Налог Тобина малоэффективен, но мягкие меры нужны. Налог Тобина как мера антикризисного управления

Налог Тобина (Tobin tax) - налог на банковские транзакции, связанные с покупкой (продажей) иностранной валюты.

Термин "Налог Тобина" на английском языке - Tobin tax.

Нормативное регулирование

Федеральный закон от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (действовал в период с июля 1997 года по 1 января 2003 года).

Комментарий эксперта

Налог Тобина (Tobin tax) был предложен экономистом, нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином (James Tobin). Налог Тобина должен уплачиваться с операций по покупке (продаже) иностранной валюты. Основная цель налога, снизить количество спекулятивных вложений в иностранную валюту (чтобы обеспечить стабильность местной валюты).

Тобин объявил свою идею в 1972 году в лекциях в Принстонском университете (Janeway Lectures at Princeton), вскоре после того, как США отказалось от обмена долларов США на золото в 1971 году. До 1971 года действовало соглашение Bretton Woods system of monetary management, по которому доллар США и валюта ряда других стран соглашения могла обмениваться на золото. Валюте этих государств соответствовало определенное количество золота и курс валюты определялся исходя из цен на золото. 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон (Richard Nixon) отменил обмен доллара США на золото.

Свою идею Тобин еще раз сформулировал в 2001 году, сразу после кризиса 90-х, который включал кризисы в Мексике (1994 г.), Азии (1997 г.), России (1998 г.): налог на операции с иностранной валютой стабилизирует курс национальной валюты и уменьшает объем спекулятивных валютных операций. Так, если на операцию по покупке иностранной валюты установлен налог 0,5% от сделки, то это остановит многих от краткосрочных вложений в иностранную валюту. Массовые вложения местной валюты в иностранную опасно тем, что это приводит к резкому повышению ставок процентов по кредитам в местной валюте, что, как показали кризисы, действует разрушающе на финансовую систему страны. Тобин предложил ставку налога в 0,5% от суммы покупки иностранной валюты.

Тобин считает себя последователем Кейнса (John Maynard Keynes) и, по его признанию, развивал его идеи. Так Кейнс в главе 12 "General Theory on Employment Interest and Money" (1936 г.) предлагал ввести налог на операции с инвестиционными активами, с целью побудить инвесторов на долгосрочные вложения.

Известный финансист Джордж Сорос (George Soros) отметил про налог Тобина, что вероятно этот налог и сократит количество спекулятивных операций, но он также снизит ликвидность рынка, что негативно повлияет на финансовый рынок (2001 год).

Шведский эксперимент.

В января 1984 года Швеция ввела налог по ставке 0,5% на покупку и продажу ценных бумаг. В июле 1986 года ставка была удвоена.

Экономисты считают этот эксперимент неудачным. На информацию о введении налога рынок отреагировал падением котировок ценных бумаг. Налоговые поступления оказались существенно ниже, чем ожидалось. Кроме того, в результате введения налога сократился объем сделок на рынке ценных бумаг, что привело к снижению налога на прибыль от операций с ценными бумагами.

Историческая справка

Сейчас в России этот налог не применяется.

В период с июля 1997 года по 1 января 2003 года в России действовал налог, с характеристиками налога Тобина - налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Этот налог был введен Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте". Ставка налога устанавливалась в размере 0,5% от суммы покупаемой иностранной валюты.

С каждым днем идея введения единого для всего Евросоюза налога на финансовые транзакции (FTT) становится все более явной. Буквально накануне стало известно, что Еврокомиссия собирается обсудить его в ближайшее время. Но так ли он будет эффективен, как кажется?

