Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы Часть малый бизнес как платить минималку 3200

С 1 декабря 2016 минимальная зарплата и пенсия выросли на 10,3 % — соответственно 1600 и 1247 гривен. В целом же в течение года размеры соцстандартов и гарантий выросли на 16,1 %. В Кабмине утверждают, что таким образом перекрыли официальную годовую инфляцию в 12 %. Мол, все, как требует закон.

Повышение минимальных зарплат и пенсий традиционно влечет за собой рост цен, но существенную инфляцию экономисты ожидают после нового года — если правительство примет проект бюджета, который предусматривает увеличение «минималки» до 3200 гривен.

«Украина начинает выходить из кризиса, и 2017 должен стать началом полноценного экономического роста. Эффектом этого роста должно стать реальное повышение уровня жизни наших граждан», — комментирует повышение соцстандартов премьер Украины Владимир Гройсман .

Как и на ком отразится повышение минимальной ЗП, выяснял медиапроект «Накипело» .

Что будет с зарплатами после повышения «минималки»?

Вице-премьер-министр Павел Розенко сообщил, что повышение зарплат произойдет по всей единой тарифной сетке. То есть нововведение коснется всех украинцев.

«Ни один работник не будет получать меньше 3200. Тарифные разряды, которые выше, будут также проиндексированы в соответствии с повышением первого тарифного разряда», — пообещал Розенко.

Также он рассчитывает, что увеличение минимальной зарплаты приведет к увеличению поступлений в Пенсионный фонд на 7-10 млрд грн.

Повышение зарплаты — это ведь хорошо. Почему же сколько недовольных?

Экономисты скептически относятся к инициативе увеличения минимальной зарплаты. Они считают, что из-за инфляции, которая неминуемо вырастет после роста «минималки», украинцы лишь обеднеют. Экс-министр финансов, экономист Виктор Пинзеник уверен, что выплачивать минимальную ЗП в 3200 грн Украина сможет лишь номинально, то есть это будут бумажные деньги, которые ничем не подкреплены.

«Есть такая «мелочь» как экономика, а точнее, ее масштабы, сколько мы производим. В следующем году ожидают получить чуть меньше 2.6 трлн грн, что в среднем около 5 тыс. грн на гражданина в месяц. Но не все можно использовать, потому что должно быть и накопление. Минималка в Украине привязана к тарифной сетке. В таком случае мы должны выйти на среднюю зарплату почти в 12 тыс. грн (средняя зарплата сейчас в 3,6 раза превышает минимальную). Экономика такой зарплаты обеспечить не может, потому что нельзя употребить того, чего нет. Но есть другой канал — инфляция. Она может обеспечить любую заработную плату. Напомню: номинальную», — написал в Facebook Пинзеник.

А вот экономист Владимир Соболев не уверен, что именно повышение минимальной зарплаты приведет к росту инфляции.

«Источники инфляции у нас в основном не в зарплате. В структуре затрат она имеет очень малый удельный вес, в отличие, например, от расходов на газ. Монополизм в этой сфере сохраняется и генерировать инфляцию он будет. Поэтому непонятно, что больше подстегнет инфляцию: повышение зарплат или монополия в энергетике», — рассуждает экономист.

Соболев считает действия правительства популизмом, ведь такое повышение не покрывает те потери, которые понесло население в результате трехкратного обрушения гривны.

«Это повышение — статистическая иллюзия, потому что оно не восстанавливает реальную покупательскую способность населения до уровня начала 2014 года», — поясняет экономист.

Как отразится на бизнесе?

Двукратное повышение минимальной заработной платы несет в себе риск тенизации малого и среднего бизнеса, которые являются столпами экономики. По словам президента «Ассоциации частных работодателей» Александра Чумака , предприниматели понимают необходимость повышения соцстандартов, но подобные «шоковые» изменения окажут лишь негативное влияние на бизнес и экономику в целом.

«Мы не видим резкого улучшения состояния дел в экономике — возникает вопрос, где же взять деньги на такое серьезное увеличение „минималки“. Кроме этого, никто не учитывает зональности. Чем дальше бизнес от центра (столица, областные центры, районные центры), тем меньше доходы. И если для Киева зарплата в 500-800 $ является нормальной, то для глубинки и 100 $ — сумма значительная», — объясняет Чумак.

Предприниматель считает, что принудительное повышение зарплаты лишь породит новый виток коррупции, так как дешевле будет дать взятку, чем соблюдать нормы законодательства. Чтобы остаться на рынке, бизнес уйдет в тень. К тому же это будет выгодно не только предпринимателям, но и наемным работникам, которые будут понимать, что «в конверте» они получат больше, чем официально. Чумак уверен — прежде чем повышать минимальную ЗП, правительство должно было провести налоговую реформу.

«Необходимо снизить ЕСВ или вообще его отменить. Затем надо показать бизнесу перспективу: в каком временном отрезке планируется постепенное повышение минимальной зарплаты и до какого уровня. Бизнес должен знать, что „минималки“ в 5000 грн, например, нужно достигнуть к 1 января 2019 года. А пока у нас «гениальные» мысли приходят «под йолку», детенизации не будет», — убежден Александр Чумак.

Если повысят зарплату, то отменят субсидии?

