Операции между резидентами и нерезидентами таблица. Валютные операции

Активные действия Российской Федерации по созданию в сжатые сроки всеобъемлющей системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, были соответственно оценены мировым сообществом. 11 октября 2002 г. Россию вычеркнули из "черного списка" стран, плохо борющихся с отмыванием денег, полученных преступным путем, где РФ находилась с 2000 г. А на пленарном заседании Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями, состоявшемся 18 - 20 июня 2003 г. в Берлине, было принято решение о принятии Российской Федерации в члены ФАТФ . Одновременно на июльском заседании ФАТФ в Берлине была принята новая редакция 40 рекомендаций, которая значительно конкретизирует ранее действующие стандарты и вводит новые более жесткие требования по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. ФАТФ призвала своих членов, в числе которых сейчас и Россия, незамедлительно начать работу по реализации пересмотренных 40 рекомендаций, устанавливающих новые международные правила в этой области.

В соответствии с новыми требованиями система ПОД/ФТ в Российской Федерации постоянно совершенствуется. Так, с 15 января 2008 г. в Закон было введено дополнение о том, что безналичные расчеты и переводы без открытия счета, совершаемые на территории РФ и из РФ, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом. В случае отсутствия вышеуказанной информации кредитная организация обязана отказать в совершении перевода.

26.5. Регулирование расчетно-платежных отношений

с зарубежными странами

Расчетно-платежные отношения между странами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве либо межбанковскими соглашениями. И те, и другие соглашения составляют правовую основу расчетно-платежных отношений России с зарубежными странами.

В зависимости от характера сложившихся расчетно-платежных отношений России с иностранными государствами их можно разделить на две группы:

Расчетно-платежные отношения со странами дальнего зарубежья;

Расчетно-платежные отношения со странами ближнего зарубежья (к ним относятся бывшие союзные республики, кроме стран Балтии).

С большинством стран дальнего зарубежья международные расчетно-платежные отношения Российской Федерации осуществляются в свободно конвертируемых валютах .

В качестве валюты расчетов используются доллар США, евро, фунт стерлингов и другие свободно конвертируемые валюты. Выбор конкретной свободно конвертируемой валюты определяется договоренностью сторон.

Расчетно-платежные отношения России с некоторыми странами регулируются межправительственными соглашениями о торговле и платежах, заключенными с ними бывшим СССР. Их действие сохраняется до сих пор. В этих соглашениях предусматриваются расчеты в свободно конвертируемых валютах в соответствии с валютным режимом договаривающихся стран. На таких же условиях были заключены соглашения о торгово-экономическом и техническом сотрудничестве с некоторыми государствами дальнего зарубежья уже Российской Федерацией.

Например, в Торговом соглашении с Правительством Демократической Республики Эфиопия (от 26 ноября 1999 г.) предусмотрены расчеты в свободно конвертируемой валюте "в соответствии с законодательством и правилами, действующими в их государствах".

По Соглашению между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики о торговом и экономическом сотрудничестве (от 31 марта 1995 г.) все платежи торгового и неторгового характера будут осуществляться в свободно конвертируемой валюте в соответствии с действующими в каждой из стран правилами валютного контроля, если иное не будет согласовано между сторонами отдельных сделок и не противоречит законам и правилам, действующим в каждой из стран.

Соглашением между Правительствами РФ и Исламской Республики Иран о торговом и экономическом сотрудничестве (от 14 апреля 1997 г.) предусмотрено, что все платежи между странами будут производиться в свободно конвертируемой валюте в соответствии с законодательством, действующим в каждой из стран. Но в отдельных случаях стороны - юридические и физические лица могут согласовывать иные способы платежей в соответствии с международно признанными нормами и правилами, не противоречащими валютному законодательству каждой из стран.

В соответствии с межправительственным Соглашением о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве между Россией и Сирией (подписано в 1993 г.) платежи между странами должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, а в отдельных случаях юридические и физические лица могут согласовывать иные валюты и способы платежей в соответствии с законами и правилами, действующими в обеих странах.

Расчеты между Россией и Индией производятся в основном в американских долларах и английских фунтах стерлингов. Однако по договоренности, достигнутой в 1997 г., расчеты по государственным кредитам, полученным Индией от бывшего СССР, могут осуществляться в индийских рупиях.

Приведенные выше формулировки свидетельствуют о том, что российские организации при заключении контрактов должны хорошо знать валютное законодательство своих партнеров, чтобы защитить себя от риска неоплаты по экспортным контрактам и риска непоставки импортных товаров.

Платежные соглашения клирингового типа достались России от бывшего СССР как его правопреемнице. При переходе на расчеты с этими странами в свободно конвертируемых валютах клиринговые счета не были полностью закрыты. Поэтому часть операций проходит по этим счетам.

Клиринг - это особый способ безналичных международных расчетов, устанавливаемый государствами по соглашению друг с другом и заключающийся в централизованном зачете встречных платежей этих стран. Клиринговый способ расчетов позволяет беспрепятственно производить взаимный зачет платежей без переводов валюты и золота. Тем самым облегчается регулирование расчетов в условиях валютных ограничений и достигается сокращение издержек обращения при расчетах.