Третий путь

Немцы против постоянного финансирования проблемных стран

Позиция стран, выступающих за введение FTT, а это в первую очередь Германия и Франция, - вполне очевидна. То, как сейчас эти государства помогают проблемным регионам, взваливая на себя львиную долю обязательств можно описать довольно просто. Как если достать из кармана свой кошелек и позволить попрошайкам из "стран-свиней" PIIGS спокойно брать оттуда деньги. Либо вариант с едиными еврооблигациями, которые те же Греция и Италия буквально спят и видят. Этот путь можно, сказать, позволяет всем желающим спокойно пользоваться "кредиткой", проценты по которой придется платить тем же немцам.

А вот идея ввести налог, единый для всего ЕС, который начал бы действительно эффективно собирать средства с главных виновников кризиса, банков, выглядит более чем привлекательно. Ведь именно эти средства и можно направлять на помощь странам-должникам, да и простые налогоплательщики скажут "спасибо".

FTT на пальцах

Идея налога на транзакции не нова. Впервые его предложил ввести американский экономист Джеймс Тобин еще в 70-х годах прошлого столетия. Налог выглядит следующим образом. Вводится специальная комиссия за валютные операции, сделки с акциями, облигациями и деривативами, а также контракты на золото. Изначально предлагалось обложить операции как с первичными, так и со вторичными финансовыми инструментами одинаковой ставкой – в 0,1% от суммы сделки.

Впрочем, буквально накануне появилась информация о том, что европейские власти почти согласовали налог на банки и не позднее 2014г. он будет принят. Так вот - попадут под действие налога только акции, облигации и вторичные инструменты.

Два лагеря

Однако единства в европейских политиков по данному вопросу явно не хватает. Фактически Европа сейчас раскололась на два лагеря. Среди сторонников - главные идеологи налога – Франция и Германия. К ним присоединились Австрия, Бельгия, Греция, Испания и Дания. Дания, кстати, согласилась на этот налог лишь после того, как в начале сентября там сменилось правительство.

А вот среди противников – Чехия, Швеция и Велибритания. Интересно, что Швеция в конце в 80-х уже вводила свой «налог Тобина». В результате объемы торгов ценными бумагами в стране просто рухнули и ни о каком притоке налоговых поступлений в бюджет речи не шло.

Идея ввести налог на банки расколола ЕС

Так что сейчас Стокгольм воспринимает эту идею без оптимизма. По словам министра финансов Швеции Андерса Борга, когда шведы ввели налог на финансовые операции, большинство компаний, торговавших ценными бумагами, просто переместили свои сделки в другие регионы. А сейчас, когда финансовый рынок представляет собой единое целое, банки без особых усилий переведут операции за пределы ЕС – например, в ту же Азию.

Что касается Великобритании, то здесь власти просто не хотят облагать финансовые институты тем же сбором, что уже имеется. Страна взимает 0,5% со всех сделок по акциям, которые совершают британские банки. Что приносит королевскому бюджету дополнительно 3 млрд фунтов стерлингов в год.

И сейчас позиция британской стороны весьма категорична. Министерство финансов утверждает: “Если зона евро соберется ввести налог на банки, это ее право. Что касается Великобритании, то она не станет частью какого-либо нового евро-налога”. Так что единого мнения во всем Евросоюзе по данному вопросу пока нет. Получается, что в рамках самой зоны евро налог все же могут ввести. По мнению польского министра финансов Яцека Ростовского, если не удастся повсеместно ввести налог на финансовые операции, его необходимо реализовать, по крайней мере, в зоне евро. Однако в этом случае под угрозой окажется весь банковский сектор Европы. По подсчетам МВФ, европейские банки уже понесли убытки от долгового кризиса как минимум в 300 млрд евро. И дополнительные поборы едва ли дадут положительный эффект.

С иностранной валютой, предложенный нобелевским лауреатом Джеймсом Тобиным в 1978 году как средство для контроля за миграцией капитала , «снижения избыточной эффективности » на валютных рынках и уменьшения колебаний на рынке ценных бумаг .