В Минсоцполитики объясняют: повышение минимальной зарплаты до 3200 грн повлияет на объем субсидий, но только в отопительный сезон 2018—2019 годов. По состоянию на конец октября субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили 6,1 млн украинских семей из предполагаемых 8,5 миллионов.

Каким образом собираются повысить зарплаты?

По словам премьера, показатель в 3200 гривен может быть достигнут «за счет детенизации и честного распределения бюджета». Украинцы будут получать минимальную зарплату в соответствии с потребительской корзиной, которую утвердили в октябре.

Какая она, потребительская корзина?

Правительство пересмотрело потребительскую корзину впервые за прошедшие 16 лет. Согласно указанным спискам продуктов, в год украинец потребляет 4 кг макарон, 39 кг ржаного хлеба и 62 кг — пшеничного. Также он съедает 2,5 кг риса, 1 кг пшена, 2 кг гречки и 1,1 кг овсянки в год.

Потребление картошки оценено в 95 кг в год, годовое потребление мяса включает 16 кг говядины, 8 кг свинины, 14 кг мяса птицы, 2 кг сала и 9 кг колбас. Из молочных продуктов человек должен потреблять 60 л молока, 60 л кефира и ряжанки, 5 кг сливочного масла и 3,5 кг твердого сыра. Потребление яиц оценено в 220 штук в год.

Позаботилось правительство и о расчете непродовольственных товаров. Зимние сапоги придется носить в течение трех лет, а летняя обувь должна прослужить два года. Женщинам полагается два платья в семь лет, впервые в корзине предусмотрены женские брюки: одна пара на четыре года. Два флакона шампуня по 250 мл должно хватить на целый год, а рулона туалетной бумаги — на месяц. Ни компьютеры, ни смартфоны в потребительской корзине не предусмотрены.

Когда станет понятно, что зарплату точно повысят?

Кабинет Министров утвердил проект бюджета-2017 с учетом повышения минимальной зарплаты до 3200 грн. Доработанный документ передали в Верховную Раду. Будет ли увеличена зарплата до запланированного минимума, станет понятно только после принятия решения нардепами. Председатель ВР Андрей Парубий заявил, что парламент может принять проект бюджета на 2017 год 8 декабря 2016 года .

Что думают харьковчане?

Медиапроект «Накипело» спросил у жителей Харькова, как они относятся к двукратному повышению «минималки».

За кулисами "закона о зарплате в 3200"

Радой был принят законопроект, который правительство презентовало как «закон о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн.». О 3200 там как раз ничего не написано, зато есть много других интересных новаций

06 декабря 2016 года Верховная Рада Украины, по инициативе Кабмина, тихонько и без обсуждения (по упрощенной процедуре) приняла два законопроекта, которыми нивелировано «сенсационное» повышение минимальной зарплаты в Украине до 3200,00 гривен, анонсированное премьер-министром Гройсманом. Суть законопроектов вкратце сводится к тому, что доходы населения не увеличатся, а вот расходы – значительно.

В Кодексе законов о труде изменён термин «минимальная зарплата». Так, раньше это была ставка за простой неквалифицированный труд, в которую не включались доплаты, надбавки и премии. Теперь, это размер оплаты труда за выполненную работником месячную норму труда. То есть, из термина ушли «неквалифицированный труд» и «доплаты, надбавки и премии». Другими словами, во-первых, квалифицированному специалисту теперь можно платить столько же, как и разнорабочему ; а во-вторых, этому квалифицированному специалисту теперь можно установить «голую ставку» даже ниже «минималки» , поскольку нужно чтобы суммарные выплаты (зарплата+доплаты+премия) не были меньше установленного размера минимальной зарплаты.

Полностью меняется система начисления зарплаты бюджетникам. Теперь, кроме минимальной зарплаты, введен новый термин – тарифная ставка работника первого разряда, которая будет устанавливаться Кабинетом Министров Украины «в ручном режиме» и которая никак не привязана к минимальной зарплате. Кабмином также будут устанавливаться «междолжностные коэффициенты», которые будут привязаны именно к тарифной ставке работника первого разряда, а не к минимальной зарплате.

Еще одно новшество – минимальный должностной оклад. Этот оклад привязан не к минимальной зарплате, а к прожиточному минимуму, который, как известно, не изменяется вместе с минимальной зарплатой. Так, например, в 2017 году прожиточный минимум будет примерно 1700,00 гривен, что значительно меньше 3200,00 гривен. То есть, фактически, оклады не повысятся по сравнению с нынешними.

Тоже самое будет и с тарифной сеткой шахтёров, которая была установлена законом о престижности профессии шахтёр. Их тарифная сетка также «отвязывается» от минимальной зарплаты и «привязывается» к прожиточному минимуму. Соответственно, шахтерам не стоит ожидать повышения зарплат.

Следует отметить, что только в Уголовном кодексе и только одно положение, связанное с финансовыми санкциями, «отвязано» от минимальной зарплаты – это размер залога. Теперь он будет рассчитываться исходя из прожиточного минимума. Все остальные штрафы и санкции, присутствующие в законодательстве Украины и привязанные к минимальной зарплате, фактически «подорожают» вдвое по отношению к нынешним размерам.

Отказалась власть и от своего обязательства перед студентами-бюджетниками, ранее установленного заключительными положениями закона о высшем образовании – норма, обязывающая Кабмин поднять размер стипендии до размера прожиточного минимума, просто исключена из закона.

