Контроль ревизия кредитов и займов. Ревизия расчетов по кредитам и займам

- 18.58 Кб

12. Ревизия денежных средств. В отношении денежных средств проверка законодательства включает проверку соблюдения двух основных законов - о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) и о противодействии легализации доходов, добытых незаконным путем. Сначала проводится оценка системы внутреннего контроля. Затем проверка соблюдения закона о ККТ является компетенцией органов налогового контроля. В движении денежных средств выделяют два основных вида искажения:1. величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или денежные средства реально присвоены, похищены и т.д.);2. величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные денежные средства). Контроль финансовой отчетности состоит из нескольких частей:1) проверка операций с наличными денежными средствами:2)проверка операций о движении наличных денежных средств;3) проверка данных об остатках наличных денежных средств на конец года;2) проверка операций с безналичными денежными средствами. Проверка операций с наличными денежными средствами за отчетный период предполагает изучение того, что:1) все отраженные в учете операции действительно имели место (предпосылка «возникновение);2)все операции, которые действительно имели место, отражены в учете (предпосылка полноты);3) правильно отражены суммы и другие идентификационные признаки (кому, за что, когда и т.д.).Инвентаризации денежной наличности. По актам инвентаризаций за отчетный год. Ревизия кассы проводится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Ревизор может провести внезапную проверку, попросить кассира показать последние кассовые ордера. Проверка операций с безналичными денежными средствами. Наиболее надежным методом проверки является получение от банка оригинала подтверждения остатка на расчетном счете на отчетную дату с указанием оборотов по счету за отчетный год. Данные сверяются с учетными, подтверждение банка подшивается к материалам ревизии. Необходимо запросить информацию о всех банках, в которых открыты счета организации. По мере необходимости и возможности сверить эти данные с данными налогового органа.

13. Ревизия основных средств. В учете основных средств выделяют два основных вида искажений:1)величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или основные средства утрачены - уничтожены, похищены и т.д.);2) величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные основные средства) Сначала проводится оценка системы внутреннего контроля. Затем Контроль соблюдения законодательства:1)передача основного средства государственной организацией/ учреждением без согласия собственника (вышестоящей организации);2)продажа основного средства коммерческой организации без прохождения процедуры одобрения крупной сделки;3) использование основного средства организации в личных интересах должностного лица.4)согласования условий договора аренды, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа;5)подписания договора о передаче объекта недвижимого имущества. Причины сокрытия объектов основных средств и неотражение их:1) объекты приобретены/построены на средства «теневого оборота», которые не могут быть учтены в официальном бухгалтерском учете; 2)расходы на приобретение/постройку объектов списаны за счет источников финансирования. Контроль финансовой отчетности: 1)проверка операций поступления основных средств;2)проверка операций списания с баланса основных средств; 3) проверка данных о стоимости основных средств на конец года. Формальная проверка соответствия данных бухгалтерского учета и данных отчетности расхождений не дает, необходимо проведение повторной выборочной инвентаризации. При выявлении объектов, не принятых на учет, объектов, по которым отсутствуют данные или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Наиболее распространенным случаем является 1)списание расходов в состав текущих расходов на ремонт, хотя в действительности создается объект основных средств. 2) объект основных средств оставлен в «наследство» бывшим землевладельцем, официальные документы о собственности на данный объект получить было крайне сложно;3)объект получен путем передачи с баланса на баланс, и документы еще не поступили в бухгалтерию, хотя акты получения объекта подписаны принимающей стороной.

