Международная инвестиционная деятельность как вид внешнеэкономической деятельности. Международная инвестиционная деятельность Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность

Подходы к пониманию инвестиционной деятельности и ее правовому регулированию в разных странах различаются. Для унификации этих подходов международными организациями разрабатываются рекомендации, в частности рекомендации, да­ваемые МВФ, который в зависимости от степени контроля ин­вестора над компанией рекомендует выделять прямые и порт­фельные инвестиции. К прямым инвестициям относят такие вложения в акции (паи), которые дают контрольный пакет ак­ций предприятия, а к портфельным - инвестиции, которые не дают полного контроля над предприятием. Эта классификация является основой для правового регулирования инвестиций как на международно-правовом уровне, так и на уровне внутренне­го инвестиционного законодательства.

Источниками правового регулирования международной ин­вестиционной деятельности являются международные акты (многосторонние международные конвенции, двусторонние инвестиционные соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений), международные обычаи, акты националь­ного законодательства.

1 СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.

См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 343.

570 Раздел V. Отдельные виды предпринимательской деятельности

Среди многосторонних международных актов можно указать Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций, заключенное в рамках ВТО; Вашингтонскую конвенцию о по­рядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 г.; Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; Европейский договор к Энергетической хар­тии; Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) 1985 г.; Единооб­разный кодекс о режиме иностранного капитала и о товарных знаках, патентах, лицензиях и роялти, принятый в рамках госу­дарств Андской (Картахенской) группы; Соглашение о сотруд­ничестве в области инвестиционной деятельности, заключен­ное в рамках СНГ в 1993 г.; Конвенцию СНГ о защите прав инвесторов 1997 г. и др.

Акты национального инвестиционного законодательства в разных странах можно подразделить на две группы в зависимо­сти от устанавливаемых ими моделей правового режима ино­странных инвестиций. В развитых западных странах (Велико­британия, Франция, Италия, Германия, США и др.) инвесто­ры, как правило, не разделяются на иностранных и внутренних. Правовой режим их деятельности в принципе одинаков. Пра­вовое регулирование иностранных инвестиций в этих странах «исчерпывается нормативными правовыми актами, устанавли­вающими исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов» .

В странах с развивающейся экономикой инвестиционное за­конодательство дифференцировано в зависимости от националь­ной принадлежности инвесторов. Здесь принимается специаль­ное законодательство об иностранных инвестициях, правовой режим которых отличается особенностями. При этом, если госу­дарство преследует цель широкого привлечения иностранных инвестиций, устанавливается льготный режим иностранных ин­вестиций, стимулирующий их поступление в страну. Если же го­сударство преследует цель ограничения иностранных инвести­ций, устанавливается более жесткий правовой режим иностран­ных инвестиций.

Российское законодательство об иностранных инвестициях закрепляет национальный режим иностранных инвестиций.

1 Силкин В. В, Прямые иностранные инвестиции в России: право­вые формы привлечения и защиты. М., 2003. С. 41.

Глава 22. Правовое регулирование инвестиционной деятельности 571

Недискриминационные или даже более благоприятные режимы иностранных инвестиций могут предусматриваться в двусто­ронних международных договорах по вопросам поощрения и зашиты капиталовложений, а также соглашениях об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия. В свя­зи с намерением Российской Федерации вступить в ВТО она должна будет привести свое инвестиционное законодательство в соответствие с Соглашением об инвестиционных мерах, отно­сящихся к торговле (TRIMS), которое регламентирует взаимо­отношения государств - членов ВТО. Необходимо будет сме­стить акценты в правовом регулировании иностранных инве­стиций с национальных механизмов регулирования на международно-правовые.

Договоры в сфере международной инвестиционной деятельно­сти. Следует различать межгосударственные инвестиционные соглашения, заключаемые государствами, как источник право­вого регулирования международной инвестиционной деятель­ности и инвестиционные договоры (соглашения), заключаемые инвестором и лицом, принимающим инвестиции (заказчиком, подрядчиком и т. п.), и выступающие непосредственными ос­нованиями инвестиционных отношений. Инвестиционные до­говоры, являясь по сути своей гражданско-правовыми догово­рами, заключаются в соответствии с межгосударственными инвестиционными соглашениями и другими нормативными правовыми актами, включая национальное инвестиционное за­конодательство.

Правовая природа инвестиционных договоров вызывает споры. Дискуссия предопределена тем, что в инвестиционных отношениях нередко участвует государство. Действительно, возможны не только инвестиционные отношения по типу «ин­вестор - частное лицо», но и отношения по типу «инвестор - государство». Однако метод регулирования этих отношений

1 Одни авторы относят их к гражданско-правовым договорам (см., например: Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и ми­ровой опыт. М., 2001. С. 158-159); другие рассматривают их в качестве административно-правового института (см., например: Мозолин В. П. Право США и экспансия американских корпораций. М., 1974. С. 98); третьи относят их к правовому институту, имеющему смешанный ха­рактер (см., например: Асосков А. В. Правовые формы участия юриди­ческих лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003. С. 152).

