О потребительской корзине в целом. Закон о потребительской корзине

Закон города Москвы № 23 от 15.05.2002 года «О прожиточном минимуме в городе Москве» устанавливает определение понятию «потребительская корзина» – это минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы человеку для сохранения здоровья и обеспечения его жизнедеятельности. Таким образом, можно пояснить, что потребительская корзина, как правило, используется для расчета прожиточного минимума, а также для сравнения интегральных цен на продовольствие в разных регионах отдельной страны.


Потребительская корзина в Российской Федерации составляет 156 наименований товаров и услуг, этот список был составлен в 1992 году по договоренности между МВФ и Госкомстатом Российской Федерации. Если сравнивать с другими странами, потребительская корзина продуктам, товаров и услуг представляет собой значительно меньшей список, чем, например, в США, где она состоит из 300 наименований или Германии, где в список входит 475 видов продуктов, товаров и услуг.

С первого января 2016 года в силу вступает Федеральный закон № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 года “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, принятый в ноябре 2012 года Государственной думой Российской Федерации и одобрен Советом Федерации России. Федеральный закон о потребительской корзине РФ 2016 года состоит из 4х статей и предусматривает установление потребительской корзины в целом на всей территории российской Федерации. Рассмотрим этот закон более подробно.

Статья 1 федерального законодательного акта регламентирует порядок установления потребительской корзины для основных социально-демократических групп населения в Российской Федерации. В соответствии с нормами статьи, потребительская корзина должна быть установлена не реже одного раза в пять лет.

Статья 2 пунктами 1 и 2 устанавливает список продуктов питания, которые должны быть включены в потребительскую корзину для основных групп населения на территории России, в том числе фиксируется состав и объем продуктов в натуральных показателях, а также соотношении стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания в процентах.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и Федеральный закон № 332-ФЗ от 8 декабря 2010 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах», в соответствии со статьей 3 Федерального закона о потребительской корзине РФ 2016 года признаются утратившими силу.

Статья 4 обсуждаемого Федерального закона фиксирует сроки вступления документа в законную силу – 01 января 2016 года. Данный закон был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2012 года.

Проект N 227090-4

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О потребительской корзине в целом
по Российской Федерации


Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации.

Статья 1

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

1. Продукты питания

Наименование
продуктов

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

Хлебные продукты
(хлеб и макаронные изделия в пересчете на

муку, мука, крупы, бобовые)

Картофель

Овощи и бахчевые

Фрукты свежие

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

Мясопродукты

Рыбопродукты

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

Масло растительное, маргарин и другие жиры

Прочие продукты (соль, чай, специи)

2. Непродовольственные товары

Наименование
товаров

Единица измерения/
срок износа

трудоспособное население

пенсионеры

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

Верхняя костюмно-
платьевая группа

штук/лет

штук/лет

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

пар/лет

Школьно-письменные товары

штук/лет

Постельное белье

штук/лет

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

3. Услуги

Наименование
услуг

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население

пенсионеры

кв. м общей площади

Центральное отопление

гкал в год

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

Газоснабжение

куб. м в месяц

Электроэнергия

кВтч
в месяц

Транспортные услуги

поездок
в год

Услуги культуры

процентов от общей величины
расходов на услуги в месяц

Другие виды услуг

процентов от общей
величины
расходов на услуги
в месяц

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"

Проект федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" подготовлен на основании Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" , согласно которому прожиточный минимум* определяется на основе стоимостной оценки потребительской корзины, пересматриваемой не реже одного раза в пять лет, а также в связи с истечением срока действия .
________________
* Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне.

Методические рекомендации , на основе которых в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определяется потребительская корзина, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 511 .

В предлагаемом законопроекте актуализируются объемы потребления, предусмотренные в потребительской корзине.

Учитывая необходимость повышения качества питания предлагается повысить пищевую и биологическую ценность потребительской корзины за счет:

увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов и ягод;

снижения норм потребления по хлебным продуктам (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые) и картофелю.

Норму потребления в среднем на одного человека в год предлагается увеличить в следующих размерах:

мяса и мясопродуктов - на 22%, в том числе для пенсионеров - на 39%;

рыбы и рыбопродуктов - на 15%, в том числе для детей - на 25%;

фруктов свежих - на 31%, в том числе для пенсионеров - на 62%, для детей - на 27%;

молока и молокопродуктов - на 10%.

