Объединение следственного комитета и криминальной полиции. Претенденты на главный пост в ФСР


В 2018 году в России будет проведена масштабная реорганизация Следственного комитета. Эта федеральная государственная структура, отвечающая за ведение уголовного судопроизводства, предварительных следствий и иных дел правоохранительного формата, может быть или полностью упразднена, или возвращена под контроль Прокуратуры РФ. Содержание

  • 1 Чем обусловлены изменения
  • 2 Новое заменяющее ведомство
  • 3 Претенденты на главный пост в ФСР
  • 4 Ход реорганизации: мнения и взгляды

Чем обусловлены изменения Реформа СК РФ, которая, наконец, окажется проведена в 2018 году, назревала уже давно и небезосновательно. Здесь существуют ощутимые недоработки, связанные в первую очередь с кадровой политикой или, если быть точнее, с ее отсутствием.

Будет ли объединение следствия мвд и ск в 2018- 2018 году

Зачем? «Что касается борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, то, как мы и говорили, одно из предложений мы реализуем: мы ФСКН переводим в систему МВД» , - сказал президент. Что изменится? Под контроль МВД попадает и Федеральная миграционная служба (ФМС).


Зачем? «Исхожу из того, что вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках министерства внутренних дел» , - отметил Владимир Путин. Что изменится? На базе внутренних войск МВД создается нацгвардия.
Зачем? По словам президента, национальная гвардия будет работать по «приоритетным направлениям»: займется борьбой с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, а также «продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа, СОБРа».

Реорганизация следственного комитета россии в 2018 году

Внимание

В правительстве планируется проведение следующих реформ: воссоединение органов прокуратуры и следственного комитета; функции МЧС, скорее всего, разделят между собой армия (Министерство обороны) и МВД. Если укрупнение «Полиции», не вызывало в обществе такой ажиотаж, то соединение самых «секретных» ведомств, привело к появлению новостей о воссоздании КГБ.


http://c-ib.ru/novosti-dnya/191894.html

Инфо

Реформа ФСИН 2018 года. Касательно данного органа планируются положительные изменения.Федеральная служба исполнения наказаний является особым органом, которому необходимо уделить особое внимание. Именно на данную структуру возлагаются обязанности по выполнению воли государства и наказания виновных в совершении деяний, предусмотренных УК России и не только.

Реформа фсб в 2018 году: изменения

Мы тогда поняли, что следователи не могут работать без хорошей оперативной поддержки. Сейчас у следствия четыре ­угла: СКР, ФСБ, ФСКН и МВД.
В каждом из них есть отделы, ­ведущие предварительное следствие. Проект закона, который вносится в Думу, предполагает, что МВД и ФСКН придется распрощаться с возможностью играть в детективов.Будет ли объединение следствия мвд и ск в 2018 году По его словам, согласована программа передачи функций следствия в Следственный комитет, рассчитанная на несколько лет. «Так, первый этап подразумевает передачу для расследования преступлений, которые совершаются организованными группами» , - отметил он.

403 forbidden

Между тем, не дожидаясь президентского указа о создании ОСК, глава ФСКН Виктор Иванов на прошлой неделе заявил, что наркополицейские перестанут расследовать уголовные дела против организованных преступных сообществ (ст. 210 УК РФ). Эти уголовные дела, по словам Иванова, будут направляться для расследования в Следственный комитет РФ.

Реформа в СКР как один из этапов реорганизации российских силовых ведомств Тем самым Бастрыкин, которому начали прочить скорую отставку, снова отводит от своей персоны тень, упавшую на него как на главу ведомства. В самом Следкоме связь реформы с коррупционным скандалом отрицают, подчеркивая, что она была запланирована ранее.

Так или иначе, аресты сотрудников СКР, инициированные ФСБ, стали хорошим поводом пересмотреть роль и значение следственного ведомства.