14. Ревизия материальных запасов. Группа материальных запасов включает в себя различные категории активов: сырье и материалы, товары, готовую продукцию, полуфабрикаты. Рисковыми областями являются:1.затоваривание складов,2. завышение стоимости запасов в бухгалтерском учете по сравнению с рыночной;3.величина в отчетности занижена по сравнению с реальной. Оценка системы внутреннего контроля1.Обсудите, как оценивают риски, связанные с учетом материальных запасов установлены ли нормативы складских запасов; есть ли бюджет закупок; есть ли документ, устанавливающий порядок сбора информации о залежалых запасах, и порядок принятия решения в отношении таких запасов; производится ли и каким образом контроль за ценами закупок, что препятствует менеджерам получать неофициальные «бонусы» от поставщиков; 2. Попросите предоставить документы, подтверждающие проведение контрольных мероприятий по снижению указанных выше рисков, например результаты анализа наличия невостребованных запасов и причин не востребованности. 3.Попросите предоставить документы, подтверждающие анализ руководством основных тенденций в движении материалов. Контроль соблюдения законодательства. Проверка соблюдения законодательства на данном участке может касаться следующих вопросов: правильность применения зачета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям; действия должностных лиц при организации закупок в интересах организации, а не в своих собственных; соблюдение бюджетными организациями законодательства о закупках для государственных нужд. Контроль финансовой отчетности. Проверка отражения в отчетности запасов- все отраженные в учете операции с запасами действительно имели место (предпосылка возникновения); все операции, которые действительно имели место, отражены в учете (предпосылка полноты); запасы отражены в учете в оценке, не превышающей их рыночную стоимость (предпосылка точного измерения). Контроль эффективности. нарушениями являются: отсутствие плана или бюджета закупок; отсутствие нормативов запасов сырья, в том числе страхового и сезонного запасов; отсутствие анализа эффективности закупки (например, какой из вариантов выгоднее: 1) купить крупную партию сырья дешевле, а потом хранить излишки сырья или искать на них покупателя или 2) купить сразу нужное количество сырья, но дороже); отсутствие бюджета складских расходов; наличие залежалых, ненужных запасов и т.д.

17. Ревизия дебиторской задолженности. Основной риск, связанный с формированием дебиторской задолженности, - это отражение задолженности неплатежеспособных дебиторов. Оценка системы внутреннего контроля1. Выясните у руководства проверяемой организации, какова ее политика в отношении задолженности покупателей.2. Обсудите с представителями организации: известно ли им, какой процент дебиторов подтвердил свою задолженность на отчетную дату; как они оценивают риски наличия в бухгалтерской отчетности долгов неплатежеспособных дебиторов, 3. Попросите предоставить документы, устанавливающие обязанность какого-либо должностного лица изучать платежеспособность дебитора.4. Попросите предоставить документы, подтверждающие изучение платежеспособности двух-трех дебиторов. Контроль соблюдения законодательства: проверку соблюдения норм гражданского права, в том числе правильное определение срока исковой давности по дебиторской задолженности; правильность классификации ситуации при извещении судебного пристава о невозможности обращения взыскания на имущество должника; правильность налогообложения операций по договорам уступки дебиторской задолженности, формирования налоговых расходов при создании резерва сомнительных долгов и т.д. Контроль финансовой отчетности: все отраженные в учете долги дебиторов реально существуют (предпосылка существования); все долги дебиторов, которые действительно существуют, отражены в учете (предпосылка полноты).Контроль эффективности:1) попросите предоставить сделанный сотрудниками организации анализ условий отсрочки платежа за продукцию, предоставляемой основными конкурентами, и условий отсрочки покупателям организации;2) изучите, какие меры по стимулированию скорейшей оплаты покупателями предпринимает организация;3) изучите, есть ли в организации план погашения дебиторской задолженности и как контролируется его исполнение;4) проанализируйте соотношение дебиторской и кредиторской задолженности организации; направлялись ли средства банковских кредитов на финансирование дебиторской задолженности покупателей.