Клиринговые соглашения заключаются вместе с соглашениями о товарообороте, устанавливающими контингенты поставляемых друг другу товаров. Государства берут на себя обязательства содействовать осуществлению поставок товаров, предусмотренных в контингентах.

При заключении соглашений товарные списки составляются таким образом, чтобы обеспечивалось равенство стоимости товарных поставок и, соответственно, равенство взаимных платежей с обеих сторон.

Но фактически это равенство не всегда соблюдается: причиной отклонения может быть расхождение во времени между поставкой товара и отражением суммы платежа на клиринговом счете (что зависит от формы расчетов между внешнеторговыми организациями страны-продавца и страны-покупателя).

Другие причины расхождений между расчетами и движением товаров - сезонный характер поставок, длительные сроки изготовления некоторых товаров.

Поэтому соглашениями допускается определенный взаимный кредит в расчетных целях; его называют техническим кредитом по клирингу.

В соглашении устанавливается валюта клиринга - это расчетная единица, в которой ведутся клиринговые счета. Клиринговые счета могут вестись в валюте одной из стран-партнеров, в валютах обеих стран или в валюте третьей страны.

Платежи с клиринговых счетов и на эти счета всегда производятся в каждой стране только в ее валюте. Поэтому необходимым условием нормального функционирования валютного клиринга является установление экономически обоснованного валютного курса по клирингу между валютой клиринга и валютами стран-контрагентов: завышенный клиринговый курс валюты одной страны (по сравнению с ее покупательной способностью) способствует импорту в эту страну из страны-партнера и препятствует экспорту в нее.

Техника ведения клиринговых счетов, порядок отражения на них сумм поступлений и платежей регулируются межбанковскими соглашениями. Сальдо клирингового счета представляет собой сумму обязательств одной из стран-партнеров, которые на данный момент не могут быть зачтены. Регулярно в согласованные сроки производится текущее выравнивание сальдо по клирингу.

В зависимости от способа погашения сальдо (сверх технического кредита) клиринги подразделяются на:

Клиринги без права конверсии - сальдо погашается только поставками товаров, услуг стороной, у которой образовалось отрицательное сальдо; другая сторона временно приостанавливает поставки до выравнивания сальдо;

Клиринги со свободной конверсией - сторона, у которой образовалось отрицательное сальдо (в любом объеме сверх технического кредита), обязана погасить его свободно конвертируемой валютой;

Клиринги с ограниченной конверсией - отрицательное сальдо (сверх технического кредита) погашается свободно конвертируемой валютой, если оно превысило определенную сторонами сумму.

Окончательное урегулирование сальдо может достигаться путем применения различных способов - дополнительными поставками товаров (услуг), погашением в свободно конвертируемой валюте, переносом его на клиринговый счет третьей стороны при ее согласии.

Валютным законодательством Российской Федерации открытие клиринговых счетов резидентами и нерезидентами не предусмотрено.

Свои особенности имеют международные расчеты Российской Федерации со странами Восточной Европы, Китаем и Монголией . С этими странами также заключены межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Но на их содержании сказалась политика России по развитию прямых связей регионов и хозяйствующих субъектов Российской Федерации с соответствующими субъектами других стран. Поэтому в этих соглашениях отмечается, что стороны внешнеторговых контрактов несут полную ответственность за их реализацию, а компетентные органы соответствующих стран контролируют их выполнение. Расчетно-платежные отношения осуществляются в свободно конвертируемых валютах или в национальных валютах этих стран в соответствии с их валютным законодательством через уполномоченные банки или через коммерческие банки, уполномоченные сторонами.

Особенностью платежно-расчетных отношений со странами Восточной Европы и другими странами бывшего СЭВ является то, что вследствие несбалансированности торговых связей с ними бывшего СССР у России образовалась большая задолженность перед этими странами, которая будет погашаться на основе договоренностей товарными поставками. Расчеты по этим поставкам осуществляются в следующем порядке:

Контракты на поставку заключают сами предприятия-изготовители либо внешнеторговые объединения, привлеченные к этой работе;

Расчеты рублевых затрат предприятий-изготовителей производятся с учетом отпускных цен промышленности, контрактных цен и изменений курса российского рубля к доллару;

Финансирование затрат, связанных с реализацией этих контрактов, осуществляет Минфин России;

Внешэкономбанк на основе подписанных с банками этих стран межбанковских соглашений осуществляет учет и расчеты по погашению долга.

Платежно-расчетные отношения со странами ближнего зарубежья с середины 90-х гг. осуществляются через уполномоченные коммерческие банки этих стран в свободно конвертируемых валютах, российских рублях, значительно реже - в национальных валютах соответствующих государств.

Курсы между валютой Российской Федерации и национальными валютами стран-партнеров определяются коммерческими банками самостоятельно, но их величина близка к валютным курсам, которые складываются на валютных биржах, где они котируются.

