Национальный правовой интернет-портал республики беларусь. Совместное владение недвижимостью

Собственное жилье — мечта и цель жизни многих россиян, однако даже те, кто уже владеет недвижимостью, достаточно редко могут с полной уверенностью сказать: «Эта квартира только моя».

Л. Зуйков. Игра в теннис. Шкатулка. 1971

Часто объекты жилой недвижимости находятся в совместной собственности или разделены на определенные доли, то есть принадлежат сразу нескольким собственникам, которым приходится вместе решать все возникающие вопросы, например, согласовывать — проводить ли ремонт сейчас или и так сойдет, оплачивать коммунальные услуги и так далее. А при продаже или покупке таких квартир или домов возникает сразу целый ряд проблем и нюансов, требующих внимательного отношения и знания действующего законодательства.

В чем же разница между совместным и долевым владением объектом жилой недвижимости? Как такая общая собственность может быть реализована или обменена? О чем нужно знать совладельцам, чтобы не попасть в сложную ситуацию и не оказаться втянутым в длительное судебное разбирательство?

Совместное владение недвижимостью

Особенности совместного и долевого владения недвижимостью регулируются частями статьи 244 Гражданского кодекса России. Согласно его положениям, совместная собственность на объекты жилой недвижимости возможна на различные виды жилья, в частности:

  • частный дом или его часть;
  • квартиру или часть квартиры;
  • отдельную комнату.

Совместное владение недвижимостью может возникнуть в результате:

  • получения квартиры или дома в наследство, если согласно законодательству или условиям завещания на имущество могут претендовать сразу несколько наследников;
  • совместной покупки или обмена жилой площади;
  • приватизации недвижимости;
  • присуждения части квартиры или дома в собственность гражданину согласно решению суда.

Например, если государственная квартира была приватизирована одним из супругов, то жилье становится совместной собственностью на основании положений Семейного кодекса России, которые признают имущество, нажитое во время брака, общим владением супругов.

Василий Максимов. Семейный раздел. 1876

Главное отличие совместной собственности от долевой — в данном случае не уточняется, какой именно частью жилой площади владеет собственник. Так, если речь идет о супругах, то жилье считается принадлежащим им на равных правах, то есть в случае развода имущество просто делится пополам. Если же наследников трое и больше, то автоматически считается, что они владеют равными частями — одной третьей, одной четвертой и так далее.

Долевое владение недвижимостью

В случае же долевого владения объектом жилой недвижимости, части, принадлежащие собственникам, определяются точно. Так, во время приватизации по желанию участников могут быть сразу указаны их доли, обычно равные, по количеству зарегистрированных на данной жилой площади и не написавших отказ от приватизации граждан.

Такое разделение должно быть зафиксировано в Свидетельстве о регистрации права собственности на объект недвижимости. Если в данном документе записано, что совладельцам принадлежит половина, одна третья и так далее часть квартиры, то такое владение становится долевым. Если же размер части каждого собственника не уточняется, то такое владение является совместным.

Важный нюанс — совместная собственность может стать долевой, если совладельцы пожелают уточнить, какие именно доли принадлежат каждому из них и оформят необходимые документы.

При этом чаще всего доля на квартиру или дом — некая весьма абстрактная величина, это просто указанный процент или дробь от общей площади жилья, а не конкретные квадратные метры жилого помещения. Так что в случае спора между совладельцами не может идти речь о том или ином помещении, например — «мне принадлежит гостиная, а тебе спальня». Чтобы получить в собственность конкретные квадратные метры, необходимо обратиться в суд или согласовать с остальными собственниками порядок пользования квартирой или домом.

Стоит помнить, что кухня, коридор, ванна и санузел считаются совместной собственностью в любом случае, пользоваться данными помещениями совладельцы могут на равных правах и разделу эти комнаты не подлежат. Суд может выделить в конкретную долю только квадратные метры в обособленных жилых комнатах. Если же для того, чтобы разделить жилье на отдельные части нужна перепланировка и при этом может ухудшиться положение других собственников, например, за счет новой стены их часть жилья станет меньше, суд может и вовсе запретить выделение конкретной комнаты в виде доли.

Оплата коммунальных платежей, налогов и кредита в случае совместной и долевой собственности на квартиру или дом

В случае совместного владения недвижимостью, когда доли собственников не определены, жилищно-коммунальные предприятия выписывают одну платежку на квартиру или дом. Как будут оплачивать счета за свет, воду и газ совладельцы — решать им самим.

Если же жилье находится в долевой собственности, в платежке могут быть указаны все совладельцы, может быть также выписано несколько платежных документов — на каждого собственника доли в квартире. Если платежка выписана одна, то разделить общую сумму, причитающуюся предприятиям ЖКХ за оказанные коммунальные услуги, совладельцы могут согласно принадлежащим им долям, то есть разделить на три, четыре и более частей.

При этом, если один из собственников отказывается оплачивать коммунальные услуги, остальным все же придется заплатить за него, так как ответственность ложится на плечи всех совладельцев, а если водоканал решит отключить воду за неуплату или перекрыть канализационную систему, пострадают все жильцы квартиры без исключения — коммунальные сети одни, общие, как и санузел с ванной комнатой.

Анна Щёголева. Соседи. 2010

Ипотечный кредит за квартиру в случае совместного владения оплачивается также всеми собственниками вместе. Договариваться о том, что каждый из них будет оплачивать только свою часть, им придется уже между собой, банк такие подробности чаще всего не интересуют и если, например, супруги, на равных правах владеющие совместной собственностью, перестанут вносить взносы по кредиту, финансовое учреждение имеет право реализовать всю квартиру.

А вот в случае долевого владения каждый собственник выплачивает кредит только за свою часть жилья. В таком случае, если заемщик оказался злостным неплательщиком, банк получает право наложить взыскание только на его долю, не затронув собственность других владельцев, исправно вносивших платежи. Банковское учреждение может реализовать долю в квартире, принадлежащую неплательщику, на условиях свободной продажи, однако прежде обязано предложить приобрести эту часть жилья остальным владельцам согласно действующему преимущественному праву на покупку, о котором мы поговорим чуть ниже.

Распоряжение совместным и долевым недвижимым имуществом: купля, продажа, обмен, регистрация

Сразу же уточним, что свободно распоряжаться своей частью в совместной собственности на объект недвижимости совладельцы не могут. Например, если два наследника получили одну квартиру, причем доли каждого из них точно не определены, то есть наследство стало совместной собственностью, они просто вынуждены договариваться между собой. Продать свою часть недвижимости без согласия другого наследника невозможно, остается или через суд определять свою долю и, таким образом, превратить совместную собственность в долевую или же договариваться со вторым наследником об условиях продажи или обмена жилья.

