Необязательные резервы при усн. Оценочные обязательства в усн

Определение «Оценочные обязательства» подразумевает обязательство юридического лица с неопределенным сроком исполнения и величиной. Данный термин в области ведения бухгалтерского учета появился совсем недавно. Что касается определения «оценочные резервы», то оно существует уже давно и подразумевает резервный фонд, который создается предприятием для покрытия возможных убытков и рисков.

Организации, работающие по системе упрощенного налогообложения, освобождены от начисления многих видов резервов. Это подтверждается приказом Министерства Финансов РФ от 13.12.2010. К примеру, «упрощенцы» не должны осуществлять начисление резервов на гарантийное обслуживание, оплату отпускных, гарантийный ремонт. В законодательных нормах все эти виды резервов упоминаются как «оценочные обязательства», так как они представляют собой определенную сумму будущих выплат, которые зафиксированы в настоящем времени. Таким образом, предприятия, работающие по УСН, не должны начислять многие типы резервов. В данном случае существует исключение, которое относится к маленьким организациям, входящим в разряд компаний с эмитентами ценных бумаг, которые размещаются публично. По отношению к ним применяются общие правила формирования оценочных обязательств. Это необходимо учитывать, осуществляя ведение бухгалтерского учета.

Виды резервов, которые «упрощенцы» должны начислять

Самым распространенным типом резервов, который должен начисляться предприятиями, работающими по УСН, является резерв по сомнительным долгам. Он необходим для того, чтобы иметь возможность списания безнадежных долгов.

Сюда же относятся резервы под обесценение финансовых вложений и резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Начисление всех этих видов резервов необходимо для того, чтобы не было искажения данных бухгалтерской отчетности. Осуществлять подобные операции нужно как минимум один раз в год, во время составления годового бухгалтерского отчета. Данное правило относится ко всем организациям, в том числе и к «упрощенцам», естественно, должны быть необходимые основания для создания резервов. Если штат компании не содержит сотрудника, разбирающегося в данных вопросах, то аутсорсинговые компании предлагают налоговое и бухгалтерское обслуживание подобного рода.

Санкции, применяемые при отсутствии начислений резервов

В связи с тем, что резервы представляют собой корректирующую величину, они не показываются отдельно в балансе. Как правило, постановка бухгалтерского учета предполагает уменьшение на их сумму определенной задолженности либо актива. Поэтому получить информацию о начислении тех или иных резервов сотрудники налоговой инспекции смогут лишь в том случае, если ознакомятся с пояснениями к отчетам либо бухгалтерскими регистрами.

Также сюда относятся случаи выездных проверок. Однако даже в подобных ситуациях имеют место санкции лишь в том случае, если одна из строк отчета не соответствует действительности хотя бы на 10%. За подобные нарушения предусмотрен штраф директору или бухгалтеру в размере от 2-х до 3-х тысяч рублей. Но, как показывает практика, если организация своевременно сдает отчетность и выплачивать налоги, инспекторов редко беспокоит то, создает фирма резервы или нет.

Создание резерва по сомнительным долгам

Формирование резерва по сомнительным долгам необходимо лишь в том случае, если у предприятия появилась сомнительная задолженность (долги контрагентов, не выплаченные в срок, а также та задолженность, которая, возможно, не будет выплачена). Данная величина устанавливается предприятием самостоятельно и отражается на счете 63. Само начисление резерва отражается следующей проводкой:

ДЕБЕТ 91, КРЕДИТ 63, что означает создание резерва по сомнительным долгам. Эта же запись используется в случае увеличения долга по контрагенту. В случае погашения долга сумма уменьшается, при этом бухгалтер должен сделать следующую запись:

ДЕБЕТ 63, КРЕДИТ 91 (субсчет «Прочие доходы»), что означает восстановление резерва за счет погашенной задолженности.

Созданный резерв позволят списывать долги с истекшим сроком исковой давности, а также те, взыскание которых не представляется возможным. Перед списанием «дебиторки» обязательно должны быть оформлены необходимые документы, к которым относится письменное обоснование причины списания, акт инвентаризации и др.

