Новые поправки в налоговый кодекс. Бухучет инфо

НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это означает, что нельзя было перечислять личные налоги за родственника или друга или одной компании платить налоги за другую. На практике была распространена ситуация, когда у компании по тем или иным причинам (например, на расчетный счет наложен арест) нет денежных средств для расчета с налоговыми органами. Но при этом руководитель компании — физлицо не имеет законных оснований заплатить налоги за компанию. В итоге страдает и компания, и бюджет.

Чтобы воспользоваться льготным правом, такая категория граждан должна уведомить налоговый орган в соответствии с правилами, установленными п. 7.3 ст. НК РФ. То есть самозанятые граждане, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, должны встать на налоговый учет по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физлица места жительства на территории РФ).

Перечень контролируемых сделок

С 01.10.2017 ставка начисления пени организациям будет определяться исходя из срока налоговой задолженности (пп. «б» п. 13 ст. 1, п. 7 ст. 13 Закона ):

  • если срок недоимки менее или равен 30 календарным дням, за каждый день просрочки будет начислена 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день;
  • если же задолженность не будет погашена в указанный срок, то с 31-го календарного дня пени с организаций будут взиматься в двойном размере, то есть ставка будет равна 1/150.

Изменения коснутся только юрлиц, для физлиц и ИП все останется по-прежнему.

Кроме того, появится возможность вернуть проценты, уплаченные в связи с принятием решения об отмене возмещения НДС. Налоговая инспекция в ходе проверки может принять решение об отмене ранее принятого решения о возмещении НДС в ускоренном порядке. В таком случае налогоплательщику полагается вернуть полученную в качестве возмещения сумму с учетом процентов (п. 17 ст. НК РФ).

В случае если налогоплательщик в дальнейшем подтверждал свое право на получение НДС, уплаченные проценты ему не возвращались. Согласно пп. «в» п. 14, пп. «б» п. 15 ст. 1, ст. 13 Закона правила возврата или зачета излишне уплаченных налоговых платежей, содержащиеся в ст. , НК РФ, распространяются теперь также и на возврат или зачет процентов, уплаченных в соответствии с п. 17 ст. НК РФ.

НДС

Поправки, внесенные Законом , затронули целый ряд норм, регулирующих порядок исчисления НДС.

Нулевая ставка по НДС

С 01.01.2017 по 31.12.2029 по нулевой ставке НДС будут облагаться услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Также до 01.01.2030 продлевается льгота в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (ст. 7 Закона ).

Для подтверждения обоснованности права на применение нулевой ставки и налоговых вычетов компания должна представить в налоговый орган реестр единых перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа (п. 5.3 ст. НК РФ в редакции Закона ).

Восстановление НДС получателям субсидий

В настоящее время в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма НДС подлежит восстановлению в размере, ранее принятом к вычету (пп. 6 п. 3 ст. НК РФ). Если субсидия фактически получена из регионального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, у компании нет.

Согласно нововведениям, с 01.07.2017 получатели региональных и местных субсидий обязаны восстанавливать НДС (если размер полученной субсидии включает НДС). Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий (пп. 6 п. 3 ст. НК РФ в ред. Закона ).

Акцизы

В новый перечень подакцизных товаров вошли (пп. 15-17 п. 1 ст. НК РФ в ред. Закона ):

  • электронные системы доставки никотина (более известны на практике как электронные сигареты и вейпы);
  • жидкости для электронных систем доставки никотина (жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для электронных сигарет и вейпов);
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Новый перечень применяется с 01.01.2017. Помимо этого, предусмотрен рост ставок акцизов на некоторые подакцизные товары (п. 1 ст. НК РФ). Ниже в таблице для примера представлены ставки акцизов на вышеуказанные изделия.

Налог на имущество

Законом вводится новая ст. НК РФ, которая отдает льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого к учету с 01.01.2013 в качестве основных средств, в ведение субъектов. Такое имущество освобождено от налогообложения, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юрлиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми по правилам п. 2 ст. НК РФ (п. 25 ст. НК РФ).

