О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС. Письма ФНС России – формально не нормативные акты, а практически? Акты фнс

размер шрифта

ПРИКАЗ ФНС РФ от 17-02-2011 ММВ-7-2169 (ред от 18-05-2011) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ... Актуально в 2018 году

Приложение N 2. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

1. В Приказе Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.06.2007, регистрационный номер 9691, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 34):

9. В Приказе Федеральной налоговой службы от 20.05.2010 N ММВ-7-3/241@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.06.2010, регистрационный номер 17571, "Российская газета", 2010, N 141) форму Решения об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (приложение) дополнить в верхнем правом углу первого листа словами "Форма по КНД 1165030".

10. В Приказе Федеральной налоговой службы от 14.05.2007 N ММ-3-03/299@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.06.2007, регистрационный номер 9638, "Российская газета", 2007, N 139):

1) форму Решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению (приложение N 1), дополнить в верхнем правом углу первого листа словами "Форма по КНД 1165006";

2) форму Решения об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению (приложение N 2), дополнить в верхнем правом углу первого листа словами "Форма по КНД 1165007";

3) форму Мотивированного заключения (приложение N 3) дополнить в верхнем правом углу первого листа словами "Форма по КНД 1165008".

Налоговые инспекторы вправе истребовать у вас:

  • документы, связанные с вашей деятельностью (п. 1 ст. 93 НК РФ);
  • документы и информацию о деятельности вашего контрагента, в отношении которого проводится проверка (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • информацию и документы о конкретной сделке, в которой вы участвовали или о которой располагаете сведениями (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
  • пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В общем случае штраф за непредставление истребованных инспекцией документов составляет 200 рублей за каждый не представленный в срок документ (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).

Однако если речь идет о документах о деятельности контрагента или касающихся конкретной сделки штраф составляет 10 тысяч рублей независимо от количества непредставленных документов (п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ).

Когда могут истребовать документы

В большинстве случаев направление соответствующего требования правомерно только в случае проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля, которые и сами связаны с проверкой (п. 1 ст. 93, п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ). Вне рамок какой-либо проверки инспекторы вправе истребовать только документы или информацию о конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ)

Формат выездной проверки позволяет налоговикам знакомиться с оригиналами документов налогоплательщика, которые им необходимы для контроля за исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). И, как правило, в первую очередь инспекторы используют именно это право. А если полученной информации недостаточно, уже направляют требование о представлении всех или некоторых документов в виде заверенных копий. При этом никаких дополнительных оснований кроме факта проведения выездной проверки инспекторам не требуется, а перечень испрашиваемых документов ограничен только периодом и предметом проводимой проверки.

При камеральной проверке налоговики, помимо документов, вправе истребовать у налогоплательщика пояснения, но для любого истребования, в том числе документов, нужны дополнительные основания (п. п. 3, 7 ст. 88 НК РФ, письмо Минфина от 13.10.2015 № 03-02-07/1/58461). Формы требований о представлении пояснений и документов утверждены приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ – Приложения № 1 и 15 (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основание Что вправе потребовать ИФНС
В декларации обнаружены ошибки Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Сведения в декларации противоречат сведениям из документов, представленных налогоплательщиком
Сведения в декларации не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации (п. 4 ст. 88 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11)
В декларации отражен убыток Пояснения, обосновывающие размер убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Сумма налога в «уточненке» меньше, чем в первоначальной декларации Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога (п. 3 ст. 88 НК РФ)
«Уточненка», уменьшающая сумму налога к уплате или увеличивающая убыток, представлена, по истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации. Например, «уточненка» по НДС за I квартал 2014 г. с суммой налога к уменьшению, представлена 22.04.2016 или позже Первичные документы, регистры налогового учета и иные документы, на основании которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток (п. 8.3 ст. 88 НК РФ)
К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы Документы, которые прилагаются к декларации (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, указанные в статье 165 НК РФ
В декларации заявлены налоговые льготы Пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы.
Документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)
Представлена декларация по НДС с суммой налога к возмещению Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС от 16.09.2015 № СД-4-15/16337)
В декларации по НДС сведения об операциях:
– или противоречат другим сведениям в этой декларации;
– или не соответствуют сведениям об этих операциях в декларации по НДС, поданной в ИФНС другими лицами;
– или противоречат сведениям из журнала учета счетов-фактур.
При этом такие противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении НДС к уплате или завышении налога к возмещению
Пояснения и любые документы (в т. ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, письма ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395, от 16.09.2015 № СД-4-15/16337)
Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ)

Требование о представлении документов или информации о контрагенте или конкретной сделке, инспекция, проводящая у него проверку, вправе запросить у вас только через инспекцию, в которой вы состоите на учете. То есть она должна направить в вашу ИФНС поручение на истребование, а уже ваша инспекция выставит вам само требование, приложив копию поручения (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

Срок и способ исполнения требования

Сроки, в которые нужно исполнить требование ИФНС о представлении документов, информации или пояснений, смотрите в таблице 2.