Продлен ещё на год (до конца 2017 года) размер максимальной пенсии, установленный статьей 85 закона о пенсионном обеспечении – никто в Украине, независимо от заслуг и выплаченных пенсионных взносов, не имеет право на пенсию больше, чем 10 740 гривен (370 евро в месяц) – так и хочется платить пенсионные взносы. Кроме того, одна из составных формулы, применяемой для назначения пенсий в Украине, а именно – «средняя зарплата в Украине», теперь будет определяться не Пенсионным фондом Украины «автоматически» по данным о выплатах в стране, а будет устанавливаться Кабмином «в ручном режиме». А ведь к этому показателю «привязаны» индексации всех пенсий в стране, так что последствия очевидны – пенсионеры, держите карман шире.

Закон о местном самоуправлении дополнен нормой о том, что органы местного самоуправления могут организовывать проверки физических и юридических лиц в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства. Так что, предприниматели и бизнесмены, ждите проверки, организованные райсоветами и горсоветами, в состав которых (не сомневайтесь) будут включены и налоговики, и все остальные «страждущие».

Интересное изменение коснулось статьи 7 Закона о едином социальном взносе. Так, раньше предприниматели платили ЕСВ «за себя» только в те месяцы, когда фактически получали доход. То есть, если нет деятельности – то и ЕСВ не платишь. Теперь предприниматели, независимо от наличия доходов и деятельности, обязаны ежемесячно платить ЕВС «за себя».

Также, введен механизм доступна компетентных служб к данным электронных реестров для мониторинга доходов населения. Так что, можно спать спокойно – наши с вами кошельки стали значительно «прозрачнее».

«Отвязали» от минимальной зарплаты, привязав к «прожиточному минимуму», зарплаты Национального антикоррупционного бюро и Национального антикоррупционного агентства, Государственного бюро расследований, работников прокуратуры, полиции и судей всех инстанций. Аж сердце сжалось от боли за них. К слову, «голая ставка» (без премий, доплат и выслуги) судьи районного суда теперь будет около 51000 гривен, апелляционного суда – 85000 гривен, Верховного суда – 127500 гривен; «голая ставка» обычного районного прокурора – 20400 гривен, прокурора в областной прокуратуре (не путать с прокурором области) – 25000 гривен, в генеральной прокуратуре (не генпрокурор) – 26500 грн. Как известно, реальная зарплата (с доплатами и премиями) у этих персонажей примерно в 1,3-1,6 раза больше «голой ставки», так что искренне и от всей души порадуемся за них – вот кому в Украине жить хорошо.

Интересное новшество в законе о полиции. Члены семей полицейского, согласно изменениям, утратили право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД. Члены семьи погибшего полицейского утратили право на бесплатные санаторные путёвки; «переключены» на прожиточный минимум и выплаты в случае смерти или инвалидности полицейского.

И, напоследок, следует отметить, что нормы расчётов, используемые при начислении субсидии на коммунальные услуги (например, «формульный» расчет доходов неработающего члена семьи), не «отвязаны» от размера минимальной зарплаты, а потому суммы субсидий станут резко меньше.

Так что, суть «сенсационного» улучшения жизни от Гройсмана , свелась не к резкому росту доходов населения, а к резкому затягиванию поясов и введению новых проверок для бизнеса и граждан.

Други, а что за истерика по поводу минималки в 3200?
Кто на сегодня вывел зарплату своих сотрудников из тени тем без разницы т.к. они в большинстве случаев или выше или на уровне этой суммы.
Кто платил с черного нала неоформленным тот и дальше будет платить с черного нала неоформленным.

Те кто пытался петлять оформляя на минималку встанет перед выбором или сделать всех неоформленными или таки платить с 3200 грн.
Но учитывая что штраф за неоформленного тоже вырастет и составит 96 тыс.грн. лично мне выбор кажется очевидным...
В данном случае правительство последовательно хотя работодателям это и не понравится.

На деньги попадают ФОПы единщики которым теперь придется платить в два раза больше.
Крайне неоднозначный момент т.к. достаточно многие из них имеют приличный оборот и трагедией этот факт для них не станет.
Пострадает мелкота, которая скорее всего уйдет в тень.

Вырастет налог на недвижимость если местные советы не пересмотрят размер ставки и льготные группы .
Насколько это важно для большинства не знаю т.к. я например если и должен платить налог то за 3 метра превышения и на мой взгляд 150 это будет гривен в год или 300 на мой взгляд не важно.
"Пострадают" те кто является обладателем больших хором или 2-3 и более квартир но вряд ли к ним можно отнести большую часть населения.

Уменьшится количество тех кто будет платить налог на дорогие автомобили.
Учитывая что часто этот список совпадает со списком владельцев больших квартир...
Ну вы поняли:))

Размер административных штрафов останется неизменным т.к. исчисляется из расчета 17 грн.

Плата за самые популярные лицензии на алкоголь и табак останется неизменно т.к. установлена в фиксированной сумме.

Вырастут штрафы за разные экзотические нарушения в хозяйственной деятельности, как пример, за нарушения в строительстве, но это не коснется большинства предпринимателей и бизнеса в массовом порядке .
Ну и говоря откровенно, если брать тоже строительство то это только в плюс, может меньше будет нарушений.

Увеличится порог после которого возбуждаются уголовные дела за сокрытие налогов что только в плюс.

