Основы финансовой грамотности для детей. Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка

К сожалению, умению правильно обращаться с деньгами, накапливать сбережения и грамотно тратить, не учат в школе. И это не приходит как дар свыше, эти знания нужно прививать человеку с детства. Не все взрослые люди могут грамотно распоряжаться своим бюджетом, что уж говорить о детях. Возможно, вначале придется поработать над собой, прежде чем ждать каких-то достижений от ребенка.

Но как воспитать уважение к заработанным деньгам. Как воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам родителей, а потом и к собственным? Чтобы оградить малыша от возможных финансовых проблем во взрослой жизни, задумайтесь уже сейчас о воспитании его финансовой грамотности.

Воспитание собственным примером

Дети учатся всему, копируя поведение своих родителей. Поэтому стоит задуматься,

  • не слишком ли часто вы берете кредиты, руководствуясь лишь первым побуждением купить понравившуюся вещь?
  • Или стараетесь накопить нужную сумму, прицениваетесь и только потом совершаете уже обдуманную покупку?
  • Покупаете вещи только из новых коллекций или ждете сезона скидок?

Разница между потребностями и желаниями

Расскажите ребенку, что деньги, прежде всего, существуют для удовлетворения потребностей: в пище, жилье, одежде, обуви, то есть всего того, что необходимо нам для выживания.

Кроме того, мы используем деньги для исполнения своих желаний, например, покупаем новую игрушку или смартфон, украшения, то есть на покупку вещей, которые нам хотелось бы иметь. Но мы не можем позволить себе удовлетворять все свои желания немедленно, так как деньги имеют свойство заканчиваться.

Дети должны знать, откуда берутся деньги, каким образом зарабатываются, и на что расходуются. Ребенок должен понимать, что нельзя тратить больше заработанного. Привлекайте детей к вопросам планирования семейного бюджета и обсуждайте с ними все вопросы, связанные с деньгами. Это важно для получения навыков финансовой грамотности.

Капризам - нет

Даже если вы имеете финансовую возможность удовлетворить любую прихоть малыша, не поддавайтесь первому порыву купить все, что угодно, лишь бы он не устраивал истерик в магазине. Малыш еще не понимает, он просто уверен, что деньги берутся из кошелька, кредитки, нужно лишь достать и заплатить за то, что ему хочется. Но знает ли он, как они туда попали? Объясните малышу, что прежде чем что-то приобрести, нужно сначала накопить необходимую сумму. Пусть у него будет собственная копилка, где будут храниться его сбережения. Может когда он накопит определенную сумму, то всерьез задумается, что ему в действительности хочется купить.

Карманные средства учат самостоятельности, ответственности, экономии, умению ценить труд

Карманные деньги - лучший способ воспитания в детях правильного обращения с деньгами. Это будут личные деньги. Совершая покупки самостоятельно, ребенок несет ответственность за свой бюджет, быстрее научится контролировать их. При этом важно, чтобы деньги, пусть небольшая сумма, но выдавались регулярно, и дети сами распоряжались ими по своему усмотрению.

Это их личные деньги, и пусть они отвечают за последствия, если вдруг за первую неделю потратят все карманные деньги, выданные на месяц. Это конечно плохо, но не нужно жалеть и давать денег взаймы. Ведь в том и есть весь смысл выдачи карманных средств, чтобы на личном горьком опыте дети научились делать выбор и принимали решение, потратить все сразу или накопить и купить что-то посерьезнее. Не нужно контролировать, как распоряжаются деньгами дети, младшие могут ошибаться, неправильно потратить или потерять. Старшие уже могут из личных денег оплачивать, например, сотовую связь, или подарки друзьям.

Как выдавать карманные средства

Небольшую сумму следует начинать давать примерно с шестилетнего возраста, или когда чувствуете, что чадо достигло определенного уровня самостоятельности. Сумму нужно определить исходя из семейного бюджета, которую ежегодно нужно увеличивать. Чтобы ребенок научился планировать свои расходы и растягивать деньги на определенный срок, необходимо соблюдать график выдачи денег. Например младшим выдавайте деньги один раз в неделю, когда малыш немного подрастет, можно давать раз в две недели. Подросток уже в состоянии разумно планировать расходы на более длительный срок, и ему можно выдавать карманные средства один раз в месяц.

Но как воспитать уважение к заработанным деньгам, если средства массовой информации на каждом шагу призывают приобретать тот или иной товар прямо сейчас? Ведь именно детская аудитория наиболее подвержена влиянию маркетинговых уловок. Конечно, оградить ребенка от потока рекламы на телевидении, в интернете и средствах массовой информации просто невозможно. Важно научить его правильно воспринимать получаемую оттуда информацию. При совместном просмотре рекламных роликов, объясните ребенку, на какие хитрости могут идти продавцы для создания положительного впечатления о товаре. Возможно, они так красочно расписывают положительные свойства, чтобы скрыть негативные? Адекватна ли цена на товар? А может быть есть более дешевый аналог?