Начиная с 01.01.2018 налоговые льготы, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря) и п. 25 ст. НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ. Это значит, что теперь региональные власти будут определять: вводить ли такую льготу или нет. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и дефицит бюджета, маловероятно, что во многих регионах будет введена такая льгота.

С 2017 года налоговая система России может претерпеть кардинальных изменений. Уже сейчас президент Федерации поручил правительству разработать проект законодательных инициатив, которые должны касаться непосредственно налоговой системы страны.

Это значит, что, возможно, в государство “придут” новые налоги с 2017 года , а какими они будут, вы можете узнать из этой статьи.

Налоговые новшества

Среди экспертов уже давно развивается слух о том, что закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, вернет, отмененный ранее, единый социальный налог. Но его исчисление будет несколько изменено. Если раньше начисление налога происходило по регрессивному принципу, то Нового года ожидается прогрессивное исчисление.

В чем же разница? При регрессивном начислении отчисления этого налога в бюджет зависели от роста заработной платы “вниз”. Это значит, чем выше оклад, указанный в декларации, тем меньше сумма отчислений. Такое решение позволило многим предприятиям выйти в “белую” зону, за счет того, что снижалась налоговая нагрузка благодаря демонстрации высоких показателей зарплаты.

Из этого вытекало, что на малый оклад устанавливался процент в 26%, а на большой — 10%. Даже исходя из принципа справедливости, все было, довольно-таки, уравновешенно: налог платил работодатель, а не работник.

Введение же прогрессивной системы исчисления может повлечь за собой массовый уход заработных плат в “черную” или “серую” зону. Кроме этого, рынок труда и трудовые отношения по всей стране могут кардинально переформатироваться. Ставка налога (предполагаемо) станет равна 30%, а это значительная сумма от зарплаты в 800 тысяч рублей. Отметим, что эта цифра является ярким показателем того, каким будет курс рублю в будущих годах.

Прогнозируемая собираемость налогов

Налоговая истина вырабатывалась веками и заключается она в том, что лучше брать небольшие суммы с каждого, чем обдирать одного, а обходить стороною другого. Как показывает практика, эту идею старались реализовывать разными путями. Например, налог на дымы распространялся на отапливаемое помещение. Если в доме было две трубы, это значит “два дыма”, соответственно и плата взималась по двум ставкам.

Эксперты утверждают, что собираемости доходов не нужно вступать в противостояние с регуляторов доходности, когда чем больше ты зарабатываешь, тем больше приходится платить. А каждая прогрессивная шкала предполагает выполнение данного принципа, тем самым внедряя дифференцирование с помощью коэффициентов.

На сегодняшний день актуальна проблема исполняемости, когда многие предприятия разрабатывают различные инструменты, дабы избежать уплаты установленных налогов. Но, несмотря на все это, находятся органы, готовые не только начислить и потребовать уплату требуемых сумм, но и способные разработать действенные инструменты реального взимания, в том числе и недоимок.

В нашей стране уже давно сложился один парадокс: способен провести минимальную проверку и при обнаружении ошибки, незначительно оштрафовать виновного. Но, когда за дело принимаются налоговики, то тут работодателю не удается увильнуть — они копают глубоко, находят большие ошибки и заставляют платить серьезные суммы.

Поэтому, многие специалисты ожидают, что контролировать процесс исполняемости станут как раз те самые работники налоговой службы с их отработанным исполнительным и контрольным аппаратом. Предполагается, что они будет наделены особыми полномочиями и станут отвечать за сборы в Пенсионный фонд, в социальное страхование, и остальные виды налогов.

У данной системы есть другая сторона медали. Эксперты утверждают, что работодатели вместо того, чтобы уходить в тень, решат обойти все “налоговые преграды” законным путем, к примеру, предложат работникам стать субъектами компаний, оказывающих услуги. Это приведет к тому, что прослойка ИП на рынке труда увеличится. Проще говоря, Россия рискует стать государством с большим количеством представителей малого бизнеса, к тому же в сфере услуг.