Увеличится минимальная сумма судебного сбора.
Подать иск станет дороже это минус т.к. затрудняет доступ к судебной системе.
Но меньше станет тех кто бежит в суд по любому чиху и загружает систему дурными исками тут это только плюс.
Ну и не стоит забывать что по разным социальным вопросам (например трудовые споры) судебного сбора нет.

Увеличится сбор за регистрационные действия например внесение изменений в уставные документы, смена адреса предприятия, директора и т.д..
Откровенно говоря как на мой взгляд для работающего бизнеса врядли есть разница 400 грн или 800 грн, а дохлому и менять ничего не надо.

При этом регистрация нового бизнеса и закрытие по прежнему бесплатно.

Вырастет плата за выдачу разных лицензии (не алкоголь и не табак) минималка была была бы 1600 а станет 3200 ага.
Но учитывая список видов деятельности который лицензируется - типа банковской или охранной деятельности это увеличение ИМХО непринципиально т.к. не затронет большую часть бизнеса.

Вырастет пособие по безработице.

Список получающих субсидии уменьшится но плохо это или хорошо ХЗ.
Как на мой взгляд он порядком раздут как раз за счет тех кто получает зарплату "в конвертах" так что в большинстве случаев это будет скорее справедливо чем наоборот.
Но безусловно пострадает и какая-то часть непричастных.

Истерика по поводу Е-декларирования вообще раздута на пустом месте т.к. в законе фигурирует два ограничений 50 минималок и 100 минималок.
В цифрах если равняться на объявленные минималки это было 80 000 грн. (для 50), а станет 160 000 грн, ну а в баксах было 3000 долларов, а станет 6000 долларов.
Вы что серьезно полагаете что для чиновника или депутата порога в 6 000 баксов вместо 3 000 баксов сыграет роль?
А если не сыграет то какая в хрен разница.

Что касается типа как роста зарплат чиновников и госслужащих то во-первых, вроде как там что-то планировали, что бы сделать ставку фиксированой, а по-вторых....

Чуваки вы как-то между собой сначала договоритесь а то один пишет что

А второй что

Вы как-то придите к консенсусу, ага.
А то вы пытаетесь бороться с коррупцией в той же налоговой, в условиях когда у инспектора зарплата 3500 грн (в лучшем случае), а бумагу для принтера, канцтовары, да и сам принтер он покупает за свои деньги, потому что вы нихрена не выделяете финансирования на это.
Где при этом он возьмет деньги как думаете? Со своих 3500? Вы че охренели?

С врачами и учителями та же фигня кстати.

В общем решение, если оно пройдет, а для этого надо принять изменения в Закон Украины О Госбюджете ну или сам закон с этой цифрой, имеет как плюсы так и отрицательные стороны.
На мой личный взгляд то что выставляется как отрицательная сторона хоть и имеет место быть но не является такой уж глобальной.

Хуже в том что всякие "эксперты" начинают разгонять панику.
Например утверждая о росте штрафов забывают уточнить что для 99% людей и 80% бизнеса тут ничего не изменится.
Говоря о стоимости выдачи лицензий не уточняют каких лицензий это касается и о каких суммах идет речь.
Ну и т.д. и т.п.

Лично я предлагаю не истереть раньше времени т.к. что бы минималка в 3200 стала реальностью эти граждане, сидящие в ВР, должны проголосовать за Закон о госбюджете на 2017 год с этой цифрой.
Ну и опять таки не факт что:
а) Эта цифра если и будет в законе то будет с 1 января
б) Что в него потом, позже, не внесут изменения и не отодвинут дату введения в действие этой суммы или не уменьшат саму суму.

Да, в любом случае, роста курса доллара не будет.
Обосновывать не буду - тупо лень.

ЗЫ. Это я все набросал за 15 минут первое что пришло в голову. Реально изменений будет больше.

сайт

Резкое повышение минимальной зарплаты в Украине компенсирует ее многолетнее отставание от среднего и приблизит их соотношению присущему странам Европейского Союза, пишет Александр Крамар для издания Тыждень.

Неожиданная правительственная инициатива повысить минимальную заработную плату до 3200 грн уже с начала следующего года вызвала шквал критики с разных позиций: от того, что это повлечет за собой уравниловку, к тому, что произойдет разбалансирование финансово-экономической ситуации в Украине, возрастет налоговое давление на бизнес, произойдут массовые сокращения и тому подобное.

В годовом измерении повышение минимальной заработной платы в Украине действительно будет беспрецедентным, по крайней мере со времени введения гривны. С 1 января 2017-го она вырастет более чем в 2,3 раза, достигнув 3200 грн (с 1 января 2016-го составляла 1378 грн). Однако, несмотря на чрезмерный пафос чиновников вроде заявлений премьер-министра Гройсмана про «обеспечение абсолютной социальной справедливости» , на самом деле 3200 грн с 1 января 2017 года не будут обеспечивать даже официально признанного государством размера прожиточного минимума для трудоспособных.

Примечательно, что после анонсирования соответствующего показателя Минсоцполитики в конце октября приостановило до сих пор регулярную публикацию информации про так называемый фактический размер прожиточного минимума. Последняя оценка сделана в сентябре исходя из цен августа: тогда для трудоспособных лиц он составлял 2736 грн. Для того чтобы такая сумма получилась после отчисления 19,5% налога на доходы физических лиц и военного сбора, минимальная заработная плата до налогообложения (брутто) должна составлять 3395 грн (с учетом необлагаемого минимума 17 грн). Однако в октябре, по данным Госстата, потребительские цены по сравнению с августом выросли на 4,65%, то есть уже тогда должно было бы говориться о 3553 грн.