18. Ревизия задолженности по кредитам. Наиболее высокорисковыми являются: получение кредита для фактического финансирования аффилированных лиц организации, а не ее деятельности; получение кредита по завышенным ставкам, с целью перелива капитала в банк; получение кредита без необходимости, т.е. неэффективное использование средств на уплату процентов. Оценка системы внутреннего контроля:1. Попросите бухгалтера предоставить данные по наиболее крупным кредитам за отчетный год. Из кредитных договоров определите условия кредитования, цели и процентные ставки.2. Изучите выданные обеспечения под полученные кредиты.3. Попросите бухгалтера подготовить данные о направлениях расходования основной суммы кредита. Оцените общие критерии целесообразности привлечения кредитов.4. В случае выявления подозрительных кредитных операций обсудите эту ситуацию с руководством проверяемой организации.5. Выясните, кто инициировал привлечение кредит на данных условиях, рассматривались ли альтернативные варианты кредитования, кто принимал окончательные решение о выборе банка и условий кредита, в каких документах это отражено.6. Определите, кто принимает решения об использовании кредита, кто дает указание об оплате за счет кредитных ресурсов, в каком документе фиксируется это решение. Контроль соблюдения законодательства: Особое место в проверке кредиторской задолженности занимает проверка сохранности выданного обеспечения, например заложенного в обеспечение кредита имущества. Основными видами кредитного обеспечения являются поручительство, гарантия, залог ценных бумаг, товаров, другого имущества. Контроль финансовой отчетности: все отраженные в учете долги реально существуют (предпосылка существования»); все долги, которые действительно существуют, отражены в учете (предпосылка полноты).Проверка того, что все отраженные в учете долги реально существуют, проводится путем изучения подготовленных организацией актов сверки с банком. Контроль эффективности: Ревизор должен проверить длительность нахождения кредита на расчетном счете организации. Каждый день «простоя» кредита влечет убытки для организации в виде уплаты процентов за пользованием кредита. В некоторых случаях кредит (или его большая часть) все время находится на расчетном счете организации - получателя, а затем возвращается банку с уплатой процентов. В этой ситуации данная операция может скрывать фактически «подаренную» сумму процентов банку, которая может быть платой за другую совершенную сделку.

Проверка займов

Методика проведения аудита операций по займам в основном не отличается от проверок операций по кредитам. Проверке подвергается счет 66 субсчет 4, 5, «Расчеты по краткосрочным займам в рублях и валюте», и счет 67 субсчет 4,5 «Расчеты по долгосрочным займам в рублях и валюте».

Аудитор должен убедиться в правильности составления и заключения договора займа.

Для организации отсутствие договора в письменной форме может иметь негативные последствия (например, при возникновении споров по вопросам размера процентов за пользование займом, порядка и сроков возврата займа; даже при отсутствии разногласий между сторонами налоговые органы предъявляют претензии, связанные с отсутствием договора как документа, подтверждающего факт совершения операций по договору займа).

В ходе проверки займов устанавливается: правильно ли оформлены договоры займа, своевременно ли погашалась основная сумма долга и проценты по займам, правильно ли отражались в учете операции по полученным займам, включая начисление и перечисление процентов, достоверность аналитического и синтетического учета расчетов по займам. При изучении договора займа особое внимание уделяется наличию в них указаний на срок возврата займа, его форму, наличие залога, размеры процентов и порядок их уплаты. Если заимодавцем является физическое лицо, то договор займа должен быть нотариально заверен.

Для проверки своевременности возврата займов по данным договоров и выписок с расчетного счета и отчетам кассира составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения займов, а также возникшие отклонения.

Расчетно-кредитные операции осуществляются через банк, который систематически контролирует правильность расчетов и соблюдение расчетной дисциплины. В начале проверки ревизору следует установить, какими видами кредитов пользовалось предприятие, а потом выяснить непосредственно в банке, который выдавал кредиты, плановые размеры кредитов, не нарушались ли предприятием правила осуществления кредитных операций, применялись ли к нему санкции и какие, каковы заключения банка по квартальным и годовым отчетам, по актам проверок целевого использования займов и обеспечения их возвращения.

Ревизор выясняет, кроме того, какие претензии банка относительно правильности оформления и своевременности представления расчетов и сообщений, необходимых для кредитования, и соблюдения сроков возвращения займов.

На предприятии ревизор сопоставляет получения займов по данным журналов-ордеров с плановым размером кредита, выясняет причины, вследствие которых он использовался не полностью, и устанавливает, не наносило ли это вреда финансовому состоянию, в частности своевременному погашению кредиторской задолженности и выполнению обязательств относительно уплаты налогов в бюджет.

