Налоговая проверит всех в году. Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку

Выездная проверка – ночной кошмар любого бухгалтера. И дело даже не в том, нарушает организация налоговое законодательство или нет, просто уровень стресса во время проверки возрастает в несколько раз. Бухгалтеры и директора, будучи не готовыми к встрече с проверяющими, совершают непоправимые ошибки.

Кого проверяют в первую очередь

Довольно часто директор узнает о том, что компания находится в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски» от контрагента, который сам тщательно проверяет партнера или узнал об этом из своего акта налоговой проверки, либо получил требование о предоставлении документов. В базу «Риски» попадают компании, которые по мнению налоговиков могут не заплатить налоги. Узнать о том, есть ли ваша компания в этой базе может только налоговый инспектор. База закрыта для общего доступа. Приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@.

Риск попасть в эту базу выше, если ваш оборот более 100 млн. рублей, кто-то из ваших партнеров не уплатил налоги и у него идет проверка, компания зарегистрирована по массовому адресу.

Вообще налоговики при выездных проверках используют множество различных баз данных. Например, «Однодневки», «Массовый руководитель», «Среднесписочная численность» и так далее. Письмо ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622.

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках
с 2017 года

С 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут
не фонды, а непосредственно налоговики.

Минимальный план по доначислениям при выездной проверке
в 2017 году

На каждую выездную налоговую проверку налоговики имею негласный минимальный план доначислений. Эта общая сумма, которая включает как доначисления, так и штрафы, пени.
План по сумме доначислений налоговики увеличивают каждый год, и 2017 – не исключение.

Какие документы налоговики могут требовать на выездной проверке

Налоговые инспекторы стараются получить как можно больше документов. Четкого перечня документов, которые они могут затребовать нет. С одной стороны, это происходит, потому что налоговики не знакомы с различными спецификами бизнесов. Существует большой список типов и видов документов, и инспектор просит абсолютно все. С другой стороны, часто инспекторы просят документы, сами не зная того, что им нужно. Из разряда: дайте все,
мы там посмотрим.

В большинстве случаев требование на 2-3 страницах со списком документов, которые компания должна подготовить инспектору, неправомерно. Объем запрашиваемых документов зависит
от вида проверки.

В рамках камеральной проверки инспектор вправе потребовать документы, если:

  • в декларации по НДС организация заявила налог к возмещению из бюджета
    (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • компания подала «уточненку» на уменьшение налога или увеличение убытка спустя два года после срока сдачи первоначальной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • в декларации по НДС налоговики обнаружили несоответствия или противоречия
    (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • компания воспользовалась налоговой льготой (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Какие документы инспектор не должен требовать от организации

Инспектор не может запросить документы, которые он может получить от других государственных структур. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.

Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р.

Что ищут налоговики?

Правильнее сказать – ВСЁ. Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль. Теперь будут искать и незадекларированную выручку.

Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.

Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.

Приостановка проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ.

Приостановить могут и камеральную, и выездную налоговую проверки.

Обычно налоговую проверку задерживают:

  • для проведения встречной проверки;
  • для выемки документов;
  • для проведения экспертизы.

Продление проверки

Причин для продления проверки множество. Перечень причин – открытый.

Стандартная выездная проверка длится два месяца. При необходимости этот срок могут увеличить до четырех месяцев. А в исключительных случаях - до шести согласно п. 6
ст. 89 НК РФ.

Почему могут продлить налоговую проверку:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • инспекторы получили от правоохранительных, контролирующих органов или других источников информацию о совершении налогового правонарушения, требующую дополнительной проверки;
  • на территории проверяемой организации произошли пожар, наводнение, затопление и иные обстоятельства непреодолимой силы;
  • у компании есть несколько обособленных подразделений. От числа подразделений зависит срок продления;
  • организация вовремя не представила запрошенные в рамках проверки документы
    (п. 3 ст. 93 НК РФ);
  • иные обстоятельства.

Срок продления проверки зависит от длительности проверяемого периода, количества проверяемых и анализируемых документов, числа налогов и сборов, по которым проводится проверка, количества видов деятельности проверяемой компании и их специфики.

Аналитический доклад ИКСИ об основных итогах налоговых проверок банков, компаний и индивидуальных предпринимателей в регионах РФ за I квартал 2017 г.