Следственный комитет россии будет ликвидирован

Когда мы посчитали объединенный Следственный комитет, если всех собрать - это 120 тысяч только следственных работников, без процессуалистов и криминалистов» , - отметил Александр Бастрыкин. Как напоминает издание, о создании объединенного следственного комитета активно заговорили в 2007 году, после создания Следственного комитета при Генпрокуратуре (позднее СК стал независимым ведомством).Следователей объединят за несколько лет Предполагается, что несколько лет (2015 г. и, возможно, 2018 г.) займет переходный период, во время которого МВД и ФСКН начнут передавать в СК (базовую структуру для единого следствия) составы преступлений, уголовные дела по которым сейчас ведут сами.

Политические деятели согласны с увеличением заработных плат, в связи с тем, что данная организация является особым органом, который отвечает за правопорядок и на нем находится достаточно внушительная нагрузка. Следовательно, заработная плата должна соответствовать возложенным требованиям на орган.

Кроме того чиновники задумались над тем, чтобы выделить ФСИН из общей структуры правоохранительных органов, согласно Реформы ФСИН 2018 года и предоставить им особый статус. Это обусловлено тем, что деятельность данной организации ничем не связана и не похожа на деятельность, которая проводится в правоохранительных органах.
Чиновники рассматривают несколько вариантов развития событий, для того чтобы потери в составе были минимальными. Часть чиновников предложила уменьшить оклады правительственной верхушки и переправить часть этих средств на повышение жалования служащему и рядовому составу.

Объединение ск и мвд в 2018 году

Осенью может быть создан объединенный следственный комитет РФ Решение о создании Объединенного следственного комитета в России может быть принято осенью этого года, возглавит новую структуру нынешний председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, об этом газете «Известия» сообщили источники в силовых структурах. Идея объединения всех органов следствия в единый СК обсуждается уже несколько лет.Александр Бастрыкин отказался от идеи создания в стране единого СК Это он объяснил тем, что был «молодым начальником Следственного комитета». «Мне кажется, параллельно действующие следственные органы, имеющие собственные компетенции в рамках своей ответственности, - это нормально» , - заметил Бастрыкин, сравнив это с автомобилем, который упадет, если поедет на одном колесе. «Поэтому я к этому очень осторожно отношусь.

Тогда между двумя военизированными организациями, Следственным комитетом и ФСБ России, развязалась едва ли не война, что было вызвано задержанием начальника Управления собственной безопасности СК (УСБ) Михаила Максименкова, его зама Александра Ламонова и зама руководителя московского отделения СКР Дениса Никандрова. Все трое обвинялись представителями ФСБ в намерении оказать Андрею Кочуйкову («Итальянцу»), приближенному и товарищу известного криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого), помощь в освобождении из-под следствия за внушительную денежную сумму в $100000000.

В резонансную историю оказались втянуты и начальник (председатель) структуры Александр Иванович Бастрыкин, и бывший сотрудник УСБ Денис Богородетский, и, помимо прочих, даже один из владельцев сети заведений общественного питания «Якитория» Олег Шейхаметов.
Объединение служб «повышенной секретности» вызвало в обществе много слухов и опасений. Между тем, реформирование и упразднение разных ведомств идет уже несколько лет. Причиной создания нового ведомства стало желание оптимизировать и синхронизировать работу ранее отдельных структур. Все входящие в новое министерство органы, ранее имели схожие задачи и систему действий.
ФСИН – это особая служба, которая обязана следить за выполнением воли государства и наказанием виновных, злоумышленников и преступников. Федеральная служба исполнения наказаний подвергается изменениям и реформированию: стало известно, что ФСИН может войти в состав МВД. Также в этом году сотрудникам структуры будет увеличена заработная плата, возможно сокращение штата.

Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, руководство СД МВД РФ, ссылаясь на информацию из администрации президента РФ, объявило подчиненным, что в конце мая - начале июня глава государства может подписать указ о создании единого следственного органа, который объединит следователей полиции, СК, ФСКН и частично ФСБ. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) начала процесс передачи части своих следственных функций СКР.

Процесс, по словам директора ФСКН Виктора Иванова, займёт несколько лет и охватит все подразделения: «Первый этап подразумевает передачу для расследования преступлений, которые совершаются организованными группами» . Тем не менее ФСКН оставляет за собой дознание на первоначальном этапе.

