Можно ли подать в суд на фсс. Судебная практика: споры с ФСС по взносам и пособиям

Проблема

Здравствуйте! Мне очень нужна помощь. Нахожусь в декрете. Работодатель худо-бедно платил пособие в течение года, но последние полгода выплат нет. И я знаю, что у них нет деятельности, и картотека на счёте большая, то есть, возможности платить нет. Обращалась в ФСС. После долгих выяснений, сказали что только через суд на работодателя и по решению суда они мне смогут выплатить. Ни разу не обращалась в суд, помогите, пожалуйста, составить заявление, чтобы получить деньги из ФСС!

И какой порядок действий: ехать в прокуратуру или напрямую в суд? Фирма готова предоставить все документы. Заранее спасибо!

Решение

Здравсвуйте!

Видите , в суд можно подать, но, если вы подадите на работодателя, то именно он и обязан будет выплатить, а если у него нет денег на счетах, так и будете ждать годами, когда вам выплатят пособия.

Есть случаи, когда напрямую выплачивает ФСС. И кстати, в ФСС нужно обращаться только в письменном виде, чтобы они выдавали письменные ответы.

Напрямую ФСС выплачивает только в случаях:

  1. В регионах, где идет пилотный проект.

Установить, что в реализации пилотного проекта участвуют:

с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2019 г. - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;

с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2019 г. - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области;

с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.

с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область;

с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области;

с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Архангельская, Тульская, Ярославская области.

Основание: Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427

2. ФСС выплачивает напрямую в случаях , указанных в п.4 ст.13 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) случаи выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (далее - пособия) непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования предусмотрены при:

Прекращение страхователем деятельности на день обращения застрахованного лица за пособиями;

Отсутствие возможности выплаты страхователем пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очерёдности списания денежных средств со счёта, предусмотренной Гражданским кодексом;

Отсутствие возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу;

Либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя.

Если у вас один из случаев, который указан в пункте 2, то платить обязан именно ФСС.

И соответственно вопрос, вы установили точно, что у вас не один из этих случаев? У вас есть на руках письменный ответ из ФСС?

  • Бесплатная помощь оказывается территориальными органами ФСС России и состоит в составлении заявлений и в суде.docx

В каких случаях пособия выплачиваются на основании судебного решения, ФСС даже разработал для таких случаев Образец Искового заявления, который прилагаю.

Если прекращение деятельности работодателя или недостаточность у него средств документально не подтверждены и возможность получения необходимых сведений исчерпана как застрахованным гражданином, так и территориальным органом Фонда, то последний не вправе назначать и выплачивать пособия работнику. Однако в этом случае работник может обратиться в суд с заявлением об установлении одного из следующих юридических фактов:

При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособия работнику.

Важно! Следует учесть, если будущая мама подаст иск о взыскании пособия с работодателя, то по такому судебному решению указанные пособия не могут быть назначены и выплачены территориальным органом Фонда, поскольку ответчиком по делу является работодатель.

  • Письмо ФСС если работодатель не выплачивает пособие с образцом искового заявления.doc

Видите , если у вас один из перечисленных случаев, а вы подадите в суд на работодателя, то и будете в результате ждать, когда вам выплатит работодатель, и ФСС откажется выплачивать напрямую, т.к. решение суда будет вынесено в отношении Работодателя.

В общем , в ФСС нужно обращаться за помощью, но делать это в письменном виде, чтобы ФСС провел проверку работодателя в соответствии с п.7, 7.1, 7.2 ст.4.2 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", и по результатам проверки выдал бы вам письменный ответ, что либо в суд обращаться, чтобы установить один из фактов:

  1. деятельность работодателя на день обращения за пособием прекращена;
  2. выплата пособий работодателем невозможна в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ;
  3. невозможностью определить место организации и её имущества.

либо в суд на работодателя, т.к. именно работодатель должен выплачивать, т.к. условия в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ не установлены.

