннадий Тимченко (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Согласно иранской прессе, зимой сирийские власти также подписали меморандум о сотрудничестве в добыче фосфатной руды на руднике Эш-Шаркия с Ираном. Для ее транспортировки в Иран, как рассказывал сирийским СМИ министр транспорта страны Али Хаммуд, планировалось продлить железную дорогу с востока Хомса до рудников. По железной дороге сырье доставлялось бы в порт Тартус.​

Источник, близкий к правительству Сирии, сообщил РБК, что контракт на восстановление шахт Дамаск действительно собирался отдать Ирану, но в итоге выбор был сделан в пользу России. По данным политолога Григория Лукьянова, сейчас территорию рудников контролирует российская частная военная компания. Она не только отвечает за обеспечение военной безопасности объекта, но и ведет восстановительные работы. При этом из района вытесняются подконтрольные Ирану или находящиеся под его влиянием подразделения сил народной обороны, сообщил Лукьянов.

«Это один из множества объектов на территории, контролируемой официальным Дамаском, которые передаются представителям российского, иранского и китайского бизнеса, так как без их помощи, технологий, инвестиций и выходов на внешние рынки они не могут быть восстановлены», — пояснил РБК Лукьянов.

Россия и Иран конкурируют в Сирии, говорит Лукьянов: «Российско-иранский альянс в Сирии является преимущественно ситуативным и вынужденным, в этом и заключается главная причина его хрупкости».

Москва и Тегеран — тактические союзники в Сирии, объединенные сейчас схожими взглядами на террористические угрозы и необходимостью сохранения целостного и дееспособного сирийского государства, говорит эксперт Российского совета по международным делам и редактор издания Al-Monitor Максим Сучков. «Однако по мере того как война в Сирии будет подходить к завершению, областей и вопросов, где Россия и Иран будут преследовать различные политики, исходящие из неодинаковых интересов, будет все больше», — полагает он. Сейчас каждая сторона ищет возможности для закрепления своих позиций. Это касается минеральных ресурсов страны, уточняет эксперт.

Сейчас официальные сирийские власти заняты восстановлением дорог, связывающих рудники с портом Тартус, главной задачей проправительственных военных формирований является установление контроля над дорожным сообщением в Западной Сирии — путями к турецкой и иракской границам, говорит Лукьянов. «Возможность безопасно отправлять грузы в Турцию даст возможность восстановить экономику страны», — поясняет он.

«Стройтрансгаз» является многопрофильным строительным холдингом. В числе его крупных проектов — строительство трубопроводов Ямал — Европа, участков нефтепроводов Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) 1 и 2, газопроводов «Голубой поток» и «Северный поток», а также обустройство месторождений Заполярное, Ямбургское, Уренгойское, Ванкорское и строительство спортивного комплекса «Сибур Арена» в Санкт-Петербурге. Кроме того, компания участвует в строительстве двух стадионов к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Волгограде и Нижнем Новгороде.

​Власти Сирии в апреле 2016 года «Стройтрансгаз» восстанавливать Пальмиру и помочь в восстановлении Сирии в целом. Премьер-министр республики Ваиль Надир аль-Хальки тогда заявил: ​«В Сирии хотят видеть российских специалистов для восстановления страны, опираясь на опыт «Стройтрансгаза». Эта компания «работает даже на проектах, которые находятся в зоне опасности», добавил премьер.

В «Стройтрансгазе» не ответили на вопрос РБК об оценочной стоимости восстановительных работ.