Делегировав ряд функций в Следственный комитет для расследования ряда составов преступлений, мы должны увеличить количество дознавателей по этим составам преступлений, которые будут осуществлять первичные действия.Выберите свой регион Вроде бы, собираются вернуть в прокуратуру в качестве отдельного управления и Главную военную прокуратуру РФ. В соответствии с озвученными слухами, фактически будет ликвидировано МЧС.

Ее пожарные подразделение перейдут в МВД. а спасательные подразделения и части гражданской обороны вернут в Минобороны. fb vk tw gp ok ml wp Грядущие изменения «КП» попросила прокомментировать генерал-майора ФСБ запаса, генерал-лейтенанта полиции в отставке Александра МИХАЙЛОВА Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН Причины, по которым, по мнению источников СМИ, будут проведены эти изменения, эффективность управления этими структурами и коррупция.

В 2017 году может быть решен вопрос об объединении Следственного комитета России с Министерством внутренних дел, а Федеральной службы безопасности с Федеральной службой охраны. Об этом сообщает портал «Право.Ru» .

Одной из причин возможного слияния СКР и МВД является дело «вора в законе» Шакро Молодого. Ранее стало известно, что представители руководства комитета сотрудничают с криминальными авторитетами.

Помимо аппаратных проблем, в СКР имеют место трудности организационного плана. Следственный комитет не является военизированной структурой и не имеет собственного оперативного сопровождения. В связи с этим при любом обыске следователей сопровождают сотрудники МВД, ФСБ или спецназ. Третьей проблемой собеседники портала называют ослабление МВД после создания Росгвардии. Присоединение СК к МВД могло бы восстановить баланс ведомств.

Однако источники полагают, что объединение МВД и СКР приведет к созданию более громоздкой структуры. В связи с этим придется передать часть полномочий следствия по особо важным делам ФСБ, что потребует реформирования существующей системы. Ранее планировалось, что новая структура начнет работать уже в 2017 году, однако глава СКР Александр Бастрыкин принял решение о заморозке проекта.

О возможном объединении ФСБ и ФСО стало известно осенью 2016 года. Предполагалось, что на базе ФСБ будет создано Министерство государственной безопасности, в которое войдут Служба внешней разведки и большинство подразделений ФСО. Причем само охранное ведомство станет Службой безопасности президента - она будет отвечать за охрану, спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц. Сотрудников МГБ, в свою очередь, уполномочат осуществлять процессуальный надзор над уголовными делами, которые будут возбуждать по их материалам СКР и МВД. Однако эксперты тогда выражали опасение тем, что новое ведомство будет близко по функциям советскому КГБ.

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, в свою очередь, считает, что создание новых ведомств является нелогичным шагом. По его словам, ранее президент Владимир Путин прибегал к противоположным мерам, выделяя отдельные структуры из больших ведомств.

Политолог Аббас Галлямов, наоборот, полагает, что главной целью преобразований является борьба с коррупцией.

- Борьба с коррупцией - это единственное, что можно демонстрировать обществу в преддверии президентских выборов, - говорит он.

«Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин опроверг сообщения СМИ о том, что глава этого ведомства Александр Бастрыкин направил письмо в следственный департамент МВД с предложениями об изменении подследственности ряда статей Уголовного кодекса , - сообщают РИА Новости .

"Никакого письма Бастрыкин не направлял. Не председателю Следственного комитета, а тем более не руководителю следственного департамента МВД России решать вопросы о подследственности. Это прерогатива руководства страны, в том числе законодательной власти", - сказал РИА Новости Маркин».

«Сообщения о слиянии Следственного комитета России и следственного департамента (СД) МВД – на данный момент не более чем слух, однако вопрос о передаче ряда полномочий от СД к СКР действительно обсуждается , - сообщила Газета.Ру со ссылкой на сотрудника пресс-центра МВД.
«Появившиеся в последнее время публикации о скором слиянии Следственного комитета и следственного департамента МВД – это не более чем слух», – сказали в пресс-центре.

По словам сотрудника, «в стадии обсуждения находится вопрос о передаче в подследственность СК ряда, прежде всего, тяжких статей, в русле общего реформирования следственных органов».