  • Заявление в фонд социального страхования
  • Исковое заявление в суд на пенсионный фонд
  • Заявление в фсс на возмещение

1. Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Работадатель находится в стадии банкротства, денег выплачивать пособия нет. Хочу получать пособие на прямую от ФСС, но для этого нужно доказать, что у компания не всилах платить.. Какие документы нужны для искового заявления в суд, о том чтобы меня перекинули на ФСС? И есть ли такое в практике?

1.1. В первую очередь, работнику следует ознакомиться с тем, на какой стадии находится процесс признания несостоятельности компании. Сделать это достаточно просто. Согласно законодательству, заявление о банкротстве юрлица или ИП должно подаваться в арбитражный суд по месту регистрации предпринимательской деятельности. Чтобы узнать, подано прошение или нет, необходимо посетить официальный сайт арбитражного суда. Среди информации, которую можно получить таким способом, Изучение обстоятельств делабудет также указание судьи, занимающегося процедурой, и даты рассмотрения дела. Работники должны предъявлять свои требования сразу, как только узнали, что компания банкрот. Законодательством не регламентированы сроки, в которые они должны укладываться, однако лучше сделать это раньше, чтобы иметь право принимать участие в первом собрании кредиторов. Рекомендуется также посетить сайт газеты «Коммерсантъ». Там будет представлена информация не только о том, что в отношении определенной организации начата процедура банкротства, но также результаты ее прохождения. Арбитражные управляющие отчитываются о своей деятельности. Удобнее всего узнавать информацию по ИНН или ОГРН работодателя.

1.2. Здравствуйте, Надежда! С момента опубликования в газете "КоммерсантЪ" сведений о банкротстве предприятия (это ВЫ можете узнать у арбитражного управляющего по делу о банкротстве, либо в суде, либо на сайте Росеестра), у Вас 2 месяца по закону, чтобы в этот же арбитражный суд, на имя того же судьи, который ведет дело по банкротству, подать заявление на включении Ваших требований в реестр кредиторов. После окончания процедуры банкротства, ВЫ уже, на основании решения суда будете решать вопрос с ФСС.

2. Пожаалуйста как правильно составить исковое заявление? Мне необходимо подтвердить факт невозможности установления местонахождения работодателя (решение суда), а так же решение суда подтверждающее наличие трудовых отношений с работодателем на период страхового случая.
Я нахожусь в декретном отпуске с марта 2015 года и пособие не получала не разу, до сих пор трудоустроена в этой организации, но Фонд социального страхования просит эти решения суда, чтоб я могла получать пособие через ФСС.

2.1. Правильно составить - в соответствии с нормами статей 131-133 ГПК РФ.
А как все логично описать, чтобы судья это понял/поняла - это другой вопрос.
Либо ищите образцы аналогичных исков в интернете и перестраивайте его под себя, либо заказывайте изготовление иска у юриста/адвоката на платной основе, ст. 779 ГК РФ.

3. Какова форма искового заявления в суд на ФСС о непредоставление путевки на санаторно-курортное лечение инвалиду по зрению 1 группы и кто может написать за инвалида такое заявление?

3.1. можно обратиться в прокуратуру. Они имеют право подать заявление в защиту интересов отдельных категорий граждан.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

К рубрикамК оглавлениюК главе 4
1. В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
2. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 настоящего Кодекса.

4. Подала заявление об установление факта нахождения на иждивении моего умершего мужа. Я - заявитель, фсс рф - заинтересованное лицо в моём заявлении.
Суд установил: что в данном заявление усматривается спор о праве на получении пенсии в связи со смертью кормильца.
Определил: 1. оставить без рассмотрения 2. разъяснить необходимость оформления искового заявления с требованием ст. 131. и 132.
Что это значит?

4.1. Здравствуйте! Частную жалобу на определение подайте. Это не исковое заявление, а заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение. Ст. 131,132 ГПК здесь не причем

5.1. В суд по месту нахождения фонда, формы такого иска не существует, очень индивидуально и по конретным нарушениям.

