Меньше значит больше.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) - архитектор-модернист, представитель «интернационального стиля», полжизни отдавший сначала Германии, а затем - США. Его американские постройки, главное для которых - универсальность, стали знаковыми для Нью-Йорка и Чикаго и оказали огромное влияние на облик мегаполисов в XX веке. Мис, как коротко называли архитектора при жизни и в зарубежных исследованиях, был немногословным человеком и не «воевал» в печати или на трибуне за свои идеи, как это делали его современники Райт, или . Тем ценнее узнавать его соображения об архитектуре и творчестве, отражённые в немногих интервью и выступлениях.

Архитектура - поле боя для духа. Она пишет по-своему историю эпох и даёт им их имена. Архитектура зависит от своего времени. Она есть кристаллизация его внутренней структуры, постепенное раскрытие его формы. (1950)

Архитектура воплощает пространственное противостояние человеческого существа с его окружающей средой; архитектура выражает то, как человек утверждает себя в контексте и как овладевает им.

Павильон в Барселоне, 1929

Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать её красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются бо льшие требования, когда он становится частью более обширного целого. (1953)

Архитектура - воля времени, перенесённая в пространство. Живая. Развивающаяся. Новая. Не вчера. Не завтра. Только сегодня она обретает форму. (1923)

Бог - в деталях. (1959)

Меньше - значит больше.

Ясная конструкция - основа для свободного плана . То, что не имеет ясной структуры, нас вообще не интересует. Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, всё застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию. Конструкция - это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания. (1953)

Свободный план - новая концепция, и у него есть своя грамматика, как у нового языка. Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, что и традиционный план. (1953)

Мис и жилые высотки на Лейк-Шор-Драйв

Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер , - скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить. (1961)

Наши утилитарные здания могут быть достойными имени творений архитектуры только в том случае, если они правильно интерпретируют наше время своей совершенной функциональностью. (1924)

Железобетонные здания по своей сущности - каркасные здания. Ни рыхлости, ни бронированных башен. При несущих конструкциях поясов - ненесущая стена. Здания из кожи и костей. (1923)

Федеральный центр Чикаго, 1974

Новая эра - это факт: она существует, независимо от того, нравится она нам или нет. Впрочем, она не лучше и не хуже всякой другой эры. Она - чистое данное , не содержащее в себе никакой оценки. <…>

Не будем придавать чрезмерного значения механизации и стандартизации. Признаем как факт изменение экономических и социальных условий. Все эти условия развиваются своим путём - слепо и фатально . (1930)

Наша эпоха - не время пафоса ; мы не столько почитаем взлёты духа, сколько ценим разум и реализм. Нужно ответить на требование, которое предъявляет наше время, - требование реализма и функционализма. Только тогда наши здания будут выражать потенциальное величие нашей эпохи. (1924)

Мис и Филип Джонсон (слева) за обсуждением Сигрем-билдинг

Образец анонимности являют собой наши инженерные сооружения. Гигантские плотины, индустриальные комплексы и огромные мосты строятся как нечто обыденное, и с ними не связывают имя проектировщика. Они предвосхищают технику будущего . (1924)

Техника - нечто гораздо большее, чем метод, она таит в себе целый мир. Её можно сравнить только с античным открытием человека как личности, с римской волей к господству и средневековыми религиозными войнами. (1950)

Если бы человек каждый день изобретал что-нибудь новое , мы бы никуда не ушли. Ничего не стоит придумать интересные формы, но требуется очень многое, чтобы их разработать. показал, что 300-летнее развитие церковной готики было разработкой и усовершенствованием одного и того же типа структуры. Поэтому мы намеренно ограничиваем себя теми структурами, которые реальны в настоящий момент, и разрабатываем их во всех деталях. Тем самым мы хотим создать основу для дальнейшего развития. (1953)

Мис и студенты Технологического института Иллинойса

Когда я переехал в , то несколько лет жил в гостинице в Чикаго. У меня были только три потребности - мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. А также три ценные вещи - произведения Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее.

Романтики не любят мои здания . Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради определённой цели.

