Общие и целевые налоги примеры. Виды налогов и основания их классификации

  • 5. Метод финансового права
  • Особенности публично-правового метода
  • Особенности финансового права
  • 6. Финансовое право в системе российского права:
  • 7. Понятие науки финансового права
  • 8. Понятие денежной системы
  • 9. Правовые основы денежной системы
  • 10. Правовые основы обращения наличных денег
  • 11. Правовые основы безналичного-денежного обращения
  • 12. Правила ведения кассовых операций
  • 13. Сущность и значение расчетных отношений
  • 14. Особенности правового регулирования расчетных отношений организаций
  • 15. Порядок обслуживания банком организаций
  • 16. Понятие счета, виды счетов
  • 17. Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
  • 18. Порядок открытия счетов
  • 19. Правила совершения безналичных операций по счетам клиентов
  • 20. Порядок открытия счетов
  • 21. Факторинг, лизинг
  • 22. Понятие валюты и валютных ценностей
  • 23. Понятие и содержание валютного регулирования
  • 23. Ответственность за нарушение валютного законодательства
  • 26. Понятие и виды финансово-правовых норм
  • 27. Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений
  • 28. Границы финансовых правоотношений
  • 28. Сущность финансовых правоотношений
  • 29. Субъекты финансового правоотношения
  • 30. Общественно - территориальные образования как субъекты финансового правоотношения
  • 31. Коллективные субъекты финансового правоотношения
  • 32. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения
  • 33. Объекты финансового правоотношения
  • 34. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве
  • 35. Классификации юридических фактов и юридических
  • 36. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве
  • 37. Особенности прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений
  • 38. Реализация обязанностей и прав субъектов финансовых
  • 39. Классификация финансовых правоотношений
  • 40. Краткая история становления финансовой системы россии
  • 41. Финансы и финансовая система российской федерации
  • 42. Функции финансов
  • 43. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 44. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 45. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 46. Распределение компетенции государственных органов и
  • 47. Понятие и значение финансового контроля
  • 48. Виды финансового контроля
  • 49. Методы финансового контроля
  • 51. Счетная палата
  • 52. Министерство финансов
  • 53. Федеральное казначейство
  • Федеральная налоговая служба рф (фнс рф)
  • 55. Федеральная таможенная служба рф
  • 56. Негосударственный контроль – аудит
  • 57. Банковский контроль
  • 58. Понятие, роль и правовая форма государственного
  • 59. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
  • 60. Бюджетная система и бюджетное устройство в российской федерации
  • 61. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
  • 62. Понятие и содержание бюджетных прав
  • 63. Особенности бюджетных прав рф
  • 64. Особенности бюджетных прав субъектов рф
  • 65. Особенности бюджетных прав муниципальных образований
  • 66. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • 67. Стадия составления проекта бюджета
  • 68. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
  • 69. Стадия исполнения бюджета
  • 70. Отчет об исполнении бюджета
  • 71. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
  • 72. Налоги, их понятие и роль
  • 73. Система налогов и сборов в российской федерации порядок установления налогов и сборов
  • 75. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
  • 76. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
  • 77. Система налогов. Общие положения
  • 78. Подоходный налог с физических лиц
  • 79. Налоги на имущество физических лиц
  • 80. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
  • 81. Налоговые платежи. Общие положения
  • 82. Налог на добавленную стоимость
  • 83. Акцизы
  • 84. Налог на прибыль предприятий и организаций
  • 85. Налог на имущество предприятий
  • 86. Налог на операции с ценными бумагами
  • 87. Налоги целевого назначения. Общие положения
  • 88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
  • 89. Земельный налог
  • 90. Налог с продаж
  • 90. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
  • 91. Налог на игорный бизнес
  • 93.Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
  • 94.Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
  • 95. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
  • 96. Особенности местных налогов и сборов
  • 97. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей
  • 98. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
  • 99. Платежи обязательного характера. Общие положения
  • 100. Лицензионные сборы
  • 101. Платежи за пользование природными ресурсами
  • 1. В федеральный бюджет:
  • Страховые взносы в государственные социальные вне-
  • 103. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
  • 87. Налоги целевого назначения. Общие положения

    Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.

    Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджетные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г., был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

    Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налоговую систему Российской Федерации (платежи за пользование природными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и иные цели).

    88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

    На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991г. были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации (Закон именует последние «территориальными фондами»). Впоследствии Законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995г. Федеральный дорожный фонд, наряду с некоторыми другими внебюджетными фондами, был включен (консолидирован) в федеральный бюджет и преобразован в целевой бюджетный фонд, что было продолжено и в последующие годы. Одновременно проведение такой консолидации было рекомендовано субъектам РФ. Что касается субъектов Федерации, то они вправе решить этот вопрос самостоятельно. Преобразование дорожного фонда из внебюджетного в целевой бюджетный не повлекло изменений в источниках средств его формирования.

    Упомянутый Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:

    а) на реализацию горюче-смазочных материалов;

    б) на пользователей автомобильных дорог;

    в) с владельцев транспортных средств;

    г) на приобретение автотранспортных средств;

    д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

    Плательщиками налогов являются организации и физические лица.

    Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ.

    Объект налогообложения - оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз) без налога на добавленную стоимость.Ставка налога - 25% суммы реализации горюче-смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче-смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка - также 25%.

    Налог на пользователей автомобильных дорог. Егоплательщики - предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству. К их числу относятся также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства; иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

    Ставки налога в 1997г. повышены: они установлены в размере:

    а) 2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

    б) 2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

    Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисление производится по ставке 0,5% и в территориальные фонды - 2%. Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% ставки данного федерального налога.

    Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

    Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном весе доходов от ее реализации 70% и более); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.

    Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.

    При уплате этого налога действует также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии с которым инвесторы - российские и иностранные юридические лица - могут быть освобождены от уплаты налога.

    Налог с владельцев транспортных средств. Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организации, включая иностранных юридическихлиц, а также граждан, в том числе иностранных, и лиц без гражданства, имеющих транспортные средства на пневмоходу, указанные в Законе.

    Объект налогообложения - принадлежащие указанным лицам транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).

    Ставки налога установлены Законом в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Законодательные органы субъектов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с изменением уровня цен и заработной платы.

    Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации.

    По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер социальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не взимается налог с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, осуществляющих содержание дорог общего пользования; иностранных и российских юридических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ; профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований; органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ. Закон освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.

    От налога освобождаются также российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе Продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»".

    Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить отдельные категории граждан, предприятий и учреждений от уплаты налога.

    Налог на приобретение автотранспортных средств.

    Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.

    Объект налогообложения - продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

    Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей - 20%; для прицепов и полуприцепов - 10%.

    Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательством РФ.

    Льготы по данному налогу в большой мере сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.

    Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.

    Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог,другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах втерриториальные дорожные фонды.

    "

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

    Признаки налогов следующие:

    • императивно-обязательный характер;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • денежная форма;
    • публичный и нецелевой характер.

    Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

    Обязательные элементы налога:

    • объект (доход, имущество, товар);
    • налоговая база;
    • величина налоговой ставки (квота);
    • налоговый период (месяц, квартал, год);
    • порядок исчисления;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

    Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

    Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

    1. По способу изъятия различают два вида налогов:

    • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
    • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

    2. По воздействию налоги подразделяются на:

    • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
    • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
    • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
    • твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

    3. По назначению различают:

    • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
    • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

    4. По субъекту уплаты выделяют:

    • налоги, взимаемые с физических лиц;
    • налоги, взимаемые с юридических лиц;
    • смешанные налоги.

    5. По объекту налогообложения разделяют:

    • имущественные налоги;
    • ресурсные налоги (рентные платежи);
    • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
    • налоги на потребление.

    6. По источнику уплаты существуют:

    • налоги, относимые на индивидуальный доход;
    • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
    • налоги, относимые на финансовые результаты;
    • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

    7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

    • собственные (закрепленные) налоги;
    • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

    8. По срокам уплаты:

    • периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
    • срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

    9. По принадлежности к уровню правления:

    • федеральные;
    • региональные;
    • местные.