Также в квартире, являющейся совместным имуществом, нельзя прописать кого-либо без согласия второго собственника, продать или обменять такое жилье без письменного согласия остальных совладельцев также не получится. То есть, можно сказать, что совместная квартира является действительно общей и решать ее судьбу всем собственникам придется только вместе. Или же выделять из общей жилой площади конкретные доли, которыми можно будет распоряжаться самостоятельно.

Своей долей на квартиру или дом можно распоряжаться практически свободно — обменять на другое жилье, прописать кого-либо на своей части, сдать в аренду, использовать в качестве залогового имущества, продать, оставить в наследство или подарить. Стоит уточнить, что совладельцы долей на недвижимость могут по взаимному соглашению изменять размер своих долей.

Практически единственным ограничением на свободное распоряжение своей долей является преимущественное право на покупку. Суть его заключается в том, что владелец одной из долей, прежде, чем выставить свою часть жилья в свободную продажу, обязан известить о своих планах собственников других долей. И уже после того, как они решат — покупать ли им вторую часть жилья за указанную цену или же отказаться от своего права на первоочередную покупку, владелец может предложить свою долю третьим лицам.

Таким образом, алгоритм действий при продаже доли в доме или квартире выглядит так:

  1. Владелец доли, который решил продать свою часть объекта недвижимости, в письменной форме извещает остальных совладельцев. Обязательно такое извещение направляется в виде письма, даже если собственники других долей живут в соседней комнате. В письме содержится не только информация о продаже доли, но и указывается ее стоимость, чтобы совладельцы могли решить — подходит ли им такой вариант или нет. Отправлять такое письмо лучше и надежнее всего в качестве заказного с извещением о получении, в таком случае совладельцы, препятствующие продаже одной из долей, не смогут заявить, что письма не получали и знать не знали о реализации части жилья.
  2. Собственник ждет ровно месяц с момента получения владельцами других долей письменного извещения. После этого он получает право свободно распоряжаться своей частью недвижимости, даже если никаких действий со стороны других владельцев — согласия на покупку или письменного отказа от преимущественного права — не последовало. Считается, что, не известив в письменной форме владельца выставленной на продажу доли о своем согласии приобрести ее по указанной цене, они автоматически отказались от своего права на первоочередное приобретение. Важный нюанс — реализовать свою долю третьим лицам собственник обязан по цене, которая была указана в письменном извещении, отправленном остальным владельцам. Иначе собственники других долей могут опротестовать сделку, посчитав, что их обманули и не предоставили полную и точную информацию.
  3. Если за предложенную цену на долю в квартире покупателей не нашлось, и владелец решил снизить стоимость, он снова обязан в первую очередь известить собственников других долей. Возможно, в это раз они решат реализовать свое право на преимущественную покупку. То есть, снова направляется письмо и пережидается месяц, который дается совладельцам на принятие решения.

Еще одно ограничение действует в случае сдачи доли в квартире в аренду. В таком случае собственник, желающий сдать свою комнату квартирантам, должен получить письменные согласия остальных владельцев. Написаны они могут быть в свободной форме, главное сохранить смысл такого согласия — «не возражаю против сдачи жилья в аренду». Подобное указание с подписями всех совладельцев может быть поставлено и на договор аренды в виде отметки о согласовании данного договора с другими собственниками долей в квартире или доме.

Однако прежде чем так свободно распоряжаться своей долей, собственнику необходимо обратиться в суд, чтобы ее конкретизировать. Без такого «выделения доли в натуре», то есть указания, оформленного документально, продать виртуальную «одну третью часть» в двухкомнатной квартире весьма проблематично. Конечно, могут найтись покупатели и на такие предложения, но цена невыделенной в натуре доли будет в несколько раз ниже рыночной стоимости квадратных метров, так как покупатель обычно прекрасно осознает, какие «битвы» с другими совладельцами ему предстоят.

Выделить конкретную долю в квартире можно и без обращения в судебные органы, если совладельцы добровольно заключат Соглашения о реальном выделе доли. Кстати, суд обычно выносит решение о совместном пользовании квартирой, в частности, помещениями общего пользования — коридором, ванной и так далее, и определяет порядок такого использования. Зачастую, если договориться мирно совладельцы не могут, суд может даже определить время пользования санузлом и кухней для каждого владельца отдельной доли.

Василий Максимов. Все в прошлом. 1889

В случае выделения доли в натуре в частном доме или коттедже вопрос может быть решен проще — обустраивается отдельный выход и один дом превращается в дуплет или таунхаус, то есть два дома со своими выходами и придомовыми территориями, имеющие общую боковую стену. В таком случае также существуют некоторые ограничения — при разделе дома ему не должен быть причинен непоправимый ущерб, а все помещения должны оставаться жилыми, то есть открыть магазин в своей части коттеджа собственник доли не сможет, если не согласовал свои действия с остальными владельцами.

Как видим, долевое владение предоставляет гораздо более широкие права, чем совместное. Перевести общую квартиру в категорию долевого владения можно в любой момент, но и тогда виртуальная доля далеко не всегда превращается в реальные квадратные метры, принадлежащие собственнику единолично. А на покупку доли в квартире или доме можно пойти только четко осознавая, насколько будет проблематично делить свою кухню и санузел с совершенно посторонними людьми. Конечно, некоторые покупатели идут на такое приобретение с целью выкупить все доли в данной квартире или доме, однако договориться со всеми совладельцами также можно не во всех случаях, ведь приобрести полноценное жилье за средства, полученные от продажи доли обычно нереально, конечно, если это не доля квартиры в центре Москвы.

Анна Седых, рмнт.ру


Закон Республики Беларусь «О совместном домовладении»

Принят Палатой представителей 17 декабря 1997 года.
Одобрен Советом республики 20 декабря 1997 года.
Подписан Президентом Республики Беларусь 8 января 1998 года.
Вступил в силу 22 января 1998 года.

Настоящий Закон определяет правовые, социальные, организационные и экономические отношения в совместном домовладении и направлен на обеспечение эффективного использования недвижимого имущества, создание гарантий социальной защищенности собственников недвижимого имущества совместного домовладения.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия и их определения: совместное домовладение - это правоотношения собственников недвижимого имущества, включающего земельный участок и расположенные на нем здание (здания) и (или) иные объекты недвижимости, отдельные части которого находятся в государственной и (или) частной форме собственности двух и более собственников, а остальные части являются общей долевой собственностью; общее имущество - обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, несущие, ограждающие ненесущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри жилых и (или) нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования; застройщик - любое физическое или юридическое лицо, включая государственные органы, или группа лиц, строящие, реконструирующие или капитально ремонтирующие недвижимое имущество с целью возникновения совместного домовладения и передачи прав собственности на помещения в нем различным собственникам.

Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством Республики Беларусь о совместном домовладении

Законодательство Республики Беларусь о совместном домовладении регулирует: отношения собственности совместного домовладения; порядок управления недвижимым имуществом совместного домовладения; порядок создания, деятельности и ликвидации товарищества собственников.

Статья 3. Субъекты отношения по совместному домовладению

Субъектами отношений по совместному домовладению являются собственники недвижимого имущества совместного домовладения - государство в лице его государственных органов, физические и юридические лица, которым принадлежит право собственности на жилые и (или) нежилые помещения, а также доля в праве собственности на общее имущество.

Собственниками недвижимого имущества совместного домовладения могут быть Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, любые физические и юридические лица Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные лица в пределах прав, предоставленных им законодательством Республики Беларусь.

Статья 4. Применение законодательства Республики Беларусь о совместном домовладении

Законодательство Республики Беларусь о совместном домовладении применяется при возникновении совместного домовладения: в существующих жилых, нежилых и многоцелевых зданиях; во вновь построенных, реконструированных, капитально отремонтированных, а также в строящихся, реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых, нежилых и многоцелевых зданиях.

Статья 5. Законодательство Республики Беларусь о совместном домовладении

Отношения по совместному домовладению регулируются настоящим Законом, Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ДОМОВЛАДЕНИЯ

Статья 6. Возникновение и прекращение совместного домовладения

Совместное домовладение возникает с момента возникновения права собственности на жилые и (или) нежилые помещения в здании у двух и более собственников.

Совместное домовладение прекращается в случаях: если право собственности на недвижимое имущество совместного домовладения в целом перешло к одному собственнику; гибели или уничтожения недвижимого имущества совместного домовладения (по решению общего собрания собственников); иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 7. Осуществление права собственности на жилые и (или) нежилые помещения

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения владеют, пользуются и распоряжаются жилыми и (или) нежилыми помещениями, находящимися в государственной и (или) частной собственности, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Собственники жилых и (или) нежилых помещений имеют право в целом либо по частям отчуждать, сдавать в аренду, отдавать в залог, дарить, завещать принадлежащие им на праве собственности жилые и (или) нежилые помещения, а также совершать с ними иные действия, не противоречащие законодательству Республики Беларусь, без согласия на то товарищества собственников и (или) других собственников недвижимого имущества совместного домовладения.

Статья 8. Доля в праве общей собственности на общее имущество

Доля каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна доле площади принадлежащего ему помещения в общей площади жилых и нежилых помещений всех собственников недвижимого имущества совместного домовладения.

Доля в праве собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на жилые и (или) нежилые помещения и переходит исключительно вместе с ним.

В случае образования или приращения общего имущества порядок определения и изменения долей собственников в праве собственности на общее имущество устанавливается в зависимости от вклада каждой из сторон либо в ином порядке, определенном собственниками.

Споры, возникающие при определении долей в праве общей собственности на общее имущество, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 9. Осуществление права собственности на общее имущество

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом осуществляются по соглашению собственников в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь о совместном домовладении.

Собственник пользуется общим имуществом согласно его целевому назначению, не препятствуя осуществлению соответствующих прав других собственников. В случае технической необходимости собственник обязан обеспечить доступ к общему имуществу, находящемуся внутри принадлежащих ему жилых и (или) нежилых помещений.

Не подлежит отчуждению либо передаче в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам общее имущество, если его отчуждение либо передача в пользование делают невозможной для других собственников реализацию их прав собственности. Иное общее имущество может отчуждаться или передаваться в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам на основании решения, принятого единогласно всеми собственниками.

Статья 10. Предоставление земельного участка для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения

Земельный участок для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения предоставляется собственникам этого имущества в пользование, владение или продается в частную собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Беларусь.

Границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, на которых располагается недвижимое имущество совместного домовладения, определяются в соответствии с земельно-кадастровой документацией.

Статья 11. Обязанности собственника по содержанию и ремонту недвижимого имущества совместного домовладения

Собственник недвижимого имущества совместного домовладения обязан обеспечить надлежащее содержание и ремонт жилых и (или) нежилых помещений, находящихся в его собственности, не нанося ущерба имуществу других собственников, и оплачивать водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные предоставленные ему коммунальные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Собственник недвижимого имущества совместного домовладения обязан участвовать в расходах по содержанию и ремонту объектов недвижимого имущества, находящихся в общей долевой собственности.

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально их доле в праве общей собственности на это имущество. Услуги по содержанию и ремонту общего имущества оплачиваются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе единых правил и норм, утвержденных соответствующими органами государственного управления, и должны обеспечить покрытие издержек на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества с учетом социальных гарантий, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.

По решению собственников может устанавливаться иной порядок распределения расходов по содержанию общего имущества в случаях особого или исключительного пользования, управления и распоряжения общим имуществом отдельными собственниками, а также несоразмерного пользования им или коммунальными услугами.

Неиспользование собственником принадлежащих ему жилых и (или) нежилых помещений либо отказ от пользования общим имуществом не являются основанием для освобождения его полностью или частично от участия в расходах по содержанию и ремонту недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности.

В случае невнесения собственником жилых и (или) нежилых помещений своей доли в общих расходах по содержанию общего имущества совместного домовладения вопрос о взыскании задолженности решается в судебном порядке.

Статья 12. Ответственность собственников недвижимого имущества совместного домовладения

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения, нарушившие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Собственники, причинившие вред в результате незаконных действий, возмещают пострадавшим убытки в объеме и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 13. Социальные гарантии

При совместном домовладении сохраняются государственные социальные гарантии для собственников, нанимателей и арендаторов жилых помещений, установленные нормативными актами Республики Беларусь, соответствующими решениями республиканских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

В случае создания товарищества собственников установленные законодательством Республики Беларусь государственные дотации на содержание, текущий и капитальный ремонт жилых домов передаются товариществам собственников.

Дотации на оплату отдельных видов коммунальных услуг, компенсации на оплату жилья отдельным категориям граждан из числа собственников, нанимателей и арендаторов недвижимого имущества совместного домовладения, предоставляемые из республиканского или местного бюджета, и иные предусмотренные законодательством Республики Беларусь льготы предоставляются в размере и порядке, установленных для граждан, проживающих в домах государственного и общественного жилищного фонда.