В данном случае делаются следующие записи:

Создание резерва под обесценение финансовых вложений

Согласно законодательным нормам, предприятие должно осуществлять проверку всех своих финансовых вложений, по которым нет определения их реальной рыночной стоимости, на предмет обесценения. К примеру, если на дату предоставления отчета учетная стоимость вложений значительно выше расчетной стоимости, это может свидетельствовать о том, что в будущем возможно серьезное повышение расчетной стоимости. Именно для подобных случаев организация должна образовывать резерв под обесценивание вложения. Он создается на сумму разницы между расчетной и учетной стоимостью.

В данном случае используется счет 59: ДЕБЕТ 91, КРЕДИТ 59. В случае выбытия вложения, по которому было применено создание резерва, и в случае уменьшении суммы созданного резерва используется следующая проводка: ДЕБЕТ 59, КРЕДИТ 91.

Формирование резерва под снижение стоимости производственных запасов и материальных ценностей

Данный резерв необходимо создавать тем компаниям, которые являются владельцами материалов, готовой продукции, сырья и других материально-производственных запасов. Создается этот вид резерва в случае существенного снижения стоимости ценностей или их устаревания. В данном случае потребуется расчет рыночной стоимости, также основанием для создания резерва должны стать документы, подтверждающие ее значительное снижение.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей отражается при помощи следующих проводок:

ДЕБЕТ 91, КРЕДИТ 14, что означает создание резерва под снижение стоимости;

ДЕБЕТ 14, КРЕДИТ 91, что означает восстановление резерва.

Второй тип проводки используется в том случае, если стоимость ценностей не уменьшилась, а наоборот, увеличилась.

Официальной позиции нет.

Есть пример судебного решения, в котором указано, что правомерно переносить суммы резерва по сомнительным долгам на следующий налоговый период, даже если резерв вообще не использовался в текущем периоде.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А11-1770/2005-К2-19/95

Суд указал, что налогоплательщик вправе перенести суммы резерва по сомнительным долгам на следующий налоговый период, даже если резерв вообще не использовался в текущем периоде. Включать суммы резерва в доходы в такой ситуации не нужно. Право организации на создание резерва по сомнительным долгам не поставлено в зависимость от наличия у нее безнадежных долгов.

Надо ли включать во внереализационные доходы остаток резерва по сомнительным долгам при переходе на УСН (п. 7 ст. 250 НК РФ)?

О том, как поступать в случае наличия остатка резерва при переходе на УСН, в НК РФ не сказано.

Официальной позиции нет.

Есть пример судебного решения, в котором указано, что при переходе на УСН необходимо включить суммы неиспользованного резерва во внереализационные доходы текущего периода. Включать суммы неиспользованного резерва в доходы при уплате единого налога на УСН неправомерно.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2005 N А28-15234/2004-533/26

Суд указал, что налогоплательщик при переходе на УСН (с 2004 г.) должен включить во внереализационные доходы по налогу на прибыль суммы неиспользованного резерва по сомнительным долгам (по состоянию на 31.12.2003). Включать суммы неиспользованного резерва в доходы при уплате единого налога на УСН неправомерно.

Надо ли включать во внереализационные доходы сумму неиспользованного резерва по сомнительным долгам при присоединении должника к кредитору (п. 7 ст. 250 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Консультация эксперта, 2006

Автор разъясняет, что в случае реорганизации путем присоединения организации-должника к организации-кредитору сумму неиспользованного резерва по сомнительным долгам следует включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

РЕЗЕРВ НА РЕМОНТ

Правомерно ли переносить суммы резерва на долгосрочный капитальный ремонт основных средств на следующий период, если ремонтные работы в текущем периоде не были начаты (п. 7 ст. 250 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит подобного условия.

Официальной позиции нет.

Есть пример судебного решения, в котором указано, что если ремонтные работы в текущем периоде не проводились, то резерв не может быть перенесен на следующий период, а подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2004 N Ф03-А37/04-2/722

Суд рассмотрел спор о правомерности переноса остатка резерва расходов на ремонт при проведении длительного и дорогостоящего капитального ремонта основных средств. Суд указал, что если в рассматриваемом периоде ремонтные работы не проводились, то сумма резерва не может быть перенесена на следующий период, она подлежит включению в доходы. Переходящий остаток по резерву на ремонт основных средств предусмотрен лишь при наличии фактических затрат на проведение ремонта, которые у организации отсутствуют.