В I квартале 2017 г. на фоне сокращения налоговой задолженности во многих регионах России наблюдался рост объемов доначислений по итогам налоговых проверок компаний, индивидуальных предпринимателей и банков

Последние данные ФНС об итогах налогового контроля демонстрируют, что в I квартале 2017 г. началось сокращение налоговой задолженности. По состоянию на 1 апреля ее суммарный объем (включая недоимку по налогам и сборам, а также пени и штрафы) составил 1081,1 млрд. руб., что на 21,7% ниже, чем в начале 2017 г. Для сравнения, во второй половине 2016 г., напротив, наблюдался рост налоговой задолженности.

Снижение налоговой задолженности в значительной степени связано с активизацией работы налоговых органов в отношении т.н. «контрольной работы» – проведения проверок, а также действий по обеспечению взыскания необходимых сумм. Вместе с тем, данные о налоговых проверках в региональном разрезе показывают, что в регионах России сохраняются значительные различия в масштабах этой деятельности. Наиболее «жестким» подходом к налоговому контролю, характеризующемуся значительным ростом доначислений, отличились налоговые органы регионов Уральского ФО, а наименее «жестким» – налоговые органы Северо-Кавказского ФО.

Основные характеристики налоговых проверок

Основная тенденция I квартала 2017 г. в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) – это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок (таблица). В целом по стране число камеральных проверок за I квартал превысило 10,6 млн., хотя в аналогичных периодах 2015 и 2016 гг. их число составляло 6,7-6,8 млн. Лишь небольшая часть этих проверок приводит к выявлению нарушений (по данным ФНС, нарушения были выявлены только в 6,5% случаев), поэтому объемы доначислений по итогам этих проверок, как правило, невелики.

Совершенно иная ситуация сложилась с выездными налоговыми проверками. Число этих проверок в I квартале 2017 г. продолжило сокращаться и составило только 5572 шт. (на 20% меньше показателя аналогичного периода прошлого года). При этом доля таких проверок, заканчивающихся доначислениями для налогоплательщиков, чрезвычайно высока (в последние годы она находится на уровне 99%), а средний объем доначислений в расчете на 1 проверку исчисляется десятками миллионов рублей (например, в I квартале 2017 г. он составил 17,0 млн. руб.).

Отдельное направление налогового контроля представляет собой контроль банков (в части перечисления ими налогов в бюджет, исполнения требований налоговых органов в отношении счетов клиентов и т.д.), по итогам которого на банки могут быть наложены штрафы и начислены пени. В последнее время происходит рост этих сумм. Например, в I квартале 2017 г. общая сумма таких начислений достигла 27,6 млрд. руб., что на 26% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Камеральные проверки в регионах

Наибольшее число камеральных проверок традиционно относится к крупнейшим в экономическом смысле регионам РФ. Например, на долю Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Краснодарского края и Свердловской области приходится около 30% камеральных проверок. В I квартале 2017 г. рост числа проверок в этих регионах составил 50-60% по сравнению с I кварталом 2016 г. При этом в отдельных регионах число проверок выросло в значительно большей степени. Например, в Республике Крым оно увеличилось в 3,1 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, в Севастополе – почти в 2 раза, в Калининградской и Архангельской областях – более чем на 80%. Наименьшие темпы роста числа таких проверок были характерны для регионов Северо-Кавказского ФО, однако и в них число проверок выросло на 35% (рисунок 1).

Несмотря на общее снижение объемов доначислений налогоплательщикам по итогам I квартала 2017 г., в 48 регионах доначисления, напротив, выросли. В наибольшей степени это относится к регионам Уральского ФО, где темпы роста доначислений по сравнению с I кварталом 2016 г. составили 40,9%. Наиболее высокие темпы роста доначислений по итогам камеральных проверок наблюдались в Ямало-Ненецком АО (в 3,3 раза) и Челябинской области (в 2,3 раза). Кроме того, высокие темпы роста доначислений были характерны для Сибирского (на 30,4%) и Дальневосточного ФО (на 23,5%) (рисунок 2). Среди сибирских регионов следует отметить рост доначислений по камеральным проверкам в Кемеровской (в 2,4 раза), Иркутской (в 2,3 раза) и Новосибирской областях (на 89,3%). Обращает на себя внимание резкий рост доначислений в Республике Хакасия, где годом ранее доначисления составляли только 6 млн. руб., а в I квартале 2017 г. – увеличились до 82,2 млн. руб.