Таблица 2

Что требуют Срок представления
Документы (информацию) о контрагенте, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ)
Документы (информацию) о конкретной сделке
Документы при проведении в отношении вас камеральной или выездной проверки 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ)
Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию и документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации, при проведении камеральной проверки 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Если вам недостаточно времени, отведенного на исполнение требования, вы можете попросить отсрочку. Для этого не позднее следующего дня со дня получения требования направьте в ИФНС уведомление, в котором укажите (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

  • причины, по которым не можете представить запрошенные данные в срок;
  • срок, в который вы обязуетесь представить документы.

Решение по поводу отсрочки ИФНС должна вынести в течение двух рабочих дней со дня получения уведомления (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Принимают такое решение инспекторы полностью на свое усмотрение. Поэтому начать готовить запрошенные документы стоит сразу после получения требования.

Направить собранные документы в ИФНС можно тремя способами:

  • лично или через представителя;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через «Личный кабинет налогоплательщика».

Электронные и бумажные документы

Документы могут иметь одну из двух форм – бумажную или электронную.

Документы, составленные на бумаге, представляют в ИФНС в виде заверенных копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Это могут быть:

  • бумажные копии;
  • электронные образы.

Бумажные копии – это ксерокопии с надписью «Копия верна», заверенные подписью руководителя организации с указанием его должности и даты заверения. Печать в данном случае необязательна, даже если организация не отказалась от ее использования (письмо ФНС от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@). При этом листы документов нужно пронумеровать и прошить по правилам, которые должна утвердить ФНС (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ). Пока же в этих целях можно руководствоваться прежними разъяснениями Минфина и ФНС.

В частности, если в вашей подборке есть многостраничные документы, у вас два варианта:

  • отдельно заверить каждую страницу документа;
  • прошить и пронумеровать документ и заверить всю подшивку, но ее объем не должен превышать 150 листов (письма Минфина от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 21)).

Электронные образы – это скан-копии. Скан-копии, которые отвечают формату, установленному ФНС, можно направлять в ИФНС по ТКС (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона № 130-ФЗ). Такие форматы ФНС еще должна утвердить, но уже сейчас допустимо представлять в ИФНС в виде скан-копий некоторые документы (письмо ФНС от 25.01.2016 № ЕД-4-15/887@, от 09.12.2015 № ЕД-4-2/21577). Всего их 11:

Код Вид документа
0924K Счет-фактура
1665 Товарно-транспортная накладная
2181 Акт приемки-передачи работ (услуг)
2215 Грузовая таможенная декларация/транзитная декларация
2216 Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации
2330 Спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости)
2234 Товарная накладная (Торг-12)
2745 Дополнение к договору
2766 Договор (соглашение, контракт)
2772 Корректировочный счет-фактура
2799 Отчет НИОКР

Имя файла со скан-копией должно содержать присвоенный документу код, сам файл – иметь расширение tif, pdf, jpg или pgn. При этом передать в инспекцию нужно структурированную информацию, содержащую не только сам файл сканированного документа, но и:

  • имя файла;
  • дату и номер сканированного документа;
  • сумму денежной оценки операции и сумму налога;
  • реквизиты документа-основания;
  • роль участников сделки и их идентификаторы (таблицы 4.9, 4.10, 4.13, 4.17, 4.18 Формата).

Обратите внимание

Инспекция не вправе истребовать документы, копии которых вы ранее представляли в ИФНС для камеральной или выездной проверки, если, конечно, ИФНС не утратила их в результате форс-мажора (наводнения, пожара и т. п.)) (п. 5 ст. 93 НК РФ, письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304 (п. 2)).

Электронные документы тоже иногда могут нуждаться в копии. Дело в том, что направить в ИФНС по ТКС можно только те электронные документы, которые составлены по установленным форматам. А установлены они далеко не для всех документов. Среди избранных (письмо ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@):

  • счет-фактура, в том числе корректировочный, УПД, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж, в том числе дополнительные листы к ним;
  • товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг);
  • документ о передаче товаров при торговых операциях и документ о передаче результатов работ.