572 Раздел V. Отдельные виды предпринимательской деятельности

един - гражданско-правовой (равенство, автономия воли, иму­щественная самостоятельность участников складывающихся имущественных отношений). Ограничения публичного харак­тера, устанавливаемые государством (его органами) в целях контроля за процессом инвестирования и деятельностью ино­странного лица, не меняют природы этих отношений как част­но-правовых.

В одном случае государство определяет условия привлечения иностранных инвестиций, условия соглашений о разделе про­дукции, заключает с другими государствами соглашения о по­ощрении и взаимной защите иностранных инвестиций, т. е. вы­ступает в роли публичного организатора инвестиционных отно­шений. В другом случае государство может выступать в роли участника инвестиционных отношений (инвестора, заказчика, пользователя), т. е. быть участником гражданских правоотноше­ний, опосредуемых инвестиционным соглашением. Например, в Сеульской конвенции об учреждении многостороннего Агент­ства по гарантиям инвестиций в качестве прямых инвестиций рассматриваются такие формы капиталовложений, как «догово­ры об обслуживании и управлении, договоры целевого долго­срочного займа, связанного с капиталовложениями, соглаше­ния о франшизе, лицензионные договоры, договоры о финан­совой аренде (лизинг), соглашения о разделе продукции» .

В некоторых случаях международные инвестиционные дого­воры выступают в качестве рамочных соглашений, поскольку требуют заключения дополнительных договоров, с помощью которых они могут быть реализованы практически.

Публичный порядок в сфере международной инвестиционной деятельности. Стремление государств привлечь иностранные инвестиции для развития национальной экономики и опасе­ния, связанные с экономической мощью иностранных инвесто­ров и той угрозой национальным интересам, которая может ис­ходить от иностранных инвесторов, предопределяют необходи­мость существования определенного публичного порядка в сфере международной инвестиционной деятельности. Такой порядок устанавливается как в международных актах, так и в актах национального законодательства, предусматривающих те или иные модели инвестиционных режимов: режим недискри-

1 Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. С. 1 36.

минации, национальный режим, режим наибольшего благопри­ятствования, преференциальный режим.

Режим недискриминации иностранных инвесторов исключает дискриминацию иностранных инвесторов по причине их при­надлежности к государству иной общественно-политической системы или на основании иного отличительного признака.

Национальный режим иностранных инвестиций означает, что лица, осуществляющие инвестиции на территории другого го­сударства, обладают такими же правами, как и собственные субъекты этого государства. При этом государство может уста­новить в законе определенные ограничения для иностранцев в целях обеспечения экономического суверенитета, националь­ной безопасности, общественного порядка.

Суть режима наибольшего благоприятствования иностранных инвестиций в том, что иностранные инвесторы при осущест­влении деятельности на территории другого государства полу­чают такие же права, как и все остальные иностранные инве­сторы. Режим наибольшего благоприятствования стал основой для регулирования взаимоотношений между государствами - членами ВТО, что нашло свое нормативное закрепление в Ге­неральном соглашении по тарифам и торговле.

Преференциальный режим устанавливается с целью предо­ставления определенным категориям иностранных инвесторов преимуществ (преференций) в той или иной области инвести­рования. Например, тарифные преференции установлены для стран - участниц СНГ в Договоре о таможенном союзе и еди­ном экономическом пространстве 1999 г., Договоре об учреж­дении Евразийского экономического сообщества 2000 г.

Международный публичный порядок в сфере инвестирова­ния формируют не только международные соглашения (Сеуль­ская конвенция 1985 г., соглашения, заключенные в рамках ВТО, и др.), но и рекомендательные акты, например Руководя­щие принципы Всемирного банка 1992 г. Авторитетность Все­мирного банка предопределяет значение его актов. К основным принципам инвестиционной деятельности относятся принцип справедливого и равного режима иностранных организаций; принцип национального режима иностранных инвестиций; принцип, обязывающий государства не делать различий между иностранными инвесторами вследствие их различной нацио-

См.: Богуславский М. М. Указ. соч. С. 29.

нальной принадлежности; принцип, предоставляющий юриди­ческие механизмы защиты прав иностранных инвесторов.

Важным элементом международного публичного порядка в сфере инвестирования является правовой механизм разрешения международных инвестиционных споров, заложенный в ряде ме­ждународных актов. В соответствии с Вашингтонской конвенци­ей 1965 г. был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), при помощи которого обес­печивается публичный правопорядок в сфере международных экономических отношений путем разрешения конфликтов меж­ду государствами-реципиентами и инвесторами.