Резкий рост доначислений также наблюдался в ряде крупнейших регионов, включая Москву (доначисления выросли на 50,8%), Краснодарский край (на 77,4%) и Свердловскую область (на 5,5%). В результате, на три этих региона пришлось почти 40% средств, доначисленных в стране по итогам камеральных проверок.

Выездные проверки в регионах

В большинстве регионов России в I квартале 2017 г. число выездных проверок было ниже, чем годом ранее. Однако в ряде регионов, а также в межрегиональных инспекциях, обслуживающих крупнейших налогоплательщиков, их число все же увеличилось. Значительный рост числа проверок наблюдался в частности в Санкт-Петербурге (на 31,8%), в Амурской (на 21,3%), Челябинской (на 18,1%) и Ярославской областях (на 17,3%). Межрегиональные инспекции тоже значительно увеличили число проверок крупнейших налогоплательщиков: в среднем по 9 таким инспекциям число выездных проверок выросло на 31,0%. При этом, как и в случае с камеральными проверками, около 30% выездных проверок в стране приходится на 5 крупных регионов: Москву, Московскую, Самарскую и Свердловскую области и Краснодарский край.

В 70 регионах РФ (а также в 8 из 9 межрегиональных инспекций) 100% выездных проверок в I квартале 2017 г. закончились доначислением сумм налогов и сборов, пеней и штрафов. При этом только в 10 субъектах РФ этот показатель составил менее 99% (Бурятия и Кабардино-Балкарская республики, Алтайский край, Курганская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская и Омская области, а также Москва и Санкт-Петербург). Самый низкий среди субъектов РФ показатель доли проверок, по итогам которых были сделаны доначисления, был в Новосибирской области (94,7%).

По объемам доначислений, сделанных налоговыми органами по итогам выездных проверок, наблюдаются значительные отличия между регионами. Как и ранее, в I квартале 2017 г. на уровне регионов сохранилась высокая концентрация объемов доначислений: 32,4% суммарных доначислений пришлось на Москву, при этом аналогичная доля для Московской области и Санкт-Петербурга, находящихся на 2-м и 3-м местах по данному показателю, составляла 5,7% и 5,0% соответственно.

По сравнению с I кварталом прошлого года, наибольший рост доначислений по итогам выездных проверок наблюдался в регионах Уральского ФО (рост на 64,2%), а наибольшее падение – в регионах Дальневосточного ФО (-54,8%). В Уральском федеральном округе значительный рост доначислений по выездным проверкам наблюдался в ЯНАО (в 2,6 раза), в Челябинской области (на 88,6%) и в Тюменской области (на 60,1%). На Дальнем Востоке снижение доначислений в основном связано с Сахалинской областью, где в I квартале 2016 г. выездные проверки привели к доначислению 2,9 млрд. руб. (это составляло более половины доначислений, сделанных в то время во всем Дальневосточном ФО).

Значительные отличия между регионами сохраняются также и в отношении средних сумм доначислений в расчете на 1 проверку. В I квартале 2017 г. рекордно высокими были доначисления, сделанные межрегиональной инспекцией №2: в среднем на 1 проверку они достигли 718,5 млн. руб. Среди налоговых проверок, не относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, своеобразное «лидерство» принадлежит ЯНАО, Санкт-Петербургу и Москве со средними объемами доначислений 50-60 млн. руб. на 1 выездную проверку. При этом в 18 субъектах РФ доначисления составляют менее 5 млн. руб. на 1 проверку. В основном это регионы Сибирского, Дальневосточного и Северо-Кавказского ФО.

Проверки ИП и банков

Следует отметить, что большинство выездных проверок (как по числу, так и по сумме доначислений) относятся к организациям, а на проверки индивидуальных предпринимателей в целом по РФ приходится около 10% общего количества выездных проверок. Однако в ряде регионов (не являющихся при этом крупнейшими ни по числу проверок, ни по объему доначислений) к значительным суммам выплат в I квартале 2017 г. привели проверки ИП и лиц, занимающихся частной практикой.

Так, в 8 субъектах РФ (Архангельская область и Ненецкий АО, Курская, Московская, Кемеровская, Пензенская, Волгоградская, Омская и Брянская области) в среднем на 1 проверку ИП и лиц, занимающихся частной практикой, приходилось от 10 до 30 млн. руб. доначислений. Всего в этих регионах в I квартале 2017 г. было проведено 53 таких проверки, и все они завершились доначислением данных сумм. Объем средств, доначисленных по результатам проверки ИП, в расчете на 1 выездную проверку оказывается сопоставим или даже превосходит объем доначислений для более крупных организаций.