Оригинальная идея профессора Йельского университета Джеймса Тобина изложена в выступлении на конференции Восточной экономической ассоциации , прошедшей в 1978 году в Вашингтоне, и опубликована в статье «Предложение по валютной реформе» . Его предложение состояло во введении единообразного международного налога на спот-операции на валютном рынке. Налог Тобина должен был ограничить трансграничную миграцию краткосрочного капитала. Первоначально Тобин полагал, что ставка налога может составлять около 1 %, однако впоследствии ее понизил до 0,1–0,25 %. Налогообложение валютных операций должно было, по мысли Тобина, дать два результата. Во-первых, стабилизировать колебания валютных курсов, возникающие из-за краткосрочных спекуляций. Во-вторых, налоговые поступления могли стать новым источником дохода для финансирования экономического развития.

Особенность налога Тобина состоит в том, что он представляет собой косвенный налог на валовый оборот. Его нужно уплачивать дважды: когда инвестор приобретает иностранную валюту и когда ее продает. Если предположить, что налог будет равен 0,1 %, а процентная ставка на внутреннем рынке достигает 5 %, то для выравнивания условий на финансовых рынках доходность вложений в иностранные активы должна составлять не менее 5,2 %. Если инвестор ежемесячно повторят свои вложения, то эквивалентная доходность по иностранным активам должна быть не менее 7,4 %. Таким образом, небольшой по величине налог Тобина способен серьезно препятствовать краткосрочному движению капитала.

Идея оставалась в архивах экономической науки более двадцати лет, пока финансовый кризис в Юго-Восточной Азии не вернул ее к жизни. Налог Тобина активно обсуждался в Канаде, Франции, Великобритании, Бельгии и других странах. Созданы общественные движения за внедрение налога (например, Tobin Tax Initiative ). Антиглобалисты взяли его на вооружении и продвигали как одно из научно обоснованных средств против глобальных рынков капитала. В 2001 году в интервью немецкому журналу «Der Spiegel » незадолго до своей смерти Тобин дистанцировался от современных сторонников налога, названного его именем: «У меня нет абсолютно ничего общего с антиглобалистскими бунтовщиками... Я – экономист и, как большинство экономистов, я поддерживаю свободную торговлю. Кроме того, я поддерживаю МВФ, Всемирный банк, ВТО. Они украли мое имя [для продвижения своих интересов – прим. авт.]... Налог на валютные операции был разработан для сглаживания колебаний валютного курса» .

Другая подобная идея - с помощью налога Тобина предотвращать переоценку финансовых активов и банковские кризисы. На это можно высказать несколько контраргументов.

Во-первых, чтобы предотвратить финансовую дестабилизацию ставка налога должна достигать внушительных величин. Учитывая, что волатильность в периоды кризисов достигает двух, - трехзначных цифр, любой разумный инвестор готов заплатить несколько процентов налога, чтобы спасти свои активы или предпринять высокодоходную спекуляцию. В 1997 году в России появился налог на покупку валюты. Его ставка составила всего 0,5 % от суммы сделки, а в 1998 году - уже 1 %. С 2003 года он был отменен, поскольку экономический эффект оказался незначительным.

Во-вторых, маловероятно, что в современном мире все страны одновременно могут ввести единообразный налог. Большое число стран, от оффшорных центров до США и Великобритании, пропагандирующих свободный рынок, останется в стороне от инициативы. В результате финансовые институты будут обходить стороной страны с налогом Тобина.

Если соглашение о глобальном налоге не будет достигнуто, то такое решение можно реализовать в рамках единого европейского рынка - заявил австрийский министр финансов Йозеф Прёлль . Однако маловероятно, что такие страны как Люксембург, Швейцария или Бельгия, для которых важны международные потоки капитала, согласятся с общеевропейской инициативой.