Похожая информация:

  1. V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях - за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания - для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений - для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный - величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный - оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический - учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений . Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда . В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами - покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Отражение резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Проводим по бухгалтерии

Отражение резервов по сомнительным долгам должно происходить по дебету 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Проводим безнадёжную задолженность

Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.

Проводим частичную оплату

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводим неиспользованный резерв

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводим как налоговые обязательства

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Примеры

ПРИМЕР 1 . В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:

  • дебет 91-2, кредит 63 - 12 000 руб. - создан резерв по сомнительному долгу.

Спустя время фирма-должник погасила часть данной дебиторской задолженности в размере 7 тыс. руб. Проводка на дату внесения средств будет следующей:

  • дебет 63, кредит 91-1 - 7 000 руб. - восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

ПРИМЕР 2 . В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):

  • дебет 91-2, кредит 63 - 7 000 руб. - создан резерв по сомнительному долгу;
  • дебет 91-2, кредит 63 - 3 000 руб. - доначислен резерв по сомнительному долгу;
  • дебет 63, кредит 76 - 10 000 руб. - безнадежная задолженность списана за счет резерва.

Отражаем в балансе

Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.

Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).

Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.

Право налогового учета резервов по сомнительным долгам

В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.

При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:

  • если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
  • если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
  • до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.

По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.

Многие бухгалтеры на УСН считают, что резервы - это некоторые абстрактные счета, которые должны использовать только крупные компании. Такое мнение ошибочно. Компании на «упрощенке» вправе не резервировать суммы под некоторые расходы. Однако есть такие резервы при УСН, которые следует обязательно создавать.

Сразу скажем, что в налоговом учете компании на УСН создавать резервы не вправе. Дело в том, что для таких фирм в Налоговом кодексе прописан закрытый перечень расходов, в котором отчисления на резервы не предусмотрены (ст. 346.16 НК РФ; письмо Минфина России от 29.12.2004 № 03-03-02-04/4/1). Да и в принципе это было бы нелогично, ведь при "упрощенке" расходы признаются только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90).

В бухгалтерском учете дело обстоит иначе. От некоторых видов резервов "упрощенцы" освобождены, но есть и такие виды, которые обязаны формировать все организации.

Необязательные резервы при УСН

Субъекты малого предпринимательства на УСН (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе не создавать резервы на предстоящие расходы (п. 3 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее - ПБУ 8/2010)). Речь здесь идет об обязательствах с неопределенной величиной или сроком исполнения (оценочные обязательства) (п. 4 ПБУ 8/2010), например, резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (п. 11 Информации Минфина России от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012 (далее - Информация № ПЗ-3/2012); п. 2.1 ПБУ 2/2008, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н), связанные с прекращением деятельности (п. 3.1 ПБУ 16/02, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н), и другие.

Обязательные резервы при УСН

Обязательные резервы связаны с изменением оценочных значений. Это корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации и не являющаяся исправлением ошибки в отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 21/2008)). Речь здесь идет о резервах (п. 3 ПБУ 21/2008, п. 38 ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н (далее - ПБУ 19/02), п. 25 ПБУ 5/01, утв. приказомМинфина России от 09.06.2001 № 44н (далее - ПБУ 5/01)):
  • по сомнительным долгам;
  • под снижение стоимости материально-производственных запасов (далее - МПЗ);
  • под обесценение финансовых вложений.
Указанные выше резервы необходимы для исключения искажений бухгалтерской отчетности. Формируют резервы не реже одного раза в год - перед составлением бухгалтерского баланса (п. 4 ПБУ 21/2008).

Резервы по сомнительным долгам . Их формируют в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается "дебиторка", которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)).

Величину резерва фирме следует определять отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)). Способ оценки резерва следует прописать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, утв. приказомМинфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 1/2008)).

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 "Резервы по сомнительным долгам" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов)).

Отчисления в резервы по сомнительным долгам признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказомМинфина России от 06.05.1999 № 33н (далее - ПБУ 10/99)) и отражают следующей проводкой:

Сформирован резерв по сомнительным долгам.

На дату получения средств от должника в счет погашения сомнительной задолженности следует восстановить резерв по сомнительным долгам в полученной сумме:

Восстановлен резерв по сомнительным долгам в части погашения задолженности.