Мнения депутатов относительно новой налоговой системы

Не все представители Государственной Думы в восторге от предполагаемых изменений, которые коснутся налоговой системы уже в 2017 году. Как заявил Андрей Макаров, действующий председатель Комитета Госдумы по бюджетам и налогам, подобная стратегия приведет к тому, что народ обнищает и произойдет социальный бунт.

Возмутительным фактом, для работников Минфина был то, что предлагают облагать налогом даже суммы от продажи имущества. Но Антон Силуанов (министр финансов) уверен, что подобное решение позволит заполнить бреши в бюджете страны и немного остепенит владельцев сразу нескольких видов собственности.

Напомним, что в России налогом на доходы с физических лиц не облагается имущество, которое было в пользовании более 3 лет. Количество объектов имущества собственности не влияет на данный закон. Силуанов заявил, что многие граждане злоупотребляют подобными льготами, в результате чего, “теневой” бизнес разрастается. Именно поэтому Минфин настаивает на том, чтобы налог на доходы физических лиц от продажи имущества вернулся.

Налог на мусор с 2017 года

Помимо вышеупомянутых налоговых новшеств руководство страны предлагает установить налог на мусор уже с 2017 года . В квитанциях по коммунальным платежам появится соответствующая графа, и россияне будут вынуждены отдавать государству определенные суммы за бытовые отходы.

Размер нового налога для каждого региона будет устанавливаться в отдельном порядке. Указывается, что на отсортированный мусор сумма налога будет меньше. Все доходы от налога, намерены перечислять региональному оператору по обращению с мусорными отходами.

Отметим, что сумма налога будет зависеть не от площади жилья, а от основного тарифа на услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами и количества мусора на одного человека.

Но власти регионов могут сами регулировать суммы подобных отчислений, и, возможно, платить придется за фактическое количество и объем мусорных контейнеров. Стоимость тарифа, предполагаемо, станет зависим от объема производства отходов, которые подлежат захоронению и сжиганию. Это значит, чем меньше будет их количество, тем меньше будет плата.

Как только утвердят единый тариф (это должно произойти до 1 января 2017 года), определят единого оператора, с которым организации должны будут заключить договор.

Насколько целесообразными окажутся такие нововведения, покажет время. Нам остается надеяться, что власти смогут привести продуманные аргументы для своих действий и усовершенствованная налоговая система не ухудшит жизнь простых граждан.

В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство (в т.ч. - в Налоговый кодекс РФ) внесли кучу изменений, одни из которых уже действуют, другие - вступают в действие с 1 января 2019 года или в течение 2019 года.

На какие же из них стоит обратить особое внимание представителям малого и среднего бизнеса?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

Краткий обзор изменений налогового законодательства с 01.01.2019

Подробный обзор изменений налогового законодательства в 2018 - 2019 году:

Изменения налогового законодательства в 2019 году

Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности в 2019 году

С 01.01.2019:

    при просрочке уплаты налога пени надо считать иначе (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ):

    • пени не могут быть больше недоимки, на которую их начисляют. Сейчас такого ограничения нет;

      пени нужно начислять и за день, когда недоимку погасили. Сейчас его в расчет брать не надо.

    Приказом Минэкономразвития от 30.10.2018 № 595 установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

    для целей применения НДФЛ - 1,729;

    для исчисления ЕНВД - 1,915;

    для налога на имущество ФЛ - 1,518;

    для целей уплаты торгового сбора - 1,317;

    для применения ПСН - 1,518.

    с 30.09.2018 уведомление об уплате налогов физическому лицу (не ИП), которое не зарегистрировано на территории РФ по месту жительства , направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);

    физ. лицо может уплатить налоги единым налоговым платежом, перечисляемом по желанию физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет предстоящего исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (НИФЛ) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);

    физические лица могут уплачивать налоги через МФЦ (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);

    в случае уплаты налогов физическими лицами через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи, а также через МФЦ плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему не взимается (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ).