Моя концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени. И в то же время она консервативна, поскольку сосредоточена не только на пользе, но связана и со смысловым значением; сосредоточена не только на функции, но и на выражении; основана на вечных законах архитектуры: порядок, пространство, пропорции. (1961)

Что же является задачей архитектуры ? Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может, он просто не понимал вопроса. Тогда мы пытались отыскать ответ сами и исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это - вопрос истины, мы пытались найти, чем же действительно является истина. Мы были очень обрадованы, найдя определение у Фомы Аквинского: «Истина есть сущность факта». Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет - полстолетия. (1961)

Сейчас существуют две главные тенденции . Одна имеет структурную основу, и мы можем назвать её объективной. Другая имеет пластическую основу, и мы можем назвать её эмоциональной. Вы не можете смешивать их. Архитектура - не коктейль. (1961)

В архитектуре есть розы и картофель, но есть плохой картофель, так же, как и хороший, и плохие розы, так же, как и прекрасные.

Какое здание я хочу построить ещё? Собор . (1968; за год до смерти)

Архитектура зависит от эпохи , это не мода, но она и не вечна - она часть эпохи. Понять средства эпохи, понять её сущность, а не нечто видимое, внешнее. Но найти существенное для эпохи очень трудно, и процесс раскрытия большой формы протекает очень медленно. Эта большая форма не может быть введена вами или мною, но мы работаем над нею, не осознавая этого. И когда большая форма становится понятной до конца, то эпоха завершается, наступает нечто новое. (1961)


Главное , в чём убедили меня преподавание и творческая работа, это в необходимости сохранять ясность в мыслях и действиях. Без ясности не может быть взаимопонимания. А без взаимопонимания нет направленности - только путаница. (1960)

Стиль Мис ван дер Роэ (ХХ век)

Людвиг Мис ван дер Роэ. О нем можно кратко: Мастер ХХ века, написавший азбуку современной архитектуры.

Еще в 1920-е годы, проектируя свои небоскребы в Берлине, Мис ван дер Роэ приходит к революционному открытию: расположенные под разными углами друг к другу плоскости остекленных стен, отражая дома, природу, становятся гигантскими зеркалами и растворяют архитектуру самого здания.

Его проекты стали предвестниками одного из самых распространенных сейчас образов архитектуры – высотного каркасного здания с оболочкой из стекла.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получал. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П.Бернеса (1908-12). В 1910-х годах строил в духе неоклассицизма; после знакомства с работами Ф.Л.Райта и Х.П.Берлаге, обратился к разработке идей функционализма, выступил в 1919-24 с серией экспериментальных проектов (в том числе стеклянных небоскребов), в которых подчеркнутая четкость навесных конструкций сочетается с экспрессивной формой объемов.

1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него специальной отделкой дома можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.

В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендхата в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».

Во второй половине 20-х годов создал рационалистческий образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой. В дальнейшем интересы Мис ван дер Роэ под влиянием голландской группы "Стиль" сосредоточились на разработке выразительной по композиции построек, в интерьере которых стены-ширмы членят единое внутренее пространство на отдельные, связанные между собой зоны(дом Тугендхата в Брно, 1930, и др.)

В 1930-33 был директором "Баухауза". С 1938 работал в США, возглавлял архитектурный факультет Иллинойскоко технологического института в Чикаго. В 40-50-х гг. выдвинул идею "универсальной архитектурной формы" (т.е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для различного использования интерьера), впервые воплощенную в доме Фарнсуорт в Плейно; тот же характер павильона с прямоугольным объемом, нерасчлененном внутренним прстранством и наружным ограждением из стеклянных панелей имеет здание архитектурного факультета Иллинойского технологического института (1952-56).

Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания - предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.

Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом - в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.

В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

К элементарной геометрической форме приведены объемы высотных зданий, созданных Мис ван дер Роэ: жилые дома на Лейк Шор Драйв (1950-51), конторские здания Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1956-58) и др. , облик этих зданий, навесные стеклянные стены которых расчленены прямоугольной решеткой металлического каркаса, как правило, не зависит от их функционального назначения.

Творчество Мис ван дер Роэ 40-50-х годов оказало большое влияние на архитекторов США и Западной Европы.