Деньги на мелкие расходы получают около 78% школьников. Если подросток не имеет возможности получать доход из других источников - например, благодаря подработкам или стипендии, то практические навыки обращения с деньгами он будет наращивать уже после достижения трудоспособного возраста. Но позднее знакомство с деньгами может стать причиной высокорискового поведения и снижения благосостояния в будущем, поэтому знакомство с полем финансовых возможностей, рисков и стратегий лучше не откладывать на «18+».

Дети и деньги

В среднем, через детский карман проходит 400 рублей за неделю. Дети с большим удовольствием «проедают» их - конфеты, мороженое, чипсы. На питание в школе уходит половина - 200 рублей, траты на мобильную связь, кино и подарки уступают в популярности. При этом только треть опрошенных родителей (33%) регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, время от времени это делает 29% участников иисследования НАФИ.

Как следствие - дети и подростки знают о финансовых продуктах и услугах или совсем ничего, или очень поверхностно. Они чаще всего не представляют, как работают сберегательные, страховые и инвестиционные инструменты, чуть выше уровень осведомленности о карточных и кредитных продуктах. При этом представления детей о различиях и функциях таких продуктов, как правило, являются ошибочными. Даже подростки постарше (15-17 лет) достаточно плохо понимают, как устроена финансовая система страны, несмотря на профильные предметы школьной программы. В таких условиях дети усваивают убеждения и установки (негативное отношение к кредитованию, картам и т.д.), которые в будущем могут стать для них барьером на пути разумного пользования этими финансовыми сервисами и продуктами - индивидуальному финансовому благополучию.

При невысоком уровне финансовой грамотности, несовершеннолетние дети и подростки активно пользуются деньгами, в том числе онлайн. Техническая грамотность позволяет активно использовать безналичные способы оплаты, но отсутствие базовых правил персональной бухгалтерии может привести к формированию дефицитных стратегий управления личным бюджетом. Именно современные технологии, с которыми подростки на короткой ноге, могут упростить обучение финансовой грамотности и сделать этот процесс игровым, понятным и увлекательным.

Как учить и учиться финансам

В большинстве стран мира есть госинициативы по повышению финансовой грамотности населения, не исключением является и Россия. У нас действует Национальная Стратегия , которую координирует Министерство Финансов РФ и Координационный межведомственный комитет при Банке России. На сайте Стратегии, конечно, много материалов, но помочь разобраться в конкретных финансовых инструментах они не помогут, тем более, детям и подросткам. Ребенка можно водить на открытые лекции и другие тематические события - некоторые некоммерческие организации, которые работают с финансовой грамотностью, и крупные бизнес-компании устраивают подобные образовательные практики. Например, QIWI регулярно организует экскурсии, проектные занятия и специальные программы для детских лагерей.

Если идти никуда не хочется, да и времени на это нет, то помогут книги. В последние несколько лет в России вышло сразу несколько книг, и переводных, и отечественных. Для детей от 5-7 лет - «Финансовая грамотность для детей и подростков» Н.Смирновой, для среднего и старшего школьного возраста, - «Юный инвестор», К. Бейтмана. Авторы книг - как правило, специалисты финансового рынка, независимые советники или сотрудники финансовых организаций, но попадаются книги и бизнес-тренеров. Переиздают классические труды Р. Кийосаки.

С книгами всё хорошо, но этим форматом современных детей уже не удивишь, скорее, мобильными приложениями, играми или веб-сервисами. Кстати, предложений среди разработчиков игровых механик очень много, особенно популярны сюжетные игры в духе фермы, такие как «Мой ресторан» или «Я – продавец». Эти симуляторы не имеют большой методической ценности, но они знакомят ребенка с основами и делают это довольно рано -дети увлекаются играми с 6 лет. Есть игры, в основе которых лежат навыки из реальной повседневной жизни (например, веб-игра ЖЭКА).

Игры и приложения для финансового воспитания

Обучающие симуляторы предлагают в формате игры попробовать себя в той или иной роли. Например, почувствовать себя инвестором поможет приложение investbattle, попробовать оплатить ЖКХ, как взрослый, можно в игре ЖЭКА. Обучающие игры помогают изучить финансы - ответить на вопрос или разгадать ребус. Они помогут узнать много нового, но не выработают практических навыков. Например, игра «Финансовый футбол» проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он двигается к воротам противника, чтобы забить гол. Словари и справочники объясняют основные финансовые термины. Этот формат - следующая ступень после книг с ровно тем же контентом.