С 15.12.2017 упрощается порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа (Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса РФ"): заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 3 лет.

Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 на 2018 год утверждены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

    для целей применения НДФЛ - 1,686;

    для исчисления ЕНВД - 1,868;

    для налога на имущество физических лиц - 1,481;

    для целей уплаты торгового сбора - 1,285;

    для применения ПСН - 1,481;

    для целей применения УСН - 1,481.

Изменения по НДС в 2019 году

tax free

С 01.01.2018 в России заработает система "tax free" (Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ вводит статью 169.1 НК), но жители Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии не смогут воспользоваться таким правом. Кроме того, вернуть НДС нельзя будет при покупке подакцизных товаров, например, алкоголя и сигарет . Для получения возврата уплаченного в России НДС гражданину другого государства необходимо будет в течение суток приобрести товары на сумму не менее 10 000 рублей, а при выезде из страны – предъявить таможенникам покупки, чек tax free и загранпаспорт. Таможенный орган при соблюдении данных условий должен поставить на чеке соответствующую отметку. За компенсацией суммы налога гражданин иностранного государства может обратиться в течение одного года со дня приобретения товаров в российском магазине, при условии их вывоза в течение трех месяцев со дня приобретения. Вернуть налог можно будет безналичным способом, отправив письмо с чеком и отметкой таможенной службы в магазин, либо наличными через оператора системы tax free в аэропорту.

Изменения по НДФЛ в 2019 году

С 01.01.2019:

    с полевого довольствия свыше 700 рублей уплачивается НДФЛ (п. 3 статьи 217 НК)

    коэффициент-дефлятор по НДФЛ на 2019 год - 1,729 (Проект Приказа Минэкономразвития).

    не платится НДФЛ с продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или доли (долей) в них, а также транспортных средств, которые физ.лица использовали в предпринимательской деятельности (Федеральные законы от 27.11.2018 № 424-ФЗ и № 425-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").

    Важным условием освобождения таких доходов от налогообложения остается соблюдение минимального предельного срока владения данным имуществом - три или пять лет (до 01.01.2019 такие доходы облагались НДФЛ во всех случаях).

    При продаже имущества, которое было в собственности менее установленного срока владения, необходимо исчислить и уплатить НДФЛ.

    Однако с 1 января и эту сумму можно уменьшить, применив имущественный налоговый вычет . Так, доход, полученный налогоплательщиком уже в 2019 году, может быть уменьшен на сумму фактических и документально подтвержденных расходов (в т.ч. до 2019 года), связанных с приобретением этого имущества, за вычетом ранее учтенных расходов при применении специальных налоговых режимов или в составе профессиональных налоговых вычетов.

27.11.2017 вступил в силу закон, устанавливающий п. 41.1 ст. 217 , п. 2 ст. 217.1 , пп. 2 п. 2 ст. 220 , пп. 17 п. 1 ст. 333.35 НК налоговые льготы для жителей г. Москвы, участвующих в программе реновации (действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08.2017):

    от НДФЛ освобождены доходы, полученные в рамках программы реновации (жилые помещения (доли в них) и денежное возмещение);

    установлен порядок определения срока владения недвижимостью при продаже жилья, предоставленного в рамках реновации (срок нахождения в собственности продаваемого жилья включает в себя срок владения освобожденным жильем);

    доходы от продажи не облагаются НДФЛ, если жилье находилось в собственности 3 года и при этом освобождаемое жилье было получено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника, в результате приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением;

    можно уменьшить доходы от продажи на расходы на покупку (создание) освобождаемого жилья;

    владельцы освобождены от госпошлины за регистрацию прав на предоставленное в рамках реновации жилье.