Важная роль в процессе совершенствования платежно-расчетных отношений между Россией и странами ближнего зарубежья отводится формированию единого экономического пространства, в рамках которого должны быть созданы условия для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах.

1. Валютная политика является одним из инструментов регулирования валютных отношений страны. Она должна обеспечивать устойчивость экономического развития государства, сбалансированность его внешнеэкономических связей, равновесие платежного баланса.

2. Конкретные задачи валютной политики на разных этапах исторического развития и формы ее осуществления определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

3. Валютная политика государства реализуется через валютное регулирование, представляющее собой комплекс осуществляемых государством мер экономического и административного характера, направленных на установление порядка проведения валютных операций. Осуществляется органами валютного регулирования.

4. Задача валютного регулирования - с помощью установленного порядка проведения валютных операций управлять внешними и внутренними потоками в целях воздействия в нужном направлении на финансовый рынок страны и ее экономику в целом.

5. Неотъемлемой частью валютного регулирования является валютный контроль за проведением валютных операций, который осуществляется органами и агентами валютного контроля.

6. Правовой базой валютного регулирования и валютного контроля является валютное законодательство. Его анализ позволяет сделать вывод о том, что система валютного регулирования в Российской Федерации в целом развивается в направлении либерализации. Это соответствует требованиям времени: перед страной поставлена задача вхождения в мировое хозяйство. Но либерализация валютного законодательства, приводящая к увеличению числа участников валютных отношений и увеличению объема валютных операций, требует повышения эффективности валютного контроля как инструмента валютной политики государства.

7. Платежно-расчетные отношения России со странами СНГ требуют совершенствования. В этом направлении важная роль отводится формированию единого экономического пространства и Платежного союза, конечная цель которого - создание многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.

8. Проблема борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма приобрела в последние годы особый размах и стала рассматриваться как первостепенная.

9. В Российской Федерации система ПОД/ФТ начала создаваться с 2001 г., когда был принят соответствующий Федеральный закон и создан специальный государственный орган - Федеральная служба по финансовому мониторингу.

10. Федеральным законом установлен перечень подозрительных операций и список организаций, которые обязаны информировать о них ФСФМ.

11. Наиболее активными участниками системы ПОД/ФТ в РФ стали кредитные организации, которые должны разрабатывать внутренние правила контроля на основе принципа "знай своего клиента" и привлекать в систему противодействия всех сотрудников банков.

Основные понятия

Валютная политика государства

Валютное регулирование

Девизная политика

Дисконтная политика

Валютная интервенция

Валютные ценности

Валютные операции

Валютные ограничения

Внешние ценные бумаги

Внутренние ценные бумаги

Внутренний валютный рынок

Паспорт сделки

Резидент

Нерезидент

Валютный контроль

Органы валютного контроля

Агенты валютного контроля

Репатриация экспортной выручки

Легализация (отмывание) преступных доходов (money laundering)

Этапы отмывания преступных доходов

Вопросы для самопроверки

1. Каковы задачи валютной политики государства и в каких формах она осуществляется?

2. Что такое валютное регулирование? С какой целью оно осуществляется?

3. Что является правовой базой валютного регулирования?

4. Каковы методы валютного контроля за совершением валютных операций?

5. Что относится к валютным ценностям?

6. Какие операции признаются валютными?

7. Какие органы осуществляют валютное регулирование?

8. Какие органы являются агентами валютного контроля?

9. Когда и почему проблема противодействия легализации преступных доходов стала особенно актуальна во всем мире?

10. В чем состоит механизм отмывания преступных доходов?

11. Когда в Российской Федерации началось создание системы ПОД/ФТ и какой специальный орган был образован?

12. Какие операции подлежат специальному обязательному контролю и какие организации обязаны информировать ФСФМ об этих подозрительных операциях?

13. Почему наиболее активными участниками системы ПОД/ФТ в РФ стали кредитные организации и какие действия они должны предпринимать для реализации Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем?

14. Когда Российская Федерация стала членом ФАТФ и какие обязанности это накладывает на нашу страну?

Глава 27. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ

И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международные финансовые институты призваны решать следующие задачи:

Объединять усилия всего мирового сообщества для достижения стабилизации международных финансов и мировой экономики;

Разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики;

Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование.

В данной главе рассматриваются предпосылки для возникновения международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций, составляющих институциональную основу мировой финансовой системы. Анализируется их деятельность с позиции целей и задач, стоящих перед ними, а также их роль в решении финансовых проблем, связанных с проведением рыночных реформ в развивающихся странах и государствах на постсоциалистическом пространстве.

27.1. Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ) учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Является институциональной основой мировой валютной системы.

Официально заявленные цели МВФ:

Содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере и развитию международной торговли;

Регулирование валютно-кредитных отношений государств - членов Фонда;

Оказание финансовой помощи своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов, путем предоставления им краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте;

Содействие в создании и функционировании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Предоставление странам-членам консультационной и технической помощи по валютным и финансовым вопросам.

