О потребительской корзине в целом. Закон о потребительской корзине
Закон города Москвы № 23 от 15.05.2002 года «О прожиточном минимуме в городе Москве» устанавливает определение понятию «потребительская корзина» – это минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы человеку для сохранения здоровья и обеспечения его жизнедеятельности. Таким образом, можно пояснить, что потребительская корзина, как правило, используется для расчета прожиточного минимума, а также для сравнения интегральных цен на продовольствие в разных регионах отдельной страны.
Потребительская корзина в Российской Федерации составляет 156 наименований товаров и услуг, этот список был составлен в 1992 году по договоренности между МВФ и Госкомстатом Российской Федерации. Если сравнивать с другими странами, потребительская корзина продуктам, товаров и услуг представляет собой значительно меньшей список, чем, например, в США, где она состоит из 300 наименований или Германии, где в список входит 475 видов продуктов, товаров и услуг.
С первого января 2016 года в силу вступает Федеральный закон № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 года “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, принятый в ноябре 2012 года Государственной думой Российской Федерации и одобрен Советом Федерации России. Федеральный закон о потребительской корзине РФ 2016 года состоит из 4х статей и предусматривает установление потребительской корзины в целом на всей территории российской Федерации. Рассмотрим этот закон более подробно.
Статья 1 федерального законодательного акта регламентирует порядок установления потребительской корзины для основных социально-демократических групп населения в Российской Федерации. В соответствии с нормами статьи, потребительская корзина должна быть установлена не реже одного раза в пять лет.
Статья 2 пунктами 1 и 2 устанавливает список продуктов питания, которые должны быть включены в потребительскую корзину для основных групп населения на территории России, в том числе фиксируется состав и объем продуктов в натуральных показателях, а также соотношении стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания в процентах.
Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и Федеральный закон № 332-ФЗ от 8 декабря 2010 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах», в соответствии со статьей 3 Федерального закона о потребительской корзине РФ 2016 года признаются утратившими силу.
Статья 4 обсуждаемого Федерального закона фиксирует сроки вступления документа в законную силу – 01 января 2016 года. Данный закон был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2012 года.
Проект N 227090-4
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О потребительской корзине в целом
по Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации.
Статья 1
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):
1. Продукты питания
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
||
трудоспособное население | пенсионеры | |||
Хлебные продукты | ||||
муку, мука, крупы, бобовые) | ||||
Картофель | ||||
Овощи и бахчевые | ||||
Фрукты свежие | ||||
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | ||||
Мясопродукты | ||||
Рыбопродукты | ||||
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | ||||
Масло растительное, маргарин и другие жиры | ||||
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
2. Непродовольственные товары
Наименование | Единица измерения/ | |||
трудоспособное население | пенсионеры | |||
Верхняя пальтовая группа | штук/лет | |||
Верхняя костюмно- | штук/лет | |||
штук/лет | ||||
Чулочно-носочные изделия | пар/лет | |||
Головные уборы и галантерейные изделия | штук/лет | |||
пар/лет | ||||
Школьно-письменные товары | штук/лет | |||
Постельное белье | штук/лет | |||
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения | штук/лет | |||
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства | процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц |
3. Услуги
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека) |
||
трудоспособное население | пенсионеры | |||
кв. м общей площади | ||||
Центральное отопление | гкал в год | |||
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение | л в сутки | |||
Газоснабжение | куб. м в месяц | |||
Электроэнергия | кВтч | |||
Транспортные услуги | поездок | |||
Услуги культуры | процентов от общей величины | |||
Другие виды услуг | процентов от общей |
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Проект федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" подготовлен на основании Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" , согласно которому прожиточный минимум* определяется на основе стоимостной оценки потребительской корзины, пересматриваемой не реже одного раза в пять лет, а также в связи с истечением срока действия .
________________
* Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне.
Методические рекомендации , на основе которых в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определяется потребительская корзина, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 511 .
В предлагаемом законопроекте актуализируются объемы потребления, предусмотренные в потребительской корзине.
Учитывая необходимость повышения качества питания предлагается повысить пищевую и биологическую ценность потребительской корзины за счет:
увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов и ягод;
снижения норм потребления по хлебным продуктам (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые) и картофелю.
Норму потребления в среднем на одного человека в год предлагается увеличить в следующих размерах:
мяса и мясопродуктов - на 22%, в том числе для пенсионеров - на 39%;
рыбы и рыбопродуктов - на 15%, в том числе для детей - на 25%;
фруктов свежих - на 31%, в том числе для пенсионеров - на 62%, для детей - на 27%;
молока и молокопродуктов - на 10%.