Еще по теме § 4. Международная инвестиционная деятельность:

  1. 2.2. Деятельность международных организаций по регулированию инвестиционной деятельности
  2. Экономические и правовые основы инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности, их права и обязанности
  3. § 5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности I. Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности.
  4. 3.10. Разработка плана инвестиционной деятельности 3.10.1. План инвестиционной деятельности
  5. 2.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1.1. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
  7. § 3. Состав инвестиционной сферы. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности
  8. 24.1 Понятия «инвестиции», «инвестиционная деятельность». Инвестиционная политика предприятия
  9. 6.1. Правовое содержание инвестиционных отношений и инвестиционной деятельности
  10. Понятия «инвестиции», «инвестиционная деятельность». Инвестиционная политика предприятия
  11. 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  12. Понятия инвестиционной деятельности и инвестиционных фондов
  13. Глава 11. Оценка инвестиционных рисков и методика их учета в инвестиционной деятельности
  14. ГЛАВА 9. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
  15. 13.2. Роль международных организаций в регулировании деятельности международной гражданской авиации

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы -

Источниками правового регулирования международной инвестиционной деятельности являются международные акты (многосторонние конвенции, двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений), международные обычаи, акты национального законодательства.

Среди многосторонних международных актов можно указать Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций, заключенное в рамках ВТО; Вашингтонскую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 г.; Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; Договор к европейской энергетической хартии; Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 г.; Единообразный кодекс о режиме иностранного капитала и о товарных знаках, патентах, лицензиях и роялти, принятый в рамках государств Андской (Картахенской) группы; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в рамках СНГ в 1993 г.; Конвенцию СНГ о защите прав инвесторов 1997 г. и др.

Для унификации международных правил инвестиционной деятельности разрабатываются рекомендации международных организаций. Например, Международный валютный фонд рекомендует выделять прямые и портфельные инвестиции в зависимости от степени контроля инвестора над компанией. К прямым инвестициям относят вложения в акции (паи), которые дают полный контроль над предприятием, а портфельные инвестиции не дают такого контроля 1 . Указанная классификация является основой правового регулирования инвестиций в международном праве.

Акты национального инвестиционного законодательства в разных странах можно подразделить на две группы в зависимости от устанавливаемых ими моделей правового режима иностранных инвестиций. В развитых западных странах (Великобритания, Франция, Италия, Германия, США и др.) правовой режим деятельности иностранных и внутренних инвесторов в принципе одинаков. Правовое регулирование иностранных инвестиций в этих странах «исчерпывается нормативными актами, устанавливающими исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов» .

В странах с развивающейся экономикой инвестиционное законодательство дифференцировано в зависимости от национальной принадлежности инвесторов. Здесь принимается специальное законодательство об иностранных инвестициях, правовой режим которых отличается особенностями. Если государство преследует цель широкого привлечения иностранных инвестиций, устанавливается льготный режим иностранных инвестиций, стимулирующий их поступление в страну. Если же государство преследует цель ограничения иностранных инвестиций, устанавливается более жесткий их правовой режим.

Со вступлением России в ВТО ее законодательство об иностранных инвестициях приведено в соответствие с Соглашением о торговых аспектах инвестиционных мер (TRIMS), действует национальный режим иностранных инвестиций. Недискриминационные или даже более благоприятные режимы иностранных инвестиций могут предусматриваться в двусторонних международных договорах по вопросам поощрения и защиты капиталовложений, а также соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Инвестиционные соглашения. Различают межгосударственные инвестиционные соглашения как источник правового регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционные соглашения, заключаемые инвестором и лицом, принимающим инвестиции, в том числе государством, и выступающие непосредственными основаниями инвестиционных отношений. Инвестиционные соглашения, являясь гражданско-правовыми договорами, заключаются в соответствии с межгосударственными инвестиционными соглашениями и нормативными актами, включая национальное законодательство.

Правовая природа инвестиционных соглашений вызывает споры . Дискуссия предопределена тем, что в таких отношениях нередко участвует государство. Действительно, возможны не только инвестиционные отношения по типу «инвестор - частное лицо», но и отношения по типу «инвестор - государство». Однако метод регулирования этих отношений одинаков - гражданско-правовой (равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность участников отношений). Ограничения публичного характера, устанавливаемые государством (его органами) с целью контроля за деятельностью иностранного инвестора, не меняют природу этих отношений как частноправовых.