Роль устава выполняют принятые на конференции Статьи Соглашения о МВФ, которые вступили в силу с 27 декабря 1945 г. Позднее в них несколько раз вносились поправки, что связано с эволюцией мировой валютной системы и трансформацией деятельности Фонда. Первая серия поправок внесена в 1968 - 1969 гг. (вступили в силу с 28 июля 1969 г.). Эти поправки связаны с введением СДР - специальных прав заимствования. Вторая серия поправок внесена в 1976 - 1978 гг. (вступили в силу с 1 апреля 1978 г.) и связана с заменой Бреттон-Вудской валютной системы новой - Ямайской валютной системой. В 1990 - 1992 гг. внесена третья поправка, касающаяся санкций в отношении стран-членов: за невыполнение обязательств перед Фондом предусматривалась приостановка права участвовать в голосовании.

Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г., имея в составе 99 стран-членов. К валютным операциям приступил с 1 марта 1947 г.

В начале 90-х гг. в Фонд вступили бывшие социалистические страны (за исключением КНДР и Республики Куба) и бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии - с апреля по сентябрь 1992 г., Таджикистан - в апреле 1993 г.

Постоянным местопребыванием руководящих органов является Вашингтон (США). Отделения Фонда находятся в Париже, Женеве, Токио, Брюсселе и Нью-Йорке (при ООН).

Внешним руководящим органом МВФ является Совет управляющих. В нем каждая страна - член Фонда представлена управляющим и его заместителем. Они назначаются правительствами соответствующих государств сроком на пять лет. Как правило, это министры или руководители центральных банков.

Совет управляющих собирается один раз в год для решения вопросов, входящих в его ведение:

Внесение изменений в Статьи Соглашения (Устав);

Выборы исполнительных директоров;

Прием и исключение членов;

Определение и пересмотр их долей в капитале;

Другие принципиальные вопросы.

Принцип голосования в Совете управляющих: решения принимаются простым большинством голосов (не менее половины), а по наиболее важным вопросам - специальным большинством (85% голосов по вопросам стратегического характера и 70% голосов по оперативным вопросам).

Таким образом, возможность стран влиять на результаты голосования фактически определяется их долей в капитале Фонда. Такой порядок обеспечивает получение решающего большинства голосов ведущими странами, так как они имеют наибольшее количество квот. Тем самым с помощью голосования эти страны направляют деятельность Фонда в своих интересах.

Совет управляющих имеет два рабочих органа - комитеты, которые готовят для него необходимые материалы.

Международный валютный и финансовый комитет (его предшественником был временный комитет) Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы занимается выработкой стратегических решений по функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, а также представляет Совету управляющих предложения о внесении изменений в Статьи Соглашения (Устав) МВФ. Но полномочий на принятие директивных решений он не имеет. Состоит из 24 управляющих, собирается два раза в год. В числе управляющих этого Совета представлена и Россия.

Комитет по развитию занимается консультированием и информированием Совета управляющих по вопросам, находящимся в ведении данного комитета.

Значительную часть своих полномочий Совет управляющих делегировал Исполнительному совету (директорату). Круг его полномочий широк: это политические, оперативные, административные вопросы; предоставление кредитов странам-членам, осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. На исполнительном комитете лежит ответственность за ведение дел МВФ.

Исполнительный совет работает на постоянной основе, проводит заседания три раза в неделю. Место его работы находится в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне. Состоит из 24 исполнительных директоров. Из них 5 назначаются в соответствии с Уставом США, Великобританией, Германией, Францией и Японией, имеющими наибольшие квоты в капитале. Россия, Китай и Саудовская Аравия представлены тремя директорами - по одному от каждой страны, 16 избираются от всех остальных стран-членов по принципу географической принадлежности. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года.

Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя на пятилетний срок. Он возглавляет административный штат и занимается текущими делами Фонда. Директор-распорядитель должен быть представлен одной из европейских стран. В Исполнительном совете решения в большинстве случаев принимаются путем достижения консенсуса.

Капитал МВФ складывается по образцу акционерного общества - из взносов государств, являющихся членами этой организации. Для каждой страны устанавливается квота в СДР. Ее величина определяется в зависимости от места страны в мировой экономике и внешней торговле: учитываются показатели ВВП, объем текущих операций платежного баланса и официальные золотовалютные резервы.

Размер квоты определяет сумму подписки на капитал, получаемую страной - членом Фонда сумму СДР при очередном распределении ресурсов и количество голосов страны в Фонде.

До 1978 г. 25% квоты страны оплачивали золотом, а 75% - национальной валютой. С 1978 г. вместо золота оплата производится резервными активами - СДР и конвертируемыми валютами, остальная часть квоты по-прежнему вносится национальной валютой.

Не реже одного раза в пять лет производится пересмотр квот, что связано с изменением роли государств в мировой экономике.