Ориентированным на приобретение практических навыков является формат мобильного приложения. Здесь ребенок не только получает необходимые знания, но и использует их на практике. У юного пользователя воспитываются правильные привычки: экономность, обдуманное потребление, финансовое планирование, постановка целей и т.д. Детям, знакомым с такими приложениями, проще говорить со взрослыми на одном языке и понять, зачем мама и папа работают.

Мировой опыт

В мире приложения по обучению финансовой грамотности и накоплению очень развиты. Например, в США очень популярно SmartyPig, ориентированное и на детей, и на взрослых. Оборот приложения - $5 млрд., копилке SmartyPig пользователи уже доверили $180 млн. При этом потребность в обучении финансам детей в Америке ниже, чем в России, так как уровень финансовой грамотности там выше, чем у нас, хотя штаты не на верхней позиции по этому показателю, да и вообще весьма консервативны в плане финансов. Многие относят это к пережитку текущих кризисов.

Прорывной страной в этой области является Сингапур. Там банки начинают работать с детьми с пяти лет, сопровождая его на всем жизненном пути. Как минимум 6 банков в этой стране предлагают счета для детей. При этом открыть его можно как онлайн, так и при личном визите ребенка в отделение банка. Это позволяет ребенку стать полноценным пользователем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым воспитывая финансовую дисциплину и самостоятельность. Минимальный размер депозита для этой возрастной категории составляет от $1 до $5. Чаще всего счета детей и депозиты застрахованы. Правда, процентная ставка по таким счетам ниже, чем у обычных, и в среднем равна 0.1% -0.3%. Иногда проводят специальные акции, благодаря которым дети могут получить процентную ставку до 2%. Но в среднем низкие ставки обусловлены большими издержками обслуживания счетов. Помимо этого, переводы между счетами детей и родителей в одном банке осуществляются бесплатно. Обслуживание счета составляет $1-2 и становится вообще бесплатным при достижении определенной суммы на счете (например, $500). Правда, некоторые банки не зарабатывают деньги за обслуживание, уменьшая деньги на остаток по счету.

В российском контексте к категории практических относятся приложения, которые позволяют ставить цели, а родителям поощрять их выполнение. За успешное и своевременное выполнение задач в виртуальную копилку ребенка начисляются баллы: смайлы, звезды, совы, дублоны и прочее. Сколько баллов и за какие достижения - решается на семейном совете вместе с ребенком. То, во что превратятся баллы, в живые деньги, конкретный подарок или нематериальное вознаграждение, опять же, решает вся семья, исходя из материального положения и подходов к воспитанию. Изначально, такие приложения предполагали только денежную мотивацию, но со временем выяснилось, что у этого подхода к воспитанию есть большие педагогические трудности, поэтому разработчики подключили нематериальные стимулы. О своей готовности создать подобные приложения заявили многие банки, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим подобные решения от Сбербанка, Тинькофф и других.

Если у семилетнего ребенка представление о деньгах еще весьма абстрактное, то в 11 лет он уже начинает понимать, для чего они нужны. Поэтому период 9-12 лет отлично подходит для вовлечения ребенка в хозяйственную жизнь семьи с помощью несложных поручений. Основные принципы финансового образования детей аналогичны тем, которыми руководствуются взрослые. Все действия должны быть осмысленными, простыми и понятными.

Покупка продуктов

Психолог Анна Портнова не рекомендует брать в магазин детей младше 2 лет. Увидев пестрящие яркими упаковками прилавки, малыш наверняка захочет все это иметь. Разумные доводы в таком возрасте не подействуют. Однако с 9 лет походы за покупками вполне можно использовать как обучающее пособие для ребенка.

Подготовку к посещению магазина следует начать заранее. Выпишите на листочке список необходимых покупок. Предупредите ребенка, что в магазине часто возникает желание приобрести какие-то вещи сверх плана. Поставьте цель – не поддаваться соблазну и взять только то, что есть в списке. Помните, начинать нужно с простых задач. Рассказывать ребенку о выгоде акционных товаров на первых порах не нужно: оставьте это не потом. Начало будет удачным, если ребенок просто удержится от покупок, не входящих в список.

Многие городские жители раз месяц ездят в гипермаркеты, такие как «Метро» или «Лента», с готовым списком продуктов. Посещение больших магазинов всегда сопровождается риском прихватить несколько товаров по акции. Такие незапланированные покупки могут существенно увеличить затраты. Поэтому ваши тренировки с ребенком лучше начать с небольших торговых точек, где вы ежедневно покупаете хлеб и молоко.