Малоэтажный дом.

Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса - Филипа Джонсона, архитектора и художественного критика.

Лучшие современные архитекторы при всей непохожести на то, что делал Мис ван дер Роэ, несомненно «выросли» из него.

Сегодня большое количество архитекторов работает по мисовскому принципу.

Конечно, это антиконтекстуальная, как мы сейчас сказали бы, архитектура. Но обвинения в строительстве «коробок», которые то и дело звучат, не стоит относить к Мис ван дер Роэ. Предъявлять их следует тем, кто бездумно повторяет мисовские работы. Исследование же самого архитектора касалось другого – поиска не формы, а языка, обладая которым можно работать в других направлениях, в том числе и в поисках связей со средой. Так, найдя язык - дорический ордер, и отталкиваясь от него, пошла в свое время колоссальная культура пластической, классицистической архитектуры... Форма для Мис ван дер Роэ была вторична, первична же - структура, в ней он искал образность.

Для наших ревнителей региональной архитектуры он мог бы явиться жупелом, потому что был у истоков того, что явилось в результате интернациональным стилем, подчинявшимся не средовой или исторической подоплеке, а общим универсальным принципам. Ведь Мис ван дер Роэ искал универсализм, и это довольно ортодоксальная универсальность...

Концепция Мис ван дер Роэ была связана только с металлом и не охватывала архитектуру железобетона, ставшего в последствии основным, самым распространенным материалом для создания пластических форм. В этом смысле наследие Ле Корбюзье – более благодатная почва для обсуждения. Ведь наряду с модернистской архитектурой его поиски образности, особенно во второй половине жизни, были очень яркими и запоминающимися.

Однако Мис ван дер Роэ, любивший повторять: «Есть смысл делать то, что может быть использовано всеми», привнес в творчество других законы своего собственного, персонального стиля... Потому и хотелось поговорить о Мис ван дер Роэ, на котором, как на прочном, грамотно возведенном фундаменте, стоит и развивается вся современная архитектура.

Людвиг Мис ван дер Роэ. Рожденный эпохой.

Начиная серию публикаций НАСТОЛЬНАЯ КНИГА АРХИТЕКТОРА, «Архидом» предлагает читателю поближе познакомиться с творчеством величайших мастеров, оставивших неизгладимый след в истории зодчества.

Выбор знаковых фигур и их творений «Архидом» возлагает на российских архитекторов, на чьих рабочих столах «живут» уникальные книги и альбомы, посвященные архитектурным образцам и их создателям АЛЕКСЕЙ ГИНЗБУРГ: «Информационное богатство нашего времени поистине безгранично. Стоит лишь захотеть, и можно узнать практически обо всем. Это касается и архитектуры, разумеется. Правда, в большей степени архитектуры современной. Судите cами: великолепно иллюстрированные журналы, прекрасно изданные книги, лекции и телевидение могут дать более или менее полное представление о творениях тех, чьи имена всемирно известны, а заслуги наглядны... Мне же хотелось бы вспомнить архитектора, чье имя не «на устах».

Вообще, говорить об этом времени невероятно интересно. Начало прошлого века. В общем тесном котле бурлит будущее архитектуры – Ле Корбюзье, Гропус, Мис ван дер Роэ. Они учатся в одной мастерской и участвуют в общих конкурсах, вместе проходят блестящую профессиональную школу. Мис ван дер Роэ так и не получает высшего архитектурного образования, как, впрочем, Райт и Ле Корбюзье – они истинные «первопроходцы» в том, что мы сейчас называем современной архитектурой... А тогда! Технологическая революция. Триумф инженерии! Новомодные и категорически не признаваемые архитекторами сталь и железобетон превращаются в строительный материал грандиозных мостов, башен и ангаров для дирижаблей... Это время – эра Техники, буквально рвущейся в архитектуру. Мис ван дер Роэ как никто ощутил это. И воспевая эпоху, назвал архитектуру ее «квинтэссенцией», «выжимкой», «солью».