В одном случае государство определяет условия привлечения иностранных инвестиций, условия соглашений о разделе продукции, заключает с другими государствами соглашения о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций, т. е. выступает в роли публичного организатора инвестиционных отношений; в другом выступает в роли участника инвестиционных отношений (инвестора, заказчика, пользователя), т. е. участника гражданских правоотношений. Например, в Сеульской конвенции об учреждении Агентства по гарантиям инвестиций в качестве прямых инвестиций рассматриваются такие формы капиталовложений, как «договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, связанного с капиталовложениями, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, договоры о финансовой аренде (лизинг), соглашения о разделе продукции» 1 .

Публичный порядок в сфере международной инвестиционной деятельности. Стремление государств привлечь иностранные инвестиции для развития национальной экономики и опасения, связанные с экономической мощью иностранных инвесторов и угрозой национальным интересам, которая может исходить от них, предопределяют необходимость публичного порядка в сфере международной инвестиционной деятельности. Такой порядок устанавливается в международных актах, а также актах национального законодательства, предусматривающих различные модели инвестиционных режимов: режим недис- криминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим.

Режим недискриминации иностранных инвесторов исключает дискриминацию иностранных инвесторов по причине их принадлежности к государству иной общественно-политической системы или на основании иного отличительного признака .

Национальный режим иностранных инвестиций означает, что лица, осуществляющие инвестиции на территории другого государства, обладают такими же правами, как и собственные субъекты этого государства. При этом государство может установить в законе определенные ограничения для иностранцев в целях обеспечения экономического суверенитета, национальной безопасности, общественного порядка.

Режим наибольшего благоприятствования иностранных инвестиций заключается в том, что иностранные инвесторы при осуществлении деятельности на территории другого государства получают такие же права, как и все остальные иностранные инвесторы. Данный режим является основой для регулирования взаимоотношений между государствами - членами ВТО, что нашло закрепление в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (GATT).

Преференциальный режим устанавливается с целью предоставления определенным категориям иностранных инвесторов преимуществ (преференций) в той или иной области инвестирования. Например, тарифные преференции установлены для стран - участниц СНГ в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г.

Международный публичный порядок в сфере инвестирования формируют не только международные соглашения (Сеульская конвенция 1985 г., соглашения, заключенные в рамках ВТО, и др.), но и рекомендательные акты (например, Руководящие принципы Всемирного банка 1992 г.), определяющие основные принципы инвестиционной деятельности: справедливый и равный режим иностранных организаций; национальный режим иностранных инвестиций; исключение различий между иностранными инвесторами вследствие их различной национальной принадлежности; защита прав иностранных инвесторов. Важным элементом международного публичного порядка является механизм разрешения инвестиционных споров, заложенный в ряде международных актов. Так, в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. действует Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, где разрешаются конфликты между государствами-реципиентами и инвесторами.

Международная инвестиционная деятельность - совокупность практических действий субъектов по вложению инвестиций за рубеж и иностранных инвестиций. Она перераспределяет в пространстве и времени ресурсы между отдельными субъектами и объектами разных стран. Понятно, что главным субъектом инвестиционной деятельности, который принимает решение о вложении средств является инвестор. Его зарубежная деятельность обусловлена развитием хозяйственных связей между странами мира, и зависит она как от объективных экономических законов, так и от политико-экономической цели деятельности национальных государств в мировом политическом и хозяйственном пространстве.

Осуществляется международная инвестиционная деятельность в двух направлениях: вывоз капитала и привлечения иностранных инвестиций.

Вывоз капитала обусловлено под действием следующих факторов:

Избытком капиталов в стране (низкие нормы прибыли, или отсутствие соответствующей экономической структуры для приложения капиталов.)

Потребностью в новых рынках сбыта, сырья.

Формирование определенного уровня конкурентоспособной экономики.

Международное разделение труда.

Транс национализация экономики.

Поиск стабильных условий применения капиталов.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций возникает при:

Ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов;

Низкой инвестиционной активности собственных инвесторов;

Необходимости обеспечения вместе с инвестициями новой техники и технологии;

Желание создать конкурентоспособную экономику и освоить мировые рынки;

Потребности в модернизации социальной инфраструктуры общества.

В зависимости от вида и формы иностранных инвестиций основные направления международной инвестиционной деятельности можно представить с помощью схемы (рис. 9.1).

Главной целью частный иностранных инвестиций является экспорт инвестиционного капитала за границу в денежной или товарной форме с целью получения прибыли или расширения экономического влияния.

Главной целью государственный иностранных инвестиций является

создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития экономики, куда вкладываются инвестиции.

Основу предпринимательского капитала составляют прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции - это заключение в зарубежные предприятия, которые обеспечивают контроль инвестора или его участие в управлении предприятием. Прямыми инвестициями являются как первоначальные вложения так и реинвестиции, кроме того в них относят все Внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и ссуд между прямым инвестором и филиалами, дочерними и ассоциированными компаниями .