Излишне объяснять, что к январю 2017 года цены прибавят по крайней мере еще несколько процентов. Поэтому даже для покрытия так называемого фактического размера прожиточного минимума в объеме, который до сентября 2016-го Минсоцполитики рассчитывало, с нового года минимальная заработная плата до налогообложения должна составлять по крайней мере 3700 грн. Однако правительство в бюджете предлагает лишь 3200 грн. А с учетом даже заложенной там на следующий год инфляции для покрытия хотя бы определенного по методологии государства прожиточного минимума для трудоспособных до конца 2017-го минимальная заработная плата должна достичь хотя бы 4000 грн.

Во властных кабинетах особо и не скрывают, что занимались преимущественно тем, чтобы заставить частников меньше скрывать фонд заработной платы и больше отчислять в пенсионный фонд и бюджет. Министр соцполитики Андрей Рева заявил, что увеличение минимальной заработной платы повлечет за собой дополнительное привлечение около 38 млрд грн. А затронет оно преимущественно частный сектор, ведь там людей на минималке значительно больше - 2,6 млн против 1,1 млн в государственном. Вполне вероятно, что свою роль сыграли и необходимость уменьшить потребность населения в субсидиях, и нивелирование негативного информационного эффекта от повышения заработных плат чиновникам и депутатам, и публикации миллионных электронных деклараций. Не исключено, что речь идет и об перестрахования власти на случай досрочных выборов.

Для чего нужна минималка?

Но мы взглянем на инициативу повышения заработной платы как на давно назревший, но лишь первый шаг на пути совершенствования подходов к оплате труда в стране. Ведь в последние годы, особенно в условиях политики гиперэкономии после Революции достоинства и начала российской агрессии в Украине наблюдалась крайне негативная тенденция к увеличению разрыва между минимальной и даже официальной средней заработной платой. Это при том, что высокий уровень тенизации реальный размер последней, а следовательно, и ее разрыв с минималкой были еще большими.

В результате минимальная заработная плата перестала выполнять свою социальную функцию - защищать работников от крайней бедности и в то же время административно заставлять работодателей платить несколько больше, чем они платили бы в условиях полностью рыночного формирования минимальной заработной платы. Ведь именно это и является целью любой законодательно установленной минимальной зарплаты. Иначе ее нет смысла устанавливать вообще (есть и такие страны), ведь она превращается в формальность, которая не играет никакой роли в поддержке стандарта жизни.

Именно такая ситуация в последнее время сложилась в Украине, где минимальная зарплата уже давно не выполняет своей функции: ее реально получала незначительная доля работающих, а в крупных и средних городах, где доля наемных работников больше по сравнению с общегосударственной, соотношение спроса и предложения вообще диктовало намного выше настоящий минимальный уровень оплаты труда, чем было установлено законом. Тем временем официальная минималка использовалась разве что как средство минимизации уплаты налогов и социальных отчислений работодателями, которые работают по серым схемам. О том, насколько масштабно частный сектор злоупотребляет низкой официальной минимальной заработной платой, свидетельствует факт, что там в 2,5 раза больше работников, которые ее получают, чем в государственном секторе (Рева озвучил соотношение 2,6 против 1,1 млн). Кроме того, согласно обнародованной министром соцполитики информации в Украине около 47 тыс. руководителей (!) компаний официально декларируют свою месячную зарплату в пределах 1500 грн.

Украна на пути к европейским стандартам

Данные Евростата свидетельствуют, что в большинстве стран ЕС, в том числе и постсоциалистических, брутто-минималка (до вычета налогов) составляет 40-50% от средней зарплаты и выше. Например, в Германии - 41,7%, Франции - 47,6%, Польши - 45,4%, Венгрии - 45,5%, Румынии - 38,4%, Болгарии - 46,7%. И даже в соседней с нами Молдове, которая не является членом ЕС, в сентябре 2016 года этот показатель достиг 40%.

Кроме того, в странах ЕС значительная часть минимальной заработной платы не облагается налогом, в результате чего нетто-минималка (на руки) отличается от средней еще меньше. Заметна там и тенденция к более быстрому росту по сравнению со средней. Посмотрите хотя бы на пример постсоветской Литвы . Во II квартале 2016 года средняя зарплата до налогообложения там составляла €771,9 (€600,8 на руки), а минималка с июля 2016‑го - €380. При этом, в отличие от Украины, она почти не облагается налогами: €200 - необлагаемый минимум, еще €120 - дополнительный необлагаемый минимум на детей.

Зато в Украине в последнее время видим противоположную тенденцию. Если в сентябре 2010-го минимальная зарплата составляла 37,8% средней по стране, 25,5% по Киеву и 52,7% по Тернопольской области (где она самая низкая), то в сентябре 2016-го - лишь 27,1% средней по стране, 16,7% по Киеву и 38,1% на Тернопольщине, регионе с самой низкой официальной средней зарплатой. Основной провал в соотношении минимальной и средней заработной платы действительно наблюдался в 2014-2015-м: с января 2014-го по январь 2016-го в гривне минималка выросла лишь на 13,1%, тогда как средняя - на 37,7%. Однако отставания первой от второй было заметно и в предыдущие годы.

