Основные доходы в региональный бюджет. Доходы и расходы региональных бюджетов

Доходы бюджета. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Одновременно Федеральным бюджетом установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недра ми, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам. К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

средства, получаемые от продажи регионального имущества;

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, между народных организаций и правительств иностранных государств. В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенными законом о бюджете.

Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

формирование государственной собственности субъектов Федерации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных рас ходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов -- представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, пре доставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Феде рации. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития. К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.

December 25th, 2012

Рейтинг доходов и дотационности бюджетов регионов России, в силу ряда спекуляций на эту тему – не только экономический, но и политический вопрос. Мы проводили аналогичный анализ по итогам 2010 года – «Реальный размер дотаций Северному Кавказу» , тогда основной темой работы были дотации регионам Северного Кавказа. В данной работе мы расширяем рамки анализа, как в политическом смысле (региональный сепаратизм), так и в экономическом (расслоение в развитии регионов нашей страны).
Рейтинг подводит итоги 2011 года, к сожалению, итоговые данные по году появляются очень поздно, поэтому мы можем сделать публикацию только сейчас.

В качестве источников информации использованы данные: Федерального Казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ и об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов , и итоги всероссийской переписи населения 2010 года .

Консолидированный бюджет – включает в себя все виды государственных расходов на уровне страны или отдельного региона, в том числе на: чиновников, бюджетников, пенсии, прочие социальные выплаты, силовые структуры, все виды федеральных программ, госзаказ и т.д. Т.е. нет не копейки государственных денег, которые не были бы учтены в данном рейтинге.
Охват всех видов гос. расходов (включая внебюджетные фонды) – важная отличительная черта нашего рейтинга, другие подобные публикации (Минфина и т.д.) учитывают неполный перечень гос. расходов и не все виды дотаций.

Дотации – в качестве размера дотаций берутся данные о безвозмездных поступлениях (из отчета Федерального Казначейства), которые включают в себя все виды дотаций, субвенций, субсидий и т.д. Для облегчения восприятия информации, мы используем общепринятый термин «дотации».

Подчеркиваем, что в рейтинге представлены данные о доходах региональных бюджетов, а не граждан (эти цифры коррелируют между собой, но, по понятным причинам, не совпадают). Федеральные округа:
При анализе федеральных округов, мы не использовали для Центрального федерального округа данные по Москве и для Северо-Западного по Санкт-Петербургу, так как их доходы сильно повлияли бы общую картинку и, в силу большого разрыва между регионами (который будет виден ниже), не дали бы возможности полноценно рассмотреть данные других регионов из этих федеральных округов.
Также для Северо-Кавказского федерального округа мы не использовали данные по Ставропольскому краю, так как спекуляции здесь идут именно по нац. республикам.


Столбец «к 2010 году, %» показывает изменения доходов федерального округа в 2011 году, по отношению к 2010 году (показатель 2010 взят за 100%).
Абсолютные доходы федеральных округов сильно зависят от количества и уровня регионов, входящих в тот или иной федеральный округ. В лидерах: Приволжский (13 регионов), Центральный (17 регионов, без учета Москвы) и Сибирский (12 регионов).
Важность не только количества, но и развитости регионов видно на примерах:
Приволжский федеральный округ опережает Центральный, имея на 4 региона меньше. Это достигается за счет того, что в Поволжье расположены крупные регионы, с 4 городами-миллионниками (Нижний Новгород, Самара, Казань и Уфа), развита добыча и переработка нефти. В то время, как в Центральном федеральном округе небольшие регионы, без существенных сырьевых запасов.
Занимающий 5-ое место Уральский, имеет всего 6 регионов, но, в нем добывается большая часть российских нефти (ХМАО) и газа (ЯНАО) + мощные промышленные и металлургические Свердловская и Челябинская области, поэтому Уральский федеральный округ наступает на пятки Сибирскому, уступая ему по количеству регионов в 2 раза.
Важно подчеркнуть, что Сибирь действительно является центром добычи нефти и газа в России, но находящиеся географически в западной Сибири ХМАО и ЯНАО официально отнесены к Уральскому федеральному округу.

Беднейший федеральный округ (с большим отставанием) – Северо-Кавказский. На все регионы Северного Кавказа тратиться 1,2% от консолидированного бюджета России (доходная часть которого составляет 20 855 368 359 925 руб.).