В сегодняшнем номере газета «Коммерсант» пишет: «Следственный комитет России (СКР) уже в 2013 году может получить в свое производство расследование большинства уголовных дел о совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Причем дела данных категорий предполагается передать комитету из следственного департамента МВД и его региональных структур. Оставшиеся же дела в органах внутренних дел предполагается оставить полицейскому дознанию».

По сведениям газеты, «заместитель министра внутренних дел-начальник следственного департамента МВД России Юрий Алексеев получил от председателя СКР Александра Бастрыкина письмо, в котором последний просит генерал-майора юстиции проработать вопрос о возможной передаче комитету уголовных дел так называемой альтернативной подследственности, а также по тяжким и особо тяжким преступлениям, которые остаются в производстве органов внутренних дел . По данным "Ъ", письмо было направлено не из одного следственного ведомства в другое, а поступило в МВД из администрации президента с соответствующими резолюциями.

Председатель СКР предлагает своему коллеге в следственном департаменте проработать вопрос о том, чтобы с 1 января 2013 года, когда планируется увеличение штатной численности комитета, уголовные дела, возбужденные по нетяжким 1-й и 2-й частям различных статей УК РФ оставались в органах внутренних дел, а по тяжким 3-й и 4-й частям передавались в ведомство Александра Бастрыкина .

При этом компенсироваться расширение подследственности будет за счет перехода на службу из МВД в СКР сотрудников, которые расследовали данные дела . Однако для этого необходимо не только внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, в закон о самом следственном комитете и другие законодательные акты, но и решить вопросы с обеспечением новых следователей. Сотрудникам МВД, в том числе и следователям, в этом году зарплату подняли в среднем в полтора-два раза, в то время как сотрудники СКР остались на прежних окладах. К тому же переход следователей из органов внутренних дел в СКР приведет к созданию и других проблем. Полицейское следствие, сотрудниками которого сейчас является более 45 тыс. человек, по данным из МВД, ежегодно расследует более 1,8 млн дел, в то время как показатели комитета гораздо скромнее - на 23 тыс. сотрудников приходится в год по нескольку дел.

При переходе же следователей из одного ведомства в другое, которое сосредоточит у себя расследование только тяжких и резонансных преступлений, на оставшихся в МВД сотрудников резко возрастут нагрузки, которые и сейчас являются рекордными для правоохранительных органов - до сорока дел на следователя. Впрочем, решить проблему можно будет за счет расширений полномочий и подследственности органов дознания МВД, которые сейчас расследуют дела по нетяжким преступлениям.

По данным источников "Ъ" в СКР, вопрос с подследственностью и расширением ведомства принципиально уже решен . Более того, как сообщал "Ъ", на очередной коллегии комитета обсуждался вопрос о передаче следствию полного контроля за оперативными службами, обеспечивающими сопровождение уголовных дел. Соответствующие законопроекты могут быть внесены в Госдуму и рассмотрены ею после летних каникул, и к 1 января 2013 года структура и функции СКР сильно изменятся ».

«С 1 января 2013 года в России начнет работу единый следственный комитет. Об этом 16 июля было извещено руководство МВД РФ. Данную информацию "Росбалту" подтвердил и источник, близкий к правительству. Причем, по его словам, с появлением новой правоохранительной структуры, одна из ныне действующих исчезнет.

"Принято соответствующее политическое решение, откладывать с объединением следствие больше не имеет никого смысла", - разъяснил "Росбалту" источник, близкий к правительству. Впрочем, по его словам, "единым следствие" создаваемую структуру можно будет назвать с большой натяжкой, сразу по нескольким причинам.

Новый правоохранительный орган не будет вести абсолютно все расследования . Его сотрудники станут заниматься раскрытием преступлений, подпадающих под статьи Уголовного кодекса, которые и так "закреплены" за СК РФ (290 (получение взятки), 105 (убийство), 199 (уклонение от уплаты налогов) и т.д.). Также они будут вести дела по другим статьям УК РФ, но только если они подпадают под части 3-ю и 4-ю (преступление, совершенное в особо крупном размере или совершенное организованной группой).