Статья 14. Контроль за техническим состоянием и эксплуатацией недвижимого имущества совместного домовладения

В целях создания недвижимого имущества совместного домовладения в надлежащем техническом состоянии исполнительные и распорядительные органы осуществляют в соответствии с законодательством Республики Беларусь контроль за соблюдением участниками совместного домовладения норм технического состояния и эксплуатации недвижимого имущества.

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ СОВМЕСТНОГО ДОМОВЛАДЕНИЯ

Статья 15. Управление недвижимым имуществом совместного домовладения

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения вправе самостоятельно выбрать способ управления таким имуществом.

Управление недвижимым имуществом совместного домовладения может осуществляться одним из следующих способов: непосредственным управлением; управлением через товарищество собственников; иным способом, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

Непосредственное управление недвижимым имуществом совместного домовладения осуществляется собственниками в случаях, когда недвижимость включает в себя не более пяти единиц и (или) нежилых помещений, принадлежащих различным собственникам.

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения принимается на общем собрании собственников.

Способ управления недвижимым имуществом совместного домовладения может быть изменен в любое время по решению собственников в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона.

Статья 16. Сроки выбора способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом при возникновении совместного домовладения должно быть принято в течение шести месяцев с момента появления в данном домовладении двух и более собственников.

В отношении вновь строящегося, реконструируемого или капитально ремонтируемого недвижимого имущества решение о выборе способа управления им может быть принято застройщиком до момента возникновения совместного домовладения.

До момента реализации собственниками своего права на осуществление управления недвижимым имуществом управление этим имуществом осуществляет лицо, уполномоченное соответствующим исполнительным или распорядительным органом.

Статья 17. Порядок проведения общего собрания собственников по выбору способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения

Общее собрание собственников по выбору способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения может быть созвано по инициативе собственников, застройщика, предприятия, учреждения или организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится это имущество, а также по инициативе органов местного управления и самоуправления либо иного заинтересованного физического и (или) юридического лица.

Письменное уведомление о созыве общего собрания собственников по выбору способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения с указанием места и времени его проведения, повестки дня и инициатора этого собрания направляется этим инициатором каждому собственнику заказным письмом или вручается ему под расписку. Уведомление должно быть направлено не позднее чем за 20 дней до даты проведения общего собрания.

Общее собрание собственников правомочно, если на нем присутствует более двух третей собственников (или их представителей), обладающих более чем двумя третями голосов от общего числа голосов всех собственников. Каждый собственник на общем собрании обладает количеством голосов пропорционально размеру его доли в праве собственности на общее имущество.

В случае отсутствия кворума инициатор назначает новую дату проведения общего собрания. Это собрание может быть созвано в срок не ранее 48 часов и не позднее 30 дней с момента несостоявшегося собрания. Повторное собрание считается правомочным, если на нем присутствует более двух собственников, обладающих не менее чем одной четвертой голосов от общего числа голосов всех собственников.

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения принимается большинством голосов присутствующих на собрании собственников или их представителей. Если собственник не может лично принимать участие в общем собрании собственников, он вправе проголосовать до проведения общего собрания по вопросу о выборе способа управления путем подачи инициатору собрания заявления в письменной форме, отражающего мнение собственника по указанному вопросу.

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения, принятое с соблюдением требований настоящей статьи, является обязательным для всех собственников, в том числе и для тех, которые не приняли участие в голосовании либо голосовании против.

Статья 18. (не приводится как не вступившая в силу)*.

Статья 19. Организация непосредственного управления недвижимым имуществом совместного домовладения

При выборе собственниками непосредственного управления недвижимым имуществом совместного домовладения они могут заключить между собой договор о совместном домовладении.

По договору о совместном домовладении собственники обязуются совместно действовать с целью сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения. Участники договора о совместном домовладении по взаимному согласию могут поручить управление недвижимым имуществом совместного домовладения одному из его участников либо нанять управляющего.

Требования к договору о совместном домовладении устанавливаются настоящим Законом, Типовым договором о совместном домовладении и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Типовой договор о совместном домовладении утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ

Статья 20. Товарищество собственников

Товариществом собственников признается объединение собственников жилых и (или) нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных настоящим Законом и его уставом. Товарищество собственников создается и действует в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и своим уставом.

Товарищество собственников является некоммерческой организацией, то есть юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между своими участниками.

Создание двух и более товариществ собственников по управлению недвижимым имуществом одного совместного домовладения не допускается. В случае, если отдельная часть здания имеет изолированный вход и может быть без нарушения целостности других частей этого здания надстроена, реконструирована, перестроена либо снесена, допускается создание одного товарищества собственников для управления этой частью здания. Допускается создание одного товарищества собственников на базе нескольких объектов недвижимого имущества.

Товарищество собственников должно состоять из двух и более членов в соответствии с частью первой статьи 6 настоящего Закона. В случае создания товарищества собственников во вновь строящемся, реконструируемом или капитально ремонтируемом здании оно может быть создано одним лицом - застройщиком.

Товарищество собственников создается без ограничения срока его деятельности, если иное не предусмотрено его уставом.

Товарищество собственников считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации, имеет расчетный счет и печать со своим наименованием.

Имущество товарищества собственников формируется в соответствии с его учредительными документами за счет вступительных и иных взносов, обязательных платежей его членов, доходов от хозяйственной деятельности товарищества, дотаций, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, и прочих поступлений.

Статья 21. Учредительные документы товарищества собственников

Учредительными документами товарищества собственников являются его устав и учредительный договор.

Устав товарищества собственников утверждается общим собранием его учредителей - собственников недвижимого имущества совместного домовладения. В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 20 настоящего Закона, устав товарищества собственников может быть утвержден застройщиком.

Отношения между учредителями товарищества собственников в связи с созданием товарищества регулируются учредительным договором, подписываемым всеми учредителями товарищества собственников.

Типовой устав товарищества собственников и Типовой учредительный договор о создании товарищества собственников утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 22. Государственная регистрация товарищества собственников

Государственная регистрация товарищества собственников осуществляется соответствующим органом регистрации по месту нахождения недвижимого имущества совместного домовладения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для регистрации товарищества собственников представляются: заявление; протокол общего собрания собственников; учредительный договор; устав товарищества собственников; копии правоустанавливающих документов всех собственников совместного домовладения, удостоверенные должностным лицом органа государственной регистрации либо иным уполномоченным на то должностным лицом; перечень имущества, являющегося общей собственностью; справка о размере доли каждого собственника в общем имуществе, заверенная председателем общего собрания собственников.