Гораздо более важным показателем, позволяющим действительно сравнивать федеральные округа (и отдельно взятые регионы), являются доходы на душу населения:


Здесь картинка уже совсем другая, лидер по абсолютным доходам Приволжский федеральный округ оказался третьим с конца, а в лидерах сырьевые федеральные округа: Дальневосточный и Уральский, т.е. те самые ресурсные кладовые, за «выжимание всех соков» из которых так беспокоятся сибирские и дальневосточные сепаратисты.

Все федеральные округа поменялись местами, неизменно только последнее место – Северо-Кавказский федеральный округ беднейший и по доходам на душу населения.
Разрыв между 1-м и последним местом – 2,4 раза, это не так критично, как разрывы в доходах регионов (см. ниже).

Наиболее важный показатель рейтинга – это уровень дотационности, приводить его в абсолютных цифрах нет смысла, так как они нам не о чем не скажут. Поэтому сразу перейдем к показателю размера дотаций на душу населения:

Как и в 2010 году, самый дотационный федеральный округ России – Дальневосточный , на 2 месте, тоже как и в 2010 идет Северо-Кавказский. Меньше всех дотаций получают Приволжский и Центральный федеральные округа.
Самый большой рост подушевых дотаций был в Южном федеральном округе, затем идут Северо-западный и Северо-Кавказский.

Совокупные дотации регионам Северного Кавказа составляют 182 657 116 417 руб. или 0,86% от от консолидированного бюджета России .

Как видно из приведенных выше данных, самые высокие подушевые доходы бюджетов у регионов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, объясняются высокой степенью их дотационности. Безусловно, как показывает практика, этих дотаций (как и качества их использования) совершенно недостаточно для развития Дальнего Востока, но, они самые большие в России. Регионы:
Главная часть рейтинга – доходы и подушевые дотации отдельно взятых регионов России. Доходы консолидированных бюджетов российских регионов:

По абсолютным показателям ожидаемо лидирует Москва, как крупнейший по населению регион, многократно превосходящий по числу жителей другие крупные города и регионы страны.
В лидерах (первая 20-ка) регионы, сильно зависящие от добычи и первичной переработки сырья, за несколькими исключениями, что наглядно показывает огромный сырьевой крен нашей экономики.

Это типичная черта стран 3-го мира, развивающихся не по своим моделям адаптированным к историко-культурным особенностям страны, а слепо копирующая чужие модели. Россия, как и большинство стран 3-го мира, копирует западный уклад, вследствие чего становится не великой державой, а периферией мировой капиталистической системы – сырьевым придатком. Отсюда сверхвысокая концентрация капитала в столице и все остальные проблемы.

В лидерах по росту доходов бюджета Чукотский автономный округ, Москва, Краснодарский край и Калининградская область. Снижение доходов есть всего в 1 регионе – Еврейской автономной области, в ней же самый низкий по абсолютным показателям бюджет (8 917 322 741 руб.), но неплохой по подушевым, подробнее об этом ниже:

Как и в 2010 году, в лидерах по размеру консолидированного бюджета на душу населения регионы Дальнего Востока и Урала. Если лидерство ключевых нефтегазодобывающих регионов нашей страны: ЯНАО, ХМАО, Тюменской области естественно, то сверхвысокие доходы бюджетов регионов Дальнего Востока и Ненецкого АО (Северо-Запад) объясняется их высокой дотационностью (см. ниже). Беднейший регион России – Дагестан.
Лидирующая по абсолютным показателям Москва находится в хвосте 10-ки, занимая только 9 место.

Лучшие показатели из регионов Северного Кавказа у Чечни, которая занимает 19 место. Совокупные дотации Чечне составляют 0,34% от бюджета России , на Ингушетию приходится 0,08%, на Дагестан 0,28%.

Организаторы кампании «Хватит кормить Кавказ» формально идут под чисто экономическими лозунгами «неравномерного распределения дотаций», но они ведь не конченные идиоты и в состоянии разобраться, какие регионы в реальности наиболее дотируемые. И никакие климатические и транспортные факторы не перекрывают многократную разницу в уровне дотационности СК и Дальнего Востока. Кроме того, есть пример республики Алтай (южная Сибирь), в которой подавляющее большинство населения русские и климат неплохой, но уровень подушевых дотаций там выше, чем в любом северо-кавказском регионе.
Аналогичная ситуация с организаторами митинга «Хватит кормить Москву» , который прошел в рамках кампании «Хватит кормить Кавказ». Самые богатые и высокодотируемые регионы России – это, прежде всего, регионы Дальнего Востока и нефтегазодобывающие регионы Сибири.