Если электронные документы, которые вам нужно направить в инспекцию, составлены не по утвержденному ФНС формату, тогда их нужно распечатать и отправить в ИФНС в бумажном виде. Такие «копии» заверяются в том же порядке, что и копии бумажных документов с добавлением отметки о подписании документа квалифицированной электронной подписью (письмо ФНС от 09.09.2015 № СА-4-7/15871).

В любом случае представляемые в ИФНС документы нужно сопроводить описью:

  • в двух экземплярах в свободной форме, если представляете документы лично;
  • в двух экземплярах по форме 107, если представляете документы по почте;
  • по формату, утвержденному приказом ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@, если направляете документы по ТКС.

Налоговый эксперт Оксана Доброва

Практическая бухгалтерия

Их задача сводится к разъяснению методики ввода закона.

Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами . В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.

4) Федеральные, региональные, местные налоги: понятие, состав порядок установления

Федеральные налоги:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц;

4. налог на прибыль организаций (в налоге на прибыль организаций есть региональная составляющая);

5. налог на добычу полезных ископаемых;

6. водный налог;

7. сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

Региональные налоги.

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

Местные налоги.

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

Помимо перечисленных налогов в налоговой системе РФ выделены специальные налоговые режимы:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных производителей;

2. упрощенная система налогообложения;

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе имущества.

Общие условия установления налогов и сборов

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены его элементы.

К элементам относятся следующие:

· налогоплательщик;

· налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Объектом налогообложения могут являться:

o операции по реализации товаров;

o имущество;

o прибыль;

o стоимость реализованного товара;

o либо иной объект, имеющий количественную, физическую или стоимостную характеристику.

· налоговая ставка представляет собой величину налоговых начисления на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки могут быть твердыми или процентными (делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные).

· налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Помимо налогового периода существуют отчетные периоды – это периоды, по истечению которых налогоплательщик должен исчислить и уплатить в бюджет авансовые платежи (квартальные, ежемесячные).

· порядок уплаты налога – это способ внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.
Различают следующие способы уплаты налога:

o по источникам выплаты дохода;

o по декларации.

· сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору;

Элементы налога

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

ü объект налогообложения;

ü налоговая база;

ü налоговый период;

ü налоговая ставка;

ü порядок исчисления налога;

ü порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (могут быть твердыми или процентными; процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными). Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Порядок уплаты налога - это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Основными методами взимания налога являются:

Кадастровый - предполагает использование кадастра, т.е. реестра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога;

У источника выплаты дохода - исчисляется и удерживается тем юридическим лицом, которое выплачивает доход субъекту налога;

По декларации - изъятие налога после получения дохода предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.12.2008 № ММ-3-4/675@ «Об образовании Общественного совета при центральном аппарате Федеральной налоговой службы»

Приказ ФНС России от 19.12.2008 № ММ-3-4/675@ Об образовании Общественного совета при центральном аппарате Федеральной налоговой службы

Приказ ФНС России от 05.05.2008 № ММ-3-1/197@ О реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации 2006-2010 годах

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков»

Постановление Правительства от 16.01.2007 № 15 О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией

Федеральный закон от 30.10.2007 № 239-ФЗ О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»

Федеральный закон от 23.03.2007 № 38-ФЗ О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральный закон от 30.12.2006 № 276-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ”О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”

Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Федеральный закон от 05.12.2006 № 208-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 522 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Постановление Правительства РФ от 22.07.2006 № 455 «Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев»

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2006 № 479 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября 2005 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе

Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями и дополнениями)

Налоговый кодекс Российской Федерации - Часть первая. Раздел III. Глава 5. Статья 31 "Права налоговых органов"

Налоговый кодекс Российской Федерации - Часть первая. Раздел III. Глава 5. Статья 30 "Налоговые органы в Российской Федерации"

Налоговый кодекс Российской Федерации - Часть первая. Раздел 1. Глава 1. Статья 9 "Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах"

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерский) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2003 N 243, от 16.09.2003 N 577, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 578)

В эпоху широкого развития информационных технологий, потребность в них среди юридических лиц только возрастает. Если обратиться к событиям двадцатилетней давности, то там нам едва ли удастся встретить такое понятие, как «подача документов в электронной форме» или «отправка электронного письма с вложением», вы не услышали бы просьбы «выслать принтскрин» и многого тому подобного. Сейчас же это является частью нашей реальности и волей-неволей профильным ведомствам приходится к этому адаптироваться. Правда, как-то у них это все в очередной раз запоздало происходит…

Мы поговорим с вами о сканах документов, столь востребованных в документообороте между компаниями и государственными инстанциями. Если фирма в диалоге со своими партнерами имеет право самостоятельно выдвигать требования к высылаемым и принимаемым документам, то во взаимодействии с чиновниками приходится все же придерживаться правил, которые диктуют они сами. Далее в нашей статье: почему ФНС долгое время отказывалась принимать электронные документы и вынуждала людей «стоять в очередях» с бумагами? Почему разные ведомства предъявляют разные требования к оформлению сканов? О чем нельзя забывать при отправке материала в Налоговую? Какие разговоры сейчас ходят в кабинетах ФНС?