    Существуют три способа взимания налогов:

    1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

    2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).


    Источник - Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

    Классификация налогов дает возможность установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. В настоящее время выделяют более 20 видов классификации налогов - в зависимости от цели классификации. Мы преследуем учебную цель, поэтому сгруппируем налоги по следующим признакам:

    -по способу взимания;

    -субъекту (налогоплательщику) налога;

    -по срокам уплаты;

    -по объекту налогообложения;

    -по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

    -по порядку ведения;

    -по целевой направленности;

    -по источникам обложения;

    -по уровню бюджета.

    По способу взимания , налоги подразделяют на:

    А) прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, поэтому для них точно известен размер налога (например: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических и юридических лиц и т. д.)

    Б) косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товара (работ, услуг) (например: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины).

    По субъекту (налогоплательщику) налоги подразделяют на:

    А) налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с имущества переходящего в порядке наследования и дарения и др.).

    Б) налоги с юридических лиц - налоги с предприятий и организаций (пример: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.).

    В) смешанные (смежные) налоги которые уплачивают и физические и юридические лица (пример: земельный налог, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, пошлины и др.).

    По срокам уплаты налоги подразделяют на:

    А) срочные налоги имеют налоговый период, исчисляемый по сроку с момента возникновения объекта налогообложения (пример: акцизы для предприятий производящих и реализующих вино- водочные изделия уплачивают этот налог на третий день по реализации; транспортный налог - при регистрации или перерегистрации транспортных средств и др.).

    Б) периодично- календарные налоги исчисляются в течение определенного срока, установленного календарно- это ежемесячные, квартальные, годовые (пример: ежемесячные- начисляются по окончании месяца- налог на добавленную стоимость, и др., ежеквартальные налоги исчисляются по окончании квартала- это налог на прибыль, налог на имущество организаций и др., ежегодные – это налог на доходы физических лиц и др.).

    По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги , налоги подразделяют на три группы, в зависимости от того какой орган их вводит и имеет право их изменять и конкретизировать:

    А) Федеральные (общегосударственные) налоги, устанавливаются на всей территории Российской Федерации федеральными законами, не зависимо от бюджета зачисления (пример: акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и др. НК РФ (ч.1), ст. 13).

    Б) Региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов), отличительная черта региональных налогов является, то что конкретные размеры ставок, определение объектов, налоговой базы и порядок зачисления в бюджет устанавливается в соответствии с законодательством РФ законодательными органами субъектов РФ (для Республики Башкортостан - Законом Республики Башкортостан) (пример: НК РФ (ч.1) ст. 14-налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.).

    В) Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления на основе Законов РФ и законов субъекта федерации (пример: земельный налог, налог на имущество физических лиц)

    По порядку ведения выделяют налоги:

    А) обязательные, устанавливаемые законодательными актами РФ и взимаемые на всей территории не зависимо от бюджета, в который они поступают (к общеобязательным относят все федеральные налоги и некоторые региональные и местные налоги).

    Б) факультативные вводятся в соответствии с законодательными актами субъектов федерации, но поступают они либо в бюджет субъекта и/ или в местные бюджеты (пример: местные налоги т. к. конкретные ставки регулируются местными нормативными актами).

    По объектам обложения все налоги подразделяют на:

    А) имущественные , т. е. по закону объектом признается имущество (право собственности) (пример: налог на имущество физических, налог на имущество юридических лиц и др.);

    Б) налоги на прибыль (доходы) (пример: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и др.);

    В) налоги на действия , хозяйственные акты, финансовые операции (пример: НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, налог с продаж, таможенные пошлины и др.);

    Г) ресурсные налоги (пример: земельный налог, налог на воспроизводство МСБ, налог на пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог и др.).

    Д) прочие налоги , т. е. объектом может быть любой предмет, признанный по закону объектом налога (пример: налог на рекламу и др.).