В акте ревизор должен указать случаи возникновения просроченной задолженности по займам, а также использования кредитов, предоставленных с взысканием повышенных процентов, и определить сумму ущерба, который получило в связи с этим предприятие. Должны быть выявленные и конкретные виновники допущенных нарушений ради взыскания из них суммы ущерба.

Во время проверки использования займов, полученных для выдачи средств работникам предприятия, или оплаты товаров, купленных в кредит, необходимо сопоставить данные счета относительно задолженности рабочих с данными счета относительно суммы непогашенного кредита на 1-е число каждого месяца. Эти данные должны быть одинаковыми.

Кроме того, проверке подлежат законность выдачи займов и ее обоснованность первичными документами (заявлениями-обязательствами работников и необходимыми справками), своевременность удержания долга и тождественность аналитических данных о поименной задолженности работников итоговому сальдо соответствующего субсчета. По данным личных дел следует проверить, все ли должники на момент ревизии числились в списковому составе работников предприятия.

Анализ предоставленных займов может проводиться как выборочно, так и по всему объему предоставленных займов.

Ревизоры определяют список проверяемых договоров по займам. В процессе проверки правильности предоставленных займов необходимо изучить следующие документы:

Правила формирования и использования средств. Требования данного документа сопоставляются с отраженными в проверяемых договорах условиями;

Договор займа. Обращается внимание на условия, определяемые договором (характеристика заемщика, дата предоставления займа, дата возврата займа, процентная ставка за пользование займом, график платежей по займу и другие характеристики, определяемые комиссией для изучения);

Фактические даты предоставления займа (расходный кассовый ордер) и фактическое погашение займа и процентов по нему (приходные кассовые ордера по каждому платежу). Полученные фактические результаты сравниваются с отраженными в договоре условиями.

Список просроченных займов. Путем выборочной проверки займов следует убедиться, что все случаи просрочки займов вносятся в список и подлежат регулярному мониторингу.

Если имеются отклонения от положений договора, то необходимо по каждому договору оформить соответствующее заключение.

При проверке операций по выданным займам необходимо обратить внимание на порядок отражения причитающихся по договору займа процентов: соблюдает ли организация допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что суммы процентов по договору займа должны отражаться по принципу начисления, а не фактического получения денежных средств.

При предоставлении займа материальными ценностями (вещами, имеющими родовые признаки) необходимо проверить, как был возвращен займ - денежными средствами или же материальными ценностями в равном количестве того же рода и качества, поскольку в первом случае (возврат займа денежными средствами) операция будет рассматриваться налоговыми органами как сокрытие объекта обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.

- 85.58 Кб

Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован:

По видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

Банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;

Целевому назначению кредитов;

Срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

Участию в расчете налогооблагаемой прибыли .

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет в работе бухгалтеру данного предприятия и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.

    1. Составление плана и программы ревизии заемных средств

Термин «планирование» означает разработку общей стратегии и детальности подхода к проверке, обусловленной сроками проведения аудита и объемов аудиторских процедур.

Планирование аудита в общем и ревизии заемных средств в частности осуществляется в соответствии с правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией плана аудита с указанием ожидаемого объема, графика и сроков его проведения, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;

Принцип непрерывности планирования аудита предусматривает установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям);

Принцип оптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение вариантности планирования в процессе планирования аудиторской организации для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:

Предварительное планирование аудита;

Подготовка и составление общего плана аудита;

Подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

О внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в Республике Беларусь в целом и ее отраслевые особенности;

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

Организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

Видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

Структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

Уровнем рентабельности;

Основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

Порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

Существованием дочерних и зависимых организаций;

Организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля .

На этапе предварительного планирования оформляется Лист предварительного планирования, в котором аудиторы отражают следующую информацию об операциях с кредиторами и займами (табл. 1)

Таблица 1 - Лист предварительного планирования (фрагмент)


Лист предварительного планирования предназначен для оценки объема документации организации, подлежащей проверке, и общих затрат времени на проведение аудита. Заполняется специалистами, направленными на предварительное ознакомление с потенциальным клиентом, по итогам бесед с руководителем, главным бухгалтером (работником бухгалтерии), просмотра документов и др. По ходу оценки и по ее итогам в бланк либо вписывается полученная информация, либо выбирается один из предложенных вариантов и помечается соответствующая ячейка. Если клиент отказывается сообщить какую-либо точную информацию (например, из соображений коммерческой тайны), то допускается записать ее ориентировочное значение (порядок величины) или указать «Сообщить отказались».