Изменения по налогу на прибыль с 1 января 2019 года

    Дивидендами признается доход в виде имущества, который получен участником при выходе из организации либо при ее ликвидации (п. 1 ст. 250 НК РФ). Доход при этом определяется как положительная разница между рыночной стоимостью получаемого имущества и фактически оплаченной стоимостью акций, а само имущество для налогообложения прибыли принимается к учету по рыночной стоимости на момент его получения (п. 2 ст. 277 НК РФ).

    Налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога в отношении полученных дивидендов (п. 2 ст. 275 НК РФ). Если на день принятия решения о выходе из организации или ее ликвидации он в течение 365 календарных дней и более непрерывно владеет 50% долей в уставном капитале выплачивающей дивиденды компании, причем сумма такого владения составляет не менее 50% от общих выплат дивидендов, то налог рассчитывается по ставке 0%.

    В остальных случаях ставка по дивидендам, полученным российскими компаниями от российских и иностранных организаций, равна 13%. По дивидендам, полученным зарубежной компанией по акциям российских организаций, а также по дивидендам от участия в капитале организации в иной форме - 15%.

    Если же участник организации получил убыток при ликвидации компании либо при выходе из нее, то он определяется как отрицательная разница между доходом в виде рыночной цены получаемого участником имущества и фактически оплаченной участником стоимости доли на дату ликвидации организации или выхода из нее. Такой убыток учитывается (пп. 8 п. 2 ст. 265 НК РФ) в составе внереализационных расходов.

Изменения по УСН в 2019 году

Коэффициент-дефлятор по УСН на 2019 год - 1,518 (Проект Приказа Минэкономразвития).

    коэффициент-дефлятор для УСН равен 1,481;

    некоторым организациям, применяющим УСН, придется иначе считать долю доходов для пониженного тарифа страховых взносов: 27.11.2017 опубликован закон, корректирующий правила п. 6 ст. 427 НК РФ о расчете доли доходов для признания вида деятельности организации основным. В нем указано, что поправки касаются правоотношений, возникших с 1 января 2017 года. Однако для некоторых компаний они являются ухудшающими. Значит, для этих компаний поправки обратной силы не имеют и должны применяться начиная с периодов 2018 года;

Госдума на пленарном заседании 17 ноября 2016 года приняла в третьем окончательном чтении законопроект № 11078-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики, разработанной Минфином России. Документ был внесен Правительством России и в первоначальной редакции содержал 44 страницы и около 20 поправок в Налоговый кодекс РФ. Ко второму чтению документ насчитывает уже 101 страницу, благодаря поправкам, которые в него внесли депутаты и чиновники.

По инициативе Минфина изменения будут внесены в различные главы двух частей НК РФ, большей частью они предусматривают увеличение налоговой нагрузки или другие меры, направленные на пополнение бюджетов всех уровней. Однако, по инициативе Президента РФ в законопроект было внесено увеличение лимита дохода для предпринимателей на УСН. Кроме того, чиновники намерены разрешить оплачивать налоги за третьих лиц, а также исключить беспроцентные займы между российскими резидентами из перечня контролируемых сделок. Остановимся на каждом из положительных или отрицательных переменах подробнее, к сожалению, последних намного больше. Но надо отметить, что некоторые из первоначальных идей Минфина были отклонены в ходе второго чтения.

1

Пеня за неуплату налогов

Минфин в первоначальном варианте своего законопроекта предлагал увеличить размер пени, которую должны платить нарушители платежной дисциплины по налогам. Для организаций и предпринимателей, имеющих недоимки перед бюджетом, чиновники предлагали установить размер пени 1/150 ставки рефинансирования Центробанка, начиная с 31 дня просрочки. Депутаты эту меру смягчили и исключили из документа ИП, для которых сохранится действующий размер пени в 1/300 ставки рефинансирования. Тогда как, юридическим лицам все же придется привыкать к новому размеру санкций.