Суммы "дебиторки", по которой истек срок исковой давности, списывают по каждому обязательству в составе прочих расходов. Основания: данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование и приказ (распоряжение) руководителя организации (п. 11 ПБУ 10/99; п. 77 Положения). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Сумму задолженности отражают на забалансовом счете 007 в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания (п. 77 Положения) (см. пример ниже).

Задолженность покупателя составляет 100 000 руб. Фирма признала эту "дебиторку" сомнительной, в связи с чем был сформирован резерв по сомнительным долгам. В дальнейшем по истечении срока исковой давности указанная задолженность признана безнадежной. В учете сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 63

100 000 руб. - сформирован резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62

100 000 руб. - списана дебиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности;

100 000 руб. - списанная дебиторская задолженность учтена за балансом.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, последний в какой-либо части не будет использован, то при составлении бухгалтерского баланса неизрасходованные суммы резерва присоединяют к финансовым результатам (п. 70 Положения):

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

Восстановлен резерв по сомнительным долгам.

Резервы под снижение стоимости МПЗ . МПЗ, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо потеряли свои первоначальные качества, показывают в бухгалтерском балансе на конец года по текущей рыночной стоимости с учетом их физического состояния. Снижение стоимости МПЗ отражают в виде начисления резерва (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказомМинфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Его создают по каждой единице МПЗ, принятой к учету. Возможно создание резервов по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ (за исключением таких укрупненных групп, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция и т.п.) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Резерв формируют на величину разницы между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их фактической себестоимостью, если последняя выше текущей рыночной стоимости (п. 25 ПБУ 5/01). Порядок определения рыночной стоимости в законодательстве не прописан. По нашему мнению, можно использовать данные о ценах, полученные от изготовителей, органов госстатистики, торговых инспекций, представленные в средствах массовой информации и специальной литературе, а также экспертные заключения. Способ оценки рыночной стоимости следует прописать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Для обобщения информации о резервах под снижение стоимости материальных ценностей предназначен счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" (План счетов). Отчисления в резерв признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99; п. 20 Методических указаний):

Сформирован резерв под снижение стоимости МПЗ.

Если в следующий за отчетным период текущая рыночная стоимость МПЗ, по которым был сформирован резерв, увеличивается, то соответствующую часть резерва корректируют (п. 25 ПБУ 5/01):

Скорректирована сумма резерва при повышении стоимости МПЗ.

Аналогичная проводка делается и при списании материальных ценностей, по которым образован резерв (зарезервированная сумма восстанавливается) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Отразим в учете организации формирование резерва под снижение стоимости материальных ценностей при условии, что на конец 2014 г. у фирмы числится 100 рулонов рубероида РПП-300 по цене 350 руб. за рулон. Рыночная стоимость материалов составляет 300 руб. за рулон. В I квартале 2015 г. 15 рулонов было продано.

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 14

5000 руб. ((350 руб. - 300 руб.) х 100 руб.) - сформирован резерв под снижение стоимости материалов;

ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

750 руб. (5000 руб. : 100 руб. х 15 руб.) - восстановлен резерв при продаже материалов.

МПЗ в бухгалтерском балансе показывают (п. 25 ПБУ 5/01):

  • по текущей рыночной стоимости, если она выше первоначальной цены;
  • по первоначальной стоимости, если она выше или равна рыночной цене.
Резервы под обесценение финансовых вложений . Устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается обесценением (абз. 1 п. 37ПБУ 19/02). В учетной политике организации следует прописать уровень существенности снижения стоимости вложений (п. 7 ПБУ 1/2008).

Расчетная стоимость финансовых вложений равна разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете, и суммой такого снижения (абз. 1 п. 37 ПБУ 19/02).

При возникновении ситуации, в которой может произойти обесценение вложений, компания должна проводить проверку наличия условий устойчивого снижения их стоимости, которые характеризуются одновременным наличием следующих аспектов (пп. 37, 38 ПБУ 19/02):

  • на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости;
  • в течение отчетного года расчетная стоимость вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
  • на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости вложений.
Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости вложений, то фирма образует резерв под обесценение на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью вложений. Отметим, проверка проводится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения (абз. 6 п. 38 ПБУ 19/02).