Всего с сентября 2010-го по сентябрь 2016-го средняя зарплата увеличилась с 2350 до 5358 грн, или в 2,3 раза (в Киеве в 2,5 раза - с 3487 до 8705 грн), зато минимальная за то же время - только с 888 до 1450 грн, то есть в 1,6 раза. Цены, по официальным данным Госстата, подскочили более чем вдвое. Поэтому реальная средняя зарплата в стране в общем добавила 15-25%, а покупательная способность минимальной, наоборот, уменьшилось минимум на 20%. В евро за эти же шесть лет минималка упала на 42,6% (с €85,9 до €49,3), тогда как средняя по стране - на 19,8% (с €227,2 до €182,2), по Киеву - на 12,2% (с €337,2 до €296), по Тернопольской области - на 20,6% (с €162,9 до €129,3).

После повышения минималки до 3200 грн можно ожидать перелом такой негативной тенденции и приближения соотношения минимальной и средней зарплаты к присущему странам ЕС.

В январе 2016 года средняя заработная плата составляла 4362 грн. В январе 2017-го минималка должна быть выше на 132%. Зарплата занятых в госсекторе, которые получают больше чем 3200 грн, исходя из планируемого повышения до 1600 грн размера первого тарифного разряда единой тарифной сетки (ЕТС), зарплата должна вырасти по сравнению с январем 2016-го на 44%, а учителей - на 60-64% (благодаря анонсированному продвижению на две ступени вверх по ЕТС). Также можно спрогнозировать индексацию зарплаты в частном секторе тех, кто получает больше минималки, минимум на 20-25%. Основания для такого предположения дает тот факт, что в сентябре 2016-го в сравнении с сентябрем 2015-го средняя заработная плата в стране увеличилась на 23,4%, а зарплата в госсекторе - на 17,1%. Следовательно, рост в коммерческом секторе было близким к 25-30%. Кроме того, в условиях увеличения в 1,5–2,3 раза выплат бюджетникам и минималки бизнес будет вынужден хотя бы частично поднимать и выше минималки зарплаты.

Учитывая это, а также на соотношение в государственном и коммерческом секторах всех штатных работников, доходы которых учитываются при расчете средней заработной платы, можно ожидать ее роста в январе 2017-го по крайней мере до 6500-7000 грн. А значит, даже минималка в размере 3200 грн в следующем году составит менее 50%, а возможно, и 45% официальной средней. То есть соотношение будет близким к европейскому стандарту, несмотря на все еще высокую тенизацию зарплат в нашей стране.

Минимальная зарплата в мире и Украине

Повышение минимальной заработной платы наконец положит конец позорному положению, в котором Украина находилась по этому показателю (€49) по сравнению даже с соседними постсоветскими государствами, в том числе и со значительно более слабой экономикой. Да, минималка в Молдове в ноябре 2016‑го - 2100 леев (€96), в Беларуси - 239,5 руб. (€113,5).

Важное политико-психологическое значение повышение минимальной заработной платы также в контексте противостояния российской агрессии. Накануне Революции достоинства в январе 2014-го, минималка в РФ составляла €121,1, а в Украине - €107,1. В последнее время украинская по курсу уступала российской более чем в два раза (€49 против €105). А повышение с 1 января 2017 года может кардинально изменить ситуацию.

В ноябре 2016-го минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России - 7500 руб. (€105 по курсу на середину месяца). В некоторых более богатых, но в то же время дорогих для жизни регионах, правда, установлены более высокие планки. Например, в Москве - 17 560 руб. (€245,6), Московской области - 12 500 руб. (€174,8), Санкт-Петербурге - 11 700 руб. (€163,6). Однако в большинстве расположенных рядом с Украиной регионах и оккупированном Крыму и Севастополе минималка составляет 7500 руб. (€105). Несколько выше она только в Белгородской (8050 руб., или €112,6) и Курской (8980 руб., или €125,6) областях.

С 1 января 2017 году при сохранении нынешнего курса рубля к гривне минимальная заработная плата в Украине будет больше, чем аналогичный показатель в РФ и будет оставаться таковой даже с учетом запланированного там с июля следующего года очередного ее рост. А если учесть, что в России явно дороже жизнь и хоть и меньшие, но все еще значительные нефтегазовые доходы, это наглядно иллюстрирует высокий социальный стандарт в Украине по сравнению с государством-агрессором.

Можно предположить, что увеличение минимальной заработной платы могло бы повредить конкурентоспособности украинских производителей. Например, именно низкая заработная плата в Украине стимулировала в последнее время перенос к нам ряда производственных мощностей ТНК из соседних стран ЕС. Однако даже после повышения соотношения нашей минималки и ее показателя в восточных странах ЕС и кандидатах на вступление свидетельствует об отсутствии такой угрозы: в Украине она с 1 января будет вдвое–вчетверо меньше, чем в восточных странах ЕС, не говоря уже о западноевропейских.