Масштабы прямых инвестиций и темпы их вложения зависят от объемов капиталов стран доноров и изменений в экономике, юрисдикции, внутреннего хозяйственного механизма стран, принимающих иностранный капитал. Создание необходимых условий для, благоприятного климата для привлечения прямых, реального капитала - это комплексная проблема, которая включает в себя экономическую, социальную, политическую и техническую составляющие. Мировой опыт доказывает, что условия иностранным инвесторам создаются помощью экономических и социальных мер, юридических норм, которые являются составной инвестиционного законодательства государства, принимающего капитал; международных договоров; инвестиционных договоров между иностранным инвестором и государством, принимающего страховых полисов при страховании инвестиций в национальных и международных страховых организациях.

Исходя из этих условий, прямые инвестиции могут осуществляться в следующих формах:

1. Приобретение неконтрольных пакетов акций в компаниях стран-реципиентов осуществляется через прямую покупку акций на местном фондовом рынке. Этот способ инвестирования широко используется в процессе приватизации предприятий, а также при обмене акций на долги предприятий как государственной, так и частной формы собственности.

2. Лицензионные соглашения с фирмами стран-реципиентов дают инвестору возможность выхода на рынок с минимальным риском. Транснациональная компания передает права на производство определенного продукта или услуги или на использование запатентованного процесса, технологии, товарного знака или другой интеллектуальной собственности местной фирме, которая будет отвечать за производство и маркетинг на местном рынка. Иностранный инвестор может покупать акции местной фирмы, с которой заключен лицензионное соглашение.

3. Стратегические альянсы и совместные предприятия дают инвесторам большую присутствие на местном рынке с меньшим риском, чем прямая покупка местной фирмы или создания собственного дочернего предприятия. Создание альянсов крупными корпорациями открывает возможности для мелких компаний, ищущих источники финансирования для роста. Продукция таких компаний занимает узкие ниши, поэтому они могут обеспечить более высокий доход по сравнению с крупными конкурентами, которые чаще всего не так оперативно реагируют на появление новых рынков и продуктов.

Подавляющее большинство стратегических альянсов приобретает форму совместных предприятий, создаются для достижения целей, определяемых членами-учредителями (компаниями, что решили создать альянс).

4. Приобретение контрольных пакетов акций в компаниях стран-реципиентов иностранных инвесторами приносит большие выгоды

местным фирмам, стимулирует экономику страны в целом и ускоряет ее интеграцию в мировую экономику, потому что это требует от инвесторов больших обязательств и длительного времени для получения прибыли. Контрольные пакеты акций могут быть полученные с помощью прямой покупки акций, приватизации, обмена акций на долги и другими методами.

5. Создание собственных дочерних предприятий в фирмах стран-реципиентов применяется на рынках, которые имеют наибольший потенциал для получения доходов. Эта форма инвестиций имеет наибольший риск и самые обязательства по стороны иностранного инвестора.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции несут риск иностранным инвесторам, поэтому что последние лишены возможности быстрого выхода на рынок, кроме того, они приносят больше выгод стране-реципиенту, так как включают большие суммы средств, связанных с большими обязательствами и длительное время осуществления инвестиций.

Портфельные инвестиции - это вложения в акции зарубежных предприятий (без приобретение контрольного пакета), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных организаций с целью получения повышенного дохода за счет налоговых льгот, изменения валютного курса и т.д. Такие инвестиции не дают реального контроля инвестора над объектом инвестирования.

Инвестор, который планирует осуществить международные портфельные инвестиции, должен прежде всего определить принципы формирования структуры их портфелей. Возможна такая последовательность формирования структуры портфеля международных инвестиций в целом или по конкретным сегментам:

Страны (валюты)

Виды ценных бумаг

Конкретные ценные бумаги;

Виды ценных бумаг

Страны (валюты)

Конкретные ценные бумаги;

Виды ценных бумаг

Конкретные ценные бумаги

Страны (валюты)

Конкретные ценные бумаги

Страны (валюты).

В первом случае инвестор может выбрать сначала, например, Японию и Францию, а затем японские облигации и французские акции и, наконец, конкретные ценные бумаги.

Во втором случае сначала выбираются виды ценных бумаг (например, акции или краткосрочные государственные облигации), затем для каждого вида определяются страны (Например, Япония для инвестиций в акции, а Великобритания - краткосрочные государственные облигации) и на конец определяются конкретные ценные бумаги.

Третий и четвертый случаи характерны для определения структуры сегмента акций в портфеле международных инвестиций.

При этом в третьем случае выбор вида ценных бумаг означает выбор определенных отраслей экономики, после чего выбираются акции конкретных компаний определенной страны. Выбор таких акций определяет совокупность стран (валют) инвестирования.