Предлагаемые минимальные наборы продуктов являются усредненной моделью питания, сбалансированного по основным пищевым веществам и энергии. Энергетическая ценность минимального набора продуктов питания в среднем на 1 человека составляет 2268 ккал в сутки (в том числе для трудоспособного возраста - 2418 ккал в сутки, для пенсионеров - 2000 ккал в сутки, для детей - 2062 ккал в сутки), что соответствует разработанным специалистами в области питания нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для работников очень легкой и легкой физической активности, детей и пенсионеров (приложение 1).
________________
* Приложение 1 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".
Учитывая, что перечень потребляемых населением непродовольственных товаров (одежды и обуви, постельного белья, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметов первой необходимости и санитарии), а также сроки их износа за прошедший период практически не изменились, их минимальный набор в натуральных единицах измерения, включаемый в потребительскую корзину, сохраняется в прежних объемах потребления.
Предусмотренные в потребительской корзине нормы потребления жилищно-коммунальных, бытовых и транспортных услуг в предлагаемом варианте потребительской корзины не изменяются, поскольку позволяют обеспечить минимальные потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении. Рост тарифов на услуги учитывается при расчете величины прожиточного минимума на основе актуализированной потребительской корзины.
В минимальный набор услуг включены отдельной строкой услуги культуры во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 апреля 2005 г. N Пр-512 об обеспечении доступа малообеспеченных граждан к культурным ценностям.
Предложенная законопроектом актуализированная потребительская корзина в стоимостном выражении (в потребительских ценах I квартала 2005 года) больше, чем ранее действовавшая, в расчете на душу населения на 84 рубля или на 3,3%, в том числе для трудоспособного населения - на 72 рубля или на 2,7%, пенсионеров - на 100 рублей или на 4,8%, детей - на 117 рублей или на 4,4 процента (приложение 2)*.
________________
* Приложение 2 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".
Вступление в силу проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" предусматривается со дня официального опубликования.
Действие проекта федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. в связи с истечением срока действия (31 декабря 2004 г.) Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" .
В Российской Федерации действует федеральный закон, который регламентирует стоимость и список продукции в потребительской корзине. К данному законодательному акту предъявляется несколько требований, в том числе необходимость обновления максимум раз в 5 лет. Последние изменения были внесены в 2017 году.
Изменения по сравнению с предыдущей версией внесены несущественные.
Основные положения 227 ФЗ
Основные положения разбиты по пунктам, которых в ФЗ всего 4.
Статья 1
Она является регламентом по срокам. Пересматриваться список должен не реже 5-летнего периода. Это максимальный предел действия редакции и установленного состава продуктов и услуг.
Статья 2
Второй пункт регламентирует перечень и описание услуг и продуктов, которые внесены в список. Эти данные входят в расчетный ассортимент, на основе которого формируется стоимость.
Есть несколько важных моментов:
- набор продуктов формируют исходя из потребностей ключевого слоя населения, то есть разные варианты, для разных категорий;
- данные ориентируются в целом на страну, регионального разделения нет;
- все расчеты производятся по натуральным показателям;
- категории населения разделены на три типа - несовершеннолетние, лица пенсионного возраста и трудоспособное население;
- распределение продуктов по каждой категории оформляется таблицей, где в графах указываются наименование товара, единица измерения и средняя величина объема, который предположительно потребуется на годовой период.
В перечне продукции в обязательном порядке есть несколько типов товаров. Среди них:
- крупы, макароны, мука, изделия хлебобулочного типа;
- картофель;
- овощи различного типа;
- набор фруктов;
- кондитерские товары и сахарный песок;
- любой тип мяса;
- различные виды рыбы;
- молочная продукция, в том числе молоко;
- яйца;
- различные виды масла;
- другая продукция.
Дополнительно определяется список товаров, не относящихся к пищевой продукции. Стоимость указана в ставке 50%.
Статья 3
Третья статья ФЗ имеет список законодательных актов, которые утратили силу, но ранее регламентировали основные аспекты наполнения требуемого объема. К ним относятся N 332-ФЗ от 8.12.2010, устанавливающий нормы на 2011-2012 года, и N 44-ФЗ от 31.03.2006.
Статья 4
В заключительной статье установлены рамки периода, во время которого акт и его существующий вариант будут действительны.
Существующий период ограничен до 31.12.2020.
Изменения по редакции 2017 года
Последний вид имеет мало изменений, в частности был изменен срок действия, перенесенный на 2020 год.
На момент подписания изменений стоимость набора услуг корзины в округленной сумме - 3840 рублей.
Все изменения были регламентированы актом N -ФЗ.
Важно! Стоимость варьируется каждый квартал в зависимости от экономических показателей или иных факторов.
Заключение
Набор для различных категорий потребителей формируется на основе законодательных актов, которые учитывают минимальный набор товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности. У каждой группы людей свои показатели.
Все данные регламентируются законодательством и имеют определенный срок действия до следующего пересмотра объема необходимых товаров.