Аудиторской организации необходимо разработать и документально оформить план аудита с описанием предполагаемого объема, перечня работ и сроков их проведения. Общий план аудита должен быть достаточно детальным.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

Реальные трудозатраты;

Расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

Уровень существенности;

Проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

Формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

Инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

Контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

Документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом .

Таблица 2 – Общий план аудита по кредитам и займам

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Просмотр бухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 510 «Кредиты и займы», подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Сафонова Н.В.

Просмотр бухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 610 «Кредиты и займы», подлежащие погашению менее чем через 12 месяцев после отчетной даты

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Долгосрочные кредиты» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Краткосрочные кредиты» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Краткосрочные займы» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Долгосрочные займы» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Государственная помощь» на предмет остатка и полученных в течение года бюджетных кредитов

Сафонова Н.В.

Просмотр отчета о движении денежных средств (форма №4) строки «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями»

Сафонова Н.В.

Просмотр отчета о движении денежных средств (форма №4) строки «Погашение займов и кредитов»

Сафонова Н.В.


Примечание – источник: собственная разработка автора

Составление программы аудита по кредитам и займам – трудоемкий и долгий процесс. Поэтому следует разработать типовую программу проведения аудита кредитов и займов, где будут приведены классификация всех возможных видов нарушений при отражении в бухгалтерском учете банковских кредитов и займов и описание аудиторских процедур по выявлению этих нарушений. К каждой процедуре следует разработать рабочие таблицы, по результатам проверки которых ведущий аудитор имеет возможность сделать определенные выводы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета .

Следующий этап процесса планирования – оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой – создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.

Вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству «Дукора-Агро» ОАО в момент планирования программы по проведению аудита кредитов и займов, приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Вопросы для проверки.

При положительном ответе

При отрицательном ответе

1. Получало ли предприятия кредиты только в одном банке?

Запросить у предприятия кредитные договоры с банком, с которым заключались договоры банковского кредита.

Запросить у предприятия кредитные договоры с банками, с которыми заключались договоры банковского кредита.

2. Получало ли предприятие кредиты путем зачисления денежных средств на расчетный счет?

Подобрать выписки банка по расчетному счету, подтверждающие получение кредита

Перейти к следующему вопросу

3. Учитывались ли суммы процентов, превышающих норматив, в качестве налоговых расходов по налогу на прибыль?

Выяснить, почему суммы процентов, превышающих норматив, включались в налоговые расходы

Перейти к следующему вопросу

4.Соблюдались ли предусмотренной учетной политикой состав и порядок списания дополнительных затрат, связанных с получением кредитов?

Получить подтверждение у предприятия, что дополнительные затраты, связанные с получением кредитов, списывались в соответствии с учетной политикой

Выяснить, по какому принципу предприятием отражались в учете дополнительные затраты, связанные с получение кредитов

5. Получало ли предприятия кредиты, выраженные в иностранной валюте или в условных денежных единицах?

Подобрать выписки банка по счету в банке, подтверждающие получение кредита, сумма которого выражена в иностранной валюте или в условных денежных единицах

Перейти к следующему вопросу

6. Использует ли предприятия средства полученных кредитов для предварительной оплаты МПЗ, работ, услуг, выдачи авансов и задатков в счет их оплаты?

Перейти к следующему вопросу

Перейти к следующему вопросу

7.Отражалась ли задолженность по полученным кредитам на конец отчетного периода с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты по кредитам начислялись на конец отчетного периода согласно условиям договора

Выяснить причины уклонения предприятия от начисления процентов согласно условиям договора на конец отчетного периода

8 Выдавало ли предприятии векселя для получения займа денежными средствами?

