Основные направления налоговой политики на год. Региональные и местные бюджеты

27 июля 2015 года на сайте Минфина были опубликованы Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики). Это уже стало традицией - определять действие власти в области налогообложения и налогового администрирования на ближайшие три года.

Напомним, что этот документ не является нормативным, при этом он дает возможность понять вектор движения в данной области. Об основных положениях документа читайте в предложенном материале.

Заявлен главный вектор развития налоговой политики Российской Федерации до 2018 года: в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого‑либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.

Это должно, наверное, радовать всех субъектов предпринимательской деятельности. При этом хотелось бы, чтобы налоговая нагрузка не просто не увеличивалась, а поэтапно снижалась. В ближайшие три года такой конкретной задачи не ставится.

Текущее положение дел в области налоговой политики

Прежде чем строить планы на будущее, надо понять, на каком этапе развития мы находимся сейчас. Как и в предыдущем аналогичном документе, в Основных направлениях налоговой политики дан анализ налоговой нагрузки и налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах.

Принципиально структура налоговых поступлений в России по сравнению с прошлыми годами не изменилась: по прежнему доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП . Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов.

Стабильно высокий уровень налоговой нагрузки наблюдается по следующим налогам: НДФЛ, НДС, налогу на прибыль, акцизам.

По сравнению с экономиками других стран уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения - Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).

Это свидетельствует о более низкой конкурентоспособности России в данном аспекте, чем в указанных странах. Именно поэтому, а также исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности - использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).

Что касается налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в России, то в отчете DoingBusiness - 2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2013 года, Российская Федерация занимает 62‑ю позицию:

  • по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» - 49‑е место;
  • по индикатору «Регистрация предприятий» - 34‑е место.
По итогам 2012 года Россия соответственно занимала 92‑е место в общем рейтинге, 56‑е место («Налогообложение») и 88‑е место («Регистрация предприятий»).

В сделан анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий. Приведем ключевые моменты этого анализа. Основные итоги реализации налоговой политики приведены в приложении 1 к названному документу.

Консолидированные группы налогоплательщиков в 2012 - 2014 годах. Как уже отмечалось в предыдущем аналогичном документе, изменения в налоговом законодательстве, позволяющие создавать КГН, затронули интересы субъектов РФ, бюджеты которых получали доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов - численности работающих и стоимости основных фондов.

В 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на приостановление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. При принятии этого решения предполагалось, что на протяжении 2015 года будет проведен анализ их деятельности и влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия по отношению к таким группам. Изменения внесены Федеральным законом № 366‑ФЗ . Участники КГН, договоры о создании которых зарегистрированы в 2014 году, будут применять особый порядок определения налогооблагаемой прибыли и исчисления налога на прибыль организаций, начиная с отчетных (налоговых) периодов 2016 года.

Налоговый маневр в нефтяном секторе. Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере: декларировались различные цели и делались разные шаги в налоговой политике.

Как сказано в Основных направлениях налоговой политики , уже в начале 2014 года стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2015 года завершить не удастся.

Налоговый маневр 2014 года состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 руб. за тонну в 2014 году до 919 руб. в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.

Освобождение от налога на имущество организаций движимого имущества. В 2012 году в Налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым из объекта обложения налогом на имущество организаций были исключены объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 года. Планировалось таким образом простимулировать обновление оборудования без существенных потерь для бюджета, а также в ближайшее время перейти на налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, что вообще исключает движимое имущество из‑под налогообложения.

На практике указанные новшества позволили вывести из‑под налогообложения не только старое оборудование, но и вновь принятое на учет в результате реорганизации, перепродажи и иной передачи между организациями, сопровождавшейся постановкой оборудования на учет.