Для обобщения информации о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений предназначен счет 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" (План счетов). Коммерческие организации образуют резерв за счет финансовых результатов в составе прочих расходов (абз. 4 п. 38 ПБУ 19/02):

Сформирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Аналогичная запись делается при увеличении величины резервов (п. 39 ПБУ 19/02).

При уменьшении величины созданных резервов (повышение расчетной стоимости либо выбытие финансовых вложений) сумма ранее созданного резерва переносится на прочие доходы (пп. 39, 40 ПБУ 19/02) (см. пример ниже):

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

Скорректирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Компания "Актив" приобрела долю в уставном капитале (20 000 руб.) компании "Пассив" при его учреждении. Впоследствии компания "Пассив" была признана банкротом и ликвидирована.

Отразим в учете "Актива" создание резерва под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

Расчетная стоимость доли в "Пассиве" равна нулю:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 59

20 000 руб. - сформирован резерв под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

На дату ликвидации компании "Пассив":

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТК 91 субсчет "Прочие доходы"

20 000 руб. - списана сумма резерва под обесценение финансовых вложений.

В бухгалтерской отчетности стоимость финансовых вложений показывают по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение (абз. 5 п. 38 ПБУ 19/02).

Каждый субъект предпринимательской деятельности, который планирует сформировать отпускной резерв, должен понимать, что отражение данной процедуры в бухгалтерском и в налоговом учете будет отличаться. Различия будут не только в процессе создания резерва, но и в его пополнении и последующем использовании, а также в отражении неиспользованных сумм. Несмотря на все различия, каждая компания все важные моменты, которые касаются отпускных резервов, должна своевременно отражать в учетной политике. В процессе использования средств из резерва должны учитываться соответствующие нормы закона, которые позволяют расходовать деньги только на покрытие отпусков и страховых взносов. Оцените качество статьи.

Резервы при усн

Письмо Минфина РФ от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90). Если организация решила создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков с начала года, этот факт должен быть отражен в ее учетной политике для целей налогообложения. Отказаться от создания резерва возможно только со следующего года, внеся соответствующие изменения в учетную политику.


То есть отказаться от создания резерва в течение года нельзя. Помимо факта создания резерва на оплату отпусков в учетной политике также следует отразить:

  • способ резервирования;
  • предельную сумму отчислений в резерв и ежемесячный процент отчислений.

В соответствии с требованиями налогового законодательства, для определения ежемесячного процента отчислений в резерв организация обязана составить специальный расчет (смету) (абз.


2 п. 1 ст. 324.1 НК РФ).

Важно

Правила создания содержались в пункте 72 Положения по бухгалтерскому учёту (БУ). Однако в январе 2011 года данное положение утратило свою юридическую силу.

Его заменили оценочные обязательства. Они зафиксированы в Правилах БУ 8/2010. Особенности создания резерва Особенности создания резерва описаны в положении, указанном в Правилах БУ от 8/2010.

Однако в нем не указан перечень трат, которые можно отнести к оценочным обязательствам. Резерв на оплату отпусков при применении усн Чтобы привести в соответствие фактические расходы с расходами, учтенными в течение года, организации необходимо провести инвентаризацию резерва по состоянию на 31 декабря текущего года (п.
4 ст. 324.1 НК РФ).

Начисление резерва по отпускам при упрощенной системе налогообложения

Внимание

Сумма резерва на оплату отпусков нарастающим итогом 1 2 3 4 5 Январь 550 000,00 166 100,00 59 651,13 59 651,13 Февраль 540 000,00 163 080,00 58 566,56 118 217,69 Март 545 000,00 164 590,00 59 108,85 177 326,54 … … Итого не более предельной величины отчислений в резерв: 703 080,00 Налоговый учет отчислений в резерв на оплату отпусков, а также использования резерва ведется в соответствующем налоговом регистре, форму которого организация вправе разработать самостоятельно. Скачать Образец регистра налогового учета резерва предстоящих расходов на оплату отпусков Инвентаризация резерва предстоящих расходов на оплату отпусков Очевидно, что сумма фактически начисленных за год отпускных скорее всего не будет в точности совпадать с суммой отчислений в резерв на оплату отпусков.

Резерв отпусков. формирование и учет

Из статьи Вы узнаете: 1. Какие организации вправе создавать резерв на оплату отпусков в налоговом учете и для чего. 2. Как рассчитать сумму отчислений в резерв на оплату отпусков.