Авторы законопроекта напомнили, что по закону и смыслу пеня является компенсацией издержек государства, которое оно несет из-за несвоевременной уплаты налогов, сборов и страховых взносов. В существующем варианте пеня невыгодна государству, но выгодна организациям, поскольку она не несет карательного характера. Не платить своевременно налоги и пользоваться этими деньгами как кредитными иной раз оказывается выгоднее, чем взять кредит в банке. Ведь, по подсчетам экспертов, пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ позволяет неплательщикам кредитоваться у госбюджета по ставке 12,17% годовых. Увеличение пени для юридических лиц до 1/150 ставки рефинансирования, заставит их платить за налоговую просрочку уже 24,44% годовых. Разница очевидна. Однако для большинства ИП новые ставки оказались бы неподъемными, поэтому их депутаты пока пожалели.

2

Камеральные проверки по страховым взносам

Вторая поправка в Налоговый кодекс не является приятной для налогоплательщиков, она направлена на усиление фискального контроля по страховым взносам, которые с 1 января 2017 года будет администрировать ФНС России. Минфин предложил, а депутаты поддержали, что при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам территориальный налоговый орган сможет истребовать у организации- плательщика страховых взносов все сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

Это значит, что при проверке единых расчетов по страховым взносам, которые в 2017 году начнут сдавать в ФНС все страхователи-работодатели, налоговики будут запрашивать у них дополнительные документы и пояснения по всем расчетам, в которых будут указаны суммы больничных и других пособий. Работы у бухгалтеров прибавится, ведь на каждое требование ФНС необходимо обязательно направить ответ.

3

Акцизы вырастут

Госдума одобрила увеличение акцизных ставок на топливо, табак и вино. Кроме того, депутаты ввели новый акциз на электронные сигареты. Так, на вино акцизы выросли в два раза. Для вин с защищенным географическим указанием или защищенным наименованием места происхождения (кроме игристых вин), а также вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта акцизы с 1 января 2017 года будут составлять 18 рублей за лит вместо 9 рублей. Также увеличены акцизы и на медовуху, сидр и пуаре - с 9 до 21 рубля за литр.

На бензин четвёртого и пятого классов акцизы вырастут на 800 и 2700 рублей соответственно - до 13 100 и 10 130 руб. за тонну с 1 января 2017 года. Цена на дизтопливо будет содержать акциз в размере 6800 рублей за тонну, На табачные изделия ставка акциза в 2017 году составит 4800 рублей за килограмм нагреваемого, трубочного, курительного, жевательного, нюхательного и кальянного табака. При этом, в период с 2017 года по 2019 год акциз будет ежегодно подниматься на 1%. С 2017 года платить акцизный сбор придется также производителям и импортерам электронных сигарет. За 1 миллилитр никотиносодержащей жидкости его ставка составит 10 рублей, а одна электронная сигарета станет дороже минимум на 40 рублей.

4

Налоговое поручительство и беспроцентные займы

9

Льготы по налогам

Льготы по движимому имуществу, принятому организациями на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, будут устанавливать региональные власти, правда такое право у них появится только с1 января 2018 года. Если в субъекте РФ не захотят принять региональный закон о такой льготе, то налогоплательщики ее не получат. Учитывая, что в региональных бюджетах наблюдается недостаток средств, то бизнесу придется отвыкать от этой льготы по налогу на имущество юрлиц.

Кроме того, законопроектом установлены преференции по НДС, в виде нулевой ставки на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Такая льгота будет действовать до 1 января 2030 года. Кроме того, депутаты продлили нулевую ставку НДС на услуги по перевозке пассажиров в электропоездах также до 1 января 2030 года. Также нулевая ставка НДС сохраняется до 2019 года для авиаперевозок в Крым. Кроме того, от обложения НДС освобождены с 1 января 2017 года все услуги, непосредственно связанные с проведением российского этапа чемпионата мира FIA «Формула-1». От НДФЛ депутаты освободили доходы в виде призовых денег паралимпийцев, а также пособия ветеранам боевых действий.