Таким образом, в первом и втором случае реализуется принцип "страны (Валюты), - конкретные ценные бумаги ", который в литературе называется принципом "Сверху вниз" (Top Down). В третьем и четвертом случаях реализуется принцип "Конкретные ценные бумаги - страны (валюты)", или принцип "снизу вверх" (Bottom Up) .

На каждом этапе рассматриваемых последовательностей формирования набора сегментов и конкретных ценных бумаг в портфеле международных инвестиций зависит от цели конкретного инвестора. Такими целями могут быть:

Получение качества (доходность и риск), близкого по качеству рыночного портфеля, структура которого соответствует капитализации соответствующего рынка;

Получение доходности выше доходности рыночного портфеля;

Обеспечение риска ниже риска рыночного портфеля.

Эти цели могут определяться как для портфеля международных инвестиций в целом, так и для отдельных его сегментов.

Одновременно с формированием структуры портфеля инвестор должен определить принципы управления его риском. При этом возможны следующие варианты действий:

Не принимать никаких мер, надеясь на благоприятную ситуацию;

Диверсифицировать инвестиции по странам, видам ценных бумаг, отраслям экономики и ценным бумагам;

Увеличить долю инвестиций в безрисковые активы;

Выбирать менее рискованные активы и валюты инвестиций на основе прогноза их качества;

Принимать специальные меры для защиты от неблагоприятного изменения цены активе и (Или) валютного курса.

Эти меры могут приниматься для портфеля международных инвестиций в целом, для его сегментов, или для части ценных бумаг в том или ином сегменте. Дополнительным спецификой управления риском международных инвестиций является принятие мер по уменьшению риска падения курса валют инвестиций в валюты инвестора.

Иностранные кредиты привлекаются сегодня в Украине, во-первых, для удержания страны как государства "на плаву" с целью вхождения в мировой рынок, где она должна стать частью мировой экономики. Во-вторых, получение кредитов для трансформации структуры экономики Украины, изменения в ней народнохозяйственных пропорций, создание условий полной экономического равновесия. В-третьих, получение кредитов под привлечение критического импорта, прежде энергоносителей. Наконец, в-четвертых, в видом первого из указанных целевых функций иностранных кредитов они приобретаются для выживания конкретных правительств.

К основным реальных источников привлечения Украины иностранных средств относятся

Ссуды таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития и другие;

Кредиты иностранных государств и их группировок типа Европейского Сообщества (ЕС)

Кредиты государств-поставщиц "энергоносителей, (Россия и Туркменистан)

Размещение ценных бумаг в виде облигаций государственных займов на внешних рынках, а также на внутреннем рынке при покупке их нерезидентами;

Получение Украиной грантов, субсидий, стипендий и т.п. через научно-техническую помощь от международных финансовых организаций и стран развитой экономики.

Из приведенных источников возможного получения Украиной иностранных средств три первых относятся к непосредственной формы иностранного ссудного капитала и является прямым кредитованием. Четвертый источник является опосредованным кредитованием Украине, а по пятого это специфическая функциональная форма вывоза капитала. ее специфичность заключается в том, что она не задача получения конкретного дохода от заключения капитала в иностранную страну в виде научно-технической помощи, а ее функцией является создание условий для формирования в Украине рыночной среды, открывает и расширяет для заимодавцев возможности успешного применение всех указанных предыдущих источников.

Относительно кредитов международных финансовых организаций, то для них характерны такие функциональные направления. МВФ предоставляет ссуды преимущественно на покрытие дефицита платежного баланса, бюджета, на закупку критического импорта и т.д. при общем векторе всех этих направлений на поддержку национальной валюты в условиях рыночных отношений. В ссудах Всемирного банка, наряду с подобными направлениями кредитования, видное место занимают кредиты, направленные на развитие конкретных отраслей экономики. Кредиты ЕБРР поддерживают развитие малого и среднего бизнеса.

Не все иностранные кредиты должны инвестиционное направление. Например, средства МВФ и значительная часть денег Всемирного банка идут на финансирование системных проектов, направленные на реформирование целых секторов экономики. Деньги траншами направляются непосредственно в Госбюджет Украины, а впоследствии Министерство финансов Украина предполагает как они будут использованы. Поскольку средства системных проектов могут быть использованы на погашение дефицита украинского бюджета или на "Поддержку платежного баланса", то, конечно, они не могут быть инвестиционными.

Иностранный инвестиционный кредит - это экономические отношения между государствами, иностранными банками и фирмами по поводу финансирования инвестиционной деятельности на основе возвращения в определенные сроки и, как правило, с выплатой процента. Спецификой иностранного инвестиционного кредита является то, что он участвует в кругооборота капитала на всех его стадиях: при превращении денежного капитала в производственный - вследствие экспорта оборудования, сырья, топлива, в процессе производства - в форме кредитования под незавершенное производство, при реализации товаров на мировых рынках. Он в тесной связи с внутренним кредитом принимает участие в смене форм стоимости, обеспечивает непреривнисть воспроизведения, обслуживая все его фазы. Разновременность отдельных фаз воспроизводства, несовпадение времени и места вхождения в международный оборот реализуемой стоимости и необходимых для этой реализации платежных средств, несовпадение валютного оборота с движением ссудного капитала определяют взаимосвязь иностранного инвестиционного кредита с производством .