Выяснить, каким образом осуществлялся учет и внутренний контроль выданных векселей

Перейти к следующему вопросу

9. Соблюдался ли при выдаче векселя предусмотренной учетной политикой порядок равномерного признания операционных расходов в виде процентов или дисконта?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты или дисконт по выданным векселям равномерно(ежемесячно) включались в состав операционных расходов и были предварительно учтены как расходы будущих периодов

Перейти к следующему вопросу

10. Производило ли предприятие эмиссию (размещение) облигаций?

Выяснить, каким образом осуществлялась эмиссия облигаций и как был организован внутренний контроль этого процесса

Перейти к следующему вопросу

12. Отнесены ли на текущие расходы проценты по кредитам и займам, связанных с формированием стоимости неамортизированных инвестиционных активов?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты по кредитам и займам, связанных с формирование стоимости неамортизируемых инвестиционных активов, отнесены на текущие расходы

Выяснить, какая сумма процентов по кредиту или займу, связанному с формирование стоимости неамортизируемого актива, включена в стоимость этого амортизируемого инвестиционного актива

13. Соблюдался ли предусмотренной учетной политикой перевод долгосрочной задолженности по кредитам и займам в краткосрочную?

Получить подтверждение у предприятия, что в конце года долгосрочная задолженность в соответствии с учетной политикой при наличии оснований для этого была переведена в краткосрочную

Выяснить, почему предприятие при наличии оснований и при наличии требований учетной политики не осуществило перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную

14. Начисляются ли в соответствии с условиями договора кредита (займа) проценты по кредиту (займам)?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты по кредитам (займам) начисляются в соответствии с условиями договора кредита(займа)

Выяснить, почему предприятие начисляет проценты не в соответствии с условиями договора кредита (займа), а по «временному» принципу, т.е. в конце каждого отчетного периода

Описание работы

Цель работы: изучение нормативных и литературных источников касающихся ревизии учета кредитов и займов и на основании изученного дать рекомендации по совершенствованию ревизии кредитов и займов в сельскохозяйственных организациях. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение источников и задач ревизии заемных средств;
- ознакомление с последовательностью проведения аудиторской проверки;
- рассмотрение нормативной и законодательной базы аудита кредитов и займов;
- изучение основных документов, подлежащих обязательной аудиторской проверки;
- выявление типичных ошибок и недостатков при учете кредитов и займов;
- рассмотрение ревизии законности использования и своевременности погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов банка;
- описание порядка составления акта ревизии кредитов банков и займов;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения ревизии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………4
1 Роль и значение ревизии заемных средств …………………………………….6
1.1 Задачи и источники ревизии заемных средств ………………………………6
1.2 Составление плана и программы ревизии заемных средств………………...9
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования …………………………...17
2 Ревизия кредитных отношений ………………………………………………..19
2.1 Ревизия законности использования и своевременности погашения краткосрочных кредитов банка ……….19
2.2 Ревизия законности использования и своевременности погашения долгосрочных кредитов банка……………………...22
2.3 Ревизия займов ………………………………………………………………..24
3 Заключительный этап ревизии кредитов банков и займов …………………..27
3.1 Составление акта ревизии кредитов банков и займов……………………...27
3.2 Совершенствование ревизии заемных средств ……………………………..29
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников ……………………………………………33
Приложение А……………………………………………………………………..35

Цель аудиторской проверки учета кредитов и займов – получить доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих задолженность организации по полученным заемным средствам.

Для достижения цели аудиторской проверки учета кредитов и займов необходимо проверить:

Реальность и документированность кредитов и займов;

Обоснованность получения кредитов и займов (источники получения заемных средств);

Целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения (на какие цели использованы заемные средства, как погашается задолженность по кредитам и займам, наличие просроченных задолженностей);

Оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финансовых результатов);

Ведение синтетического и аналитического учета операций по кредитам и займам (применение счетов учета кредитов и займов, отражение операций получения и погашения заемных средств, соблюдение принципов формирования финансовых результатов).