Частями 1-й и 2-й статей УК РФ, если они не "закреплены" за СК РФ, по-прежнему будут заниматься полицейские. Например, в их подследственности останутся преступления, связанные с нанесением вреда здоровью легкой тяжести или некрупные мошенничества .

В связи с этим в новую единую структуру из системы полицейского следствия перейдет порядка 20% сотрудников (речь не идет о следователях центрального аппарата СД МВД РФ, в случае с ним число перешедших будет гораздо больше) . Остальных полицейских следователей планируется перевести на работу в Управление по организации дознания МВД РФ, которое, скорее всего, получит статус департамента и более расширенные полномочия (в связи с увеличением расследуемых дел).

"Фактически идет речь о том, что штатная численность СК РФ будет увеличена на 15-20 тыс. сотрудников , - отметил источник, близкий к правительству. – Это, впрочем, вовсе не означает, что эти 15-20 тыс. составят сотрудники системы органов внутренних дел".

Собеседник агентства в Следственном департаменте РФ подтвердил факт наличия такого письма Александра Бастрыкина. "Нельзя сказать, что информация о создании единого следственного органа стала уж полной неожиданностью – разговоры об этом ходят давно. Однако то, что появление новой структуры уже решенный факт – эта была новость", - отметил источник.

По данным "Росбалта", единый следственный комитет возглавит глава СК РФ Александр Бастрыкин . "Первое время именно он будет руководить новой структурой, но потом возможны различные кадровые изменения", - рассказал собеседник, близкий к правительству РФ.
По его словам, в новом едином следственном органе не будет сотрудников ФСБ РФ – у этого ведомства пока останется свое следствие (в связи со спецификой уголовных дел, находящихся в производстве контрразведчиков). Не будет там и следователей из ФСКН РФ, но вовсе по другим причинам .

Как сообщало ранее Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Неэффективный наркотрафик» : «глава Федеральной службы по контролю за наркотиками (ФСКН) Виктор Иванов жестко раскритиковал слухи о расформировании его ведомства, предположив, что за распространением подобных сообщений стоит «звериное мурло наркомафии».

«Я могу официально заявить, что никакого расформирования ФСКН ни в 2012 ни каком другом году не будет. Распространяемая информация мне очень напоминает ситуацию годичной давности, когда в Международный день защиты детей, так называемая глобальная комиссия по наркотикам опубликовала свой знаменитый доклад, что война с наркотиками проиграна и пора преступать к легализации наркотиков. <...>Мне представляется, что именно за этой компанией также торчит звериное мурло наркомафии », – заявил главный наркополицейский, цитирует ИТАР-ТАСС .

В понедельник, источник "Росбалта" , близкий к правительству, утверждал, что ФСКН хотят ликвидировать из-за неэффективности ведомства: «в России до конца 2012 года может быть ликвидирована Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В правительстве РФ, уже практически решен вопрос о ликвидации ФСКН в связи с ее неэффективностью.

Они приводят следующую статистику. 60% всех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по-прежнему раскрываются сотрудниками МВД РФ. Они же изымают 70% от общего числа изымаемых в РФ наркотиков. Полицейские задерживают 55% всех наркосбытчиков .

"Оставшиеся проценты по преступлениям, связанным с наркотиками, распределены среди ФСКН, ФСБ и ФТС РФ", - отметили источники.

По его словам, Минфин даже не закладывает в бюджет на 2013 год финансирование ФСКН. Сейчас рассматривается несколько вариантов «безболезненной» ликвидации ведомства - например, создание на его базе агентства по противодействию коррупции. Правда, штат новой структуры будет гораздо меньше, чем у ФСКН».

Последний заинтересован, чтобы дело было направлено в суд только в том случае, если по нему есть досудебное соглашение, особый порядок или серьёзная доказательственная база. После возбуждения уголовного дела полиция по нему будет работать только при наличии отдельного поручения следователя. Безусловно, полностью устранить элемент превышения должностных полномочий будет невозможно, однако принцип разделения функций между ведомствами создает гораздо больше сдержек и противовесов. Однако у единения всех органов предварительного следствия есть и противники, главным доводом которых является то, что это приведёт к ослаблению взаимодействия между оперативным аппаратом и следственным. Радикальным решением этой извечно существующей для нас проблемы было бы слияние процессуальной и оперативно-разыскной деятельности и объединение органов, осуществляющих эти деятельности.

