Оэз особые экономические зоны. Особая экономическая зона

Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

    Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

    Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

    Предоставляется ряд налоговых преференций

    Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

    Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

    Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

    Портовые зоны

    Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

Промышленные ОЭЗ. Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

    Автомобилей и автокомпонентов

    Строительных материалов

    Химической и нефтехимической продукции

    Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ. Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

    Нано- и биотехнологии

    Медицинские технологии

    Электроника и средства связи

    Информационные технологии

    Точное и аналитическое приборостроение

    Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации

    2.1. Особые экономические зоны как разновидность СЭЗ: разграничение понятийного аппарата и характеристика различных типов зон

    Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.

    Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» -- свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности .

    В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» . С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» .

    Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» - особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности .

    Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:

    Свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

    Особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

    Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».

    Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает ос обую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .

    Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности . Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

    В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

    1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

    2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» ).

    3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

    Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

    Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

    Таможенных (внешнеторговых);

    Налоговых;

    Финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

    Административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

    Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

    Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ , специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.

    Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

    Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

    Основными целями создания ОЭЗ являются:

    • - развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
    • - производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
    • - развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

    Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.

    На территории ОЭЗ не допускается:

    • - Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • - Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
    • - ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Из 24 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

    Промышленно-производственные особые экономические зоны

    Создаются на участках территории, которые имеют общую границу, и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

    Технико-внедренческие особые экономические зоны

    Создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Запланированный объем государственных инвестиций 44,9 млрд. рублей. На сегодняшний день государство инвестировало 15 млрд. рублей.

    Запланированные государственные инвестиции в технико-внедренческие ОЭЗ составляют 78 млрд. рублей. Из этой суммы реализовано на сегодняшний день 28 млрд. рублей

    Туристско-рекреационные особые экономические зоны

    Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Располагаются на самых живописных местах России. Данные ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, рекламного и других видов бизнеса.

    Портовые особые экономические зоны

    Создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

    Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности. Запланированный объем государственных инвестиций 4,74 млрд. рублей.

    По данным Минэкономразвития России, с 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 45 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов. С 2006 года по 2011 год в особые экономические зоны России пришло 272 инвестора (по состоянию на 01 октября 2011 года) из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций - более 308 миллиардов рублей или порядка $ 9,9 миллиардов.

    Согласно ст. 10 Закона №116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

    По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

    Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;

    Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

    Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

    Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

    Однако, несмотря на достаточно бодрые цифры Минэкономразвития России, фотографий и отчетов с официального сайта, большинство ОЭЗ в нашей стране не функционирует

    О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной из них еще даже не достроена инфраструктура. Основные работы по ее созданию в ППЗ и ТВЗ планируется завершить до 2011 года, в туристско-рекреационных - до 2012 года, а в портовых - до 2014-го.

    Тем не менее обе промышленно-производственные зоны уже что-то производят. Во-первых, в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга», собирают автомобили два СП, созданные компанией «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Российско-японская «Соллерс-Исузу» до конца 2008 года выпустит 7 тыс. одноименных грузовых автомобилей, а российско-итальянская «Соллерс-Елабуга» - 10 тыс. автомобилей Fiat Ducato. Во-вторых, в Липецке создано несколько российско-итальянских СП по производству стройматериалов и сложной бытовой техники. Предполагается, что к концу года объем выпуска двух этих ОЭЗ составит 11 млрд. рублей.

    Впрочем, несмотря на заявленное стремление следовать лучшей мировой практике, мы опять пошли своим путем. Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

    Во-первых, инициатор создания зоны - будь то частная компания или государственное агентство - не изобретает льготы, а выступает в роли девелопера, действующего на свой страх и риск. На собственные деньги и на собственном (или подконтрольном) участке территории он создает привлекательную инфраструктуру, а затем приглашает туда инвесторов-пользователей для размещения производственных мощностей. Функция организатора зоны ограничивается предоставлением услуг: он не вправе контролировать производственные планы инвесторов, а взаимодействует с ними на равноправных договорных началах. При этом все преференции и правила поведения для участников зон обычно прописаны в соответствующем законе заранее и напрямую, то есть не подлежат дальнейшим уточнениям с администрацией зоны или федеральными ведомствами. В российских же зонах органы их управления выступают в странной двоякой роли: вступая с резидентами ОЭЗ в договорные коммерческие отношения (через специально созданную компанию развития), они одновременно берут на себя ряд контролирующих функций.