Так, по данным Евростата, во второй половине 2016 года минимальная заработная плата в Европе составляла: в Албании - €155,7, Болгарии - €214,8 Сербии €233,4, Румынии - €276,3, Черногории - €288, Венгрии - €350,1, Литве - €380, Словакии - €405, Польше - €417, Турции - €513,7. Сейчас среди постсоциалистических стран - членов ЕС она самая низкая в Болгарии, однако ее уровень там почти вдвое выше, чем ожидается в начале 2017-го. А в соседней с нами Словакии - почти вчетверо. В Польше с 1 января 2017-го она должна составлять 2000 злотых (по курсу на начало ноября 2016-го это более €460).

Угроза уравниловки: что делать?

Теперь относительно угрозы уравниловки. Обратим внимание на то, что в более бедных регионах европейских государств минимальная заработная плата близка к средней. Например, в ряде районов Литвы средняя зарплата после уплаты налогов в этом году едва превысила минималку: во II квартале 2016‑го в Шальчининкаи, Вилкавишкиси и Калварии она составляла лишь €449-463 при установленной с 1 июля минималки €380. Решить эту проблему в любой стране, и Украина здесь не исключение, возможно, только если ввести дифференцированный по регионам и типам населенных пунктов уровень минимальной заработной платы.

Показательно и соотношение в Литве минимальной заработной платы и средней пенсии по возрасту, ведь в Украине критикуют резкое повышение минималки на фоне менее заметного увеличения пенсии. Там средняя пенсия по возрасту с 1 января 2016 года составила €273, тогда как минимальная зарплата - €350, то есть 78% минималки. В Украине аналогичное соотношение минималки 3200 грн дает среднюю пенсию 2500 грн, что также может оказаться близким к фактическому показателю средней пенсии в следующем году. Особенно если правительство все-таки попытается отойти от уравниловки пенсий, которая возникла в последние годы из-за роста минимальной на фоне замораживания остальных.

Разбалансировка соотношения минимальной заработной платы (3200 грн с 1 января) первого разряда единой тарифной сетки (1600 грн с 1 января), по которой будут выплачиваться заработные платы бюджетникам, несмотря на заверения чиновников, все же создаст проблему.

В образовании эффект уравниловки будет менее выраженным. Ведь даже зарплата учителя-начинающего будет больше минимальной, хоть и не настолько, как должна была бы. С учетом повышения учителей по ЕТС на две ступени (с 8-12-го до 10-14-го разряда) и 20% доплаты за престижность труда получается, что учитель без категории в первые годы работы будет получать 3,5 тыс. грн до налогообложения (или около 2,8 тыс. грн на руки).

Например, преподаватель вуза, который только начинает карьеру, будет получать в 2017 году 4,5 тыс. до налогообложения (около 3,6 тыс. на руки), учитель первой категории с педагогическим стажем 10 лет - 5,1 тыс. грн (4,1 тыс. грн), учитель-методист с опытом 20 лет - 6,4 тыс. грн (5,1 тыс. грн), доцент - кандидат наук с педстажем 10 лет - 8,8 тыс. грн (7,1 тыс. грн), профессор - доктор наук с опытом 20 лет - 10,7 тыс. грн (8,6 тыс. грн).

Зарплаты явно занижены для специалистов соответствующей квалификации не то что по сравнению с европейскими или другими зарубежными показателями, а даже по сравнению с реальными доходами в частном секторе в Украине. Даже в соседней Молдове, экономика которой все еще слабее украинской, в сентябре 2016 года базовый оклад преподавателя вуза составил €183,8, воспитателей дошкольных учреждений - €134,7.

Значительно в худшем положении рискуют оказаться работники здравоохранения: их стартовые зарплаты в большинстве случаев будут находиться на грани, а то и ниже минималки и будут подтягиваться до ее уровня лишь благодаря тому, что невозможно платить меньше. В то же время рост минималки приведет к уравнению официальной заработной платы санитарно-технических работников, среднего медицинского персонала и абсолютного большинства врачей.

Так, размер оплаты первого тарифного разряда ЕТС 1600 грн младшие медсестры и санитарки могут рассчитывать на 2 тыс. грн до налогообложения, медсестры без категории - на 2,46 тыс. грн, а высшей категории - на 2,9 тыс. грн. Однако по факту все они будут получать минималку 3,2 тыс. грн. Та же судьба ожидает и врачей-интернов (по тарифной сетке могут рассчитывать на оклад от 2,77 тыс. грн) и врачей-начинающих (без категории) большинства специальностей, а по некоторым и на врачей второй категории (2,9 тыс. грн). Не слишком оторвутся от минималки, получая по ЕТС лишь 3,4 тыс. грн до налогообложения даже при наличии первой квалификационной категории, врачи большинства других специальностей.
Врачи-хирурги второй категории при условии регулярного проведения операций могут рассчитывать на 3,9 тыс. грн (или около 3,1 тыс. грн на руки), если работают в поликлиниках, и на 4,76 тыс. грн (4 тыс. грн), если в стационаре. Даже хирурги высшей категории, которые регулярно оперируют в стационарах, могут претендовать аж (!) на 5,5 тыс. грн (4,5 тыс. грн на руки).

Одной из основных причин существенного отставания официальных заработных плат работников здравоохранения от учителей является отсутствие доплаты за стаж (для педагогов составляет 10% оклада после 3 лет, 20% после 10 и 30% после 20 лет) и за престижность труда (20%). На существенные доплаты за выслугу лет (20% после 3-5 лет и 30% после 5-7 лет непрерывной работы) в государственной медицине могут рассчитывать разве что семейные врачи, работники участковых больниц в сельской местности, педиатры и терапевты в поликлиниках и неотложной медицинской помощи, а также работники отделений, которые длительное время работают с больными туберкулезом (до 60% после 10 лет непрерывной работы).

