Новые правила страхования машины. Допустимый износ авто, частей, агрегатов

Страховка гражданской ответственности автовладельцев является обязательной и регулируется федеральным законодательством. Для корректного соблюдения процедур оформления договора, полиса, расчета размера премии и страхового возмещения действуют Правила страхования ОСАГО. Банк России Правила ОСАГО разрабатывает и утверждает, а также вносит в них коррективы. Какие изменения были внесены в действующую редакцию Правил ОСАГО в 2018 году? Каких поправок стоит ожидать в ближайшее время? Ответим на эти вопросы в данной статье.

ОСАГО по новому - что изменилось в 2018 году?

В Правила ОСАГО в 2018 году было внесено всего несколько изменений, в отличие от нововведений 2017 года. Именно в том году страховщиков обязали продавать электронные полисы ОСАГО через свой сайт, тогда же натуральное возмещение было сделано приоритетным и установлена неустойка за просрочку ремонта, был утвержден новый лимит выплат по европротоколу - 100 тыс. руб. и другое. В таблице ниже представлены изменения в Правила ОСАГО 2018 года.

Таблица - Изменения, внесенные в Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств в 2018 году

Дата изменений
Пункт, в который внесены поправки
Старая редакция Правил ОСАГО
Новая редакция Правил ОСАГО
1 января 2018 г.
П 1.4
Нет нормы
Страховой полис должен иметь QR-код, нанесенный типографским способом и содержащий сведения о договоре и страховщике
Форма полиса
Таблица с коэффициентами для расчета премии и ряд примечаний отсутствует
Таблица с коэффициентами для расчета взноса на лицевой стороне, на оборотной - примечания и подтверждение страхователем заключения договора на еще одну страховку на добровольной основе
24 марта 2018 г.
П 1.4
Штрих-код должен наноситься типографским способом, кроме случаев с электронным полисом
Норма удалена
П.1.4
Нормы нет
П.9 и п.3 примечаний в бланке полиса не обязательны к заполнению
П.3.10
Обязанность подавать справку о ДТП из полиции, если в оформлении принимали участие сотрудники ГИБДД
Норма утратила силу
П 5.1
Необходимость при подаче претензии к страховщику предоставить справку о ДТП
Норма о справке удалена из абзаца
Форма полиса. Примечание 1
QR-код не указывается для электронных полисов
QR-код должен содержать номер договора и прочие данные о страховке
Форма извещения о ДТП
Перечень документов содержит справку о ДТП
Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств не требуют предоставления справки о ДТП
1 июня 2018 г.
П.3.6
Случаи оформление ДТП сотрудниками ГИБДД:
  • Наличие разногласий;
  • Размер ущерба больше 100 тыс. руб.
Нормы перемещены в конец абзаца, вместо них вписано, что в бланке извещения указывается отсутствие разногласий между сторонами.
Присутствие ГИБДД обязательно в следующих ситуациях:
  • Наличие разногласий;
  • Отказ подписывать извещение о ДТП;
  • Размер ущерба превышает 100 тыс. руб.;
  • Невозможность зафиксировать результат ДТП с помощью ГЛОНАСС, ЕСИА или фото
П.3.7 абзац 1
Страхователь, получивший возмещение по европротоколу, не имеет права предъявлять дополнительные претензии страховщику
Норма утратила силу

Источник: Положение Банка России № 431-П

Нововведения в Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств позволили страхователям избежать дополнительной бумажной волокиты, поскольку отменили обязательство предоставлять справку о ДТП из правоохранительных органов при подаче заявления на выплату возмещения. При наличии протокола и постановления ГИБДД она не имела особого смысла. Изменения формы полиса, касающиеся указания класса водителя на момент начала действия договора, позволили автовладельцам быть уверенными в том, что их скидка по КБМ никуда не исчезнет на следующий год.

Действующая редакция правил ОСАГО

В течение года в Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств вносится несколько изменений, разработанных Центробанком совместно с другими ведомствами, в том числе и с Российским союзом автостраховщиков. Некоторые изменения касаются только терминологии и незначительной перестановки слов, некоторые вводят новые положения и главы. Правила ОСАГО действующая редакция которых датируется 1.06.2018 г., состоят из 6 глав:

  • В 1-ой описаны все нюансы заключения, изменения и прекращения договора ОСАГО;
  • Во 2-ой представлена процедура уплаты страхового взноса;
  • В 3-ей перечислен алгоритм действий при страховании, в том числе действия при ДТП;
  • В 4-ой указано как определять размер выплаты страхового возмещения;
  • В 5-ой указан регламент разрешения споров, в том числе подачи претензии к страховой компании;
  • В 6-ой перечислены требования к СТО.

В разделе приложений представлены формы заявления о заключении договора страхования, полис ОСАГО, бланк для сведений об ОСАГО, извещение о ДТП и заявление на выплату страховки. В них тоже периодически вносятся изменения. Так, в заявление о заключении договора, которое должен заполнять автовладелец, последние изменения были внесены в апреле 2017 г., в заявление о страховом возмещении - в декабре того же года. Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности можно скачать по ссылке .