Объемы штрафов и пеней, накладываемых налоговыми органами на банки по итогам проверок исполнения требований, также существенно отличается по регионам РФ. В I квартале 2017 г. треть таких штрафов и пеней, начисленных банкам, приходилась на Москву и Московскую область (9,1 млрд. руб.). При этом в 26 регионах (как правило, это регионы с низким уровнем развития банковской системы) суммы штрафов и пеней для банков составляли менее 100 млн. руб. Важно отметить, что для подавляющего большинства регионов было характерно увеличение сумм этих начислений по сравнению с I кварталом 2016 г., что говорит об усилении контроля за банками. Только в 12 регионах объемы начислений пеней и штрафов для банков снизились. При этом в ряде регионов суммы пеней и штрафов выросли в значительных масштабах. Например, в Москве эти суммы увеличились на 55,8%, в Санкт-Петербурге – на 48,4%, Калининградской области – на 90,0%, а в Крыму, Севастополе и Ульяновской области наблюдался более чем двукратный рост пеней и штрафов для банков.

Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо кПисьмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо кПисьмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505 .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико вразд. 4 Концепции . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

Мнение читателя

“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн о” .

Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не тПисьма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 , от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@ ; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011 .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк уп. 1 ст. 89 НК РФ ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело кпп. 2, 3 , 5 ст. 93.1 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225 . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Чтобы узнать, запланированы ли проверки в отношении конкретной компании или ИП, нужно ввести в форму поиска следующие данные (можно ограничиться чем-то одним или несколькими пунктами):

  • наименование организации или ФИО ИП;
  • месяц проверки;
  • наименование органа государственного контроля или надзора;
  • адрес проверяемого объекта.

Если хозяйствующему субъекту действительно предстоит проверка, в результатах поиска будут отражены в том числе ее продолжительность в рабочих днях или часах, а также предмет проверки (например, обеспечение прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор, надзор в области промышленной безопасности, соблюдение лицензионных требований и т. д.).

Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос контролирующего органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

Напомним, Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план проверок хозяйствующих субъектов ежегодно на основании данных, представленных контролирующими органами ( , Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). При этом налоговые проверки в план не включаются.

Начиная с 1 января 2017 года появилась еще одна форма проверок – контрольная закупка. Но такие закупки будут проводиться без предварительного уведомления компании или ИП и по основаниям, предусмотренным для внеплановых проверок (). Поэтому в сводном плане проверок сведений о них нет.

Субъекты малого предпринимательства по-прежнему пользуются надзорными каникулами, которые продлятся до 31 декабря 2018 года. Это означает, что плановые проверки в отношении них не проводятся, если в течение трех последних лет они не допускали грубых нарушений. Если же представитель малого бизнеса все же обнаружит на сайте Генпрокуратуры РФ запись о предстоящей проверке, он может .

Налоговые проверки в 2017 году стали опаснее. Инспекторы чаще привлекают полицейских. Чек лист: как подготовиться к налоговым проверкам, в каких сделках проверяющие находят схемы.

Сейчас на камералках по НДС инспекторы в первую очередь отслеживают трехступенчатые сделки. И если выявляют расхождения и неуплату налога, то начинают углубленную проверку. Нам стали известны новые подробности. Инспектор, который участвует в таких проверках, на условиях анонимности рассказал, как на практике раскручивают незаконные вычеты. Главный трюк - нагрянуть с полицией.

Какие сделки отслеживают налоговики на проверках 2017

Инспекторы отслеживают цепочки «однодневка - транзитер - покупатель» каждый квартал. Их суть в следующем. Покупатель- выгодоприобретатель - это компания, которая пытается получить незаконный вычет НДС. Транзитер - это поставщик выгодоприобретателя. Он отражает в декларации значительные обороты, но сумма налога минимальна за счет высокой доли вычетов. Транзитера ставят в цепочку, чтобы непосредственным контрагентом компании не был поставщик-однодневка. Она не отчитывается по НДС или сдает нулевую декларацию.

Из-за этого проверочная программа налоговиков выдает расхождения. Инспекторы запрашивают пояснения, поставщики-однодневки подают уточненки с НДС к уплате в той сумме, которую покупатель поставил к вычету. Но по факту ничего не перечисляют. Компании думают, что на этом все заканчивается, ведь расхождений больше нет. А инспекторы начинают тщательную проверку (подробно на схеме ниже). В документах контрагентов они находят и другие неувязки, которые дополнительно подтверждают незаконность вычетов (см. таблицу).