Но сибирских племенников , как и их московских коллег, не волнуют факты, им нужно совсем другое – реализация схемы: все начинается с наиболее острой «антикавказской» темы, затем, собранную таким образом энергию, перебрасывают на вторую по остроте тему – «антимосковскую». После чего начнутся межрегиональные разборки, на волне которых запускают уже «антирусскую» волну от лица поморов, сибиряков и т.п. К «антирусской» волне регионалисты-племенники уже вполне готовы, что наглядно видно на примере поморов .
В итоге все придет к развалу России по региональному признаку и развалу русского народа на ряд племен, причем сделано это будет от лица «русских националистов» . Например, Сибирь не может отделиться только от Москвы, под антимосковские лозунги Сибирь будут отделять от Владимира, Новгорода, Самары, Краснодара и т.д.

С другой стороны, глупо замалчивать очевидные проблемы:
1) Межнациональная рознь, во многом вызванная архаизацией и миграцией населения Кавказа, это одна из самых острых проблем нашего общества. Замалчивание проблемы или делание вида, что якобы «все хорошо», только усугубляет проблему и толкает русских мальчишек в руки Крылова и ему подобных.

2) С чисто экономической точки зрения, в регионах Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и всей России в целом очевидные проблемы. Да, Чечня прошла через 2 гражданские войны и ей нужно время на восстановление, но на территории других регионов полномасштабной войны не было, да и в Чечне мир длится уже более 10 лет, почему не снимается проблема высокой дотационности? Списать все просто на «ворующие элиты» нельзя, так как сразу возникает ряд вопросов: почему элита может себе эта позволить, почему она формируется из людей, которые так действуют, почему нет сопротивления и т.д. Все эти вопросы неизбежно приводят к обсуждению не только проблем отдельно взятых регионов, но и всей системы устройства нашей страны. Не дав ответ на все эти вопросы, мы рано или поздно потеряем Родину.

Псевдонационалистические вирусы (в отличие от здорового национализма) могут существовать только в крайне нездоровой среде, факт их активной деятельности в нашей стране говорит об огромных системных проблемах.
В России любят сводить обсуждение государственных проблем к вопросам личности, по принципу «плохой»/«хороший»: был «плохой» Горбачев, его сменили на «хорошего» Ельцина, потом стал «плохой» Ельцин, его сменили на «хорошего» Путина, теперь уже и Путин для немалой части общества «плохой», заменим его на очередного «хорошего» и далее по кругу?
Нам давно пора перейти от анализа личности к анализу системы и понять, что любая система власти устроена следующим образом (упрощенно): есть лидер, есть опорный класс (элита) и есть народ. Элита была сформирована в рамках Перестройки 1 и с тех пор последовательно сжирает нашу страну и сожрет нас до конца, периодически меняя очередного «плохого» на очередного «хорошего».
Сейчас в нашей стране набирает обороты Перестройка 2 , пока она только раскручивается на Болотной-Сахарова , но и в СССР в 1989 году никто не мог предположить, что Родины скоро не станет.

Не сменив стратегический курс нашей страны (без чего не будет смены элиты) и бегая дальше по перестроечному кругу, мы погубим нашу Родину, семью, самих себя.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему. К региональным налогам и сборам относятся:

Налог на имущество организаций;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

60% от суммы налога, начисленной налогоплательщикам по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется а доход регионального бюджета. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом: -- 80% от суммы налога -- в доход федерального бюджета; -- 20% от суммы налога -- в доход регионального бюджета.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:

74,5% от суммы налога -- в доход федерального бюджета;

20% от суммы налога -- в доход бюджета автономного округа;

5,5% от суммы налога -- в доход бюджета края или области.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

Средства, получаемые от продажи регионального имущества;

Средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

Средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

Средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

Часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

Другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично -- в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Представительней орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.

Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.

При отсутствии задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.

С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

Для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.

Долгосрочные займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени.

Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.

Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения.

Тем не менее, существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов. Бюджетные расходы обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение всего года, в то же время поток поступлений в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.

Если региональные органы власти не располагают возможностями по немедленному увеличению доходов, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.

При использовании займов на эти или иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры.

2 августа 2019 , Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на совершенствование системы межбюджетных отношений Федеральный закон от 2 августа 2019 года №307-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 24 октября 2018 года №2288-р. Федеральным законом уточняются условия и порядок распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Уточняются положения, регулирующие вопросы предоставления субвенций бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, в том числе в форме единой субвенции.