На 25% больше традиционно получают медработники некоторых отделений, например инфекционных и кожно-венерологических, хосписов, психиатрических, наркологических, отделений для детей с поражением центральной нервной системы или нарушением умственного развития, бюро судебно-медицинской экспертизы, рентгенівсько-радиологических кабинетов и тому подобное. На 60% доплаты к окладу могут рассчитывать работники отделений для больных ВИЧ/СПИД. Однако это уже совсем другая история. И, поскольку соответствующая индексация там предусмотрена для всех работников, ситуацию с уравниловкой в оплате труда более и менее квалифицированных кадров это никак не меняет.

Преодолеть уравниловку и повысить заработные платы квалифицированным работникам бюджетной сферы до должного уровня можно, только если изменить подходы к ее финансированию. Ведь в отличие от минимальной заработной платы, которая должна выполнять функцию защиты работающих от крайней бедности, повышение в разы оплаты труда остальных бюджетников, в частности, педагогам и медикам, привело бы лишь к резкому росту цен и быстрому обесцениванию повышенных заработных плат. Требуется системное реформирование оплаты труда в государственном образовании и медицине, а именно уменьшение доли (но не общего объема) бюджетного финансирования или радикальное уменьшение количества работников, работа которых оплачивается из бюджета, при одновременного пропорционального увеличения выплат остальным,

В следующем году минимальная зарплата в Украине должна вырасти до 3200 гривен. Об этом на заседании правительства заявил премьер Владимир Гройсман. Однако в проекте бюджета, который правительство подало в парламент, предусматривалась вдвое меньшая сумма.

Пока ни министр финансов, ни эксперты не могут четко ответить, откуда взять средства на это, и как такой шаг повлияет на экономику.

Курс - на повышение

Накануне президент Порошенко, выступая на заседании Национального совета реформ, заявил, что снижение единого социального взноса (ЕСВ) с начала этого года позволило предпринимателям существенно поднять зарплаты своим работникам.

«Повышение зарплаты должно быть как минимум на 20-30%», - сказал Порошенко.

Вслед за ним о необходимости повышения зарплат заявил и премьер-министр Гройсман.

Он предлагает увеличить минимальную зарплату до 3200 грн в следующем году. Хотя в проекте бюджета на 2017 год правительство заложило минималку на уровне 1600 грн.

«Мы с вами обеспечим в стране двукратное увеличение минимальной заработной платы. Это означает одно - что с 1 января ни один гражданин Украины не будет получать меньше 3200 грн», - заявил премьер и добавил, что эта сумма впервые отвечать и минимальном потребительском корзине.

Глава правительства поручил Минфину учесть это повышение в расчетах прожиточного минимума в проекте бюджета на 2017 год. Это, в свою очередь, может повлиять на размеры пенсионных расходов.

Впрочем, Гройсман не уточнил, где правительство собирается брать на это деньги.

Ранее премьер неоднократно заявлял, что бюджетные расходы в следующем году можно будет увеличить только тогда, когда будет точно известно, откуда брать на это деньги.

Теперь Владимир Гройсман утверждает, что «это абсолютно соответствует нашим возможностям и мы можем это обеспечить с 1 января 2017 года».

Министр финансов Александр Данилюк также не смог назвать хотя бы каких-то цифр.

Данилюк предположил, что, возможно, благодаря повышению зарплаты уменьшится количество обращений по коммунальным субсидиями, а потому могут сократиться и расходы бюджета.

Ясно, что ничего неясно

За счет чего правительство будет поднимать зарплату и как это повлияет на экономическую ситуацию в стране - пока это трудно понять, говорит старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Эксперт считает, что было бы неплохо, если бы правительство, объявляя такие инициативы, предоставил и некоторые базовые расчеты.

«Сейчас мы можем говорить только о каких-то общих эффектах. Например, это имеет несколько увеличить собственные поступления Пенсионного фонда, который сейчас в значительной степени субсидируется из госбюджета», - говорит эксперт.

Жолудь предполагает, что повышение минималки не приведет к автоматическому росту зарплат чиновников, как это было раньше.

Также, по его мнению, надо будет искать дополнительные деньги на увеличение и пенсий, которые привязаны к прожиточному минимуму. Но для этого сначала нужно внести соответствующие изменения в бюджет.

Неизвестно также, скольких украинцев коснется такое повышение. Поэтому, как повлияет такое решение правительства на инфляцию, тоже прогнозировать рано, считает экономист.

Жолудь фактически соглашается с тезисом министра финансов о том, что повышение зарплат может повлиять на выплату субсидий, ведь их назначение зависит от доходов тех, кто за ними обращается.

Повышение зарплат - это одна из ряда последних громких инициатив правительства.

На прошлой неделе премьер предложил предоставить людям возможность платить за отопление постепенно. Но до сих пор главные исполнители этого решения так и не объяснили, как оно будет воплощаться.

На следующей неделе, по словам Гройсмана, правительство примет решение «которые позволят обеспечить с 1 января 2017 справедливые цены на лекарства».

Спасибо за Вашу активность, Ваш вопрос будет рассмотрен модераторами в ближайшее время