Существуют три основных вида иностранного инвестиционного

1. Государственный кредит, который предоставляется на двусторонней и многосторонней основе, включая займы международных организаций;

2. Банковский кредит, связанный с кредитными отношениями между банками разных стран;

3. Коммерческий кредит, который непосредственно обслуживает инвестиционных процесс предприятий (фирм).

На международном ссудном рынке иностранный инвестиционный кредит играет двойную роль: положительную и отрицательную.

Положительная роль заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечение непрерывности процесса

воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, образованию и развитию мирового рынка, углубляет международное разделение труда. Кроме того, он обеспечивает благоприятные условия для иностранных частных инвестиций, так как связывается с условиями о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; применяется для образования инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, в том числе иностранных и совместных, способствует укреплению позиций национальных предприятий, банков, которые имеют отношение к международному капитала.

Негативная роль иностранного инвестиционного кредита в развитии рыночной экономики заключается в обострении ее противоречий. Иностранный инвестиционный кредит - также орудие конкурентной борьбы стран за рынки сбыта, сферы применения капитала, источники сырья, за преимущества в основных областях научно-технического прогресса.

Таким образом, роль иностранного инвестиционного кредита в условиях рыночной экономики имеет двойную роль: с одной стороны-развитие взаимовыгодного сообщества стран, а с другой - средство конкурентной борьбы.

Несмотря на это, привлечения инвестиционных кредитов в украинскую экономику имеет сегодня стратегический и тактический интерес со стороны как Украины, так и иностранных кредиторов.

Стратегический долгосрочный интерес Украины и интерес иностранных кредиторе в целом совпадают, потому заключаются в скорейшем вхождении нашей страны в мировое сообщество без значительных социальных потрясений.

О тактических, краткосрочных интересов Украины и иностранных кредиторов, то они могут как совпадать так и быть противоположными. Последние проявляются прежде в несовпадении интересов сторон как товаропроизводителей, которые конкурируют за сбыт продукции и получения прибыли.

В целом приоритетными в этих отношениях являются: выравнивание дефицита государственного бюджета, торгового и платежного балансов, развитие малого и среднего бизнеса; трансформация экономики на основе рыночного равновесия в новом государственном образовании, развитие рыночных институтов.

Важной составляющей международной инвестиционной деятельности является государственная иностранный помощь. Она по назначению не имеет коммерческого характера и предоставляется только на льготных условиях. Структурно ее формируют гранты, льготные займы и техническая и

информационно-консультационная помощь, имеющих как двух-, так и многостороннее основу. У стран-доноров (как правило) промышленно развитых) превалируют политические и стратегические приоритеты при оказании помощи той или иной стране. Однако, как показывает практика, почти во всех случаях имеет место экономическое обоснование грантов, льготных займов-и технической и информационно-консультационной помощи. Типичным примером, в частности, является привязка иностранной помощи к экспорту страны-донора. Очевидна также тенденция подорожания иностранной помощи, перевалка займов над грантами.

Самыми активными участниками иностранной помощи в Украине:

Фонд Евразия, который был основан в 1993 году на средства Агентства США по международному развитию (USAID) с целью содействия развитию экономики в новых независимых государствах бывшего СССР. В Украине Фонд предоставляет гранта для реализации некоммерческих проектов и поддерживает долгосрочные и краткосрочные программы подготовки специалистов в сфере бизнеса и менеджмента путем предоставления технической и консультативной помощи ;

Британская экспертно-сервисная служба - ее деятельность направлена на предоставление помощи государственным и частным организациям и предприятиям, которые не в состоянии найти коммерческих консультантов. Ее приоритетами являются сельское хозяйство, торговля, энергетика, здравоохранение, менеджмент и производство продуктов питания ;

Британский совет - это главный представитель Великобритании в деле внедрения сотрудничества с другими странами в экономической, образовательной, научной, технической и культурной областях. В Украине ее деятельность финансируется за счет гранта британского правительства, частично за счет спонсорства со стороны бизнеса, а также из средств на техническую помощь двусторонним и международным агентствам ;

Фонд "Ноу-Хау" - это британская программа двусторонней помощи странам Центральной и Восточной Европы. В Украине его деятельность сводится к технической и консультативной помощи в сельском хозяйстве из-за помощь фермерам в пост-приватизационный период, приспособления систем управления хозяйством и т.п.; в малом бизнесе - путем предоставления советов относительно путей и практических мер по поощрения и поддержки