Для исправления ситуации и предотвращения уклонения от налогообложения в 2014 году была принята норма, которая полностью исключала из объекта налогообложения основные фонды, относящиеся к 1 - 2‑й амортизационным группам (Федеральный закон № 366‑ФЗ ). Освобождение прочего движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 года, от налогообложения не допускалось, если такое принятие к учету производилось в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц либо в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

Однако новые поправки вызвали проблемы: проведение реорганизации юридического лица в условиях действующего законодательства приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда это имущество ранее правомерно освобождалось, а передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, при осуществлении централизованных закупок оборудования через зависимое лицо). Таким образом, необходим дальнейший мониторинг ситуации и с учетом обязательства по неповышению налоговой нагрузки разработка вариантов модификации этой нормы.

Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ. Анализ налоговых расходов - это количественный анализ всех ранее принятых решений в области налоговой политики в отношении предоставления налоговых льгот и преференций.

Ранее ставилась цель провести инвентаризацию всех имеющихся льгот по всем налогам и сборам.

Согласно отчетности ФНС с 2011 по 2013 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза - с 1 491,5 млрд руб. до 1 930,5 млрд руб.

Основные меры в области налоговой политики до 2018 года

Как уже было заявлено выше, на ближайшие три года не планируется повышение налоговой нагрузки.

Отметим, что перечисленные ниже меры уже частично реализуются в виде принятых законов.

Легализация капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ

В рамках исполнения Послания Президента РФ предполагается внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках) с предоставлением гарантий безопасности со стороны государства - амнистия капиталов.

140‑ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;

- Федеральный закон от 08.06.2015 № 150‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее - Федеральный закон № 150‑ФЗ ).

Декларация может быть представлена в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) декларанта либо в ФНС в период с 1 июля по 31 декабря 2015 года.

Антикризисные меры

В условиях сложной экономической ситуации предлагается ряд антикризисных мер со стороны государства (см. таблицу).

Антикризисная мера Практическая реализация
Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств

(«гринфилды» и специальные инвестиционные контракты)

Расширение прав субъектов РФ посредством предоставления всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории Разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов РФ налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока:

Снижение до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ;

0% - в части, поступающей в федеральный бюджет;

Ряд других норм.

Планируемое вступление в силу указанных норм - 2016 год

Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества

для целей налогообложения

Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 тыс. - 100 тыс. руб. Стоимость амортизируемого имущества увеличена до 100 тыс. руб. для объектов, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (Федеральный закон № 150‑ФЗ )
Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы
Расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН С 1 января 2016 года будет увеличено количество видов предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, с 47 до 63 (Федеральный закон от 13.07.2015 № 232‑ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 232‑ФЗ ))
Распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» по УСНО и ПСН на деятельность в сфере бытовых услуг Принятые поправки вступят в силу с 1 января 2016 года (Федеральный закон № 232‑ФЗ )
Предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности Принят Федеральный закон № 232‑ФЗ , который вводит указанную норму с 1 января 2016 года
Предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности Данная норма начнет действовать с 1 октября 2015 года (Федеральный закон № 232‑ФЗ )
Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников
Введение регистрации по принципу «одного окна» для самозанятых лиц (не имеющих наемных работников и осуществляющих отдельные виды деятельности) возможно без получения статуса индивидуального предпринимателя -
Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций
Повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2 - 1,5 раза С 1 января 2016 года пороговое значение выручки увеличено с 10 млн до 15 млн руб. за квартал, для вновь созданных организаций с 1 млн до 5 млн руб. в месяц и с 3 млн до 15 млн руб. за квартал (Федеральный закон № 150‑ФЗ )
Учет процентных платежей в целях налогообложения
Снижение на 2015 год до 0 минимальной величины процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемым внутри России (Федеральный закон от 08.03.2015 № 32‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ). Продление действия этой меры возможно при придании ей постоянного характера.

Рассмотрение вопроса о введении в законодательство о налогах и сборах присутствующего в налоговом законодательстве других стран понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий

-
Применение НДС к авансовым платежам
Упрощение начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также решение ряда других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги -
Порядок освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров
Упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте по аналогии с подтверждением обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте.