В-третьих, даже если налог Тобина найдет применение, то чтобы избежать искажения ценообразования на ряд финансовых активов и избыточных издержек от него будут освобождены краткосрочное торговое финансирование, денежные переводы мигрантов, процентные платежи по долговым обязательствам и прочие операции. Сделки с национальными активами могут заключаться, не выходя на местный рынок. Например, через финансовые деривативы или через депозитарные расписки. Сложные проблемы современного мира не устраняются простыми решениями. Рано или поздно игроки глобального рынка будут использовать обходные схемы, которые сведут на «нет» эффективность налогообложения.

Джеймс Тобин, размышляя о своем детище, на многое не рассчитывал. Тем более экономист не полагал, что маленький налог позволит разрешить большие проблемы глобальной экономики. В оригинальной статье от 1978 года он писал: «Я не ожидаю слишком много от своего скромного предложения. Я полагаю, оно позволит национальным экономикам и правительствам восстановить некоторую часть краткосрочной автономии, которой они наслаждались до введения конвертируемости валют. Предложение не сможет и не должно помочь разрешить правительствам проводить внутреннюю политику независимо от внешних обстоятельств. Следовательно, оно не освободит крупнейшие правительства от императивной потребности более эффективно координировать политики» .

Отправить другу

В налоговой зоне

В противоречии с целями G20

Судьба ЕС

Последствия для России

С 1 января 2014 года в 11 странах ЕС должен вступить в силу налог на финансовые операции. Его введение может привести к снижению конкурентоспособности европейской экономики и европейских финансовых рынков.

В возникновении и развитии кризиса мировой финансовой системы 2007-2009 годов виновным назван финансовый сектор, пострадавшими сторонами - государства и налогоплательщики. Мировой общественностью, прежде всего в лице так называемой «Большой двадцатки», провозглашается необходимость целого ряда реформ, направленных на усиление регулирования финансового сектора. Новшества призваны содействовать повышению стабильности, снижению вероятности наступления новых кризисов. Среди предлагаемых мер - разработанный Европейской комиссией законопроект введения налога на финансовые операции - НФО. По замыслу регулятора нововведение позволяет привлечь этот сектор к ответственности за недавний кризис и таким образом компенсировать расходы средств государственного бюджета, направленные на спасение фининститутов. Кроме того, предполагается, что налог будет противодействовать спекулятивным операциям на рынке, которые являются мощнейшим фактором дестабилизации финансовой системы.

Условным образцом налога на финансовые операции в европейских странах считается налог Тобина, предложенный в начале 1970-х американским экономистом Джеймсом Тобином. Налог необходимо было уплачивать со всех валютных операций, цель его противодействие спекуляциям, однако он так и не получил практического применения.

Здесь надо отметить, что налоги на финансовые операции используются во многих странах. Однако, как правило, они взимаются с операций с отдельными видами активов. При этом ставки составляют менее 1%, поэтому влияние такого рода фискальных мер на финансовый сектор соответствующих стран весьма умеренное.

На встрече министров финансов ЕС в Люксембурге в октябре 2012 года 11 стран ЕС - Франция, Германия, Италия, Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Греция, Эстония, Словения, Словакия приняли решение поддержать идею введения нового налога на финансовые операции. Он должен начать действовать 1 января 2014 года. Этот налог стал причиной разногласий между странами - членами ЕС. Особенную поддержку идея получила у правительств Германии и Франции. Великобритания и Швеция высказались против данной меры. Великобритания активно выступает за введение предложенного Международным валютным фондом налога на финансовую деятельность, который должен уплачиваться с прибыли и общей суммы заработной платы фининститутов и предполагает меньше поступлений в казну - по сравнению с налогом на финансовые операции.

Таким образом, попытка введения налога на финансовые операции во всех 27 странах ЕС не удалась, так же как и введение данного налога во всех странах еврозоны. США тоже высказались против его внедрения.