3. Как провести инвентаризацию и корректировку «отпускного» резерва. Ситуация, когда каждый месяц идет в отпуск равное количество сотрудников на равное количество дней – что-то из области фантастики.

В реальной жизни бывает, как правило, с точностью до наоборот: львиная доля отпусков приходится на летний период, в то время как в зимние месяцы наступает «отпускное» затишье. Соответственно, расходы на оплату отпусков распределяются крайне неравномерно по месяцам, и, как следствие, колеблется налоговая нагрузка.

Чтобы оптимизировать налоговую нагрузку, НК РФ предоставляет налогоплательщикам право создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ).

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете

Формирование обязательно для всех организаций, за исключением применяющих упрощенные способы ведения учета и составления отчетности. Формирование - право налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль и учитывающих доходы и расходы по методу начисления. Порядок создания в большей степени определяет сама организация. Порядок создания в большей степени определен налоговым законодательством.

Отличий в порядке формирования резерва на оплату отпусков в бухгалтерском и в налоговом учете, гораздо больше: проще, наверное, назвать, в чем их сходство. Главная, если не единственная, общая черта – обязательное отражение в учетной политике (бухгалтерской и налоговой, соответственно).

А в остальном это два разных, никак не связанных между собой, объекта учета. Поэтому формирование резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете не обязывает формировать такой резерв и в налоговом учете, и наоборот.

Резерв на оплату отпусков при применении усн

Чтобы привести в соответствие фактические расходы с расходами, учтенными в течение года, организации необходимо провести инвентаризацию резерва по состоянию на 31 декабря текущего года (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). Для этого можно воспользоваться данными регистра налогового учета резерва на оплату отпусков, в котором отражена сумма резерва, начисленная за год, и сумма фактически начисленных отпускных.
Дальнейшие действия зависят от того, будет создаваться резерв на оплату отпусков в следующем году или нет.

  1. Резерв на оплату отпусков будет создаваться в следующем году.
  • Необходимо определить остаток резерва, который может быть перенесен на следующий год.

Какие резервы в бухучете должны создавать организации?

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» — скорректирован резерв под обесценение финансовых вложений. ПРИМЕР Компания «Актив» приобрела долю в уставном капитале (20 000 руб.) компании «Пассив» при его учреждении. Впоследствии компания «Пассив» была признана банкротом и ликвидирована. Отразим в учете «Актива» создание резерва под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале. Расчетная стоимость доли в «Пассиве» равна нулю: ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 59 — 20 000 руб. — сформирован резерв под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале. На дату ликвидации компании «Пассив»: ДЕБЕТ 59 КРЕДИТК 91 субсчет «Прочие доходы» — 20 000 руб.
— списана сумма резерва под обесценение финансовых вложений.

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете: правила формирования в 2018 году

После этого отчисления в резерв на оплату отпусков не производятся и не включаются в расходы для целей налогообложения. ! Обратите внимание:

  • Если организация создала резерв на оплату отпусков в налоговом учете и ежемесячно производит отчисления в такой резерв, то фактические расходы на оплату отпускных не включаются в налоговые расходы (Письмо Минфина РФ от 01.04.2013 № 03-03-06/2/10401)
  • Компенсации за неиспользованный отпуск, включая страховые взносы с них, не могут быть списаны за счет резерва на оплату отпусков, поэтому они признаются в расходах на оплату труда (Письмо Минфина РФ от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29).

Пример расчета ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков Месяц Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц Сумма страховых взносов с оплаты трудагр. 2 х 30,2% Сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков(гр. 2 + гр.

Резерв на оплату отпусков при усн

Вместо приложения компания может утверждать форму сметы отдельным приказом. Как в отпускной резерв делается расчет отчислений? В том случае, когда компания приняла решение создать отпускной резерв, ей необходимо будет включать в расходы на оплату труда суммы ежемесячных резервных отчислений.

Таким образом, будет осуществляться не только планирование, но и выравнивание расходов каждого налогового периода. Что следует понимать под понятием «оплата труда», которое непосредственным образом влияет на формирование отпускного резерва:

  • фонд оплаты труда;
  • дневная заработная плата (средняя);
  • суммы выплат за отпуск;
  • суммы выплат за неиспользованный отпуск.