Предлагается освобождать крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, без предоставления банковских гарантий

-
Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам
- увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд руб. до 2 - 3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции;

Введение суммового критерия или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.);

Корректировка условий, при соблюдении которых сделки не признаются контролируемыми с целью учета степени значимости обособленных подразделений: предлагается не признавать контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика

-
Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте
Установить порядок вычета сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), НДС по ставке в размере 0%, в порядке, аналогичном порядку, применяемому по товарам, используемым для осуществления операций по реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам в размере 10 и 18% -

Налогообложение доходов физических лиц

Предполагается уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения НДФЛ, в том числе при увольнении гражданских служащих, военнослужащих и судей, при получении доходов в иностранной валюте, уточнение отдельных положений по налогообложению выигрышей в лотереи.

Совершенствование порядка обложения НДС

НДС является одним из самых сложных налогов, его совершенствование происходит постоянно, не будут исключением и предстоящие три года.
Преследуемые цели Предполагаемые меры
Сокращение срока возмещения НДС и отвлечения оборотных средств - распространение на операции, облагаемые по ставке в размере 0%, общего порядка применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур;

Предоставление права на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд руб.

Обеспечение единообразного толкования норм НК РФ - установление порядка определения налоговой базы в отношении исчисления НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях;

Установление права налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками;

Уточнение нормы НК РФ, касающейся вычетов по имущественным правам

Противодействие неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы - освобождение от налогообложения операции по реализации макулатуры;

Установление обязанности при реорганизации юридического лица восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся плательщиком НДС;

Уточнение размера НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей;

- уточнение порядка определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест;

Установление обязанности налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, в случае если поставка не состоялась в течение определенного времени

Приведение в соответствие с международной практикой порядка применения НДС по телекоммуникационным услугам Продолжить рассмотрение вопросов, касающихся необходимости внесения изменений в НК РФ, определяющих лиц, обязанных уплачивать НДС и устанавливающих элементы обложения налогом указанных услуг

Акцизное налогообложение

Акцизное налогообложение предполагается совершенствовать в двух направлениях:
  • индексация ставок акцизов;
  • уточнение порядка исчисления и уплаты акцизов.
На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен.

Налогообложение природных ресурсов

В рамках совершенствования НДПИ планируются следующие мероприятия:
  • анализ практики применения НДПИ в отношении драгоценных и полудрагоценных камней и камнесамоцветного сырья;
  • подготовка предложений о приведении положений гл. 26 НК РФ в соответствие с нормативной правовой базой в части классификации запасов углеводородного сырья;
  • проработка возможности определения объектом обложения НДПИ при добыче руд черных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов химически чистого металла, содержащегося в добытой руде или в конечной продукции разработки соответствующего месторождения полезных ископаемых;
  • рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.

Оценка эффективности налоговых льгот

Впервые вопрос об отмене ряда налоговых льгот был поставлен в Основных направлениях налоговой политики на 2011 - 2013 годы . В основном речь идет о федеральных льготах по налогу на имущество и земельному налогу.

По оценкам Минфина, выпадающие доходы от указанных льгот на момент их существования в 2012 году составляли около 85% объема всех выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам. В настоящее время до 2018 года идет поэтапная отмена указанных льгот.

Предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождение от налого­обложения, изъятие из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам.

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Несмотря на то, что сегодня страховые взносы выведены из‑под действия НК РФ, в Основных направлениях налоговой политики затронуты и вопросы исчисления и уплаты страховых взносов.

Во-первых, на период 2016 - 2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2015 года.

Во-вторых, в соответствии с уже принятыми решениями будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

В-третьих, будет дана оценка эффективности действующей системы уплаты страховых взносов взамен ЕСН (единого социального налога).

Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес

Кроме налоговых платежей, значительную часть совокупной нагрузки на бизнес формируют неналоговые платежи, являющиеся обязательными.

Неналоговые платежи имеют различную правовую природу.

Значительная группа неналоговых платежей перечисляется в бюджеты бюджетной системы РФ, при этом их перечень является открытым.