    Во-вторых, в современной мировой практике отраслевая специализация резидентов особых зон, как правило, не регламентируется: приоритет отдается заявительному порядку осуществления инвестиций, особенно в частных зонах. Хотя это не означает, что зоны не имеют специализации: на стадии бизнес-плана, просчитывая потенциальный спрос на свои услуги, инициатор-девелопер, конечно же, представляет, на пользователей какого масштаба и профиля он ориентируется. То есть в мировой практике отбор инвесторов осуществляет сам рынок: в каждую зону приходят те, кому она больше всего подходит по особенностям инфраструктуры и условиям ведения бизнеса. А у нас государство в лице РосОЭЗ и местных зональных администраций не только ведет отбор будущих пользователей (то есть реализует разрешительный порядок инвестирования - наименее привлекательный для бизнеса), но и принуждает их брать на себя задачи девелоперов - финансировать исходные инфраструктурные затраты. Не удивительно, что наши предприниматели как-то вяло пока стремятся брать на себя несвойственную ношу и делить с государством слабо просчитанные риски. Вот если бы власти допустили возможность создания частных зон, как это делается сегодня повсюду, тогда в среде бизнеса нашлись бы, возможно, и свои застройщики, и свои пользователи.

    Пока же правительство уповает на механизм частно-государственного партнерства, хотя при создании локальных ОЭЗ оно нигде за рубежом не применяется (в отличие, скажем, от крупных энергетических проектов национального масштаба). Популярный же аргумент о том, что государство вправе рассчитывать на «взаимность», так как дает льготы и недобирает налоги, безоснователен: ОЭЗ создаются на территориях, где не было ни производств, ни налоговых сборов.

    Надо к тому же заметить, что классические промышленно-производственные зоны, где инвесторы-резиденты пользуются широкими таможенными и налоговыми льготами, - это, прежде всего, инструмент догоняющего развития. Поэтому свое наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на этапе их индустриализации. Что же касается США и развитых стран Европы, то там давно поняли, что для стимулирования технологической модернизации нужны не столько таможенные анклавы, сколько промышленные и научные парки, где преференции (налоговые и административные) предоставляются частным инициаторам-застройщикам, а отнюдь не резидентам-пользователям. Последние не имеют здесь каких-то особых льгот, но стремятся в парки по той причине, что эффекты компактного размещения и эксплуатации единой инфраструктуры обеспечивают приличную экономию затрат.

    Например, Южная Корея, пройдя этап индустриализации и экспортного рывка, ликвидировала в своих локальных зонах специальные таможенные льготы, но сохранила модельную основу таких территорий - их парковый принцип организации. То же самое во многих случаях сделали и другие азиатские «тигры». Не исключено, что через какое-то время эти парковые структуры снова станут полноценными особыми зонами, но только уже с другим составом инвестиционных льгот, рассчитанных на задачи инновационного, постиндустриального роста.

    Российские же власти все смешали в кучу, поскольку не сделали четкого стратегического выбора в своей политике развития. С одной стороны, в апреле этого года правительство вроде отказалось от идеи энергетической сверхдержавы и взяло курс на инновационный прорыв, о чем свидетельствует известная «Концепция-2020». С другой стороны, оглядываясь на Китай 1980-1990-х годов, мы культивируем в зонах селективную поддержку отраслей-лидеров и технологий-локомотивов, то есть используем методы господдержки из арсенала догоняющей реиндустриализации. Но в эпоху глобальной конкуренции невозможно заранее угадать, какой именно сектор или технология станут бесспорными лидерами лет через двадцать.