В налоговой зоне
НФО предполагается взимать при покупке и продаже финансовых активов всех видов: акций, долговых обязательств с фиксированным процентом, производных финансовых инструментов, валют и других инструментов как на биржевом, так и на внебиржевом рынках. Европейская комиссия предлагает установить следующие ставки налога: не менее 0,1% на операции с акциями, долговыми обязательствами с фиксированным процентом и инструментами денежного рынка и не менее 0,01% на операции с производными инструментами. Страны - члены налоговой зоны могут повышать ставки данного налога по своему усмотрению.

Стоит отметить, что если финансовый актив, на который выпущен производный финансовый инструмент, подлежит налогообложению, с операции по поставке данного актива тоже необходимо будет уплатить налог. Налогообложению не подлежат сделки на первичном рынке с такими ценными бумагами рынка капитала, как акции и другие долевые ценные бумаги, а также долговые обязательства. Кассовые сделки с валютами не подлежат налогообложению. Сделки с активами, предназначенные для мелких инвесторов, не подлежат налогообложению, как и большинство финансовых операций, осуществляемых простыми гражданами. Исключения также составляют, например, выпуски новых государственных облигаций, их скупка центральным банком или Европейским механизмом стабильности - ESM с целью расширения денежной массы в условиях кризиса. Ожидаемые поступления от введения налога на финансовые операции во всем ЕС - 57 млрд евро в год, в одной Германии предполагается собрать более 11 млрд евро.

Европейская комиссия предполагает два принципа налогообложения: местоположения фининститутов, участвующих в сделке и места выпуска финансового актива. При использовании первого механизма налог на финансовые операции будут уплачивать фининституты, расположенные на территории стран, входящих в налоговую зону. Платить налог будет сторона, от имени которой осуществляется сделка.

Налогообложение по принципу места выпуска финансового актива означает, что налог подлежит уплате в случае, если актив выпущен на территории налоговой зоны, даже если стороны, участвующие в сделке, находятся за ее пределами.

Допустим, что американский инвестор покупает французскую облигацию на английской бирже. Франция имеет право требовать уплаты налога за данную финансовую операцию, поскольку она является страной - участницей налоговой зоны, а актив выпущен на ее территории.

Здесь надо отметить, что налогообложение по принципу места выпуска финансового актива является дополняющим - используется при невозможности взимания налога по принципу местоположения финансовых институтов, если стороны, участвующие в сделке, находятся за пределами налоговой зоны. Таким образом, сфера применения налога расширяется.

В противоречии с целями G20
Поскольку новый налог приведет к росту расходов на сделки, его введение вызовет повышение роли менее прозрачных и слабо регулируемых финансовых рынков. Эти риски будут распространяться на финансовую систему Евросоюза, поскольку финрынки разных стран связаны между собой.

В целом этот налог обременит и реальный сектор экономики. Произойдет снижение ликвидности на финансовых рынках в странах налоговой зоны. Нет никаких гарантий, что эти деньги пойдут на поддержку экономического роста. Полученные средства предлагается использовать для помощи развивающимся странам, для защиты окружающей среды и т.д.

Финансовый сектор действительно раздут, но степень раздутости в разных странах различная. Самый гипертрофированный финсектор в США и Великобритании, а эти страны не хотят внедрять новый налог. Без участия этих государств ни о какой борьбе с раздутостью финансового сектора не может быть и речи. Одностороннее ослабление финансовых рынков европейских стран приведет к усилению глобальных дисбалансов.

Налог на финоперации осложнит положение малых и средних предприятий, поскольку по причине возрастания транзакционных издержек повысится стоимость операций по привлечению дополнительных финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг.

Затрудняя непосредственное финансирование европейских предприятий, НФО будет препятствовать дальнейшему развитию процесса секьюритизации, принадлежащей к числу важнейших современных тенденций развития финсектора развитых стран. Например, в Германии в настоящее время распространен способ финансирования при помощи ценных бумаг денежного рынка. Здесь речь идет прежде всего о так называемых коммерческих бумагах. Их эмиссия позволяет удовлетворять краткосрочные потребности предприятий в привлечении дополнительных финансовых ресурсов - то есть они являются инструментами денежного рынка. Теперь с этих операций нужно будет уплачивать налог.