начатого бизнеса, в энергетике - путем поддержки экономного использования газа и нефти; в финансовой сфере - оказанием практической помощи (подготовка специалистов) в овладении банковской, страховой делом, учетом и другим опытом; в сфере управления - поддержка политики и административных реформ правительственных структурах путем командировки советников и другие организации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение иностранных инвестиций в мировой экономике. Международная инвестиционная деятельность как направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных и трудовых ресурсов. Прямые и портфельные иностранные инвестиции.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Сущность и значение иностранных инвестиций в мировой экономике. Международные портфельные долгосрочные инвестиции. Права и обязанности инвесторов. Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций. Объем иностранных инвестиций в российской экономике.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2011

    Инвестиционная стратегия в КНР. Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности. Отраслевое размещение притока иностранного капитала (инвестиций) на территории Китая. Сотрудничество в сфере прямых иностранных инвестиций Китая и Японии.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2011

    Структура, сущность и принципы международных инвестиций. Исследование капитальных вложений компании. Развитие экономики в Российской Федерации. Построение экономико-математических моделей формирования инвестиционной привлекательности предприятий.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Международная торговая политика стран. Базовые положения, нормы, направления деятельности ГАТТ, Всемирной торговой организации. Эффекты влияния прямых зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны. Факторы инвестиционной привлекательности страны.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2009

    Сущность национальной инвестиционной политики, анализ существующих проблем и способы повышения инвестиционной привлекательности России. Мировая практика финансового стимулирования прямых зарубежных инвестиций. Налоговые льготы зарубежным инвесторам.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2009

    Сущность и особенности регулирования иностранных инвестиций. Основные тенденции развития экономики России как условие для привлечения иностранных инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности России. Проблемы социально-экономического развития.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкла­дываемых в объекты, предпринимательской и других видов деятельности, в резуль­тате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Коммерческий (маркетинговый) - анализ инвестиций, в ходе которого анализи­руется рынок сбыта и спрос на продукцию проекта, а также рынок закупаемой для проекта продукции (прежде всего цена).

Инвестиции на мировом рынке существуют в виде:

1. Зарубежные - вложения средств в объекты инвестирования за пределами данной страны (облигации других стран, акции зарубежных компаний).

2. Иностранные - иностранные граждане, юридические лица, государства («Макдональдс», «Баскин-Робинс» и др.).

3. Международные - международная валютно-кредитная система (международ­ный валютный фонд, международный банк реконструкции и развития, меж­дународная ассоциация развития, международная финансовая корпорация, многостороннее агентство по гарантии инвестиций).

4. Совместные - инвестиции осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

Функциональное деление международных инвестиций:

1. прямые;

2. портфельные;

3. прочие;

4. резервные активы (монетарное золото, специальные права заимствования, иностранная валюта, резервы МВФ).

Основные формы международных инвестиций:

1. прямые:

а. открытие за рубежом предприятий, дочерних компаний, филиалов;

б. создание совместных предприятий на контрактной основе;

в. совместные разработки природных ресурсов;

г. закупка или приватизация предприятий страны, принимающей иностранный капитал.

2. портфельные:

а. акционерные ценные бумаги;

б. долговые ценные бумаги:

в. облигации;

г. казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и другие;

д. финансовые дериваты.

3. Ссудный капитал

Субъект международного инвестирования - реципиент - это предприятие, ор­ганизация, использующие инвестиции.

Объектами иностранных инвестиций являются:

Вновь создаваемые и модернизируемые и оборотные средства во всех отраслях и сферах;

Ценные бумаги;

Целевые денежные вклады;

Научно-техническая продукция;

Права на интеллектуальные ценности;

Имущественные права.

В настоящие время возникают такие формы международного бизнеса обеспе­чивающие деятельность на зарубежных рынках без вывоза капитала, которые осно­вываются на использовании договорных отношений, при которых границу пересе­кают продукты творческой деятельности, новые знания, технические проекты.

Лицензионное производство

Управление по контракту

Подрядное производство (производство по контракту)



Факторы способствующие международному инвестированию:

1. Стабильность государственной политики-поддержки предпринимательства.

2. Льготный налоговый режим.

3. Меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса.

4. Создание инновационных центров.

5. Развитая сеть фирмы для оказания финансовой помощи предпринимателям.

6. Консультативные центры.

7. Эффективная система защиты интеллектуальной собственности.

8. Упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности.

9. Повышение качества рабочей силы.

10. Обеспеченность информационной технологией и средствами коммуникаций.

11. Ориентиры на достижение успеха.

12. Свобода творчества и т.д.

В ряде стран нет специальных законов, регулирующих иностранные инвести­ции (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Италия и др.)