По оценкам Минэкономразвития, экономия бизнеса от введения до 2019 года моратория на увеличение ставок отдельных неналоговых платежей может составить 1,8 трлн руб. или около 3% ВВП.

В плановом периоде предполагается рассчитывать дополнительный показатель внутрироссийской «фискальной» нагрузки, отражающий уплату как налоговых, так и отдельных видов неналоговых платежей, а сами неналоговые платежи, как и политику в области их регулирования, рассматривать в Основных направлениях налоговой политики на очередную трехлетку.

Федеральный закон от 24.11.2014 № 366‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Бюджетная политика России на 2018 год является приоритетной разработкой членами правительства в 2016 году. Тогда было решено перейти на трехлетний период планирования бюджета страны. Это позволило перестроить экономику страны, чтобы добиться макроэкономической стабильности.

Бюджетный показатель за 2016-2018 годы

Путин Владимир Владимирович.

2016 год ознаменовал собой избавление от последствий обвала цен на «черное золото», а также санкций. Именно поэтому комплекс действий, проводимый в 2016 году, был принят за идеальный план по расчету показателей.

Основные показатели, на которые делает акцент бюджетная политика 2016 года:

  • приведение к стабильности цен на нефть;
  • уровень предельного размера расходов.

Цикл, рассчитанный до 2020 года, планирует удерживать цены на нефть марки «Юралс» на планке в сорок долларов за баррель. Такое положение цен на рынке топлива будет сокращать дефицит бюджета на один процент каждый год.

В 2017 году курс рубля был сбалансирован тем, что денежные средства от продажи нефти, которая стоила дороже, чем сорок долларов за баррель, передавались в Резервный Фонд. Также был разработан определенный комплекс действий по управлению денежными средствами в стране.

Смотрите также:

Что ждет евро в 2018 году: прогнозы аналитиков и экономистов

Эксперты, протестировавшие его, пришли к выводу, что он может быть использован в 2018-19 годах. Если сконцентрировать расходы бюджета России всего лишь на несколько направлений, а также повысить качество и ответственно подходить к этой работе, то излишнее транжирство можно избежать.

Прогнозы на 2018

Доклад Президенту.

Основная задача, которую ставит перед собой бюджетная политика это понижение инфляционного уровня, уменьшение ставок по кредитам, а также усовершенствование различных производств в силу санкций и импортозамещения.

Согласно экспертным прогнозам рост мировой экономики возобновится, а санкции продолжат свое действие в полную силу. В связи с этим ожидается, что ВВП вырастет на полтора процента.

Бюджетная политики направит свои силы на улучшение социально-экономического развития, а в частности, на следующие направления:

  • добиться цены в сорок долларов за баррель на нефть «Юралс»;
  • удержать среднегодовую цену доллара 68 рублей за доллар;
  • Рост ВВП 1,7 процента;
  • уровень инфляции 4 процента.

Дефицит бюджета — основная проблема экономики страны, и, чтобы её разрешить, необходимо уменьшать количество денежных средств, получаемых из Резервного фонда собственно на борьбу с дефицитом бюджета.

Смотрите также:

Закон об амнистии капитала в 2018 году: свежие новости и поправки в закон

Также проблемой для экономики является то, что число пенсионеров растет. В стране плохие условия для работающего населения. Процент работающих падает с каждым днем из-за того, что нет возможности пройти переквалификацию или переподготовку. Мобильность кадров не повышается.

Комплекс действий бюджетной политики на 2018 год

Бюджетный «портфель».

С началом 2018 года государство обязует все государственные компании, в том числе и банки, выплачивать дивиденды в размере половины процентов от чистой прибыли. Эти поступления поспособствуют увеличению государственного бюджета и привлекут на фондовый рынок новых вкладчиков.

Налоги подвергнутся жесткому контролю и учету. Будут созданы базы налогоплательщиков с полной информацией о них.

Также любое розничное предприятие обязано будет иметь кассовый аппарат и производить все действия с деньгами через этот аппарат.