Денежные ресурсы Фонда складываются из собственного капитала и привлеченных заемных средств. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд долл. США. В дальнейшем он каждые пять лет увеличивался в связи с приемом в члены Фонда новых стран и возрастанием потребностей в денежных средствах для оказания помощи нуждающимся странам. В 1998 г. капитал Фонда составлял 199 млрд долл. В связи с расширением деятельности было принято решение о его дальнейшем увеличении до 288 млрд долл.

Для пополнения денежных ресурсов Фонд привлекает заемные средства. С этой целью в 1962 г. между Фондом и 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией и др.) заключены генеральные соглашения о займах. Согласно им страны - участницы соглашений или их центральные банки открывают Фонду кредитную линию на постоянно возобновляемой основе. Первоначально соглашения были заключены на четыре года, но потом они продлевались каждые пять лет. Лимит кредита первоначально был установлен в 6,5 млрд СДР (8,8 млрд долл.), а с декабря 1983 г. увеличен до 17 млрд СДР (около 24 млрд долл.).

По этим соглашениям средства предоставляются Фонду при необходимости предотвратить или устранить расстройства в мировой валютной системе. По полученным займам МВФ платит проценты и обязуется погашать кредиты в течение пяти лет.

В 1997 - 1998 гг. для противодействия кризисным явлениям в финансовой сфере были расширены возможности Фонда по привлечению займов. МВФ заключил новые соглашения о займах уже с 25 странами. В соответствии с этими соглашениями МВФ может получать от государств-участников при необходимости займы на общую сумму до 34 млрд СДР (около 47 млрд долл.). Это максимальная сумма средств, которую может заимствовать Фонд в рамках обоих видов соглашений. Причем в случае привлечения займов первым в порядке очередности источником должны быть генеральные соглашения. Они же должны быть и главным по объему источником заимствований.

Для пополнения кредитных ресурсов МВФ может получать займы и на двусторонней основе, что он и делал в 80-е гг. Им были получены займы у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Швейцарии, Японии, Саудовской Аравии и других стран.

Устав позволяет Фонду привлекать займы и от частных банков, но этой возможностью он не пользовался.

Основным направлением деятельности МВФ является предоставление кредитов странам-членам, нуждающимся в иностранной валюте. При этом Фонд имеет дело только с официальными органами стран-заемщиков: с министерствами финансов, казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Кредиты в иностранной валюте предоставляются на следующие цели:

Для покрытия дефицитов платежных балансов, что фактически означает пополнение валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;

Для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, т.е. для покрытия расходов правительств.

Валютные средства могут предоставляться как за счет собственных денежных ресурсов, так и за счет заемных средств. Механизм предоставления кредитов заключается в следующем.

В соответствии с терминологией, используемой в Уставе Фонда, предоставление кредитов из собственных средств называется сделкой, а за счет заемных средств - посреднической операцией. Страна, нуждающаяся в получении кредита в иностранной валюте или СДР, осуществляет их покупку в обмен на эквивалентную сумму своей национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При наступлении срока погашения кредита эта страна обязана вернуть Фонду полученную иностранную валюту или СДР в обмен на свою национальную валюту, т.е. фактически выкупить ее. Такие операции не являются кредитными в чистом виде. По своей сути это сделки купли-продажи валюты, если заемные средства предоставляются за счет собственных ресурсов Фонда. Если же они выделяются заемщику за счет привлеченных ресурсов, то фактически Фонд выступает в роли посредника: он оказывает заемщику посредническую финансовую услугу.

При разработке механизма кредитования предполагалось, что на все валюты будет предъявляться равномерный спрос странами - членами Фонда, в результате чего национальные валюты, находящиеся у МВФ, будут переходить от одной страны к другой. А если национальная валюта страны-должника, находящаяся у МВФ, покупается другой страной, то эта сумма засчитывается в погашение задолженности Фонду. Но на практике сложилось иначе. С просьбами о предоставлении кредитов в Фонд обращаются, как правило, страны, национальные валюты которых являются неконвертируемыми или не используются в международных расчетах. Из-за отсутствия спроса на них они остаются в Фонде до тех пор, пока их не выкупят страны-должники. Фактически это означает предоставление таким странам валютных средств в кредит под залог национальных валют.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. "Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками".

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;
  • внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ). Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам - резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.
Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами - резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова "выпущенными от имени Российской Федерации". Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.
  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова "юридических лиц".
  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам - резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).
Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация - резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами - резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента.
Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

Подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала . Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений. Операции по движении капитала осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ и ЦБ РФ.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли , при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках; операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуально деятельности, в том числе исключительных прав на них; операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо го из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной пере возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов; операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях; операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте РФ; операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в федеральный бюджет , бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками , связанные: с получением и возвратом кредитов и займов , уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам; внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (вкладов); приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей , выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам; с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков , номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств , приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.

