Конспект разделение труда. Конспект урока "Производство

Тема: Формы разделения труда

Цель – рассмотреть основные вопросы, стоящие перед экономикой какого-либо общества; познакомиться с понятиями разделения труда, специализации и обмена.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока

Главные вопросы экономики.

    Разделение труда.

    Специализация.

    Обмен.

    Вводная беседа.

    Приветствие.

    Контроль численного состава обучающихся на уроке.

    Сообщение темы и цели урока.

    Беседа по вопросам:

    Почему людям всё время приходится делать выбор в сфере экономики?

    Охарактеризуйте основные факторы производства.

    Беседа по плану урока.

Главные вопросы экономики

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ ЭКОНОМИКИ:

    ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ, то есть, какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

    КАК ПРОИЗВОДИТЬ, то есть, какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?

    КАКИМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ произведённые товары и услуги, то есть, кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Отвечая на вопрос «Что и в каком количестве надо производить?», люди, в конечном счёте, распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут.

Решая «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «Что производить?». Например, любимый в России продукт питания – картофель можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоёмок, другой более энергоёмок, третий требует большого капитала и т. д.).

Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения – с другой.

Чтобы представить эту проблему более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком, который называется кривой производственных возможностей (рис. 1-7). Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объёмов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объём каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести, и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Рис. 1-7 графически изображает проблему, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране, а именно: какой набор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производятся из металла, ресурсы которого всегда в любой данный момент времени ограниченны и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка B. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка C).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть – на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдёт большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует обведённая на графике кружочком точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка H.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество.

И потому выбор лучшего варианта – задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для её решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощрённые методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?», люди, по сути дела, решают, кому, сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то насколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:

«право сильного» - лучшее и в большем объёме получает тот, кто может отобрать блага у слабейших силой кулака или оружия;

    «принцип уравнительности» - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;

    «принцип очереди» - благо достаётся тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения.

Подводя итог сказанному, мы можем сформулировать первый рецепт экономического благоразумия.

Рецепт первый

Необходимо всемерно поддерживать развитие специализации и торговли, а также постоянно совершенствовать методы и формы организации экономической деятельности.

Разделение труда, специализация и обмен

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю.

Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:

    специализации труда отдельных людей;

    специализации деятельности хозяйственных организаций;

    специализации экономики страны в целом.

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАСРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.

    ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ НОВЫМ ПРОФЕССИЯМ И НАВЫКАМ.

    ВОЗМОЖНОСТЬ КООПЕРАЦИИ, ТО ЕСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ (например, создания сложного изделия или строительства завода).

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится всё более и более сложной.

Специализация – сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.

Вспомнив историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет тому назад, когда произошла Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при осёдлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Ныне же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приёмам труда.

В чём же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться всё большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это даёт возможность изготавливать блага и оказывать услуги со всё более высоким уровнем качества.

В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ всё меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом.

Производительность – объём благ, который удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год.

Как на деле происходит рост производительности за счёт углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами:

изготовить всё, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни обычно называют натуральным хозяйством или самообеспечением);

    часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объём производимых благ. Если использовать дополнительно произведённые одними блага для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в своё распоряжение больший объём разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным изготовлением.

Именно это обстоятельство побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основной своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносит превращение созданных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена.

Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

Вот почему если кто-то способен изготавливать определённый вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и заниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами – уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.):

«Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…»

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей – торговли, то есть обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определённых товаров или оказании различных услуг, в единое целое – хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:

    стремлением людей получить в своё пользование огромное разнообразие различных благ и

    способностью каждого человека производить лишь ограниченный ассортимент благ.

Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные разными видами специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя и т. д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы – в лучшем случае – удовлетворить лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда даёт возможность людям получать блага:

    в большем объёме;

    в большем ассортименте и

    быстрее.

Если страна умело сцепляет между собой «шестерёнки» специализации и торговли, то тогда:

    • специализация ведёт к росту производительности;

      рост производительности увеличивает объём доступных людям благ;

      возросший объём благ предлагается к продаже и обеспечивает рост потребления этих благ людьми и рост, соответственно, доходов продавцов (производителей);

      полученные в результате торговли доходы направляются на развитие производства и совершенствование специализации труда.

Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1-3).

И пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении – страна богатеет, а люди в ней живут всё лучше и лучше. Но, если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов «экономического прогресса» всегда приводят к одному и тому же результату: жить людям становится хуже.

Это правило относится ко всем странам. Даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют.

Например, после окончания Второй мировой войны ряд стран Юго-Восточной Азии совершил гигантский скачок, обогнав по темпам развития своих экономик даже США (рис. 1-4). Ныне некоторые из этих стран превратились в мощные экономические державы, заметно влияющие на всё мировое хозяйство. Между тем природными ресурсами многие из них наделены очень скупо и начинали свой путь в крайней нищете.

Иной пример даёт Россия. Её природные богатства были огромны. Их рациональное использование могло сделать наш народ одним из самых зажиточных в мире. Но, несмотря на то, что большую часть XX в. Россия, находилась под господством планово-командной системы, тратила свои природные богатства в огромных масштабах, это не обеспечило нашим гражданам высокого уровня благосостояния.

Так, по недавним оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас на 53-м месте в мире. Отметим, что этот уровень богатства был определён с учётом:

    природных ресурсов страны;

    степени образованности нации и

    достигнутого масштаба производства экономических благ.

Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то удержаться на этом малопочётном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан.

Решить эту задачу можно единственным способом – овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности. Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира – даже тех, которые обделены природными богатствами.

Сегодня россияне – жители страны с огромными нефтегазовыми месторождениями и всемирно знаменитыми чернозёмными почвами – могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует, скажем, в Голландии. Между тем это – страна с прохладным климатом, не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоёвывающая земли для фермеров у моря (почти половина территории этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное владение современными методами организации экономической жизни, и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.

ЦИТАТЫ И АФОРИЗМЫ

Современная рациональная организация предприятия немыслима без двух важных компонентов: без господствующего в современной экономике отделения предприятия от домашнего хозяйства и без тесно связанной с этим рациональной бухгалтерской отчётности.

Макс Вебер.

Протестантская этика и дух капитализма

Если две фирмы поддерживают друг с другом деловые отношения в основном потому, что президенты обеих этих фирм входят в правление благотворительного фонда, субсидирующего симфонический оркестр, то и вам лучше всего стать меломаном

Харви Маккей.

Как уцелеть среди акул

Итог урока.

    Вопросы самоконтроля:

    Какие основные проблемы должна решать экономика любой страны?

    Какие принципы распределения вы знаете, и чем они различаются?

    Как изменится вид кривой производственных возможностей страны, если в ней начнут разрабатываться новые месторождения полезных ископаемых?

    Каковы основные преимущества специализации?

    При каком условии преимущества специализации могут быть реализованы?

Мотивация учащихся

Учитель: тема сегодняшнего урока «Образ жизни»(слайд1) Образ жизни человека …Почему так важно с этим понятием разобраться? Да потому что в зависимости от того, какой образ жизни ведет человек, он
счастлив или нет, он добивается или не добивается каких-то результатов, он развивается или деградирует. Бог создал человека и спросил его, кем он хочет быть. На что человек, так как он был нормальный человек, сказал, - «Ну я не знаю, что именно вы имеете в виду, я должен все обдумать, посоветоваться, я не могу вот так сгоряча и вообще, нельзя вот так сразу с нами, с людьми».

После чего бог взял его за руку и повел к морю. Подведя его на берег, бог указал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал, - «Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины - ты будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как ты, и едой твоей будет только то, что занесет тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся твоя жизнь пройдет без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Все время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открыть, закрыть, открыть, закрыть, открыть, закрыть.

Показав человеку жизнь раковины, бог повел человека в горы. И там высоко в горах указал ему на гнездо орла.

Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко как захочешь, ты сможешь жить, так как захочешь, ты сможешь достигать самых высоких вершин и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты можешь выбрать эту жизнь, если хочешь.

И с тех пор появились на свете люди, часть из которых выбирали жизнь раковины и немногие, которые выбирали жизнь орла…

Понять, что есть, на самом деле, твой образ жизни - это значит сделать своеобразный аудит жизни, ее анализ. Это значит - узнать правду о себе. Пусть это и не всегда приятно. Но важно. Попробуем сделать это.