Как-то затянулось дело…

По удивительному стечению обстоятельств, у хозяйствующих субъектов не так давно появилась возможность направлять в ФНС документы в электронном виде. Было много жалоб на то, почему со своими клиентами фирмы уже долгое время ведут переписку в электронном формате, а Налоговая до сих пор работает «по старинке». На тот момент у ФНС был веский козырь в рукаве, и они говорили, что в НК РФ нет соответствующих предписаний, в виду этого они не имеют права принимать документы в электронном виде. Так-то оно так, но, спрашивается, почему те должностные лица (депутаты), которые ответственны за то, в каком состоянии находится Налоговый Кодекс, так поздно спохватились? Интересующиеся журналисты задавали соответствующие вопросы парламентариям и им все время говорили, мол, «мы готовим законопроект» или «данный вопрос находится на стадии рассмотрения» и далее снова ссылались на то, что на тот момент времени были дела куда более важные. Если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, то у государства и в правду есть куда более серьезные проблемы, которые нужно решать. А Государственная Дума всего одна на всю страну… Потом, когда дело стронулось с мертвой точки, ответственные лица все никак не могли определиться, в каком формате документы можно и нельзя направлять не только в ФНС, но и в другие ведомства. Самое смешное здесь то, что так до сих пор и не придумали неких «единых» требований. Дали свои рекомендации и на этот дело закрыто. Благо, ФНС, так или иначе заинтересованная в электронном документообороте идею быстро освоила, и теперь у нас на руках есть утвержденные требования к отсканированным документам.

Как должен выглядеть документ?

Итак, ФНС в одном из своих сообщений, а если быть точнее в письме 9 февраля 2016 года № ЕД-4-2/1984@ распространило информацию о том, какие сканы они готовы принимать к рассмотрению. Подробнее об этом по пунктам:

    Оцифрованный документ в обязательном порядке должен включать в себя формирование копий формата TIFF и PDF;

    Документы с черными или черно-белыми изображениями должны сканироваться в режиме 8-bit Grayscale (256 градаций серого);

    Разрешение у документа должно быть 150 DPI или 300 DPI на усмотрение пользователя;

    Цветные изображения сканируются в режиме RGB в том же разрешении, что и в пункте 3;

    Настройки яркости и контраста должны быть выверены таким образом, чтобы чтение текста было максимально удобным (конкретных цифр нет);

    Любой присланный в ФНС отсканированный документ должен открывать на стандартных платформах ОС (Windows, начиная с 2000 и далее по возрастанию);

    При открытии документа не должно «всплывать» никаких предупреждений о возможных ошибках;

    Нельзя ставить пароли на открытие документа, а также устанавливать запрет печати – такой документ точно не примут;

    Если документ содержит в себе более одной страницы, то он должен быть отсканирован в многостраничном режиме;

    В том случае, если скан будет состоять только из одного листа, то здесь допускается использование разрешения JPEG .

Как мы видим, необоснованно сложных или «экзотических» требований ФНС не выдвигает – можно работать в привычном режиме. В виду этого рекомендуем нашим читателям при первой отправке документов в Налоговый орган проверить текущие настройки вашего сканера и установить их согласно требованиям. Это не должно быть сложно.

С Арбитражными судами дело обстоит иначе

У российских судов есть свой взгляд на то, какими должны быть присылаемые к ним сканы документов. В частности:

    Принимаются документы только в формате PDF ;

    Разрешение отсканированного документа должно быть 200 DPI ;

    Все документы принимаются исключительно в черно-белом варианте. Это значит, что строки, заполненные синей или фиолетовой шариковой ручкой в готовом варианте скана должны быть черными;

    Объем файла не должен превышать «вес» в 10 МБ;

    Все надписи, печати, подписи должны быть хорошо различимы;

    Отправляемый письмом файл должен, как и тема письма, отражать суть высылаемого документа примерно в таком формате: «Дополнительное соглашение №… от… к договору №…»;

Смеем предположить, что потребность в отличии требований к отсканированным документам вызвана разницей в содержании и оформлении самих бумаг. К примеру, формат иска в суд все же разнится с налоговой декларацией. В виду этого, требования Арбитражных судов можно признать вполне справедливыми и обоснованными.