Чтобы простимулировать инвесторов к активным действиям, предложен следующий комплекс мер:

  • ввести льготы по выплате налогов для предприятия, которые создают инфраструктуру на Дальнем Востоке;
  • снизить налоговый вычет для новых предприятий.

Бюджетная политика РФ до 2020 года

Парламентская сессия.

Основной задачей ставится завершение преобразований в структуре экономики страны. Это позволит не зависеть от колебаний цен на топливо и привлечь инвесторов как внутри страны, так и с внешней стороны.

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Продолжаем наши подготовительные совещания в рамках бюджетных процедур.

На отдельных отраслевых совещаниях мы пришли к определённым решениям по расходам на развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, оборонки, по финансированию социальной сферы, по мерам поддержки региональных бюджетов. Вчера мы с частью присутствующих здесь коллег . Сегодня рассмотрим предложения Минфина по основным направлениям бюджетной политики и более детальные бюджетные проектировки, которые подготовлены по итогам этих отраслевых совещаний. Ещё раз в укрупнённом виде пройдёмся по развилкам. В середине сентября, после рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам, мы обсудим бюджет на заседании Правительства, как это полагается. И в целом до 1 октября планируется внесение в Государственную Думу всего бюджетного пакета. Прошу всех это учитывать, имея в виду, что времени остаётся немного.

Участники совещания

  • Список участников совещания об основных направлениях бюджетной политики и об основных параметрах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, 31 августа 2017 года

На какие моменты хотел бы обратить внимание?

Первое. Мы договорились, что исходим из базового варианта прогноза. Факторов неопределённости действительно хватает. Надо спокойно, без завышенных ожиданий их учитывать. И внутренние проблемы, конечно, существуют, и внешние вызовы, которых не стало меньше. В этих условиях сдержанная, аккуратная бюджетная политика – это, наверное, оптимальный вариант для того, чтобы сохранить уровень государственного долга на приемлемом уровне, обеспечить устойчивость и сбалансированность всей финансовой системы. В последние годы, несмотря на множество негативных факторов, надо признаться, мы к бюджетной стабильности привыкли и воспринимаем её как само собой разумеющееся. Но это совсем не так. Прежде всего это результат нашей с вами совместной работы и жёсткой бюджетной политики, которую Правительство проводило все эти годы, хотя это было непросто.

Контекст

Целевые ориентиры остаются прежними: четырёхпроцентный уровень инфляции, постепенное снижение бюджетного дефицита. Новый бюджет также это будет учитывать.

Второе. Бюджет должен быть сбалансирован. Это позволяет уверенно финансировать социальные обязательства. Зарплаты, стипендии, пенсии и пособия должны быть гарантированы бюджетными ресурсами, что бы ни происходило с ценами на нефть. Хотя там есть разные предположения.

Сейчас мы с этой задачей в целом справляемся, в том числе благодаря резервам, которые мы создавали. В новом бюджете также должны быть предусмотрены необходимые средства. Для этого мы приняли два важных решения. Одно из них касается нового бюджетного правила. Так называемая цена отсечения на нефть марки «Юралс» фиксируется и ежегодно, начиная со следующего, 2018 года, будет индексироваться на 2%.

Во-вторых, мы объединяем ресурсы наших суверенных фондов. Фонд остаётся один – Фонд национального благосостояния. Теперь в него будут направляться все дополнительные нефтяные «сверхдоходы». При этом целевое использование, назначение средств Фонда национального благосостояния не меняется.

И наконец, третье. Вчера на совещании мы отмечали определённые позитивные сдвиги, которые наметились в экономике. По этому поводу есть разные оценки. По данным Минэкономразвития, во II квартале рост ВВП ускорился до весьма уже неплохих цифр. Но пока эти тенденции не являются устойчивыми, чтобы можно было говорить о качественном изменении экономической ситуации. Это нужно иметь в виду. Мы обсудили тем не менее, что нужно сделать, чтобы закрепить такого рода позитивные сдвиги, и в смысле налогового, и в смысле таможенно-тарифного регулирования. Бюджетная политика также должна стимулировать изменения и развитие реального сектора, то есть промышленности и сельского хозяйства, создавая условия для долгосрочного экономического роста.