Для регистрации товарищества во вновь строящихся, реконструируемых или капитально ремонтируемых зданиях представляются следующие документы: заявление; учредительный договор или решение застройщика о создании товарищества собственников; устав товарищества собственников; копия документа, разрешающего строительство, реконструкцию или капитальный ремонт здания; копии правоустанавливающих документов, либо документов, подтверждающих возникновение в будущем права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество.

Решение о государственной регистрации товарищества собственников должно быть принято в срок не более 30 дней с даты подачи заявления с приложением необходимых документов. О принятом решении в пятидневный срок в письменной форме сообщается лицу, указанному в заявлении о регистрации.

Товариществу собственников в пятидневный срок с момент принятия решения выдается свидетельство о его регистрации.

Отказ в государственной регистрации товарищества собственников возможен в случаях нарушения порядка и условий создания товарищества, при несоответствии учредительных документов требованиям настоящего Закона, законодательства Республики Беларусь, Типового устава товарищества собственников и (или) Типового учредительного договора о создании товарищества собственников.

Статья 23. Права товарищества собственников

Товарищество собственников имеет право: организовывать обслуживание жилых и (или) нежилых помещений собственников; оказывать иные услуги собственникам; пользоваться кредитами банков; получать в установленном порядке в пользование земельные участки и производить их застройку и обустройство в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; производить в установленном порядке перепланировку недвижимого имущества совместного домовладения; распоряжаться имуществом товарищества собственников; заключать договоры на представление коммунальных и других необходимых услуг; требовать от собственников компенсацию за неуплату обязательных платежей, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона, а также полного возмещения причиненных товариществу собственников убытков в результате невыполнения собственниками обязательств по уплате обязательных платежей и оплате иных общих расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; (абзац десятый не приводится как не вступивший в силу)*; совершать иные действия, отвечающие целям и задачам деятельности товарищества собственников и не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Статья 24. Обязанности товарищества собственников

Товарищество собственников обязано: выполнять договорные обязательства; обеспечивать надлежащее техническое и санитарное состояние общего имущества совместного домовладения; обеспечивать соблюдение интересов всех его членов при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей долевой собственностью, распределении между собственниками расходов по содержания и ремонту недвижимого имущества совместного домовладения; обеспечить выполнение требований настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 25. Членство в товариществе собственников

Членами товарищества собственников могут быть физические и юридические лица, включая государственные органы, являющиеся собственниками жилых и (или) нежилых помещений и иного недвижимого имущества совместного домовладения.

Основаниями для прекращения членства в товариществе собственников являются: прекращение права собственности его члена на жилые и (или) нежилые помещения и иное недвижимое имущество совместного домовладения; смерть гражданина - собственника жилых и (или) нежилых помещений; ликвидация юридического лица - собственника жилых и (или) нежилых помещений; отчуждение собственником имущества; иные основания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом товарищества собственников.

При приобретении в собственность жилых и (или) нежилых помещений и иного недвижимого имущества совместного домовладения новый собственник становится членом товарищества с момента возникновения права собственности.

Права и обязанности членов товарищества собственников определяются учредительными документами товарищества и законодательством Республики Беларусь.

Статья 26. Органы управления товарищества собственников

Органами управления товарищества собственников являются: общее собрание его членов; правление товарищества или его председатель, избираемые по решению общего собрания членов товарищества в соответствии с его уставом.

Порядок создания и деятельности органов управления товарищества собственников определяется его уставом.

Статья 27. Контрольные органы товарищества собственников

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества собственников общее собрание его членов избирает ревизионную комиссию (ревизора) из числа членов товарищества или их представителей либо нанимает аудитора.

Срок деятельности, функции и полномочия ревизионной комиссии (ревизора) определяются уставом товарищества.

Статья 28. Прекращение деятельности товарищества собственников

Деятельность товарищества собственников прекращается по решению общего собрания его членов только при условии выбора этим собранием иного способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения.

Деятельность товарищества собственников может быть прекращена по решению судебных органов в случае неоднократного или грубого нарушения им законодательства Республики Беларусь.

Товарищество собственников прекращает свою деятельность также в случаях, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.

При прекращении деятельности товарищества собственников его имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, распределяется между членами этого товарищества в порядке, определяемом его уставом.

Статья 29. Объединение товариществ собственников

Товарищества собственников для координации деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут объединиться на добровольных началах в ассоциации (союзы).

Товарищества собственников могут передавать такой ассоциации (союзу) отдельные права по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения, предусмотренные уставами этих товариществ.

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Статья 31. Приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом акты действующего законодательства Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Юридическим лицам, созданным собственниками недвижимого имущества для целей, предусмотренных настоящим Законом, и зарегистрированным до вступления в силу настоящего Закона, привести в течение года свои учредительные документы в соответствие с нормами настоящего Закона.

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом уже существующих совместных домовладений, в которых более 50% недвижимого имущества находится в частной собственности, принять в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок: представить в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом; привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления нормативных актов, противоречащих настоящему Закону; разработать и утвердить Типовой устав товарищества собственников. Типовой учредительный договор о создании товарищества собственников и Типовой договор о совместном домовладении.

*Статья 18 и абзац десятый статьи 23 не вступили в силу в соответствии с частью восьмой статьи 100 Конституции Республики Беларусь.

ЖК РФ Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

3. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 4 ст. 31 не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилья, имевших на момент приватизации равные права с собственником, если иное не установлено законом или договором (ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

4. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

5. По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О СОВМЕСТНОМ ДОМОВЛАДЕНИИ

(в ред. Законов Республики Беларусь от 05.05.1998 N 138-З,

от 11.07.2007 N 251-З, от 08.07.2008 N 372-З, от 09.11.2009 N 55-З,

Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Настоящий Закон определяет правовые, социальные, организационные и экономические отношения в совместном домовладении и направлен на обеспечение эффективного использования недвижимого имущества, создание гарантий социальной защищенности собственников недвижимого имущества совместного домовладения.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия и их определения:

совместное домовладение - это правоотношения собственников недвижимого имущества, включающего земельный участок и расположенные на нем здание (здания) и (или) иные объекты недвижимости, отдельные части которого находятся в государственной и (или) частной форме собственности двух и более собственников, а остальные части являются общей долевой собственностью;

общее имущество - обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 11.07.2007 N 251-З, Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

застройщик - любое физическое или юридическое лицо, включая государственные органы, или группа лиц, строящие, реконструирующие или капитально ремонтирующие недвижимое имущество с целью возникновения совместного домовладения и передачи прав собственности на помещения в нем различным собственникам.

Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством Республики Беларусь о совместном домовладении

Законодательство Республики Беларусь о совместном домовладении регулирует:

отношения собственности совместного домовладения;

порядок управления недвижимым имуществом совместного домовладения;

порядок создания, деятельности и ликвидации товарищества собственников.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения собственности совместного домовладения в жилищном фонде.

(часть вторая статьи 2 введена Кодексом Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Статья 3. Субъекты отношений по совместному домовладению

Субъектами отношений по совместному домовладению являются собственники недвижимого имущества совместного домовладения - государство в лице его государственных органов, физические и юридические лица, которым принадлежит право собственности на нежилые помещения, а также доля в праве собственности на общее имущество.

Собственниками недвижимого имущества совместного домовладения могут быть Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, любые физические и юридические лица Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица в пределах прав, предоставленных им законодательством Республики Беларусь.

Статья 4. Применение законодательства Республики Беларусь о совместном домовладении

Законодательство Республики Беларусь о совместном домовладении применяется при возникновении совместного домовладения:

в существующих нежилых и многоцелевых зданиях;

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

во вновь построенных, реконструированных, капитально отремонтированных, а также в строящихся, реконструируемых или капитально ремонтируемых нежилых зданиях.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Статья 5. Законодательство Республики Беларусь о совместном домовладении

Отношения по совместному домовладению регулируются настоящим Законом, Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО

ДОМОВЛАДЕНИЯ

Статья 6. Возникновение и прекращение совместного домовладения

Совместное домовладение возникает с момента возникновения права собственности на нежилые помещения в здании у двух и более собственников.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Совместное домовладение прекращается в случаях:

Если право собственности на недвижимое имущество совместного домовладения в целом перешло к одному собственнику;

Гибели или уничтожения недвижимого имущества совместного домовладения (по решению общего собрания собственников);

иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 7. Осуществление права собственности на нежилые помещения

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения владеют, пользуются и распоряжаются нежилыми помещениями, находящимися в государственной и (или) частной собственности, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Собственники нежилых помещений имеют право в целом либо по частям отчуждать, сдавать в аренду, отдавать в залог, дарить, завещать принадлежащие им на праве собственности нежилые помещения, а также совершать с ними иные действия, не противоречащие законодательству Республики Беларусь, без согласия на то товарищества собственников и (или) других собственников недвижимого имущества совместного домовладения.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Статья 8. Доля в праве общей собственности на общее имущество

Доля каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна доле площади принадлежащего ему помещения в общей площади нежилых помещений всех собственников недвижимого имущества совместного домовладения.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Доля в праве собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на нежилые помещения и переходит исключительно вместе с ним.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

В случае образования или приращения общего имущества порядок определения и изменения долей собственников в праве собственности на общее имущество устанавливается в зависимости от вклада каждой из сторон либо в ином порядке, определенном собственниками.

Споры, возникающие при определении долей в праве общей собственности на общее имущество, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 9. Осуществление права собственности на общее имущество

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом осуществляются по соглашению собственников в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь о совместном домовладении.

Собственник пользуется общим имуществом согласно его целевому назначению, не препятствуя осуществлению соответствующих прав других собственников. В случае технической необходимости собственник обязан обеспечить доступ к общему имуществу, находящемуся внутри принадлежащих ему нежилых помещений.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Не подлежит отчуждению либо передаче в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам общее имущество, если его отчуждение либо передача в пользование делают невозможной для других собственников реализацию их прав собственности. Иное общее имущество может отчуждаться или передаваться в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам на основании решения, принятого единогласно всеми собственниками.

Статья 10. Предоставление земельного участка для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения

Земельный участок для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения предоставляется собственникам этого имущества в пользование, владение или продается в частную собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Беларусь.

Границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, на которых располагается недвижимое имущество совместного домовладения, определяются в соответствии с земельно-кадастровой документацией.

Статья 11. Обязанности собственника по содержанию и ремонту недвижимого имущества совместного домовладения

Собственник недвижимого имущества совместного домовладения обязан обеспечить надлежащее содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в его собственности, не нанося ущерба имуществу других собственников, и оплачивать водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные предоставленные ему коммунальные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Собственник недвижимого имущества совместного домовладения обязан участвовать в расходах по содержанию и ремонту объектов недвижимого имущества, находящихся в общей долевой собственности.

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально их доле в праве общей собственности на это имущество. Услуги по содержанию и ремонту общего имущества оплачиваются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе единых правил и норм, утвержденных соответствующими органами государственного управления, и должны обеспечивать покрытие издержек на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

По решению собственников может устанавливаться иной порядок распределения расходов по содержанию общего имущества в случаях особого или исключительного пользования, управления и распоряжения общим имуществом отдельными собственниками, а также несоразмерного пользования им или коммунальными услугами.

Неиспользование собственником принадлежащих ему нежилых помещений либо отказ от пользования общим имуществом не являются основанием для освобождения его полностью или частично от участия в расходах по содержанию и ремонту недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

В случае невнесения собственником нежилых помещений своей доли в общих расходах по содержанию общего имущества совместного домовладения вопрос о взыскании задолженности решается в судебном порядке.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Статья 12. Ответственность собственников недвижимого имущества совместного домовладения

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения, нарушившие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Собственники, причинившие вред в результате незаконных действий, возмещают пострадавшим убытки в объеме и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 13. Исключена.

(статья 13 исключена. - Кодекс Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Статья 14. Контроль за техническим состоянием и эксплуатацией недвижимого имущества совместного домовладения

УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ СОВМЕСТНОГО

ДОМОВЛАДЕНИЯ

Статья 15. Управление недвижимым имуществом совместного домовладения

Собственники недвижимого имущества совместного домовладения вправе самостоятельно выбрать способ управления таким имуществом.

Управление недвижимым имуществом совместного домовладения может осуществляться одним из следующих способов:

непосредственным управлением;

управлением через товарищество собственников;

иным способом, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

Непосредственное управление недвижимым имуществом совместного домовладения осуществляется собственниками в случаях, когда недвижимость включает в себя не более пяти единиц нежилых помещений, принадлежащих различным собственникам.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения принимается на общем собрании собственников.

Способ управления недвижимым имуществом совместного домовладения может быть изменен в любое время по решению собственников в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона.

Статья 16. Сроки выбора способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом при возникновении совместного домовладения должно быть принято в течение шести месяцев с момента появления в данном домовладении двух и более собственников.

В отношении вновь строящегося, реконструируемого или капитально ремонтируемого недвижимого имущества решение о выборе способа управления им может быть принято застройщиком до момента возникновения совместного домовладения.

сайт: примечание.