6. Облагается ли гос. пошлиной исковое заявление в суд на ФСС за не предоставление путевки на санаторно-курортное лечение инвалиду 2 гр. (75 лет)

6.1. инвалиды второй и первой группы освобождаются от уплаты госпошлины при обращении в суд

7. МЫ юр лицо не подали в ФСС подтверждение основного вида деятельности и получили по почте уведомление о начислении нам на весь 2015 год тарифа 4,5 % (производство) это самы большой тариф, заявленный нами при регистрации. Компания торговая и не занимается производством и не планирует.
Хотим обратиться в суд и обжаловать решение ФСС.
Как грамотно подготовить исковое заявление? Спасибо.

7.1. Готовить исковое заявление и свою позицию следует исходя из доводов фонда, соответствующих норм закона и ваших действий (бездействий).
Общее правило - решение фонда должно противоречить закону и нарушать права юр лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если судом будет установлено, что оспариваемое Решение нарушает права Общества и противоречит закону, суд примет вашу сторону.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Споры с Фондом социального страхования случаются у организаций-работодателей довольно часто. Это связано с тем, что в любой организации работники уходят на больничный, в декрет и отпуск по уходу за ребенком. Также компании платят в ФСС взносы на травматизм, которые нередко вызывают сложности и расхождения в толковании законодательных норм контролирующим органом и страхователями. Разбираться в во всех проблемах традиционно приходится судам, подобные решения собраны в обзоре судебной практики.

1. Класс профессионального риска должен быть привязан к реальной деятельности страхователя

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа решил, что Фонд социального страхования не может установить организации страховой тариф взносов на «травматизм», исходя из вида деятельности с высоким классом профессионального риска, если страхователь такую деятельность не ведет

Суть спора

Организация не успела своевременно направить в территориальный орган ФСС подтверждение основного виа экономической деятельности за предшествующий год. Это нужно было сделать до 15 апреля, чтобы ФСС установила компании страховой тариф, исходя из которого определяется размер взносов «на травматизм» по дополнительному тарифу, который должна платить организация от фонда зарплаты сотрудников. Такой тариф напрямую зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности организации-страхователя. Но если страхователь не подал в установленный срок уведомление, то ФСС имеет право самостоятельно определить тариф исходя из вида экономической деятельности, имеющей наивысший класс профессионального риска из всех заявленных данной организацией в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.06.16 № 551 .

В спорной ситуации специалисты ФСС воспользовались этим правом и уведомили страхователя о том, что с января 2017 года он должен исчислять дополнительные взносы на «травматизм» по виду экономической деятельности, имеющей наивысший класс профессионального риска из всех заявленных организацией в ЕГРЮЛ. Организация с этим не согласилась, так как никогда не вела такую деятельность в реальности. Страхователь обратился в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций поддержали организхацию-страхователя и пришли к выводу, что вид экономической деятельности для установления класса профессионального риска нельзя определять только на основании выписки из ЕГРЮЛ. В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.18 №А33-13023/2017 , в частности, сказано:

Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документов, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.

По мнению судей, проверяющие должны были запросить у организации дополнительные сведения, чтобы выяснить, какие виды деятельности из заявленных в ЕГРЮЛ организация ведет в реальности. Поскольку спорную деятельность компания никогда не вела, специалисты ФСС не имели права, как постановили судьи, изменять вид деятельности при выдаче уведомления на 2017 год. Назначенный ФСС доптариф взносов на «травматизм» арбитраж признал завышенным и обязал ФСС вернуть страхователю прежние значения.

2. Дополнительная помощь семьям с детьми страховыми взносами не облагается

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что если организация доплачивает своим работникам дополнительные деньги к пособиям, которые они получают по уходу за ребенком или как многодетные семьи, то такие выплаты не нужно облагать страховыми взносами. ФСС имел на этот счет другое мнение.

Суть спора

Организация выплачивала своим работникам материальную помощь, если они относились к таким категориям, как:

  • многодетные семьи;
  • матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • родители детей в возрате до 3 лет;
  • лица, впервые вступившие в брак.

При этом деньги выдавались дополнительно к положенному в таких случаях пособию, а сумма выплат превышала 4000 рублей за календарный год. После проверки Фонда социального страхования о правильности исчисления страховых взносов проверяющие сделали вывод о том, что такие выплаты компания делает в рамках трудовых отношений, поскольку они предусмотрены коллективным договором. Поэтому все выплаченные суммы подлежат обложению страховыми взносами. Организация с этим решением не согласилась и обратилась в суд.