У нас используется проектный подход. Я вчера тоже проводил совещание по этому поводу. Ещё раз хочу отметить, что новые проекты, приоритеты новые мы создавали именно для того, чтобы сконцентрировать на них финансирование. Это нужно иметь в виду и отраслевым ведомствам, и нашим общеэкономическим ведомствам, и руководству Правительства, когда мы принимаем решения о том, что сохраняем для финансирования, а что не сохраняем. Очевидно, что приоритеты на то и приоритеты, что они должны финансироваться в преимущественном порядке.

5 июля была размещена информация о парламентских слушаниях на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике» (см. стр. Комитета ). Кроме того, был размещен и сам текст проекта «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг.» .

Комментарий от А.В. Брызгалина : То, что у нас с 2017 г. не три подготовительных документа к проекту бюджета на очередной год (о бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике), как было всегда ранее, а один, или вернее единый, следует из поправок в Бюджетный кодекс РФ, которые были внесены в него Федеральным законом от 28.03.2017 № 48-ФЗ.

Однако, как мне кажется, первый опыт подготовки «объединенного» документа оказался не совсем удачным. Во-первых, странно, что текста проекта нет на сайте Минфина (во всяком случае я там ничего не нашел; может быть плохо искал?).

Во-вторых, из документа исчезла четкость и сейчас содержание «о налогах» размазано по

тексту документа как каша по столу. Поэтому для того, чтобы узнать, что Минфин планирует на будущее «по налогам», надо читать всё-всё-всё и по крупицам выковыривать из этого довольно таки объемного документа, то, что нас интересует.

Что же касается существа «налоговой политики» не предстоящие годы, то вот несколько ключевых позиций:

Цитата из текста: «Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере [имеется в виду налоги, конечно же; вставка моя] является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы», что означает «создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе , что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса» [курсив не мой]. Иными словами, основой налогового контроля будет цифровой контроль за налогоплательщиками. Тут еще возникает вопрос, а кто будет делить налогоплательщиков и бизнес на «добросовестных» и «недобросовестных», и как это вообще можно делать, но это тема «отдельного плача»;

Как считает Минфин, основной упор в налоговой политике ближайших лет необходимо сделать на «выведении экономики из тени» (такие идеи раскиданы по тексту «Основных направлений…» в нескольких местах). То есть налоги от теневого бизнеса - это главный резерв бюджетной системы?;

В документе очень расплывчато и очень осторожненько прописана «фискальная девальвация» - основная идея нынешней налоговой перенастройки (снизить страховые взносы, но повысить НДС). Якобы в связи с тем, что «экономика будет из тени выходить», увеличится и фискальная нагрузка на бизнес (ну, правильно), поэтому, что бы снизить отрицательный эффект - лучше понизить страховые взносы. По тексту это называется «создание дополнительного экономического стимула для обеления - путем изменения структуры налоговой нагрузки»;

Минфин вновь высказался о неналоговых платежах, в плане того, что они «обременительны» для бизнеса, а кроме того, что необходима «систематизация и законодательное закрепление их установления и взимания - своего рода кодекс неналоговых платежей» [жирный курсив - не мой].

Кроме вышеуказанных, документ содержит еще массу налоговых положений, посвященных и КИКам, и акцизам, и рассрочкам уплаты недоимок, и уточнению налогового платежа самими налоговиками, и об ЕСХН и др.

Можно было бы конечно подробно изучить этот документ и проанализировать его досконально, одно не надо забывать, что это только лишь проект [жирный курсив на этот раз мой], и документ должны обсудить еще и депутаты ГосДумы, и чиновники Правительства, и представители профильных ведомств, поэтому не исключено, что окончательный текст «Основных направлений…», в части налоговой тематики может существенно измениться.