Для получения аудиторских доказательств используются различные приемы (проверка документов, прослеживание операций, аналитические процедуры в целях определения соотношения заемных и собственных средств) и источники получения информации.

Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:

Нормативные документы, регулирующие вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними;

Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам. К ним относятся: кредитные договоры и договоры займа; дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту, сроков возврата кредита, других условий кредитных договоров; выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов.

Бухгалтерская отчетность и регистры синтетического и аналитического учета по отражению указанных операций в учете. В бухгалтерской отчетности информация для проверки данного участка содержится в бухгалтерском балансе (разделы «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства»); отчете о прибылях и убытках (проценты к уплате или операционные расходы определяются на суммы процентов по кредитам и займам; внереализационные доходы и расходы определяются на суммы возникающих курсовых и суммовых разниц по полученным кредитам и займам).

Для проведения эффективной проверки операций предприятия по получению и использованию кредитов, займов и средств целевого финансирования аудитору необходимо в самом начале четко определить процедуры контроля, последовательность их выполнения и источники необходимых сведений. С этой целью формируется программа проверки

Программа аудиторской проверки кредитов, займов и средств целевого финансирования

Получение предприятием банковского кредита оформляется кредитным договором, в котором указываются объект кредитования, срок выдачи и возврата кредита, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их уплаты, права и ответственность сторон и другие условия.

Учет операций по кредитам и займам ведется соответственно на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Аналитический учет задолженности по полученным займам и кредитам, включая выданные заемные обязательства, ведется по видам займов и кредитов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, отдельным займам и кредитам (видам заемных обязательств).

Основная сумма долга по полученному от заимодавца займу и (или) кредиту учитывается организацией заемщиком в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором. Организация-заемщик принимает к бухгалтерскому учету указанную задолженность в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает ее в составе кредиторской задолженности.

При проверке аудитор выясняет, имеются ли в наличии кредитные договоры, отвечают ли они нормам Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии с ГК РФ кредитные договоры могут заключаться только с банком или иной кредитной организацией, которая имеет соответствующую лицензию на такие операции.

Аудитор уточняет, используются ли кредиты и займы по целевому назначению или нет, как погашались задолженности по кредитам (в виде денежных средств, путем передачи векселя, взаимозачетом). Полноту и своевременность погашения кредитов аудитор проверяет по выпискам банка.

Аудитору следует обратить внимание на вопросы обеспеченности кредита. Основными видами кредитного обеспечения являются поручительство, гарантия, залог ценных бумаг, товаров, другого имущества. Договоры о залоге достаточно распространены. При этом необходимо проверить реальность договора о залоге, не составлен ли он формально, насколько конкретизированы в нем предметы залога, правильно отражены сведения о залоге имущества на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные», а также факт раскрытия данной информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Организации могут получать займы от других юридических лиц (кроме банков). Предприятия могут привлекать средства в виде займов у других предприятий и физических лиц путем выпуска ценных бумаг (облигаций).

Методика проведения аудита операций по займам в основном не отличается от проверок операций по кредитам. Аудитор должен убедиться в правильности составления и заключения договора займа.

Для организации отсутствие договора в письменной форме может иметь негативные последствия (например, при возникновении споров по вопросам размера процентов за пользование займом, порядка и сроков возврата займа; даже при отсутствии разногласий между сторонами налоговые органы предъявляют претензии, связанные с отсутствием договора как документа, подтверждающего факт совершения операций по договору займа).

Основным нормативным документов, регулирующим бухгалтерский учет процентов по кредитам и займам, является ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Аудитор должен проверить, в каком периоде, в какой сумме, на каких счетах отражались или за счет каких источников покрывались суммы процентов за пользование кредитами.

Затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени. К инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся.

Задолженность по полученным займам и кредитам должна отражаться с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров. Информация об учетной политике организации включает как минимум следующие данные:

Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную;

Состав и порядок списания дополнительных затрат по займам;

Выбор способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

Порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем договора займа и (или) кредитного договора организация-заемщик приводит информацию о недополученных суммах в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация:

О наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов;

Величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

Сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;

Суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

Величинах средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).