Следственный комитет россии будет ликвидирован

Объем этих изменений и их принципиальная значимость позволяют говорить о новой организации всей досудебной стадии уголовного судопроизводства, о ее глобальной реформе. Сущность проведенной реформы заключается в изменении процессуальных полномочий прокурора и бывшего начальника следственного отдела в отношении следователя. Значительная часть процессуальных полномочий прокурора теперь передана новому субъекту уголовного судопроизводства — руководителю следственного органа .

Прокурор отныне не руководит предварительным следствием и сам его не производит, а лишь осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В судебных стадиях прокурор продолжает выполнять функцию уголовного преследования путем поддержания государственного обвинения. Реформа предварительного следствия, начатая в 2007 году, получила своё продолжение в 2016 году.

Post navigation

Процесс объединения следственных органов может затянуться Ведомства, которым предстоит отдать своих следователей в СКР, в целом поддержали предстоящую реформу, но проинформировали правительство о массе проблем, к которым приведет преобразование. Учитывая их, процесс совершенствования следствия обещает затянуться. Проект закона «О внесении изменений в законодательство в связи с совершенствованием органов предварительного следствия» , по данным «Ъ», был разработан в самом СКР, а затем направлен в администрацию президента РФ.
Объединение следствия мвд и ск последние новости В первую очередь наркополицейские перестанут расследовать уголовные дела против организованных преступных сообществ, зарабатывающих на наркотрафике. Единый Следственный комитет, создание которого обсуждалось еще с начала 2000-х, должен заработать уже в 2018 году.

Возможные пути совершенствования деятельности предварительного следствия

Стоит отметить, что разговоры о слиянии следственных органов в единую структуру ведутся в России с середины 2000-х годов. Так, в 2008 году существовал проект по созданию Федеральной службы расследования. Тогда планировалось, что в объединенный следственный орган войдут Следственный комитет Министерства внутренних дел, следственная служба Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и Генпрокуратуры, которую должен был возглавить глава Следственного комитета при Генпрокуратуре А.И.


Бастрыкин. Что же касается объединения всех следственных подразделений различных правоохранительных органов в отдельное единое ведомство, со стороны это может показаться несущественным изменением, говорящим лишь о продолжающейся борьбе за политическое влияние. В действительности же это шаг, который может кардинально изменить принципы расследования преступлений.

Глава следствия мвд: чушь, что я предложил ликвидировать ск

Мне кажется, параллельно действующие следственные органы, имеющие собственные компетенции в рамках своей ответственности, - это нормально» , - пояснил свою позицию Бастрыкин, применив аллегорию с автомобилем, который, по словам главы СК, упадет, если поедет на одном колесе. «Поэтому я к этому очень осторожно отношусь. Решение со создании единого органа предварительного следствия принято. Он должен начать свою деятельность с 2018 года. Необходимо отметить, что создание единого следственного комитета обсуждалось еще с конца 90-х с и в начале 2000 - х.

Однако под разными предлогами создание единого следственного органа откладывалось.

Объединение следователей

В свою очередь это обстоятельство вряд лидаст возможность использования всего арсенала уголовно-правовых и уголовно-процессуальных средств, направленных на нейтрализацию преступных последствий, чему в юридической литературе в последнее время уделяется существенное внимание . Единое следствие меняет систему: теперь оперативно-разыскной деятельностьюдолжны будут заниматься органы дознания, а расследованием – единый Следственный комитет. Полиция будет вести оперативную разработку, выявлять подготавливаемые преступления, фиксировать признаки преступлений и передавать их с рапортом в Следственный комитет.

Следователь, получивший их, будет оценивать судебную перспективу и решать, стоит ли возбуждать уголовное дело. Для оперативника показателями в работе будет считаться прежде всего переданный следователю материал, а для следователя показатель – направление дела в суд.