Постановка цели

учитель показывает цели урока на слайде 2

Составляющие образа жизни

А как вы думаете что такое образ жизни? слайд 3

Учитель обобщает сказанное и показывает определение по слайду 4

Ребята, как вы думаете, есть ли различия в образах жизни людей в различные исторические периоды? В чем они?

На ваш взгляд будет отличаться образ жизни русского и, например, французского, школьника?

Итак, образ жизни выражается и показывает(слайд5)

Образ жизни у разных народов .

1.Задание: творческие группы, охарактеризуйте и проанализируйте образ жизни у разных народов мира Первая группа: образ жизни русских купцов

Вторая группа: образ жизни англичан

Третья группа: образ жизни американцев

2. Задание : составьте кластер к образу жизни данного народа.

Отчет групп о проделанной работе(запись кластера на доске и его защита)

Учитель предлагает посмотреть группам ролик с заданием «Кто есть кто»

Проверка задания в устной форме

Образ жизни современного подростка

Ребята, на что все-таки, в большей мере, влияет образ жизни человека?

Верно! (на слайде 6 в процентном отношении показано, насколько влияет образ жизни на здоровье)- озвучивание слайда

Демонстрация ролика(слайд7)

Беседа по вопросу: Как должна современная молодежь изменить свой образ жизни, чтобы сохранить свое здоровье и не начать деградировать как личность?

Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество».
Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой
деятельности;
объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;
раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека;
объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение;
систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;
метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;
личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в
общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.
Оборудование: проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
I.
Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1
минута)
Сегодня нас ждет необычный урок. Я предлагаю вам настроится на него. Пожелаем друг другу
успешной работы и хорошего настроения.
II.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Учитель: мы переходим к повторению.
II.Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного
материала с новыми знаниями. (4 минуты)
Учитель:
1. Что же такое труд?
2. Что дает человеку труд?
3. Что такое товар и услуга? Приведите примеры
4. Как оценивается труд людей?
На дом я давала составить синквейн со словом труд.
III. Мотивационно­целевой этап
Давайте подумаем, Какие качества необходимы для составления синквейна?
(ответы детей) (СЛАЙД 3)
Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение. А каким одним словом можно назвать эти
понятия?
(ответы детей предполагают «творчество»)
Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто
догадается, какое предложение зашифровано?
«ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)
«ТРУД И ТВОРЧЕСТВО» (СЛАЙД 5)
­ Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
­ Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить?
1.Трудовая деятельность человека
2. Мастер и ремесленник
(ответы детей)
План урока: (СЛАЙД 6)

3.Что такое творчество?
Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?
(ответы детей)
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество? Обсудим эти
вопросы на нашем уроке.
Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и
творчеством.
Работа по теме урока
III.
1. Трудовая деятельность человека
Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьев в муравейнике, или паука
плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся?
Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека?
Давайте рассмотрим слайды.
Слайд 7. (Изображения муравейника, пчелиного улья, бобров, строящих плотину, птицы, строящей
гнездо.)
Слайд 8. (Изображения людей, возводящих здание, работающих на поле, программиста, создающего
программу, врача, проводящего операцию, учителя, ведущего урок.)
Слайд9. Пользуясь представленными слайдами и текстом на с. 81-82 учебника, ответьте на
следующие вопросы.
- Можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся?
- Что лежит в основе деятельности животного?
- Что лежит в основе деятельности человека?
- В чем отличия от деятельности человека и животного?
А теперь давайте все оформим в таблицу. Рабочий лист задание №
Слайд 10
Планирование, цели



изменение природы
Труд
человека
Труд животных
Труд
человека
Труд животных
Планирование, цели
Использование подручных материалов
Использование механизмов, орудий труда
В основе поведения –инстинкты
Создание нового, усовершенствование и изменение
природы
+
+
+
­
+
­
+
­
+
­

Проверим… слайд 11
2. Мастер и ремесленник слайд 12
Часто можно услышать фразу: « Ты настоящий мастер своего дела». На уроках по курсу
«Окружающий мир» вы уже знакомились с понятиями ремесленник и мастер.
Чем отличается мастер от ремесленника? Мы сейчас об этом с вами поговорим.
Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью ­
ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный
исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях
натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в)
ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и
развитие городов как ремесленно­торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:





Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.
Найдите, пожалуйста, на с.83 в разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы:
1.Какого человека в настоящее время мы можем назвать ремесленником?
2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 13)
кузнечное
гончарное
плотницкое
столярное
портняжное.
Учитель: А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся
знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?
Это слово у нас зашифровано на доске:
М_ _ _ _Р. (МАСТЕР) слад 14
Ученик: Это слово «МАСТЕР».
Учитель: Кто же такой мастер? Слайд 15
(Ответ ученика)
Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР». (Читаем
определение) (СЛАЙД 17)
Мастер – это человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в
свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные оригинальные.
Давайте мы с вами определим черты свойственны мастеру, и черты свойственные
ремесленнику. Слайд 18
Ремесленник
Мастер



Выполняет поручения мастера
для решения конкретной задачи

Воспроизводит идеи мастера
решению задач творчески

цели
Работает по шлаблону и трафарету
Пользуется известным набором инструментом
Вкладывает в свой труд смекалку и творчество
Выполняет поручения мастера
Умеет создавать новые инструменты, которые идеально подходят
для решения конкретной задачи
Задумывает и проектирует продукт труда
Воспроизводит идеи мастера
Каждый раз может создавать нечто новое, уникальное, подходит к
решению задач творчески
Неспособен находить решения при затруднениях
При трудностях находит новые варианты и новые пути достижения
цели
Ремесленник
+
+
Мастер
+
+
+
+
+
+
+
+
Рабочий лист задание№
Учитель: Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.
­ Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?
­ Объясните, почему вы так думаете?
­ какое слово лишнее в перечне и почему?
Фантазия, шаблон, воображение, мастерство. Слайд 18
Означают ли наши рассуждения, что ремесленники – это люди неинтересные, не заслуживающие
уважения?
(Предположения учеников.)
Конечно, рассуждать подобным образом в высшей степени неверно. Ведь среди ремесленников
встречаются такие, которые восхищают окружающих отношением к своему делу, погружая их в
приятное созерцание созданных предметов. Об этих ремесленниках говорят: «У них золотые руки».
Учитель: А сейчас немного отдохнем.
V. Физкультминутка.
Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)
­ От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)
А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)
­ Золотые руки растят! (движение кисти)
3. Творчество
Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни
занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его
трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить»
(глагол) происходит слово «творчество».
Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество»:
Сейчас мы с вами поработаем с толковым словарем и найдем это определение.
1. Толковый словарь Владимир Владимирович Лопатин Владимир Владимирович Лопатин
советский и российский лингвист, доктор филологических наук.
творчество
­а, ср. Деятельность человека, направленная на создание качественно новых, неповторимых духовных
и материальных ценностей.

2. Толковый словарь Анастасии Петровной Евгеньевой. А. П. Евгеньева – известный знаток русской
словесности своего времени... Словарь под руководством Анастасии Петровны Евгеньевой был
выпущен в 1953 году.
творчество
­а, ср Деятельность человека, направленна на создание культурных или материальных ценностей
Художественное творчество о Стремление к самостоятельному оригинальному творчеству присуще
каждому талантливому человеку То, что создано в результате этой деятельности, совокупность
созданного, сотворенного кем­л.
Толковый словарь А.П.Евгеньевой
Я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала
несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все
определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.
Творчество –
­ создание новых ценностей;
­ деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
­ создание чего­то нового не только для одного человека, но и для других;
­ это особый взгляд на мир.
(Поводим итоги)
Т­
В­
О­
Р­
Ч­
Е­
С­
Т­
В­
О­
Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?
(ответы учащихся) (СЛАЙД 10)
Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.
Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого­
то меньше. От чего это зависит?
Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих
способностей.
1 ряд подберет понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;
2 и 3 ряд подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;
Учитель: Подведем итоги:
­1 ряд
1) смелость, независимость, свобода
2) терпение и трудолюбие
3) любопытство, тяга к новому
4) самообразование
5) врожденный талант.