Металл был его настоящей страстью. Мис ван дер Роэ увидел в нем не только новизну и прочность, но и особую красоту, достойную архитектуры. Опираясь на свойства металла, он сформулировал свою концепцию каркаса и «привел» металл в зодчество, придумав для него ордер, поэзию, доведенный до абсолюта язык.… То, что Мис ван дер Роэ сделал с металлическими конструкциями, можно считать базовым для любого современного архитектора. А опыты со стеклом! Первым в мировой практике архитектор использует его как новое изобразительное средство.

Вообще, идея делать стеклянные дома целиком принадлежит Мис ван дер Роэ. Например, стеклянная вилла Франсворт-хаус, существующая в системе каркаса, вынесенного за пределы здания, и стекла, соединяющего строение с парком. Это тотально стеклянное здание демонстрирует работу нового для архитектуры материала, по сути эту архитектуру «делающего». Примечательно, что в это же время в подражание Мис ван дер Роэ и будучи вдохновленным его идеями строит свой стеклянный дом американец Джонсон. Но, в отличие от Мис ван дер Роэ, он использует в нем не металлический, а деревянный каркас, чем существенно дополняет саму идею, обогащая ее столь симпатичной нашей современной архитектуре «связью со средой». Возможно поэтому работа Джонсона получила большую известность. Но вернемся к Мис ван дер Роэ…. Пик его творчества – середина ХХ века, время, когда эпицентр распространения идей западноевропейской архитектуры перемещается на американскую, не разрушенную войной, землю. В Америке, уже делавшей попытки возвести высотные здания на стальных конструкциях, Мис ван дер Роэ становится законодателем самого прогрессивного направления архитектуры. Он проектирует прозрачные параллелепипеды на чикагской набережной Лэйк-Шор-Драйв и первые корпуса Иллинойского технологического института с их четкой структурой и фирменной мисовской композицией: плоским, горизонтально протяженным объемом, поставленным на столбы с вестибюльной группой - ядром. По этому принципу, кстати, по сей день строятся все административные здания...

Пользуясь металлическим прокатом и стеклом, Мис ван дер Роэ создал простую, доступную архитектуру, вызывающую желание подражать ей. Облик строгих прямоугольных форм, оправленных в каркас, был независим ни от материалов и специфики местного строительства, ни от каких-либо национальных традиций. Это было настолько ново, что образовало целое направление в архитектуре, метко названное критиками «интернациональный стиль». И его основой стало творчества Мис ван дер Роэ.

Посещение Барселонского павильона оказалось едва ли не самым сильным впечатлением от архитектуры вообще.

Мис ван дер Роэ построил относительно немного. Среди его работ – многочисленных проектов, нескольких небоскребов и вилл, есть павильон Германии, который архитектор возвел в 1929 году для международной выставки в Барселоне. Этот Павильон - вершина творчества архитектора, концепт, идея в чистом виде - экспонирование самой архитектуры ХХ века.

Павильон на монументальном цоколе из травертина с двумя бассейнами, облицованными черным стеклом, в свое время был разобран, увезен в Германию, а потом, спустя годы, воссоздан. Уникальность этой постройки - в доведенном до абсолюта принципе перетекающего свободного пространства, в ощущении той самой концентрации, квинтэссенции, о которой говорил сам Мастер. Это маленький павильон, не несущий никакой градостроительной нагрузки – игрушка, вещь в себе, в которой нет ничего лишнего. Как не вспомнить Микеланджело, который на вопрос: «Как Вы создаете свои скульптуры?» ответил: «Беру камень.... и отсекаю все лишнее». показал, как это можно сделать в архитектуре. Его усилиями стало аксиомой положение о пространстве как вещи синтетической. Оно проходит сквозь стекло, связывая интерьер с экстерьером. В основу планировки положен принцип свободного плана. Павильон не имеет ни замкнутых помещений, ни дверей – пространство течет непрерывно. Стоит побывать там, чтобы ощутить это пространство, существующее по «другим», невероятно гармоничным законам. Верный себе, Мис ван дер Роэ ювелирно отточил каждую «мелочь». Чего стоят одни только фирменные мисовские металлические колонны или мебель - стул и табурет «Барселона», созвучные стенам, большим плоскостям стекла и хромированным столбам. Рисунок двух х-образных хромированных рам, их кривизна, размер стальной полосы, пропорции, отделка кожаных подушек – все продумано до миллиметра...