Следственный комитет забрал у полиции дело лидера «христианского государства»

Следствие вела Главная военная прокуратура, которая, не имея подобного опыта, пыталась работать без оперативной поддержки. Глава СК РФ отказался от идеи создания в стране единого следствия При этом Бастрыкин признал, что ранее был сторонником данной инициативы, но объяснил это тем, что был «молодым начальником Следственного комитета», сообщает «Российская газета» . «Я пока против и пришел к этому личным опытом руководства Следственным комитетом» , - ответил председатель СК РФ на вопрос о возможности создания единого следственного органа на международной научно-практической конференции «Оптимизация предварительного следствия» в ведомственной академии.

Единый следственный комитет: смысл есть

Не единый следственный орган надо создавать, а проводить внутриведомственное слияние следственного и оперативного аппаратов, сопровождая это коренной реформой порядка досудебного производства. Возможно существование нескольких ведомств: Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности и пр., которые осуществляли бы «обвинительный розыск», «полицейское дознание», т.е. досудебное уголовное преследование любыми правовыми средствами, специализируясь на своей категории преступлений. Скорее всего,нынешнее реформирование следствия в России не будет доведено до логического завершения в ближайшие годы по следующим причинам.
Во-первых, заработная плата следователей Следственного комитета России больше чем в полиции, на что только на первом этапе реализации нового проекта потребуется почти 100 миллиардов рублей.

Владимир Путин рассмотрит предложения по реорганизации структуры российского следствия. Предполагается разделение функций Следственного комитета между Генпрокуратурой и МВД.

Согласно данным ПАСМИ, на стол главы Администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о . Согласно предложениям автора, Генеральной прокуратуре отдадут дела с особо тяжким составом преступления. Тяжкие, средней и небольшой тяжести закрепят за МВД. Журналисты ПАСМИ пообщались с экспертами и получили различные мнения о необходимости реформ.


Президент РФ Владимир Путин (справа) и министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Критика надзорного ведомства

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия. Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел , в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это» , - заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуют слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70% .

Слухи о реорганизации СКР

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства : Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.


Юрий Чайка Фото: ITAR-TASS/ Григорий Сысоев

С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимали вопрос о том, что следственные органы могут объединить указом президента , и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду… Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо» , - заявил тогда Бастрыкин журналистам.

Независимость или вседозволенность

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения . Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым . Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы , а возможности прокуратуры влиять на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений .

Эксперты разошлись в оценках реформы следственных органов

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.


Кирилл Кабанов. Фото: stolica-s.su

Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков . По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура» , которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК» . Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.

Адвокат Алексей Михальчик.

Адвокат Алексей Михальчик отметил, что не видит большого смысла в изменении действующей системы. При этом необходимо усилить функции прокуратуры, потому что «в данный момент прокуратура утратила контроль над органами предварительного расследования» . По словам адвоката, в результате практически нет «возможности прекратить производство по незаконно возбужденному уголовному делу». Михальчик отметил, что это «позволяет тому же следствию несмотря на позицию прокуратуры годами вести расследование по заказным делам» .


Евгений Михайлов, эксперт.

Бывший помощник руководителя Администрации президента Евгений Михайлов отметил, что и в бывшем, и в действующем форматах системы следственных органов есть свои плюсы и минусы. Плюсы, по словам эксперта, в том, что «два ведомства друг друга уравновешивают, находятся в определенном противостоянии» . Но, с другой стороны, «эффективность Генпрокуратуры раньше была выше, поскольку была одна структура» , поэтому организационные вопросы решались проще. Михайлов также отметил, что «противостояние не всегда полезно в делах правоохранителей» . Эксперт сказал, что при нормальной работающей судебной системе такое разделение вряд ли оправдано. Сегодня же основная проблема, по мнению бывшего чиновника, заключается в функционировании судебной системы. «Когда суды независимы и квалифицированы, то никакой проблемы в том, чтобы была единая генпрокуратура со следствием, я не вижу» , - отметил эксперт.

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом» , потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы» . По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.