По вопросу, касающемуся деятельности уполномоченного лица по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения, см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2005 N 342.

До момента реализации собственниками своего права на осуществление управления недвижимым имуществом управление этим имуществом осуществляет лицо, уполномоченное соответствующим исполнительным или распорядительным органом.

Статья 17. Порядок проведения общего собрания собственников по выбору способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения

Общее собрание собственников по выбору способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения может быть созвано по инициативе собственников, застройщика, предприятия, учреждения или организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится это имущество, а также по инициативе органов местного управления и самоуправления либо иного заинтересованного физического и (или) юридического лица.

Письменное уведомление о созыве общего собрания собственников по выбору способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения с указанием места и времени его проведения, повестки дня и инициатора этого собрания направляется этим инициатором каждому собственнику заказным письмом или вручается ему под расписку. Уведомление должно быть направлено не позднее чем за 20 дней до даты проведения общего собрания.

Общее собрание собственников правомочно, если на нем присутствует более двух третей собственников (или их представителей), обладающих более чем двумя третями голосов от общего числа голосов всех собственников. Каждый собственник на общем собрании обладает количеством голосов пропорционально размеру его доли в праве собственности на общее имущество.

В случае отсутствия кворума инициатор назначает новую дату проведения общего собрания. Это собрание может быть созвано в срок не ранее 48 часов и не позднее 30 дней с момента несостоявшегося собрания. Повторное собрание считается правомочным, если на нем присутствует более двух собственников, обладающих не менее чем одной четвертой голосов от общего числа голосов всех собственников.

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения принимается большинством голосов присутствующих на собрании собственников или их представителей. Если собственник не может лично принять участие в общем собрании собственников, он вправе проголосовать до проведения общего собрания по вопросу о выборе способа управления путем подачи инициатору собрания заявления в письменной форме, отражающего мнение собственника по указанному вопросу.

Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения, принятое с соблюдением требований настоящей статьи, является обязательным для всех собственников, в том числе и для тех, которые не приняли участия в голосовании либо голосовали против.

Статья 18. Участие арендаторов нежилых помещений в управлении недвижимым имуществом совместного домовладения

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 N 138-З)

Лица, занимающие нежилые помещения совместного домовладения по договору аренды и не имеющие на них права собственности (арендаторы), могут участвовать в договорах о совместном домовладении, о создании товарищества собственников и в управлении недвижимым имуществом совместного домовладения в случаях, когда собственник занимаемых ими помещений в установленном законодательством порядке предоставил им на это соответствующие полномочия.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Арендаторы могут участвовать в общих собраниях товарищества собственников, собраниях собственников, выбравших иной способ управления совместным домовладением, с правом совещательного голоса.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

При создании товарищества собственников в совместном домовладении, более 50 процентов площади нежилых помещений которого находится в государственной собственности, арендаторы указанных помещений вправе направить своего представителя в состав правления товарищества собственников с правом решающего голоса.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Представитель арендаторов избирается простым большинством голосов арендаторов на общем собрании, которое проводится в соответствии с процедурой, установленной частью третьей статьи 17 настоящего Закона. При этом голоса распределяются между арендаторами соответственно площади занимаемых ими нежилых помещений. Полномочия представителя удостоверяются собственником занимаемых арендаторами нежилых помещений.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Статья 19. Организация непосредственного управления недвижимым имуществом совместного домовладения

При выборе собственниками непосредственного управления недвижимым имуществом совместного домовладения они могут заключить между собой договор о совместном домовладении.

По договору о совместном домовладении собственники обязуются совместно действовать с целью сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения.

Участники договора о совместном домовладении по взаимному согласию могут поручить управление недвижимым имуществом совместного домовладения одному из его участников либо нанять управляющего.

Требования к договору о совместном домовладении устанавливаются настоящим Законом, Типовым договором о совместном домовладении и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Типовой договор о совместном домовладении утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

сайт: примечание.

По вопросу, касающемуся особенностей организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности товариществами собственников, см. постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.12.2008 N 207.

По вопросам, касающимся управления общим имуществом многоквартирных жилых домов, деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков, см. Указ Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 N 538.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВА

СОБСТВЕННИКОВ

Статья 20. Товарищество собственников

Товариществом собственников признается объединение собственников нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных настоящим Законом и его уставом. Товарищество собственников создается и действует в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и своим уставом.

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Товарищество собственников является некоммерческой организацией, то есть юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между своими участниками.

Создание двух и более товариществ собственников по управлению недвижимым имуществом одного совместного домовладения не допускается. В случае, если отдельная часть здания имеет изолированный вход и может быть без нарушения целостности других частей этого здания надстроена, реконструирована, перестроена либо снесена, допускается создание товарищества собственников для управления этой частью здания. Допускается создание одного товарищества собственников на базе нескольких объектов недвижимого имущества.

Товарищество собственников должно состоять из двух и более членов в соответствии с частью первой статьи 6 настоящего Закона. В случае создания товарищества собственников во вновь строящемся, реконструируемом или капитально ремонтируемом здании оно может быть создано одним лицом - застройщиком.

Отношения между учредителями товарищества собственников в связи с созданием товарищества могут регулироваться договором о создании товарищества собственников, подписываемым всеми учредителями товарищества собственников.

(часть пятая статьи 20 введена Законом Республики Беларусь от 09.11.2009 N 55-З)

Товарищество собственников создается без ограничения срока его деятельности, если иное не предусмотрено его уставом.

Товарищество собственников считается созданным и приобретает права юридического лица с даты его государственной регистрации, имеет расчетный счет и печать со своим наименованием.

Имущество товарищества собственников формируется в соответствии с его уставом за счет вступительных и иных взносов, обязательных платежей его членов, доходов от хозяйственной деятельности товарищества и прочих поступлений.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 55-З, Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

Статья 21. Учредительный документ товарищества собственников

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 55-З)

Учредительным документом товарищества собственников является его устав.

Устав товарищества собственников утверждается общим собранием его учредителей - собственников недвижимого имущества совместного домовладения. В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 20 настоящего Закона, устав товарищества собственников может быть утвержден застройщиком.