Требования на этом не заканчиваются

Выше мы описали общие условия, которые действительны для всех документов. Однако, мы хотим здесь сделать некоторое уточнение: при предварительном согласовании с ведомством, куда направляется отсканированный документ, чиновники могут запросить дополнительные характеристики документа. В частности, сотрудники ФНС не так давно высказались, что на основании статьи 93 НК РФ документы можно и нужно заверять усиленной электронной подписью ответственного лица компании (лучше, директора). Применение данной меры в разы увеличит шансы на то, что скан будет принят к рассмотрению. Более того, это дополнение может потребоваться, если компания обращается «за помощью» на портал государственных услуг, ставший столь популярным в последние годы. Усиленная электронная подпись не должна оставить сомнения в том, что документ не является фальсификатом.

XML -документы – отдельная история

Бывает и такое, что требуемые данные неудобно или вовсе невозможно отсканировать. Наиболее явно это прослеживается с документами формата XML . Это, грубо говоря, сохраненная страница браузера. Сохранение таких документов может потребоваться, если в вашем программном обеспечении не предусмотрена или «не работает» функция выгрузки данных в иной формат. Часто это касается платежных поручений, проведенных через некоторые банки. И все же ФНС полагает, что далеко не каждый файл такого разрешения может быть ими принят. Ниже разрешенный список, согласно письму ФНС от 9 февраля 2016 года № ЕД-4-2/1984@:

    Счета-фактуры, в том числе и корректировочные;

    Журналы учета;

    Товарная накладная ТОРГ-12;

    Книги покупок и продаж, а также прилагающиеся листы к ним;

    Акты приема и сдачи работ;

Кажется, все. Это не так много и все же вполне достаточно. Остальные документы всегда можно отсканировать в привычном режиме.

Важная заметка: В случае, если ФНС посчитает отправленные вами документы недостаточными или сообщит, что по какой-то причине недополучила часть файлов одного пакета, следует прикреплять в файлу также опись, как в традиционном виде это происходит с почтовым отправлением ценных бумаг. Порядок составления описи и требования к ее оформлению вы можете прочитать из Приказа ФНС от 29 июня 2012 года № ММВ-7-6/465@ «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Данному приказу уже скоро исполнится 5 лет, однако, его актуальность пока не утратилась.

Собака лает – ветер носит

Положение дел в области электронного документа совершенно нельзя назвать удовлетворительным, однако, и удручающим – тоже нельзя. Еще несколько лет назад чиновники ни раз предлагали отойти окончательно от бумажных носителей и полностью перейти на электронный документооборот. Во-первых, по их мнению, это должно благотворно сказаться на экологии всей страны (сами посудите, сколько срубают деревьев для того, чтобы обеспечить нас бумагой, которую потом мы безжалостно килограммами уничтожаем). Во-вторых, электронные документы гораздо сложнее подделать, особенно, если к ним прилагается электронная подпись. В-третьих, деятельность многих компаний, как показала практика электронной отчетности, должна стать более прозрачной по отношению к тем временам, когда все документы были исключительно на бумажных носителях. В-четвертых, вероятность того, что какой-то документ «затеряется», сокращается в разы. А именно, при его отправке по электронной почте он автоматически будет иметь два дубликата (в папке «отправленные» самого пользователя и папке «входящие» получателя), или в программном обеспечении пользователя, или в личном кабинете портала государственных услуг. Если подумать и развить эту тему, то положительных сторон вопроса можно будет найти, как минимум, еще столько же. Спрашивается, так что же мы медлим? Нет, никто не спорит – на сегодняшний день проделана огромная работа по внедрению инновационных технологий в нашу общественную жизнь в формате огромной страны, но подумайте, сколько ведь еще нужно сделать. А наши чиновники пока только говорят и говорят, что надо…

Итог

В заключение хочется еще раз пожелать нашим клиентам по услуге « » и тем официальным инстанциям, к которым по долгу службы им приходится обращаться, пока оставить все в таком виде, как есть сейчас. Дело в том, что переход на все эти «цифровые изыскания» проходил у нас и так с большими трудностями как со стороны ведомств, так и со стороны штатных пользователей. Давайте пока привыкнем к тому, что есть сегодня, а завтра уже можем начать готовиться к переходу на качественно новый уровень документооборота. В любом случае, мы ничего не потеряем, т.к. текущая система в целом налажена.