Ближайшие изменения и поправки

В Положение об ОСАГО могут внести поправки уже в 2019 году. Проводимая ЦБ и Минфином реформа обязательной «автогражданки» подразумевает либерализацию этого сегмента страхования, введения новых норм оформления полисов и изменения самой процедуры заключения договора. Таким образом, в ближайшее время могут быть внесены следующие поправки:

  • Изменение срока действия полиса - от 1 дня до 3 лет;
  • Введение видеофиксации процедуры оформления страхового договора;
  • Отмена бумажных полисов ОСАГО;
  • Запрет ГИБДД требовать распечатку электронного полиса у автовладельца;
  • Изменения механизма расчета страховой премии и т.д.

Все эти нововведения будут реализовываться постепенно. Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств не изменятся полностью в один день. По мнению ЦБ и Минфина все должно осуществляться поэтапно, и в конечном итоге, ОСАГО должно отойти от государственного регулирования и начать действовать по рыночным правилам.

Заключение

Правила ОСАГО в 2018 году изменились незначительно. В основном все правки касались документов - тех, что необходимо предоставлять при подаче заявления на выплату страхового возмещения, а также самого полиса ОСАГО. Нормы, которые в скором времени могут войти в Положение о правилах, станут следствием проводимой Центробанком и другими ведомствами реформы по либерализации ОСАГО.

Центральным банком совместно со страховщиками и Министерством финансов было проведено закрытое совещание, в ходе которого принято решение о либерализации тарифов обязательного автострахования. Новый ОСАГО в 2018 году для большинства автовладельцев значительно подорожает, хотя зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что отпускание тарифов в «свободное плавание» будет происходить постепенно.

Предлагаем обсудить такие вопросы:

Базовый тариф и коэффициенты расчета стоимости полиса обязательного автострахования регулирует Центральный банк. Страховые компании давно просили пересмотреть тарифы, поскольку нынешние условия являются убыточными для них. По произведенным подсчетам, за последний год убытки составили более 4 млрд. рублей. Страховщики настаивают на повышении тарифов или отпускании цен. В последнем случае они обещают повысить качество предоставляемых услуг.

ЦБ все-таки поддался уговорам страховщиков. Базовый тариф, который сейчас варьируется от 3,4 до 4,1 тысячи, возможно будет увеличен в несколько раз. Планируется изменить коэффициенты возраста и стажа водителей. Согласно разработанному проекту, водителей ожидают такие изменения цен:

  1. Для водителей возрастом 22-24 года, которые имеют стаж вождения 5-6 лет, полис подорожает на 55%.
  2. Для водителей возрастом от 25 до 29 лет с таким же стажем вождения, страховка станет дороже на 31%, а если стаж вождения 7-9 лет, тогда подорожание составит 22%.
  3. Для водителей старшего возраста (от 49 лет) с большим стажем вождения (от 14 лет) будет предусмотрена скидка до 34% (сейчас подобного нет).

Стоимость ОСАГО в 2018 году также будет зависеть от региона и так называемого опасного вождения, то есть количества аварий, в которые попадает водитель.

Чистюхин отметил, что повышение тарифов произойдет не ранее первой половины 2018 года, поскольку изменения в правила и условия страхования законодательством разрешено вносить только раз в году. К тому же чиновник отметил, что повышение цен будет плавным, но эксперты отмечают, что скоро стоимость ОСАГО догонит добровольное страхование.

Новая форма полиса ОСАГО

Согласно принятым изменениям правил ОСАГО, что вступят в действие с 1 января 2018 года, форма полиса обязательного страхования будет иметь QR-код размером 20х20 мм. Он выступит дополнительной защитой от подделок, которые часто используют мошенники. Наличие QR-кода позволит быстро проверить оригинальность полиса. Дополнительная защита будет использоваться и для печатных бланков, и для электронных версий.

Нововведение позволит проверить подлинность полиса через Интернет в любом месте. Это сможет сделать как сотрудник ГИБДД, так и автовладелец. К примеру, сейчас сотрудник ДПС может проверить только наличие страхового полиса. По мнению чиновников, наличие QR-кода упростит оформление ДТП по европротоколу, когда владельцам приходится самостоятельно проверять подлинность полиса ОСАГО.

Напомним, что в 2016 году было принято решение об использовании улучшенной защиты бланков ОСАГО. Использование водяных знаков, сложного цветового фона и металлической нити должно было сократить количество подделок, но на практике оказалось, что мошенники смогли значительно быстрее адаптироваться к новым бланкам и научиться их подделывать.

Чиновники рассчитывают, что введение QR-кода в обязательном порядке позволит обеспечить надежную защиту бланков, но эксперты не разделяют это мнение. Многие из экспертов сообщают, что мошенники могут научиться рисовать свои QR-коды, которые будут вести на поддельный сайт РСА, где можно посмотреть все сведения о полисе.

Какие еще изменения коснутся ОСАГО в 2018 году?