Решение суда

Дело дошло до Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, который в постановлении от 13.02.18 № А27-15902/2017 признал, что организация действовала верно. Арбитры указали, что основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат. Тогда как материальную помощь компания платила в целях поддержки работников деньгами, когда они оказывались в определенной ситуации. Поскольку суммы, которые работодатель доплачивал к пособиям, не зависели от трудовых успехов работников, а также не не являлись платой за их труд, то облагать их страховыми взносами работодатель был не должен, а решение ФСС является ошибочным.

3. Работодатель обязан начислять страховые взносы на выплаты по договорам ГПХ, если они имеют признаки трудовых договоров

Если организация-работодатель привлекает на работу физических лиц по договорам гражданско-правового характера, она обязана начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты по этим договорам. При условии, что такие договоры имеют признаки трудовых. Так решил Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Суть спора

Фондом социального страхования РФ была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ плательщика страховых взносов — негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Гуманитарный институт». По результатам этой проверки был составлен акт, на основании которого вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ РФ , за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Предприятию было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также штраф и пени. Кроме того, ФСС обязал его внести исправления в документы бухгалтерского учета. Недоимка была взыскана с организации, однако она не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и возврате взысканных денежных сумм.

Решение суда

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требованиях было отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что организация не доказала наличие одновременного нарушения оспариваемыми решениями и действиями заинтересованного лица прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту. С такими выводами в постановлении от 12 октября 2017 г. N 15АП-15038/2017 согласился Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Арбитры указали, что в силу статьи 1 , обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. При этом в спорной ситуации организация привлекала преподавателей — физических лиц по договорам гражданско-правового характера, не начислял страховые взносы на выплаты по этим договорам. Тогда как фактически эти договоры имели признаки трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса РФ .

Следовательно, работы по вышеуказанным договорам ГПХ фактически носят трудовой характер, а не гражданско-правовой, как утверждает плательщик страховых взносов. Выплаты по названным договорам являлись скрытой формой оплаты труда, поэтому институтом неправомерно была занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование, в связи с чем у отделения ФСС имелись все основания для привлечения института к ответственности за неуплату и дополнительное начисление страховых взносов.

4. Больничный можно оформлять только в том городе, где работает или живет работник

Если человек, который работает в Иркутске, оформил декретный больничный в Москве, да еще в этот день находился на своем рабочем месте, ФСС может признать такой больничный лист фиктивным и отказать работодателю в возврате выплаченного пособия. Так решил Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Суть спора

Организация выплатила своей сотруднице пособие по беременности и родам на основании предоставленного ею больничного листа. Когда компания заявила выплаченные средства к зачету, ФСС пришла к выводу, что работодатель создал искусственную ситуацию, направленную на незаконное получение средств. В ходе проверки выяснилось, что сотрудница была трудоустроена в должности администратора, при этом была принята на работу непосредственно перед тем, как уйти в декрет. Поэтому стаж ее работы в компании составил всего 3 месяца. Более того, страхователь создал штатную должность администратора прямо перед ее трудоустройством, раньше ее просто не было в штатном расписании компании. Но, самое главное, почему ФСС усмотрела схему в этой ситуации, заключалось в месте оформления листка о временной нетрудоспособности: он был выдан в Москве, а сама компания расположена в Иркутске. Более того, в день его оформления, согласно табелю учета рабочего времени, сотрудница находилась на своем рабочем месте. Организация-работодатель с выводами ФСС не согласилась и обратилась в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций полностью поддержали позицию Фонда. Арбитры указали, что работодатель не предоставил суду документы, подтверждающие факт выполнения сотрудницей трудовых обязанностей. А также согласились с тем, что получение больничного в Москве женщиной из Иркутска в период, когда она выходила на работу ежедневно, выглядит неправдоподобно. Также суд принял во внимание, что после ухода женщины в декрет работодатель не стал нанимать никого на ее место.