Важные цифры по выездным налоговым проверкам в 2017 году

Когда возбуждают уголовные дела

Многие думают, что инспекторы приходят с полицией, только когда нарушений достаточно, чтобы возбудить уголовное дело за неуплату налогов. То есть когда недоимка превышает 5 млн руб. за три года подряд при условии, что недоимка больше 25 процентов от общей суммы налогов. Либо сумма неуплаченных налогов более 15 млн руб. (). Это заблуждение.

Налоговики назначат выездную проверку с полицией, если увидят, что компания хотя бы два раза участвовала в схемах с однодневками. Следовательно, риск совместной проверки слишком высок, если компания в двух кварталах заявляла в декларации сомнительные, по мнению инспектора, вычеты. Особенно если речь идет о миллионах.

Что смогут сделать полицейские

Проверка с полицией опасна по двум причинам. Во-первых, на таких проверках налоговики доначисляют на 75 процентов больше, чем на обычной ревизии. За девять месяцев 2016 года средняя цена проверки с полицией составляет 25,4 млн руб. А обычной выездной - в среднем 14,6 млн руб.

Во-вторых, полиция эффективнее, чем налоговики, разыскивает директоров и учредителей однодневок, проводит допросы и выемку документов, печатей, флешек с данными серой бухгалтерии и т.д. Часто директор контрагента говорит налоговикам, что руководит компанией. А когда за него берется полиция, то отрицает и отказывается от всех сделок. Бывало, к примеру, номинальный директор признавался, что представитель компании пообещал ему вознаграждение или сказал, что достаточно заверить заявление о том, что он подписывал накладные, и налоговики больше не будут его беспокоить (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2016 г. № Ф05-7588/2016).

Дополнительные мероприятия налогового контроля (статья 101 НК РФ)

Как на налоговых проверках распознают схему

Ошибка Как ошибка помогла налоговикам
Накладные противоречат актам приемки-сдачи работ В накладных на передачу материалов субподрядчику указали дату позже даты акта сдачи готового объекта заказчику (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2016 г. № 09АП-41557/2016).
Накладные не соответствуют технике компании В накладных указан большой вес и объем товаров. Однако ни у компании, ни у контрагента нет техники и оборудования для погрузки и разгрузки таких товаров. Кроме того, масса перевозимого груза превышает допустимую по ПТС (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2016 г. № Ф08-551/2016).
Ответы заказчика расходятся с документами генподрядчика Генподрядчик списал на расходы стоимость работ по договорам субподряда. Но заказчик сообщил, что допуск на объект предоставлял только работникам генподрядчика ().
По документам склад использует поставщик, а по факту - другая компания Налоговики осмотрели склад, на аренду которого у поставщика был договор. На складе налоговики обнаружили только картонные коробки, на которых грузополучателем указана другая организация, и распечатку письма менеджера еще одной сторонней компании (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2016 г. № Ф05-15548/2016).
Работники подрядчика должны были выезжать на объект, но командировочных расходов нет По документам подрядчик проводил монтажные работы в другом регионе, однако билеты для работников не приобретал и другие командировочные расходы не оплачивал (решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2016 г. № А40-216329/15-108-1761).
Один договор есть в разных вариантах У налоговиков оказалось два варианта одного договора с контрагентом: один подписал директор, другой - его зам ().

У полицейских есть и особые методы - они могут прослушивать телефоны. Если возбудят уголовное дело, то возможен обыск. При обыске следователь вправе запретить работникам общаться и перемещаться по офису.

Еще полицейские нередко участвуют в суде по доверенности от инспекции, если компания оспаривает доначисления. Налоговики говорят, что участие полиции усиливает их позицию и помогает выигрывать споры. При этом судьи ВАС разрешили налоговикам использовать материалы, полученные полицией (п. 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Поэтому судьи принимают в качестве доказательства опросы директоров, учредителей, которые провела полиция (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2016 г. № А40-49897/16-115-424).

Как налоговики проверяют участников схемы

Сколько в среднем инспекторы доначисляют на выездной проверке с полицией (данные за девять месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ

Средняя цена выездной налоговой проверки с полицией (руб.)

г. Москва

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Санкт-Петербург

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область и Ненецкий автономный округ

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

- (проверок с полицией не было)

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Можно ли избежать выездных налоговых проверок