Весьма вероятным следствием введения НФО также может стать падение оборотов на финансовых рынках в странах налоговой зоны. Опыт Швеции, связанный с введением подобной фискальной меры, оказался неудачным. НФО в Швеции, который был введен в 1985 году, пришлось отменить в 1992 году по причине значительного падения оборотов на финансовых рынках.

Судьба ЕС
Действие налога направлено против краткосрочных спекуляций на финансовых рынках. Однако такого рода сделки не принадлежат к числу главных причин недавнего мирового финансового кризиса. Гораздо большее значение для развития кризиса 2007-2009 годов имело распространение структурированных кредитных продуктов - прежде всего облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами, основанных на ипотечных кредитах, а также обвал рынка свопов на отказ от кредитных обязательств. Таким образом, способность НФО снизить вероятность наступления следующего кризиса вызывает большие сомнения. Кроме того, ставка налога на операции с производными финансовыми инструментами, известные своей спекулятивной направленностью, в 10 раз меньше ставки по сделкам с другими активами, как было отмечено выше, 0,01 и 0,1% соответственно.

В долгосрочной перспективе введение НФО способно создать дополнительные препятствия для экономического роста и развития, а также для инвестиционной активности в странах налоговой зоны. В итоге за введение налога на финансовые операции будут расплачиваться инвесторы, поскольку повысившиеся транзакционные расходы фининституты переложат на них, взвинтив цены на финансовые активы. Еврокомиссия предполагает падение ВВП ЕС в результате введения налога на финансовые операции на 0,53%, однако в результате последующих исследований ЕК пересмотрела свой собственный прогноз. Эта цифра была уменьшена. Некоторые исследователи прогнозируют рост ВВП ЕС, однако подобные оценки вызывают сомнение.

Под угрозой окажутся устойчивые позиции ЕС в мировой экономике и глобальной финансовой системе. В ходе мирового кризиса 2007-2009 годов финансовому сектору ЕС был нанесен ущерб в несколько сотен миллиардов. В результате введения налога на финансовые операции из финансового сектора европейских стран будет утекать капитал, исчисляемый миллиардами. Ухудшение экономического положения европейских стран в долгосрочной перспективе приведет к устойчивому снижению курса евро.

В долгосрочной перспективе снижение эффективности финансового сектора и экономики ЕС приведет к ухудшению инвестиционного климата внутри национальных экономик европейских стран и охлаждению их отношений с иностранными партнерами. Весьма вероятно усиление финансовых центров других стран, например Великобритании, которая скорее всего не войдет в налоговую зону.

Следует отметить, что ЕС не является единственным привлекательным для инвесторов регионом мира. Введение НФО в европейских странах создаст риск того, что иностранные инвесторы не захотят покупать европейские финансовые активы по ценам, более высоким, чем в других регионах.

Последствия для России
Объемы портфельных инвестиций между Россией и ЕС небольшие, однако Европа является важным партнером России в области прямых инвестиций. Причем сумма накопленных ПИИ из Евросоюза в Россию значительно превышает аналогичный показатель из РФ в страны ЕС.

В случае принятия налога на финансовые операции в европейских странах без существенного изменения предложенных ставок в долгосрочной перспективе следует ожидать ослабления потока инвестиций в РФ из европейского региона. Причем не столько по причине необходимости осуществления налоговых платежей, сколько из- за негативного влияния данного налога на финансовый сектор и, следовательно, экономику европейских стран.

В общем и целом введение налога на финансовые операции в европейских странах способно привести к ослаблению инвестиционных связей между Россией и ЕС. Это будет иметь негативные последствия как для России, так и для Европы, учитывая исторически обусловленную взаимную заинтересованность экономического, политического и культурного взаимодействия.