10

Освобождение от налогов самозанятых граждан

В Налоговый кодекс будут внесены нормы, в соответствии с которыми самозанятые граждане, оказывающие услуги другим лицам по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, уходу за престарелыми людьми будут на два года освобождены от НДФЛ. Для этого им придется встать на учет в территориальном органе ФНС и определиться со своим бизнесом до конца 2018 года. Они могут получить статус ИП, оплачивать НДФЛ в размере 13% либо прекратить деятельность. Право по расширению перечня видов деятельности оставлено за региональными властями.

Для того, чтобы все эти поправки начали действовать, законопроект должен быть утвержден Советом Федерации и подписан Президентом России. Учитывая, что большинство инициатив в документе исходило как раз из высшего эшелона власти, можно с уверенностью утверждать, что все, о чем мы рассказали в этом обзоре, будет утверждено и начнет действовать. Проверить насколько вы готовы к налоговым нововведениям вы сможете с помощью специального , составленного по мотивам данного законопроекта.

Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (действует с 19 августа 2017 года).

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28; 2008, № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; 2013, № 9, ст. 872; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 44, ст. 5645; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6660; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920; № 18, ст. 2486; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54 1 следующего содержания:

"Статья 54 1 . Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.";

2) статью 82 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V 1 , V 2 настоящего Кодекса.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 5 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

В результате изменений, в НК РФ добавлены положения о необоснованной налоговой выгоде, определяющие ситуации, когда налогоплательщик не вправе получить налоговый вычет и или расходы принять к учету для целей налогообложения, даже при налиции "формально корректных" первичных документов.

Проявление необоснованной налоговой выгоды в 2017 году и ранее может выражаться

  • в недобросовестной конкуренции в налоговой сфере;
  • сотрудничестве с однодневками, офшорами;
  • размывании налоговой базы;
  • необоснованном использовании налоговых послаблений, льгот и т. п.
  • Согласно упомянутому постановлению Пленума Высшего арбитражного суда России от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», необоснованная налоговая выгода возникает при уменьшении налоговой обязанности путём всевозможных действий, состав которых не является исчерпывающим.

О получении необоснованной налоговой выгоды в 2017 году можно вести речь, в случаях если:

  1. Документально не обосновано право на ее получение.
  2. Налоговики доказали, что сведения в представленных документах:
    • неполны;
    • не соответствуют действительности;
    • содержат противоречия.

То есть действует общепринятый принцип: налоговая выгода обоснована пока не доказано обратное. По сути, в новых нормах речь идёт о борьбе с агрессивными способами оптимизации налогового бремени, которые приводят к:

  • неисполнению либо не целиком исполнению обязанностей по уплате налогов;
  • получению права на возмещение налога – возврат/зачет.

Что нового

Понятие "необоснованная налоговая выгода" с 2017 года регулируется положениями статьи 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В частности:

  1. Прямо запрещено уменьшение налоговой базы и/или налога к уплате путем искажения информации:
    • о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
    • об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и/или бухгалтерском учете, налоговой отчетности.
  2. При отсутствии фактов, перечисленных выше, по имевшим место сделкам/операциям плательщик может уменьшить налоговую базу и/или сумму налога согласно положениям соответствующей главы НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
    • 1) главной целью сделки/операции не выступает неуплата/неполная уплата и/или зачет/возврат налога;
    • 2) обязательство по сделке исполнено стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и/или лицом, которому оно передано в силу договора или закона.
  3. 3 В силу сказанного выше не могут рассматриваться как отдельные основания и как неправомерные уменьшение плательщиком налоговой базы и/или размера налога к уплате:
    • подписание «первички» неизвестным или неполномочным лицом;
    • нарушение контрагентом налогового законодательства;
    • наличие у плательщика возможности получить тот же экономический результата при совершении иных не запрещен ных законом сделок, операций.
Требования статьи 54.1 НК РФ распространяются на:
  • сборы;
  • взносы во внебюджетные фонды;
  • плательщиков сборов;
  • плательщиков страховых взносов;
  • налоговых агентов.