16 апреля 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О предоставлении дотации Забайкальскому краю на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы Распоряжение от 11 апреля 2019 года №698-р. Забайкальскому краю направляются средства для обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

15 апреля 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в порядке администрирования доходов бюджетов всех уровней от штрафов, неустоек, пеней Федеральный закон от 15 апреля 2019 года №62-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 27 июня 2018 года №1287-р. Федеральный закон направлен на урегулирование вопросов, связанных с зачислением в доходы бюджетов всех уровней штрафов, неустоек, пеней по договорам гражданско-правового характера, а также платежей, уплачиваемых в целях добровольного возмещения ущерба, причинённого государственному или муниципальному имуществу, или вреда, причинённого окружающей среде.

1 апреля 2019 , Инструменты управления общественными финансами Утверждён бюджетный прогноз на долгосрочный период Распоряжение от 29 марта 2019 года №558-р. Утверждён бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. Ключевая цель бюджетного прогноза – оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций в бюджетной системе, позволяющая путём выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильные макроэкономические условия и достижение стратегических целей социально-экономического развития страны.

28 ноября 2018 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №456-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2018 года №2078-р. В связи с изменениями в законодательстве о налогах и сборах Федеральным законом закрепляются в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

25 октября 2018 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О внесении в Госдуму законопроектов, направленных на совершенствование системы межбюджетных отношений Распоряжение от 24 октября 2018 года №2288-р. Законопроектами, в частности, предусматривается сокращение предельного размера дефицита бюджетов субъектов Федерации с 15 до 10%. Вводится понятие единой субвенции бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, порядок формирования и предоставления которой будет устанавливаться нормативным правовым актом Правительства России. Предусматривается возможность предоставления новых межбюджетных трансфертов – «горизонтальных» субсидий.

17 октября 2018 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О поручении по вопросу о механизме компенсаций бюджетам субъектов Федерации выпадающих доходов Председатель Правительства России Д.А.Медведев поручил при разработке федеральных законов, приводящих к возникновению новых расходных обязательств или снижению доходов субъектов Федерации, предусматривать полную или частичную компенсацию снижения доходов или роста расходов регионов.

29 сентября 2018 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О внесении в Госдуму законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р. Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

10 августа 2018 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О предоставлении дотаций субъектам Федерации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций Постановление от 8 августа 2018 года №930. Из резервного фонда Правительства России выделяются 30,6 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам 63 субъектов Федерации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций. Это позволит поощрить субъекты Федерации, обеспечившие максимальный прирост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет по итогам 2017 года.

3 августа 2018 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в законодательстве о налогах и сборах Федеральный закон от 3 августа 2018 года №302-ФЗ. Цель Федерального закона – совершенствование процедур налогового администрирования. В частности, сокращён с трёх до двух месяцев срок проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, уточнён порядок проведения дополнительных действий налогового контроля. Установлена налоговая ставка 0% по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных из России на территорию государства Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. 14 июля 2018, суббота

1

Региональные бюджеты -- центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

I. Собственные доходы включают

  • 1) региональные налоги и сборы:
  • 1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) - по нормативу 100 процентов;
  • 2) транспортный налог (гл. 28 НК РФ) - по нормативу 100 процентов;
  • 3) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ) - по нормативу 100 процентов;
  • 2) неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет:
    • ? - части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
    • ? - платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
    • ? - платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
    • ? - сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
    • ? - В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

II. Регулирующие доходы включают

  • 1) отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год,
  • 2) дотации,
  • 3) субвенции,
  • 4) субсидии
  • 5) трансферты, полученных за счет средств федерального бюджета.
  • 1) налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    • ? налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
    • ? налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
    • ? налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
    • ? абзац утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;
    • ? акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
    • ? акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
    • ? акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 процентов;
    • ? (в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ)
    • ? акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
    • ? акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
    • ? налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
    • ? налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
    • ? налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
    • ? регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
    • ? сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;
    • ? сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
    • ? единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
    • ? единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
    • ? государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
    • ? по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
    • ? за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
    • ? за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
    • ? за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
    • ? за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.
    • ? Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:
    • ? (абзац введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 159-ФЗ)
    • ? 20 процентов указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;
    • ? 80 процентов указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.
    • ? от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов -- более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий -- примерно 9%, доходы от государственной собственности -- 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества -- 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов -- 2,8%.

Расходы региональных бюджетов:

  • * обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • * обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
  • * проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
  • * обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • * формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
  • * осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
  • * содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • * обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
  • * оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • * обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • * компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство, на втором месте -- расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) -- более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Структура доходов региональных и местных бюджетов в РФ, %