­2 и 3 ряд
1) неуверенность в себе и своих способностях
2) страх критики
3) привычка делать как все.
Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.
­ Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых
разных делах?
­ Какие чувства вы испытывали?
(ответы учащихся)
Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11)
Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за
которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны
в каком­либо деле.
А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие­то
увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.
­ Выступление Ксюши о профессии мамы.
­ А у Оли вся семья творческая
Выступление Оли о своей семье
Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него
ответить.
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)
(ответы учащихся)
VII Домашнее задание
Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с
удовольствием, творчески.
Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5». Я попрошу всех сдать свои
листы с ответами для оценки ваших работ.
VII Рефлексия
Учитель:
Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1. Тема урока:________________________
Рабочий лист урока.
Задание 2
Труд
человека
Труд животных
Планирование, цели
Использование подручных материалов
Использование механизмов, орудий труда
В основе поведения –инстинкты
Создание нового, усовершенствование и
изменение природы
Задание 3. Записать слово зашифрованное на доске.
М___ ___ ___ ___ Р.
Задание 4
Определите черты свойственные мастеру, и черты свойственные ремесленнику
Ремесленник
Мастер
Работает по шлаблону и трафарету
Пользуется известным набором инструментом
Вкладывает в свой труд смекалку и творчество
Выполняет поручения мастера
Умеет создавать новые инструменты, которые идеально подходят
для решения конкретной задачи
Задумывает и проектирует продукт труда
Воспроизводит идеи мастера
Каждый раз может создавать нечто новое, уникальное, подходит к
решению задач творчески
Неспособен находить решения при затруднениях
При трудностях находит новые варианты и новые пути достижения
цели
Задание 5. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее
полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.
Творчество –
­ это создание новых ценностей;
­ это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
­ это создание чего­то нового не только для одного человека, но и для других;

­ это особый взгляд на мир.
Задание 6. Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих
способностей.
1 ряд подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей:
__________________________________________________________________ .

Цели:

  • показать, что разделение труда способствует повышению его производительности;
  • сформировать умение рациональной организации труда в целях повышения его продуктивности.

Оборудование: карточки; шаблоны; бумага, инструменты и материалы для проведения деловой игры «Разделение труда»; медиапроектор.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент:

Проверка наличия учащихся и готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного:

1. Работа с тестом:

Слайд 1.

Найти правильный ответ:

Бартер – это:

А) обмен товаров на деньги;
Б) обмен одного товара на другой без денег;
В) обмен товара на ценные бумаги.

2. Вопросы:

– Что значит бартер?
– Какому виду хозяйства присущ бартер?
– Что значит разделение труда (специализация)?
– При каком виде хозяйства или производства существует разделение труда?
– Как вы думаете, в настоящее время в обществе можно говорить о разделениитруда?
– Приведите примеры.

3. Найти в тексте две ошибки:

Учащиеся работают самостоятельно по карточкам.

4. Контрольная проверка:

Слайд 2.

«При натуральном хозяйстве семья производит всё, что ей нужно, своими силами. Все продукты, производимые в натуральном хозяйстве, потребляются только его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда, процветанию торговли. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для обмена друг с другом. Разделение труда даёт возможность механизировать производственный процесс».

III. Сообщение темы:

Практикум. Деловая игра «Разделение труда».

IV. Практикум:

1. Задача экономического содержания: Два сапожника делают и продают одинаковые сапоги. Один шьёт 1 пару за 3 дня, другой – за 2. Кто из них получит в конце месяца (года) большую прибыль? У кого из них выше производительность труда?

2. Объяснить пословицу: «Каков работник, такова ему и плата».

3. Преимущества разделения труда.

Распределить:

1. Производственный процесс разбивается на множество простых операций; при необходимости для каждой из них конструируется специальный станок. Таким образом, разделение труда даёт возможность механизировать, автоматизировать производственный процесс.
2. Это, в свою очередь, приводит к высокому росту производительности труда.
3. Разделение труда позволяет намного сократить рабочую неделю и использование изнурительного ручного труда.
4. Позволяет повысить прибыль предприятий и доходы работников.
5. Постоянное повторение нескольких простых движений может приводить к ощущению скуки, монотонности, непривлекательности выполняемой работы.

4. Выпуск конвертов

Работа по изготовлению конвертов:

1) вычерчивание заготовки на листе бумаги по шаблону;
2) вырезание (выкраивание) заготовки из листа бумаги;
3) сгибание деталей конверта;
4) склеивание деталей конверта;
5) оформление адреса конверта по образцу (индекс, куда, кому, адрес отправителя).

(описание на стр. 19 пособие и стр. 149)

V. Закрепление:

1. Подведение итогов игры:

Определяется производительность труда каждой группы. Составляются ведомости.

Ведомость результатов работы участников индивидуального производства

Ведомость участников деятельности фирмы в условиях разделения труда