    Поэтому никакой гарантии того, что затея с особыми зонами окажется на этот раз успешной, у нас, увы, нет. И практика уже начинает подтверждать эти сомнения.

    Прежде всего, при создании зон очень быстро проявилась непоследовательность. Даже базовый принцип локальности, положенный в основание закона 2005 года, строго говоря, реализован только для двух типов ОЭЗ, которые создавались первыми, - промышленно-производственных и технико-внедренческих. Но дальше стали появляться туристско-рекреационные зоны, охватывающие крупные и, главное, неопределенные по размерам территории. И именно этот, «негабаритный» тип зон сегодня численно доминирует в российской практике.

    Второй момент: закон об ОЭЗ не является актом прямого действия. Слишком многое при их организации отдано на усмотрение исполнительной ветви власти - и федеральной, и региональной. В результате все ключевые вопросы жизнедеятельности ОЭЗ требуют сложных бюрократических согласований в рамках триады РосОЭЗ - администрация региона - администрация конкретной ОЭЗ. Это ухудшает инвестиционный климат, создает широкие возможности для коррупции. Пикантный момент: администрации ОЭЗ по своему юридическому статусу являются некоммерческими организациями, то есть выпадают из регулярной системы как хозяйственного, так и административного права.

    После недавней проверки ОЭЗ прокуратура предъявила РосОЭЗ претензии по поводу нецелевого использования свободных средств (их прокрутки через банковские счета), а отдельным зонам - по поводу того, что реальную деятельность здесь ведет абсолютное меньшинство зарегистрированных пользователей. Все это во многом напоминает практику 1990-х годов, когда отдельные территории со специальным статусом и индивидуальными льготами (Калмыкия, Алтай, Эвенкийский автономный округ, Ингушетия и др.) быстро превращались в классические центры прибыли, где инвесторы только регистрировались ради ухода от налогов.

    При ответе на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - можно сказать что есть. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

    формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

    разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

    организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

    взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

    возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

    создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

    предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

    Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Вероятнее всего проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

    Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

    На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

    1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

    2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

    3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

    4) портовые особые экономические зоны.

    На территории особой экономической зоны не допускается :

    1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;

    3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

    Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Может быть досрочное прекращение существования особой экономической зоны.

    Особая экономическая зона создается на сорок девять лет . Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

    Коммерческая организация, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение, признается резидентом и заносится в соответствующий реестр.

    Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля проводят внеплановую проверку резидента особой экономической зоны по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. При неисполнении резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений до проведения внеплановой проверки лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами. Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.

    Соглашение об осуществлении промышленно -производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне заключается между резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и управляющей компанией.

    По соглашению об осуществлении деятельности резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сто двадцать миллионов рублей (за исключением нематериальных активов), при этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сорок миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности.

    Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу. Типовые формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны (далее - заявитель), представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности. К заявке должны быть приложены копии учредительных документов, бизнес-план, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. После получения всех документов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти принимает и направляет заявителю не позднее чем через десять рабочих дней после получения указанных документов решение о принятии заявке, об отказе в принятии заявки, передаче заявки на заключение соглашения.

    настоящим Федеральным законом и учитывается органами управления особыми экономическими зонами при заключении соглашения об осуществлении деятельности.

    В течение пяти дней со дня получения решения экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет в письменной форме заявителю уведомление:

    1) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана;

    2) об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;

    3) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.

    Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

    Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне. Споры, связанные с созданием или прекращением существования особой экономической зоны, нарушением резидентами особой экономической зоны условий соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне на территории особой экономической зоны, а также иные споры, возникающие из отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Вопрос №56. Понятие и виды инноваций. Правовые формы создания и реализации инноваций.

    Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

    В зависимости от инновационной сферы, т.е сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций:

    Продуктовые, т.е реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции) или предполагаемое использование существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;

    Процессные, т.е реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например, метода организации производственного процесса.

    В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будут считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения.

    В литературе представлено понимание инновационной деятельности как деятельности по разработке и внедрению инноваций, процесса создания нового товара от формирования идеи до освоения производства, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта (прибыли).

    Инновационная деятельность включает создание и выявление новшеств (знаний, технологий, информации) и их реализацию для получения нового или улучшенного продукта (работы, услуги), способа его изготовления.

    Виды инноваций по распространенности:

    единичные;

    диффузные;

    Виды инноваций по месту в производственном цикле:

    сырьевые;

    обеспечивающие (связывающие);

    продуктовые;

    Виды инноваций по преемственности:

    замещающие;

    отменяющие;

    возвратные;

    открывающие;

    ретровведения;

    Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

    локальные;

    системные;

    стратегические;

    По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:

    радикальные;

    комбинаторные;

    совершенствующие.

    По степени новизны для рынка инновации делятся также на:

    новые для отрасли в мире;

    новые для отрасли в стране;

    новые для данного предприятия (группы предприятий).

    Кроме того, классифицировать инновации можно:

    по степени воздействия на экономику;

    по уровню воздействия на процесс производства;

    по уровню воздействия на факторы производства;

    по области применения;

    по причинам возникновения;

    по характеру удовлетворяемых потребностей.

    Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:

    улучшающие;

    псевдоинновации.

    Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню;

    Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций;

    Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные - позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.

    Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:

    расширяющие;

    заменяющие;

    улучшающие.

    Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;

    Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;

    Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.

    По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.

    Виды инноваций по области применения:

    технологические;

    организационно-управленческие;

    экономические;

    маркетинговые;

    социальные;

    экологические;

    информационные.

    Есть и другие классификации инноваций.

    В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

    Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами , в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

    Цели создания свободных экономических зон могут быть:

    • придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
    • рост экспортного потенциала территории страны;
    • организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
    • освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

    При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение в мирохозяйственные связи , стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и .

    С функциональной точки зрения свободные экономические зоны можно подразделить на:
    • внешнеторговые , где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
    • технологические парки и технополисы , ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
    • комплексные производственные зоны , ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),
    • , где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.

    На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.

    Причины создания свободных экономических зон

    В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий . Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент , в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.

    В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных .

    В отличие от промышленно развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала , технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.

    Классификация свободных экономических зон

    Торговые — являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах. Промышленно-производственные — относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал. Технико-внедренческие — относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований.
    • Свободные таможенные
    • Бондовые склады
    • Свободные порты
    • Торгово-производственные
    • Импортозамещающие
    • Экспортно-производственные
    • Промышленные парки
    • Научно-промышленные парки
    • Экспортно-импортозамещающие
    • Технополисы
    • Технопарки
    • Инновационные центры
    • Офшорные
    • Банковских и страховых услуг
    • Туристических услуг
    • Зоны свободного предпринимательства
    • Специальные экономические зоны
    • Территории особого режима
    • Особые экономические зоны

    Мировой опыт создания СЭЗ

    По данным на июль 2006 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.

    Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

    Свободные экономические зоны в экономике России

    Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

    Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

    Причины создания СЭЗ в России:
    • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
    • стимулирование развития регионов;
    • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
    • создание высококвалифицированных рабочих мест.

    Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов : промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

    В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

    Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по , которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет :

    • освобождение от на срок 5 лет со дня регистрации;
    • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
    • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
    • освобождение от услуг по транспортировке товаров.

    В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

    Основные характеристики российских ОЭЗ

    Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны
    г. Санкт-Петербург Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета
    г. Дубна, Московская область Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета
    г. Зеленоград Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ
    г. Томск Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
    г. Липецк Производство бытовой техники и комплектующих к ней 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
    г. Елабуга, Татарстан Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

    Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.