Поэтому, думаю вернуться к этому вопросу после того, как Минфин представит Правительству окончательный вариант.

Налоговая политика на 2016-2018 годы характеризуется своей направленностью на противодействие кризисным явлениям в экономике России. Для достижения этой цели в ней появилось несколько новых пунктов:

  • 1. Властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения. Подобные шаги должны способствовать развитию производства не только в особых экономических зонах, но и по всей территории РФ. Помимо этого, для территориальных органов управления будет введено ограничение на уровень взимаемого процента по местным налогам, а также по части налога на прибыль, направляемой в их бюджет для вновь создаваемых промышленных компаний. Для производственных машин, относящихся к группам амортизации с 1 по 7, предполагается разрешить применять режим ускоренного начисления с коэффициентом 2, если они приобретены по специальному инвестиционному договору.
  • 2. По мнению чиновников, не лишним в налоговой политике России будет изменение максимальной стоимости приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80-100 тыс. руб. Таким образом предполагается дополнительно поддержать развитие бизнеса.
  • 3. Изучаются способы совершенствования специальных налоговых режимов.
  • 4. Для граждан, обеспечивающих себе источник дохода самостоятельно, налоговая политика предполагает смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.
  • 5. Сумма оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал, также станет больше.
  • 6. Увеличивается срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями. При этом в законодательство о налогах и сборах добавляют определение капитализационного займа, осуществляемого между головной российской компанией, являющейся заимодавцем, и зависимой компанией. Подобные операции будут рассматриваться как инвестиционные, выплата процентов будет приравнена к перечислению дивидендов.
  • 7. В целях облегчения процедуры учета НДС с предоплаты также произойдет некоторое смягчение налоговой политики в части порядка принятия к учету налога по авансам. Прежде всего данное решение нацелено на продавцов, не желающих доначислять налог с авансов. Это поможет существенно снизить потери и увеличить наполняемость бюджета.
  • 8. По мнению законодателей, не мешало бы сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.
  • 9. В то же время требуется ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.
  • 10. Также в целях стимулирования экспортной торговли чиновники хотели бы сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.

Как видно из приведенного списка, значительная часть программы налоговой политики на 2016-2018 годы ориентирована на оптимизацию механизмов начисления и уплаты НДС. Будет усовершенствован порядок учета и оформления налога по авансам, операциям с имущественными правами. Одновременно с этим ужесточится контроль за предумышленным занижением базы по НДС и его возмещением.

Резкого всплеска уровня налоговой нагрузки по акцизам также не планируется, в то же время будет введена авансовая уплата акциза для изготовителей алкогольной продукции посредством покупки специализированных акцизных марок.

В сфере добычи природных ресурсов также не предвидится ухудшения положения компаний. Некоторым изменениям подвергнется порядок определения налоговой базы по добыче драгоценных камней, черных, цветных и радиоактивных металлов. Возможно, в ближайшее время руководству местных правящих органов будет перепоручено определять объем налоговой базы и порядок расчета НДПИ.

Сложно представить эффективную налоговую политику, сформированную без определения механизмов контроля точности и своевременности уплаты фискальных сборов. В связи с этим в состав надзорных органов может быть добавлена служба предварительного контроля. В нее компания сможет обратиться для получения консультации еще на стадии подготовки хозяйственной операции и четкого представления ее результатов в сфере налогообложения. Будет сокращен перечень сведений, составляющих налоговую тайну, что благотворно скажется на осведомленности налогоплательщиков в отношении своих партнеров.

Борьба с оффшорными схемами также не ускользнула от кураторов налоговой политики: представители финансового ведомства всерьез озабочены сокрытием части прибыли для уклонения от уплаты налогов подобными путями. В связи с этим в обновленной налоговой политике значительно усовершенствованы процедуры налогового контроля над данным направлением.

Стремясь не ухудшить положение плательщиков страховых взносов, налоговая политика 2016-2018 годов коснулась и данной темы. В связи с этим до начала 2019 года страховые тарифы не будут повышены.