Несмотря на то, что стоимость ОСАГО по региональному коэффициенту в некоторых областях может вырасти до 35 тысяч рублей, имеются и приятные новости для автовладельцев. И вот главные из них:

  1. Центробанк планирует упростить процедуру прямого возмещения убытков.
  2. Рассчитывать на компенсацию ущерба смогут участники всех аварий вне зависимости от количества автомобилей.
  3. Размер компенсации по европротоколу будет увеличен до 100 тысяч рублей.

Центральным Банком принято решение об упрощении процедуры возмещения убытков, полученных в результате ДТП. Рассчитывать на компенсацию водители могут, когда в аварии участвовало два и более автомобилей.

Теперь обратиться в свою страховую компанию смогут все пострадавшие. Страховщики недовольны таким решением, поскольку это может значительно увеличить размер их убытков.

К приятным новостям также можно отнести и то, что размер по европротоколу будет увеличен до 100 тысяч рублей. Сейчас максимальная сумма не превышает 50 тысяч рублей. Оформление по европротоколу происходит без сотрудников ГИБДД при условии отсутствия пострадавших. Все полученные повреждения в обязательном порядке должны быть зафиксированы техническими средствами, предусмотренными документом. Рассчитывать на компенсацию могут оба водителя вне зависимости от того, кто из них виновник ДТП.

Чтобы уменьшить количество случаев мошенничества, электронные полисы будут действовать не со дня покупки, а спустя 72 часа.

Так недобросовестные водители не смогут оформить полис и получить компенсацию по нему после того, как уже случилась авария. Ведь оформление ОСАГО через Интернет занимает всего несколько минут, и этим часто пользуются мошенники.

О том, что касается цены нового полиса ОСАГО, то она останется приблизительно такой же, как в 2017 году, значительных изменений не ожидается.

Больше информации о грядущих изменениях и формате выплат по полису смотрите в видео:

МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными, вступают в силу с 28 апреля. Возмещение по договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП.

При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего.

Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев.

"Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами", - пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако ее необходимо согласовать со страховой компанией. "При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО", - отметил Юргенс.

Основное преимущество новых правил для автовладельца - при ремонте не придется доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. При денежной выплате сумма износа, как и раньше, будет вычитаться из выплаты. По оценкам РСА, износ может составлять до 38% от суммы.

Порядок вступления в силу

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объяснил, как будет действовать норма о приоритете ремонта, если у одного из участников ДТП будет новый полис ОСАГО, а у другого - старый, купленный до 28 апреля.

"Если данное ДТП попадает под прямое возмещение убытков (два участника, нет вреда жизни и здоровью, нет споров по обстоятельствам) и нужно обращаться в свою страховую компанию, то в этом случае принцип работает так - договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он заключен после 28 апреля, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, и в этом случае пострадавший пока что должен обращаться в страховую компанию виновника, то работает принцип, когда обязательность (ремонта) начинается, если у виновника полис ОСАГО оформлен после 28 апреля", - рассказал Уфимцев.

Соответствующее разъяснение Банка России опубликовано на сайте регулятора.

Учитывая постепенное вступление в силу новых правил, на первом этапе, по оценкам Уфимцева, натуральным возмещением смогут воспользоваться около трети автовладельцев. По соглашению со страховщиком выплата по новым правилам возможна и по более ранним полисам, заключенным до 28 апреля, добавил Уфимцев.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник ДТП. В таких случаях потерпевший должен обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО, а не к страховщику виновника. При коллективных столкновениях потерпевшие должны обращаться к страховщику виновника.

Новые поправки, помимо введения натурального возмещения, распространяют систему ПВУ и на коллективные столкновения, но эта норма вступит в силу через полгода после официального опубликования закона (то есть в конце сентября 2017 года).

Когда вам заплатят деньгами

Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплатить разницу. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

"Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение", - отметил Юргенс.

Что делать, если ремонт сделали плохо

Срок ремонта в 30 дней является максимальным, подчеркнул Юргенс. По его оценкам, при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней, при крупных авариях - до 15 дней. Однако закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых деталей, что может удлинить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.

Если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику.

Зачем нужны новые правила

Закон о приоритете натурального возмещения над денежным был разработан для борьбы с мошенничеством и недобросовестными автоюристами в ОСАГО, провоцирующими растущую убыточность "автогражданки". По статистике РСА, в первом квартале 2017 года выплаты по ОСАГО составили 96,7% от сборов (47,8 млрд рублей и 49,5 млрд рублей соответственно),

"Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме", - сказал Юргенс.

Однако при работе над законом в нем появились требования к организации ремонта, которые не дают возможность делать ремонт в 100% случаев и оставляют возможность для хождения в системе ОСАГО наличных денег. "Поэтому риски мошенничества сохраняются", - добавил Юргенс.

По мнению директора департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, неверно говорить, что реформа ОСАГО направлена только на борьбу с автопосредниками. "Закон направлен на улучшение сервиса для пострадавших. Закон (об ОСАГО) действует 14 лет, каждый год у нас около 2 млн ДТП с последующим воздействием ремонтного характера. Поэтому сейчас мы говорим о расширении возможностей", - резюмировал Жук.