Типовой устав товарищества собственников утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 22. Государственная регистрация товарищества собственников

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 55-З)

Государственная регистрация товарищества собственников осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 23. Права товарищества собственников

Товарищество собственников имеет право:

организовывать обслуживание нежилых помещений собственников;

(в ред. Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З)

оказывать иные услуги собственникам;

пользоваться кредитами банков;

получать в установленном порядке в пользование земельные участки и производить их застройку и обустройство в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

производить в установленном порядке перепланировку недвижимого имущества совместного домовладения;

распоряжаться имуществом товарищества собственников;

заключать договоры на предоставление коммунальных и других необходимых услуг;

требовать от собственников компенсацию за неуплату обязательных платежей, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона, а также полного возмещения причиненных товариществу собственников убытков в результате невыполнения собственниками обязательств по уплате обязательных платежей и оплате иных общих расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

К ВОПРОСУ О ТИПОВЫХ УСТАВАХ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ И ТИПОВЫХ ДОГОВОРАХ О СОВМЕСТНОМ ДОМОВЛАДЕНИИ

ГОРБАЧ А.К.,

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 04.03.2015 № 161 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и Типового устава товарищества собственников» (далее – постановление № 161). Поскольку информация о данном нормативном акте появилась в сети Интернет раньше его официального опубликования, из названия постановления № 161 многими был сделан поспе шный вывод о том, что всем ТС опять придется менять свои уставы.

Однако данный вывод опровергается первыми же словами постановления № 161, а точнее его преамбулой, в которой говорится, что, принимая его, Правительство руководствовалось частью пятой статьи 19 и частью третьей статьи 21 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении» (далее – Закон о совместном домовладении).

Действительно, согласно части пятой статьи 19 Закона о совместном домовладении Типовой договор о совместном домовладении утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В свою очередь, часть третья статьи 21 указанного Закона говорит о том, что Типовой устав товарищества собственников также утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Все дело, однако, в том, что статьей 222 действующего сегодня Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) статья 2 Закона о совместном домовладении была дополнена частью второй следующего содержания: «Действие настоящего Закона не распространяется на отношения собственности совместного домовладения в жилищном фонде». То есть со вступлением в силу 2 марта 2013 г. действующего ЖК товарищества собственников жилья руководствуются в своей деятельности нормами ЖК , а Закон о совместном домовладении уже «не про них» .

В этой связи, кстати, приходится в очередной раз пожалеть, что разработчики действующего ЖК в свое время поскупились на термин «товарищества собственников жилья, ТСЖ», определив в пункте 56 статьи 1 ЖК «Основные термины и их определения, используемые для целей настоящего Кодекса», что товарищество собственников – это организация, создаваемая собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных ЖК и уставом товарищества собственников. Напомним также, что согласно статье 20 Закона о совместном домовладении товариществом собственников признается объединение собственников нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных настоящим Законом и его уставом.

Нам представляется, что раз уж был взят курс на разграничение ТС, созданных на базе нежилой недвижимости, и товариществ, созданных на базе жилых домов, то был смысл проявить в этом курсе последовательность. Если бы мы сегодня имели два определенных законодательством термина – «товарищество собственников» и «товарищество собственников жилья», возникало бы меньше проблем с пониманием ситуации, в том числе и с пониманием законодательства.

Хотя, возможно, такая терминология в ЖК была оставлена сознательно как компромиссный вариант для так называемых «гибридных» ТС, членами которых являются владельцы как жилых, так и нежилых помещений. Однако данный тип ТС – отдельная больная тема, и мы не будем в нее углубляться. Вернемся к истории вопроса о Типовом уставе и Типовом договоре о совместном домовладении.

После вступления в силу действующего ЖК Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 07.03.2013 № 155 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 569 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 155). В свое время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.1998 № 569 (далее – постановление № 569) были утверждены два документа: Типовой устав товарищества собственников и Типовой договор о совместном домовладении. Очевидно,постановлением № 155 Правительство стремилось нормативную базу, регулирующую деятельность ТС, созд анных на базе жилых домов, привести в соответствие с новым ЖК . Оба документа, утвержденные постановлением № 569 (и Типовой устав, и Типовой договор), не могли использоваться «жилищными» товариществами, поскольку не отвечали нормам ЖК.

В свою очередь, ЖК не содержал поручения Совету Министров утвердить Типовой устав товарищества собственников (так и хочется добавить – жилья). Поэтому теперь товарищества вправе писать себе уставы сами, основываясь на нормах ЖК. Нужно заметить, что нормы эти устанавливают довольно четкие рамки, поэтому, действительно, никакой надобности в Типовом уставе после вступления в силу действующего ЖК нет, это будет бессмысленное переписывание норм ЖК.

Что касается нового Типового договора о совместном домовладении, то обязанность Правительства утвердить такой документ, основанный на нормах нового ЖК, была предусмотрена пунктом 2 статьи 173 ЖК. Вот в соответствии с данным пунктом и было принято постановление № 155, которым два года назад был утвержден Типовой договор о совместном домовладении, который применим в жилищных отношениях . Заметим лишь, что этот договор подлежит применению в случае, когда участники совместного домовладения изберут способ управления общим имуществом непосредственно ими самими, без создания ТС. Это может иметь место только тогда, когда в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более 5 объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 170 ЖК). В свою очередь, для тех участников совместного домовладения, которые избрали в качестве способа управления общим имуществом ТС, заключение договора о совместном домовладении не требуется.

Таким образом, Правительство, можно сказать, вовремя справилось со своей задачей по приведению нормативной базы, регулирующей вопросы деятельности «жилищных» ТС, в соответствие с ЖК.

В то же время в Законе о совместном домовладении оставались и часть пятая статьи 19, и часть третья статьи 21, требующие от Совета Министров утверждения и Типового устава товарищества собственников, и Типового договора о совместном домовладении для тех, кто и дальше должен был руководствоваться указанным Законом, то есть для владельцев нежилой недвижимости. И вот постановлением № 161, как уже указывалось выше, Правительство исполнило данное предписание Закона. Опять же, заметим, что утверждение Типового устава для данного типа ТС вполне оправданно, поскольку Закон о совместном домовладении не настолько детально регулирует данные отношения, как ЖК.

В заключение отметим, что пунктом 3 постановления № 161 Министерству жилищно-коммунального хозяйства, Министерству архитектуры и строительства совместно с Государственным комитетом по имуществу поручено в трехмесячный срок утвердить Инструкцию о порядке определения общих размеров обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества. Исходя из преамбулы постановления № 161 надо так понимать, что данный документ будет касаться тоже только тех, кто должен руководствоваться в своей деятельности Законом о совместном домовладении, и не затронет тех, кто «под ЖК».

Постановление № 161 вступает в силу с 11 июня 2015 г., за исключением пункта 3, который вступил в силу с момента опубликования этого нормативного акта (10.03.2015). Договоры о совместном домовладении и уставы «нежилищных» ТС, утвержденные до вступления в силу постановления № 161, должны быть приведены в соответствие с этим постановлением до 1 января 2016 г.