Нерезиденты вправе:

  1. без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;
  2. осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении таких операций.
Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

90. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях:

Предотвращения сокращения золотовалютных резервов;

Резких колебаний курса валюты РФ;

Поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами ЦБ РФ может устанавливать только требование об использовании специального счета и резервировании.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:

Расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов);

Операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:

Расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нерезидентов);

Операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;

Исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

Операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг;

Операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

109. Валютные операции коммерческих банков В современных условия все большее значение приобретает выполнение банками валютных операций. По своему экономическому содержание они включают себя как активные, так и пассивные операции банков, т. е. относятся к

автора Иода Елена Васильевна

6.1. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СО СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Коммерческие банки осуществляют несколько видов валютных операций со средствами физических лиц: открытие и ведение счетов в иностранной валюте; валютнообменные операции; неторговые операции.

Из книги Основы организации деятельности коммерческого банка автора Иода Елена Васильевна

6.2. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПОРУЧЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Все операции, осуществляемые коммерческим банком в интересах юридических лиц условно можно разделить на две группы: пассивные и активные.К пассивным операциям относят привлечение депозитов в иностранной валюте и

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

43. Валютные операции коммерческих банков Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным

Из книги 1C: Бухгалтерия 8.0. Практический самоучитель автора Фадеева Елена Анатольевна

Глава 6. Кассовые операции и операции по расчетному счету Местами хранения денежных средств предприятия являются кассы и расчетные счета. Фактические данные о наличии денежных средств в кассах предприятия и на расчетных банковских счетах учитываются по каждому месту

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

112. Банковские операции. Пассивные операции Операции коммерческого банка условно делятся на три основные группы:1) пассивные операции (привлечение средств);2) активные операции (размещение средств);3) активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.).Пассивные операции

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

91. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 77. Валютные операции К валютным операциям относятся операции связанные: 1. – с переходом права собственности на валютные ценности, 2. – с использованием в качестве средства платежа валюты, а также рублей при осуществлении внешнеэкономической деятельности, 3. – с

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Валютные операции банков Валютные операции могут быть классифицированы по целям: – валютообменные; – спекулятивные (надежда на выгодное изменение курса) и арбитражные (получение прибыли от разницы цен на разных рынках => нет риска). С точки зрения времени и техники

автора Крышкин Олег

Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами)» В целом особенности данного подпроцесса освещены в разделе по процессу «Управление активами».Аудитор должен понимать, что при перемещении ТМЦ (в отличие от ОС) имеет смысл ожидать определенную их утрату.

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами), включая операции по разборке и сборке» В зависимости от отрасли перемещения основных средств могут быть как минимальными (например, производство состоит из стационарных технологических линий, конвейерное

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

Обменные операции и операции досрочного выкупа государственных бумаг Существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Компромисс между ростом/застоем и между адаптацией/эффективностью В отношениях между маркетингом и производством должен быть найден стратегический компромисс. Две типичные конфликтные ситуации связаны с выбором между ростом и застоем и между адаптацией и

Из книги Экспортные контракты автора Корнийчук Галина

5.5. Валютные операции В статье 1 Закона № 173-ФЗ дано достаточно широкое определение понятия «валютные операции». Так, в соответствии с п. 9 ст. 1 данного Закона к валютным операциям относятся: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента

Из книги Частный капитал в СССР автора Ларин Юрий

10. Валютные операции Нажива от валютных операций - это есть десятый путь накопления частного капитала нелегальными и полулегальными приёмами. Я имею здесь в виду прежде всего:1) спекуляцию на курсе бумажных денег в период большого колебания этого курса, 2) торговлю

Понятие содержится в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», в статье 1.

Резидент это:

  1. Физическое лицо
    1. Гражданин РФ, кроме:
      1. Постоянно проживающего за границей не менее 1 года;
      2. Имеющие вид на жительство иностранного государства;
  • Временно пребывающий за границей не менее 1 года (рабочая/учебная виза – не менее 1 года).
  1. Имеющий вид на жительство РФ.
  2. Юридические лица – на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ.
  3. Филиалы ЮЛ, указанных в пункте 3, за рубежом;
  4. Консульства, дипломатические организации РФ, находящиеся за границей;

Нерезидент это:

  1. Не граждане РФ;
  2. Юридические лица на территории иностранного государства, созданные в соответствии с законодательством этого государства;
  3. Не юридические лица, созданные не по российскому законодательству;
  4. Консульства, дипломатические организации иностранных государств;
  5. Филиалы/представительства межправительственных и межгосударственных организаций;
  6. Филиалы/представительства зарубежных юридических лиц;

Валютные операции:

Валютные операции между резидентами:

  • Покупка резидентом у резидента;
  • Продажа резидентом резиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;
  • Перевод валюты между резидентами;

Валютные операции между резидентами и нерезидентами:

  • Покупка резидентом у нерезидента/нерезидентом у резидента;
  • Продажа резидентом/нерезидентом нерезиденту/резиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;

Валютные операции между нерезидентами:

  • Покупка нерезидентом у нерезидента;
  • Продажа нерезидентом нерезиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;
  • Ввоз и вывоз валюты;
  • Перевод валюты.