    По источникам уплаты все налоги можно сгруппировать в шесть групп:

    А) налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг) (пример: НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.);

    Б) налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (пример: единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и др.);

    В) налоги, относимые на финансовый результат (пример: налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.);

    Г) налоги, исчисляемые от налогооблагаемой прибыли - налог на прибыль;

    Д) налоги, относимые на чистую прибыль , т. е. прибыль остающуюся после уплаты налога на прибыль (пример: налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы, сбор за право уличной торговли и др.);

    Е) доход для физических лиц - для них нет других источников уплаты налога, кроме как доход.

    По уровню бюджета все налоги классифицируют на:

    А) закрепленные , т. е. налоги поступающие в конкретный бюджет или внебюджетные фонды (пример: единый социальный налог, дорожный налог, налог на имущество физических и юридических лиц и др.);

    Б) регулирующие , т. е. одновременно распределяются на три уровня бюджета Федеральный, региональный и местный бюджет (пример: налог на прибыль в 2003г- 6,0% в бюджет РФ, до 12,0% - в бюджет РБ, 2% в МБ и др.), порядок распределения по бюджетам устанавливаются федеральным и региональным законами о бюджете на очередной финансовый год.

    Налоги выделяются из всей совокупности финансовых отношений своими функциями.

    Согласно НК РФ существует одна классификация налогов,

    которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

    • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный прибыль организаций, и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
    • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
    • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов на имущество физических лиц, на рекламу).

    Классификация налогов и сборов по категории налогоплательщика разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые оплачиваются организациями (налог на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов эта смешанные налоги, которые оплачиваются и организациями и акцизы, таможенные и земельный, налог с владельца транспортного средства)

    Традиционная российская классификация налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

    • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).
    • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
    • Пошлины и сборы

    Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на прибыль организации).

    В зависимости от целей использования имеют значение следующие виды налогов и их классификация:

    • общие (абстрактные)
    • целевые (специальные).

    Общие перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

    Классификация налогов в практической работе бухгалтера подразделяет их на срочные и календарные в зависимости от срока уплаты. Кроме того, на практике учитывают налоги, которые удерживают с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

    По объекту налогообложения разграничивают налог:

    • на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),
    • на имущество,
    • на определенный вид деятельности.

    Для организаций учитывается все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

    Под прибылью предприятия понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного дохода, так и с отдельных видов дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты.

    Классификация налогов — это обоснованное распределение нало-гов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

    Классифицирующие признаки:

      • способ взима-ния;
      • принадлежность к определенному уровню управления;
      • субъект налогообложения;
      • способ или источник обложения;
      • характер при-меняемой ставки;
      • назначение налоговых платежей;
      • дру-гой признак.

    Виды налогов:

    1) По степени переложения:

      • прямые;
      • косвенные.

    2) По принадлежности к уровню правления:

      • федеральные;
      • региональные;
      • местные.

    3) По объекту обложения:

      • с имущества (имущественные);
      • с доходов (фак-тические и вмененные);
      • с потребления (индивидуальные, универ-сальные и монопольные);
      • с использования ресурсов (рентные).

    4) По бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:

      • выручка от реализации;
      • себестоимость продукции;
      • финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;
      • оплата труда и предпринимательский доход;
      • валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

    5) По субъекту обложения:

      • взимаемые с юридических лиц;
      • взимаемые с физических лиц;
      • смешанные.

    6) По способу обложения (в за-висимости от способа определения налогового оклада):

      • «по деклара-ции»;
      • «у источника»;
      • «по уведомлению».

    7) По применяемой ставке:

      • прогрессивные;
      • регрессивные;
      • пропорциональные;
      • твердые.

    8) По назначению:

      • абстрактные;
      • целевые.

    9) По срокам уплаты:

      • срочные;
      • периодические.

    Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций . Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного госу-дарства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в сово-купности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложе-ния используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегри-рованных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

    По степени переложения

    Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые не-посредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на при-быль организаций, на имущество организаций, на имущество физи-ческих лиц, земельный и транспортный налоги.

    Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимае-мые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включае-мые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге ко-нечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

    Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей го-сударства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и доста-точно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, то-гда как поступления от прямых налогов на доходы более сущест-венно коррелируют с уровнем экономической активности.

    Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалиро-вано для конечного потребителя, так как номинальные и фактиче-ские налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогопла-тельщиком, у которого с государством возникают налоговые право-отношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогооб-ложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные .

    Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные на-логи имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учиты-вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря-мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле-ния. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом со-отношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, об-разование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому кос-венное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме то-го, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограни-чивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

    По объекту обложения

    Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде-ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщи-ка, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимо-стью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, на-пример назначением земель, кадастровой оценкой.

    Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз-личают налоги с дохода:

    • фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу;
    • вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.

    К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо-зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложе-ния.

    К вмененным налогам с доходов можно отнести систему нало-гообложения в виде единого налога на вмененный доход для от-дельных видов деятельности, а также применение упрощенной сис-темы налогообложения на основе патента. Встречается также выде-ление в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто полу-чает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

    Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в пре-дыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облага-ется потребление строго определенных групп товара, например ак-цизы на отдельные виды товара, универсальными — все товары (ра-боты, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а моно-польными — производство и (или) реализация отдельных видов то-варов, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изде-лия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в россий-ской налоговой системе.

    Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взи-маемые в процессе использования ресурсов окружающей природ-ной среды, а рентными их называют также потому, что их установ-ление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

    По субъекту обложения

    Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, явля-ется также достаточно распространенной.

    Следует отметить, что теоретическая значимость этой класси-фикации в последнее время существенно снизилась. Ранее доста-точно точная классифицирующая основа теперь размывается в свя-зи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юриди-ческих лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль ор-ганизаций и на имущество организаций, соответственно состав-ляющих группу налогов с юридических лиц.

    По способу обложения

    Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в за-висимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространен-ный способ определения налогового оклада, заложенный в подав-ляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Спо-соб «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удер-жание и перечисление налога в бюджет до момента его фактиче-ской выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уп-латы. В чистом виде данный способ реализуется только в ЦЦФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых аген-тов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведом-лению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, напри-мер предполагаемой средней доходности, объектов налогообложе-ния. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущест-во физических лиц, транспортном (для физических лиц).

    По применяемой ставке

    Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

    Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле-нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на-логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

    В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла-тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуще-ства налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого-вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого-вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство после уп-латы налогов. К таким налогам относятся, в частно-сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще-ство организаций и физических лиц.

    В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла-тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве-личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив-ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе-ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю-щем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

    В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб-ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от-ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при-были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы-ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным приме-ром являлся ЕСН.

    Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Про-стая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налого-обложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стои-мостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облага-ется повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

    В зависимости от метода установления налоговых ставок раз-граничивают:

    • налоги с твердыми (специфическими) ставками — величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами жи-вотного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
    • налоги с процентными (адвалорными) ставками — величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым от-носятся, например, налог на прибыль, ЦЦФЛ, НДС;
    • налоги с комбинированными (смешанными) ставками — вели-чина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирова-ния) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее приме-нение ограничивается специфической ставкой снизу и(или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.

    По назначению

    Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.

    Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. посту-пления от общих налогов являются основным доходным источни-ков разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство.

    В отличие от об-щих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное це-левое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

    Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного меди-цинского страхования и социального страхования.

    По бухгалтерским источникам уплаты

    Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

    Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих пред-принимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых орга-нов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осущест-вляющими этой деятельности, данная классификация не примени-ма. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

    К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации , от-носятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уп-лачиваемые организациями при применении специальных налого-вых режимов.

    Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции , являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и зе-мельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпри-нимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользо-вание объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам).

    Налоги, относимые на финансовый результат деятельности , — это налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

    Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход , — это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, инди-видуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.