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.18 №А19-3199/2017 сказано, что организация-работодатель создала искусственные условия для возмещения средств на выплату пособия по беременности и родам, тем самым нарушив закон. Поэтому отказ ФСС в возмещении средств правомерен и оправдан.

Так, акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Данные положения сформулированы императивно и не предусматривают исключений.

Организация или индивидуальный предприниматель могут обжаловать акт (в том числе нормативный) органа, контролирующего уплату страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ в силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Кроме того, установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

В ст. 189 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

— дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в разд. III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;

— заявления по делам подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разд. III АПК РФ не установлено иное;

— обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Положения о порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, содержатся в гл. 23 ГПК РФ.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определен гл. 30 КоАП РФ. В частности, установлено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

— вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

— вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении также можно обжаловать в силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ.

В ст. 30.2 КоАП РФ определен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

— жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу;

— жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать;

— если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен гл. 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» АПК РФ.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба на акт органа контроля, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган, контролирующий уплату страховых взносов, или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Не допускается подача жалобы на акт в орган контроля, который принял этот акт (с тем, чтобы данный орган передал эту жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов).

Жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

На основании ч. 3 ст. 55 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. При этом Закон N 212-ФЗ не определяет последствия отзыва жалобы для подавшего ее лица. Возможность повторной подачи жалобы в вышестоящий орган Законом N 212-ФЗ не установлена.

Следовательно, организация, подав жалобу в вышестоящий орган и впоследствии (до принятия решения по этой жалобе) отозвав ее, повторно подать жалобу на этот же акт не вправе. В подобной ситуации организация вправе обратиться в суд.

По рассматриваемому вопросу может существовать иная позиция, согласно которой допускается применение по аналогии абз. 2 — 3 п. 4 ст. 139 НК РФ, которыми установлено, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, при этом повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки для подачи первоначальной жалобы.

Однако правомерность применения указанных положений Налогового кодекса РФ по аналогии в рассматриваемой ситуации неочевидна. Отсутствие аналогичных положений в Законе N 212-ФЗ может свидетельствовать о намерении законодателя сократить документооборот в органах, контролирующих уплату страховых взносов.

Кроме того, подача жалобы в вышестоящий орган на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступившее в законную силу, не приостанавливает его исполнение.

Рассмотрение жалобы вышестоящим органом

Жалоба подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу этого органа, и до принятия решения по ней лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее на основании письменного заявления.

Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней, для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;

— отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;

— изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Закон N 212-ФЗ не предоставляет право вышестоящему органу в рамках рассмотрения им жалобы плательщика страховых взносов, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган с поручением принять новое решение. В подобной ситуации вышестоящий орган должен выполнить одно из действий, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ.

Пункт 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ предусматривает право отменить указанный акт в полном объеме. Однако в случае необходимости отмены акта в какой-либо части вышестоящий орган может воспользоваться п. 4 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ и изменить решение нижестоящего органа путем отмены его в необходимой части.

Из анализа приведенных норм Закона N 212-ФЗ следует, что право изменять или отменять акт органа, контролирующего уплату страховых взносов, предоставлено вышестоящему органу (в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ) и суду (в порядке, предусмотренном АПК РФ и ГПК РФ в зависимости от подведомственности).

Орган контроля за уплатой страховых взносов не вправе самостоятельно изменить или отменить принятый им акт.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воронеж Дело № А14-2587/2016

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Козлова В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермоловой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Воронежской дирекции связи Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Москва,

к филиалу № 1 государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915), г. Воронеж,

о признании незаконным решения в части,

при участии в заседании:

от заявителя: Брусенцовой И.С., представителя по доверенности, довперенность от 09.06.2015,

от ответчика: Золотковой Оксаны Ивановны – консультанта правового отдела по доверенности от 29.10.2015 № 1 (сроком на 3 года),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Воронежской дирекции связи Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту – ОАО «РЖД», заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к филиалу № 1 государственного учреждения – Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал№1) (далее по тексту – ГУ ВРО ФСС РФ, ответчик по делу) о признании незаконным решения от 11.11.2015 № 1083.