Пока действует инструкция по валютным операциям от 2012 года, но с 1 января 2012 года она утрачивает силу. В силу вступит новая инструкция. Информация, представленная в статье, будет базироваться на инструкции, вступающей в силу с 1 января 2018 года. Данная инструкция действуют в отношении резидентов, и нерезидентов, кроме нерезидентов физических лиц.

Документы при проведении валютных операций

Правила для резидентов

После зачисления валюты на транзитный счет резидент обязан не позднее 15 рабочих дней предоставить документы в банк.

Перечень документов:

  • Паспорт, иной документ удостоверяющий личность;
  • Свидетельство о регистрации ИП, юридического лица;
  • Подтверждение о постановке на учет в налоговой;
  • Относительно недвижимости – это может быть договор купли-продажи, или иной документ подтверждающий права на него;
  • Подтверждение открытия счета за пределами территории Российской Федерации;
  • Основание проведения валютной операции: договор, соглашение, накладные и пр.;
  • Документы, которые выдает банк (квитанции, выписки);
  • Таможенные документы;
  • Паспорт сделки – совокупность сведений о сторонах валютной операции, указывается конкретный вид валют, сумма операции, процентная ставка (для кредита), график платежей. Паспорт сделки – это комплексный документ из всех других документов, представляющий информацию в сжатом виде;
  • Документы о родстве (свидетельство о браке, свидетельство о рождение и пр.);
  • Вид на жительство иностранного государства (для граждан РФ);
  • Договор факторинга, при его наличии;
  • Подтверждение совершения валютной операции (квитанция, выписка).

Для нерезидентов:

Перечисленное выше, а также:

  • Подтверждение возможности осуществления валютных операций, если такое требование есть в иностранном государстве.

При проведении валютных операций большое значение имеет код вида операции. Список кодов содержится в Приложении 1 к инструкции.

Деньги с транзитного счета могут быть сняты как после предоставления необходимых документов, так и до. Средства могут быть выданы до предоставления вышеуказанных документов при предоставлении банку информации о коде вида операции.

Для выдачи валютных средств резидент подает в банк распоряжение об этом и документы, перечисленные выше.

Когда резидент не должен представлять документы

  1. При предоставлении валюты с согласия резидента;
  2. При взаимодействии с банком, открывшим счет;
  3. При передвижении валюты между счетами резидента;
  4. Вывод средств для выплат пенсий, социальных пособий нерезиденту;
  5. Во время использования валютной платежной карты;
  6. Аккредитив;
  7. При работе с суммой не больше 200 тыс. руб. (в эквиваленте), если резидент представит информацию о коде.

Сроки предоставления информации (информация о коде, документы по валютной операции) для проведения валютной операции

  1. Зачисление иностранной валюты на транзитный счет – одновременно предоставляется вся информация;
  2. Перевод российских рублей – 15 рабочих дней после осуществления операции;
  3. Вывод иностранной валюты со счета в иностранной валюте – одновременно;
  4. Вывод российских рублей со счета в рублях – одновременно.

Правила для нерезидентов

Ситуация: нерезидент открыл счет в российских рублях в российском банке. Для того, чтобы снять эти деньги, нерезидент должен представить в банк информацию о коде.

Не должен предоставлять эту информацию в случае:

  1. При взыскании по законодательству РФ;
  2. Дебетования;
  3. Взаимодействия с банком, открывшим счет;
  4. Перевод между счетами нерезидента;
  5. Использования платежной карты.

Экспортный/импортный/кредитный договор резидента

Резиденту независимо от того какой стороной он будет в договоре (импортер/экспортёр) необходимо ставить договор на учет в уполномоченном банке. Резидент в таком случае обязан проводить все валютные операции именно через этот банк.

Исключения из этого правила:

  • Счет открыт в филиале уполномоченного банка – валютные операции могут проводиться и через головной офис этого банка;
  • Счет от крыт в головном офисе – операции могут проводиться в филиале;

Экспортер предоставляет в банк данные о договоре либо сам договор.

Импортер и сторона-резидент в кредитном договоре обязаны представить в банк сам договор.

Сроки предоставления документов по таким договорам:

  1. При перечислении любой валюты на счет нерезидента – до выдачи распоряжения банку;
  2. При перечислении любой валюты на счет резидента от нерезидента – не позднее 15 рабочих дней после перевода средств;
  3. При перечислении любой валюты на счет резидента от нерезидента, счет открыт в банке-нерезидента – не позднее 30 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 30-дневнй срок пойдет с 1 декабря);

В кредитном договоре не указана точная сумма:

  1. Перевод средств резидентов нерезиденту, либо наоборот (нерезидент-резидент) не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря) для:
    1. Импортного и кредитного договора, сумма должна быть равно или больше 3 миллионов рублей;
    2. Экспортного договору, сумма должна быть равна или больше 6 миллионов;
  2. Исполнение договора – ввоз/вывоз продукции, когда необходимо таможенное декларирование – не позднее передачи таможенных деклараций;
  3. Исполнение договора – ввоз/вывоз продукции, когда не необходимости в таможенном декларировании – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря);
  4. Исполнение договора – услуги, работы, интеллектуальная деятельность – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря);
  5. Исполнение обязательств происходит иными способами (не теми, что указаны выше) – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря).