Предлагаемые минимальные наборы продуктов являются усредненной моделью питания, сбалансированного по основным пищевым веществам и энергии. Энергетическая ценность минимального набора продуктов питания в среднем на 1 человека составляет 2268 ккал в сутки (в том числе для трудоспособного возраста - 2418 ккал в сутки, для пенсионеров - 2000 ккал в сутки, для детей - 2062 ккал в сутки), что соответствует разработанным специалистами в области питания нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для работников очень легкой и легкой физической активности, детей и пенсионеров (приложение 1).
________________
* Приложение 1 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Учитывая, что перечень потребляемых населением непродовольственных товаров (одежды и обуви, постельного белья, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметов первой необходимости и санитарии), а также сроки их износа за прошедший период практически не изменились, их минимальный набор в натуральных единицах измерения, включаемый в потребительскую корзину, сохраняется в прежних объемах потребления.

Предусмотренные в потребительской корзине нормы потребления жилищно-коммунальных, бытовых и транспортных услуг в предлагаемом варианте потребительской корзины не изменяются, поскольку позволяют обеспечить минимальные потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении. Рост тарифов на услуги учитывается при расчете величины прожиточного минимума на основе актуализированной потребительской корзины.

В минимальный набор услуг включены отдельной строкой услуги культуры во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 апреля 2005 г. N Пр-512 об обеспечении доступа малообеспеченных граждан к культурным ценностям.

Предложенная законопроектом актуализированная потребительская корзина в стоимостном выражении (в потребительских ценах I квартала 2005 года) больше, чем ранее действовавшая, в расчете на душу населения на 84 рубля или на 3,3%, в том числе для трудоспособного населения - на 72 рубля или на 2,7%, пенсионеров - на 100 рублей или на 4,8%, детей - на 117 рублей или на 4,4 процента (приложение 2)*.
________________
* Приложение 2 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Вступление в силу проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" предусматривается со дня официального опубликования.

Действие проекта федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. в связи с истечением срока действия (31 декабря 2004 г.) Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" .

В Российской Федерации действует федеральный закон, который регламентирует стоимость и список продукции в потребительской корзине. К данному законодательному акту предъявляется несколько требований, в том числе необходимость обновления максимум раз в 5 лет. Последние изменения были внесены в 2017 году.

Изменения по сравнению с предыдущей версией внесены несущественные.

Основные положения 227 ФЗ

Основные положения разбиты по пунктам, которых в ФЗ всего 4.

Статья 1

Она является регламентом по срокам. Пересматриваться список должен не реже 5-летнего периода. Это максимальный предел действия редакции и установленного состава продуктов и услуг.

Статья 2

Второй пункт регламентирует перечень и описание услуг и продуктов, которые внесены в список. Эти данные входят в расчетный ассортимент, на основе которого формируется стоимость.

Есть несколько важных моментов:

  • набор продуктов формируют исходя из потребностей ключевого слоя населения, то есть разные варианты, для разных категорий;
  • данные ориентируются в целом на страну, регионального разделения нет;
  • все расчеты производятся по натуральным показателям;
  • категории населения разделены на три типа - несовершеннолетние, лица пенсионного возраста и трудоспособное население;
  • распределение продуктов по каждой категории оформляется таблицей, где в графах указываются наименование товара, единица измерения и средняя величина объема, который предположительно потребуется на годовой период.

В перечне продукции в обязательном порядке есть несколько типов товаров. Среди них:

  • крупы, макароны, мука, изделия хлебобулочного типа;
  • картофель;
  • овощи различного типа;
  • набор фруктов;
  • кондитерские товары и сахарный песок;
  • любой тип мяса;
  • различные виды рыбы;
  • молочная продукция, в том числе молоко;
  • яйца;
  • различные виды масла;
  • другая продукция.

Дополнительно определяется список товаров, не относящихся к пищевой продукции. Стоимость указана в ставке 50%.

Статья 3

Третья статья ФЗ имеет список законодательных актов, которые утратили силу, но ранее регламентировали основные аспекты наполнения требуемого объема. К ним относятся N 332-ФЗ от 8.12.2010, устанавливающий нормы на 2011-2012 года, и N 44-ФЗ от 31.03.2006.

Статья 4

В заключительной статье установлены рамки периода, во время которого акт и его существующий вариант будут действительны.

Существующий период ограничен до 31.12.2020.

Изменения по редакции 2017 года

Последний вид имеет мало изменений, в частности был изменен срок действия, перенесенный на 2020 год.

На момент подписания изменений стоимость набора услуг корзины в округленной сумме - 3840 рублей.

Все изменения были регламентированы актом N -ФЗ.

Важно! Стоимость варьируется каждый квартал в зависимости от экономических показателей или иных факторов.

Заключение

Набор для различных категорий потребителей формируется на основе законодательных актов, которые учитывают минимальный набор товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности. У каждой группы людей свои показатели.

Все данные регламентируются законодательством и имеют определенный срок действия до следующего пересмотра объема необходимых товаров.