Дата смерти Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки

Биография

Ранние годы

Работа в Германии

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в , где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне , представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента , в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина , оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.

Работа в США

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго .

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине , построенная в году. Архитектор умер 17 августа г. в Чикаго.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией , а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм .

Факты

Ссылки

  • Официальный сайт дома-музея Фарнсуорт (англ.)
  • Официальный сайт виллы Тугендхата (англ.) , (чешск.)

Литература

  • Могульский Г. К. Мис ван дер Роэ. Москва, 1969
  • Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
  • А. В. Иконников. «Архитектура XX века. Утопии и реальность». Т1, Т2 М.: Прогресс-традиция, 2002.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Людвиг Мис ван дер Роэ" в других словарях:

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ … Википедия

    Мис ван дер Роэ, Людвиг Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Граждан … Википедия

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Гражданство Германская империя … Википедия

    - (Mice van der Rohe) Людвиг (1886 1969) Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспериментов авангарда 1920 х годов. Основным его вкладом в архитектурную поэтику явился … Энциклопедия культурологии

    - (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886 1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников интернационального стиля, для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние… … Энциклопедия Кольера

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий и американский архитектор. В 20 х гг. один из лидеров функционализма, в 1930 33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания параллелепипеда со … Энциклопедический словарь

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получил. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П. Беренса (1908 12). В 1910 х гг. строил в духе неоклассицизма;… … Художественная энциклопедия

Мис ван дер Роэ был одним из ярчайших представителей архитектуры модерна. Спроектированный им типовой образ высотного здания не утратил актуальности даже сегодня.

Его желание создать «новую грамматику архитектуры» повлияло не только на фасады зданий, но и на внимание к ландшафту застройки.

Мис родился 27 марта 1886 года в немецком городе Ахене. Большое влияние на него оказала профессия отца, который был каменщиком. Именно в его мастерской у будущего архитектора зародился интерес к простым материалам и строгим формам.

Самым известным проектом ван дер Роэ называют павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года. Действительно, именно в нем архитектор впервые смог выразить свою концепцию «бога в деталях». Божественное Мис видел в природе, а пространство павильона позволяет любому посетителю прикоснуться к его идее: природа не только является «обрамлением» постройки, она неотъемлемая ее часть. Рамки между природой и человеком стерты, взаимопроникновение достигает своего максимума.

Кстати, именно в павильоне впервые находит отражение другой популярный сегодня принцип ван дер Роэ – отсутствие зонирования пространства, свободная планировка.

Несмотря на ранний успех, на родине его попытки самореализации были обречены – становление пришлось на 30е годы и правление нацистов, которые запретили современное искусство и назвали его сооружения «не немецкими» и откровенно левыми. Деполитизировать архитектуру было невозможно, и в 1937 году ван дер Роэ переезжает в США. Его первым крупным заказом становится здание Чикагского технологического института (сейчас Иллинойский технологический институт). Позже он возглавит там архитектурную школу.

В этот период Мис все больше стремится к универсальности и сокращает количество материалов. Если для павильона в Барселоне использовались и дерево, и декоративный камень, то в Чикагском проекте правит бал только стекло и сталь, а также уже знакомые модульные планировки.

50-е годы сам Мис ван дер Роэ называл апогеем своей карьеры. Именно в этот период развитие технологий позволило ему осуществить свою главную мечту – построить небоскреб с панорамным остеклением. «Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет», - писал он.

Проектирование становится «универсальным». Появляются знаковые высотки - Лейк-Шор-Драйв (1951 год), Коммонуэлс променад (1957) и офисное здание Сигрэм-билдинг (1958). Они практически ничем не отличаются друг от друга, архитектор экспериментирует только с цветом стекла.

Универсальность, свет, пространство, природа как главное украшение – вот ключевые понятия в архитектуре ван дер Роэ. Его влияние на последователей трудно не оценить – помимо того, что столпы его концепции в ходу и сегодня, его именем названа престижная европейская премия в области современной архитектуры.

Текст: Вероника Мейт