Снятие договора с учета в банке

Причины снятие договора с учета:

  1. Переход на обслуживание в другой банк, в том числе при переходе в другой филиал или головной офис;
  2. Закрытие счета;
  3. Обязательства исполнены в полной мере;
  4. Одна из сторон воспользовалась уступкой права требования;
  5. Обязательства прекращены/исполнены по иным основаниям;
  6. Договор на учете из-за ошибки.

Заявление на снятие с учета должно содержать:

  1. Номер договора;
  2. Одну из причин снятия с учета со ссылкой на конкретный пункт инструкции;
  3. Информация о лице, на чье имя происходит уступка требования;
  4. Подтверждение уступки требования;
  5. Подтверждение исполнения кредита.

Одно заявление может снимать с учет несколько договоров.

Изменение информации о договорах, поставленных на учет

Субъект подает заявление о внесении изменений в договор в банк, в котором договор состоит на учете.

Заявление на изменение информации должно содержать:

  1. Номер договора;
  2. Документ, являющийся причиной внесения изменений (например, дополнительное соглашения);
  3. Указывается дата визирования, изменяющих документов.

Указанные выше документы подаются в банк после их окончательного утверждения не позднее 15 рабочих дней.

Отношения с банком и субъектом (резидент/нерезидент) – способы взаимодействия по инструкции

Взаимодействие с банком стоится на взаимной договорённости между банком и субъектом (резидентом/нерезидентом).

Документы, предоставляемые в банк должны быть подлинными либо заверенной копией.

Документы могут быть представлены как в электронном виде, так и на бумаге (это согласуется с банком).

Физические лица и ИП, либо их представители сами подписывают документы и проставляют печать.

От юридических лиц подпись и печать ставит лицо, уполномоченное юридическим лицом, должно предоставить в банк соответствующие документы (приказ о назначении, протокол решения общего собрания участников и пр.).

Если документы отправляются в банк в электронном виде, то они должны быть подписаны электронной подписью. Для получения электронной подписи необходимо обратиться в ЭЦП (Единый портал электронной подписи)

Дата получения документов в банке – дата их предоставления.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Права:

  1. Могут ознакомиться с документами, результатами проверок;
  2. Могут обжаловать действия/бездействия уполномоченных органов;
  3. Могут возместить у государства ущерб, в связи с неправомерными действиями уполномоченных лиц, контролеров.

Обязанности:

  1. Субъекты обязаны давать доступ к документам, необходимым для проведения проверок;
  2. Сохранять документы по валютным операциям в течении 3 лет, вести их учет и отчетность. По информации указанной выше, вы видели, что в банк, необходимо предоставлять все документы, вплоть до квитанций и платежек. Будьте внимательны, не пренебрегайте этим правилам, иначе вы можете стать нарушителем закона;
  3. Субъекты должны исполнять требования уполномоченных органов, контролеров, касающихся выявленных правонарушений;
  4. Резидент должен обеспечить проходимость средств по счетам, обеспечить оформление паспортов сделки.

Репатриация

Репатриация – это процесс возвращения актива, предмета символической ценности добровольно или насильственно его владельцу или месту его происхождения или гражданства. Этот термин может относиться к нечеловеческим субъектам, таким как конвертация иностранной валюты в валюту своей страны, а также к процессу возвращения военнослужащих к месту их происхождения после войны. Это также относится к дипломатическим посланникам, международным должностным лицам, а также эмигрантам и мигрантам в период международного кризиса.

Репатриация валюты происходит, когда иностранная валюта возвращается обратно в валюту страны происхождения. Репатриация также относится к выплате дивидендов зарубежной компанией российской фирме. Прямые иностранные инвестиции не облагаются налогом до тех пор, пока дивиденды не будут выплачены контролирующей материнской компании и, таким образом, будут репатриированы. Доход от прямых иностранных инвестиций облагается налогом только страной, в которой он включен до репатриации. В настоящее время существует сотни миллиардов прямых иностранных инвестиций из-за нежелания репатриировать эти доходы.

Резиденты обязаны обеспечить по отношению к нерезидентам:

  1. Возможность перевода средств со стороны нерезидента резиденту;
  2. Возможность реверсии (возврата) средств, из-за неисполнения договора;

Документы, предоставляемые в банк со стороны резидента:

  1. Информация о периоде получения средств от нерезидента;
  2. Информация о периоде исполнения договора со стороны нерезидента;

Резидент может не использовать счета в банке в случаях:

  1. Если договор заключен на срок более 2 лет с нерезидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ;
  2. Когда нерезидент оплачивает расходы резидента, связанные со строительством, созданием объектом на территории иностранного государства (расходы в иностранном государстве);
  3. При проведении культурно-массовых мероприятий;
  4. Когда происходит зачет требований по отдельным категориям деятельности
  5. Для транспортных компаний.