Пройдя мимо полосы препятствий из шоколадок и ярких конфет на кассе и покинув магазин, обсудите с ребенком его впечатления. Пусть он расскажет, что показалось ему самым легким, а что вызвало затруднения. Терялся ли он перед широким выбором или брал привычную марку продуктов. В процессе беседы ребенок сможет задать интересующие его вопросы, касающиеся выбора тех или иных вещей. Это подходящее время для того, чтобы рассказать ему о вкусовых различиях и соотношении цены и качества определенных товаров.

Поделитесь с детьми своими маленькими хитростями. Например, объясните, что покупать большие упаковки дешевле: стоимость растительного масла в литровой бутылке будет ниже, чем цена продукта, разлитого в маленькие бутылочки.

Дети не должны получать сразу сложные задания. Закупаться в магазине по длинному списку в 9 лет довольно сложно, и без вашей поддержки ребенку не обойтись. Но некоторые простые поручения ему уже можно доверить. Например, дети с радостью бегают в ближайшую продуктовую лавку за хлебом и молоком: так они чувствуют себя самостоятельными. А у вас появляется несколько свободных минут.

Вопрос, как распорядиться сдачей, всегда остается на усмотрение родителей. Должен ли ребенок вернуть все оставшиеся деньги до копейки, или ему позволят оставить сдачу себе, в каждой семье решают по-разному. В любом случае сдача может служить еще одним нехитрым способом обучения финансовой грамотности. Ее можно сразу же потратить, а можно вновь испытать силу воли. Слишком усердствовать в воспитании экономного отношения к деньгам не стоит — поход в магазин должен приносить ребенку радость.

Семейный бюджет

Назначьте ребенка на должность семейного бухгалтера. Заведите отдельную тетрадь, куда он должен будет вносить все расходы семьи. Каждый человек ежедневно должен будет отдавать ему все полученные чеки или складывать их в специальный конверт. По окончании месяца состоится подведение итогов: сколько денег потратила семья. Этот эксперимент потребует дисциплинированности от всех участников, но станет полезным опытом.

Будьте осторожны, вводя традицию оплачивать ребенку его трудовые подвиги или успехи в школе. Семейный психолог Людмила Петрановская советует различать понятия оплаты и премии, так как они имеют разную мотивацию. В первом случае вы выплачиваете обязательное вознаграждение за работу, а во втором – покупаете подарок для того, чтобы просто порадовать своего ребенка.

Какие бы методы обучения финансовой грамотности вы ни выбрали, ведите себя естественно. В отношениях с ребенком «воспитание» не должно стать главным элементом. Живите, как обычно. Вы можете готовить ребенка для входа во взрослую жизнь, оставаясь при этом любящими и заботливыми родителями.

Существует мнение, что ребенку следует поручать оформление квитанций на оплату коммунальных услуг, предварительно научив его этому. Цель такого обучения не совсем ясна. Если ребенок заметит, что родителям какая-то обязанность в тягость, он будет так же к этому относиться. А заполнение квитанций – занятие довольно скучное. Можно, конечно, рассказать ребенку о том, что существуют скучные обязанности, которые тоже приходится выполнять, но ребенок вряд ли вынесет из этого урока что-то новое. С неинтересными, но важными делами ребенок еще успеет столкнуться, но пока это должны делать взрослые. Так они проявляют заботу о своих детях.

Выделите ребенку определенную сумму на покупки, которую он может потратить в течение недели. Предварительно обсудите, что он планирует делать с этими деньгами. Когда неделя пройдет, поинтересуйтесь, как он потратил полученную сумму, удалось ли ему реализовать все свои планы. Порадуйтесь его успехам, если все прошло удачно, и посоветуйте, что делать, если возникли какие-то сложности.

Как реагировать на желание ребенка зарабатывать? Конечно, положительно. Если дети обнаруживают желание работать, это начинание следует поддерживать. Возможно, вам придется проявить родительскую находчивость: можно обсудить с другими родителями, какая деятельность будет безопасной и полезной для ребенка.

1. Подсчитайте и выдайте ребенку нужную сумму на закупку школьных принадлежностей. Отправляйтесь вместе в магазин и помогите ему сделать необходимые покупки в пределах этой суммы.

2. Поиграйте вместе в настольные игры. Игра «Set» помогает развить пространственное мышление, а «Монополия» — стратегическое.

3. Не отказывайте ребенку в просьбах. Предложите ему внести игрушку или конфеты, которые он просит, в список желаний. Такая подсказка может оказаться очень кстати перед днем рождения или Новым годом.

Переходим к практике.

В возрасте 6-8 лет дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. К этому времени дети поняли, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. К играм добавляются некоторые практические задания и упражнения. На каждом новом этапе развития практика будет все больше замещать игру в чистом виде.

В этот период необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь .
  8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала.

Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.