Определением от 10.03.2015 указанные требования приняты Арбитражным судом Воронежской области к производству, дело рассматривалось в порядке упрощенного производства. Определением от 31.03.2016 дело рассматривается по общим правилам искового производства, с учетом особенностей, предусмотренных гл.22, 24 АПК РФ.

В судебном заседании заявитель уточнил наименование ответчика. С учетом заявленного уточнения надлежащим ответчиком является государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель в порядке ст. уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1083 в части:

1) доначисления страховых взносов, пеней, штрафа на сумму частичной компенсации стоимости санаторно-курортных путевок лечение работников в размере 12 852 рублей 64 копеек, в том числе:

– страховые взносы – 10 629 рублей 65 копеек,

– пени – 98 рублей 6 копеек,

– штраф – 2125 рублей 93 копейки;

2) доначисления страховых взносов, пеней, штрафа на сумму частичной компенсации работникам затрат на занятия физической культурой в размере 1272 рублей 71 копейки, в том числе:

– страховые взносы – 1052 рубля 33 копейки,

– пени – 9 рублей 91 копейка,

– штраф – 210 рублей 47 копеек.

Ответчик не возражает против уточнения требований.

Суд определил – принять заявленное уточнение требований.

Представитель заявителя поддержал уточненные требования по основаниям, заявленным в поданном заявлении.

ГУ ВРО ФСС РФ возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

В судебном заседании 17.05.2016 в порядке статьи объявлялся перерыв до 23.05.2016 (с учетом выходных дней).

Исследовав доказательства, заслушав объяснения сторон, суд установил.

ОАО «РЖД» зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в органе Фонда социального страхования Российской Федерации за регистрационным номером 7738014001.

ГУ ВРО ФСС РФ (филиал №1) была проведена документальная выездная проверка страхователя за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, результаты которой отражены в акте от 25.09.2015 № 1083.

Рассмотрев акты выездной документальной проверки и приложенные к ним материалы, а также возражения ОАО «РЖД», ГУ ВРО ФСС РФ (филиал №1) вынесла решение от 11.11.2015 № 1083, которым ОАО «РЖД» привлечено к ответственности, предусмотренной п.1. ст.19 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ в виде штрафа в размере 2357 руб. 53 коп. Указанным решением заявителю предложено уплатить сумму штрафа, а также недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 11787 руб. 65 коп. и начисленные пени в сумме 233 руб. 56 коп.

Не согласившись с оспариваемым решением, считая, что его вынесением в оспариваемой части нарушены права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В обоснование заявленных требований ОАО «РЖД» указывает на то, что орган контроля безосновательно доначислил сумму страховых взносов, поскольку компенсация затрат занятий физической культурой, а также приобретение санаторно-курортных путевок для работников Общества не является вознаграждением за выполнение последними трудовых функций, а является социальной гарантией работников, предусмотренной коллективным договором, и не зависит от качества выполнения работником трудовых функций, не носит стимулирующего характера.

ГУ ВРО ФСС РФ, возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает на то, что спорные выплаты подлежат включению в состав облагаемой базы при исчислении страховых взносов, поскольку оплата стоимости занятий физической культурой и путевок, связана с выполнением работниками трудовых функций. Кроме того, по мнению ответчика, санаторно-курортное лечение включает в себя как медицинскую помощь, так и проживание в санаторно-курортном учреждении. Ответчик полагает, что коллективный договор страхователя предусматривает компенсацию исключительно медицинской помощи. Соответственно, ответчик полагает указанное обстоятельство является дополнительным основанием для включения стоимости проживания в санаторно-курортном учреждении в базу для исчисления страховых взносов.

Оспариваемое ОАО «РЖД» решение принято ГУ ВРО ФСС РФ 11.11.2015. Обращение заявителя в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании его недействительным последовало в пределах установленного срока с учетом положений статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 АПК РФ .

Для признания недействительным актов и незаконных действий (бездействий) необходимо одновременно осуществление указанных в статье Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная практика по:

Трудовой договор

Судебная практика по применению норм ст. 56, 57, 58, 59 ТК РФ


Судебная практика по заработной плате

Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